МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ОРУЖИЯ
© Сошина Л. А., 2007
Л. А. Сошина — преподаватель кафедры уголовного права Юридического института ИГУ
Преступность как общесоциальный феномен, никогда не остававшаяся уделом одной страны, перешла границы государств и обрела общемировое значение. В последнее время вопросы, связанные с незаконным оборотом оружия, по большей части огнестрельного, являются объектом повышенного внимания мирового сообщества. Международное сообщество обеспокоено тем, что столь большое число преступлений, несчастных случаев и самоубийств, в которых используется огнестрельное оружие, тесно связано с наличием в обществе больших запасов огнестрельного оружия. На современном этапе прослеживается такая тенденция, что регулирование оружия, владение, хранение или обучение обращению с ним должным образом не осуществляются. И среди всего прочего, лица, которые, по всей вероятности, будут использовать это оружие в преступной деятельности, имеют легкий доступ к нему.
Разработка программ борьбы с незаконным оборотом оружия постепенно становится еще одним приоритетом государств-членов Организации Объединенных Наций. О том, насколько серьезно рассматривается международным сообществом эта проблема, говорит то обстоятельство, что практически во всех резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, касающихся международных действий по борьбе со злоупотреблением наркотиками и их незаконным производством и оборотом, в качестве одного из видов противоправной деятельности транснациональных преступных организаций называется и незаконный оборот оружия. В связи с этим вполне правомерным представляется вывод IX Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями: незаконная торговля огнестрельным оружием является широко распространенным видом транснациональной преступной деятельности, в которой нередко участвуют транснациональные преступные синдикаты.
Для предупреждения преступности и обеспечения общественной безопасности на национальном и международном уровнях в настоящее время существует настоятельная необходимость в разработке эффективных стратегий для надлежащего регулирования оборота огнестрельного оружия, как на национальном, так и на транснациональном уровнях. Поскольку объемы и масштабы международных сделок по передаче огнестрельного оружия увеличиваются, а сама незаконная транснациональная торговля оружием становится все более изощренной, ни одно государство не застраховано от последствий слабого законодательного или административного регулирования оборота огнестрельного оружия в других государствах.
Организацией Объединенных Наций осуществлен крупномасштабный международный исследовательский проект «Регулирование оборота огнестрельного оружия». Итогом его реализации явилось принятие Комиссией ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию проекта соответствующей резолюции Экономического и Социального совета, содержащей ряд важных рекомендаций государствам-членам в области контроля оборота оружия.
В настоящее время под эгидой ООН планируется осуществление ряда практических мер с целью координации усилий государств, направленных на
борьбу с незаконным распространением оружия. Так, в Венском центре ООН группой экспертов разрабатывается международная классификация видов оружия и составляется справочное пособие по этим вопросам.
Анализ данных, полученных экспертной группой пятидесяти стран по проблемам обращения и применения огнестрельного оружия гражданами при Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, и соответствующие рекомендации государствам-членам изложены в отчете Генерального Секретаря ООН на VI сессии Комиссии. (Вена, 28 апреля — 9 мая 1997 г.).
На международном уровне существует ряд юридических документов, регламентирующих оборот оружия. Международная борьба с незаконным приобретением и хранением огнестрельного оружия регламентируется Европейской конвенцией о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами1. Эта конвенция была подписана членами Совета Европы в Страсбурге в 1987 г.
Целью конвенции является предотвращение случаев бесконтрольного приобретения оружия частными лицами за рубежом и вывоза в какую-либо из стран. Конвенция оговаривает, что за каждой договаривающейся стороной остается право издавать законы и инструкции, касающиеся огнестрельного оружия, но при условии, что они не будут противоречить положениям Конвенции. В Конвенции дается детальное толкование понятия огнестрельного оружия. В Приложении I к Конвенции под огнестрельным оружием понимаются:
1) любые предметы, которые предназначены или приспособлены для применения в качестве оружия, из которых при помощи взрывного, газового или воздушного или любых других способов метания можно выпустить заряд дроби, пули или другой бое-припас, заряд токсичного газа, жидкости или другого вещества, в том числе:
• автоматическое оружие;
• короткоствольное оружие с полуавтоматическим механизмом, механизмом, требующим перезаряжения, или механизмом для ведения огня одиночными выстрелами;
• длинноствольное оружие с полуавтоматическим механизмом, механизмом, требующим перезаряжения, имеющее, как минимум, один нарезной ствол;
• однозарядное длинноствольное оружие с не менее чем одним нарезным стволом;
• длинноствольное оружие с полуавтоматическим механизмом, требующим перезаряжения и обязательно с глад-ким(и) стволом(ами);
• ручные реактивные гранатометы;
• любое оружие или устройства, представляющие угрозу жизни или здоровью людей путем воздействия на них зарядом паралитических или раздражающих веществ;
• наступательные или оборонительные огнеметы;
• однозарядное длинноствольное оружие и только с гладким(и) ство-лом(ами);
• длинноствольное оружие с газовым механизмом; и т. д.;
2) ударный механизм, патронник, ствол любого предмета, входящего в перечень перечисленных выше предметов;
3) любые боеприпасы, заряды и вещества, специально предназначенные для указанных выше предметов;
4) оптические прицелы;
5) глушитель;
6) любая граната, бомба или другой бое-припас, оснащенные взрывным или зажигательным устройством.
