Научная статья на тему 'Административно-правовая политика обеспечения правил оборота гражданского оружия и патронов к нему'

Административно-правовая политика обеспечения правил оборота гражданского оружия и патронов к нему Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2405
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОРУЖИЕ / ЛИЦЕНЗИОННО-РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CIVILIAN WEAPONS / LICENSING SYSTEM / POLICE ACTIVITIES / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лещина Э. Л., Шмидт А. А.

Дается оценка сложившейся административно-правовой политики обеспечения правил оборота гражданского оружия и патронов к нему. Анализируются положения российского законодательства об обороте оружия и административной ответственности за его нарушения. Исследуются отдельные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона «Об оружии», Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, других правовых актов, устанавливающих порядок функционирования лицензионно-разрешительной системы. C учетом статистических данных анализируется административная практика органов внутренних дел в лицензионно-разрешительной сфере. Выявлены проблемы привлечения к административной ответственности лиц, допустивших нарушения Правил оборота гражданского и служебного оружия. Критически оценивается действующее законодательство Российской Федерации об оружии. Рассматривается судебный и административный (внесудебный) порядок лишения права на хранение и ношение оружия (аннулирование лицензий и разрешений на хранение, хранение и ношение гражданского оружия). Дается оценка эффективности применения судами санкций Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде лишения права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия. На основе исторического метода предложено установление административной ответственности за уклонение от реализации огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия и боевых припасов гражданами, у которых органами внутренних дел аннулировано разрешение на их хранение. Разработаны предложения по совершенствованию законодательства об административной ответственности за нарушение требований законодательства об оружии, а также повышению эффективности деятельности органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative legal policy of ensuring observance of the regulations on circulation of civilian weapons and ammunition

The assessment of the existing administrative legal policy of ensuring observance of the regulations on circulation of civilian weapons and ammunition is provided. The provisions of the Russian legislation on the circulation of civilian weapons and ammunition and administrative responsibility for its violation are analyzed. Certain provisions of the Federal law "On weapons”, of the Regulations on circulation of civilian and official weapons and ammunition on the territory of the Russian Federation, as well as of other legal acts, imposing the order of the licensing system functioning, are studied. The administrative practice of the law enforcement bodies in the licensing sphere is analyzed taking into account the statistical data. The problems of bringing the persons, violating the Regulations on circulation of civilian and official weapons, to responsibility are revealed. The effective Russian legislation on weapons is criticized. The judicial and administrative (non-judicial) orders of deprivation of right to keep and carry weapons (revoking the licenses and permits for keeping, keeping and carrying civilian weapons) are considered. The efficiency of the RF Administrative Code's sanctions, applied by the courts, in forms of deprivation of right to purchase and keep or keep and carry weapons is assessed. It's proposed to impose administrative responsibility for evasion of selling smooth-bore hunting firearms and ammunition by the persons having revoked permits for keeping them. Some proposals on improving both the legislation on the administrative responsibility for violating weapons laws and the efficiency of law enforcement bodies' activities aimed at civilian weapons circulation control are made.

Текст научной работы на тему «Административно-правовая политика обеспечения правил оборота гражданского оружия и патронов к нему»

Раздел 6. Правоохранительная политика

ЛЕЩИНА Э.Л., LESHCHINA E.L,

кандидат юридических наук, [email protected] Кафедра государственно-правовых

дисциплин; Уральский филиал Российского государственного университета правосудия, 454084, г. Челябинск, пр. Победы, 160

кандидат юридических наук, [email protected] кафедра государственно-правовых

дисциплин; Уральский филиал Российского государственного университета правосудия, 454084, г. Челябинск, пр. Победы, 160

Candidate of Legal Sciences,

[email protected]

Chair of state-legal disciplines;

Ural Branch of the Russian

State University of justice,

Pobedy Ave. 160, Chelyabinsk, 454084,

Russian Federation

SCHMIDT A.A.,

Candidate of Legal Sciences,

[email protected]

