4. Шаталов, В.Ф. Эксперимент продолжается. - М.: Педагогика, 1989.
5. Скаткин, М.Н. Педагогика и реформа // Учительская газета. - 1986. - 24 июня.
6. Средства обучения математике: сб. статей / сост. А.М. Пышкало. - М.: Просвещение, 1980.
7. Соловейчик, С.Л. Принцип Амонашвили // Учительская газета. - 1986. - 4 декабря.
Статья поступила в редакцию 08.10.10
УДК 37.017.98
Л. Б. Пегарева, соискатель АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: info@buimvd.ru
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ ЛЮБВИ В ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
В статье раскрывается особенности реализации педагогики любви в личностно ориентированном взаимодействии учителя и учащихся, принципы и способы педагогической деятельности, организационно-педагогические условия, на основе которых предлагается программа подготовки учителя к проявлению педагогической любви к учащимся в личностно ориентированном взаимодействии начальной школы.
Ключевые слова: педагогика любви, педагогика счастья, личностно ориентированный подход, ситуации успеха, проявление заботы и требовательности, субъект-субъектное взаимодействие.
Актуальность статьи определяется тем, что личностно ориентированный подход применяется к специфической возрастной категории - младшим школьникам, имеющим существенные психофизиологические особенности, а с учетом происходящих современных социально-культурных изменений, которые связанны с особой открытостью учащихся общественным воздействиям и внутренней готовностью принятия их. Принципиально то, что в работе учителя начальных классов выделяется и раскрывается содержание такого специфического понятия, как «педагогическая любовь» к ученику, что необходимо в качестве энергетической поддержки в начале освоения новой для ребенка учебной деятельности. Важным является создание ситуаций счастья в процессе обучения, что имеет существенное значение для развития интереса и внутренней мотивации в обучении. Существенным является уточнение содержания развития личности - как носителя развития и как организующего начала в развитии, что обеспечивается раскрытием личности как общественно полезного субъекта и социально значимой индивидуальности.
Педагогическая практика [1; 2] показывает, что педагогические контакты, основанные на любви между взаимодействующими субъектами (поощряющем взгляде, похвале, внимании и т.д.), обладают реальной жизненной силой (воодушевление, вдохновение, оптимизм, вера в свои силы). Общепризнано, что любовь - неотъемлемая составляющая человеческого существования. Но, несмотря на это, в реальной практике обучения и воспитания дети испытывают дефицит любви, что оказывает непосредственное влияние на качество и эффективность образовательного процесса. Несомненно то, что для младшего школьного возраста любовь учителя играет существенную роль, когда ребенок только входит в новую социальную общность, связанную с учебной деятельностью и дефицит внимания и заботы может сказаться на его дальнейшем развитии как личности.
Анализ специальной литературы [3; 4] позволяет выделить основные признаки личностно ориентированного взаимодействия, имеющие существенное значение для реализации педагогической любви учителя к ученикам:
1. Ученик становится центром педагогического процесса.
2. Основная цель педагогической деятельности - развитие личности обучаемого.
3. Педагогическая деятельность определяется субъект-субъектными взаимоотношениями учителя и учащихся.
4. Основной вид деятельности педагога - создание условий и оказание помощи для развития личности обучаемого.
5. Гуманистическая направленность обучения и воспитания для развития духовных и нравственных ценностей личности.
6. Ключевыми принципами для организации личностно ориентированного взаимодействия выступают принципы -субъектности, индивидуализации, сотрудничества, диалога и игры.
Для развития личности младших школьников следует учитывать особенности данной возрастной категории, она играет существенную роль для:
- формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
- развития продуктивных приемов, навыков учебной работы, умения учиться;
- раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
- усвоения социальных норм нравственного развития личности;
- развития навыков общения со сверстниками, установления дружеских связей;
- развития как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире;
- проявления задатков, склонностей, наклонностей и способностей, характеризующие его индивидуальность.
Важнейшие новообразования в этот период возникают во всех сферах психического развития, преобразуется интеллект, социальные отношения и в целом происходит формирование основ, которые определяют особенности будущей личности.
Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Общепринятым фактом является то, что многое в личности закладывается с детства, и одну из решающих ролей в этом процессе играет первый учитель. Следовательно, лич-ностно ориентированному взаимодействию в начальной школе присущи особенности, которые связаны с необходимостью дать специфический энергоинформационный заряд учащимся на новый вид деятельности и создать условия для развития внутренней мотивации к учению. В связи с этим предлагается реализация личностно ориентированного взаимодействия с учетом требований педагогики любви.
Для организации данного процесса следует учитывать следующие принципы педагогики любви [5]: принцип первичности любви; принцип взаимности; принцип миролюбия; принцип неосуждения; принцип оптимального сочетания собственных потребностей; принцип благоговения перед жизнью; принцип даяния; принцип согласования собственных интересов с интересами социума; принцип единения педагога и уче-
ников в процессе взаимодействия; принцип полезности; принцип единства требований и уважения; принцип доверия и презумпции доверия; принцип ответственности. Основной принцип первичности любви означает изначальность, первород-ность, энергетического проявления любви как основу любого поступка, любого действия, любого творческого процесса. В педагогике это означает организацию педагогического взаимодействия на основе дружелюбия и равноправного отношения. Для конкретного педагога это проявляется в установке на любовь к ученику, к собственной работе, к коллегам по работе, к окружающему миру.
При осуществлении личностно ориентированного взаимодействия на основе педагогики любви необходимо создать и поддерживать следующие условия:
- возвышение, признание уникальности, высокого достоинства и решающей роли личностей: учащихся, педагогов, сотрудников учебного учреждения; признание каждой из этих личностей, независимо от возраста, образования, должности, авторитета;
- абсолютный, категорический запрет посягательства на честь и достоинство личности, независимо от того, кто эта личность - круглый отличник или нет, авторитетный преподаватель или никому не знакомый технический работник;
- утверждение высокого нравственного, профессионального авторитета педагога, в том числе как старшего по возрасту;
- одухотворение целей образования, оптимальное сочетание личных интересов каждого педагога с высшими социальными целям и приобщение к этим целям каждого учащегося;
- создание благоприятной обстановки для образовательной деятельности, обеспечение ее необходимыми ресурсами и правовыми гарантиями, обеспечение морально-нравственного психологического климата в педагогическом и ученических коллективах.
Таким образом, применение педагогики любви в процессе личностно ориентированного взаимодействия для начальной школы требует учета индивидуальных возможностей обучаемых, учителя, а также постижение им содержания личностно ориентированного взаимодействия, которое мы рассматриваем как методическую подготовку и как работу учителя над собой.
С учетом рассмотренных теоретических положений разработана методика реализации педагогики любви. Педагогика любви раскрывается как компонент личностно ориентированного взаимодействия и характеризуется внутренней мотивацией и способностью учителя осуществлять положительное, бескорыстное энергоинформационное воздействие на психическое и духовное состояние и развитие учащегося. Это явление духовной культуры, которое определяет: во-первых -единение субъектов и объектов процесса жизнедеятельности и проявляется в чувствах: доброты, заботы, уважения, внимания, требовательности и ответственности; во-вторых - воспитание потребности любить самому, которое проявляется в способности проявлять ценностное отношение: к себе как общественно-полезному субъекту и социально значимой индивидуальности, другим людям - как равным и не использование их в качестве средства, деятельности - как созиданию, обществу - как служение, природе - основе жизни.
В качестве составного компонента педагогической любви мы выделяем педагогику счастья [6], которая определяется: во-первых - созданием ситуаций счастья в процессе педагогической деятельности через удовлетворение актуальных потребностей учащихся в самоактуализации (признания) и самореализации (успех), а также создание радостной, мажорной обстановки на уроке; во-вторых - формирование способности и возможности быть счастливым через развитие гармоничной системы потребностей: биологических, социальных и идеальных (познания, созидания, творчества, служения, единения) и ценностей: личности, здоровья, другие люди, семья, труд,
государство, природа, которые наполняют содержание смысла жизни в том, чтобы быть счастливым и полезным другим.