Таким образом, предметом данного международного преступления является не только огнестрельное оружие, как таковое, но и его основные части.
Приложение I к Конвенции разъясняет понятия оружия автоматического, полуавтоматического, однозарядного, короткоствольного, длинноствольного, а также механизма, требующего перезаряжения. Так, автоматическое — означает оружие, способное выстреливать очередями каждый раз при нажатии спускового крючка, а полуавтоматическое — означает оружие, выстреливающее один заряд каждый раз при нажатии спускового крючка.
Из понятия огнестрельного оружия исключаются предметы, которые:
а) явно непригодны для использования;
б) по причине маломощности не подлежит контролю в стране, из которой оно перемещается;
в) предназначены для поднятия тревоги, подачи сигналов, использования в спасательных действиях, на бойнях, для гарпунной добычи животных, промышленного или технического использования и при условии, что эти предметы применяются только для вышеперечисленных целей;
г) по причине древности не полежат контролю в стране, из которой они перемещаются.
Конвенция устанавливает две системы учета оружия, приобретаемого частными лицами:
оружие продается частному лицу за границей при условии согласия властей его страны, а также страны, где такое оружие приобретается; государство, продавшее оружие иностранному гражданину, обязано уведомить об этом страну, гражданином которой он является.
Таким образом, необходимо констатировать существующий довольно усложненный порядок приобретения оружия частными лицами за рубежом. Это позволяет, во-первых, осуществить необходимую регистрацию приобретаемого оружия иностранцами, а во-вторых, способствует эффективному международному сотрудничеству государств в деле борьбы с незаконным оборотом оружия.
Комитетом министров Совета Европы в дополнение к названной Конвенции в 1984 г. приняты рекомендации о гармонизации национальных законодательств об огнестрельном оружии. Государствам-членам предложен принять ряд мер, направленных на определенную унификацию нормативноправого регулирования вопросов, связанных с оборотом огнестрельного оружия. В частности, предусматривается введение в законодательство и практику классификации, устанавливающей критерии, необходимые для составления перечней оружия, запрещенного к продаже частным лицам, а также оружия, на владение которым необходимо получить разрешение.
Так, в отчете Центра международного предупреждения преступности сформулированы конкретные рекомендации по совершенствованию международного контроля за оборотом огнестрельного оружия. Например, было признано целесообразным частное владение огнестрельным оружием в целях самообороны, охоты, занятий спортом, а также осуществления частной охранной деятельности.
31 мая 2001 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила Протокол «Против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему», дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной пре-ступности2. Как следует из протокола, Госу-
дарства-участники признают необходимость предупреждения и пресечения незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему и борьбы с этими деяниями. Так как такие действия наносят ущерб безопасности каждого государства, региона и мира в целом, создавая угрозу для благополучия народов, их социально-экономического развития и права на мирную жизнь. Протокол обязывает всех Государств- участников уделять приоритетное внимание противодействию и пресечению незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия. Целью данного протокола является содействие развитию, облегчение и укрепление сотрудничества между Государствами-участниками для предупреждения и пресечения незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему и борьбы с этими деяниями.
