Научная статья на тему 'Проблема конкурентоспособности личности студента в условиях образовательной среды вуза в отечественных и зарубежных исследованиях'

Проблема конкурентоспособности личности студента в условиях образовательной среды вуза в отечественных и зарубежных исследованиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА / КОМПОНЕНТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ / ДИАГНОСТИКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дунаева Наталья Ивановна, Суворова Ольга Вениаминовна

Введение. Конкурентоспособность специалиста определяется востребованностью выпускника высшего учебного заведения на рынке труда. В статье обсуждается проблема конкурентоспособности личности в трудах современных отечественных и зарубежных исследователей. Рассматривается общий вектор направленности образовательной системы в разные периоды развития российского общества, обосновывается необходимость гармонизации целей, способствующих формированию конкурентоспособной личности. Отмечена важная роль образовательной среды в формировании социально-психологических свойств, связанных с конкурентоспособностью. Отмечается, что в психологической литературе на сегодняшний день недостаточно исследований по проблеме конкурентоспособности личности, не изучены факторы (внешние и внутренние), влияющие на развитие конкурентоспособности будущего специалиста. В этой связи актуализируется потребность в научном исследовании влияния конкурентной/неконкурентной образовательной среды на профессиональное становление будущего специалиста. Материалы и методы. Статья носит характер аналитического обзора, где осуществлена попытка систематизации научного психологического знания по проблеме конкурентоспособности будущего специалиста. Основным методом изучения конкурентоспособности личности в условиях образовательно-профессионального пространства вуза является метод теоретического анализа научных психологических зарубежных и отечественных работ. Методологическим основанием для изучения и формирования конкурентоспособности выпускников является компетентностный подход. Результаты исследования. Рассмотрены различные определения конкурентоспособности специалиста, представлено наиболее обобщенное определение. Проведенный теоретический анализ показал, что конкурентоспособность рассматривается как качество личности; как совокупность ключевых компетенций; как совокупность личностных, профессиональных и полипрофессиональных компонентов. Перечислены психологические свойства, роль которых в формировании конкурентоспособности является наиболее существенной, подчеркивается важность регулятивных и мотивационных характеристик в структуре конкурентоспособности личности студентов. Представлен анализ зарубежных исследований по вопросам влияния конкурентной/неконкурентной среды на уровень стресса и тревожность студентов; на выраженность приобретенных профессиональных навыков. Рассмотрен диагностический инструментарий, позволяющий измерить конкурентную личность, оценить ситуационные или поведенческие аспекты конкурентоспособности. Обсуждение и заключения. Обосновывается вывод о необходимости дальнейшего теоретического анализа и обобщения имеющихся научных исследований по данной проблеме. На основании результатов немногочисленных психологических исследований отечественных и зарубежных авторов доказывается необходимость дальнейшего изучения влияния конкурентной среды на профессиональное становление студента будущего профессионала. При этом подчеркивается необходимость дальнейшей работы по моделированию образовательной среды с элементами включения конкурентного компонента, а также важность изучения мотивационно-волевых характеристик, выступающих в качестве личностных детерминант развития конкурентоспособности будущего профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дунаева Наталья Ивановна, Суворова Ольга Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF COMPETITIVENESS OF THE STUDENT'S PERSONALITY IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY IN DOMESTIC AND FOREIGN STUDIES

