Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ ЕЕ ПРАВОВОГО РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМА КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ ЕЕ ПРАВОВОГО РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
200
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРУЖИЕ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ОРУЖИЯ / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / МЕРЫ КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ / WEAPONS / AMMUNITION TRAFFICKING / FIREARMS / GUN-CONTROL MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Муркштис Мариус Иокубович

В статье показана эволюция конвенциональных практик и особенности правовой регламентации оборота оружия согласно положениям Европейской конвенции о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами (1978 г.) и Директивам ЕЭС. Обозначена важная роль региональных международных правовых актов, определяющих базовые понятия, принципы и подходы в противодействии незаконному обороту оружия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUROPEAN LEGAL EXPERIENCE IN SOLVING THE PROBLEM OF ARMS CONTROL

The article shows the evolution of conventional practices in the EEU and the specifics of the legal regulation of arms turnover in accordance with the provisions of the European Convention on the Control of the Acquisition and Possession of Firearms by Individuals (1978) and the EEU’s Directives. Notes an important role of regional international legal acts defining the basic concepts, principles and approaches in gun-control policy

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ ЕЕ ПРАВОВОГО РЕШЕНИЯ»

МУРКШТИС Мариус Иокубович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса

и криминалистики РУДН e-mail: ugp-asp@yandex.ru

12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право 12.00.10 - международное право; европейское право

ПРОБЛЕМА КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ ЕЕ ПРАВОВОГО РЕШЕНИЯ

Аннотация. В статье показана эволюция конвенциональных практик и особенности правовой регламентации оборота оружия согласно положениям Европейской конвенции о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами (1978 г.) и Директивам ЕЭС. Обозначена важная роль региональных международных правовых актов, определяющих базовые понятия, принципы и подходы в противодействии незаконному обороту оружия.

Ключевые слова: оружие, незаконный оборот оружия, огнестрельное оружие, меры контроля за оборотом оружия.

MURKSHTIS Marius Iokubovich,

PhD in Law,

associate Professor of Criminal Law, criminal procedure

and criminalistics, RUDN

EUROPEAN LEGAL EXPERIENCE IN SOLVING THE PROBLEM

OF ARMS CONTROL

Annotation. The article shows the evolution of conventional practices in the EEU and the specifics of the legal regulation of arms turnover in accordance with the provisions of the European Convention on the Control of the Acquisition and Possession of Firearms by Individuals (1978) and the EEU's Directives. Notes an important role of regional international legal acts defining the basic concepts, principles and approaches in gun-control policy.

Key words: weapons, ammunition trafficking, firearms, gun-control measures.

Проблема международно-правового контроля за оборотом оружия и специальных средств в современных условиях имеет особое значение. Развитие технологий, сверхскоростная глобализация всех сфер жизни, к сожалению, не приводят к сокращению насилия между людьми. Количество вооруженных конфликтов в мире в конце XX -начале XXI в. существенным образом не уменьшается. Как указывает В.В. Лунеев, насилие в современном мире растет и изощренно использует все достижения науки и техники [1, с. 399]. «Самым опасным и широко распространенным насилием в современном мире, - отмечает ученый, - является совершение преступлений против жизни и здоровья людей с применением холодного и огнестрельного оружия, гранат, мин и других взрывных устройств, в том числе радиоуправляемых, с часовыми механизмами, вмонтированных в бытовые приборы, игрушки

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

и другие предметы» [1, с. 444]. Причинами тому являются легкая доступность соответствующих предметов и высокая эффективность их применения в достижении криминальных целей.

Может показаться, что после выбора во второй половине XX в. большинством развитых государств гуманитарных ценностей в качестве основного вектора дальнейшего развития в мире должны были сократиться объемы оборота предметов вооружений и специальных средств. Однако эти предположения ошибочны. Частичное сокращение оборота оружия и спецсредств произошло лишь в региональном масштабе.

