Научная статья на тему 'Административно-правовые основы оборота гражданского оружия в ФРГ'

Административно-правовые основы оборота гражданского оружия в ФРГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
357
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОРУЖИЕ / ОБОРОТ ОРУЖИЯ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ФРГ / CIVILIAN WEAPONS / WEAPONS TRAFFICKING / ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION / STATE POLICY / GERMAN LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шмидт А.А.

Вопросы совершенствования административно-правовых основ оборота гражданского оружия, обеспечивающих его безопасность и баланс частных и публичных интересов, актуальны для международного сообщества в целом и для государств, в которых разрешен оборот гражданского оружия, в частности. В статье анализируется система законодательства ФРГ об оружии, отмечены некоторые этапы его формирования и современные тенденции развития. В результате сравнительно-правового исследования запретов и ограничений, касающихся оборота оружия, требований к кандидатам, претендующим на право приобретения оружия, порядка приобретения и хранения гражданского оружия, делается вывод о сходстве подходов к административно-правовому регулированию оборота гражданского оружия в ФРГ и Российской Федерации. Выявлены особенности организации контроля государственных и муниципальных органов за соблюдением требований законодательства об оружии в ФРГ. Отмечены недостатки в деятельности правоохранительных органов, реализующих полицейские функции, в области оборота гражданского оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and legal bases of the civilian weapons trafficking in Germany

The issues of improving the administrative and legal framework for the civilian weapons trafficking, ensuring its safety and the balance of private and public interests, are relevant for the international community as a whole and for the states in which the turnover of civilian weapons is permitted in particular. The German legislation on weapons is analyzed in the article. Some stages of its formation and current tendencies of its development are noted. As a result of a comparative legal study of the prohibitions and restrictions regarding the weapons trafficking, requirements for the candidates applying for the right to purchase weapons, the procedure for the acquisition and storage of civilian weapons, the author of the article comes to the conclusion that the approaches to administrative and legal regulation of civilian weapons trafficking in Germany and the Russian Federation have much in common. The peculiarities of organizing the control activities of the state and municipal bodies over compliance with the requirements of the legislation on weapons in Germany are revealed. The shortcomings of the activities of law enforcement agencies implementing the police functions in the field of civilian arms trafficking are described.

Текст научной работы на тему «Административно-правовые основы оборота гражданского оружия в ФРГ»

ШМИДТ А.А., кандидат юридических наук, artem-shmidt@yandex.ru Кафедра государственно-правовых

дисциплин; Уральский филиал Российского государственного университета правосудия (г. Челябинск), 454084, г. Челябинск, ул. Энергетиков, 63

SHMIDT AA,

Gandidate of Legal Sciences, artem-shmidt@yandex.ru Chair of state and law disciplines; Ural Branch of the Russian State University of Justice (Chelyabinsk), Energetikov St. 63, Chelyabinsk, 454084, Russian Federation

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБОРОТА ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ В ФРГ

Аннотация. Вопросы совершенствования административно-правовых основ оборота гражданского оружия, обеспечивающих его безопасность и баланс частных и публичных интересов, актуальны для международного сообщества в целом и для государств, в которых разрешен оборот гражданского оружия, в частности. В статье анализируется система законодательства ФРГ об оружии, отмечены некоторые этапы его формирования и современные тенденции развития. В результате сравнительно-правового исследования запретов и ограничений, касающихся оборота оружия, требований к кандидатам, претендующим на право приобретения оружия, порядка приобретения и хранения гражданского оружия, делается вывод о сходстве подходов к административно-правовому регулированию оборота гражданского оружия в ФРГ и Российской Федерации. Выявлены особенности организации контроля государственных и муниципальных органов за соблюдением требований законодательства об оружии в ФРГ. Отмечены недостатки в деятельности правоохранительных органов, реализующих полицейские функции, в области оборота гражданского оружия.

