Действенность (результативность) образовательных технологий (успеваемость и качество знаний студентов, уровни их развития как субъектов образовательной и будущей профессиональной деятельности) можно выявить с помощью стандартизированных диагностических методик.
Эффективность образовательных технологий должна быть предметом для обсуждения на заседаниях кафедр и ученых советов факультетов.
The article reveals the essence and content of the basic characteristics and functions of modern educational technologies at university, it suggests the technique of an estimation of quality of these technologies.
Keywords: educational technology, basic characteristics and functions of modern educational technologies at university, quality and effectiveness of educational technologies
Список литературы
1. Антюхов А.В., Ретивых М.В., Фомин Н.В. Современные образовательные технологии в вузе: Учебное пособие для магистров и аспирантов. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 320 с.
2. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе: Психологически журнал Международного университета природы, общества и человека. «Дубна». - 2012. - № 2 - С. 1-18
3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетент-ностный подход: Учебное пособие. - М.: МПСИ, 2005. - 216 с.
4. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: Учебно-методическое пособие. - Минск: Тетра-Си-стемс, 2011. - 222 с.
5. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Вента-Граф. 2005. - 368 с.
6. Семашко В.С., Медникова Т.Б. Компетентностный подход в высшем образовании: миф и реальность // Высшее образование в России. - 2014. - № 5. - С. 34-45.
7. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / под Под. ред. Н.В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2011. - 432 с.
8. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: Учебно-методическое пособие. -Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 52 с.
9. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Проспект, 2013. - 160 с.
10.Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по - разному? Пособие для учителя. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 383 с.
11. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М.: Сентябрь, 2000. - 176 с.
Об авторах
Антюхов А.В. - доктор филологических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского
Ретивых М.В. - доктор педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского
Мельников С.Л. - кандидат педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского
УДК 37.086
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н.А. Асташова
В статье представлена концепция гуманистической деятельности современного учителя, гуманно-личностный подход в организации педагогической деятельности Ш.А. Амонашвили, определяющий личностное развитие ребенка, построение уважительных доверительных отношений между детьми и учителями. Автор рассматривает гуманизм как нравственную ценность, моральную норму и принцип педагогической деятельности.
Ключевые слова: гуманизм, гуманная педагогика, гуманистические ценности, профессиональная деятельность педагога
В последнее время разные научные школы, исследовательские институты и творческие коллективы определяют, каким должен быть современный учитель. И чаще всего выводы проводимых исследований свидетельствуют о включении в набор профессиональных качеств педагога таких характеристик, как конкурентоспособный, компетентный, мобильный, что соотносится с требованиями к специалисту и со временем, в котором мы живем. Но ведь учитель работает в сфере «человек-человек» и в этой связи на первый план должны выходить личностные качества, которые подчеркивают гуманность учителя, его особое отношение к детям и детству.
Известно, что высочайшей нравственной ценностью социально-культурного уровня является гуманизм как приоритетное ценностное направление, которое определяет сущность педагогической деятельности. Для учителя чрезвычайно важно точное понимание гуманизма как системы взглядов, отражающих самоценность
личности, его права на свободу, проявление способностей; отмечающих благо критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми. Применительно к личности учителя гуманизм представляет собой нравственную ценность, моральную норму и принцип педагогической деятельности. Как нравственная ценность гуманизм является внутренним, эмоционально освоенным ориентиром деятельности учителя; в качестве моральной нормы гуманизм предусматривает выбор линии поведения, обусловленный профессиональным кодексом чести. Гуманизм в качестве принципа педагогической деятельности предполагает реализацию следующих позиций и условий:
• насыщение содержания образования проблемами человека, его духовной сущности;
• ориентация прежде всего на национальную культуру как среду, питающую духовное развитие ребенка;
• внимание к самобытному внутреннему миру ребенка, эмоционально-чувственной сфере, опора на его способности, склонности, интересы;
• вера в доброе начало ребенка; терпимое отношение к детскому незнанию, неумению сдерживать себя, ошибкам;
• человечность межличностных отношений; отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства человека.
Деятельность педагога-гуманиста, как правило, опирается на гуманистическую рефлексию, систему гуманистических ценностей, эмоционально- чувственную сферу и систему гуманистических отношений. Гуманистическая рефлексия позволяет учителю глубоко анализировать и точно оценивать собственные качества и устанавливать их соответствие личностно-развивающим параметрам педагогической теории и практике.
