Научная статья на тему 'Значение профессиональной этики педагога вуза в подготовке специалистов социально-культурного сервиса и туризма'

Значение профессиональной этики педагога вуза в подготовке специалистов социально-культурного сервиса и туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / КРИТЕРИИ ЭТИКИ / НРАВСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ETHIC / MORAL / ETHIC CRITERIONS / MORAL PERSONALITY / HUMANISM DIRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прончева О. К.

В данной статье сделана попытка обоснования идеальной модели профессиональной этики современного педагога, основанной на гуманистических принципах. Рассмотрена философско-этическая проблема сущности, этапов развития нравственной личности, взаимосвязи понятий «нравственность» и «мораль». Предложенная модель этики педагога включает два уровня: уровень гуманистический, представленный нравственными качествами, и группоцентрический, определяемый профессиональными ориентациями педагога. В соответствии с критериально-уровневым подходом в статье выделены три критерия педагогической этики: 1) критерий гуманистической направленности; 2) требовательности педагога к самому себе; 3) критерий профессиональной ответственности за результаты педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The significance of academic educational ethic in teaching of social cultural service and tourism specialists

In this article the ideal model of pedagogical professional ethic is developed. The ideal model of humanism principles is considered. Philosopher, ethic problems of essence, states of development of moral personality, morals concepts are under consideration. The ethical pedagogical model includes two levels: the humanities level of moral quality and groups level of professional orientations. In the state of three pedagogical ethic criterions there are the following: the humanism criterion, the pedagogical demands and the professional responsibility for pedagogical results.

Текст научной работы на тему «Значение профессиональной этики педагога вуза в подготовке специалистов социально-культурного сервиса и туризма»

УДК 378.126

О. К. ПРОНЧЕВА

Омский государственный институт сервиса

ЗНАЧЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГА ВУЗА В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА

В данной статье сделана попытка обоснования идеальной модели профессиональной этики современного педагога, основанной на гуманистических принципах. Рассмотрена философско-этическая проблема сущности, этапов развития нравственной личности, взаимосвязи понятий «нравственность» и «мораль». Предложенная модель этики педагога включает два уровня: уровень гуманистический, представленный нравственными качествами, и — группоцентрический, определяемый профессиональными ориента-циями педагога. В соответствии с критериально-уровневым подходом в статье выделены три критерия педагогической этики: 1) критерий гуманистической направленности; 2) требовательности педагога к самому себе; 3) критерий профессиональной ответственности за результаты педагогической деятельности.

Ключевые слова: этика, мораль, нравственность, критерии этики, нравственная личность, гуманистическая направленность.

Актуальность исследования. Переход к образованию нового типа предполагает подготовку нового поколения педагогов высшей школы, проведение фундаментальных исследований по проблемам педагогики и психологии высшего профессионального образования. Особого внимания заслуживает проблема педагогической, нравственной культуры и этики преподавателя.

Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом его профессиональных функций является личная педагогическая культура. Современные исследователи (В. Л. Бенин, К. М. Левитан, Н. В. Седова и др.) рассматривают педагогическую культуру как интеграцию, синтез природных и приобретенных личностных свойств, обеспечивающих высокий уровень деятельности учителя, воспитателя, работника досуговой сферы — вообще педагога в широком смысле слова.

Общая культура педагога служит точкой отсчета его квалификации и профессионального роста. В содержание общей культуры педагога входят, прежде всего, жизненные установки и приоритеты общечеловеческих ценностей — истины, любви, добра, красоты, свободы и т. д. Ядром общей культуры личности являются образованность и воспитанность в их гармоническом единстве.

Одно из ведущих мест в общем развитии личности педагога занимает его нравственность, определяющая избирательность отношений человека с окружающим миром. История культуры знает немало попыток в лаконичной форме определить «золотое правило» нравственности. К. А. Гельвеций соотносил его с любовью к людям и истине; Л. Бетховен — с добротой; Л. Н. Толстой — с желанием человека как можно больше давать другим. Нетрудно заметить, что во всех приведенных мнениях о сущности нравственности

звучит мысль о служении людям, гуманности, заботе о благе ближнего. Такая позиция полностью согласуется с целевой установкой педагогической деятельности, направленной на поддержку, развитие, совершенствование человека.

