Научная статья на тему 'Международно-правовые основы противодействия незаконному обороту оружия'

Международно-правовые основы противодействия незаконному обороту оружия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1053
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ОРУЖИЯ / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРУЖИЯ / БОРЬБА С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ОРУЖИЯ / ARMS TRAFFIC / FIRE-ARM / ARMS-TRAFFIC REGULATION / THE ILLEGAL ARMS TRAFFIC COUNTERACTION / INTERNATIONAL BASICS OF THE ILLEGAL ARMS TRAFFIC COUNTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сошина Лариса Анатольевна

В статье обозначена проблемная тематика, характеризующая международно-правовые основы противодействия незаконному обороту оружия, а именно затрагиваются некоторые основы противодействия принятые мировым сообществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Law Basics of the Illegal Arms Traffic Counteraction

The article is about the topical subjects characterizing international law basics of the illegal arms traffic counteraction that is some certain basics of counteraction adopted by world community particularly незаконный оборот оружия; огнестрельное оружие; регулирование оружия; борьба с незаконным оборотом оружия; международные основы противодействия незаконному обороту оружия.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые основы противодействия незаконному обороту оружия»

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ОРУЖИЯ

© Сошина Л. А., 2007

Л. А. Сошина — преподаватель кафедры уголовного права Юридического института ИГУ

Преступность как общесоциальный феномен, никогда не остававшаяся уделом одной страны, перешла границы государств и обрела общемировое значение. В последнее время вопросы, связанные с незаконным оборотом оружия, по большей части огнестрельного, являются объектом повышенного внимания мирового сообщества. Международное сообщество обеспокоено тем, что столь большое число преступлений, несчастных случаев и самоубийств, в которых используется огнестрельное оружие, тесно связано с наличием в обществе больших запасов огнестрельного оружия. На современном этапе прослеживается такая тенденция, что регулирование оружия, владение, хранение или обучение обращению с ним должным образом не осуществляются. И среди всего прочего, лица, которые, по всей вероятности, будут использовать это оружие в преступной деятельности, имеют легкий доступ к нему.

Разработка программ борьбы с незаконным оборотом оружия постепенно становится еще одним приоритетом государств-членов Организации Объединенных Наций. О том, насколько серьезно рассматривается международным сообществом эта проблема, говорит то обстоятельство, что практически во всех резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, касающихся международных действий по борьбе со злоупотреблением наркотиками и их незаконным производством и оборотом, в качестве одного из видов противоправной деятельности транснациональных преступных организаций называется и незаконный оборот оружия. В связи с этим вполне правомерным представляется вывод IX Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями: незаконная торговля огнестрельным оружием является широко распространенным видом транснациональной преступной деятельности, в которой нередко участвуют транснациональные преступные синдикаты.

Для предупреждения преступности и обеспечения общественной безопасности на национальном и международном уровнях в настоящее время существует настоятельная необходимость в разработке эффективных стратегий для надлежащего регулирования оборота огнестрельного оружия, как на национальном, так и на транснациональном уровнях. Поскольку объемы и масштабы международных сделок по передаче огнестрельного оружия увеличиваются, а сама незаконная транснациональная торговля оружием становится все более изощренной, ни одно государство не застраховано от последствий слабого законодательного или административного регулирования оборота огнестрельного оружия в других государствах.

Организацией Объединенных Наций осуществлен крупномасштабный международный исследовательский проект «Регулирование оборота огнестрельного оружия». Итогом его реализации явилось принятие Комиссией ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию проекта соответствующей резолюции Экономического и Социального совета, содержащей ряд важных рекомендаций государствам-членам в области контроля оборота оружия.

В настоящее время под эгидой ООН планируется осуществление ряда практических мер с целью координации усилий государств, направленных на

борьбу с незаконным распространением оружия. Так, в Венском центре ООН группой экспертов разрабатывается международная классификация видов оружия и составляется справочное пособие по этим вопросам.

Анализ данных, полученных экспертной группой пятидесяти стран по проблемам обращения и применения огнестрельного оружия гражданами при Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, и соответствующие рекомендации государствам-членам изложены в отчете Генерального Секретаря ООН на VI сессии Комиссии. (Вена, 28 апреля — 9 мая 1997 г.).

На международном уровне существует ряд юридических документов, регламентирующих оборот оружия. Международная борьба с незаконным приобретением и хранением огнестрельного оружия регламентируется Европейской конвенцией о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами1. Эта конвенция была подписана членами Совета Европы в Страсбурге в 1987 г.

