МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Абдураззакова Д.А.
Абдураззакова Дильдора Анваровна - ассистент, кафедра социальных дисциплин, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог,
г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрывается актуальность использования мобильных технологий в образовательном процессе, формы их применения. Анализируются достоинства и недостатки мобильных технологий с точки зрения повышения качества учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: мобильные технологии, обучение, учебно-воспитательный процесс, ИКТ в системе образования.
На сегодняшний день актуальным является применение в процессе обучения мобильных гаджетов с целью разрешения всевозможных педагогических задач путем получения общего доступа через сети к источникам знаний образовательных учреждений. Динамика применения мобильных устройств в области образования возрастает по многим причинам. Среди них: широкое распространение мобильных гаджетов у обучаемых (зачастую у одного пользователя может быть два и более устройства); стабильный интерес к их применению.
Формы применения мобильных устройств в образовательных заведениях.
• Мобильное приложение «Дневник», которое хранит промежуточные результаты обучения, содержит интерактивную доску с расписанием занятий, контрольными заданиями.
• Уведомления о дате сдачи и итогах контрольных работ.
• Новостная лента с актуальными событиями, происходящими в образовательном процессе, мероприятиями, текущими изменениями.
• Оперативный допуск к базам знаний и тренажерам.
• Активное использование методов аудирования на занятиях.
• Контроль знаний обучающихся путем онлайн тестирования, помогающего не только быстро проверять правильность ответов, но и хранить базы данных всей группы учащихся.
• Применение разнообразных интерактивных методов, которые делают процесс обучения увлекательным и разнообразным [1].
В настоящее время существуют разработки для мобильных приложений, которые могут отслеживать даже физическое и психоэмоциональное состояния пользователей. Изначально они предназначались для аэрокосмической сферы, но сейчас стали доступными для обычных людей.
Следует соотносить преимущества и недостатки применения мобильных приложений в процессе обучения. Плюсы применения мобильных технологий в программах обучения:
1. в любое время, вне зависимости от местонахождения, можно заниматься самообразованием;
2. игровая форма, которая вызывает больше интереса, чем классические организационные формы обучения;
3. возможность точного контроля посещаемости;
4. возможность проведения «пятиминутного» контроля знаний, возможность принятия самостоятельных и домашних работ в электронной форме, что заставляет готовиться к каждому уроку всех учащихся;
5. возможность сбора статистических данных, анализа динамики усвоения учебного материала с разных позиций: каждый обучающийся, целая группа, учебный предмет, преподаватель;
6. более оперативный взаимообмен участников учебного процесса важной информацией.
Среди недостатков можно выделить следующие:
1. вероятность ухудшения зрения, осанки, общего физического состояния при долгой неконтролируемой работе с гаджетом;
2. разнообразие модификаций мобильных гаджетов, применяемых различными учащимися, что может привести к невозможности использования какого-либо учебного приложения либо дополнительным тратам учебного заведения на техническое оснащение;
3. необходимость постоянной фильтрации входящего потока данных из сети Интернет;
4. обучающийся может абстрагироваться от занятия на развлекательные приложения, не имеющие никакого отношения к учебе.
Также, несмотря на то, что большое число разработчиков создают всевозможные обучающие приложения, специализированных мобильных программ, которые полностью встраиваются в образовательный процесс, практически нет. Это говорит о том, что в настоящее время внедрение мобильных технологий в процесс обучения хаотично, эпизодично и требует более серьезного системного подхода, который смог бы сделать обучение непрерывным, а учебные материалы доступными для восприятия.
Список литературы
1. Шамсиддинова Э.М., Варга В.В. Возможности и проблемы использования информационных технологий в вузах // Наука, образование и культура, 2017. Т. 1. № 5 (20). С. 66-67.
2. Шарифбаева Х.Я. Применение мобильных технологий в сфере образования // Проблемы педагогики, 2018. № 2 (34). С. 106-107.
ФАМИЛИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Ботвина И.В.
Ботвина Ирина Валерьевна - магистр педагогики, специалист по учебно-методической работе, Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Волгоградская государственная академия последипломного образования, г. Волгоград
Аннотация: насколько будет эффективен процесс взаимодействия семьи и школы зависит, прежде всего, от того, как его организует руководитель образовательной организации. Результат может быть успешным только тогда, когда у руководителя образовательной организации на высоком уровне сформирована фамилистическая компетентность. В основе этой компетентности лежит улучшение качества осуществления воспитательной деятельности, коммуникация, обеспечивающая субъектную позицию каждого участника воспитательного процесса, гармонизация семейных и профессиональных ценностей руководителя образовательной организации и его профессиональной среды.
Ключевые слова: родители, школа, руководитель образовательной организации, фамилистическая компетентность, воспитание.
Сегодня школа и родители (законные представители) осознают острую потребность в эффективном взаимодействии друг с другом в процессе воспитания ребенка. Данная задача, ее решение созвучны принципам современного образования, нашедшим отражение в таких документах, как: новая редакция Федерального Закона «Об образовании» Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 года, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,