Научная статья на тему 'Использование фитнес программ в практике физического воспитания студенческой молодежи'

Использование фитнес программ в практике физического воспитания студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
910
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИТНЕС / ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / STUDENTS (COLLEGE KIDS) / FITNESS / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Наталия Олеговна

Фитнес является одним из наиболее популярных видов двигательной активности студенческой молодежи. В статье раскрывается эффективное влияние фитнеса на формирование личностных свойств и качеств личности студента. Кроме того приведен пример структуры урока физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fitness is the most popular physical activity of students. The article deals with effective fitness influence on forming students personality and traits of character. Moreover, an example of a PE lesson structure is given.

Текст научной работы на тему «Использование фитнес программ в практике физического воспитания студенческой молодежи»

лителей. Одним из таких был Л.Н. Толстой. Он создавал школы для крестьянских детей, сам написал некоторые учебники (знаменитую «Азбуку» и учебник арифметики), боролся против формализма царской школы, предлагал строить отношения учителя и ученика на правах равенства подобно философии Конфуция. Считал, что образование в России должно быть высоко нравственным и общедоступным, так как следует повышать общекультурный уровень населения.

Таким образом, в конце 19 - начале 20 веков наиболее известные ученые педагоги считали, что формирование интереса в процессе обучения будет зависеть от высокопрофессиональной личности учителя; использования им при обучении дидактических принципов; учета возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащегося; творческой активности и увлеченности самого учителя; отношений учителя и ученика, складывающихся на правах равенства и уважения друг к другу; условий жизни ребенка и его национальной культуры; связи педагогики с другими науками (философией, экономикой, анатомией, физиологией, психологией и т.д.)

Музыкальная педагогика - сравнительно молодая наука в общем контексте педагогики. У ее истоков стояли отечественные музыканты-просветители. Примером музыкально-просветительской

деятельности явилось открытие первой бесплатной музыкальной школы в Петербурге М.А. Балакиревым и Г.Я. Ломакиным. Огромный вклад в развитие отечественного музыкального образования внес Н.А. Римский-Корсаков. Интерес к музыкальному воспитанию на основе эмоционального восприятия проявил Б.А. Яворский. Отечественные педагоги-музыканты отдавали много сил и энергии, чтобы музыкальное искусство стало доступным для народа, доказывая, что способности к музыке могут развиваться у всех детей.

В советское время исследованием процесса массового музыкального воспитания занимались Б.В. Асафьев, В.Н. Шацкая, О.А. Апраксина, Д.Б. Кабалевский и многие другие. Однако в целом проблеме интереса в музыкально-педагогической литературе уделяется не достаточное внимание, хотя важность формирования этого качества в профессии учителя музыки в школе очень велика.

В 80-е годы лишь не многие ведущие современные ученые педагоги (О.А. Апраксина, Э.Б. Абдулин, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Рапацкая, Г.М. Цыпин, и другие) говорят в своих трудах о проблеме интереса, разрабатывая новые научные направления, связанные с формированием интереса к профессии учителя музыки в период обучения в педагогических вузах.

УДК 796.06

Н.О. Смирнова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТНЕС ПРОГРАММ В ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Фитнес является одним из наиболее популярных видов двигательной активности студенческой молодежи. В статье раскрывается эффективное влияние фитнеса на формирование личностных свойств и качеств личности студента. Кроме того приведен пример структуры урока физической культуры.

Ключевые слова: фитнес, здоровье, студенческая молодёжь.

Фитнес, как социальное явление в полной мере отвечает государственной политике в сфере физического воспитания студенческой молодежи и предусматривает создание условий для удовлетворения различного рода потребностей. Фитнес заставляет человека двигаться в ритме современной жизни, позволяет по-новому посмотреть на себя, на свое здоровье и самочувствие.

Зачастую, несмотря на негативное отношение студентов к академическим занятиям физической культурой, в молодежной среде особую популярность приобрели занятия фитнесом как эффективным средством пропаганды здорового стиля жизни, а также средством формирования престижного имиджа.

Но, к сожалению, на сегодняшний день ведущим видом досуговой деятельностью современ-

© Н.О. Смирнова, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009!

ной студенческой молодежи является дополнительная трудовая занятость, а не высокая добровольная двигательная активность. Кроме того, распространённость вредных привычек приводит к снижению уровня ответственности студентов за сохранение собственного здоровья и формирование навыков здорового стиля жизни. Такие факторы риска здоровья как курение, злоупотребление алкоголем, символизирует моду, деловитость, предприимчивость, способствуют нарушению режима учебы и отдыха.

Поэтому, возникает потребность в поиске новых действенных средств и методов для решения проблем привлечения и заинтересованности молодежи к академическим занятиям. На наш взгляд, именно использование фитнес программ в практике физического воспитания предусматривает обращение к личности студента с учетом его мотивов, интересов и предпочтений. Отличительной особенностью такого занятия являются не только целенаправленное формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, но и совокупность мер, направленных на увеличение физической дееспособности, на формирование свойств и качеств личности, обеспечивающих комплексное удовлетворение социальных и личностных потребностей студента.

В основе модели такого процесса физического воспитания лежат гуманистические подходы, подчёркивающие уникальность, субъектную активность личности, а также значимость благоприятных взаимоотношений субъектов образовательного процесса для самоопределения, личностного роста, построения индивидуального маршрута здоровьесберегающей деятельности и здорового стиля жизни.

В связи с этим, возникла необходимость усовершенствовать процесс физического воспитания студентов направленный на личностно-ориентированный подход и здоровый стиль жизни, с внедрением фитнес программ.