Introduction. Competitiveness of a specialist is determined by the demand for a graduate of a higher educational institution in the labor market. The article discusses the problem of competitiveness of personality in the works of modern domestic and foreign researchers. The General vector of orientation of the educational system in different periods of development of the Russian society is considered, the necessity of harmonization of the purposes promoting formation of the competitive personality is proved. The important role of the educational environment in the formation of socio-psychological properties associated with competitiveness is noted. It is noted that currently the psychological literature does not provide enough research on the problem of competitiveness of the individual, the factors (external and internal) that affect the development of the competitiveness of the future specialist have not been studied.. In this regard, the need for scientific research of the influence of competitive/non-competitive educational environment on the professional development of the future specialist is actualized. Materials and methods. The article is to be regarded as an analytical review, where an attempt is made to systematize scientific psychological knowledge on the problem of competitiveness of the future specialist. The main method of studying the competitiveness of the individual in terms of educational and professional space of the University is the method of theoretical analysis of scientific psychological foreign and domestic works. The methodological basis for studying and forming the competitiveness of graduates is the competence approach. Results. Various definitions of the competitiveness of a specialist are considered, the most generalized definition is presented. The theoretical analysis showed that competitiveness is considered to be a quality of personality; as a set of key competencies; as a set of personal, professional and polyprofessional components. The psychological properties are listed, the role of which in the formation of competitiveness is the most significant, the importance of regulatory and motivational characteristics in the structure of the competitiveness of the personality of students is emphasized. The analysis of foreign studies on the influence of competitive/non-competitive environment on the level of stress and anxiety of students; on the severity of acquired professional skills. The diagnostic tools allowing to measure the competitive personality, to estimate situational or behavioral aspects of competitiveness are considered. Discussion and Conclusions. The conclusion about the need for further theoretical analysis and generalization of existing scientific research on this problem is substantiated. the need for further study of the influence of the competitive environment on the professional development of the student of the future professional is proved on the basis of the results of a few psychological studies of domestic and foreign authors. It emphasizes the need for further work on modeling the educational environment with elements of the inclusion of a competitive component, as well as the importance of studying the motivational and volitional characteristics that act as personal determinants of the development of competitiveness of the future professional.

Текст научной работы на тему «Проблема конкурентоспособности личности студента в условиях образовательной среды вуза в отечественных и зарубежных исследованиях»

Статья/АШс1е

УДК 159.9

Б01: 10.26795/2307-1281 -2020-8-1 -8

ПРОБЛЕМА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Н. И. Дунаева1, О. В. Суворова2

1 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация 2Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Введение. Конкурентоспособность специалиста определяется востребованностью выпускника высшего учебного заведения на рынке труда. В статье обсуждается проблема конкурентоспособности личности в трудах современных отечественных и зарубежных исследователей. Рассматривается общий вектор направленности образовательной системы в разные периоды развития российского общества, обосновывается необходимость гармонизации целей, способствующих формированию конкурентоспособной личности. Отмечена важная роль образовательной среды в формировании социально-психологических свойств, связанных с конкурентоспособностью. Отмечается, что в психологической литературе на сегодняшний день недостаточно исследований по проблеме конкурентоспособности личности, не изучены факторы (внешние и внутренние), влияющие на развитие конкурентоспособности будущего специалиста. В этой связи актуализируется потребность в научном исследовании влияния конкурентной/неконкурентной образовательной среды на профессиональное становление будущего специалиста. Материалы и методы. Статья носит характер аналитического обзора, где осуществлена попытка систематизации научного психологического знания по проблеме конкурентоспособности будущего специалиста. Основным методом изучения конкурентоспособности личности в условиях образовательно-профессионального пространства вуза является метод теоретического анализа научных психологических зарубежных и отечественных работ. Методологическим основанием для изучения и формирования конкурентоспособности выпускников является компетентностный подход. Результаты исследования. Рассмотрены различные определения конкурентоспособности специалиста, представлено наиболее обобщенное определение. Проведенный теоретический анализ показал, что конкурентоспособность рассматривается как качество личности; как совокупность ключевых компетенций; как совокупность личностных, профессиональных и полипрофессиональных компонентов. Перечислены психологические свойства, роль которых в формировании конкурентоспособности является наиболее существенной, подчеркивается важность регулятивных и мотивационных характеристик в структуре конкурентоспособности личности студентов. Представлен анализ зарубежных исследований по вопросам влияния конкурентной/неконкурентной среды на уровень стресса и тревожность студентов; на выраженность приобретенных профессиональных навыков. Рассмотрен

диагностический инструментарий, позволяющий измерить конкурентную личность, оценить ситуационные или поведенческие аспекты конкурентоспособности.

Обсуждение и заключения. Обосновывается вывод о необходимости дальнейшего теоретического анализа и обобщения имеющихся научных исследований по данной проблеме. На основании результатов немногочисленных психологических исследований отечественных и зарубежных авторов доказывается необходимость дальнейшего изучения влияния конкурентной среды на профессиональное становление студента - будущего профессионала. При этом подчеркивается необходимость дальнейшей работы по моделированию образовательной среды с элементами включения конкурентного компонента, а также важность изучения мотивационно-волевых характеристик, выступающих в качестве личностных детерминант развития конкурентоспособности будущего профессионала.

Ключевые слова: конкурентоспособность будущего специалиста, компоненты конкурентоспособной личности, диагностика конкурентоспособности, образовательная среда.