В целом же само по себе сверхвыгодное и весьма высокодоходное криминальное явление, выраженное, как правило, в купле-продаже оружия и спецсредств, не сошло на нет. Процессы глобализации, вызвавшие среди прочего рост трансграничной, транснациональной и организованной преступности, поспособствовали и

росту рынка нелегального оборота оружия. Специалисты подчеркивают, что совокупность геополитических причин привела к тому, что именно в конце XX в. произошли серьезные изменения в оружейном бизнесе, сформировалась современная мировая система торговли оружием [2].

Доступность оружия и боеприпасов во всех регионах мира приводит к человеческим страданиям, росту репрессий, преступности и террора среди гражданского населения. По оценкам ООН, от 40 до 60% мировой торговли стрелковым оружием является незаконной [3].

Ввиду чего на межгосударственном уровне потребовались скоординированные взаимные усилия для организации контроля в этой сфере. Преступления в сфере оборота оружия сегодня относятся к разряду так называемых конвенционных преступлений, поскольку ответственность за них регламентирована договорными отношениями в сфере международного права. Привлечение к уголовной ответственности во исполнение соответствующих международных обязательств происходит на основании национальных уголовно-правовых запретов. Проблема незаконного оборота оружия, справедливо отмечается в литературе, является одновременно внутригосударственной и общемировой [4].

Известно, что даже самое плодотворное международное сотрудничество не сможет разрешить существующих проблем, если на внутригосударственном уровне контроль за оборотом оружия и специальных средств слабо организован. Между тем роль международной координации не следует недооценивать. Как отмечается в одном из докладов Генерального секретаря ООН по проблемам борьбы с незаконным оборотом оружия, всем государствам - членам этой организации следует оказывать помощь другим государствам в пресечении незаконного оборота оружия [5].

Результаты совместной многосторонней работы над созданием международно-правовых механизмов контроля за оборотом оружия на сегодняшний день выразились в принятии ряда международных документов регионального и универсального характера. В рамках настоящей публикации сосредоточим внимание лишь на некоторых из них, содержание которых предопределяет современное состояние и перспективы развития сотрудничества в исследуемой сфере на европейском пространстве.

Одним из первых юридических документов наднационального уровня в сфере контроля за оборотом оружия стала Европейская конвенция о контроле за приобретением и хранением огне-

стрельного оружия частными лицами, принятая в 1987 г. [6]. Этим документом договаривающиеся стороны определили обязанности оказания друг другу взаимной помощи через соответствующие административные органы в целях борьбы с незаконной торговлей огнестрельным оружием, поиска и обнаружения огнестрельного оружия, перемещенного с территории одного государства на территорию другого (ст. 2). В соответствии со ст. 4 Конвенции ее положения не применимы к ситуациям торговли оружием, осуществляемым специальными субъектами (государствами или лицами, действующими по поручению государств).

Для облегчения международного взаимодействия Конвенция определила ряд ключевых понятий. Так, в п. 1 Приложения 1 к документу содержится определение огнестрельного оружия, под которым предлагается понимать:

1) любой предмет, (^ изготовленный и приспособленный в качестве оружия, из которого могут быть выпущены свинец, пуля или другой снаряд или вредоносное газовое, жидкое или иное вещество с помощью взрывного, газового или воздушного давления или других способов, и (и) соответствующий одному из перечисленных ниже описаний. При этом понимается, что п/п. от "а" до "V включительно, а также п/п. 'Т' содержат лишь предметы со взрывной тягой:

a) автоматическое оружие;

b) короткоствольное, полуавтоматическое, многозарядное или однозарядное ружье;

c) длинноствольное, полуавтоматическое или многозарядное оружие хотя бы с одним нарезным стволом;

d) длинноствольное, однозарядное оружие хотя бы с одним нарезным стволом;

e) длинноствольное, гладкоствольное, полуавтоматическое или многозарядное оружие;

V) переносные ракетные пусковые устройства;

g) любое оружие или иное устройство, представляющее опасность для жизни или здоровья людей посредством выброса веществ токсичных, едких или одурманивающих;

^ огнемет для нападения или обороны;

^ длинноствольное, однозарядное, гладкоствольное оружие;

^ длинноствольное оружие с использованием газа для выброса заряда;

к) короткоствольное оружие с использованием газа для выброса заряда;

1) длинноствольное, пневматическое оружие;

т) короткоствольное, пневматическое оружие;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

п) оружие с использованием только пружины для выброса заряда».