Ключевые слова: гражданское оружие; оборот оружия; административно-правовое регулирование; государственная политика; законодательство ФРГ.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL BASES OF THE CIVILIAN WEAPONS TRAFFICKING IN GERMANY

Annotation. The issues of improving the administrative and legal framework for the civilian weapons trafficking, ensuring its safety and the balance of private and public interests, are relevant for the international community as a whole and for the states in which the turnover of civilian weapons is permitted in particular. The German legislation on weapons is analyzed in the article. Some stages of its formation and current tendencies of its development are noted. As a result of a comparative legal study of the prohibitions and restrictions regarding the weapons trafficking, requirements for the candidates applying for the right to purchase weapons, the procedure for the acquisition and storage of civilian weapons, the author of the article comes to the conclusion that the approaches to administrative and legal regulation of civilian weapons trafficking in Germany and the Russian Federation have much in common. The peculiarities of organizing the control activities of the state and municipal bodies over compliance with the requirements of the legislation on weapons in Germany are revealed. The shortcomings of the activities of law enforcement agencies implementing the police functions in the field of civilian arms trafficking are described.

Keywords: civilian weapons; weapons trafficking; administrative and legal regulation; state policy; German legislation.

Вопросы построения безопасной модели приобретения, хранения и использования оружия гражданскими лицами, разработка эффективной государственной лицензионно-разрешительной политики в области оборота гражданского оружия являются актуальными не только для Российской Федерации, но и для многих за-

рубежных государств и международного сообщества в целом. По данным ООН, огнестрельное оружие применяется намного шире, чем любой другой вид оружия [1, р. 15-16]. Генеральный секретарь ООН назвал его оружием массового уничтожения. Оно является главным инструментом совершения насильственных действий и

преступлений. Верховный комиссар ООН по правам человека считает, что доступ к огнестрельному оружию и его неправомерное применение создают опасность существенного ущерба человеческой жизни [2, с. 3].

В международном праве не существует общепринятого определения термина «огнестрельное оружие». Дефиниция и классификация оружия являются предметом спора и в научной среде [3].

Международное сообщество в целом и многие государства в частности находятся в поиске правовых практик, обеспечивающих безопасность оборота оружия. В этом отношении весьма интересным представляется опыт ФРГ как государства с наиболее строгим в Европейском Союзе законодательством об оружии. Правовой опыт ФРГ также вызывает интерес в связи с близостью наших правовых систем, подходов к пониманию эффективности государственного управления. Считается, что государственное управление успеш-н о, если он о обеспеч ива ет комфортн ы е условия для реализации гражданами своих прав и свобод. Эффективное государственное управление - это разумный баланс между государственно-правовым управлением и повседневной деятельностью общества [4, с. 58].

Эффективность немецкого законодательства обусловлена, в частности, значительным правовым опытом в вопросах оборота оружия. В ФРГ развитие оружейного права (Waffenrecht) имеет длительную историю, как и полицейская наука (Polizeiwissenschaft). Правовое регулирование отношений в области оборота оружия в ФРГ начинает осуществляться в средние века, когда появилось первое огнестрельное оружие. Ношение оружия разрешалось стрелковым братствам (народное ополчение) и наемникам, уполномоченным принцами, городами или общинами на их защиту и обеспечение соблюдения законов.

Ношение оружия в ФРГ стало правом граждан только в XIX в. Однако оно не получило широкого распространения из-за противодействия со стороны монархии, военных и полиции. Первый закон об оружии в ФРГ был принят в 1891 г., а в 1913 г. в него внесены дополнения и поправки. Он не затрагивал права граждан и регламентировал в основном деятельность про-

изводителей оружия и патронов, технические требования к оружию.

После поражения в Первой мировой войне Версальским договором были установлены существенные ограничения на владение оружием. ФРГ обязалась запретить своим гражданам иметь огнестрельное оружие [5, с. 192-193]. Еще до заключения данного договора, в январе 1919 г. Рейхстаг принял закон, содержавший требование о сдаче оружия гражданскими лицами. Этот закон вместе с Законом о разоружении населения, принятым 7 августа 1920 г. во исполнение Версальского договора, оставался в силе до тех пор, пока Рейхстаг 12 апреля 1928 г. не принял Закон об огнестрельном оружии и боеприпасах, который установил строгие нормы лицензирования вместо запретов. Лицензионно-разрешительная система ФРГ охватывала все вопросы, касавшиеся огнестрельного оружия, включая короткоствольное: владение, передачу другому лицу, ношение, производство, ремонт, торговлю и т.д. В законе 1928 года были изложены требования к тем, кто мог получать такие разрешения. Например, право приобретения или получения разрешения на огнестрельное оружие имели граждане, личность и «надежность» которых были подтверждены, и только в случае доказанной необходимости, например, для занятия охотой или спортом. Закон запрещал выдавать разрешения «цыганам» или «лицам, которые являются странствующими, как цыгане». Разрешения на приобретение не требовались должностным лицам центрального правительства и земель, служащим немецкой железной дороги, а также должностным лицам общин, которым высший государственный орган разрешил приобретение огнестрельного оружия.