Для цитирования: Дунаева Н.И., Суворова О.В. Проблема конкурентоспособности личности студента в условиях образовательной среды вуза в отечественных и зарубежных исследованиях // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №1. С.8.

THE PROBLEM OF COMPETITIVENESS OF THE STUDENT'S PERSONALITY IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY IN DOMESTIC AND FOREIGN STUDIES

N. I. Dunaeva1, O. V. Suvorova2

1National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Lobachevsky University (UNN)), Nizhny Novgorod, Russian Federation 2Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation

ABSTRACT

Introduction. Competitiveness of a specialist is determined by the demand for a graduate of a higher educational institution in the labor market. The article discusses the problem of competitiveness of personality in the works of modern domestic and foreign researchers. The General vector of orientation of the educational system in different periods of development of the Russian society is considered, the necessity of harmonization of the purposes promoting formation of the competitive personality is proved. The important role of the educational environment in the formation of socio-psychological properties associated with competitiveness is noted. It is noted that currently the psychological literature does not provide enough research on the problem of competitiveness of the individual, the factors (external and internal) that affect the development of the competitiveness of the future specialist have not been studied.. In this regard, the need for scientific research of the influence of competitive/non-competitive educational environment on the professional development of the future specialist is actualized.

Materials and methods. The article is to be regarded as an analytical review, where an attempt is made to systematize scientific psychological knowledge on the problem of competitiveness of the future specialist. The main method of studying the competitiveness of the individual in terms of educational and professional space of the University is the method of theoretical analysis of scientific psychological foreign and domestic works. The methodological basis for studying and forming the competitiveness of graduates is the competence approach.

Results. Various definitions of the competitiveness of a specialist are considered, the most generalized definition is presented. The theoretical analysis showed that competitiveness is considered to be a quality of personality; as a set of key competencies; as a set of personal, professional and polyprofessional components. The psychological properties are listed, the role of which in the formation of competitiveness is the most significant, the importance of regulatory and motivational characteristics in the structure of the competitiveness of the personality of students is emphasized.

The analysis of foreign studies on the influence of competitive/non-competitive environment on the level of stress and anxiety of students; on the severity of acquired professional skills. The diagnostic tools allowing to measure the competitive personality, to estimate situational or behavioral aspects of competitiveness are considered.

Discussion and Conclusions. The conclusion about the need for further theoretical analysis and generalization of existing scientific research on this problem is substantiated. the need for further study of the influence of the competitive environment on the professional development of the student of the future professional is proved on the basis of the results of a few psychological studies of domestic and foreign authors. It emphasizes the need for further work on modeling the educational environment with elements of the inclusion of a competitive component, as well as the importance of studying the motivational and volitional characteristics that act as personal determinants of the development of competitiveness of the future professional.

Keywords: competitiveness of future specialist, components of competitive personality, diagnostics of competitiveness, educational environment.

For citation: Dunaeva N.I., Suvorova O.V. The problem of competitiveness of the student's personality in the educational environment of the university in domestic and foreign studies // Vestnik of Minin University. 2020. Vol. 8, no. 1. P.8.

Введение

Проблема конкурентоспособной личности в последние десятилетия привлекает многих специалистов: философов, психологов, социологов, экономистов, педагогов, - тем самым подчеркивая научную ее актуальность и значение как социального явления.

Как справедливо отмечает А.Л. Журавлев (2009), образование в современном обществе представляет собой полисистемный процесс, в который включены различные субъекты со своими целевыми установками. Важной является степень гармонизации этих установок, поскольку от этого будет зависеть общий вектор направленности образовательной системы, слаженность и эффективность ее работы [5]. До перестройки целевой функцией, задающей вектор российскому образованию в масштабе всей страны, являлось обеспечение конкурентоспособности нации в международных связях. После 1990-х годов приоритетными становятся цели, связанные с самореализацией индивида. Мы также разделяем позицию

А.Л. Журавлева, Д.В. Ушакова в том, что гармоничное сочетание этих целей является необходимым, приоритетным направлением в современной отечественной психологии. Следует отметить, что современная образовательная среда характеризуется высокой степенью конкурентности: отбор в профильные классы на основании академической успеваемости, испытания ЕГЭ, результаты которого являются определяющим фактором для поступления в вузы, всевозможные олимпиады, конкурсы.

В современной науке представлены модели, описывающие зависимость конкурентоспособности общества от индивидуально-психологических переменных, которые влияют опосредованно, пользуясь терминологией А.Л. Журавлева, через феномен «человеческого капитала», включающий в себя наряду со свойствами личности и профессиональную компетентность.

