Научная статья на тему 'Проблема качества бухгалтерской информации в российских и международных стандартах'

Проблема качества бухгалтерской информации в российских и международных стандартах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
913
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ / БУХГАЛТЕРСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / КАЧЕСТВО / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юдинцева Л. А.

Проблема прозрачности современного бизнеса тесно связана с качеством информации, формируемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Требования к качеству бухгалтерской информации определяют заинтересованные пользователи на основе своих информационных потребностей. Качество бухгалтерской информации определяется тем, насколько могут быть удовлетворены информационные потребности заинтересованных пользователей с точки зрения возможности принятия обоснованных экономических решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема качества бухгалтерской информации в российских и международных стандартах»

УДК 657.3

ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА БУХГАЛТЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТАХ

Л. А. ЮДИНЦЕВА,

аспирант, ассистент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: youlara777@mail. ru Вятская государственная сельскохозяйственная академия

Проблема прозрачности современного бизнеса тесно связана с качеством информации, формируемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Требования к качеству бухгалтерской информации определяют заинтересованные пользователи на основе своих информационных потребностей. Качество бухгалтерской информации определяется тем, насколько могут быть удовлетворены информационные потребности заинтересованных пользователей с точки зрения возможности принятия обоснованных экономических решений.

Ключевые слова: бухгалтерская (финансовая) отчетность, бухгалтерская информация, качество, пользователь, информационная система бухгалтерского учета.

Главной целью бухгалтерской финансовой отчетности является достоверное и полное представление информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Бухгалтерская информация передается при помощи информационных категорий (знаков), которые представляют собой специальные характеристики, называемые элементами финансовой отчетности: активы, обязательства (пассивы), капитал, доходы и расходы [5]. Данные элементы не существуют в объективной реальности, так

как эти характеристики устанавливает бухгалтер. С помощью элементов финансовой отчетности информация о финансовом положении и финансовых результатах организации становится пригодной для ее пользователей. Извлечение экономических выгод, которые рассчитывает получить каждый участник экономического процесса, напрямую зависит от той доли информации, которая необходима ему для принятия верных решений.

Создатель теории информации Клод Шеннон утверждает: «Информацией является лишь то, что уменьшает меру неопределенности ее получателя в отношении какого-либо объекта. Под объектом следует понимать нечто существующее независимо от нашего сознания. Следовательно, информация есть образ, отображение некоего объекта в сознании получателя (субъекта)» [3].

Исходя из этого, бухгалтерскую информацию можно определить как образ предприятия в сознании внутренних и внешних пользователей.

Основу бухгалтерской информации составляет совокупность фактов хозяйственной жизни, знание о которых способно повлиять на мнение заинтересованных лиц о финансовом положении организации. Таким образом, бухгалтерская информация развертывает перед ее пользователями картину финансового положения организации. Причем пользователь рассматривает не сами фак-

ты хозяйственной жизни, а знакомится с фактами информационными, реконструирующими факты хозяйственной жизни посредством метода бухгалтерского учета. Более того, уровень объективного переноса фактов хозяйственной жизни в бухгалтерский учет определяет качество и количество бухгалтерской информации. На наш взгляд, наиболее важна качественная сторона информации.

Согласно «Большому бухгалтерскому словарю» [1] качество вещи (продукции, товаров) или работ определяется как «совокупность полезных свойств, позволяющих удовлетворять определенные материальные или духовные потребности».

Словарь русского языка С. И. Ожегова [2] определяет качество как «наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от других», или как «то или иное свойство, достоинство, степень пригодности кого-чего-нибудь».

Таким образом, качество представляет собой определенный набор признаков (характеристик), необходимых для конкретного субъекта с целью получения положительных последствий (пользы). Для пользователя бухгалтерская информация тем качественнее (полезнее), чем в большей степени она приближает решение поставленной задачи. Практическая ценность бухгалтерской инфор-

мации реализуется через критерий качества, а именно пригодности информации для принятия эффективных решений на базе данных бухгалтерского учета.