В методике основные способы словесных воздействий уточнены и объединены в три группы. Первая является субъ-ект-субъектным, вторая - субъект-объектным по содержанию, но личностно ориентированным по форме, третья - субъект-объектное воздействие при безличностном подходе, которое недопустимо. Рекомендуемые словесные воздействия расширены и разделены для процессов воспитания и обучения. Так, при обучении применяются обоснование, указание, исследование, объяснение, просьба, предложение, утверждение, удивление, предупреждение, воодушевление, оценка, приглашение, направление; при воспитании - совет, распоряжение, наставление, решение, доверительная беседа, обсуждение, акцент на достоинствах, критика, симпатия, антипатия, проекция результата, убеждение, попытка встать на позицию обучаемого, обсуждение на равных, возложение полномочий, опека, акцент на личном успехе, акцент на результатах деятельности.
Приемы предъявления также уточнены, среди них следует выделить:
1. Реальность требований. Это правило побуждает педагога предъявлять требования, исходя из содержания выполняемых учениками учебных задач и учете их способностей.
2. Своевременность требований. Данное правило позволяет вести работу по предупреждению негативного поведения, вовремя реагировать на признаки девиантности и мелкие проступки.
3. Систематичность требований. Бессистемность и отсутствие связи в предъявлении различных требований к деятельности и поведению учеников со стороны учителя снижает эффективность воспитательных воздействий.
4. Аргументированность требований. Опираясь на это правило, учитель должен обеспечивать понимание содержания требований и внутреннего согласия с ними.
5. Последовательность в предъявлении требований. Это правило требует со стороны педагога сочетание требовательности к обучающимся в соответствии с приобретенным опытом, а также их индивидуальными способностями.
6. Предметность требований. Требования педагога должны иметь точный адрес, указывать на содержание предстоящих действий учеников, сроки выполнения задач, предполагаемые результаты, способы и приемы работы.
7. Справедливость требований. Данное правило заставляет педагога быть предельно внимательным к своим оценкам и обобщениям, соотносить их с кругом выполняемых учениками заданий и реальными результатами учебной деятельности.
8. Тактичность и доброжелательность в предъявлении требований. Форма предъявления требовательности должна учитывать индивидуальные особенности ученика, но в любом случае этика предъявления требований заставляет педагога быть доброжелательным и конструктивным.
9. Побудительность требований. Способствует «заражению» энергией на выполнение заданий и преодолению трудностей.
10. Преемственность требований со стороны педагога и родителей.
Целесообразными стилями взаимодействия определены: по форме принятия решений: патерналистский, парсипатив-ный, демократический; по удовлетворению интересов: сотрудничества и компромиссов.
Методика реализации педагогики любви включает программу подготовки учителя к личностно ориентированного взаимодействию с учащимися начальных классов, она раскрывается через поведенческое и рационалистическое направления. Так, поведенческое включает: мотивационное обеспечение, проявление педагогической любви, создание ситуаций счастья, гуманистическое поведение; рационалистическое включает: оценку условий, принятие решения, планирование,
организацию и руководство данным процессом. В подготовке выделены следующие основные способы взаимодействия: учебная работа, учебные ритуалы, учебная игра, учебные увлечения, учебные развлечения, достижение духовного единения и близости в учебной деятельности. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе предполагает также активное включение младших школьников и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством), в ходе которых закрепляются новые достижения ребенка и развиваются его задатки и склонности.
Проявление педагогической любви обеспечивается следующими направлениями:
1. Проявление любви к своему делу, глубокое знание предмета и способность организовывать его так, чтобы учащимся было интересно, доступно и полезно.
2. Любящий педагог проявляет: гуманистическое отношение к учащимся на уроке, справедливость, доброжелательность, терпимость, способность понимать ученика и умение нравственно себя вести по отношению к ученику (педагогическая этика).
3. Наряду с проявлением любви к ученику, следует учить ребенка любви к жизни, к познанию, к труду, к людям, к себе. Основной тип педагогической любви - созидающий которая предполагает понимание, ответственность, принятие и само-принятие, любовь как заботу о безопасности, физическом, психическом и духовном благополучии, развитии индивидуальности ребенка в настоящем и будущем.
4. Создание условий для счастья на уроке. Для этого необходимо создавать ситуации успеха здесь и сейчас, для того чтобы каждый ученик был успешным, для этого рекомендуется:
- развитие в процессе учебной деятельности гармоничного сочетания биологических, социальных и идеальных потребностей (познания, созидания, творчества, единения и гуманистических ценностных ориентаций), для придания смысла быть счастливым и полезным другим людям;
- применение разнообразных форм подачи материала, чередование образных, логических и мнемонических способов изучения и запоминания;
- пооперационного усвоения и контроля, в котором каждая операция разбивается на некоторое число подопераций, которые усваиваются учащимися постепенно, по мере их усвоения проводится контроль и оценивание;
- планирование вариантных домашних заданий, выполнимых и посильных с учетом способностей;
- постепенное введение отметок, сочетание их с оценочными характеристиками, обеспечение улучшения результатов.