Проблема этики, нравственности педагога решалась в работах многих выдающихся деятелей педагогики: К. Д. Ушинского, А. В. Луначарского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, П. П. Блонского, П. Ф. Лес-гафта, К. Н. Вентцеля, Л. Н. Толстого и других. В последние годы — в трудах Е. В. Бондаревской, С. В. Куль-невич, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, И. И. Рыдано-вой, Л. Л. Шевченко и других. Тем не менее, в настоящее время отсутствуют программы развития, совершенствования педагогической этики.

Целью данной статьи явилось обоснование модели этики педагога, выполняющей роль идеала, образца в педагогической деятельности.

Исследователи профессиональных качеств педагога выделяют в качестве критериального, стержневого в структуре качеств — педагогическую направленность. У А. К. Марковой это «гуманистическая направленность труда», включающая интерес к изучению человека, умение понять другого, обеспечить условия для развития личности другого, создать обстановку психологической безопасности для учащихся [1, с. 4].

В. А. Сластенин рассматривает профессионально-педагогическую направленность как решающий признак профессиональной пригодности. Л. М. Митина в своей структурно-иерархической модели личности педагога выделяет профессионально значимые педагогические качества центрального уровня: направленность, целеполагание, мышление, рефлексию, такт. В качестве базового образования структуры личности педагога, Л. М. Митина также выделяет «педагогичес-

кую направленность — устойчиво доминирующую систему мотивов (убеждений, склонностей, интересов и т. д.), определяющую поведение учителя, его отношение к профессии, к своему труду» [2, с. 19].

Таким образом, логическим центром и основанием структуры профессиональных качеств педагога является направленность — интегральное, стержневое свойство личности педагога, выражающееся в мировоззрении, интересах и духовных потребностях. Ядро педагогической направленности составляет профессионально-личностная гуманистическая позиция, суть которой состоит в овладении «человеческим смыслом» педагогической профессии, в освоении нравственно-духовных ценностей, в выявлении и развитии гуманного отношения к учащимся.

Гуманистическая педагогическая позиция — ин-тегративная характеристика педагога, в основе которой — этическая культура личности, ее нравственная активность. Фундаментом профессионально-педагогической направленности является нравственно-этическая культура педагога. В этой связи необходимо дать обоснование диалектической взаимосвязи базовых понятий «мораль» и «нравственность».

В трудах по философии и этике с 60-х годов XX века предлагается разграничивать понятия «нравственность» и «мораль» (труды А. С. Арсеньева, М. Н. Апле-таева, В. С. Библера, Г. А. Брандта, Б. С. Братуся, В. В. Давыдова, Л. Кольберга, А. М. Лобок, Ю. В. Со-гомонова и других). Исследователи, разделяющие данный подход, видят различия «морали» и «нравственности» как в плоскости их содержательной наполненности, так и в механизме функционирования в обществе, так как мораль представляет собой относительно жесткую систему норм поведения людей в обществе, а нравственность — систему более широкую и гибкую, где выбор линии поведения — следствие собственной нравственной деятельности, индивидуального духовного поиска и решения. Человек постоянно находится в этих инвариантных сферах, оппозициях, порождающих проблемы их соотнесения, согласования и выбора.

Принципы нравственности (свобода, самоценность человека, равенство, совесть и пр.) безусловны, безоговорочны и всеобщи. Мораль всегда групповая (национальная, классовая, сословная, корпоративная), не всеобщая. Мораль связана с актуальной ограниченностью человека как члена того или иного человеческого сообщества и представляет собой конечную систему норм и правил. Нравственность формируется всегда с личностью, составляет принцип её бытия и неотделима от содержания «Я». Мораль же в готовом виде предписывается человеку, противоречит его «Я» уже тем, что он должен подчиниться этой системе норм и правил. Мораль поэтому связана с внешней целесообразностью (необходимостью), а нравственность — со свободным целеполаганием и самоопределением человека. Нравственность существует для себя, для саморазвития человека, мораль же — прежде всего для других, и ею могут пользоваться, в том числе и в корыстных целях. В большинстве случаев поэтому мораль выдают за общечеловеческую нравственность, что зачастую позволяет более обоснованно требовать от человека подчинения его личных интересов интересам социума. Если моралью могут пользоваться в самых различных целях, зачастую небескорыстных, то нравственностью пользоваться нельзя: она не может быть переведена в план отношения использования (полезности) [3, с. 452 — 454].