Целью конвенции является предотвращение случаев бесконтрольного приобретения оружия частными лицами за рубежом и вывоза в какую-либо из стран. Конвенция оговаривает, что за каждой договаривающейся стороной остается право издавать законы и инструкции, касающиеся огнестрельного оружия, но при условии, что они не будут противоречить положениям Конвенции. В Конвенции дается детальное толкование понятия огнестрельного оружия. В Приложении I к Конвенции под огнестрельным оружием понимаются:

1) любые предметы, которые предназначены или приспособлены для применения в качестве оружия, из которых при помощи взрывного, газового или воздушного или любых других способов метания можно выпустить заряд дроби, пули или другой бое-припас, заряд токсичного газа, жидкости или другого вещества, в том числе:

• автоматическое оружие;

• короткоствольное оружие с полуавтоматическим механизмом, механизмом, требующим перезаряжения, или механизмом для ведения огня одиночными выстрелами;

• длинноствольное оружие с полуавтоматическим механизмом, механизмом, требующим перезаряжения, имеющее, как минимум, один нарезной ствол;

• однозарядное длинноствольное оружие с не менее чем одним нарезным стволом;

• длинноствольное оружие с полуавтоматическим механизмом, требующим перезаряжения и обязательно с глад-ким(и) стволом(ами);

• ручные реактивные гранатометы;

• любое оружие или устройства, представляющие угрозу жизни или здоровью людей путем воздействия на них зарядом паралитических или раздражающих веществ;

• наступательные или оборонительные огнеметы;

• однозарядное длинноствольное оружие и только с гладким(и) ство-лом(ами);

• длинноствольное оружие с газовым механизмом; и т. д.;

2) ударный механизм, патронник, ствол любого предмета, входящего в перечень перечисленных выше предметов;

3) любые боеприпасы, заряды и вещества, специально предназначенные для указанных выше предметов;

4) оптические прицелы;

5) глушитель;

6) любая граната, бомба или другой бое-припас, оснащенные взрывным или зажигательным устройством.

Таким образом, предметом данного международного преступления является не только огнестрельное оружие, как таковое, но и его основные части.

Приложение I к Конвенции разъясняет понятия оружия автоматического, полуавтоматического, однозарядного, короткоствольного, длинноствольного, а также механизма, требующего перезаряжения. Так, автоматическое — означает оружие, способное выстреливать очередями каждый раз при нажатии спускового крючка, а полуавтоматическое — означает оружие, выстреливающее один заряд каждый раз при нажатии спускового крючка.

Из понятия огнестрельного оружия исключаются предметы, которые:

а) явно непригодны для использования;

б) по причине маломощности не подлежит контролю в стране, из которой оно перемещается;

в) предназначены для поднятия тревоги, подачи сигналов, использования в спасательных действиях, на бойнях, для гарпунной добычи животных, промышленного или технического использования и при условии, что эти предметы применяются только для вышеперечисленных целей;

г) по причине древности не полежат контролю в стране, из которой они перемещаются.

Конвенция устанавливает две системы учета оружия, приобретаемого частными лицами:

оружие продается частному лицу за границей при условии согласия властей его страны, а также страны, где такое оружие приобретается; государство, продавшее оружие иностранному гражданину, обязано уведомить об этом страну, гражданином которой он является.

Таким образом, необходимо констатировать существующий довольно усложненный порядок приобретения оружия частными лицами за рубежом. Это позволяет, во-первых, осуществить необходимую регистрацию приобретаемого оружия иностранцами, а во-вторых, способствует эффективному международному сотрудничеству государств в деле борьбы с незаконным оборотом оружия.

Комитетом министров Совета Европы в дополнение к названной Конвенции в 1984 г. приняты рекомендации о гармонизации национальных законодательств об огнестрельном оружии. Государствам-членам предложен принять ряд мер, направленных на определенную унификацию нормативноправого регулирования вопросов, связанных с оборотом огнестрельного оружия. В частности, предусматривается введение в законодательство и практику классификации, устанавливающей критерии, необходимые для составления перечней оружия, запрещенного к продаже частным лицам, а также оружия, на владение которым необходимо получить разрешение.

Так, в отчете Центра международного предупреждения преступности сформулированы конкретные рекомендации по совершенствованию международного контроля за оборотом огнестрельного оружия. Например, было признано целесообразным частное владение огнестрельным оружием в целях самообороны, охоты, занятий спортом, а также осуществления частной охранной деятельности.

31 мая 2001 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила Протокол «Против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему», дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной пре-ступности2. Как следует из протокола, Госу-

дарства-участники признают необходимость предупреждения и пресечения незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему и борьбы с этими деяниями. Так как такие действия наносят ущерб безопасности каждого государства, региона и мира в целом, создавая угрозу для благополучия народов, их социально-экономического развития и права на мирную жизнь. Протокол обязывает всех Государств- участников уделять приоритетное внимание противодействию и пресечению незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия. Целью данного протокола является содействие развитию, облегчение и укрепление сотрудничества между Государствами-участниками для предупреждения и пресечения незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему и борьбы с этими деяниями.