Обзор литературы

В литературе представлены различные определения конкурентоспособности специалиста (В.И. Андреев, Н.Н. Александров, В.Д. Козлов, Д.В. Крючков, Л.А. Емельянова, С.А. Петрович, Г.К. Максимов, Л.М. Митина, В.И. Шаповалова, С.А. Хазова, А.Л. Церковский и др.) [1; 2; 9; 13; 14]. На наш взгляд, конкурентоспособность будущего специалиста представляет собой относительно обобщенную характеристику выпускника учебного заведения профессионального образования, результат интеграции его профессиональной, социальной и индивидуально-личностной компетенций, обеспечивающую ему уверенность в своих силах и способность выдерживать конкуренцию на рынке труда в сравнении с выпускниками аналогичных учебных заведений [15].

Проведенный теоретический анализ показал, что конкурентоспособность личности рассматривается и как стратегическое качество личности, позволяющее активно функционировать в условиях конкуренции; как совокупность интегрированных устойчивых качеств; как совокупность ключевых компетенций; как совокупность личностных, профессиональных и полипрофессиональных компонентов [3].

На сегодняшний день представлены и проанализированы некоторые психологические свойства, роль которых в формировании конкурентоспособности является наиболее существенной.

Материалы и методы

В трудах отечественных исследователей (А.Л. Журавлев, Д.В. Ушаков, Т.А. Жданко, О.Ф. Чупрова, С.Н. Сорокоумова, О.В. Никулина) [4, 5, 11] выделяются следующие компоненты конкурентоспособной личности: ценностные ориентации, целеполагание, мотивация и стремление к успеху, творческий потенциал, общий интеллект, социальный и эмоциональный интеллект, уверенность в своих силах, нравственность, коммуникативность, рискованность, лидерство, стрессоустойчивость. Мы считаем, что понятие конкурентоспособности выступает ключевым при характеристике современного специалиста и определяется как комплексное свойство, имеющее свои ресурсы: возраст, психофизическое здоровье, внешность, способности, уровень интеллекта, внутренняя активность; а также нравственные аспекты, включающие в себя систему ценностей, личных ограничений. К основным компонентам системной характеристики конкурентоспособности относят: мотивационно-потребностный, деловой, организационно-волевой [15]. Vestnik of Minin University. 2020. Volume 8, no. 1

Особое внимание отечественных исследователей уделяется анализу и изучению мотивационно-волевых характеристик, выступающих в качестве личностных детерминант развития конкурентоспособности (Н.Н. Богдан, Н.В. Володько, Е.Г. Гуцу, И.В. Лебедева, Н.В. Фомина, Т.М. Сорокина, С.Н. Сорокоумова, О.В. Никулина и др.) [8; 10]. Как отмечает С.Н. Сорокоумова, «чем оптимальнее мотивационный комплекс, тем более активность студентов мотивирована самим содержанием профессионального обучения», стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов [10].

В исследовании И.В. Лебедевой, Н.В. Фоминой также подчеркивается важность регулятивных и мотивационных характеристик в структуре конкурентоспособности. Авторами были выявлены особенности конкурентоспособности личности студентов -будущих педагогов и студентов технического вуза, а также определен круг проблем, связанных с формированием важных характеристик конкурентоспособности будущих специалистов [8].

Важную роль в формировании социально-психологических свойств, связанных с конкурентоспособностью, отводится образовательной среде, а рассматриваемые компоненты конкурентоспособности могут служить основой для определения показателей оценки качества подготовки специалиста в вузе. Разработкой системы образовательно-профессионального пространства вуза как условия формирования конкурентоспособности личности студента занимались Л.А. Бодьян, С.А. Борисенко, Л.В. Верниенко, С.Ю. Лаврентьев, Д.А. Крылов, В.Н. Мезинов, С.Н. Сорокоумова, Ю.В. Сысоев, Т.А. Жданко, Р.А. Фатхутдинов, О.Ф. Чупрова и др.) [4; 6; 7; 10; 11; 12].

