Научная статья на тему 'Гуманная педагогика: взгляд в будущее'

Гуманная педагогика: взгляд в будущее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2384
443
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучерова О. Е.

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы гуманной педагогики, ее истоки и современное состояние. Обращается внимание на необходимость изучения педагогического опыта прошлых лет, его переосмысление по отношению к современному образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманная педагогика: взгляд в будущее»

УДК 37.017

ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Белгородский

государственный

университет

О. Е. Кучерова

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы гуманной педагогики, ее истоки и современное состояние. Обращается внимание на необходимость изучения педагогического опыта прошлых лет, его переосмысление по отношению к современному образованию.

e-mail:

Kucherova2005@yandex.ru

Ключевые слова: гуманизм, гуманизация, воспитание, образование, школа, миссия учителя, ребенок.

Образование всегда считалось важнейшим фактором развития общества. Так сложилось, что содержание образования обязательно отражает состояние общества или переход от одного состояния к другому, от одной образовательной парадигмы к другой. Образование только тогда даст свои плоды, когда будет развивается в тесном тандеме с обществом, т.к. общество должно быть заинтересовано, прежде всего, «не государственными видами на образование, не строем школ и их законами, а детьми, их развитием, их здоровьем, их общим состоянием»[9]. Развитие образования «возможно при взаимодействии двух его ведущих факторов - государства и общества. Школа как общественно государственный институт не может жить только на государственном дыхании. Рано или поздно... общество вновь должно прийти к ней на по-мощь»[11, 10].

Были и взлеты и падения в истории педагогической мысли, но 80-е годы XX века, пожалуй, наиболее ярко очертили актуальную и для дня сегодняшнего проблему -гуманного, личностно-ориентированного подхода к ребенку. Это время и ознаменовало собой первый период развития современного образования, закончившегося принятием «Закона об образовании», включающего концепцию учебного плана и основ содержания, который предоставил целый ряд льгот образовательным учреждениям. Многие принципы личностно-ориентированного образования, изложенные в Законе РФ, легли в основу инноваций ученых и педагогов. Так появилась «Школа для всех» Е.А. Ямбурга, академик РАО А.А. Леонтьев возглавил «Школу 2100», на небосклоне педагогики засияли имена Е.Н.Ильина, Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, В.А. Караковского, С.Н. Лысенковой, М.П. Щетинина и др. В отчете о своей творческой встрече они написали: «То, что веками повторяли выдающиеся педагоги-гуманисты, что прежде было мечтой, то для нас стало житейской необходимостью: мы должны дать нашим детям новые стимулы, которые лежат в самом учении. Если внешних побуждений к учению почти нет, если способов к принуждению совсем нет, если нельзя рассчитывать на всеобщий интерес к предмету и если мы реалисты, не хотим прятаться от действительности, то перед нами лишь один путь: мы должны вовлекать детей в общий труд учения, вызвать у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития».

Основой деятельности вышеназванных педагогов и тех, кто пошел по этому пути, стали следующие принципы, перечисленные в Законе РФ «Об образовании» и ряде других законодательных актов:

• гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

• общедоступность образования, его адаптивность к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

• свобода и плюрализм в образовании;

• обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

• воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

46

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ I'^ № 6(77) 2010

• формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

• интеграция личности в национальную и мировую культуру;

• формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Образ «идеальной школы» был нарисован еще К.Н. Вентцелем в виде «Дома свободного ребенка» - идеальной школы будущего, о которой К.Н. Вентцель писал в начале XX века, подчеркивая, что это не обычное учебное заведение, а общеобразовательно-воспитательное учреждение, где на первый план выдвинуто не учение, а воспитание человека как цельной личности.

«Цели этого учреждения близки и понятны ребенку, так как полностью совпадают с его потребностями и прежде всего - потребностями в свободном развитии и деятельностном взаимодействии с другими людьми: ребенок приходит в эту школу, чтобы жить здесь полной жизнью... для свободного труда, для свободной игры, для свободного общения со своими товарищами и с теми взрослыми, которые могут с ним поделиться своими знаниями и вообще теми духовными сокровищами, которыми они располагают, для свободного искания истины путем самостоятельного занятия наукой, для свободного воплощения красоты самостоятельной работы в области художественного творчества и для свободной работы над самим собою и над той маленькой общиной, в состав которой он вступил, чтобы и он, и эта община становилась все выше в нравственном отношении, лучше и совершеннее»[8].

