Научная статья на тему 'Проблема интереса в психолого-педагогической литературе'

Проблема интереса в психолого-педагогической литературе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2682
408
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕС / ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / INTEREST / PSYCHOLOGY / PEDAGOGICS / MUSICAL PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонян Маринэ Лекдаровна

В статье анализируется психологическая трактовка интереса, как в зарубежной, так и отечественной литературе. Проблема интереса в педагогике исследуется на протяжении всего исторического развития человечества. Интерес в музыкальной педагогике рассматривается на основе национального музыкального воспитания отечественных музыкантов-просветителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present article analyses psychological interpretation of interest both in foreign and in the literature of our country. Interest in Musical Pedagogics is based on national musical education of musicians-enlighteners of our country.

Текст научной работы на тему «Проблема интереса в психолого-педагогической литературе»

телями были составлены электронные презентации своих работ. Данные работы очень важны для формирования психолого-акмеологических знаний. Отзывы о курсах были положительными (публикации в прессе), и программа получила высокую оценку у слушателей и руководителей ФПК НОЦ КБГУ

Подробные научные результаты изложены в материалах докторской диссертации по обоснованию акмеологической концепции самореализации преподавателя высшей школы в профессиональной деятельности, над которой автор работает в настоящее время.

Таким образом, акмеологическая программа самоактуализации и самореализации, содержа-

щая современные акмеологические технологии является эффективной, практически значимой и способствует решению актуальной проблемы -проблемы успешной самореализации преподавателей высшей школы в профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Агапов В.С. Профессиональное развитие преподавателей высшей школы // Материалы третьей международной научной конференции «Высшее образование для века» (18-20 октября 2006 г.).

2. Акмеология / Под ред. А.А. Деркача. - Изд-во РАГС, 2002. - 681 с.

УДК 78

М.Л. Симонян ПРОБЛЕМА ИНТЕРЕСА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В статье анализируется психологическая трактовка интереса, как в зарубежной, так и отечественной литературе. Проблема интереса в педагогике исследуется на протяжении всего исторического развития человечества. Интерес в музыкальной педагогике рассматривается на основе национального музыкального воспитания отечественных музыкантов-просветителей.

Ключевые слова: интерес, психология, педагогика, музыкальная педагогика.

Понятие «интерес» исследуется многими гуманитарными науками: философией, социологией, физиологией, психологией, педагогикой. Такой многоаспектный подход говорит о большом значении и важной роли интереса в жизнедеятельности человека. Само слово «интерес» произошло от латинского interest, что в переводе означает «иметь значение, быть важным».

Психологическая трактовка интереса еще недостаточно разработана в современной психологии. В связи с этим ученые психологи зарубежных стран определяют интерес достаточно противоречиво: как самопроизвольное внимание, состояние легкой и приятной умственной активности, тенденцию заниматься вещами из удовольствия.

В тоже время интерес характеризуют, как качество, ориентирующее человека на определенную деятельность, как врожденное свойство человека биологического происхождения, в котором заложены удовлетворение, инстинкт желаний и т.д.

В противоречивых суждениях психологов западных стран есть и кое-что общее:

1) интерес заложен в человеке, как врожденная чувствительность;

2) в основе интереса лежит эмоциональность.

Однако зарубежные ученые не учитывают, что

интерес является сложнейшим психологическим образованием, который нельзя свести к отдельному психическому акту. «Неуловимость» феномена «интерес» приводит к недостаточной ясности определений и трактует его как тенденцию человека заниматься определенными вещами из удовольствия.

Различные трактовки интереса отечественных психологов и ученных в целом не противоречат друг другу. Интерес признается:

- осознанным отношением личности к объекту;

- истоки интереса лежат в общественной жизни;

- вне деятельности человека интерес развиваться не может;

- в основе интереса лежат эмоциональные, волевые и интеллектуальные процессы;

- устойчивость интереса выражается в его длительности и интенсивности;

- интерес является не врожденным качеством и имеет возможность развиваться;

© М.Л. Симонян, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

383

- интерес является синтетическим процессом, выходящим далеко за пределы одной только психической функции.

В психологии существует около 50 различных определений интереса. Такая множественность трактовок свидетельствует о сложности и неординарности такого явления в жизни человека, как интерес, который требует глубокого изучения.

Психология находится в теснейшей взаимосвязи с педагогикой. Эта связь всегда осознавалась передовыми психологами и педагогами. Педагогика, являясь смежной наукой с психологией, опираясь на данные психологических исследований, конкретизирует понятие «интерес» и рассматривает его как результат формирования личности. Известно, что на интересы оказывают влияние не только предметы и явления, но и люди которые направляют, воспитывают, корректируют их. В этом заключается сложность интереса, как пси-холого-педагогического явления.

Проблема интереса в педагогике рассматривается на протяжении всего исторического развития человечества. Люди всегда испытывали интерес к развитию науки и культуры, образованию и воспитанию молодежи на различных этапах своего развития. Педагогическая мысль, основанная на интересах воспитания молодого поколения в обществе значительное развитие получила в период расцвета философии Античной Греции. Интерес к образованию и воспитанию в период античности, был необыкновенно велик и носил нравственный характер. Научные открытия педагогов-ученых принадлежали к самым различным областям человеческого познания, что явилось свидетельством разносторонности интересов и высочайшего культурного уровня общества того времени в целом. Философия Античности явилась основой для дальнейшего развития педагогики, музыки, риторики, физики, математики, геометрии, астрономии и многих других наук. В связи с высоким уровнем научного познания возникла потребность в создании специализированных образовательных учреждений, которыми явились первые Академии. Интерес к воспитанию молодого поколения стал делом государственной важности. Культура и наука в Древней Греции имели государственное значение. Образовательный процесс осуществляли наиболее авторитетные и талантливые педагоги и ученые. Таким образом, философы Древней Греции проявляли огромный интерес к зна-

ниям и были убеждены в необходимости развития различных наук, важности образования и воспитания общества, хотя роль учителя еще не стала в ту эпоху объектом изучения.