Результаты исследования

Анализ зарубежных исследований по проблеме изучения конкурентоспособности будущих специалистов также свидетельствует о важности данной проблематики, однако существуют различия в определении главных структурных компонентов конкурентоспособности. Авторами активно изучаются факторы, влияющие на формирование конкурентоспособности, обосновывается диагностический комплекс для выявления компонентов конкурентоспособности личности студентов, исследуются и приводятся данные влияния обучения студентов в конкурентной и неконкурентной образовательной среде (Griffin-Pierson, Martin Larsen, Deng Zhao, Houston, Harris, Francis и др.) [20; 21; 25].

В зарубежной литературе существует диагностический инструментарий, позволяющий измерить конкурентную личность. Он включает шкалу на выявление отношений конкуренции и сотрудничества (Martin Larsen, 1976), которая выявляет факторы, имеющие отношение к конкуренции. К этим факторам относят: ориентацию на агрессию, стремление к власти, ориентацию на независимость, ориентацию на превосходство, ориентацию на трудовую этику [25]. Известен опросник конкурентоспособности Griffin-Pierson, 1990), который позволяет дифференцировать межличностную конкурентоспособность и целевую конкурентоспособность[20].

Данные шкалы дают возможность оценить ситуационные или поведенческие аспекты конкурентоспособности. В литературе также описаны подход к изучению конкурентоспособности как устойчивой черты личности, которую можно диагностировать с помощью опросника индекса конкурентоспособности (RCI) (Houston, Harris, Francis, 2002) [21], в котором содержатся вопросы по 5-балльной шкале Лайкерта. Она определяет два

фактора, такие как получение удовольствия от конкуренции и состязательности (девять пунктов, например, «удовольствие от соревнований») и удовлетворенность (пять пунктов).

Стресс, как известно, всегда присутствует в образовании, поскольку обучение человека сопровождается оценкой его знаний, умений, навыков и для проверки используются различные формы контроля. Известно, что присутствующие элементы состязательности, конкуренции во взаимодействии способствуют развитию сложного набора физиологических, эмоциональных реакций человека. Зарубежные исследования [14; 27], посвященные изучению влияния конкурентной образовательной среды, ярко проиллюстрировали, что возникающий в ходе конкурентных столкновений стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние - все зависит от степени его выраженности.

Исследование Christian J. Cook, Blair T. Crewther [18] посвящено тому, как включение/отсутствие конкурентного элемента в процесс обучения профессиональному навыку влияет на уровень стресса и тревожность студентов-медиков, а также на формирование определенных профессиональных навыков.

В учебный процесс студентов-медиков был включен конкурентный элемент, (обучение в парах), а также была создана неконкурентная среда (обучение профессиональному навыку в одиночку). Авторами были получены результаты, свидетельствующие о том, что при включении конкурентного элемента становились более выраженными показатели физиологических (гормональных) и эмоциональных реакций по сравнению с неконкурентной ситуацией, а приобретенные навыки улучшались практически одинаково в условиях как конкурентного, так и неконкурентного обучения.

Обсуждение и заключения

Следует заметить, что искусственно созданные условия конкуренции позволяют приблизить студентов к будущим реальным, профессиональным ситуациям, где нужно быстро принимать решения, идти на риск, принимать ситуацию вызова, неопределенности. В зависимости от ситуационного контекста, в данном случае конкурентного, происходит выбор стратегий и тактик поведения участников взаимодействия.

Обучение с элементами включения конкурентного компонента, обеспечивает эффективную стратегию развития профессиональных навыков студентов - будущих медиков. Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что конкурентное обучение в различных формах (форматах) повышает мотивацию, удовлетворенность студентов-медиков и их вовлеченность в будущую профессию [16; 25]. Таким образом, важнейшей задачей образовательного процесса в системе высшего образования является поиск оптимальных особых условий для развития конкурентоспособности личности студента. Необходима дальнейшая работа по созданию модели формирования конкурентоспособности выпускников, построенной на положениях компетентностного подхода, который позволит поставить в центр внимания вопросы повышения качества образования и приоритета развития личности будущего специалиста [15].

Список использованных источников

1. Александров Н.Н., Козлов В.Д., Крючков В.Д. Конкуренция и конкурентоспособность: содержание понятий и история их становления. Н. Новгород: ВВАГС, 2004. 176 с.

2. Андреев В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань, 2006. 470 с.

3. Ахметова А.Т. Конкурентоспособная личность как объект образовательного исследования // Гуманитарный научный вестник. 2019. №1. С. 12-16.

4. Жданко Т.А., Чупрова О.Ф. Образовательно-профессиональное пространство вуза как педагогическое условие формирование конкурентоспособности личности студента: монография. Иркутск: ИГЛУ, 2012. 184 с.