28 марта и 8 декабря 1931 г., а также 19 декабря 1932 г. различными законодательными актами в закон об оружии были внесены изменения и дополнения, направленные на поддержание и защиту «внутреннего мира» в стране. 18 марта 1938 г. канцлер Германии подписал новый Закон об оружии (Waffengesetz). Был понижен до 18 лет возраст, с которого гражданин мог владеть любым видом оружия (с оговоркой, что «компетентный орган может разрешить исключения»).

В разделе IV нового закона «Приобретение, перевозка, владение и ввоз оружия и боеприпасов» упоминались три разрешения: на приобретение (Waffenerwerbscheins), владение (Waffenscheinen) и на охоту (Jahresjagdscheinen). Интересно, что тот, кто уже имел оружие или разрешение на охоту, мог приобрести, по сути, любое количество другого оружия, включая короткоствольное, без всяких разрешений на покупку. В ФРГ разрешение на охоту - значимый документ, для получения которого требовалось сдать соответствующий экзамен, состоявший из нескольких разделов. При этом необходимо разбираться в оружии и иметь навыки практической стрельбы. Браконьеры, осужденные к лишению свободы на срок более двух недель, лишались права приобретения оружия на три года с момента отбытия наказания. Некоторая «либерализация» относительно законов об оружии Веймарской республики сопровождалась полным разоружением целой группы граждан ФРГ по закону от 12 ноября 1938 г.

В 1945 году, когда законодательная власть была передана Союзной военной комиссии, в политике доминировала полная демилитаризация Германии. Был осуществлен роспуск армии, приказано провести полное разоружение, включая гражданское население. Даже немецкой полиции запрещалось носить огнестрельное оружие. Только 13 января 1951 г. Федеральное правительство издало первое распоряжение, в котором было определено, что с этой даты Закон об оружии от 18 марта 1938 г. вновь частично вступил в силу и применялся по принципу «mutatis mutandis», то есть с изменениями, вытекающими из обстоятельств. Закон об оружии 1938 года вновь получил абсолютную юридическую силу после восстановления полного суверенитета ФРГ посредством заключения 26 мая 1952 г. Общего договора между ФРГ, США, Великобританией и Францией. Особенность правового регулирования в данный период состояла в том, что наряду с Законом об оружии продолжали действовать оружейные законы земель.

Такая ситуация сохранялась до внесения 28 июля 1972 г. изменений в Основной закон ФРГ. В новой редакции компетенция в области оружейного права была

передана на федеральный уровень. 19 сентября 1972 г. Закон об оружии 1938 г. был окончательно отменен новым Законом об оружии, направленным на обеспечение внутренней безопасности, угрозу которой создавало возросшее количество преступлений, совершенных с использованием огнестрельного оружия. Однако установленные в законе ограничения оказались чрезмерно суровыми, что потребовало новых законодательных изменений, и в 1976 году некоторые особенно обременительные правила были отменены.

В настоящее время основу правового регулирования оборота гражданского оружия в ФРГ составляют Закон об оружии от 11 октября 2002 г. (Waffengesetz (WaffG)*; Закон об общем оружии от 27 октября 2003 г. (Allgemeine Waffengesetz-Verordnung (AWaffV)**, который дополняет Закон об оружии от 11 октября 2002 г.; Постановление Правительства ФРГ от 5 марта 2012 г. «Общее административное регулирование*** об исполнении положений закона об оружии» (Allgemeine Verwaltungsvorschrift zum Waffengesetz (WaffVwV)****, которое содержит официальные пояснения и уточнения к законодательству об оружии.

