Научная статья на тему 'Информационные технологии в жизни представителей поколения z: проблемы общения студентов в социальных сетях'

Информационные технологии в жизни представителей поколения z: проблемы общения студентов в социальных сетях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЕ Z / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ОНЛАЙН-СООБЩЕСТВА / КОММУНИКАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моргунова Екатерина Евгеньевна

Современная молодежь, развивающаяся в период расцвета информационных технологий, относится к поколению Z, одной из отличительных черт которого является предпочтение виртуального общения в социальных сетях. В статье обозначаются проблемы дистанционного взаимодействия студентов в онлайн-сообществах, описываются коммуникативные упражнения, способствующие его оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моргунова Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в жизни представителей поколения z: проблемы общения студентов в социальных сетях»

дает применение информационных технологий в образовании, позволяющих визуализировать многие процессы и сделать их более доступными для усвоения, а также облегчающие учащемуся доступ к обширной базе знаний.

Все же мы считаем недостаточно исследованными обучающие возможности интенсификация процесса обучения в условиях профессиональных колледжей. Предполагаем, что применение комплекса дидактических приемов, составляющих сущность интенсивного обучения, позволит обучаемым в сжатые сроки основательно, прочно и осознанно овладеть знаниями, а также умениями и навыками необходимыми для младшего специалиста. В связи с вышесказанным очевидна необходимость в определении дидактической эффективности интенсивного обучения, а также разработке методических рекомендаций по его использованию в учебном процессе в ССПО.

Список литературы

1. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах // Собрание законодательства Республики Узбекистан. 13 февраля 2017 г. № 6. Ст. 70.

2. Национальная Программа по подготовке кадров // Утверждена Законом Республики Узбекистан от 29.08.1997.

3. Шавкиева Д.Ш. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка // Научный журнал, 2017. № 4 (17). С. 106-107.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЖИЗНИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПОКОЛЕНИЯ Z: ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ Моргунова Е.Е.

Моргунова Екатерина Евгеньевна — магистрант, кафедра педагогики,

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

Аннотация: современная молодежь, развивающаяся в период расцвета информационных технологий, относится к поколению Z, одной из отличительных черт которого является предпочтение виртуального общения в социальных сетях. В статье обозначаются проблемы дистанционного взаимодействия студентов в онлайн-сообществах, описываются коммуникативные упражнения, способствующие его оптимизации.

Ключевые слова: поколение Z, информационные технологии, социальные сети, онлайн-сообщества, коммуникативный тренинг.

Современные студенты очной формы обучения - это люди, рожденные во второй половине 90-х годов ХХ века. Их детство совпало с периодом бурного развития в нашей стране информационных технологий, что, согласно концепции американских ученых William Strauss и Neil Howe, существенно отразилось на становлении их когнитивной и эмоционально-волевой сферы. Под влиянием свободного доступа к огромному информационному потоку, превышающему возможности его последовательного прочтения и глубокого осмысления, доминированию ярких, мультимедийных способов предъявления материала сформировалось так называемое поколение Z, отличающееся неустойчивостью внимания и быстрой переключаемостью, преобладанием «клипового» мышления, базирующегося на емких визуальных образах и восприятии текстов малого объема [1]. Многие представители данного поколения предпочитают непосредственному контакту виртуальное общение, которое осуществляется, главным образом, в различных социальных сетях [2].

История существования социальных сетей еще достаточно коротка: в русскоязычном сегменте интернета они появились лишь в 2006 году. Но за прошедшее десятилетие социальные сети настолько изменили жизнь общества, что подавляющее большинство молодых людей практически ежедневно посвящают несколько часов своего времени онлайн-общению.