Однако проблема заключается в том, что каждый пользователь в силу своего субъективного суждения может по-разному оценить качество предоставленной бухгалтерской информации. Это и определяет дальнейшие действия субъекта: принять полученную информацию как качественную или опровергнуть ее за недостатком доказательств. Таким образом, вследствие существования неоднозначного понимания качества информации различными пользователями необходимо выделить общие критерии качества.

Рассмотрим основные критерии качества бухгалтерской информации (табл. 1).

Анализ табл. 1 показывает, что качество бухгалтерской информации может быть оценено по множеству критериев. Каждый ученый выделяет какой-то свой, особый критерий, благодаря которому можно судить о качестве бухгалтерской информации в целом.

Наиболее полное описание качественных характеристик бухгалтерской информации, на взгляд автора, содержат Концептуальные основы подготовки и представления финансовой отчет-

Таблица 1

Критерии качества бухгалтерской информации

Источник Критерий качества бухгалтерской информации Комментарий

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» Полнота и достоверность В целях необходимости информации о деятельности организации и ее имущественном положении для внешних и внутренних пользователей

Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России Уместность, надежность, сравнимость С точки зрения полезности заинтересованным пользователям

Концептуальные основы подготовки и представления финансовой отчетности (Framework for the Preparation of Financial Statements) Уместность (существенность, прогнозная ценность, подтверждающая ценность), справедливое представление (полнота, нейтральность, отсутствие ошибок), сравнимость, проверяемость, своевременность, понятность Концепция раскрывает основные требования к бухгалтерской информации с точки зрения полезности для пользователей при принятии эффективных решений

Р. Г. Тараненко Полезность (существенность), своевременность, надежность, объективность, достоверность, полнота, аналитичность, сопоставимость С целью оценки полезности информации бухгалтерского учета для принятия эффективных управленческих решений пользователями, а также в качестве оценочных показателей управленческого аудита

Окончание табл.1

Источник Критерий качества бухгалтерской информации Комментарий

Е. А. Кондрабаева Достоверность, прозрачность, полнота С точки зрения влияния на формирование качества отчетности в информационных интересах основной группы пользователей бухгалтерской отчетности

И. Н. Марченкова Необходимость, достаточность, аналитичность, своевременность, структурированность, достоверность, надежность С целью выявления эффективных аналитических процедур для проведения экономического анализа

Ф. Л. Дефлиз, Г. Р. Дженик, В. М. О' Рейлли, М. Б. Хирш Надежность, своевременность Качество бухгалтерской информации рассматривают с позиции полезности доказательств, полученных в ходе аудиторской проверки

С. В. Пресняков Адекватность, существенность С позиции способности создать адекватный образ протекающих экономических процессов и их результатов в сознании пользователя бухгалтерской информации

Н. А. Бреславцева, О. Ф. Сверчкова Существенность Существенность информации как качественный признак необходимо сочетать с количественной характеристикой, причем функция определения существенности возлагается на бухгалтера

М. С. Кузьмина Релевантность, своевременность, прогнозная ценность, неожиданность С позиции выявления информационных потребностей пользователей

А. К. Солодов Достоверность, объективность, существенность Риск принятия неверного решения пользователями

М. В. Стрекашева Последовательность, полнота, достоверность, нейтральность, существенность В качестве возможности удовлетворения интересов различных групп пользователей отчетности

ности (Framework for the Preparation of Financial Statements). Согласно данному документу качество бухгалтерской информации рассматривается через критерий полезности с позиции принятия управленческих решений заинтересованными пользователями. Выступая в роли центрального документа для Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), Концептуальные основы подготовки и представления финансовой отчетности являются основой для выработки профессионального суждения бухгалтера, способствуя гармонизации подходов к проблеме представления бухгалтерской информации в рамках финансовой отчетности, соответствующей требованиям МСФО. С этой целью качественные характеристики, которыми должна обладать информация, представляемая в финансовой отчетности, разделены на две группы:

1) основные (fundamental qualitative characteristics): уместность (relevance), справедливое представление (faithful representation);

2) улучшающие характеристики (enhancing qualitative characteristics): сравнимость (comparability), проверяемость (verifiability), своевременность (timeliness), понятность (under-standability).