Итак, идеальная гуманная школа, по Вентцелю, - это педагогическая община, а дети - маленькие творцы собственной жизни в ней. Поэтому хорошая гуманная школа и не может быть местом, где дети только учатся. Она должна охватывать по возможности все стороны жизни человека: «быть также мастерской, местом производительного физического труда и местом полного удовлетворения всех общественных, эстетических, нравственных и других запросов ребенка». Ученый настаивает на принципах цельности, единства и гармонии жизни ребенка в школе, солидарности и единства действий ее руководителей и педагогов. Ребенок в этой школе является истинным субъектом всех образовательно-воспитательных процессов; «весь процесс обучения должен быть поставлен таким образом, чтобы он имел характер достижения ребенком самим себе поставленных целей» [14]

Таким образом, гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и обучающимся, как переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых. Следовательно, гуманизировать учебно-воспитательный процесс - это значит создать условия, в которых учащийся не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может оставаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечения атмосферы комфорта и «психологической безопасности. Задача педагога, осуществляющего личностно ориентированное образование, состоит в том, чтобы помочь человеку принять и полюбить себя таким, какой он есть, раскрыть себя как привлекательный образ. Для этого необходимо помогать развитию у личности конгруентности, то есть способности быть самим собой во взаимоотношениях с людьми.

В этом плане весьма актуальными кажутся нам слова великого педагога - гуманиста В.А.Сухомлинского: «Сколько я буду жить, столько буду проверять в своей школе правдивость истины, в которую я искренне верю: человека можно воспитывать только добром»[13]. Личностно-гуманный подход к ребенку является фундаментальным достижением теории и практики гуманистической педагогики.

Педагогика 80-х годов XX века в лице Ш.А. Амонашвили подарила миру четкое обоснование гуманно-личностного подхода в образовании и путей его практиче-

О.Е. Кучерова. Гуманная педагогика

47

ского воплощения в «Школе жизни»[3], которая основана на принципах гуманно-личностной педагогики. Автор выделяет 6 особенностей образовательного процесса.

• Первая состоит во внутренней преемственности созидательной деятельности Природы и человека-воспитателя. Природа, по мнению Ш.А. Амонашвили, закладывает в ребенка возможности безграничного развития. Школа берет на себя ответственность продолжить дело природы и сотворить из него благородного человека.

• Вторая особенность образовательного процесса в гуманной школе - его целостность, понимаемая как целостность жизни ребенка, устремленного в будущее.

• Третья особенность касается урока, который рассматривается как аккумулятор, как ведущая форма жизни детей, а не только их учения.

• Благополучие жизни ребенка на уроке обеспечивается благодаря сотрудничеству с учителем, другими детьми. Четвертая особенность педагогического процесса и состоит в том, что сотруднические взаимоотношения учителя с детьми становятся его естественным качеством.

• Пятая особенность гуманного педагогического процесса проявляется в развитии у детей способности к оценочной деятельности при одновременном упразднении школьных отметок, что является залогом успехов детей в учении.

• Шестая особенность «Школы жизни» - в особой, гуманной миссии учителя в ней. «Очеловечивание среды вокруг каждого ребенка, гуманизация социума и самого педагогического процесса есть высшая забота учителя». Гуманного учителя не покидает «любовь и преданность каждому ребенку, чувство глубокой ответственности перед судьбой каждого ребенка; стремление к пониманию каждого ребенка»[2; 3].

Определяя современную проблематику гуманитарного образования, мы можем представить ее в виде следующих противоречий между:

- потребностью общества в гуманистической линии и отсутствием условия для ее становления в традиционном гуманитарном образовании;

- складывающейся гуманитарной педагогической парадигмой и фрагментарностью реализации идей личностного подхода в образовательной практике;

- содержанием гуманитарного знания как ценносто-смыслового освоения бытия и гносеологической логикой структурирования учебного материала гуманитарных дисциплин;

- потребностью личности в опыте ценностного самоопределения в современном быстро меняющемся мире и отсутствием механизма его приобретения в гуманитарном образовании.