Chair of state-legal disciplines;

Ural Branch of the Russian

State University of justice,

Pobedy Ave. 160, Chelyabinsk, 454084,

Russian Federation

ШМИДТ А.А.,

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВИЛ ОБОРОТА ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ И ПАТРОНОВ К НЕМУ

Реферат. Дается оценка сложившейся административно-правовой политики обеспечения правил оборота гражданского оружия и патронов к нему. Анализируются положения российского законодательства об обороте оружия и административной ответственности за его нарушения. Исследуются отдельные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона «Об оружии», Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, других правовых актов, устанавливающих порядок функционирования лицензионно-разрешительной системы. С учетом статистических данных анализируется административная практика органов внутренних дел в лицензионно-разрешительной сфере. Выявлены проблемы привлечения к административной ответственности лиц, допустивших нарушения Правил оборота гражданского и служебного оружия. Критически оценивается действующее законодательство Российской Федерации об оружии. Рассматривается судебный и административный (внесудебный) порядок лишения права на хранение и ношение оружия (аннулирование лицензий и разрешений на хранение, хранение и ношение гражданского оружия). Дается оценка эффективности применения судами санкций Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде лишения права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия. На основе исторического метода предложено установление административной ответственности за уклонение от реализации огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия и боевых припасов гражданами, у которых органами внутренних дел аннулировано разрешение на их хранение. Разработаны предложения по совершенствованию законодательства об административной ответственности за нарушение требований законодательства об оружии, а также повышению эффективности деятельности органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского оружия.

Ключевые слова: гражданское оружие, лицензионно-разрешительная система, деятельность полиции, административная ответственность.

ADMINISTRATIVE LEGAL POLICY OF ENSURING OBSERVANCE OF THE REGULATIONS ON CIRCULATION OF CIVILIAN WEAPONS

AND AMMUNITION

Abstract. The assessment of the existing administrative legal policy of ensuring observance of the regulations on circulation of civilian weapons and ammunition is provided. The provisions of the Russian legislation on the circulation of civilian weapons and ammunition and administrative responsibility for its violation are analyzed. Certain provisions of the Federal law "On weapons", of the Regulations on circulation of civilian and official weapons and ammunition on the territory of the Russian Federation, as well as of other legal acts, imposing the order of the licensing system functioning, are studied.

© 2015 LS&LP. Open Access. This article is distributed under the terms of the Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 Internationa! License (http://creativecommons.Org/licenses/by-nc/4.0/legalcode).

The administrative practice of the law enforcement bodies in the licensing sphere is analyzed taking into account the statistical data. The problems of bringing the persons, violating the Regulations on circulation of civilian and official weapons, to responsibility are revealed. The effective Russian legislation on weapons is criticized. The judicial and administrative (non-judicial) orders of deprivation of right to keep and carry weapons (revoking the licenses and permits for keeping, keeping and carrying civilian weapons) are considered. The efficiency of the RF Administrative Code's sanctions, applied by the courts, in forms of deprivation of right to purchase and keep or keep and carry weapons is assessed. It's proposed to impose administrative responsibility for evasion of selling smooth-bore hunting firearms and ammunition by the persons having revoked permits for keeping them. Some proposals on improving both the legislation on the administrative responsibility for violating weapons laws and the efficiency of law enforcement bodies' activities aimed at civilian weapons circulation control are made.

Keywords: civilian weapons, licensing system, police activities, administrative responsibility.

Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии»* (далее -Закон «Об оружии») регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия, боеприпасов и патронов к оружию на территории Российской Федерации. С принятием указанного закона интерес населения к оружию растет. Так, согласно статистическим данным МВД России, на 1 января 2014 г. количество владельцев и лиц, получивших разрешение на хранение и ношение оружия, в России составило 4 681 026, при этом количество единиц оружия, находящихся у владельцев и лиц, имеющих данное разрешение, - 6 566 317**. Соответственно не снижается и число нарушений в области оборота оружия. И несмотря на принимаемые государством меры, уровень правонарушаемости в указанной сфере остается высоким [1].

