Научная статья на тему 'Проблема интеграции высшего образования России в европейское образовательное пространство'

Проблема интеграции высшего образования России в европейское образовательное пространство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ / ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ / НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / HIGHER EDUCATION IN RUSSIA / PROBLEMS OF INTEGRATION / MODERNIZATION OF HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парасюк Николай Анатольевич

Актуальность темы вызвана стремлением Российской Федерации адаптироваться к общеевропейскому образовательному процессу. Главное содержание статьи – это анализ отечественного и зарубежного опыта высшей школы. В центре внимания – изучение глобальных изменений в сфере высшего образования, проблем и основных направлений модернизации высшего образования Российской Федерации в соответствии с тенденциями развития европейской образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION INTEGRATION INTO EUROPEAN EDUCATIONAL SPACE

Russian Federation’s desire to adapt to European educational process is a topical problem today. The article analyzes both domestic and foreign higher school methods. The study of global changes in higher education, problems and guidelines of higher education modernization in Russia – according to European educational system trend – are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Проблема интеграции высшего образования России в европейское образовательное пространство»

УДК 930.85

ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ПРОСТРАНСТВО

© Парасюк Николай Анатольевич

аспирант кафедры экономической и политической истории России, Саратовский государственный социально-экономический университет.

И [email protected]

Актуальность темы вызвана стремлением Российской Федерации адаптироваться к общеевропейскому образовательному процессу. Главное содержание статьи — это анализ отечественного и зарубежного опыта высшей школы. В центре внимания — изучение глобальных изменений в сфере высшего образования, проблем и основных направлений модернизации высшего образования Российской Федерации в соответствии с тенденциями развития европейской образовательной системы.

Ключевые слова: высшее образование России, проблемы интеграции, направления модернизации высшей школы.

Изучение данной темы является актуальным по нескольким причинам. Это даёт возможность, во-первых, проанализировать эволюцию сотрудничества в образовательной политике в Европейском союзе и её взаимосвязь с процессами интеграции образования в Российской Федерации; во-вторых, определить, насколько трансформировалась цель, направления и содержание образовательной политики в нашей стране за прошедшие годы. Россия присоединилась к процессу формирования общеевропейского пространства высшего образования в 2003 г. на этапе, когда в Европе был накоплен практический многолетний опыт сотрудничества в сфере образования. В этой связи актуальность и значимость представляет анализ основных механизмов и этапов, принципов и подходов к осуществлению сотрудничества, факторов успеха и основных закономерностей развития образовательного процесса.

Особенность современного образования заключается в том, что оно осуществляется на фоне глобализации общемирового развития. На рубеже веков ясно обнаружилась важная тенденция, которая заключается в том, что роль любой страны на мировом рынке определяется

уровнем образования и подготовки специалистов, а также теми условиями, которые страны создают для реализации их интеллектуального потенциала. Современная система образования должна соответствовать творческому отношению к знаниям в течение всей активной жизни человека и стать таким социальным институтом, который позволял бы обеспечить широким слоям населения возможность послевузовского и дополнительного обучения. Всё это способствует утверждению концепции непрерывного образования личности в течение всей жизни, ныне повсеместно принятой в европейских странах.

Политика Европейского союза в сфере образования является одним из главных приоритетов, влияющих на все сферы общественной жизни и определяющих вектор европейской интеграции в целом. Социализация через образование играет важную роль в формировании идентичности, и контроль над образованием имеет особое значение для легитимности европейских институтов, именно поэтому страны - члены ЕС не заинтересованы в передаче компетенций в сфере образования институтам ЕС. Однако для оказания влияния на процессы интеграции, их характер, восприятие в обществе институты

ЕС не обязательно нуждаются в формальной передаче компетенций. ЕК, например, имеет значительный опыт использования финансовых, политических , информационных ресурсов для формирования и развития транснациональных сетей, продвигающих интеграционные процессы. В этом смысле программы Сообщества в сфере образования являются важнейшим политическим ресурсом.