Кроме того, к огнестрельному оружию относятся:

2) ударно-спусковой механизм, патронник, барабан, или ствол любого вышеуказанного предмета;

3) любой заряд, явно предназначенный для выброса с помощью предметов, указанных в п/п. от «а» до «Г» включительно, «Ь>, <ф>, «к» или «п» в п. 1, а также любое вещество или материал, явно предназначенные для выброса с помощью предметов, указанных в п/п. п. 1;

4) оптические прицелы с подсветкой или оптические прицелы с электронным светоусили-тельным или инфракрасным устройством, предназначенные для установки на одном из предметов, указанных в п. 1;

5) глушитель для насадки на любой предмет, указанный в п. 1;

6) любая граната, бомба или иной снаряд, содержащий взрывное или зажигательное устройство.

При этом из разряда огнестрельного оружия, перечисленного выше, согласно положениям Конвенции подлежат исключению следующие предметы: а) ставшие окончательно непригодными к употреблению; б) которые не подпадают из-за слабой мощности под контроль в стране их происхождения; в) изготовлены в целях подачи сигнала тревоги, другого сигнала, проведения спасательных работ, убоя скота, охоты или рыбной ловли с помощью гарпуна либо в промышленных или технических целях, при условии, что могут быть использованы только для указанных целей.

Как можно заметить, столь объемное определение оружия построено на описании видовых характеристик предмета. Однако самой дефиниции, определяющей сущностные черты оружия, в исследуемом международном правовом акте не содержится.

В Приложении к анализируемому международному документу имеется описание разновидностей и характеристик оружия, используемых в самом тексте Конвенции. Так, под «автоматическим» оружием для целей Конвенции предлагается понимать такое оружие, которое способно выстреливать очередями каждый раз при нажатии спускового крючка; под «полуавтоматическим» оружием - выстреливающее по одному заряду при каждом нажатии на спусковой крючок. «Многозарядное» оружие описано, как требующее помимо нажатия на спусковой крючок использования спускового механизма при производстве каждого выстрела. «Одноразовым» в документе названо такое оружие, ствол

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

или стволы которого должны заряжаться перед каждым выстрелом. Помимо этого договаривающиеся стороны определили, какое оружие следует считать «короткоствольным» и «длинноствольным». В первом случае это такое оружие, длина ствола которого не превышает 30 см, или вся длина такого оружия составляет не более 60 см. В случае превышения указанных характеристик оружие следует признавать длинноствольным.

Результаты изучения Приложения к Конвенции, как подчеркивают исследователи, позволяет заметить, что по смыслу этого документа контролю за приобретением и хранением огнестрельного оружия подлежит не только непосредственно огнестрельное оружие в том значении, как это принято понимать в нашей стране, но в том числе газовое и пневматическое оружие, а также основные части, боеприпасы и патроны к нему [7; 8].

Важным достижением Конвенции явилось установление системы учета за приобретением оружия частными лицами. В частности, договаривающиеся стороны определили, что приобретение оружия частным лицом на территории другого государства - участника Конвенции возможно лишь в случае наличия согласия на совершение этой сделки между властями страны, где приобретается оружие, и страны, гражданином которой является это лицо. При этом если предметы, определяемые в Конвенции в качестве огнестрельного оружия, продаются, перемещаются или иным образом передаются лицу, проживающему на территории другого государства, то в этом случае государство, на территории которого происходили подобные операции, уведомляет об этом страну - участницу Конвенции, гражданином которой является гражданин -приобретатель оружия (в том числе посредством передачи подобных уведомлений посредством Международной Организации Уголовного Розыска (Интерпол)).