Расширение масштабов незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ представляет реальную угрозу государственной и общественной безопасности Российской Федерации [2]. В 2014 г. выявлено более 26,2 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия; доля преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия, зарегистрированного в подразделениях лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел, от общего количества преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия, составила 14,84 % [3]. Подразделениями лицензион-но-разрешительной работы органов внут-

* Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 51. Ст. 5681.

** См.: Сводный отчет о лицензионно-разре-шительной работе МВД России за 2013 г. Раздел 5. Сведения об учете владельцев оружия.

ренних дел обеспечивался контроль за 4,5 млн граждан, в пользовании у которых находится более 6,4 млн ед. оружия, 1,1 тыс. юридических лиц, имеющих лицензии на осуществление работ (услуг) по торговле оружием и патронами к нему, а также 4,2 тыс. юридических лиц, имеющих разрешение на хранение и использование оружия. Выявлено свыше 336 тыс. нарушений правил оборота оружия, к административной ответственности привлечено более 327 тыс. граждан и должностных лиц. По различным основаниям, установленным законодательством об оружии, аннулировано 25,8 тыс. лицензий и разрешений [4].

Одним из действенных правовых средств обеспечения правового режима оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему выступают меры административного принуждения (воздействия), и в первую очередь меры административной ответственности, установленные ст.ст. 8.37, 14.1, 14.2, 14.3, 19.20, 20.8, 20.9, 20.10, 20.11, 20.12, 20.12, 20.14, 20.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [5].

Наиболее часто совершаются правонарушения, предусмотренные чч. 1, 4 и 6 ст. 20.8 КоАП РФ, а также ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ. Для привлечения нарушителей к ответственности зачастую необходимо обращаться к содержательному анализу соответствующих правил, однако в ряде случаев существующие установления не восполняют встречающиеся на практике правовые пробелы.

Так, ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами, за исключением случаев ношения огнестрельного оружия лицами, находящимися в состоянии опьянения. Это, например, случаи хранения оружия в условиях, не исключа-

ющих доступ к оружию посторонних лиц, вне сейфа и т.п. Порядок хранения оружия опосредуется разделом XI «Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (далее - Правила)*, а ношения - разделом XII Правил.

Часть 6 ст. 20.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за незаконные приобретение, продажу, передачу, хранение, перевозку или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения. Например, если гражданин хранит указанное оружие, а срок действия выданных разрешительных документов истек, то его действия образуют незаконное хранение оружия. Однако здесь следует учитывать, истек ли срок давности привлечения к ответственности за нарушение сроков продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение или нет**. Если двухмесячный срок давности не истек, эти действия квалифицируются по ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ. Нарушение указанных сроков не является длящимся нарушением, и поэтому за пределами двухмесячного срока со дня окончания соответствующего разрешения (лицензии) лицо за это деяние привлечь к ответственности невозможно. По истечении срока действия разрешения во избежание ответственности по ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ оружие должно быть сдано на временное хранение.

Изменения раздела XIII Правил (в ред. Постановления Правительства РФ от

* О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 814 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 32. Ст. 3878.

** Согласно статье 13 Закона «Об оружии» приобретенные гражданином Российской Федерации огнестрельное оружие, огнестрельное

оружие ограниченного поражения и охотничье пневматическое оружие с дульной энергией свыше 7,5 Дж подлежат регистрации в органе внутренних дел по месту жительства в двухнедельный срок со дня его приобретения. В случае изменения места жительства гражданин Российской Федерации обязан в двухнедельный срок со дня регистрации по новому месту жительства обратиться в соответствующий орган внутренних дел с заявлением о постановке на учет принадлежащего ему оружия.