Единственным ограничением на информацию, представленную в финансовой отчетности, являются затраты (cost constraint).

Следовательно, Концептуальные основы дают общее определение качественных характеристик полезной финансовой информации, приближая к реальности (основные характеристики), совершенствуя (улучшающие характеристики) и оценивая (ограничение — затраты) данную полезность.

Однако, не являясь собственно стандартом, данный документ не имеет статуса нормативного акта. Поэтому приоритетными качественными характеристиками информации в соответствии с российскими нормативными актами по бухгалтерскому учету считаются достоверность и полнота.

При этом не следует забывать, что современная бухгалтерская информационная система ориентирована на пользователей с различными информационными запросами, поэтому только совокупность разносторонней информации, составленной на основе вышеописанных концептуальных требований, способна удовлетворить их специфические потребности.

В этой связи качество бухгалтерской информации целесообразно рассмотреть в рамках системного подхода к бухгалтерскому учету и отчетности (см. рисунок).

Понятие «информация» предполагает наличие объекта (учетно-ана-литические показатели), субъекта (пользователи) и передающей среды (бухгалтерская отчетность). В целом процесс обеспечения качественной информацией заинтересованных пользователей зависит от качества совокупности разносторонних сведений об организации. В информационную систему бухгалтерского учета, определяющую качество подготовки

бухгалтерской (финансовой) отчетности для всех групп пользователей, помимо бухгалтерской информации, входит нормативно-правовая, статистическая, аналитическая, плановая, оценочная и другая информация, которая также должна отвечать определенным качественным характеристикам. Данная система качества бухгалтерской информации имеет все основные параметры, позволяющие считать данную совокупность системой: четкие цели и задачи деятельности,

Процесс создания и функционирования информационной системы бухгалтерского учета

выполнение определенных функций, наличие функциональных и организационных отношений, информационное обеспечение, контроль за технологией и практикой учетного процесса для достижения системного качества.

Следовательно, информационная система бухгалтерского учета преобразует множество потоков разносторонней информации к строго регламентированному виду отчетных данных.

Процесс создания и функционирования информационной системы бухгалтерского учета опосредован ограничениями:

1) объективного характера (предмет, метод, требования к ведению бухгалтерского учета и отчетности, принципы бухгалтерского учета);

2) субъективного характера (интересы пользователей).

Согласно Концептуальным основам подготовки и представления финансовой отчетности [4] в качестве общего ограничения на информацию, которая может быть представлена в бухгалтерской отчетности, выступают затраты. Информация должна быть затратно-прибыльной, но прибыль от ее использования должна превышать затраты на ее получение. Данные ограничения приводят к изменению значимости информации для пользователей, что усложняет принятие адекватных экономических решений.

Информационная система бухгалтерского учета помимо ограничений имеет ряд свойств, основным из которых является качество. На наш взгляд, невозможно однозначно определить перечень наиболее значимых критериев качества информации, поскольку система бухгалтерского учета ориентирована на совокупность свойств, интересующих пользователей. Логично предположить, что качество бухгалтерской информации целесообразно оценить только через оценку степени удовлетворения информационных потребностей пользователей такой информации. С этой целью предлагается оценить качество бухгалтерской информации с помощью субъективных и объективных критериев.

Субъективные критерии оценки качества бухгалтерской информации определяются пользователем исходя из своих информационных потребностей и представлений о степени их удовлетворения. При этом каждый пользователь ранжирует представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности информацию на предмет качества, выделяя для себя по степени значимости первоочередные и вторичные качества из иерархии свойств представленной информации.

Объективные критерии оценки качества бухгалтерской информации определяются расчетным путем на основе исследования объективных данных (учетно-аналитических показателей),

отражающих результаты событий, позволяющих оценить качество бухгалтерской отчетности. При этом для получения объективных критериев оценки расчетные методы необходимо применить ко всей совокупности бухгалтерской информации, а именно оценить ее значимость для всех групп пользователей.