Количество преступлений с применением оружия и взрывчатых веществ неуклонно растет, эти преступления давно уже приняли глобальный характер. Еще несколько лет назад в штаб-квартире Интерпола осознали растущую опасность со стороны подпольных торговцев оружием. Для решения этих проблем Интерпол разработал компьютерную информационную систему регистрации преступлений, в которых использовались оружие и взрывчатые вещества. Система получила название IWETS. Цель программы — оказывать содействие в расследованиях, связанных с незаконной транспортировкой вооружений, взрывчатых веществ и обеспечить помощь в расследованиях других преступлений, где использовалось специфическое стрелковое оружие или взрывчатые вещества. Система может помочь идентифицировать завод-производитель взрывчатого вещества, что помогает связать преступление, подозреваемых и обеспечить статистическую информацию.

Среди международных нормативных актов также хотелось бы отметить Проект соглашения Государств-членов Шанхайской организации в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. В Проекте соглашения даются понятия оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, незаконного оборота оружия. Определяются основные направления сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ.

В настоящее время интенсивно развиваются взаимоотношения российских государственных органов и зарубежных государств в области контроля за производством, испытанием, торговлей, коллекционированием и экспонированием оружейной продукции. Это, прежде всего, касается деятельности России в Постоянной международной комиссии по испытаниям ручного огнестрельного оружия в соответствии с Брюссельской Конвенцией по взаимному признанию испытательных клейм ручного огнестрельного оружия. Такая Конвенция была принята в 1914 г. странами-производителя-ми стрелкового оружия (в основном европейскими) в целях установления единых правил для взаимного признания официальных испытательных клейм ручного огнестрельного оружия и носила рекомендательный характер. В 1969 г. в Брюсселе была подписана новая Конвенция, устанавливающая требования по безопасности оружия, принимаемые на мировом рынке в качестве обязательных для стран-участниц при продаже оружия и патронов. Эти требования распространяются на законы стран-участниц, их оружейные стандарты, испытательную базу и правила сертификации. Требования Брюссельской Конвенции теперь обязательны для стран-участниц и стран, занимающихся с ними торговлей оружия.

Госстандартом Российской Федерации совместно с Министерством оборонной промышленности Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации были выполнены все необходимые организационно-технические мероприятия по созданию правовой, нормативно-технической и испытательной базы, соответствующей требованиям Конвенции. С 3 ноября 1994 г. Российская Федерация стала двенадцатой страной — членом Постоянной международной комиссии Брюссельской Конвенции. Президентом которой, на 1996—1998 гг. был избран директор ВНИИ стандарта России. В Постоянной международной комиссии Брюссельской Конвенции создана специальная рабочая группа по взаимосвязи законодательств стран, присоединившихся к Брюссельской Конвенции.

В июне 1998 г. в Москве была проведена XXV пленарная сессия Постоянной международной комиссии по испытаниям ручного огнестрельного оружия Брюссельской Конвенции о взаимном признании испыта-

тельных клейм ручного огнестрельного оружия, которая подвела итоги двухлетней работы одной из старейших международных организаций. Впервые сессия Постоянной международной комиссии проводилась в России. Необходимо отметить, что проведение XXV сессии Постоянной международной комиссии по испытаниям ручного огнестрельного оружия в Москве явилось исключительно важным и престижным для нашей страны мероприятием. Сессия убедительно подтвердила статус Российской Федерации как авторитетной оружейной державы и соответствие качества производимого в России оружия международным требованиям. В работе XXV пленарной сессии Постоянной международной комиссии принимали участие 12 стран (56 делегатов). В ней принимали участие представители российской оружейной промышленности.

Незаконный оборот оружия и вооруженная преступность являются характерными криминальными явлениями практически для всех государств мира, которые разными способами пытаются противодействовать обозначенному виду преступности. В одних странах вводятся определенные законодательные ограничения в вопросах оборота огнестрельного оружия, другие — повышают требования к лицам, приобретающим огнестрельное оружие, третьи — полностью запрещают оборот огнестрельного оружия, четвертые — идут по пути повышения уголовной ответственности за незаконное хранение и реализацию огнестрельного оружия.

Но на современном этапе государствам самостоятельно не справиться с обозначенной задачей по противодействию незаконному обороту оружия, необходимо более тесное взаимодействие с зарубежными странами. Как уже говорилось выше, государства различных стран совместно участвуют в создании различных международных актов противодействия незаконному обороту оружия, но эффективность принятия данных документов слабо прослеживается по «линии» уменьшения незаконного оборота оружия, как в каждом отдельном государстве, так и во всём мире в целом. Ш

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998. С. 140-148.

2 Протокол «Против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему», дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности // Международное публичное и частное право. 2001. № 3 С. 74-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.