Это не значит, что во всех столкновениях морали и нравственности человек должен отдавать предпоч-

тение нравственности. Тогда ему пришлось бы отказаться от жизни в реальном мире, к моральным нормам функционирования и развития которого человек должен адаптироваться по необходимости. И всё же нравственный поступок как цель и идеал живут в его духовном мире как образец, как критерий, эталон для оценки самого себя, своего практического действия: они составляют свободное пространство нравственного развития человека и являются источником обновления моральных норм и предписаний социума [4, с. 45].

Первые определения нравственной личности в зарубежной философии появляются в эпоху Возрождения: М. Монтень понимает ее как соответствие «внутренней», вырастающей из «естественной» человеческой природы. Дальнейшее развитие понятие получает в западной психологии: согласно З. Фрейду, психологическое здоровье личности соответствует нравственности, Э. Фромм считает главным критерием этической ценности рост и развитие человека. В XX веке формируются различные подходы в понимании нравственной личности: оценочный, прескрип-тивный (Б. С. Братусь, Л. Кольберг, Ж. Пиаже) и описательный, дескриптивный (В. А. Блюмкин). Сторонники оценочного подхода выделяют этапы морального развития личности, обусловленные уровнем когнитивного развития (Ж. Пиаже), мерой и мотивами личного принятия норм (Л. Кольберг), преобладающим способом отношения к другому человеку, к другим людям и, соответственно, к самому себе (Б. С. Братусь).

Проведенный анализ научных источников по философии, этике, психологии позволил выделить этапы развития нравственной личности: от уровня доминирования моральных норм и сознания до высшей точки развития — уровня гуманизма, общечеловеческой нравственности.

Наиболее глубоко вопросы нравственного развития разработаны в концепции Л. Кольберга. Автор выделяет этапы морального развития. Основной принцип в определении этапа морального развития — это мера и мотивы личного принятия моральных норм.

Б. С. Братусь также определяет уровни нравственного развития и генезис мотивов поведения, деятельности, ценностных ориентаций человека. Центральная идея модели Б. С. Братуся: важнейшим для характеристики нравственности личности является преобладающий способ отношения к другому человеку, к другим людям и, соответственно, к самому себе. Исходя из доминирующего способа отношения к себе и другому человеку им было намечено несколько уровней в структуре нравственности личности:

Первый уровень — эгоцентрический («домораль-ный») — определяется преимущественным стремлением лишь к собственной выгоде, престижу. Отношение к другим здесь сугубо потребительское, лишь в зависимости от того, помогает ли другой личному успеху или нет. Второй уровень — группоцентричес-кий («конформной морали») — человек идентифицирует себя с какой-то группой, и отношение его к людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет. Третий уровень — просоциальный, или гуманистический («уровень совести и высоких нравственных принципов»). Здесь за каждым человеком подразумевается самоценность и равенство его в отношении прав, свобод и обязанностей [5, с. 70].

По сути, только с гуманистического уровня можно говорить о нравственности, здесь начинает выполняться старое «золотое правило» этики — поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. Б. С. Братусь выделяет уровень истинной

нравственности, на котором признается равенство всех людей. Высшей ценностью здесь является человек, его права, свобода, достоинство. Выделен и уровень морали, который автор идентифицирует с какой-либо группой — семьей, нацией, профессией и т. д.

Близок к оценочному подходу нравственной личности педагогический идеал учителя (В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров, В. И. Писаренко, И. Я. Писаренко), обязательно включающий этический аспект и воплощающий в себе систему нравственных установок личности педагога. Этическая сторона педагогического идеала является нравственным фундаментом педагогических действий, мышления, общения. Специфика нравственного идеала в том, что он представляет собой своеобразную прогностическую модель, на которую может равняться каждый педагог в процессе самообразования и самовоспитания. «Идеал (от греческого слова idea — представление, идея) — это специфическое отражение в общественном сознании той ступени социального прогресса, к которому стремится человечество» [6, с. 41].

Создание условий для совершенствования профессионально-этической культуры педагога предполагает определение критериев педагогической этики.

При разработке идеальной модели профессионально-этических качеств педагога мы опирались на теоретические положения диалектической взаимосвязи морали и нравственности. Ключевой идеей интегрируемых качеств идеальной модели стала нравственность. В итоге была предложена двухуровневая идеальная модель этики педагога. В основе ее идея, что ценность Человека определяется тем, к каким человеческим отношениям он стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать.

I уровень: гуманистический — представлен нравственными качествами педагога, характеризующими его, прежде всего, как Человека. Это уровень приоритета общечеловеческих ценностей.

