лителей. Одним из таких был Л.Н. Толстой. Он создавал школы для крестьянских детей, сам написал некоторые учебники (знаменитую «Азбуку» и учебник арифметики), боролся против формализма царской школы, предлагал строить отношения учителя и ученика на правах равенства подобно философии Конфуция. Считал, что образование в России должно быть высоко нравственным и общедоступным, так как следует повышать общекультурный уровень населения.
Таким образом, в конце 19 - начале 20 веков наиболее известные ученые педагоги считали, что формирование интереса в процессе обучения будет зависеть от высокопрофессиональной личности учителя; использования им при обучении дидактических принципов; учета возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащегося; творческой активности и увлеченности самого учителя; отношений учителя и ученика, складывающихся на правах равенства и уважения друг к другу; условий жизни ребенка и его национальной культуры; связи педагогики с другими науками (философией, экономикой, анатомией, физиологией, психологией и т.д.)
Музыкальная педагогика - сравнительно молодая наука в общем контексте педагогики. У ее истоков стояли отечественные музыканты-просветители. Примером музыкально-просветительской
деятельности явилось открытие первой бесплатной музыкальной школы в Петербурге М.А. Балакиревым и Г.Я. Ломакиным. Огромный вклад в развитие отечественного музыкального образования внес Н.А. Римский-Корсаков. Интерес к музыкальному воспитанию на основе эмоционального восприятия проявил Б.А. Яворский. Отечественные педагоги-музыканты отдавали много сил и энергии, чтобы музыкальное искусство стало доступным для народа, доказывая, что способности к музыке могут развиваться у всех детей.
В советское время исследованием процесса массового музыкального воспитания занимались Б.В. Асафьев, В.Н. Шацкая, О.А. Апраксина, Д.Б. Кабалевский и многие другие. Однако в целом проблеме интереса в музыкально-педагогической литературе уделяется не достаточное внимание, хотя важность формирования этого качества в профессии учителя музыки в школе очень велика.
В 80-е годы лишь не многие ведущие современные ученые педагоги (О.А. Апраксина, Э.Б. Абдулин, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Рапацкая, Г.М. Цыпин, и другие) говорят в своих трудах о проблеме интереса, разрабатывая новые научные направления, связанные с формированием интереса к профессии учителя музыки в период обучения в педагогических вузах.
УДК 796.06
Н.О. Смирнова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТНЕС ПРОГРАММ В ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Фитнес является одним из наиболее популярных видов двигательной активности студенческой молодежи. В статье раскрывается эффективное влияние фитнеса на формирование личностных свойств и качеств личности студента. Кроме того приведен пример структуры урока физической культуры.
Ключевые слова: фитнес, здоровье, студенческая молодёжь.
Фитнес, как социальное явление в полной мере отвечает государственной политике в сфере физического воспитания студенческой молодежи и предусматривает создание условий для удовлетворения различного рода потребностей. Фитнес заставляет человека двигаться в ритме современной жизни, позволяет по-новому посмотреть на себя, на свое здоровье и самочувствие.
Зачастую, несмотря на негативное отношение студентов к академическим занятиям физической культурой, в молодежной среде особую популярность приобрели занятия фитнесом как эффективным средством пропаганды здорового стиля жизни, а также средством формирования престижного имиджа.
Но, к сожалению, на сегодняшний день ведущим видом досуговой деятельностью современ-
© Н.О. Смирнова, 2009
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009!
ной студенческой молодежи является дополнительная трудовая занятость, а не высокая добровольная двигательная активность. Кроме того, распространённость вредных привычек приводит к снижению уровня ответственности студентов за сохранение собственного здоровья и формирование навыков здорового стиля жизни. Такие факторы риска здоровья как курение, злоупотребление алкоголем, символизирует моду, деловитость, предприимчивость, способствуют нарушению режима учебы и отдыха.
Поэтому, возникает потребность в поиске новых действенных средств и методов для решения проблем привлечения и заинтересованности молодежи к академическим занятиям. На наш взгляд, именно использование фитнес программ в практике физического воспитания предусматривает обращение к личности студента с учетом его мотивов, интересов и предпочтений. Отличительной особенностью такого занятия являются не только целенаправленное формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, но и совокупность мер, направленных на увеличение физической дееспособности, на формирование свойств и качеств личности, обеспечивающих комплексное удовлетворение социальных и личностных потребностей студента.
В основе модели такого процесса физического воспитания лежат гуманистические подходы, подчёркивающие уникальность, субъектную активность личности, а также значимость благоприятных взаимоотношений субъектов образовательного процесса для самоопределения, личностного роста, построения индивидуального маршрута здоровьесберегающей деятельности и здорового стиля жизни.
В связи с этим, возникла необходимость усовершенствовать процесс физического воспитания студентов направленный на личностно-ориентированный подход и здоровый стиль жизни, с внедрением фитнес программ.
Специфика фитнеса состоит в подборе разных видов спортивных упражнений и других мер по улучшению здоровья, укреплению систем организма и коррекции фигуры (Е.И. Гуськов,
A.Н. Дианов, Л.Я. Иващенко Е.Б. Мякинченко,
B.Н. Селуянов). Специалисты в области спортивной медицины определяют фитнес как комплексную программу оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья, увеличение функциональных резервов организма и про-
филактику заболеваний, связанных с гиподинамией [3, с. 5].