8 ноября 2014 г. N 1178) упростили транспортирование оружия гражданами Российской Федерации. В настоящее время граждане России осуществляют транспортирование оружия по территории Российской Федерации без разрешений на транспортирование в количестве не более 5 единиц и патронов не более 1 000 штук на основании разрешений органов внутренних дел на хранение, хранение и ношение, хранение и использование, на ввоз в Российскую Федерацию соответствующих видов, типов и моделей оружия либо лицензий на их приобретение, коллекционирование или экспонирование оружия (п. 77 Правил)***. Таким образом, в отношении граждан правила транспортирования оружия стали намного проще, что, в свою очередь, обусловит реальное снижение количества случаев привлечения указанных лиц к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.12 КоАП РФ.

Вызывает вопросы возможность наступления административной ответственности за утрату огнестрельного оружия. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, это деяние не длящееся (в отличие от нарушения правил хранения), и согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к ответственности составляет два месяца (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - три месяца) со дня совершения административного правонарушения. Правоприменитель, решая вопрос о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, при отсутствии иных данных опирается в том числе на показания лица, утратившего оружие. Во-вторых, конструкция ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ прямо не предусматривает административную ответственность за утрату оружия, и наступление ответственности за это деяние обусловлено нарушением Правил хранения и ношения оружия. Однако утрата оружия возможна и при иных нарушени-

*** Ранее граждане Российской Федерации могли без разрешений органов внутренних дел транспортировать оружие и патроны для участия в охоте и спортивных мероприятиях на основании разрешений ОВД на хранение и ношение оружия. Для перевозки оружия в иных целях за пределы территории субъекта РФ требовалось оформить разрешение на транспортирование.

ях Правил (например, при перевозке или транспортировании оружия), а также в условиях чрезвычайных обстоятельств. В отношении некоторых предметов, например, паспорта гражданина РФ, в ст. 19.16 КоАП РФ предусмотрен специальный состав: утрата паспорта по небрежности. Полагаем, что в отношении оружия ст. 20.8 КоАП РФ может быть дополнена аналогичным положением с одновременным исключением привлечения к ответственности за нарушение установленных Правил, приведших к утрате оружия.

В ряде случаев привлечению виновных к административной ответственности препятствует истечение срока давности привлечения к ответственности, когда в отношении лица отказано в возбуждении уголовного дела либо производство по такому делу прекращено, но в действиях лица наличествуют признаки административного правонарушения. Согласно ч. 4 ст. 4.5 коАП РФ сроки давности в таких случаях исчисляются со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения). В силу положений ч. 1 ст. 50 Конституции Российской Федерации никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. Кроме того, в одном из своих решений Европейский суд по правам человека указал на то, что признаком, определяющим ответственность как повторную, послужило наличие нескольких (более чем одного) процессуальных производств по одному и тому же факту*. В связи с этим законодательные предписания п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прямо обязывают правоприменителя прекратить производство по делу об административном правонарушении «при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении... постановления о возбуждении уголовного дела». Однако положения ст. 24.5 КоАП РФ не препятствуют привлечению виновного к административ-

* Дело «Сергей Золотухин (Sergey Zolotukhin) против Российской Федерации»: постановление Европейского суда по правам человека от 10 февр. 2009 г. // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2010. N 1. С. 49-69.

ной ответственности до решения вопроса о возбуждении уголовного дела**.

Предусмотренное КоАП РФ административное наказание в виде лишения права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия за совершение деяний, предусмотренных ст.ст. 8.37, 20.8, 20.12 и 20.13, выступает важным средством превенции наиболее опасных нарушений Правил. Введение в КоАП РФ указанной меры дополнило внесудебный порядок аннулирования и изъятия лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, установленный ст.ст. 26, 27, 13 и 9 Закона «Об оружии», в отношении лица, совершившего повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления, административное правонарушение, связанное с нарушением правил охоты, либо административное правонарушение в области незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Иными словами, сейчас для аннулирования достаточно совершения лишь одного административного правонарушения в области оборота оружия, за которое судом назначено административное наказание в виде лишения права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия. Соответственно значительно расширились правовые возможности для аннулирования в административном порядке лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему и изъятия оружия. Однако при наличии альтернативных санкций суды, как правило, ограничиваются наложением на виновных административного штрафа.

