Научная статья на тему 'О методологической основе изучения проблемы развития гуманистической центрации у будущих педагогов'

О методологической основе изучения проблемы развития гуманистической центрации у будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Гуманистическая центрация / Виды педагогических центраций / субъект-субъектные отношения / личностно-ориентированное обучение

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белокрылова Н. В.

В статье описывается проблема развития гуманистической центрации у будущих педагогов с методологических позиций. Выявляется отличие гуманистической центрации от других видов педагогических центрации. Роль и проявление гуманистической центрации показывается в рамках гуманно-личностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of future teachers" humanistic centering development. The difference between humanistic centering and other pedagogical centering is revealed. The role and reflection of humanistic centering is shown on the basis of humane and personal approach.

Текст научной работы на тему «О методологической основе изучения проблемы развития гуманистической центрации у будущих педагогов»

Н. В. Белокрылова

О МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЦЕНТРАЦИИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Работа представлена кафедрой педагогики и педагогической психологии Удмуртского государственного университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Г. С. Трофимова

В статье описывается проблема развития гуманистической центрации у будущих педагогов с методологических позиций. Выявляется отличие гуманистической центрации от других видов педагогических центраций. Роль и проявление гуманистической центрации показывается в рамках гуманно-личностного подхода.

The article is devoted to the problem of future teachers’ humanistic centering development. The difference between humanistic centering and other pedagogical centerings is revealed. The role and reflection of humanistic centering is shown on the basis of humane and personal approach.

Переход к личностно-ориентированному обучению подразумевает выстраивание субъект-субъектных отношений между педагогом и учащимися. Это выстраивание может оказаться малоэффективным, если педагог будет сосредоточен на интересах окружения ребенка или только на педагогической технологии, а не на самом ученике и его интересах.

В профессиональную компетентность будущих педагогов входят педагогические способности. Их, по мнению Ф. Н. Гоно-болина, составляют: способность делать учебный материал доступным, творчество в работе, педагогически-волевое влияние на учащихся, способность организовать коллектив учащихся, интерес и любовь к детям, содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность, педагогический такт, способность связать учебный предмет с жизнью, наблюдательность, педагогическая требовательность. Для того, чтобы все перечисленные способности эффективно реализовались, педагогу нужна коммуникативная компетентность и гуманистическая центрация.

Существует ряд исследователей по изучению профессионально-психологического профиля педагога. Это и исследования

Э. Ф. Зеер, О. Н. Шахматовой (профессиональная направленность личности), и методика М. Рокич (ценностные ориентации), и исследования способностей к эмпатии педагога (А. Мехрабинен, Н. Эпштейн, Л. М. Митина, Е. С. Асмаковец), и Р. Бернса (вопросы для самооценки учителя) и др. На рефлексивном управлении развитием учащихся строят свои работы: Ю. Н. Кулют-кин, Г. С. Суховская, С. Г. Вершловский, И. В. Фастовец и др.

Методологической основой изучения педагогической центрации являются работы К. М. Левитана, А. Б. Орлова и др., которые выделяют несколько центраций педагогической позиции. Под центрацией в педагогике понимается избирательная направленность педагога на разные стороны педагогического процесса. В гуманистической психологии центрация понимается как «особым образом построенное простое взаимодействие учителя и учащихся, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности переживаний и поведения. Центрация трактуется одновременно и как результат личностного роста учителя и учащихся, и как развитие их общения, творчества, личностного роста в целом».

А. Б. Орлов описывает семь основных центраций:

1) эгоистическая - на интересах своего Я;

2) бюрократическая - на интересах администрации, руководителей;

3) конфликтная - центрация на интересах коллег;

4) авторитетная - на интересах, запросах родителей учащихся;

5) альтруистическая - на интересах (потребностях) учащихся;

6) познавательная - на требованиях средств обучения и воспитания;

7) гуманистическая - на интересах, проявлениях своей сущности и сущности других людей (учащихся, коллег, администратора, родителей).

В гуманистической психологии (исследования А. Маслоу, К. Роджерса, Д. Дьюи и др.) наиболее развита гуманистическая центрация, она как бы противостоит первым шести центрациям. Педагогов с гуманистической центрацией отличает внимательное и чуткое отношение ко всем учащимся. Одним из выраженных, сформированных качеств педагога является качество реального педагогического гуманизма, которое характеризует способность личности на основании психологических и педагогических знаний подходить к воспитанию растущего человека, учитывая его индивидуальные способности и особенности его развития и характера, если они не соответствуют общепринятым педагогическим нормам.