Специфика фитнеса состоит в подборе разных видов спортивных упражнений и других мер по улучшению здоровья, укреплению систем организма и коррекции фигуры (Е.И. Гуськов,

A.Н. Дианов, Л.Я. Иващенко Е.Б. Мякинченко,

B.Н. Селуянов). Специалисты в области спортивной медицины определяют фитнес как комплексную программу оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья, увеличение функциональных резервов организма и про-

филактику заболеваний, связанных с гиподинамией [3, с. 5].

Организация процесса физического воспитания в ВУЗе, на наш взгляд, должна соответствовать современным требованиям общества, и должна строиться следующим образом.

На основании опроса преподавателей-инст-рукторов, и студентов нами были выявлены наиболее приоритетные и доступные для занимающихся виды фитнеса. Наибольшее предпочтение получили: классическая аэробика, степ аэробика, фитбол аэробика, танцевальная аэробика, партер, силовой тренинг.

Работа организовывалась следующим образом. Продолжительность занятия составляла 5055 минут, и включала в себя подготовительную, основную и заключительную части.

Подготовительная часть занятия (5-6 мин.) направлена на подготовку организма к основной части занятия. Для содержания подготовительной части характерно многообразие различных видов базовых и танцевальных шагов, движений рук, упражнений на растягивание.

Основная часть занятия (35-40 мин.) содержит аэробную партерную и силовую тренировку. Деятельность педагога-инструктора при проведении аэробной части занятия должна быть направлена на получение эмоционального и тренировочного эффекта, улучшение физического состояния занимающихся и их здоровья в целом. В нашей практике используется поточный метод выполнения упражнений, и применяются различные хореографические методы для создания двигательных комбинаций под музыку. Под определенную программу подбираются конкретные движения и музыка, далее движения формируются в «связку» постепенно трансформируя и модифицируя движения, возможно смешивание различных форм хореографии.

Партерная часть, которая выполняется в положении лежа или сидя. Продолжительность партерной части может составлять от 10 минут и выше, в зависимости от поставленной цели. В партерную часть входит набор силовых упражнений, с четко регламентированной техникой выполнения, что позволяет избирательно воздействовать на определенные мышечные группы. Темп и амплитуда выполнения упражнений зависят от избранной методики развития или поддержания силы. Кроме того в этой части занятия для увеличения нагрузки могут использоваться дополнительное оборудо-

386

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

вание, гантели, степ-платформа, фитболы. Использование такого оборудования, вносит разнообразие, позволяет найти интересные и эффективные решения при выполнении упражнений для тех или иных групп мышц. В некоторых случаях предметы и оборудование может использоваться как эффективное отягощение.

Заключительная часть занятия носит восстановительную направленность. Продолжительность заключительной части может варьироваться от утомляемости занимающихся, и составлять от 5 до 15 минут. Используются упражнения на расслабление и растягивание. Упражнения своим воздействием должны быть направлены на мышцы, наиболее утомившиеся в процессе занятия. Упражнения могут выполняться в положении стоя, сидя или лежа под медленную спокойную музыку.

Роль педагога-инструктора при организации учебного процесса заключается в управлении деятельностью занимающихся с целью формирования свойств и качеств личности, улучшения физического, нравственного и психического состояния здоровья, повышения тренировочного эффекта, повышение резервных возможностей организма, получения эффекта эмоционального «заражения», предотвращение возможности травматизма и переутомления.

Дальнейшее построение учебных программ должно основываться на определении направлен-

ности и объемов тренировочных нагрузок, то есть постепенное увеличение темпа и амплитуды движений, количества выполнения упражнений. Целесообразно включение занимающихся в активную самостоятельную деятельность, предоставляя им возможность подготовки и презентации собственных программ. Возможно моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессе.

Таким образом, опыт использования фитнес программ в КГУ им. Н.А. Некрасова на протяжении четырех лет продемонстрировал эффективное влияние как на повышение уровня физической подготовки студента, так и на формирование его личностных качеств, способствующих к более быстрой адаптации к современным условиям социума, быть более организованным и мобильным.

Библиографический список

1. Никифорова С.А. Фитнес-тренировка. Специализация «Шейпинг» / С.А. Никифорова, Л.А. Романова // Учебное пособие для студентов. - Челябинск: Урал ГАФК, 2003. - 148 с.

2. Плаксина О.И. Индивидуальная оздоровительно-силовая подготовка женщин, занимающихся в фитнес клубе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Российский государственный социальный университет. - М., 2008. - 25 с.

3. Руненко С.Д. Фитнес: мифы, иллюзии, реальность. - М.: Советский спорт, 2005. - 64 с.

УДК 37.013.42

В.А. Сухоруков

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-СТРУКТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ПОДРОСТКОВ

В статье рассматривается актуальная для современной педагогической теории и практики проблема оснований педагогического сопровождения процесса решения школьниками социокультурных задач социализации. На основе теоретического анализа, конкретизации и интерпретации уточняются сущность, структура социокультурных задач социализации, определяются критерии, показатели и уровни социокультурной социализированности школьников, раскрывается диалектический характер протекания рассматриваемого процесса.

Ключевые слова: задачи социализации, социокультурная социализированность, отклонения социализации.

Проблема социализации человека является одной из основных в социальной . педагогике, изучающей социальное воспитание в контексте социализации. В этом отношении наиболее последовательным и концептуально стройным нам представляется подход, развиваемый А.В. Мудриком. По мнению уче-

ного, в процессе социализации развитие личности происходит по мере решения человеком ряда задач, которые объективно встают перед ним на каждом возрастном этапе.

В концепции А.В. Мудрика в качестве ведущих называются естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические

© В.А. Сухоруков, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009Ї

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.