Неотъемлемой частью законодательства ФРГ об оружии являются общеевропейские правовые акты, в том числе Европейская конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного

* Waffengesetz vom 11. Oktober 2002 (BGBl. I S. 3970, 4592; 2003 I S. 1957), das zuletzt durch Artikel 1 des Gesetzes vom 30. Juni 2017 (BGBl. I S. 2133) geändert worden ist. URL: https://www. gesetze-im-internet.de

** Allgemeine Waffengesetz-Verordnung vom 27. Oktober 2003 (BGBl. I S. 2123), die zuletzt durch Artikel 1 der Verordnung vom 9. Juli 2019 (BGBl. I S. 1079) geändert worden ist. URL: https:// www.gesetze-im-internet.de

*** Можно перевести как общие правила исполнения положений Закона об оружии (здесь и далее используется авторский (непрофессиональный) перевод).

**** Allgemeine Verwaltungsvorschrift zum Waffengesetz (WaffVwV) Vom 5. März 2012. URL: http://www.verwaltungsvorschriften-im-internet.de

оружия частными лицами (ЕТБ N 101)*, Постановление Комиссии (ЕС) 2019/686 от 16 января 2019 г., принятое в развитие Директивы Совета 91/477/ЕЕС для систематического электронного обмена информацией, касающейся перевозки огнестрельного оружия в рамках Союза**, и другие.

По общему мнению немецких правоведов, административное право является не чем иным, как продолжением конституционного права, реализацией его основных принципов и положений [6, s. 527-533]. В ФРГ, как и в Российской Федерации, право на оружие не является конституционным, однако в Основной закон ФРГ в 1972 г. пришлось вносить изменения для упорядочения отношений по обороту оружия. Правовое регулирование оборота оружия в Российской Федерации и ФРГ имеет много общих черт. В гражданском обороте обеих стран запрещены кастеты, сурикены, другие специально приспособленные для использования в качестве оружия предметы ударно-дробящего и метательного действия; боевое оружие, предназначенное для военных (Kriegswaffen); автоматическое оружие (см.: ст. 6 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии»*** и перечень оружия, приведенный в Приложении 2 к Закону об оружии от 11 октября 2002 г. (WaffG).

* Европейская конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами (ETS N 101) (Страсбург, 28 июня 1978 г.). Подписана ФРГ 28 июня 1978 г., ратифицирована 5 февраля 1986 г., вступила в действие 1 июня 1986 г. // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М.: СПАРК, 1998. С. 140-147.

** Commission Delegated Regulation (EU) 2019/686 of 16 January 2019 laying down the detailed arrangements under Council Directive 91/477/EEC for the systematic exchange, by electronic means, of information relating to the transfer of firearms within the Union. URL: https:// eur-lex.europa.eu

*** Об оружии: федер. закон от 13 дек. 1996 г. N 150-ФЗ: ред. от 26 июля 2019 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 51. Ст. 5681; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru

Огнестрельное оружие в зависимости от его технических характеристик дифференцируется в Законе об оружии от 11 октября 2002 г. на военное оружие (Kriegswaffen), полуавтоматическое оружие (halbautomatische Schusswaffen), различного рода винтовки (Langwaffen).

Кроме того, Закон об оружии от 11 октября 2002 г. распространяет свое действие на пневматическое оружие. Пневматическое оружие с дульной энергией от 0,5 до 7,5 Дж находится в свободной продаже. Условием его приобретения является достижение покупателем возраста 18 лет. Однако и к такому оружию предъявляются некоторые требования. Оно не должно быть готово к выстрелу или свободному доступу во время транспортировки, подлежит обязательной маркировке в виде литеры «F» в пятиугольнике. Пневматическое оружие с энергией снаряда более 7,5 Дж является оружием, которое можно приобрести только при наличии соответствующего разрешения лицензионно-разрешительной системы. Особенностью немецкого законодательства являются требования к внешнему виду пневматического оружия и предметов, не относящихся к нему в силу малой дульной энергии (до 0,5 Дж). В соответствии с § 42а Закона об оружии от 11 октября 2002 г. предметы, которые трудно отличить от настоящего оружия (Anscheinswaffe), не допускаются к публичному ношению, их хранение и транспортировка осуществляются только в закрытых контейнерах.

Необходимо отметить, что в обоих государствах предусмотрено последовательное получение разрешения на приобретение оружия (Erlaubnis zum Erwerb). В Российской Федерации это, как правило, лицензия на приобретение оружия, в ФРГ - разрешение на владение оружием (Erlaubnis zum Besitz). Немецкое разрешение на приобретение оружия действительно в течение одного года, разрешение на владение, как правило, предоставляется на неопределенный срок (§ 10 WaffG), но может быть ограничено. В Российской Федерации лицензия на приобретение оружия выдается сроком на шесть месяцев, а разрешение на его хранение - на 5 лет.