Статьей 26 Закона «Об оружии» предусмотрены различные основания и

** Решение по административному делу (11.11.2014, Судебный участок N 8 по Орджони-кидзевскому районау г. Уфы) см.: URL: https:// rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-8-po-ordzhonikidzevskomu-rajonu-g-ufy-s/act-215396309

соответствующие им процедуры принятия решения об аннулировании разрешения:

- судебный порядок аннулирования лицензии и (или) разрешения, когда вынесено судебное решение о лишении гражданина соответствующего специального права;

- административный порядок, который применяется в том случае, если возникли предусмотренные Законом обстоятельства, исключающие возможность получения лицензии и (или) разрешения (ст.ст. 9, 13 Закона «Об оружии»): в случае аннулирования охотничьего билета в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (в отношении охотничьего оружия), в случае добровольного отказа от указанных лицензии и (или) разрешения, ликвидации юридического лица либо смерти собственника оружия.

В случае аннулирования лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение оружия юридическое лицо вправе повторно обратиться за их получением по истечении трех лет со дня аннулирования лицензии и (или) разрешения, гражданин - по истечении одного года со дня окончания срока наложения административного наказания в виде лишения права на приобретение оружия либо права на хранение или хранение и ношение оружия или со дня устранения обстоятельств, исключающих в соответствии с указанным Федеральным законом возможность получения таких лицензии и (или) разрешения.

Нерешенным представляется вопрос о реализации изъятого у граждан и у наследников умерших граждан оружия, когда эти лица и не дают согласие на это, и не предпринимают действий по оформлению соответствующих лицензий (разрешений). Если имело место нарушение ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ, то суд выносит решение о конфискации этого оружия и патронов к нему, и подобных проблем не возникает. Для иных случаев Закон «Об оружии» в ст. 27 предусматривает процедуру отчуждения оружия и отсылает нас в этом вопросе к гражданскому законодательству (ст. 238 ГК РФ). Примечательно, что ранее ст. 175 КоАП РСФСР предусматривала административную ответственность за уклонение от реализации огнестрельного гладкостволь-

ного охотничьего оружия и боевых припасов гражданами, у которых органами внутренних дел аннулировано разрешение на их хранение. Полагаем, что закрепление подобных мер в действующем КоАП РФ с санкцией в виде конфискации оружия в значительной мере способствовало бы уменьшению количества находящегося на хранении в ОВД оружия.

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 227-ФЗ в ст. 20.8 КоАП РФ введены ч. 4.1 «Ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения» и ч. 4.2 «Невыполнение лицом, осуществляющим ношение огнестрельного оружия, законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения». Как представляется, эти новеллы обусловлены распространенностью подобных деяний и значительностью угрозы объектам административно-правовой охраны. Однако практика применения указанных норм пока недостаточно развита, хотя можно полагать, что они будут выступать реальной превенцией совершения нарушений в сфере оборота оружия. При их содержательном анализе возникает правомерный вопрос о том, каким образом будет удостоверяться нахождение владельца оружия в состоянии опьянения. Положения ч. 2 ст. 27.12.1 КоАП РФ «Медицинское освидетельствование на состояние опьянения» не конкретизированы в соответствующем постановлении Правительства РФ, как это сделано в отношении водителей транспортных средств. Полагаем, что факт опьянения лица может быть удостоверен показаниями свидетелей, а отказ пройти медицинское освидетельствование должен быть зафиксирован в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в присутствии понятых. В этом случае протокол об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 20.8 КоАП РФ также должен содержать сведения о предложении лицу пройти такое освидетельствование и разъяснении последствий отказа.