Система гуманистических ценностей может складываться из таких групп, как экзистенциальные, нравственные, политические, эстетические и художественные. Эмоционально-чувственная сфера многомерна как естественное проявление человека и выражается в альтруистических, эстетических, гедонистических и множества других эмоций. Систему гуманистических отношений порождает потребность учителя в ученике, ученика в учителе, их заинтересованность друг в друге, взаимное уважение и признание права на собственное достоинство и самобытность. При этом потребность учителя в ребенке является регулятором его профессиональной деятельности и основой для развития человечности в ребенке. На этом основана педагогика сотрудничества, в условиях которой учитель созидает доверительные отношения с учащимися, переживает за их успехи и неудачи, оказывает необходимую помощь.
Однако еще более глубоко и детально, по существу, для образования будущего основы отношений «учитель-ученик» представляет гуманно-личностная педагогика, в которой главные идеи созидаются на любви и понимании ребенка, на оптимизме в отношении к нему. В этом году исполняется 85 лет выдающемуся учителю, педагогу-новатору, академику РАО, доктору психологических наук, профессору Шалве Александровичу Амонашвили, с именем которого связано создание и развитие концепции гуманно-личностной педагогики. В этой концепции заложены принципы уважения личности ребенка, безграничной веры в него, терпения и очеловечивания среды вокруг ребенка.
Ш.А. Амонашвили отмечает, что каждый человек является носителем своей неповторимой миссии, и учительская профессия - это тоже миссия. В частности учитель и ученый Ш.А. Амонашвили нашел свою миссию, то есть смысл своей жизни - «ради чего». Оказывается - это школа, работа с детьми, с учителями; написание для них книг о тех проблемах, понимание которых доступно мастеру.
Профессор Ш.А. Амонашвили много лет проводит исследования, направленные на изучение широкого круга вопросов организации и совершенствования обучения и воспитания в контексте гуманной педагогики, и считает, что особую роль в развитии личности играет духовное воспитание, предъявление ребенку образов добра, уважения, преданности, любви, высоких мыслей, чистых мыслей, ясномыслия, добромыслия, образов красоты. Все эти образы, по мнению ученого, не только обогащают духовность человека, они позволяют установить некий порядок, ведущий к просветлению, просвещению. Размышляя над особенностями современного воспитания ребенка и формулируя специфику этого процесса, Ш.А. Амонашвили подчеркивает, что педагоги должны воспитывать в ребенке саму жизнь, а не ребенка. Воспитывать именно жизнь в ребенке, природу в ребенке.
Мы решили выяснить у студентов первого и второго курсов бакалавриата педагогического профиля, какими качествами/ умениями должен обладать современный учитель для того, чтобы ученик чувствовал себя комфортно в школе, а результат работы педагога был не просто эффективным в воспитательном и развивающем плане, а сти-
№ Умения учителя, Ш.А. Амонашвили, гуманная педагогика Студенты 1 курса Студенты 2 курса
1 уметь понимать детей, вставать на их позицию, быть снисходительным во всем 15 10
2 быть деятельным оптимистом, верить в результат 2 3
3 обладать лучшими человеческими качествами: улыбчивостью, строгостью, сдержанностью, любовью к жизни, быть интеллигентным 10 19
4 давать толчок культурному саморазвитию ребенка 1 3
5 сделать уроки познавательными, развивающими общение, позволяющими детям взрослеть (уроки счастья) 5 10
6 умело перенаправить энергию детей на различные занятия 1 2
7 подстегивать познавательный инстинкт детей 1 1
8 направить величайшую энергию шалости на познание и позитивное взросление 7 8
Всего 42 56
Анализ выбора студентов показывает, что студенты 1 курса в большей мере ориентированы на эффективность использования учителем умения понимать детей и культивировать в себе лучшие человеческие качества. Студенты второго курса считают, что именно гуманистические качества личности учителя способны сделать его работу результативной и придающей смысл и интерес образовательному процессу. Оценили студенты и величайшую энергию шалости детей, в которой, как им представляется, заложены огромные ресурсы серьезной деятельности.