II уровень: группоцентрический — уровень профессиональной морали. Педагог идентифицирует себя с «группой» — профессией, коллегами, приписывая себе определенную профессиональную мораль. Содержание педагогического труда здесь определяется ценностными ориентациями, которых придерживается профессиональное окружение педагога.

Новизна предложенной идеальной модели этических качеств педагога заключается в том, что философские, этические теоретические положения о противоречиях и гармонии нравственности и морали, на основе которых построена модель, перенесена в сферу практической педагогической деятельности.

Базовым уровнем модели является первый уровень подлинно гуманистических качеств, ориентирующих педагога на личность учащегося, развитие его индивидуальных способностей и нравственной сферы. Высшей целью педагога здесь является Человек, его права, свобода, достоинство.

В соответствии с идеальной моделью выделены три критерия оценки качеств педагога.

1. Критерий гуманистической направленности педагога — определяет общий характер его отношений с учащимися. Показатели первого критерия: любовь к воспитанникам, ученикам и людям вообще, уважение чувства собственного достоинства учащегося, добро, доброта.

2. Критерий требовательности педагога к себе, характеризующий отношение человека к самому себе. Показатели: справедливость, самокритичность и стремление к самосовершенствованию.

3. Критерий профессиональной ответственности за результаты педагогической деятельности, выражающий степень личной ответственности за выполнение своих обязанностей. Показатели: дисциплинированность, требовательность, эмоциональная уравновешенность, вежливость и тактичность.

Два первых критерия относятся к гуманистическому уровню идеальной модели педагога, уровня педагогической стратегии, цель которого — создание психологически комфортных условий для личностного роста учащегося, становления его нравственной позиции. Это уровень приоритета общечеловеческих ценностей, истинной нравственности [7, с. 390 — 392].

Стратегические принципы профессиональной деятельности определяют стратегию отношений педагога с учащимися и их общее содержание. Прежде всего это принцип гуманизма, предполагающий, что именно ученик, студент является главной ценностью [8, с. 46-55].

Гуманистическая педагогика на протяжении веков называла в качестве исходной этической нормы любовь к учащимся, детям. При этом эмоционально-ценностное отношение проявлялось по-разному. Для Ж. Ж. Руссо, Л. Толстого, Р. Штайнера любить учащихся означало предоставить им в соответствии с возрастными потребностями максимальную свободу творческого самовыражения, И. Г. Песталоцци был верен принципу: «Жить не только ради детей, но вместе с детьми, разделяя все их радости и невзгоды».

В основе организации вузовского обучения студентов так же должна быть любовь к студентам. Сама эта любовь основывается, прежде всего, на уважении их как потенциальных или реальных субъектов учебной деятельности. Преподавателям следует любить своих студентов как своих будущих коллег и как сегодняшних «учителей», задающих непростые вопросы и заставляющих самих преподавателей постоянно находиться в состоянии «непрерывно обучающихся» специалистов. Главное не превращать такую преподавательскую любовь в имитацию любви, в «заигрывание» со студентами, когда преподаватель становится просто «пересказчиком» учебников (так как студентам это нравится), или становится «весельчаком-юмористом» [9, с. 310].

Показатели второго критерия: справедливость, самокритичность и постоянное самосовершенствование педагога. Исследования показывают, что не только подростки и старшие школьники ценят в учителях справедливость, доброжелательность. Такие же требования к своим преподавателям предъявляют и студенты. По словам И. Канта, «ничто не возмущает нас больше, чем несправедливость; все другие виды зла ничто по сравнению с ней». Историко-философская традиция связывает понимание справедливости с такими понятиями, как равенство, право, ответственность.

Третий критерий относится ко второму уровню идеальной модели, уровню профессиональной морали педагога. Это совершенно необходимый этап педагогической тактики, назначение которого - непосредственное выполнение профессиональных обязанностей. Показателями критерия профессиональной морали педагога являются такие этические качества, как дисциплинированность, требовательность, уравновешенность и тактичность. Трудно представить себе педагога, не имеющего в этическом облике перечисленных моральных качеств.

Вузовское обучение по сравнению со школьным имеет более прагматическую направленность, больше приближенную к предстоящей практической,

производственной деятельности. Замечено, что чем более определенная профессиональная перспектива сформирована у студента (чем лучше он представляет, зачем и как ему могут понадобиться знания для будущей работы), тем лучше он учится [10, с. 250].

