Научная статья на тему 'Проблема изучения гуманистической центрации'

Проблема изучения гуманистической центрации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема изучения гуманистической центрации»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

177

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 2007. №9

Краткие сообщения УДК 371.13(045)

Н.В. Белокрылова

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЦЕНТРАЦИИ

Методологической основой изучения проблемы педагогической цен-трации являются работы К.М. Левитана, А.Б. Орлова, Д.А. Белухина и др., которые выделяют и описывают виды центраций педагогических позиций.

В гуманистической философии понятие «центрация» в применении к личности рассматривается в работах Н.А. Бердяева, Э. Фромма, А. Швейцера и др. Оно ими раскрывается через субъектность. Для этих философов гуманизм был тождественен человечности. Например, Н.А. Бердяев, анализируя проблемы философской антропологии, повторяет вслед за Новым Заветом, что нужно любить ближнего как самого себя [1. С. 78], только такая любовь противоположна эгоизму и эгоцентризму. Каждая человеческая личность, по мнению Бердяева, «есть нечто уникальное, единственное, неповторимое; она... есть реальность духовная, она есть сама свобода» [1. С. 7]. Он отстаивал духовную свободу личности. «Гуманизм, - писал Н.А. Бердяев, - по своему смыслу и уже по самому своему наименованию означает вознесение человека, постановку человека в центре, восстание человека, его утверждение и раскрытие» [2. С. 108].

Э. Фромм внес свой вклад в рассмотрение человека как ценности в этическом смысле. Он задавался вопросом: «Противоречат ли друг другу такие ценностные позиции, как любовь к себе и любовь к другим?». И пришел к выводу в ходе рассуждений, что они не взаимоисключают друг друга, они оказываются добродетелями и подразумевают, что уважение к своей личности, ее полноте и уникальности, понимание своего собственного «я» неотделимо от уважения, любви и понимания другого. Любовь к собственной личности неразрывно связана с любовью к личности другого [3. С. 106]. По мнению Э. Фромма, «если человек в принципе способен на продуктивную любовь, он способен и на любовь к себе; если же он может любить только других, он вообще не способен на любовь» [3. С. 107].

А. Швейцер в своей «Этике» выдвигает принцип «благоговения перед жизнью». В нем индивид осознает как ценность не только окружающий мир, но и себя как личность. Человек приходит к духовной связи с миром благодаря тому, что он живет не для себя одного, а чувствует себя одним целым со всей жизнью, которая находится в сфере его влияния. По мнению А. Швейцера, любая жизнь священна [4. С. 25,26].

Известный русский мыслитель Н.К. Рерих рассматривал вопросы морально-этического воспитания, самовоспитания человека и этические законы любого взаимодействия друг с другом. Для Н. К. Рериха важно было установление подлинно гуманных отношений между людьми, устроение жизни по

2007. №9 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

законам красоты. В опоре на культуру, на лучшее, что создано человеком в духовной сфере, Н.К. Рерих видел ключ к гуманизации человеческих отношений (Цит. по: [4. С. 17]).

В психологии термин «центрация» (от греч. кеп1хоп - средоточие) используется такими исследователями, как Ж. Пиаже, В. Келер, М. Вертхаймер, С. Аша и др.

Ж. Пиаже понятие «центрация» использует в своей генетической теории в двух значениях: 1) свойство «эгоцентризма» в процессе мышления, которое выражает затруднения в переходе на позицию объективного наблюдателя; 2) характеристика процесса восприятия, фиксация органов чувств на воспринимаемом объекте. При этом в качестве общего механизма преодоления смысловых искажений, вносимых эффектом центрации, у Ж. Пиаже выступает процесс децентрации.

Немецкие психологи В. Келер и М. Вертхаймер обозначили центрацией эффект, обнаруженный в гештальт-психологии при исследовании зрительных иллюзий. Он состоит в том, что элементы, на которых фиксируется взгляд, переоцениваются по сравнению с остальными. Следствие центрации - частичная деформация воспринимаемого объекта, возможность появления «систематических ошибок» в оперировании с его образом и практической деятельности с ним.

В гуманистической психологии (исследования А. Маслоу, К. Роджерса, Д. Дьюи и др.) центрация понимается как особым образом построенное простое взаимодействие учителя и учащихся, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности переживаний и поведения. Цен-трация трактуется одновременно и как результат личностного роста учителя и учащихся, и развитие их общения, творчества, и личностного роста в целом.