Современное информационное общество характеризуется лавинообразным ростом электронных информационных ресурсов, свободным распространением информации, доступом к информации. Сейчас намечается создание на этой базе общества, основанного на знании, в котором производство, приобретение, распространение и практическое применение знаний превращается в главную движущую силу экономического прогресса. Поэтому важная закономерность, свойственная развитым европейским странам, - это процесс интеллектуализации всех сфер общественной жизни. Он протекает диалектически. С одной стороны, возрастает роль таких социальных институтов, как образование и наука, с другой стороны, усиливается значение интеллектуальной деятельности внутри всех сфер общественной жизни. Информационное общество требует как свежих идей и знаний, так и действенных способов ускоренного получения и постоянного обновления знаний, а главное - предполагает формирование у каждого человека нового мышления и усвоение общезначимых моральных норм. Перед современным образованием стоят передовые задачи, что инициирует создание всё более совершенных средств, технологий обучения, способствующих их решению. Наиболее перспективными из них являются средства и технологии, связанные с информатизацией образования [1, с. 17]. «В этих условиях, - отмечается в Концепции информатизации сферы образования, - молодёжь должна получать такое базовое профессиональное образование, которое будет позволять ей относительно легко осваивать новые профессии в будущем, профессиональное образование должно стать конвертируемым» [1, с. 12].

В этой связи актуальным вопросом для российского высшего образования является переход на многоуровневую систему. Изучению аналогичного опыта многих европейских стран посвящены многие исследования. Важным в данной категории является сравнительный анализ, подготовленный специалистами Высшей школы экономики в рамках проекта «Анализ проблем и перспектив интеграции российской высшей школы в общеевропейское пространство высшего социально-экономического образования»

[2, с. 16]. Интересно исследование европейского опыта становления и содержания квалификаций и структур степеней. Это - описание квалификаций; модели распределения нагрузки по типам курсов, уровням и модулям; основные принципы сотрудничества по разработке общеевропейской системы квалификаций и степеней [2, с. 18-19].

К концу 2000-х гг. в РФ был накоплен значительный практический опыт участия российских вузов в Болонском процессе, в том числе и по переходу на многоуровневую систему высшего образования [4, с. 121-123]. К аргументам в пользу перестройки российского образования по многоуровневой структуре относятся: признание российских дипломов в едином образовательном пространстве, что приводит к увеличению притока иностранных студентов в российские вузы и повышению их конкурентоспособности; удовлетворение массового социального спроса на высшее образование; удовлетворение потребностей рыночной экономики, в том числе и требованиям работодателей; совершенствование процесса управления информационными потоками в обучении; решение проблемы диверсификации методологии и методик обучения на разных стадиях профессионального развития и т. д. [4, с. 125]. Среди факторов, влияющих на эффективность указанного процесса, особое значение имеет готовность профессорско-преподавательского и управленческого персонала вузов перейти на новую парадигму подготовки специалистов по большой номенклатуре специальностей и направлений [5, с. 16].

Однако возникает проблема обоснованного структурирования уровней образования, которое должно быть объективным, универсальным, обеспечивающим образовательные потребности личности и общества. Организационное выделение в системе высшего профессионального образовании двух уровней (бакалавриата и магистратуры) требует определения их содержательного наполнения, которое задаётся целями подготовки. Как правило, цели представляют собой рамочное определение необходимого объёма и качества знаний, умений и навыков, которые должны быть получены на соответствующем образовательном уровне. Создание таких нормативов в виде образовательных стандартов представляет собой крупную научно-методическую проблему, которая осознаётся европейской и российской системами высшей школы [6, с. 112-123]. В последние десятилетия практически во всех развитых странах Европейского Союза произошла переориентация содержания образования на освоение ключевых (универсальных) компетенций. Проект «Надстройка образовательных структур» (инициирован-

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

ный Европейской комиссией и Европейской ассоциацией университетов) представляет собой очередной шаг по реализации целей Болонской декларации на институциональном уровне исходя из опыта, накопленного в рамках предыдущих программ [5, с. 18]. Задачей проекта является выработка общего понимания содержания квалификаций по образовательным уровням в терминах компетенций и результатов обучения. Последние представляют собой наборы компетенций, включающие знания, понимание и навыки обучаемого, определяемые как для каждого блока (модуля) программы, так и для программы в целом [5, с. 16]. В реализации проекта приняли участие более 100 университетов из 16 стран. Результатом стало определение 30 согласованных общих компетенций, а также специальных компетенций по 7 направлениям подготовки [7, с. 45]. Предлагаемая целевая многоуровневая тенденция в развитии высшего профессионального образования порождает не менее значимую проблему - создание технологий, обеспечивающих достижение сформулированных целей на каждом образовательном уровне, а также средств надёжного контроля качества на выходе. Эти образовательные технологии должны быть эффективны, экономичны и технологичны при использовании в массовом высшем образовании [8, с. 34].