Следует остановиться и на вопросах привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.13 КоАП РФ вследствие отсутствия установленных правил проведения стрельб в отведенных для этого местах, за исключением случаев

обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах* или проведения спортивных соревнований**. Однако нарушение требований безопасности имеет место при проверке наличия навыков безопасного обращения с оружием во время практических стрельб***. Ввиду отсутствия утвержденных правил стрельб привлечь к административной ответственности соискателей лицензий на приобретение огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему - физических лиц по ч. 1 ст. 20.13 КоАП РФ невозможно. Приказ МВД России от 27 апреля 2012 г. N 372 не восполняет этот правовой пробел, и нарушение правил безопасного обращения с оружием влечет лишь несдачу практической части проверки. Возможным вариантом решения этой проблемы может быть утверждение Правительством РФ типовых правил проведения практических стрельб из гражданского и служебного оружия либо правил безопасного обращения с оружием при проверке наличия навыков безопасного обращения с оружием МВД России совместно с Минобрнауки России.

* Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах: приказ Минобороны РФ N 96, Минобрнауки РФ N 134 от 24 февр. 2010 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 18.

** Об утверждении правил вида спорта «практическая стрельба»: приказ Минспорта России от 20 марта 2014 г. N 139. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

*** О порядке проведения проверки у граждан Российской Федерации знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием в организациях, определяемых Правительством Российской Федерации: приказ МВД России от 27 апр. 2012 г. N 372 // Рос. газ. 2012. 4 июля.

Также имеют место случаи организации проведения стрельб (соревнований) из охотничьего владельческого оружия за пределами населенных пунктов вне специально отведенных мест (тиров, стрельбищ), как правило, в местах, где разрешена охота. В таких случаях к простым участникам, использующим собственное оружие, могут применяться нормы ч. 2 или 3 ст. 20.13 КоАП РФ. Проблемным представляется решение вопроса об ответственности организаторов. Практическое решение видится в следующем: при отсутствии целей извлечения прибыли ответственность должна наступать по ст. 19.20 КоАП РФ, при наличии корыстных мотивов - по ст. 14.1 КоАП РФ.

Одним из последних нововведений КоАП РФ является дополнение Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 370-ФЗ ч. 1 ст. 20.8 положениями о мерах ответственности за нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета пиротехнических изделий. Основные вопросы оборота пиротехнических изделий бытового назначения NN классов по степени потенциальной опасности, обращение с которыми не требует специальных знаний и навыков, урегулированы Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2009 г. N 1052 «Об утверждении требований пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий». Указанный акт содержит требования к лицам, осуществляющим розничную реализацию пиротехники, порядок ее реализации, хранения, а также меры безопасности. Соответственно при квалификации правонарушений необходимо указывать соответствующий пункт требований. При этом субъектами ответственности по ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ выступают только должностные лица и индивидуальные предприниматели. Простые «реализаторы» пиротехники таковыми не являются. Таким образом, происходит уклонение этих лиц от административной ответственности. Существующий правовой пробел может быть устранен посредством отнесения к субъектам административной ответственности граждан в санкции ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ.

Следует также акцентировать внимание и на особенностях административной ответственности лиц с особым статусом,

указанных в ст. 2.5 КоАП РФ: военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, имеющих специальные звания сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. В силу особенностей правового закрепления административной ответственности этих лиц к ним как законным владельцам гражданского оружия невозможно применение мер административной ответственности на общих основаниях за нарушение правил оборота и использования данного оружия, закрепленных в главе 20 КоАП РФ, и в частности административных наказаний - конфискации оружия и патронов к нему, лишения права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия, за исключением случаев нарушения ими положений ст. 8.37 КоАП РФ. Если указанные лица не подлежат административной ответственности на общих основаниях, то дело о таком правонарушении подлежит прекращению, а материалы дела направляются по месту службы для решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности (ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ).