Следует заметить, что в современных условиях вопросы правового регулирования приобретения оружия иностранными гражданами в Российской Федерации решены схожим образом с правилами Европейской конвенции. Так, в ст. 14 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150 «Об оружии» определено, что иностранные граждане могут приобретать на территории Российской Федерации гражданское оружие по лицензиям, выданным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, на основании ходатайств дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации, гражданами которых они являются, при условии

вывоза ими оружия из Российской Федерации не позднее 10 дней со дня приобретения оружия [9]. И хотя на сегодняшний день Россия не ратифицировала положения Европейской конвенции 1978 г., сам факт подписания этого документа свидетельствует о серьезных намерениях и взятых нашей страной на себя обязательствах, исполнение которых имеет важное политико-правовое значение. В свою очередь, нельзя не заметить, что выбор российских властей в пользу не ратификации положений Европейской конвенции 1978 г. не свидетельствует об игнорировании международного опыта или неподготовленности правовой базы для реализации положений Конвенции. Напротив, Российская Федерация, используя в своем законодательстве несколько иной подход к определению оружия, на национальном уровне устанавливает более широкие гарантии защиты. Специалисты отмечают, что различия в сферах правового регулирования сферы незаконного оборота оружия на национальном и региональном уровнях, включая неединообразный подход сторон к ключевым понятиям, во многом затрудняет международное сотрудничество [10].

Между тем исследователи проблем международно-правового регулирования оборота оружия указывают, что содержащийся в Европейской конвенции о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами понятийный аппарат наряду с закрепленными в ней механизмами учета и уведомления за оборотом оружия, определяющими усложненный порядок его приобретения, существенно повысил эффективность международного сотрудничества в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия [11], а сам этот международный документ регионального характера внес значительный вклад в укрепление международной безопасности [2].

Активное развитие международного сотрудничества в исследуемой сфере продолжилось, что отразилось на расширении его нормативно-правовых границ.

В частности, 18 июня 1991 г. Советом Европейских сообществ была принята Директива № 91/477/ЕЭС «О контроле за приобретением оружия и владением оружием» [12]. Её принятию, как известно из истории развития европейского права, способствовал ряд обстоятельств, наиболее значимыми из которых можно назвать: создание свободного рынка товаров и услуг, упразднение таможенных и полицейских формальностей на границах стран внутри Сообщества, потребности в унификации законодательства в части ответственности за незаконный оборот оружия, определении понятий и установле-

нии юридических границ законного оборота оружия и др.

В указанном европейском законодательном акте определено понятие огнестрельного оружия, под которым понимается любое ручное ствольное оружие, которое выстреливает дробь, пулю или иной снаряд под действием приводящего их в движение воспламеняющегося заряда либо которое предназначено или может быть трансформировано для этого, кроме оружия, исключенного по одному из оснований, перечисленных в части III Приложения I. (Перечень подобных исключений в целом совпадает с теми, что отражены в Приложении к Европейской конвенции 1978 г. Отличает в этом отношении Директиву № 91/477/ЕЭС указание на то, что не могут быть отнесены к огнестрельному оружию предметы, рассматриваемые в качестве антикварного оружия или его копий в той мере и с учетом того, как это урегулировано национальным законодательством.)

Кроме того, в Директиве № 91/477/ЕЭС получили закрепление понятия, описывающие конструктивные элементы оружия, боеприпасы, категории лиц, включенных в сферу оборота оружия, осуществляемые в сфере контроля за оборотом оружия действия и др. (деталь, существенная часть, боеприпас, отслеживание, маклер, оружейник).

Среди иных положений нормативного правового акта, имеющих важное значение, особое внимание в контексте предмета настоящего исследования следует уделить терминологии, используемой европейским законотворцем для описания незаконных действий с оружием. Речь идет о зафиксированных в п. 2 bis и 2 ter определениях незаконных производства и оборота оружия.

Так, под незаконным производством оружия в Директиве понимаются производство или сборка огнестрельного оружия, его деталей и боеприпасов:

i) из любой существенной части огнестрельного оружия, являвшейся объектом незаконного оборота;

ii) без разрешения, выданного согласно ст. 4 компетентным органом государства-члена, в котором осуществляется производство или сборка; или

iii) без маркировки собранного огнестрельного оружия в момент его производства согласно § 1 ст. 4.