Таким образом, именно информационные потребности пользователей определяют набор основных критериев качества бухгалтерской информации.

Следовательно, для выделения ключевых критериев качества необходимо, прежде всего, систематизировать интересы внутренних и внешних пользователей (табл. 2).

Обозначив основные интересы пользователей бухгалтерской отчетности, можно выделить перечень наиболее значимых для них критериев качества:

1) существенность;

2) своевременность;

3) полезность;

4) полнота;

5) достоверность;

6) надежность.

В целом качество бухгалтерской информации определяется тем, насколько могут быть удовлетворены информационные потребности заинтересованных пользователей с точки зрения возможности принятия обоснованных экономических решений. Для каждого пользователя качество информации исходит из тех экономических интересов, которые он преследует. Единых критериев качества информации для всех заинтересованных пользователей не существует. Следовательно, каждый пользователь выбирает удобные (выгодные) для себя критерии качества в предоставленной ему информации, на основе которых примет в дальнейшем экономические решения. Именно на соблюдении интересов пользователей ориентирована система бухгалтерского учета, а обозначенный перечень наиболее приоритетных для них критериев качества напрямую указывает на требования, предъявляемые к подготовке и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно МСФО.

Следует заметить, что между качеством бухгалтерской информации и процессом ее под-

*

Ь

<

X

>

■О

О Ь х сг

СП

<

X

-1

>

ь ч

т ■о

г>

<

Л т

Таблица 2

Анализ интересов пользователей бухгалтерской отчетности

&) э

5 *

А

«<

X ш ■о о за

X

п

X За ш ■о

2

Полыователи информации

Информационные потребности

Источник информации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приоритетные критерии качества информации

Собственники

(акционеры,

учредители)

Получение информации об объеме и уровне обязательств в связи с использованием в деятельности предприятия собственного и заемного капитала, получение дохода от деятельности предприятия; сведения о числе акций в целях управления собственным капиталом; эффективность использования активов предприятия; финансовая устойчивость; деловая активность предприятия;

платежеспо со бно сть; рента бельно сть

Бухгалтерский баланс:

разд. I «Внеоборотные активы», разд. III «Капитал и резервы». Отчет о прибылях и убытках: статьи «Выручка», «Себестоимость продаж», «Коммерческие расходы», «Управленческие расходы», «Чистая прибыль (убыток)». Отчет об изменениях капитала:

разд. I «Движение капитала», разд. III «Чистые активы».

Отчет о движении денежных средств: движение денежных средств по

всем видам деятельности.

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках: расшифровка расходов по элементам затрат для сравнительного анализа материальных затрат и затрат на оплату труда, изменение остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов

Точность, надежность, своевременность, полнота, полезность, понятность

Управленческий персонал (директор, менеджеры)

Достоверность в отсутствии хозяйственных и налоговых рисков, контроль за доходами и расходами в интересах собственника.

Данные об основных группах активов организации и финансовых результатах их использования. Информация о рентабельности и конкурентоспособности, платежеспособности. Стабильность предприятия.

Сохранение рабочих мест и возможность роста заработной платы

Бухгалтерский баланс:

разд. II «Оборотные активы», разд. IV «Долгосрочные обязательства», разд. V «Краткосрочные обязательства». Отчет о прибылях и убытках:

статьи «Выручка», «Себестоимость продаж», «Коммерческие расходы», «Управленческие расходы», «Чистая прибыль (убыток)». Отчет об изменениях капитала:

разд. I «Движение капитала», статьи «Чистая прибыль», «Дивиденды». Отчет о движении денежных средств: движение денежных средств по всем видам деятельности предприятия.

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках: раздел «Дебиторская и кредиторская задолженность»

Точность, надежность, своевременность, аналитичность, полнота, существенность, полезность

Кредиторы

Получение дохода по условиям сделки. Платежеспособность организации. Кредиторская задолженность по товарам, работам,услугам. Подтверждение непрерывного функционирования деятельности предприятия. Исполнение договорных обязательств

Ю

Бухгалтерский баланс:

актив баланса, пассив баланса, разд. IV «Долгосрочные обязательства»

и V «Краткосрочные обязательства».