Основная функция вуза — формирование личности специалиста. Система вузовского педагогического общения в звене «преподаватель-студент» качественно отличается от школьного уже фактом приобщения их к общей профессии, а это в значительной мере способствует снятию возрастного барьера, мешающего плодотворной совместной деятельности. Именно этот социально-психологический стержень придает взаимоотношениям в вузе особую эмоциональную продуктивность. Без осознания партнерства в деятельности студентов трудно вовлечь в самостоятельную работу, привить им вкус к профессии, воспитать профессиональную направленность личности в целом.

Образовательный процесс в вузе должен строиться на подлинных, настоящих чувствах и эмоциях. Подлинность таких чувств определяется их направленностью на реальные общественные, нравственные, моральные и профессиональные проблемы.

Результаты исследования

1. Обоснована сущность диалектической взаимосвязи, взаимонеобходимости нравственности и морали.

2. Сформулирована модель профессиональной этики педагога, построенная на основе философско-этических положений о диалектике «нравственности» и «морали», первый уровень которой представлен этическими качествами, характеризующими педагога, прежде всего, как человека с приоритетом общечеловеческих ценностей, а второй — этическими качествами, необходимыми, прежде всего, для выполнения непосредственных профессиональных обязанностей.

3. Определены критерии оценки этики педагога: критерий гуманистической направленности, опреде-

ляющий общий характер отношений педагога и учащихся; критерий требовательности педагога к самому себе, критерий личной ответственности за результаты педагогической деятельности.

Библиографический список

1. Маркова, А. К. Психология труда учителя : книга для учителя / А. К. Маркова. — М. : Просвещение, 1993. — 192 с.

2. Митина, Л. М. Учитель как Личность и профессионал / Л. М. Митина. - М. : Дело, 1994. - 216 с.

3. Арсеньев, А. С. Философские основания понимания личности : учеб. пособие / А. С. Арсеньев. — М. : Академия, 2001. — 592 с.

4. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. — М. : ИНТОР, 1994. — 128 с.

5. Братусь, Б. С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. — 1993. — № 1. — С. 6—13.

6. Писаренко, В. И. Педагогическая этика : книга для учителя /

B. И. Писаренко, И. Я. Писаренко. — Минск : Нар. асвета, 1986. — 240 с.

7. Бондаревская, Е. В. Педагогика : личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская,

C. В. Кульневич. — Ростов н/Д, 1999. — 560 с.

8. Братченко, С. Л. Введение в гуманистическую экспертизу образования / С. Л. Братченко. — М. : Смысл, 1999. — 137 с.

9. Гессен, С. И. Основы педагогики : Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. — М., 1995. — 654 с.

10. Зинченко, В. П. Аффект и интеллект в образовании / В. П. Зинченко. — М., 1995. — 342 с.

ПРОНЧЕВА Ольга Карповна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 09.02.2010 г. © О. К. Прончева

Книжная полка

Лопатин, Д. Н. Организационное поведение [Текст] : учеб. пособие / Д. Н. Лопатин ; ОмГТУ. - Омск, 2010. - 87 с. : табл. - Библиогр.: с. 86. - ISBN 978-5-8149-0949-7.

В учебном пособии рассмотрены основные составляющие внутрифирменной организационной среды и их влияние на формирование корпоративной культуры. Показаны основные типы работников, групп, команд, руководителей, основные затруднения при передаче информации между ними и пути их устранения. Приводится характеристика основных стилей управления.

Предназначено для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» всех форм обучения, а также может быть использовано студентами экономических и технических специальностей, изучающими дисциплину «Менеджмент», и магистрантами, обучающимися по программе «Экономика» направления 080108.68 «Управление предприятиями и промышленная информатика».

Решетникова, К. В. Организационная конфликтология [Текст] : учеб. пособие для вузов по направлению 080500 «Менеджмент» / К. В. Решетникова ; Гос. ун-т - Высш. шк. экономики. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 173, [1] с. : табл. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 158-172. - ISBN 978-5-16-003512-3.

Учебное пособие «Организационная конфликтология» представляет собой методическую и содержательную основу преподавания дисциплины с общим названием «Конфликтология», включенную в учебные планы целого ряда специальностей. Оно призвано познакомить студентов с существующими подходами к определению понятия «организационный конфликт», помочь разобраться в природе, причинах конфликта, изучить проблемы исследования и диагностики конфликтов, основные технологии управления конфликтами в организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.