Незаконный оборот оружия определен как приобретение, продажа, поставка, транспортирование или передача огнестрельного оружия, его деталей или боеприпасов с территории или по территории одного государства-члена на тер-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

риторию другого государства-члена, если любое из соответствующих государств-членов не разрешает это согласно положениям настоящей Директивы, либо если собранное огнестрельное оружие не маркировано согласно § 1 ст. 4.

Одним из наиболее значимых положений, содержащихся в Директиве № 91/477/ЕЭС с точки зрения повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом оружия являются требование внутригосударственной маркировки, а также создания компьютеризированной системы учета и регистрации огнестрельного оружия. Это, по мнению разработчиков документа, должно позволить любому государству -члену Сообщества с легкостью оперативно установить собственника огнестрельного оружия. (По сути, эта идея идет в развитие положений Брюссельской конвенции о взаимном признании испытательных клейм ручного огнестрельного оружия.) [13]. Для этого в Директиве дополнительно оговорено, приобретение и владение какого оружия запрещено (категория А), какое оружие подлежит санкционированию (категория Б), декларированию (категория С) или мерам отслеживания (категория D).

Таким образом, можно заключить, что общая для мирового сообщества проблема незаконного оборота оружия и контроля за его законным производством, перемещением и утилизацией решается на основании широкого спектра документов с различной степенью обязательности действия, значительную роль среди которых по праву занимают региональные (европейские) международные правовые акты. Благодаря им на международном уровне во многом удалось достичь договоренностей относительно базовых понятий, принципов и подходов в противодействии незаконному обороту оружия. Эти же документы, как следует из результатов изучения общеевропейской практики борьбы с оборотом оружия, показывают неплохую эффективность, поскольку позволяют учесть «местную» специфику рынка нелегальных вооружений. На сегодняшний день европейские международные документы в сфере контроля за оборотом оружия позволили достичь значительного прогресса в вопросах сокращения вооружений, минимизации криминальных рисков, уничтожения и контроля за оружием.

Список литературы:

[1] Лунеев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 399, 444.

[2] Харуца А. Актуальные проблемы международно-правового регулирования продажи

оружия в современном мире: автореф. дис ... канд. юрид. наук. Кишинев, 2011.

[3] Стрелковое и легкое оружие и практическое разоружение. URL: http://www.un.org/ru/ peace/disarmament/smallarms .shtml

[4] Задоян A.A. Незаконный оборот оружия: международно-правовой аспект // Юрист. 2011. №14. С. 41-47.

[5] Доклад Генерального Секретаря ООН на 68-й сессии ООН «Организация государствам помощи в пресечении незаконного оборота и в сбыте стрелкового оружия и легких вооружений». URL: https://library.un.org

[6] Европейская конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами (ETC №101) (Заключена в г. Страсбурге, 28 июля 1978 г.). Российская Федерация подписала документ (Постановление Правительства РФ от 10.12.1999 г. № 1373) // Сб. документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М.: Спарк, 1998. С. 140-147.

[7] Дербок З.Г. Основания криминализации деяний, предусмотренных статьями 221, 226 и 229 УК РФ, в международном уголовном праве // Общество и право. 2013. № 4. С. 104107.

[8] Никитина О.А. Международно-правовое сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом оружия: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

[9] Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150 (в ред. от 29.07.2017 г.) «Об оружии» // СЗ РФ. 1996. № 51, ст. 5681.

[10] Журавлев P.A., Нечевин Д.К., Толсту-хина Т.В., Стандзонь Л.В. Имплементация норм международного права в сфере борьбы с коррупцией в российском законодательстве // Известия Тульского гос. ун-та. Экономические и юридические науки. 2013. № 3-2. С. 10-27.

[11] Сошина Л.А. Международно-правовые основы противодействия незаконному обороту оружия // Сибирский юридический вестник. 2007. № 3. С. 46-49.