Обсудили студенты и некоторые пожелания Ш.А. Амонашвили, которые заставили задуматься о сложности педагогической деятельности и ее перспективности и прогностичности. Например, пожелание «В каждом ребенке надо видеть явление» долго определяли как индивидуализацию и гуманизацию педагогического процесса, а после размышлений о том, что сидящие сегодня за партой ученики - это наше будущее, и через них мы можем увидеть это будущее, пришли к выводу об ответственности за творчество будущего, посланниками которого являются сегодняшние ученики (явление!).
Аксиоматично, что значимой характеристикой педагогической деятельности служит гуманистическое общение, определяющее характер взаимоотношений между учителем и школьниками. При гуманистическом общении необходимо развивать перцептивные, интерактивные, вербальные и невербальные возможности взаимодействия с опорой на ярко представленные личностные качества педагога: любовь к человеку, доброту, заботливость, внимание, предупредительность, справедливость, отзывчивость и т.п. Возможен и переход гуманистического общения в аксиологическое, при котором происходит обмен ценностями (высшая ценность - человек), постижение смысла нравственной жизни, своего нравственного значения.
В этом процессе особое место занимает Учитель, которого Ш.А. Амонашвили представляет как мудрого человека, способного «сажать, поливать, воспитывать, лелеять, учить, давать образы», иными словами, творить людей. У такого Учителя есть свои тайны воспитания духовно богатого человека. Такой Учитель дает Клятву, работает на основе уникальных профессиональных правил, своеобразного кодекса педагогической чести как ориентира, сознательно и интуитивно выстраиваемого каждым педагогом. Особый интерес вызывает свод правил Ш.А. Амонашвили для учителя [1, С. 8]:
Будь осторожен!
Не ошибись!
Не вреди!
Будь надеждой для школьника!
Дари себя детям!
Знай, к чему стремишься!
Постоянно ищи в ребенке богатство его души!
Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!
Практическая отработка моделей идеальных отношений, соответствующих ценностным представлениям о смысле жизни, чести, достоинстве, благородстве, составляет одну из важных сторон профессионала.
Важным показателем деятельности учителя в гуманистическом аспекте выступает ярко выраженный гуманистический стиль профессионального поведения. В его основе лежат субъект - субъектные отношения, способствующие самовыражению участников педагогического процесса. Гуманистический стиль педагогической деятельности предполагает и педагогически целесообразный обмен духовными ценностями, необходимыми для нравственного обогащения участников образовательного процесса.
Одной из характеристик гуманистического стиля педагога может быть объективная оценка ученика, его действий и отношения к действительности, что побуждает школьника к самовоспитанию, и, естественно, самооценка собственных профессиональных действий, организации образовательного процесса, его результатов. При гуманистическом стиле учитель становится полновластным субъектом своей деятельности, освобождаясь от навязываемых ему стереотипов, от достижения целей любыми путями, от формализма, когда приоритет отдается формам работы в ущерб ее содержанию.
Можно без преувеличения сказать, что для гуманистического стиля работы современного учителя опорой может служить система ценностных ориентаций в рамках профессиональной деятельности: творческий подход к выполнению профессиональных обязанностей; способность удивляться и удивлять; пунктуальность в любом деле; ориентация на собственный успех; постоянное самообразование; стремление к высокому качеству результатов работы; ответственность за достижение педагогических целей; единство слова и дела; эмоциональное наполнение профессиональной сферы и т.п.
Опираясь на систему ценностных ориентаций образовательной сферы, нами были сформулированы основные постулаты педагогической деятельности:
• цените ребенка, никогда не предавайте его, а в трудную для него минуту приходите на помощь; не забывайте, что вы живете для учеников, а не наоборот;
• любите детей, старайтесь общаться с ними так, чтобы им было комфортно; снисходительно относитесь к их непослушанию и шалостям - это проблемы роста;
• будьте доброжелательными, ибо доброта - ключ, которым открываются даже озлобленные, израненные души;
• помните, что любой ваш воспитанник - личность, обладающая чувством собственного достоинства и заслуживающая уважительного отношения;
• искренне интересуйтесь каждым ребенком, его проблемами; это пробудит в нем желание делиться с вами своими мыслями и чувствами;
• думайте о последствиях, не навредите своим воспитанникам, берегите их физическое и психическое здоровье;
• сохраняйте честность; не прибегайте ко лжи как средству воздействия на детей; не раздавайте заведомо не выполнимых обещаний;
• будьте порядочными и благородными, не разглашайте секреты и тайны, доверенные вам ребенком; не наговаривайте на него; не мстите за оскорбительную выходку по вашему адресу.