Таким образом, к учебно-методическим задачам, обеспечивающим реализацию двухуровневой системы высшего профессионального образования, сопряжённой с процессами создания общеевропейского образовательного пространства, можно отнести:

- создание нового поколения национального образовательного стандарта, основанного на компетентном подходе в определении результатов обучения;

- разработку инновационных учебно-методических материалов, содержащих учебные задания, ориентированные на реализацию спектра основных мыслительных операций как психологической основы формирования компетенций;

- создание методики организации учебного процесса, использования предлагаемых образовательных технологий и её экспериментальную апробацию.

Учитывая комплексность возникающих на практике проблем, можно утверждать, что широкой перспективой в развитии высшего образования обладают междисциплинарные образовательные программы. Они могут быть ориентированы на конкретные области практической деятельности при сохранении фундаментального характера высшего образования. Указанные программы позволяют

существенным образом диверсифицировать образовательные траектории и направить их на интересы учащихся.

В настоящее время в России, с учётом государственных стандартов высшего профессионального образования, формируется блок междисциплинарных образовательных программ. Однако он составляет малую часть от общего числа программ высшего образования и не имеет логики системного развития.

Обычные методы передачи знания, основанные на традиционных формах учебной деятельности профессорско-преподавательского состава вуза в пределах дисциплин и функций, больше не подходят для различных социальных групп. В современном образовании всё шире применяются методы активного обучения, использование которых зависит не только от профессиональных знаний, ораторских способностей, но и от богатства воображения, творческого потенциала преподавателей, умения моделировать ими ситуацию реального творчества для принятия решений [8, с. 293-294].

Многие авторы подробно останавливаются на описании преимуществ активных методов обучения, отмечая, что «при использовании новых технологий преподавания учебных дисциплин мотивация к обучению становится не только личностно значимой, но и социально значимой» [8, с. 294]. По их мнению, такие формы обучения позволяют моделировать целостное содержание будущей профессиональной деятельности. Благодаря этому нововведению повышается качество традиционных форм вузовского учебно-воспитательного процесса: происходит смещение центра значимости с процессов передачи, переработки и усвоения информации на самостоятельный поиск её обучаемым и на моделирование способов применения в будущей профессиональной деятельности. Определённые возможности в реализации новых форм преподавания предоставляют лабораторно-практические и семинарские занятия по любым предметам с применением видео- и компьютерных классов, с возможностью моделирования практически значимых ситуаций, требующих группового решения, когда наблюдается трансформация самостоятельной деятельности студентов путём включения их в новую систему группового общения. Среди преимуществ внедрения новых технологий преподавания называются: «высокая степень включённости обучаемых в процесс обучения; «вынужденная активность» - принудительная активизация мышления и деятельности обучающегося; повышение эмоциональной включённости обучаемых и творческий характер занятий; обязательность непосредственного взаимодействия обучаемых между собой, коллек-

тивное форсирование усилий, интенсификация процесса обучения [8, с. 78].

Разработка учебно-методических материалов, их стандартизация и применение занимают одно из основных мест в научно-методическом обеспечении российских научно-региональных комплексов в структуре международной образовательной индустрии. Особое значение имеют интернациональные учебно-методические комплексы (учебники), созданные совместно профессорами и преподавателями передовых отечественных и зарубежных образовательных организаций [4, с. 56].

Высокая технологичность учебного процесса должна обеспечиваться модульным структурированием учебного материала. Такая организация учебного материала, с одной стороны, открывает возможность вариаций содержания образования в рамках заданного объёма часов на дисциплину в целом, а с другой - позволяет легко согласовывать учебные планы различных высших учебных заведений, создавая условия для целевой образовательной мобильности студентов.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что современная система образования должна соответствовать следующим принципам:

- междисциплинарный подход к обучению;

- непрерывность образования в течение всего периода деловой активности человека;

- совершенствование режима опережающего образования.

Достижение Россией экономического роста невозможно без решения проблемы модернизации образовательной системы. Это требует внимания и к таким вопросам, как технология дистанционного обучения, выбор средств передачи информации, составление специальных учебных и методических материалов, организация системы обучения преподавателей. Интегрирование российских образовательных комплексов в европейское образовательное пространство диктует необходимость стандартизации определения качества образования в дистанционном обучении, а эффективность наметившихся сегодня интеграционных процессов находится в прямой зависимости надлежащего обмена опытом в рамках международного сотрудничества. Представляется, что исследование системы методов и инструментов сотрудничества стран - членов ЕС в сфере образования может быть полезно не только для эффективного участия России в формировании общеевропейского пространства высшего образования, но и для совершенствования механизмов и принципов сотрудничества с ключевыми партнёрами России на пространстве Содружества Независимых Государств.