Законодательство обоих стран предусматривает условия приобретения ору-

жия и предъявляет серьезные требования к лицам, претендующим на его приобретение.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» лицензия на приобретение оружия не выдается: лицам, не достигшим совершеннолетия (для приобретения огнестрельного оружия ограниченного поражения - 21 года); не представившим медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием или состоящим на учете по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; имеющим неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно, либо имеющим снятую или погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, совершенное с применением оружия, а также отбывающим наказание за совершенное преступление; привлеченным к административной ответственности за некоторые правонарушения; лишенным по решению суда права на приобретение оружия; не имеющим постоянного места жительства; не представившим документы о прохождении соответствующей подготовки.

В соответствии с законодательством ФРГ лицензиат должен:

- достичь возраста 18 лет (§ 2 (1) WaffG);

- иметь требуемую «надежность», под которой понимается отсутствие судимостей, уголовного преследования, принадлежности к запрещенным судом организациям; в дополнение к запросу в местный полицейский участок в отдельных случаях может быть подан запрос в компетентное земельное управление по защите Конституции с обоснованием выводов, касающихся причин ненадежности (§ 5 WaffVwV);

- иметь «личную пригодность» (§ 6 WaffG), то есть должен быть дееспособным, не испытывать зависимости от алкоголя или других интоксикантов, психически здоровым, а также не иметь склонности к суициду или причинению вреда другим лицам. Лица в возрасте до 25 лет должны также пройти за свой счет психологическое обследование;

- пройти соответствующее обучение и сдать экзамен либо осуществлять соот-

ветствующую профессиональную деятельность (§ 7 WaffG);

- продемонстрировать необходимость (§ 8 WaffG), то есть цели приобретения оружия должны соответствовать законодательству - это могут быть личные или экономические интересы лица в качестве охотника, спортсмена; продажа или сборка оружия или боеприпасов, экспертная деятельность в области оружия или боеприпасов; самооборона; работа в службе безопасности (охранной организации);

- застраховать риск гражданской ответственности в размере 1 млн евро на случай причинения телесных повреждений или материального ущерба.

В праве на приобретение и владение оружием также может быть отказано, если заявитель не проживал в ФРГ не менее пяти лет (§ 4 WaffG), в том числе, если надежность (§ 5) из-за пребывания за пределами ФРГ не может быть полностью проверена в соответствии с правовыми нормами (WaffVwV).

Закон об оружии от 11 октября 2002 г. предъявляет серьезные требования к условиям хранения оружия. В соответствии с § 36 WaffG любой, кто обладает оружием или боеприпасами, должен принять необходимые меры предосторожности, чтобы предотвратить их потерю или захват третьими лицами без разрешения. Огнестрельное оружие может храниться только отдельно от боеприпасов в разряженном виде в специальном контейнере, соответствующем стандарту DIN EN 1143-1-2019 «Устройства для безопасного хранения. Требования, классификация и методы испытания на устойчивость к взлому» (§ 13 AWaffV)*.

При этом существует дифференциация по количеству и виду хранящегося оружия и боеприпасов в зависимости от степени защиты (класса надежности) сейфа или контейнера для хранения оружия (см. табл.).

* Национальный стандарт ФРГ DIN EN 11431-2019 «Устройства для безопасного хранения. Требования, классификация и методы испытания на устойчивость к взлому». URL: http:// www.gostinfo.ru

Таблица

Требования к оборудованию мест хранения оружия и боеприпасов в соответствии с национальным стандартом ФРГ

Вид оружия Класс надежности^^"^^^^ Длинноствольное оружие Короткоствольное оружие Боеприпасы

Стальной шкаф с замком (без классификации) нет нет да

Стальной шкаф, класс защиты А (VDMA 24992) до 10 единиц нет во внутренней секции**

Стальной шкаф, класс защиты А (VDMA 24992) с закрываемой внутренней секцией с классом защиты В (VDMA 24992) до 10 единиц до 5 единиц во внутренней запираемой секции совместно во внутренней секции**