• верьте в ученика; в любой ситуации не лишайте его перспективы и возможности изменения к лучшему;
• признавайте публично допущенные на глазах учеников ошибки; а в критических случаях извиняйтесь;
• не ограничивайте себя искусственно в человеческих проявлениях; демонстрируйте ученикам радость и красоту полноценной жизни.
Анализ предложенных постулатов позволяет сделать вывод о том, что профессиональная деятельность педагога с опорой на сформулированные положения поможет выстроить отношения «учитель - ученик» таким образом, чтобы работа образовательной сферы способствовала росту духовности ученика и учителя, показывала им «путь к себе», научила бы нравственному самоутверждению через реализацию потенциальных возможностей, способствовала бы утверждению блага, красоты и истины.
В одном из интервью Ш.А. Амонашвили, отвечая на вопросы, отметил, что есть у него три пожелания для учителя, своего рода заповеди. Первая заповедь о вере. «Тот, кто занят воспитанием души и духовности ребенка, он, в первую очередь, должен верить в самого ребенка. Верить в ребенка, что он есть безграничность, он есть микрокосмос, верить даже тогда, когда перед тобой сидит сопляк какой-то, который даже нос не может нормально вытереть, который шалит, грубит тебе. А ты поверь, что именно в нем и заложена миссия. Просто верь этому... Верить в ребенка - это первая заповедь. Верить, что он безграничен, что в нем есть миссия, в нем есть силы, в нем есть исключительно все» [3, С. 113].
Вторая заповедь - о педагогическом даре. «Второе - верить в свои исключительные возможности, свои дарования педагогические, т.е. верить в свою педагогическую искру Божью. Я должен верить в это, ибо фактов не найдешь. Надо верить, эти факты будут даны потом, потом будут открыты. Не веришь - они не откроются вообще, а веришь - они постепенно будут открываться. Верить в свою педагогическую талантливость. Никогда не опускать руки, даже тогда, когда, казалось бы, ничего не получается, как будто ничего. Но эти старания не проходят зря. Это есть стук. Не сразу открывают, надо часто стучать, стучать, и один из этих стуков дойдет до чьего-то слуха. Только не останавливаться» [3, С. 113].
Третья заповедь - о силе гуманной педагогики. Ш.А. Амонашвили считает, что важно верить в силу гуманного подхода к ребенку. Этот подход выражается, прежде всего, в поддержке индивидуальности ученика, его личностных интересов и разнообразных потребностей, в духовной устремленности к высотам человеческой самореализации, в принятии ребенка таким, какой он есть. Гуманная педагогика строится на основе сотрудничества, любви и доброжелательности, уважения к личности ученика, с учетом реализации ресурсов социальной защиты ребенка.
А теперь можно сравнить характеристики современного учителя. Итак, современный учитель должен быть конкурентоспособным, компетентным, мобильным, или все-таки верящим в ребенка, в свое педагогическое дарование, в гуманную педагогику. Можно, конечно, соединить в педагоге конкурентоспособность, мобильность, компетентность и гуманность. Однако, следует помнить, что только в условиях гуманной педагогики могут воплотиться в жизнь ее главные принципы: терпения, созидательной любви и сотрудничества.
The paper introduces the concept of humanistic activities of the modern teacher, humane and personal approach in organizing educational activities Sh.A. Amonashvili determining the child's personal development, the construction of a valid trust between children and teachers. The author considers humanity as a moral value, moral norms and principles of teaching. Keywords: humanism, humanist pedagogy, humanistic values, the professional activity of the teacher
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Единство цели. - М.: Просвещение, 1987. - 208 с.
2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Мн.: Университетское, 1990. - 560 с.
3. Вера в ребенка рождает гениев (Интервью с Амонашвили Ш.А.// Мир психологии. - 1996. - № 2 (7). -С.101-113
Об авторе
Асташова Н.А. - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]
УДК 373.2
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТЕ В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ
ТРЕБОВАНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
А.Г. Биба
В статье исследуются проблемы овладения дошкольниками грамотой и пути их решения; указываются методические ошибки педагогов в языковом обучении детей дошкольного возраста и приводятся образцы правильной работы. Автор выделяет основные действия, которым нужно научить детей для дальнейшего овладения родным языком в школе, обосновывает их необходимость на основе анализа зарубежных и отечественных исследований и предлагает дидактические средства их формирования. Входящий в содержание методический материал предназначен для использования педагогами в дошкольных образовательных учреждениях в процессе подготовки детей к обучению в школе.