Однако повторное совершение этими лицами административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления, административного правонарушения, связанного с нарушением правил охоты, либо административного правонарушения в области незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ, - влечет аннулирование соответствующих лицензий (разрешений) согласно ст.ст. 13 и 26 Закона «Об оружии». Теоретически это возможно, когда лицо ранее было привлечено к административной ответственности по ст. 8.37 КоАП РФ и повторно в течение года совершило правонарушение, посягающее на вышеперечисленные объекты административно-правовой охраны, и по этому факту составлен протокол об административном правонарушении.

Особого внимания заслуживает вопрос о привлечении к административной ответственности за нарушение правил торговли пневматическим оружием. Граждане, достигшие 18 лет, вправе беспрепятственно приобретать так называемую «пневматику» с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно (ст. 13 Закона «Об оружии»). При этом ст. 3 указанного закона относит к спортивному оружию пневматическое оружие с дульной энергией свыше 3 Дж.

В силу статьи 9.1 Закона «Об оружии» торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия, торговля патронами к оружию подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 18 Закона «Об оружии» торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему. Юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему, запрещается совмещать продажу в одном торговом зале оружия и иных видов товаров, за исключением спортивных, охотничьих и рыболовных принадлежностей и запасных частей к оружию. Лицензия на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему не дает права на открытие филиалов юридических лиц, созданных для торговли гражданским и служебным оружием и патронами к нему.

Следовательно, реализация пневматического оружия с дульной энергией более 3 Дж требует получения соответствующей лицензии на конкретное торговое место. Отсутствие лицензии влечет наступление ответственности для должностных и юридических лиц по ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ, а продажа гражданами пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра 4,5 мм без разрешения органов внутренних дел - по ст. 20.10 КоАП РФ.

Таковы основные проблемные моменты привлечения к административной ответственности за нарушения правил оборота гражданского орудия и патронов к нему, а также пиротехнических изделий.

Полагаем, что реализация наших предложений и их учет в правоприменительной практике позволят разрешить ряд вопросов, возникающих в указанной сфере, повысят

эффективность правоприменения, что, в свою очередь, скажется на дисциплинированности участников легального оборота гражданского оружия и патронов к нему.

Список литературы

1. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в 2013 году. URL: http://mvd.ru/Deljatelnost/results/annual_reports (дата обращения: 15 мая 2015 г.).

2. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в 2014 году. URL: https://mvd.rU/upload/site1/folder_page/001/869/963/1._Tekstovaya_ chast.docx (дата обращения: 15 мая 2015 г.).

3. URL: https://mvd.ru/upload/site1/folder_page/001/869/963/2._Prilozhenie_1.docx (дата обращения: 15 мая 2015 г.).

4. URL: https://mvd.ru/upload/site1/folder_page/001/869/963/3._Prilozhenie_2.docx (дата обращения: 15 мая 2015 г.).

5. Дизер О.А., Сургутсков В.И. Гражданское оружие: законодательное регулирование оборота: практ. пособие. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

References

1. Doklad o rezul'tatakh i osnovnykh napravleniyakh deyatel'nosti Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Fed-eratsii v2013 godu [The report on the results and main activities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in 2013]. Available at: http://mvd.ru/Deljatelnost/results/annual_reports (Accessed 15 May 2015).

2. Doklad o rezul'tatakh i osnovnykh napravleniyakh deyatel'nosti Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Fed-eratsii v2014 godu [The report on the results and main activities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in 2013]. Available at: https://mvd.ru/upload/site1/folder_page/001/869/963/1._Tekstovaya_chast.docx (Accessed 15 May 2015).

3. Available at: https://mvd.ru/upload/site1/folder_page/001/869/963/2._Prilozhenie_1.docx (Accessed 15 May

2015).

4. Available at: https://mvd.ru/upload/site1/folder_page/001/869/963/3._Prilozhenie_2.docx (Accessed 15 May

2015).

5. Dizer O.A., Surgutskov V.I. Grazhdanskoe oruzhie:zakonodatel'noe regulirovanie oborota [Civil arms: legislative regulation of circulation]. Access from the reference legal system "Consultant Plus".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.