Центрация учителя - это не просто его направленность, но и заинтересованность, озабоченность интересами тех или иных участников педагогической системы, своеобразная психологическая обращенность, избирательное служение их интересам. Для того, чтобы сформировалась и развилась гуманистическая центрация учителя, учителю необходимо постепенно овладевать ценностными и технологическими аспектами принципов гуманизации педагогического взаимодействия. Личность воспитывается личностью. Поэтому гуманистическое педагогическое взаимодействие - это всегда

взаимодействие диалогическое, творческое, личностное и индивидуализированное. Оно обеспечивает не просто передачу некоторого содержания (оформленного в виде знаний, умений, навыков, привычек, способов действия и т. п.) от учителя учащимся, но их совместный личностный рост.

По словам Д. А. Белухина гуманистическая направленность характеризуется положительным отношением личности к себе и обществу. Внутри этого типа личностной направленности выделяют два подтипа: с альтруистической акцентуацией, при которой центральным мотивом поведения являются интересы других людей или социальной общности; и с индивидуалистической акцентуацией, при которой для человека наиболее важным является он сам, окружающие люди при этом не игнорируются, но их ценность, по сравнению с собственной, несколько ниже.

Гуманистическая центрация строится на принципах гуманизма. Гуманизм означает мировоззренческую систему, признающую человека как высшую ценность, утверждающую его право на свободу, счастье, развитие.

Для формирования гуманистической центрации педагогу необходимы такие качества, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатии, потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выра-жается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Для педагогического процесса, приоритетной ориентацией которого является становление личности, становится важным обеспечение необходимых условий и развивающих влияний со стороны педагогической системы. Условия и влияния более эффективными для становления субъектнос-ти учащегося выявляются в личностно-центрированном подходе (К. Роджерс, В. Сатир, С. Джурард, Г. Лэндрет и др.). В нем, по мнению С. Л. Братченко наиболее глу-

25 1

боко раскрывается с гуманистических позиций личность, личностный рост и условия личностного роста. В этом подходе личность трактуется как «глубинная экзистенциальная основа, главный регулятор всей жизненной активности». Личностный рост -это «самораскрытие, развитие внутренней сущности, это ...освоение способности быть человеком в мире людей». Условиями личностного роста «выступают готовность и способность Взрослого вступить с ним в личностно-развивающие отношения, в глубинное, истинное общение»1.

Гуманистическая центрация является отражением таких личностных особенностей педагога, как:

1) собственной зрелости и прежде всего гармоничной и адекватной Я-концепции, веры в себя, естественности, искренности, готовности быть самим собой;

2) уважительного отношения к другим людям как к личностям, признания их прав и свобод, их своеобразия и неповторимости, их права идти своим путем и отвечать за свой выбор, веры в их силу и мудрость;

3) способности к адекватному понима-нию и сопереживанию другому человеку, к глубокому и одновременно очень тонкому и деликатному контакту в общении с ним2.

Для реализации центрации в направлении учащихся педагогу необходимы определенные принципы гуманного педагогического процесса. По мнению Ш. А. Амо-нашвили этими принципами могут быть следующие: устроить окружающий мир и педагогический процесс так, чтобы в них:

1) ребенок познавал и усваивал истинно человеческое;

2) познавал себя как человека;

3) проявлял свою истинную индивидуальность;

4) находил общественный простор для развития своей истинной Природы;

5) его интересы совпадали с общечеловеческими интересами;

6) Были предотвращены источники, способные провоцировать ребенка на асоциальные проявления3.

Для того чтобы выстроить субъект-субъектные отношения, учителю необходимо осознать идеи педагогики сотрудничества, которые строятся на началах любви, уважения, понимания, т. е. имеют гуманный характер.

Таким образом, гуманистическая центрация будущего педагога проявляет себя в подлинно глубинной духовной общности педагога и ученика.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Братченко С. Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: Методическое пособие для школьных психологов. Псков, 1997. С. 6-7.

2 Там же. С. 7-8.

3 Амонашеили Ш. А. Размышления о Гуманной Педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. С. 180-181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.