Ключевые слова: стандарт дошкольного образования; языковая ошибка; алгоритм чтения; алгоритм письма; занимательное проблемное задание.
В современном Российском образовании с каждым годом усиливается тенденция предшкольного предметного обучения детей. Учителя начальных классов ожидают (часто требуют) от первоклассников умения читать, выполнять звуковой анализ слов, считать, производить простейшие операции над числами. В современном государственном стандарте дошкольного образования отсутствует требование предварительной предметной подготовки детей, но в нем указывается на необходимость формирования у дошкольников знаний и умений, которые востребованы в дальнейшем (школьном) образовании [5]. Помимо этого в нормативных документах появляется все больше положений о преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой. Одно из таких положений касается освоения детьми элементарных знаний по русскому языку, и перед воспитателями встает задача обучения дошкольников грамоте [3,4]. Безусловно, существуют и появляются все новые образовательные центры, предлагающие данную услугу. Однако по результатам проведенных наблюдений за работой педагогов в данных организациях и на основе оценки учителями готовности первоклассников к овладению русским языком можно заключить, что данная подготовка не всегда осуществляется компетентно. Дошкольники смешивают важнейшие понятия «звук» и «буква», у них возникают трудности со звуковым анализом слов, что затрудняет овладение чтением и письмом; дети механически читают, не понимая допускаемых ошибок. Учителям приходится переучивать первоклассников, что психологически тяжело для всех. Поэтому в сложившейся ситуации возникает необходимость исследования содержания и путей обучения дошкольников грамоте.
В рамках данной статьи рассматриваются основные действия, которым нужно научить детей для дальнейшего изучения родного языка в школе, обосновывается их необходимость; выявляются трудности в овладении данными действиями и предлагаются способы их формирования, приводятся соответствующие примеры. Исследование указанных вопросов осуществлялось на основе анализа отечественной и зарубежной научно-методической литературы по проблемам дошкольного образования и в ходе наблюдения за обучением детей в Российских дошкольных учреждениях в разных регионах и опытной работы в центре по подготовке детей к обучению в школе при Калужском государственном университете (2014-2015 гг). В результате теоретического и эмпирического исследования были сделаны следующие выводы.
В дошкольном возрасте проявляется особенность овладения детьми языком: им свойственно обращать внимание на значение слова, а не на его форму, поэтому для них слово и то, что оно означает, - одно целое. В период же подготовки к изучению родного языка вся работа сосредотачивается на форме слова, а не на его значении [6]. Это противоречие приводит дошкольников к ошибкам и создает трудности для воспитателя. Например, педагог спрашивает, какое слово длиннее «удав» или «червячок»? Дети отвечают: «Удав». Из каких звуков состоит слово дерево? Дети отвечают: «Из ствола и веток». Для преодоления трудностей нужно обязательно детей учить разграничивать слово и предмет, который оно называет. С этой целью воспитателю рекомендуется: 1) использовать графические модели слов, которые помогут переключить внимание со смысла слова на его форму (например, удав □□□□ и червячок □□□□□□□□); 2) не злоупотреблять предметными иллюстрациями в процессе звукового анализа слов; 3) выполнять специальные задания, которые помогают детям отличать слово от денотата. Например, посчитать количество бусинок в бусах и количество звуков в слове бусы; исправить утверждение, что слово барабан состоит из звуков бум-бум-бум; доказать, что в слове пять не пять звуков и т.п.
Обучение дошкольников грамоте включает обучение чтению и печатанию. Чтение - воссоздание звуковой формы слова на основе его графической модели. Из этого следует: чтобы научить детей читать, нужно познакомить их и с буквами, и со звуками речи, которые обозначает каждая буква; при этом нужно следить, чтобы дошкольники не смешивали данные понятия, самому педагогу недопустимо это делать. Например, неверно утверждать, что в слове дом первый звук дэ или первая буква [д], или определять количество звуков в слове семь как 4, или определять первый звук в слове юля - [ю] и т.п.
С понятием «звук» как самой маленькой частью звучащей речи детей лучше знакомить на основе ассоциации, поскольку этот способ эффективен в овладении языком [7]. Дошкольникам объясняют, что звучащие слова состоят из