По своей сути социальные сети предназначены для обеспечения взаимодействия людей, имеющих общие интересы в какой-либо области. Поэтому студенческие группы и объединения активно используют сервисы «ВКонтакте», «Facebook» и пр. для оперативной коммуникации, создавая так называемые «беседы», «группы», «событие». Одно из преимуществ онлайнового сообщества состоит в

108

том, что посылаемые тексты одновременно становятся доступны и адресатам, и отправителям. Это может оптимизировать процесс обсуждения участников группы предстоящих мероприятий, обеспечить согласованность действий по их подготовке. Вместе с тем, если в ходе реального взаимодействия человек обычно получает на каждое свое обращение ответную реакцию, то в виртуальном общении зачастую имеет место весьма неопределенный по времени период ожидания ответа. Более того, отправляя сообщение (особенно в форме картинки или пересланного афоризма), многие люди порою и не предвосхищают конкретной реакции собеседников, довольствуясь простейшим знаком внимания (лайк, смайлик, краткая реплика). Из-за этого обмен информацией в онлайн сообществах осуществляется не всегда эффективно. Так, например, прочитав сообщение, человек по той или иной причине считает нужным продублировать его в общую «беседу», не прогнозируя при этом потенциальных ответов адресатов. В результате онлайн-беседа превращается в набор малосвязанных друг с другом реплик, количество которых за короткий промежуток времени достигает нескольких десятков. Участник сообщества, подключившийся позднее, попадает в ситуацию информационной перегрузки, что блокирует его желание внимательно прочесть длинный поток фраз.

Весьма проблематично осуществляется дистанционное взаимодействие студентов и на нашем факультете. Каждая учебная группа имеет собственную коллективную «беседу» (в сети «ВКонтакте»), представители разных групп объединяются в «беседу» актива, а с целью организации общения в период подготовки того или иного мероприятия создаются специальные тематические «беседы». В итоге один студент может оказаться одновременно включенным в пять и более коллективных обсуждений, порою теряя ориентацию в их содержании и пропуская наиболее значимую для него информацию (например, о дате и месте проведения репетиции).

Для решения обозначенной проблемы нами был проведен коммуникативный тренинг. Его участниками стали представители всех учебных групп факультета, отвечающие за оперативную передачу однокурсникам информации, поступающей от деканата, студенческого клуба и т.п. В рамках первого упражнения студентам было предложено написать на листке короткое послание, адресованное одновременно нескольким из собравшихся, и «отправить» его в общую корзину. Далее ведущий обратился к участникам с вопросом о том, интересует ли их дальнейшая судьба писем. Получив позитивный ответ, он продолжил: «Возьмите из корзины то сообщение, которое адресовано лично вам». Это предложение, естественно, потребовало поочередного просмотра всех имеющихся в ней сообщений. Рефлексируя произведенное действие, участники отметили, что нахождение посланной именно им информации в общей корзине оказывается затратным по времени, и поэтому более удобным способом для адресата является личная передача письма. Хотя для отправителя проще отправить сообщение в «корзину», чем искать конкретного собеседника.

Учитывая, что у каждого участника тренинга был телефон с выходом в интернет, ведущий во время проведения первого упражнения отправил в общую «беседу» «ВКонтакте» информацию о предстоящем студенческом мероприятии с указанием необходимости выбора определенного количества участников, при этом не сообщая дату его проведения, с просьбой сделать «репост» в свои учебные группы. Подведя итог первому упражнению, ведущий обратил внимание собравшихся на свое послание и поинтересовался их реакцией. Оказалось, что несколько студентов уже переслали его в другие «беседы», остальные проявили желание выполнить дан ное действие. Тогда ведущий спросил, заметили ли они отсутствие сведений, без которых осуществление записи участников мероприятия будет невозможным. В ходе обсуждения упражнения студенты пришли к выводу о целесообразности уточнения различных организационных аспектов мероприятия до совершения репоста информации о нем.

Далее ведущий попросил всех написать какое-либо сообщение в общую «беседу». Предложив просмотреть получившийся поток посланий, он спросил, могут ли участники дать конструктивные ответы на каждое из них, и заметил, что часть фраз не имеет отношения к целевым ориентирам созданной «беседы», что затрудняет оперативную коммуникацию.