Количество преступлений с применением оружия и взрывчатых веществ неуклонно растет, эти преступления давно уже приняли глобальный характер. Еще несколько лет назад в штаб-квартире Интерпола осознали растущую опасность со стороны подпольных торговцев оружием. Для решения этих проблем Интерпол разработал компьютерную информационную систему регистрации преступлений, в которых использовались оружие и взрывчатые вещества. Система получила название IWETS. Цель программы — оказывать содействие в расследованиях, связанных с незаконной транспортировкой вооружений, взрывчатых веществ и обеспечить помощь в расследованиях других преступлений, где использовалось специфическое стрелковое оружие или взрывчатые вещества. Система может помочь идентифицировать завод-производитель взрывчатого вещества, что помогает связать преступление, подозреваемых и обеспечить статистическую информацию.
Среди международных нормативных актов также хотелось бы отметить Проект соглашения Государств-членов Шанхайской организации в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. В Проекте соглашения даются понятия оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, незаконного оборота оружия. Определяются основные направления сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ.
В настоящее время интенсивно развиваются взаимоотношения российских государственных органов и зарубежных государств в области контроля за производством, испытанием, торговлей, коллекционированием и экспонированием оружейной продукции. Это, прежде всего, касается деятельности России в Постоянной международной комиссии по испытаниям ручного огнестрельного оружия в соответствии с Брюссельской Конвенцией по взаимному признанию испытательных клейм ручного огнестрельного оружия. Такая Конвенция была принята в 1914 г. странами-производителя-ми стрелкового оружия (в основном европейскими) в целях установления единых правил для взаимного признания официальных испытательных клейм ручного огнестрельного оружия и носила рекомендательный характер. В 1969 г. в Брюсселе была подписана новая Конвенция, устанавливающая требования по безопасности оружия, принимаемые на мировом рынке в качестве обязательных для стран-участниц при продаже оружия и патронов. Эти требования распространяются на законы стран-участниц, их оружейные стандарты, испытательную базу и правила сертификации. Требования Брюссельской Конвенции теперь обязательны для стран-участниц и стран, занимающихся с ними торговлей оружия.
Госстандартом Российской Федерации совместно с Министерством оборонной промышленности Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации были выполнены все необходимые организационно-технические мероприятия по созданию правовой, нормативно-технической и испытательной базы, соответствующей требованиям Конвенции. С 3 ноября 1994 г. Российская Федерация стала двенадцатой страной — членом Постоянной международной комиссии Брюссельской Конвенции. Президентом которой, на 1996—1998 гг. был избран директор ВНИИ стандарта России. В Постоянной международной комиссии Брюссельской Конвенции создана специальная рабочая группа по взаимосвязи законодательств стран, присоединившихся к Брюссельской Конвенции.
В июне 1998 г. в Москве была проведена XXV пленарная сессия Постоянной международной комиссии по испытаниям ручного огнестрельного оружия Брюссельской Конвенции о взаимном признании испыта-
тельных клейм ручного огнестрельного оружия, которая подвела итоги двухлетней работы одной из старейших международных организаций. Впервые сессия Постоянной международной комиссии проводилась в России. Необходимо отметить, что проведение XXV сессии Постоянной международной комиссии по испытаниям ручного огнестрельного оружия в Москве явилось исключительно важным и престижным для нашей страны мероприятием. Сессия убедительно подтвердила статус Российской Федерации как авторитетной оружейной державы и соответствие качества производимого в России оружия международным требованиям. В работе XXV пленарной сессии Постоянной международной комиссии принимали участие 12 стран (56 делегатов). В ней принимали участие представители российской оружейной промышленности.
Незаконный оборот оружия и вооруженная преступность являются характерными криминальными явлениями практически для всех государств мира, которые разными способами пытаются противодействовать обозначенному виду преступности. В одних странах вводятся определенные законодательные ограничения в вопросах оборота огнестрельного оружия, другие — повышают требования к лицам, приобретающим огнестрельное оружие, третьи — полностью запрещают оборот огнестрельного оружия, четвертые — идут по пути повышения уголовной ответственности за незаконное хранение и реализацию огнестрельного оружия.
Но на современном этапе государствам самостоятельно не справиться с обозначенной задачей по противодействию незаконному обороту оружия, необходимо более тесное взаимодействие с зарубежными странами. Как уже говорилось выше, государства различных стран совместно участвуют в создании различных международных актов противодействия незаконному обороту оружия, но эффективность принятия данных документов слабо прослеживается по «линии» уменьшения незаконного оборота оружия, как в каждом отдельном государстве, так и во всём мире в целом. Ш
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998. С. 140-148.
2 Протокол «Против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему», дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности // Международное публичное и частное право. 2001. № 3 С. 74-79.