5. Гуманистическое поведение учителя определяется соблюдением требований этики и такта, исключением отрицательных эмоциональных проявлений, грубости и неуважительного отношения к учащимся. Основными методами поведения следует считать: личностно-органичный, ситуативноадекватный и педагогически-целесообразный.
Личностно-органичный метод - реализуется, когда все действия учителя органично и естественно происходят из его
Библиографический список
индивидуально-личностных качеств и морально-
нравственных особенностей. Здесь заложена основа для познания педагогом самого себя, плюсов и минусов своей личности и свобода принятия решения о том, каким примером ему надлежит быть для учащихся.
Метод ситуативно-адекватного поведения характеризуется тем, что действия учителя, отдельные аспекты его поведения нельзя в полной мере планировать заранее и претворять на уроке, несмотря на то, что в данный момент происходит с классом. В большинстве случаев требуется вносить коррективы в запланированный ход урока с учетом вновь возникшей ситуации.
Метод педагогически целесообразного поведения реализует поставленные цели и задачи урока с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, конкретных условий и факторов, в которых проходит личностно ориентированное взаимодействие.
6. Творческий учитель обладает чувством юмора, интересно ведет уроки, много знает, он требователен, так как проявляет и свидетельствует свое доброжелательное и доверительное отношение к учащимся, но главное, что все должно быть в меру. Если педагог и дети улыбаются на уроке, значит, нет напряжения, значит, ученики не испытывают страха, не боятся преподавателя, они и преподаватель, в хорошем настроении, которое обеспечиваем успешную учебную деятельность.
7. Важнейшим из проявлений педагогической любви следует считать заботу, то есть активное и бескорыстное действие по отношению к другому, желание знать другого и сопереживать, давать все для его роста. Когда что-то действительно имеет для нас смысл, мы проявляем заботу. Любовь - это всегда забота, Э. Фромм отмечает: «любовь есть деятельная озабоченность, заинтересованность в жизни и благополучии того, кого мы любим». Озабоченность по отношению к любимому человеку вынуждает нас трудиться, улучшать его жизнь. Любят то, над чем трудятся, и трудятся над тем, что любят» [7]. Поэтому забота учителя выражается в непрерывной активности, направленной на благо своих учеников.
Таким образом, любовь педагога - это деятельное участие в жизни учащегося с целью усиления его личностных возможностей, забота, знание, понимание и принятие его уникальности и необходимости открытия и реализации его ценностной перспективы. Воспитание сочетает в себе любовь и строгость, доброжелательность и требовательность. Нельзя допускать крайности, во всем необходима мера. Следует особо отметить, что любить, способна только сильная личность, обладающая богатым внутренним миром, достаточной внутренней энергией и способная понимать, прощать и знающая направления и пути решения проблем развития личности. Следовательно, любовь - это важнейший педагогический ресурс. Особенность педагогической деятельности учителя, владеющего этим ресурсом такова, что он более целенаправленно, профессионально и компетентно способен создать условия для проявления самостоятельности и творческого саморазвития ученика.
1. Азаров, Ю.П. Дидактика общечеловеческих ценностей, педагогика любви и свободы // Педагогический вестник. - 1996. - № 2.
2. Бим-Бад, Б.М. Любовь - категория антропологии и педагогики. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://bim-bad.ru.
3. Белухин, Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики. - М.: Институт практической психологии. - Воронеж: НПО «МОДЕК», 2006.
4. Вершинина, Л.В. Личностно ориентированное обучение младших школьников. - Кострома, 2000.
5. Джексон, А. Десять секретов Любви. - М.: «Гелиос», 2003.
6. Щуркова, Н.Е. Воспитание счастьем, счастье воспитания. Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
7. Фромм, Э. Искусство любить. - СПб.: Изд. дом «Азбука-класика», 2007.
Статья поступила в редакцию 29.09.10