5. Журавлев А.Л., Ушаков Д.В. Образование и конкурентоспособность нации: психологические аспекты // Психологический журнал. 2009. Том 30, №1. С. 5-13.

6. Лаврентьев С.Ю. Развитие конкурентоспособности будущего специалиста: соотношение личностного и профессионального // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-1. С. 157-161. URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35711 (дата обращения: 12.10.2019).

7. Лаврентьев С.Ю., Крылов Д.А. Конкурентоспособность будущего специалиста: проблемы и перспективы подготовки в образовательном процессе университета // Вестник Марийского государственного университета. 2016. Т. 10, №1(21). С. 24-29.

8. Лебедева И.В., Фомина Н.В. Особенности конкурентоспособности личности студентов-будущих педагогов // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28312 (дата обращения: 12.10.2019).

9. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности: учебно -методическое пособие. 2-е издание, стереотипное. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 400 с.

10. Сорокоумова С.Н., Гуцу Е.Г. Развитие мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза в системе внутривузовского повышения квалификации // Приволжский научный журнал. 2010. №1. С. 237-242.

11. Сорокоумова С.Н., Никулина О.В. Готовность профессиональной конкурентоспособной личности магистров инженерно-технического направления // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №55-7. С. 265-271.

12. Сысоев Ю.В., Семенов В.Г., Таракин Д.С. Формирование структуры конкурентоспособности и самореализации студентов в условиях современного общества // Преподаватель XXI век. 2014. №4. С. 78-84.

13. Хазова С.А. Конкурентоспособность специалистов как акмеологическая категория // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология. 2009. №3. С. 255-269.

14. Церковский А.Л. Стратегические и тактические механизмы формирования конкурентоспособности студентов ВГМУ // Вестник фармации. 2016. №4. С. 94-98.

15. Шуткина Ж.А., Маркелова Т.В, Дунаева Н.И. Ключевые компетенции профессиональной конкурентоспособности в подготовке специалистов в системе профессионального образования // Развитие высшего профессионального педагогического образования: тенденции и перспективы. Ялта, 2018. С. 226-233.

16. Arora S., Sevdalis N., Nestel D., et al. The impact of stress on surgical performance: a systematic review of the literature // Surgery. 2010. Vol. 147, no. 3. Pp. 318-330. DOI: https://doi.org/10.1016/_i.surg.2009.10.007.

17. Christensen K.B., Makransky G., Horton M. Critical values for Yen's Q3: Identification of local dependence in the Rasch model using residual correlations // Applied Psychological

Measurement. 2017. Vol. 41(3). Pp. 178-194. DOI:

http://dx.doi.org/10.1177/0146621616677520.

18. Cook C.J., Crewther B.T. The impact of a competitive learning environment on hormonal and emotional stress responses and skill acquisition and expression in a medical student domain // Physiology & Behavior. 2019. Vol. 199. Pp. 252-257. DOI: https://doi.org/10.1016/j.physbeh.2018.11.027.

19. Corell A., Regueras L.M., Verdu E., Verdu M.J., de Castro J.P. Effects of competitive learning tools on medical students: a case study // PLoS One. 2018. Vol. 13(3). Article number: e0194096. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0194096.

20. Griffin-Pierson S. The Competitiveness Questionnaire: A measure of two components of competitiveness // Measurement and Evaluation in Counseling and Development. 1990. Vol. 23(3). Pp. 108-115.

21. Houston J., Harris P., McIntire S., Francis D. Revising the Competitiveness Index using factor analysis // Psychological Reports. 2002. Vol. 90(1). Pp. 31-34. DOI: http://dx.doi.org/10.2466/pr0.2002.90.1.31.

22. Houston J.M., Harris P.B., Moore R., Brummett R. Competitiveness among Japanese, Chinese, and American undergraduate students // Psychological Reports. 2005. Vol. 97(1). Pp. 205-212. DOI: http://dx.doi.org/10.2466/pr0.97.L205-212.

23. Krägeloh C.U., Medvedev O.N., Hill E.M., Webster C.S., Booth R.J., Henning M.A. Improving measurement of trait competitiveness: A Rasch analysis of the Revised Competitiveness Index with samples from New Zealand and US university students // Psychological Reports. 2018. Vol. 122(2). Pp. 689-708. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0033294118762548.