Вопросы воспитания и образования на протяжении последующих веков постоянно интересовали многих мыслителей, писателей, ученых. Наиболее известным мыслителем французского просвещения был Жан Жак Руссо. Он создал обширный педагогический трактат «О воспитании», в котором проблемы воспитания молодого поколения рассматриваются на основе интереса.

Так, в конце 19 века возникла необходимость в появлении новой науки - педагогики, которая, накопив определенный педагогический опыт в виде отдельных рекомендаций в Древнем Китае, философских суждений в Античной Греции, а также определенных догм в период средневековья и возрождения должна была лучше осмыслить, выработать конкретные правила и наставления по подготовке подрастающего поколения к вступлению в жизнь. Педагогика на основе некоторых достижений прошлого должна отвечать интересам нового общества в области образования и воспитания молодежи. Проблема интереса стала составлять значительную ее часть.

Первым кто разработал педагогику, как самостоятельную науку был чешский педагог, писатель, мыслитель гуманист Ян Амосович Каменский. Его творческое наследие представляет свыше 260 педагогических трудов. Большой интерес у Коменского вызывала личность самого учителя, в которой он видел успех процесса обучения.

Большой вклад в развитие зарубежной педагогической мысли внесли ученые-педагоги 19 века: швейцарский педагог-демократ И.Г. Пе-сталоцци и немецкий педагог А. Дистервег.

Основоположником научной педагогики в России является К.Д. Ушинский. Он считал, что учить нужно не только конкретно какому-то предмету, но и основываться в предметных знаниях на другие науки, такие как философия, экономика, анатомия, физиология, психология и т.д. Его педагогическое наследие составляет 11 томов, которые до сих пор не потеряли научную ценность и актуальность. Проявляя научный интерес к педагогике, К.Д. Ушинский настаивал на национальной специфике образования.

Интерес к профессиональной педагогической деятельности нашел свое отражение в трудах многих выдающихся отечественных педагогов-мыс-

384

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

лителей. Одним из таких был Л.Н. Толстой. Он создавал школы для крестьянских детей, сам написал некоторые учебники (знаменитую «Азбуку» и учебник арифметики), боролся против формализма царской школы, предлагал строить отношения учителя и ученика на правах равенства подобно философии Конфуция. Считал, что образование в России должно быть высоко нравственным и общедоступным, так как следует повышать общекультурный уровень населения.

Таким образом, в конце 19 - начале 20 веков наиболее известные ученые педагоги считали, что формирование интереса в процессе обучения будет зависеть от высокопрофессиональной личности учителя; использования им при обучении дидактических принципов; учета возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащегося; творческой активности и увлеченности самого учителя; отношений учителя и ученика, складывающихся на правах равенства и уважения друг к другу; условий жизни ребенка и его национальной культуры; связи педагогики с другими науками (философией, экономикой, анатомией, физиологией, психологией и т.д.)

Музыкальная педагогика - сравнительно молодая наука в общем контексте педагогики. У ее истоков стояли отечественные музыканты-просветители. Примером музыкально-просветительской

деятельности явилось открытие первой бесплатной музыкальной школы в Петербурге М.А. Балакиревым и Г.Я. Ломакиным. Огромный вклад в развитие отечественного музыкального образования внес Н.А. Римский-Корсаков. Интерес к музыкальному воспитанию на основе эмоционального восприятия проявил Б.А. Яворский. Отечественные педагоги-музыканты отдавали много сил и энергии, чтобы музыкальное искусство стало доступным для народа, доказывая, что способности к музыке могут развиваться у всех детей.

В советское время исследованием процесса массового музыкального воспитания занимались Б.В. Асафьев, В.Н. Шацкая, О.А. Апраксина, Д.Б. Кабалевский и многие другие. Однако в целом проблеме интереса в музыкально-педагогической литературе уделяется не достаточное внимание, хотя важность формирования этого качества в профессии учителя музыки в школе очень велика.

В 80-е годы лишь не многие ведущие современные ученые педагоги (О.А. Апраксина,

Э.Б. Абдулин, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Рапацкая, Г. М. Цыпин, и другие) говорят в своих трудах о проблеме интереса, разрабатывая новые научные направления, связанные с формированием интереса к профессии учителя музыки в период обучения в педагогических вузах.

УДК 796.06

Н.О. Смирнова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТНЕС ПРОГРАММ В ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Фитнес является одним из наиболее популярных видов двигательной активности студенческой молодежи. В статье раскрывается эффективное влияние фитнеса на формирование личностных свойств и качеств личности студента. Кроме того приведен пример структуры урока физической культуры.

Ключевые слова: фитнес, здоровье, студенческая молодёжь.

Фитнес, как социальное явление в полной мере отвечает государственной политике в сфере физического воспитания студенческой молодежи и предусматривает создание условий для удовлетворения различного рода потребностей. Фитнес заставляет человека двигаться в ритме современной жизни, позволяет по-новому посмотреть на себя, на свое здоровье и самочувствие.

Зачастую, несмотря на негативное отношение студентов к академическим занятиям физической культурой, в молодежной среде особую популярность приобрели занятия фитнесом как эффективным средством пропаганды здорового стиля жизни, а также средством формирования престижного имиджа.

Но, к сожалению, на сегодняшний день ведущим видом досуговой деятельностью современ-

© Н.О. Смирнова, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.