Стальной шкаф, класс защиты В (VDMA 24992), без внутренней секции без ограничений до 10 единиц* нет**

Стальной шкаф, класс защиты В (VDMA 24992), с закрываемой внутренней секцией без ограничений до 10 единиц* совместно во внутренней секции**

Защитный контейнер, класс защиты 0, весом до 200 кг (EN 1143-1 или равноценный) без ограничений до 5 единиц да, без разделения на секции

Защитный контейнер, класс защиты 0, весом от 200 кг (EN 1143-1 или равноценный) без ограничений до 10 единиц да, без разделения на секции

Защитный контейнер, класс защиты 1 (EN 1143-1 или равноценный) без ограничений без ограничений да, без разделения на секции

* Если вес или равноценное крепление с усилием менее 200 кг. ** Боеприпасы к другому оружию.

Развитие законодательства об оружии во многом определяется развитием отраслевого законодательства, регламентирующего использование оружия в конкретных сферах общественной жизни. Традиционно такими сферами являются охота, стрелковый спорт, охранная (правоохранительная) деятельность.

Федеральный Закон об охоте (Bundesjagdgesetz)* регулирует право на охоту в ФРГ. Он содержит правила охоты, устанавливая, когда, в каких местах, какими способами и кому разрешено охо-

* Bundesjagdgesetz in der Fassung der Bekanntmachung vom 29. September 1976 (BGBl. I S. 2849), das zuletzt durch Artikel 2 des

Gesetzes vom 14. November 2018 (BGBl. I S. 1850) geändert worden ist. URL: https://www.gesetze-im-internet.de

титься. Действующий Закон об охоте был принят в ФРГ в 1952 году, пересмотрен в 1976 году и несколько раз обновлялся, последний раз в 2018 году.

Например, в 2016 году в федеральный Закон об охоте внесены поправки относительно использования полуавтоматического длинноствольного оружия для охоты с целью устранения правовой неопределенности, возникающей в связи с решениями Федерального административного суда. В новой редакции федерального Закона об охоте (BJagdG) разрешается использование полуавтоматического длинноствольного оружия, заряженного в общей сложности не более чем тремя патронами.

Сущность федеративного устройства ФРГ заключается в том, что полномочиями по изданию законов и иных норма-

тивных актов, а также административном компетенцией обладают и Федерация, и земли [4, с. 58-59]. Это правило распространяется и на правовое регулирование оборота оружия, а также смежные отрасли законодательства. Однако в последние годы в рассматриваемой сфере отмечается централизация правового регулирования. Так, в 2016 году в ФРГ была принята резолюция, которая обязывает федеральные земли иметь единые правила для обучения и аттестации охотников.

Лицензионно-разрешительная система ФРГ как совокупность правовых норм, устанавливающих правила оборота оружия, запреты и ограничения в этой сфере, и система государственных или муниципальных органов контроля представляет собой достаточно сложный механизм. Каждая федеральная земля имеет собственную конституцию и свою организацию управления. Несмотря на то, что Закон об оружии от 11 октября 2002 г. является федеральным законом, ответственность за его исполнение несут федеральные земли. Функции контроля за оборотом оружия в разных федеральных землях возлагаются на разные органы - полицию, местную администрацию (die Kreisverwaltung) или офисы общественного порядка (das Ordnungsamt), именуемые органами по контролю за оружием. Предоставление лицензий на приобретение и использование оружия, а также контроль за соблюдением установленных правил, как правило, являются обязанностью муниципалитетов [7, s. 33]. Это связано с тем, что в ФРГ многие полицейские функции делегированы муниципалитетам. В настоящее время отмечается рост числа полицейских функций, возлагаемых на органы местного самоуправления [4, с. 65]. Полиция вовлечена в процесс контроля за оборотом легального гражданского оружия путем участия в проверке «надежности» (§ 5 WaffG) и «личной пригодности» (§ 6 WaffG) владельца оружия; определении криминалистических требований к гражданскому спортивному оружию (§ 6 AWaffV).