Педагогов с гуманистической центрацией отличает внимательное и чуткое отношение ко всем учащимся. Уникальность учащегося рассматривается как его «я». По мнению К. Роджерса, обучение, центрированное на ученике, требует, чтобы учитель по-настоящему заботился индивидуально о каждом ученике и чтобы ученикам было позволено самим определять, что в их жизни является важным. Потому что каждый ученик воспринимает мир и реагирует на него уникальным образом, получая при этом свой опыт и смысл, который другой человек до конца разделить с ним не может. Учителю можно только развивать в себе чувство эмпатии, дружелюбия, чтобы учиться понимать этот мир учеников (Цит. по: [5. С. 130, 187, 192]).

Под центрацией в педагогике (Ш.А. Амонашвили, В. А. Сухомлинский, М.В. Кларин, М.Г. Яновская и др.) исследователи понимают избирательную направленность педагога на разные стороны педагогического процесса. Она проявляется в заинтересованности, озабоченности интересами тех или иных участников педагогической системы, является своеобразной психологической обращенностью, избирательным служением интересам обучающихся.

Представители западной гуманистической педагогики (Р. Штайнер, М. Монтессори, С. Френе и др.) также выводят на первое место человека, его ценность, его личную свободу, умение прогнозировать и контролировать

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 2007. №9

свою собственную жизнь. В центре внимания этих авторов - целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Личностная центрация учителя в педагогической системе выражается в регуляции им своих действий и поступков, направленных на интересы участников педагогической системы.

В зависимости от того, интересы какого участника или предмета педагогической системы будут доминировать в центрации педагога, можно выделить шесть основных типов центраций учителя: 1) на собственных интересах; 2) на интересах администрации; 3) на интересах родителей; 4) на интересах коллег; 5) на интересах учебного предмета; 6) на интересах учащихся.

Выделяют несколько классификаций видов центраций.

Например, А.Б. Орлов описывает семь основных центраций:

1) эгоистическая - на интересах своего «я»;

2) бюрократическая - на интересах администрации, руководителей;

3) конфликтная -на интересах коллег;

4) авторитетная - на интересах, запросах родителей учащихся;

5) альтруистическая - на интересах (потребностях) учащихся;

6) познавательная - на требованиях средств обучения и воспитания;

7) гуманистическая - на интересах, проявлениях своей сущности и сущности других людей (учащихся, коллег, администрации, родителей).

Другая классификация предложена Д.А. Белухиным. Он описывает три возможных центрации учителя [6. С. 37,38]:

• «Я - центрация» - центрированность учителя на собственном «Я»;

• «Д - центрация» - акцентирование педагогом своего профессионального поведения на вовлечении учащихся в учебную деятельность;

• «Р - центрация» - в центре внимания педагога ребенок с его потребностями, интересами, способностями и возможностями.

К.М. Левитан в своем труде «Основы педагогической деонтологии» выделяет шесть типов центраций педагога [7].

1) на интересах (мнениях) своих коллег, или конформная центрация;

2) на интересах (потребностях) своего «Я», или эгоцентрическая центрация;

3) на интересах детей, или гуманистическая центрация;

4) на интересах (требованиях) администрации;

5) на интересах родителей;

6) на интересах (требованиях) средств и методов, или познавательная центрация.

На основе всех вышерассмотренных подходов к понятию «гуманистическая центрация» можно сформулировать следующее определение гуманистической центрации: гуманистическая центрация есть ценностная позиция, проявляющаяся в процессе социального взаимодействия, результатом кото-

2007. №9 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

рого является позитивное отношение к людям и к себе, а также личностный рост как освоение способности безоценочного принятия другого человека.

Таким образом, идеи философии, психологии, педагогики в вопросе рассмотрения гуманистической центрации могут быть приняты в качестве методологической основы духовного развития личности, понимания любого человека как величайшей ценности бытия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: ТЕРРА Книжный клуб; Республика, 1998.

2. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

3. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.

4. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2000.

5. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. СПб.: ПРАЙМ -ЕВРОЗНАК, 2003.

6. Белухин Д.А. Личностно ориентированная педагогика. М.: Московский психоло-го-социальный институт, 2005.

7. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.