Организация процесса физического воспитания в ВУЗе, на наш взгляд, должна соответствовать современным требованиям общества, и должна строиться следующим образом.
На основании опроса преподавателей-инст-рукторов, и студентов нами были выявлены наиболее приоритетные и доступные для занимающихся виды фитнеса. Наибольшее предпочтение получили: классическая аэробика, степ аэробика, фитбол аэробика, танцевальная аэробика, партер, силовой тренинг.
Работа организовывалась следующим образом. Продолжительность занятия составляла 5055 минут, и включала в себя подготовительную, основную и заключительную части.
Подготовительная часть занятия (5-6 мин.) направлена на подготовку организма к основной части занятия. Для содержания подготовительной части характерно многообразие различных видов базовых и танцевальных шагов, движений рук, упражнений на растягивание.
Основная часть занятия (35-40 мин.) содержит аэробную партерную и силовую тренировку. Деятельность педагога-инструктора при проведении аэробной части занятия должна быть направлена на получение эмоционального и тренировочного эффекта, улучшение физического состояния занимающихся и их здоровья в целом. В нашей практике используется поточный метод выполнения упражнений, и применяются различные хореографические методы для создания двигательных комбинаций под музыку. Под определенную программу подбираются конкретные движения и музыка, далее движения формируются в «связку» постепенно трансформируя и модифицируя движения, возможно смешивание различных форм хореографии.
Партерная часть, которая выполняется в положении лежа или сидя. Продолжительность партерной части может составлять от 10 минут и выше, в зависимости от поставленной цели. В партерную часть входит набор силовых упражнений, с четко регламентированной техникой выполнения, что позволяет избирательно воздействовать на определенные мышечные группы. Темп и амплитуда выполнения упражнений зависят от избранной методики развития или поддержания силы. Кроме того в этой части занятия для увеличения нагрузки могут использоваться дополнительное оборудо-
386
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009
вание, гантели, степ-платформа, фитболы. Использование такого оборудования, вносит разнообразие, позволяет найти интересные и эффективные решения при выполнении упражнений для тех или иных групп мышц. В некоторых случаях предметы и оборудование может использоваться как эффективное отягощение.
Заключительная часть занятия носит восстановительную направленность. Продолжительность заключительной части может варьироваться от утомляемости занимающихся, и составлять от 5 до 15 минут. Используются упражнения на расслабление и растягивание. Упражнения своим воздействием должны быть направлены на мышцы, наиболее утомившиеся в процессе занятия. Упражнения могут выполняться в положении стоя, сидя или лежа под медленную спокойную музыку.
Роль педагога-инструктора при организации учебного процесса заключается в управлении деятельностью занимающихся с целью формирования свойств и качеств личности, улучшения физического, нравственного и психического состояния здоровья, повышения тренировочного эффекта, повышение резервных возможностей организма, получения эффекта эмоционального «заражения», предотвращение возможности травматизма и переутомления.
Дальнейшее построение учебных программ должно основываться на определении направлен-
ности и объемов тренировочных нагрузок, то есть постепенное увеличение темпа и амплитуды движений, количества выполнения упражнений. Целесообразно включение занимающихся в активную самостоятельную деятельность, предоставляя им возможность подготовки и презентации собственных программ. Возможно моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессе.
Таким образом, опыт использования фитнес программ в КГУ им. Н.А. Некрасова на протяжении четырех лет продемонстрировал эффективное влияние как на повышение уровня физической подготовки студента, так и на формирование его личностных качеств, способствующих к более быстрой адаптации к современным условиям социума, быть более организованным и мобильным.
Библиографический список
1. Никифорова С.А. Фитнес-тренировка. Специализация «Шейпинг» / С.А. Никифорова, Л.А. Романова // Учебное пособие для студентов. - Челябинск: Урал ГАФК, 2003. - 148 с.
2. Плаксина О.И. Индивидуальная оздоровительно-силовая подготовка женщин, занимающихся в фитнес клубе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Российский государственный социальный университет. - М., 2008. - 25 с.
3. Руненко С.Д. Фитнес: мифы, иллюзии, реальность. - М.: Советский спорт, 2005. - 64 с.
УДК 37.013.42
В.А. Сухоруков
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-СТРУКТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ПОДРОСТКОВ
В статье рассматривается актуальная для современной педагогической теории и практики проблема оснований педагогического сопровождения процесса решения школьниками социокультурных задач социализации. На основе теоретического анализа, конкретизации и интерпретации уточняются сущность, структура социокультурных задач социализации, определяются критерии, показатели и уровни социокультурной социализированности школьников, раскрывается диалектический характер протекания рассматриваемого процесса.
Ключевые слова: задачи социализации, социокультурная социализированность, отклонения социализации.
Проблема социализации человека является одной из основных в социальной . педагогике, изучающей социальное воспитание в контексте социализации. В этом отношении наиболее последовательным и концептуально стройным нам представляется подход, развиваемый А.В. Мудриком. По мнению уче-
ного, в процессе социализации развитие личности происходит по мере решения человеком ряда задач, которые объективно встают перед ним на каждом возрастном этапе.
В концепции А.В. Мудрика в качестве ведущих называются естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические
© В.А. Сухоруков, 2009
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009Ї