[12] Директива от 18 июня 1991 г. № 91/477/ЕЭС «О контроле за приобретением оружия и владением оружием» // СПС «Право.ру». URL: http://docs.pravo.ru/document/ view/21828759/21120417/

[13] Брюссельская конвенции о взаимном признании испытательных клейм ручного огнестрельного оружия (принята 01.07.1969 г. в городе Брюсселе). Россия присоединилась к Конвенции (Постановление Правительства РФ от 20.11.1992 г. № 891 (в ред. от 08.12.2008 г.)). Конвенция вступила в силу для России 3 ноября

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

1994 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/ proxy/ips/?docbody=&nd=102019807&rdk=&ba cklink=1

Spisok literatury:

[1] Luneev V.V. Prestupnost' HH veka: mirovye, regional'nye i rossijskie tendencii. M.: Volters Kluver, 2005. S. 399, 444.

[2] Haruca A. Aktual'nye problemy mezh-dunarodno-pravovogo regulirovaniya prodazhi oruzhiya v sovremennom mire: avtoref. dis ... kand. yurid. nauk. Kishinev, 2011.

[3] Strelkovoe i legkoe oruzhie i praktich-eskoe razoruzhenie. URL: http://www.un.org/ru/ peace/disarmament/smallarms .shtml

[4] Zadoyan A.A. Nezakonnyj oborot oruzhiya: mezhdunarodno-pravovoj aspekt // Yurist. 2011. №14. S. 41-47.

[5] Doklad General'nogo Sekretarya OON na 68-j sessii OON «Organizaciya gosu-darstvam pomoshchi v presechenii nezakonnogo oborota i v sbyte strelkovogo oruzhiya i legkih vooruzhenij». URL: https://library.un.org

[6] Evropejskaya konvenciya o kontrole za priobreteniem i hraneniem ognestrel'nogo oruzhiya chastnymi licami (ETC №101) (Zaklyuchena v g. Strasburge, 28 iyulya 1978 g.). Rossijskaya Federaciya podpisala dokument (Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10.12.1999 g. № 1373) // Sb. dokumentov Soveta Evropy v oblasti zashchity prav cheloveka i bor'by s prestupnost'yu. M.: Spark, 1998. S. 140-147.

[7] Derbok Z.G. Osnovaniya kriminalizacii deyanij, predusmotrennyh stat'yami 221, 226 i

229 UK RF, v mezhdunarodnom ugolovnom prave // Obshchestvo i pravo. 2013. № 4. S. 104-107.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[8] Nikitina O.A. Mezhdunarodno-pravovoe sotrudnichestvo v bor'be s nezakonnym oborotom oruzhiya: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2002.

[9] Federal'nyj zakon ot 13 dekabrya 1996 g. № 150 (v red. ot 29.07.2017 g.) «Ob oruzhii» // SZ RF. 1996. № 51, st. 5681.

[10] Zhuravlev R.A., Nechevin D.K., Tolstu-hina T.V., Standzon' L.V. Implementaciya norm mezhdunarodnogo prava v sfere bor'by s korrup-ciej v rossijskom zakonoda-tel'stve // Izvestiya Tul'skogo gos. un-ta. Ekonomicheskie i yuridich-eskie nauki. 2013. № 3-2. S. 10-27.

[11] Soshina L.A. Mezhdunarodno-pravovye osnovy protivodejstviya nezakonnomu oborotu oruzhiya // Sibirskij yuridicheskij vestnik. 2007. № 3. S. 46-49.

[12] Direktiva ot 18 iyunya 1991 g. № 91/477/EES «O kontrole za priobreteniem oruzhiya i vladeniem oruzhiem» // SPS «Pravo.ru». URL: http://docs.pravo.ru/document/ view/21828759/21120417/

[13] Bryussel'skaya konvencii o vzaimnom priznanii ispytatel'nyh klejm ruchno-go ognestrel'nogo oruzhiya (prinyata 01.07.1969 g. v gorode Bryussele). Rossiya prisoedini-las' k Kon-vencii (Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20.11.1992 g. № 891 (v red. ot 08.12.2008 g.)). Konvenciya vstupila v silu dlya Rossii 3 noyabrya 1994 g. // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&nd=102019807&rdk=&back-link=1

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.