Отчет о прибылях и убытках:

статьи «Выручка», «Чистая прибыль (убыток)».

Отчет об изменениях капитала:

разд. III «Чистые активы».

Отчет о движении денежных средств:

раздел «Движение денежных средств по финансовой деятельности», статья «Погашение займов и кредитов».

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках: раздел «Обеспечения обязательств»

Своевременность, достоверность, надежность, сопоставимость

N Ы (Л

N О

N

NJ О

Окончание табл. 2

Полыователи информации

Информационные потребности

Источник информации

Приоритетные критерии качества информации

Инвесторы

Получение информации о движении денежных средств, финансовой устойчивости предприятия, возможных рисках в организации. Информация об оценке уровня обязательств у организации по инвестиционному капиталу. Сохранение и использование инвестиционных вложений. Получение доходов (дивидендов) по вложенным инвестициям. Информация о перспективах деятельности с целью прогноза продолжения деятельности

Бухгалтерский баланс:

разд. I, статья «Основные средства»,

разд. II, статьи «Запасы», «Дебиторская задолженность», «Денежные средства»,

разд. III, статья «Уставный капитал». Отчет о прибылях и убытках:

статьи «Выручка», «Себестоимость продаж», «Коммерческие расходы»,

«Управленческие расходы».

Отчет об изменениях капитала:

разд. III «Чистые активы».

Отчет о движении денежных средств:

раздел «Движение денежных средств по финансовой деятельности», статьи «Поступило займов и кредитов» и «Погашение займов и кредитов». Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках: разделы «Нематериальные активы» и «Основные средства»

Своевременность, достоверность, надежность, сопоставимость

m

*

Ь

<

х

>

■О

О Ь х сг

СП

<

X

-1

>

ь ч

m ■о

Г)

Государство (налоговые органы)

Информация о финансовом состоянии организации, подтверждающая исполнение обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами по уплате налогов.

Информация о деятельности предприятия для статистического наблюдения, реализации общегосударственной политики и государственной поддержки. Роль и вклад предприятия в повышении благосостояния общества

Бухгалтерский баланс:

разд. II «Оборотные активы», разд. III «Капитал и резервы», статья «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Отчет о прибылях и убытках: разделы «Прочие доходы», «Прочие расходы». Отчет об изменениях капитала:

разд. I «Движение капитала», статьи «Увеличение капитала», «Уменьшение капитала».

Отчет о движении денежных средств:

статьи по поступлениям денежных средств от разных видов деятельности. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках: разделы «Дебиторская и кредиторская задолженность», «Государственная помощь»

Полнота, своевременность, точность, достоверность

W

NJ W (Л

<

Л m

NJ О

NJ

готовки существует прямая взаимосвязь. Требования, предъявляемые нормативными актами по бухгалтерскому учету к формированию информации в системе бухгалтерского учета, являются критериями оценки правильности формирования бухгалтерской информации. Следовательно, степень полезности, необходимой различным пользователям, зависит от правильности применения требований к формированию бухгалтерской информации, обеспечивающих ее достоверность, существенность, своевременность, надежность и полноту.

Список литературы

1. Большой бухгалтерский словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // info-law. ru/dic/2/.

2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1987. 797 с.

3. Пресняков С. В. О критериях качества в бухгалтерском учете и аудите [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // saldo. ru/article. ru. htmlpub_id=3779.

4. Соловьева О. В. Концептуальные основы финансовой отчетности в соответствии с МСФО: последние изменения [Электронный ресурс] // Международный бухгалтерский учет. 2011. №2 40, 41 // справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

5. Сухарев И. Р. Оценка необходимости применения МСФО определенным кругом хозяйствующих субъектов для различных групп пользователей // Международный бухгалтерский учет. 2008. № 5. С. 2—11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.