10. Лукиных В.С., Ветлугина Н.О. Использование тестовых форм контроля по иностранному языку в начальной школе // Молодой ученый, 2015. № 10.5. С. 16-17.
11. Квасова А.Г., Гнаповская Л.В. Как готовить учеников к тестированию умений рецептивных видов речи // Иностранные языки, 2008. № 1. С. 15-20.
12. Ставцева И.В. Когнитивно-коммуникативный контроль сформированности читательской компетентности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. № 149. С. 111.
ПРОБЛЕМА ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖАХ Абдураззакова Д.А.
Абдураззакова Дильдора Анваровна — ассистент, кафедра инженерной педагогики, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассмотрена проблема роста объема информации, обязательной к усвоению учащимися. Интенсификация обучения в профессиональном образовании позволила бы повысить качество и объем усвоения материала без учебных перегрузок.
Ключевые слова: среднее специальное профессиональное образование, совершенствование профессионального образования, интенсификация процесса обучения, оптимизация процесса обучения.
Ускоренное социально-экономическое развитие Республики Узбекистан предъявляет особые требования к человеческому фактору не только в области производства, но и в сфере образования, которая должна готовить высококвалифицированные кадры, конкурентоспособные на международном рынке труда.
Проведение ряда системных усовершенствований в сфере образовании в ходе реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017— 2021 годах [1] и Национальной программы по подготовке кадров [2] преследует цель повышения эффективности обучения. Однако, несмотря на это ещё не в полной мере решены проблемы в этой сфере. Например, остро стоит проблема учебной перегрузки. Одновременно с освобождением программ от усложненного и второстепенного материала в них были внесены дополнения, связанные с новыми технологиями производства, с актуализацией проблем обучения. Чтобы успеть за нарастанием научно-практической информации, необходимо увеличивать сроки обучения, число учебных дисциплин. Но этот процесс не бесконечен. Значит, надо искать такие способы обучения, которые позволяли бы, не увеличивая время обучения, усваивать возрастающий объем знаний и умений. При этом нельзя забывать про задачу сбережения и укрепления здоровья детей, формирования у них ценности всестороннего развития и здорового образа жизни. Такое возможно при выборе образовательных технологий, активизирующих образовательный процесс и в то же время адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье детей [3]. Таким образом, мы встаём перед необходимостью активного поиска интенсивных методов, форм и средств обучения.
Под интенсификацией обучения понимается повышение производительности учебного труда преподавателя и учащегося в каждую единицу времени.
Для того чтобы напряженность труда преподавателя и учащегося оставалась на допустимом уровне, не вела к перегрузке, не отражалась на их здоровье и чтобы в то же время их труд был высокоэффективным, необходимо выбирать оптимальные варианты обучения. Поэтому интенсификация и оптимизация обучения должны осуществляться во взаимосвязи как важнейшие принципы научной организации педагогического труда. Внедрение их в учебную практику способствует преодолению формализма в обучении, переходу от догматического к творческому построению учебного процесса.
В свое время внимание широкой педагогической общественности привлекла теория суггестопедического обучения, разработанная болгарским ученым доктором Г. Лозановым. Эта теория нашла свое развитие в исследованиях ряда ученых - Л.Ш. Гегечкори, Г.А. Китайгородской, М.А. Майоровой, Е.А. Малыско и других. Она позволяет сократить сроки обучения, увеличить объем изучаемого материала, а также использует повышение мотивации к овладению изучаемого предмета в интересах подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям. Хорошие результаты
дает применение информационных технологий в образовании, позволяющих визуализировать многие процессы и сделать их более доступными для усвоения, а также облегчающие учащемуся доступ к обширной базе знаний.
Все же мы считаем недостаточно исследованными обучающие возможности интенсификация процесса обучения в условиях профессиональных колледжей. Предполагаем, что применение комплекса дидактических приемов, составляющих сущность интенсивного обучения, позволит обучаемым в сжатые сроки основательно, прочно и осознанно овладеть знаниями, а также умениями и навыками необходимыми для младшего специалиста. В связи с вышесказанным очевидна необходимость в определении дидактической эффективности интенсивного обучения, а также разработке методических рекомендаций по его использованию в учебном процессе в ССПО.
Список литературы
1. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах // Собрание законодательства Республики Узбекистан. 13 февраля 2017 г. № 6. Ст. 70.
2. Национальная Программа по подготовке кадров // Утверждена Законом Республики Узбекистан от 29.08.1997.
3. Шавкиева Д.Ш. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка // Научный журнал, 2017. № 4 (17). С. 106-107.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЖИЗНИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПОКОЛЕНИЯ Z: ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ Моргунова Е.Е.
Моргунова Екатерина Евгеньевна — магистрант, кафедра педагогики,
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
Аннотация: современная молодежь, развивающаяся в период расцвета информационных технологий, относится к поколению Z, одной из отличительных черт которого является предпочтение виртуального общения в социальных сетях. В статье обозначаются проблемы дистанционного взаимодействия студентов в онлайн-сообществах, описываются коммуникативные упражнения, способствующие его оптимизации.
Ключевые слова: поколение Z, информационные технологии, социальные сети, онлайн-сообщества, коммуникативный тренинг.
Современные студенты очной формы обучения - это люди, рожденные во второй половине 90-х годов ХХ века. Их детство совпало с периодом бурного развития в нашей стране информационных технологий, что, согласно концепции американских ученых William Strauss и Neil Howe, существенно отразилось на становлении их когнитивной и эмоционально-волевой сферы. Под влиянием свободного доступа к огромному информационному потоку, превышающему возможности его последовательного прочтения и глубокого осмысления, доминированию ярких, мультимедийных способов предъявления материала сформировалось так называемое поколение Z, отличающееся неустойчивостью внимания и быстрой переключаемостью, преобладанием «клипового» мышления, базирующегося на емких визуальных образах и восприятии текстов малого объема [1]. Многие представители данного поколения предпочитают непосредственному контакту виртуальное общение, которое осуществляется, главным образом, в различных социальных сетях [2].
История существования социальных сетей еще достаточно коротка: в русскоязычном сегменте интернета они появились лишь в 2006 году. Но за прошедшее десятилетие социальные сети настолько изменили жизнь общества, что подавляющее большинство молодых людей практически ежедневно посвящают несколько часов своего времени онлайн-общению.
По своей сути социальные сети предназначены для обеспечения взаимодействия людей, имеющих общие интересы в какой-либо области. Поэтому студенческие группы и объединения активно используют сервисы «ВКонтакте», «Facebook» и пр. для оперативной коммуникации, создавая так называемые «беседы», «группы», «событие». Одно из преимуществ онлайнового сообщества состоит в
108