Проведение вышеуказанных и последующих упражнений позволило обратить внимание участников тренинга на их безответственное отношение к процессу общения в онлайн-сообществах, необходимость осмысления и дифференциации получаемой информации и ее дальнейшей передачи с учетом специфики восприятия посланий виртуальными собеседниками. Совместными усилиями были сформулированы правила ведения диалогов в общих «беседах», трансляции сообщений актива факультета в учебные группы. Это позволило частично решить обозначенные проблемы и тем самым оптимизировать дистанционное взаимодействие студентов.

Список литературы

1. Исаева Е.Р. Новое поколение студентов: психологические особенности, учебная мотивация и трудности в процессе обучения первого курса. [Электронный ресурс]. / Е.Р. Исаева // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн., 2012. № 4 (15). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://medpsy.ru/ (дата обращения: 16.11.2017).

2. Нечаев В.Д. «Цифровое поколение»: психолого-педагогическое исследование проблемы / В.Д. Нечаев, Е.Е. Дурнева // Педагогика, 2016. № 1. С. 36-45.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5 - 6 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Мухамадеева З.Ш.

Мухамадеева Зульфия Шамилевна — магистрант, кафедра математики и методики обучения математике, математический факультет, Омский государственный педагогический университет, г. Омск

Аннотация: в статье проводится анализ логической подготовки учащихся в курсе математики 5 - 6 классов, уделено внимание необходимости формирования логической грамотности. Ключевые слова: логическая грамотность, логическое мышление, логическая подготовка.

Одной из основных задач современного школьного образования является интеллектуальное развитие учащихся, привитие им культуры мышления. На сегодняшний день обществу требуется всесторонне развитый выпускник школы, не только усвоивший определенную сумму знаний, но и обладающий рациональными методами познания, умеющий логически мыслить, способный точно и грамотно выражать свои мысли, умеющий свободно ориентироваться в нарастающем потоке информации, способный находить оптимальные методы решения задач. Школа должна обеспечивать развитие у учащихся умений использовать полученные знания в разнообразных ситуациях, близких к реальным. Становление такой личности выпускника - это результат комплексных воздействий, важную роль здесь играет систематическое формирование логических умений в процессе школьного обучения.

Роль математики в формировании логических умений исключительно велика, поскольку ни для кого не секрет математика - самая теоретическая наука из всех изучаемых в школьном курсе. В ней очень высок уровень абстракции. Перед учителем математики стоит задача не просто дать знания, предусмотренные программой, а развить умения рассуждать и делать правильные выводы - способствовать формированию логической грамотности учащихся. Мудрецы в Древнем Китае говорили: «Дай человеку рыбу - он будет сыт один день. Научи человека ловить рыбу - он будет сыт всю жизнь».

Многие учащиеся, имея формальные знания по математике, испытывают значительные затруднения при решении математических задач. Они не умеют анализировать условие задачи, не способны сформулировать алгоритм решения, затрудняются в выборе оптимального решения задачи, не делают выводов по решению.

Среди приоритетных задач образования, обозначенных во ФГОС с позиции требований к образовательным результатам, четко обозначена задача формирования у школьника желания и умения (мотивированной способности) к самостоятельному приобретению знаний.

Стандарт второго поколения гласит о том, что в результате изучения предметной области «Математика» обучающиеся развивают логическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают логикой рассуждения; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают интуицию.

В этой ситуации формирование логической грамотности является важнейшей составляющей обучения математике. Помочь учащимся проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы.

Понятие логической грамотности введено впервые И.Л. Никольской в 1973 году. Она раскрыла это понятие применительно к выпускникам средней школы. Под логической грамотностью ученика И.Л. Никольская понимает «свободное владение им некоторым комплексом элементарных логических понятий и действий, составляющих азбуку логического мышления и необходимый базис для его развития» [1, с. 24].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.