Разрешение данных противоречий предполагает внесение ценностной компоненты на всех уровнях содержания гуманитарного образования. А доступно это только лишь настоящему Учителю, ибо в центре внимания гуманистической педагогики стоит уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытой для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Профессиональное воспитание такого Учителя, считает Е.П. Белозерцев -многомерное и многофакторное явление, включающее духовное становление как активное внутренне стремление к истине, добру, красоте, осмыслению целостного мира; формирование педагогической культуры; гармоничное развитие эмоциональных, интеллектуальных, волевых, этических и эстетических качеств. Профессиональная воспитанность - это не что иное, как гармония духовно-нравственной и мотивацион-ной сфер учителя, фундаментальных знаний и адекватных способов поведения в педагогической деятельности[5,68]. И если оно осуществляется верно и всегда, то тогда мы можем сказать, что у гуманистической педагогики нет прошлого. Это всегда педагогика будущего с неисчерпаемыми «золотыми» жилами своих особенностей: ценностном отношении к ребенку и детству как уникальному периоду жизни человека; признанием развития личности (умственного, физического, нравственного, эстетического) главной задачей школы, а становление уникальной индивидуальности ребенка - ее главным результатом; содержанием образования, представленным в единстве и

48

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

№ 6(77) 2010

взаимодействии его компонентов - когнитивного, креативного и этического (нравственного); постоянным творческим поиском учителя и ученика и его свободой; утверждением того, все зависит от его собственных усилий и активности, опирается на силу разума, а не на сферу социального, внешнего по отношению к человеку.

Общими требованиями ко всем гуманистическим моделям определяет Е.В. Бон-даревская создание культурно-воспитательной среды, в которой происходит свободный выбор личностью способов творческой самореализации и ее культурное саморазвитие, осуществление социально-педагогической защиты, помощи и поддержки каждого ребенка в адаптации к социуму и жизненном самоопределении [7].

1. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса // ША. Амо-нашвили. - Минск: Изд-во БГУ, 1990. - 560 с.

2. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике/ Ш.А. Амонашвили.— М.,1995. - 496 с.

3. Амонашвили Ш.А. Школа жизни / Ш.А. Амонашвили. - М., 1998.

4. Асмолов, А. Содействие ребенку - развитие личности // Новые ценности образования / А. Асмолов. - №2. 1995. С. 39-45.

5. Белозерцев, Е.П. «Подготавливать» или «воспитывать» учителя? / Е.П. Белозерцев // Известия Волгоградского государственного педагогического университета № 1(02)2003. Сер. Педагогические науки. - Изд-во ВГПУ: «Перемена». - С. 66-71.

6. Белухин, ДА. Основы личностно ориентированной педагогики / ДА. Белухин. - М., 1996.

7. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания/ Е.В.Бондаревская / / Педагогика. 1995. N4. С. 29-36.

8. Вентцель, К. Н. Дом свободного ребенка (Как создать свободную школу) / К.Н. Вентцель. 3 изд. - М., 1923;

9. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Каптерев. - М., 1982. - С. 358.

10. Кистяковская, М. В. Первый опыт трудовой школы «Дом свободного ребен-ка»/М.В.Кистяковская, Е. Е. Горбунова-Посадова. - М. - П., 1923.

11. Концепция общего среднего образования. Проект. - М., 1988. - С. 10.

12. Наумов, Н.Д. Гуманистические ценности в теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля //Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 29 / Н.Д. Наумов. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 405-407.

13. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Избр. пед. соч. в 3-х т.: М., 1979, т. 1.

14. Чувашев И. В., Очерки по истории дошкольного воспитания в России (до Великой Октябрьской социалистической революции) / И.В. Чувашев. - М., 1955, с. 281-88.

Список литературы

HUMANE PEDAGOGICS: A SIGHT IN THE FUTURE

Belgorod

State

University

O. E. Kucherova

In this article actual problems of humane pedagogics, its sources and a modern condition are considered. Pays attention to necessity of studying of pedagogical experience of the last years, its reconsideration in relation to modern formation.

e-mail:

Kucherova2005@yandex.ru

Key words: humanism, humanization , education, formation, school, mission of the teacher, the child.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.