24. Krägeloh C.U., Wang G.Y., Zhao Q., Medvedev O.N., Wu Y., Henning M.A. Revised Competitiveness Index for use in China: Translation and Rasch analysis // International Journal of Educational Research. 2018. Vol. 90. Pp. 78-86. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijer.2018.05.008.

25. Martin H.J., Larsen K.S. Measurement of competitive-cooperative attitudes // Psychological Reports. 1976. Vol. 39(1). Pp. 303-306. DOI: http://dx.doi.org/10.2466/pr0.1976.39.1.303.

26. Van Nuland S.E., Roach V.A., Wilson T.D., Belliveau D.J. Head to head: the role of academic competition in undergraduate anatomical education // Anatomical Sciences Education. 2015. Vol. 8. Pp. 404-412. DOI: https://doi.org/10.1002/ase.1498.

27. Vogel S., Schwabe L. Learning and memory under stress: implications for the classroom // Science of Learning. 2016. Vol. 1. Article number: 16011. DOI. https://doi.org/10.1038/npj scilearn.2016.11.

References

1. Aleksandrov N.N., Kozlov V.D., Kryuchkov V.D. Competition and competitiveness: the content of concepts and the history of their formation. Nizhny Novgorod, VVAGS Publ., 2004. 176 p. (In Russ.)

2. Andreev V.I. Competitiveness: a training course for creative self-development of competitiveness. Kazan, 2006. 470 p. (In Russ.)

3. Ahmetova A.T. Competitive personality as an object of educational research. Gumanitarnyj nauchnyj vestnik, 2019, no. 1, pp. 12-16. (In Russ.)

4. ZHdanko T.A., CHuprova O.F. Educational and professional space of a university as a pedagogical condition for the formation of a student's personality competitiveness: monograph. Irkutsk, IGLU Publ., 2012. 184 p. (In Russ.)

5. ZHuravlev A.L., Ushakov D.V. Education and the competitiveness of the nation: psychological aspects. Psihologicheskij zhurnal, 2009, vol. 30, no. 1, pp. 5-13. (In Russ.)

6. Lavrent'ev S.YU. The development of competitiveness of a future specialist: the ratio of personal and professional. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2016, no. 3-1, pp. 157-161. Available at: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35711 (accessed: 12.10.2019). (In Russ.)

7. Lavrent'ev S.YU., Krylov D.A. Competitiveness of the future specialist: problems and prospects of training in the educational process of the university. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta, 2016, vol. 10, no. 1(21), pp. 24-29. (In Russ.)

8. Lebedeva I.V., Fomina N.V. Features of the competitiveness of the personality of students-future teachers. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2018, no. 6. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28312 (accessed: 12.10.2019). (In Russ.)

9. Mitina L.M. Psychology of the development of a competitive personality: a teaching aid. 2nd edition, stereotyped. Moscow, MPSI Publ.; Voronezh: MODEK Publ., 2003. 400 p. (In Russ.)

10. Sorokoumova S.N., Gucu E.G. The development of the motivational-value component of the professional competence of a university teacher in the system of intra-university advanced training. Privolzhskij nauchnyj zhurnal, 2010, no. 1, pp. 237-242. (In Russ.)

11. Sorokoumova S.N., Nikulina O.V. Willingness of a professional competitive personality of masters of engineering direction. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya,

2017, no. 55-7, pp. 265-271. (In Russ.)

12. Sysoev YU.V., Semenov V.G., Tarakin D.S. The formation of the structure of competitiveness and self-realization of students in modern society. Prepodavatel' XXI vek, 2014, no. 4, pp. 7884. (In Russ.)

13. Hazova S.A. Competitiveness of specialists as an acmeological category. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3. Pedagogika i psihologiya, 2009, no. 3, pp. 255-269. (In Russ.)

14. Cerkovskij A.L. Strategic and tactical mechanisms for the formation of competitiveness of students of VSMU. Vestnik farmacii, 2016, no. 4, pp. 94-98. (In Russ.)

15. SHutkina ZH.A., Markelova T.V, Dunaeva N.I. Key competencies of professional competitiveness in the training of specialists in the vocational education system. Razvitie vysshego professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya: tendencii i perspektivy. Yalta,

2018. Pp. 226-233. (In Russ.)

16. Arora S., Sevdalis N., Nestel D., et al. The impact of stress on surgical performance: a systematic review of the literature. Surgery, 2010, vol. 147, no. 3, pp. 318-330. DOI: https://doi.org/10.1016/_i.surg.2009.10.007.