Вопросы обеспечения контроля за оборотом гражданского оружия являются достаточно сложными для ФРГ. Несмотря на жесткие требования законодательства об оружии, ФРГ занимает четвертое место

в мире по количеству легального оружия на душу населения, уступая лишь США, Швейцарии и Финляндии. Так, согласно официальному релизу Федерального министерства внутренних дел ФРГ в национальном реестре оружия на 31 декабря 2016 г. в стране было зарегистрировано около 5,9 млн единиц оружия и основных частей оружия, в том числе экспортированного в другие страны. В ФРГ находится на учете около 2,4 млн охотников, 260 тыс. спортсменов, 10 тыс. коллекционеров оружия; выдано около 3,5 тыс лицензий на торговлю оружием и 600 лицензий на его производство*.

Согласно п. 3 § 36 WaffG владельцы огнестрельного оружия и боеприпасов должны предоставить возможность органу по контролю за оборотом оружия проверять исполнение требований по обеспечению сохранности оружия. Кроме того, в законе оговаривается право на вхождение в жилые помещения, в которых хранится оружие, против воли владельца оружия с целью предотвращения неотложных угроз общественной безопасности; в этом отношении основное право на неприкосновенность жилища (ст. 13 Основного закона ФРГ) является ограниченным.

Однако на практике контроль за соблюдением условий сохранности часто осуществляется без фактического осмотра (обследования) места хранения оружия. Например, согласно памятке, размещенной на официальном сайте муниципалитета Шварцвальд-Баар-Крайс федеральной земли Баден-Вюртемберг на юго-западе ФРГ**, подтверждение соответствия условий хранения оружия и боеприпасов производится путем предоставления в компетентный орган счета-фактуры или договора купли-продажи сейфа или контейнера. При отсутствии документов, подтверждающих наличие сейфа (контейнера), может быть предоставлена фотография.

* Развитие национального реестра оружия // Федеральное министерство внутренних дел Германии: официальный сайт. URL: https:// www.bmi.bund.de

** Хранение оружия и боеприпасов: памятка // Муниципалитет Шварцвальд-Баар-Крайс федеральной земли Баден-Вюртемберг: официальный сайт. URL: https://www.lrasbk.de

На ошибочность такого подхода указывает начальник отдела исследований и преподаватель Полицейской академии Нижней Саксонии Х.-Й. Хойер. Несмотря на жесткие требования к условиям хранения оружия в ФРГ, соблюдение правил его хранения и доступа к оружию, вероятно, игнорировалось во всех случаях (имеется в виду массовое убийство в г. Виннендене в 2009 году), что признается отдельными муниципалитетами, по крайней мере в прессе. Более того, полиция предполагает, что в стране находится до 20 млн единиц незарегистрированного оружия, что означает приблизительно 30 единиц на каждые 100 человек. Х.-Й. Хойер и Н. Хильгнер в работе, посвященной вопросам монополии государственной власти на принуждение, отмечают, что после резонансных преступлений с применением оружия - массовых убийств в г. Эрфурте в 2002 году и в г. Виннендене в 2009 году - немецкие власти не только внесли ряд законодательных изменений, но и предпринимали меры по изъятию оружия из незаконного оборота. Около 200 000 единиц оружия было передано властям по всей стране [7, s. 28-40].

Диссертационные исследования по вопросам оборота гражданского оружия в ФРГ достаточно редки, а исследование вопросов государственной политики в области оборота оружия находится в плоскости криминологии, социологии, культурологии и других общественных наук. Государственная лицензионно-разрешительная политика и государственный контроль за оборотом оружия как ее неотъемлемая часть существенно различаются в разных странах.

Но даже сравнение запретов и ограничений, установленных на оборот оружия, условий его приобретения и хранения вызывает вопросы о влиянии законодательных рамок на фактическое обращение с огнестрельным оружием, а также о связи между наличием огнестрельного оружия и его фактическим применением в конфликте.

По результатам представленного обзора немецкого законодательства об оружии следует сделать выводы, которые лежат на поверхности: об ужесточении законодательства в Российской Федерации;

о необходимости формирования оружейной культуры; детализации правил хранения оружия и боеприпасов; запрете «оружия самообороны»; вовлечении институтов гражданского общества в сферу контроля за оборотом гражданского оружия и другие. Ко многим из этих выводов автор приходил в своих публикациях и ранее.