17. Christensen K.B., Makransky G., Horton M. Critical values for Yen's Q3: Identification of local dependence in the Rasch model using residual correlations. Applied Psychological Measurement, 2017, vol. 41(3), pp. 178-194. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0146621616677520.

18. Cook C.J., Crewther B.T. The impact of a competitive learning environment on hormonal and emotional stress responses and skill acquisition and expression in a medical student domain. Physiology & Behavior, 2019, vol. 199, pp. 252-257. DOI: https://doi.org/10.1016/_i.physbeh.2018.11.027.

Вестник Мининского университета. 2020. Том 8, №1

19. Corell A., Regueras L.M., Verdu E., Verdu M.J., de Castro J.P. Effects of competitive learning tools on medical students: a case study. PLoS One, 2018, vol. 13(3), article number: e0194096. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0194096.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Griffin-Pierson S. The Competitiveness Questionnaire: A measure of two components of competitiveness. Measurement and Evaluation in Counseling and Development, 1990, vol. 23(3), pp. 108-115.

21. Houston J., Harris P., McIntire S., Francis D. Revising the Competitiveness Index using factor analysis. Psychological Reports, 2002, vol. 90(1), pp. 31-34. DOI: http://dx.doi.org/10.2466/pr0.2002.90.1.31.

22. Houston J.M., Harris P.B., Moore R., Brummett R. Competitiveness among Japanese, Chinese, and American undergraduate students. Psychological Reports, 2005, vol. 97(1), pp. 205-212. DOI: http://dx.doi.org/10.2466/pr0.97.1.205-212.

23. Krägeloh C.U., Medvedev O.N., Hill E.M., Webster C.S., Booth R.J., Henning M.A. Improving measurement of trait competitiveness: A Rasch analysis of the Revised Competitiveness Index with samples from New Zealand and US university students. Psychological Reports, 2018, vol. 122(2), pp. 689-708. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0033294118762548.

24. Krägeloh C.U., Wang G.Y., Zhao Q., Medvedev O.N., Wu Y., Henning M.A. Revised Competitiveness Index for use in China: Translation and Rasch analysis. International Journal of Educational Research, 2018, vol. 90, pp. 78-86. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijer.2018.05.008.

25. Martin H.J., Larsen K.S. Measurement of competitive-cooperative attitudes. Psychological Reports, 1976, vol. 39(1), pp. 303-306. DOI: http://dx.doi.org/10.2466/pr0.1976.39.1.303.

26. Van Nuland S.E., Roach V.A., Wilson T.D., Belliveau D.J. Head to head: the role of academic competition in undergraduate anatomical education. Anatomical Sciences Education, 2015, vol. 8, pp. 404-412. DOI: https://doi.org/10.1002/ase.1498.

27. Vogel S., Schwabe L. Learning and memory under stress: implications for the classroom. Science of Learning, 2016, vol. 1, article number: 16011. DOI. https://doi.org/10.1038/npj scilearn.2016.11.

© Дунаева Н.И., Суворова О.В., 2020

Информация об авторах Дунаева Наталья Ивановна - кандидат психологических наук, доцент, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: nataliadunaeva468@yandex.ru Суворова Ольга Вениаминовна - доктор психологических наук, профессор, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: olgavenn@yandex.ru

Information about the authors Dunaeva Natalia Ivanovna - Candidate of psychological Sciences, associate Professor, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Lobachevsky University (UNN)), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: nataliadunaeva468@yandex.ru

Suvorova Olga Veniaminovna - Doctor of Psychology, Professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: olgavenn@yandex.ru

Вклад соавторов

Дунаева Наталья Ивановна - обзор литературы; анализ и интерпретация теоретических и эмпирических исследований, формулирование обобщающих выводов.

Суворова Ольга Вениаминовна - обзор литературы; анализ и интерпретация теоретических и эмпирических исследований, формулирование обобщающих выводов.

Contribution of Contributors Dunaeva Natalia Ivanovna - literature review; analysis and interpretation of theoretical and empirical studies, formulation of generalizing conclusions.

Suvorova Olga Veniaminovna - literature review; analysis and interpretation of theoretical and empirical studies, formulation of generalizing conclusions.

Поступила в редакцию: 11.01.2020 Принята к публикации: 05.03.2020 Опубликована: 31.03.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.