В завершение настоящего исследования необходимо отметить, что в ФРГ после резонансных преступлений с использованием оружия законодательные органы предпринимали конкретные усилия по устранению детерминантов этих преступлений: введение психофизиологической экспертизы для соискателей лицензий на приобретение оружия в возрасте до 25 лет; запрет на продажу жестоких видеоигр подросткам и т.д. Однако вполне конкретные строгие законодательные нововведения, к сожалению, часто сопровождаются проблемами в правоприменении. Даже в ФРГ, граждан которой отличает высокая дисциплинированность, вопросы организации контроля за оборотом гражданского оружия, на наш взгляд, далеки от совершенства, а некоторые аспекты опыта Российской Федерации в вопросах организации надзора за гражданским оружием являются более значимыми. Например, в ФРГ формирование Единого реестра оружия, принадлежащего гражданам, завершается в настоящее время, тогда как в Российской Федерации система централизованного учета оружия внедрена и полноценно функционирует с 2004 года, а проверки мест хранения оружия граждан являются обязанностью федерального органа исполнительной власти уполномоченного в сфере оборота оружия (Ро-сгвардии) и проводятся не реже одного раза в год.

Как представляется, государственная лицензионно-разрешительная политика в области оборота оружия как научно обоснованная, последовательная и системная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества, а также самих участников оборота гражданского оружия по совершенствованию механизма административно-правового регулирования в сфере оборота оружия и оптимизации лицензионно-раз-решительной системы должна не только

базироваться на законоположениях, соответствующих правовой и социальной действительности, но и учитывать, в первую

очередь, конкретные причины и условия преступлений, совершенных с применением легального гражданского оружия.

Список литературы

1. United Nations Office on Drugs and Crime (UNODC), Global Study on Homicide (Vienna, 2013), 166 р. URL: https://www.unodc.org (дата обращения: 16 сент. 2019 г.).

2. Доклад Управления верховного комиссара ООН по правам человека «Права человека и регулирование приобретения, хранения и применения гражданскими лицами огнестрельного оружия», 15 апреля 2016 г. URL: https://www.refworld.org.ru/docid/576b83e64.html (дата обращения: 16 сент 2019 г.).

3. Шмидт А.А. К вопросу о легальном определении понятия оружия // Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика: материалы VII всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: Краснодарский ун-т МВД России, 2018. С. 141-144.

4. Административное право зарубежных стран: учебник / под ред. В.Я. Кикотя, Г.А. Васильчева, Н.В. Румянцева. М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2012. 431 с.

5. Целесообразность, возможность и содержание реформы оборота гражданского огнестрельного оружия: монография / С.С. Сулакшин [и др.]. М.: Научный эксперт, 2011. 360 с.

6. Werner, F. Verwaltungsrecht als konkretisiertes Verfassungsrecht // Das Deutsche Verwaltungsblatt. 1959, S. 527-533 (manuscript eines Vortrags von 1959).

7. Heuer, H.-J., Hilgner, N. Über das staatliche Gewaltmonopol - Begriff, Prozessdynamik und Ansätze zur Untersuchung der Wirksamkeit // Neue Kriminalpolitik. Vol. 23. No. 1 (2011). S. 28-40.

References

1. United Nations Office on Drugs and Crime (UNODC), Global Study on Homicide (Vienna, 2013), 166 р. Available at: https://www.unodc.org (Accessed 16 September 2019).

2. The report of the UN High Commissioner on human rights "Human rights and regulation of acquisition, storage and use of firearms by civilians", on April 15 2016, 21 with. Available at: https://www.refworld.org.ru (Accessed 16 September 2019). (In Russ.).

3. Schmidt A.A. On the issue of the legal definition of the concept of weapons // Administrative and legal regulation of law enforcement: theory and practice. Krasnodar, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018. Pp. 141-144. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Administrative law of foreign countries. Moscow, Yuniti-Dana: Zakon i parvo Publ., 2012. 431 p. (In Russ.).

5. Sulakshin S.S. [i dr.]. Feasibility, feasibility and content of the reform of the circulation of civilian firearms. Moscow, Nauchniy ekspert Publ., 2011. 360 p. (In Russ.).

6. Werner, F. Administrative law as a concretised constitutional law. The German administrative handbook. In 1959, Pp. 527-533 (manuscript of a talk of 1959). (In German).

7. Heuer, H.-J., Hilgner, N. About the state monopoly of violence - concept, process dynamism and attempts to the investigation of the effectiveness. New criminal politics, 2011, vol. 23, no 1, рp. 28-40. (In German).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.