Материалы поступили в редакцию 20.07.2012 г.

Библиографический список

1. Патаракин Е. Д. Открытая образовательная сеть как «паутина соучастия» [Текст] // Высшее образование в России. - 2011. - № 10. - ISSN 0869-3617 (Print), ISSN 2072-0459 (On-line).

2. Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего [Текст] / М. Л. Агранович и др.; Национальный фонд подготовки кадров. - М. : ЛОГОС, 2010. -ISBN 978-5-98704-516-9.

3. Ларионова М. В. Интеграционные процессы в образовании: европейский опыт. [Текст] // Высшее образование сегодня. - № 2. - 2006. -ISSN 1726-667X.

4. Вербицкий А. А. Личностный и компе-тентностный подходы в образовании: проблемы интеграции [Текст] / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова - М. : ЛОГОС, 2012. - ISBN

978-5-98704-452-0.

5. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс [Текст]. - М. : ОЛМА -ПРЕСС, 2005.- 352 с. - ISBN 5-224-05241-6.

6. Байденко В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы [Текст]. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский

1. Patarakin E. D. Otkrytaja obrazovatel'naja set' kak «pautina souchastija» [Tekst] // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2011. - № 10. - ISSN 08693617 (Print), ISSN 2072-0459 (On-line).

2. Internacionalizacija vysshego obrazovanija: tendencii, strategii, scenarii buduwego [Tekst] / M. L. Agranovich i dr.; Nacional'nyj fond podgotovki kadrov. - M. : LOGOS, 2010. - ISBN 978-5-98704516-9.

3. Larionova M. V. Integracionnye processy v obrazovanii: evropejskij opyt. [Tekst] // Vysshee obrazovanie segodnja. - № 2. - 2006. - ISSN 1726-667X.

4. Verbickij A. A. Lichnostnyj i kompetentnostnyj podhody v obrazovanii: problemy integracii [Tekst] / A. A. Verbickij, O. G. Larionova - M. : LOGOS, 2012. - ISBN 978-5-98704-452-0.

5. «Mjagkij put'» vhozhdenija rossijskih vuzov v Bolonskij process [Tekst]. - M. : OLMA - PRESS, 2005.- 352 s. - ISBN 5-224-05241-6.

6. Bajdenko V. I. Bolonskij process: strukturnaja reforma vysshego obrazovanija Evropy [Tekst]. - M. : Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, Rossijskij Novyj

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

Новый Университет, 2003. - 128 с. - ISBN 5-20400354-1.

7. Болонский процесс: 2007-2009 годы. Между Лондоном и Левеном / Лувен-ла-Невом [Текст] : научное издание; под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко. - М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 301 с. - ISBN 978-5-7563-0390-2.

8. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход [Текст] // Высшее образование сегодня. - № 8. - 2004. - ISSN 1726-667X.

Universitet, 2003. - 128 s. - ISBN 5-204-00354-1.

7. Bolonskij process: 2007-2009 gody. Mezhdu Londonom i Levenom / Luven-la-Nevom [Tekst] : nauchnoe izdanie; pod nauch. red. d-ra ped. nauk, professora V. I. Bajdenko. - M. : Issled. centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2009.

- 301 s. - ISBN 978-5-7563-0390-2.

8. Shadrikov V. D. Novaja model' specialista: innovacionnaja podgotovka i kompetentnostnyj podhod [Tekst] // Vysshee obrazovanie segodnja.

- № 8. - 2004. - ISSN 1726-667X.

РЕГИОНАЛЬНЫМ ОРГАН ПО АТТЕСТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПО ТРЕБОВАНИЯМ БЕЗОПАСНОСТИ ФСТЭК РОССИИ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКСПЕРТИЗ ФСБ РОССИИ

ОАО «ЦЕНТР-ЭКСПЕРТИЗА»

410033, г. Саратов, ул. Панфилова, 1 e-mail: [email protected], URL: http://centr-exp.ru/

ОГРН1096453003140 ИНН/КПП 6453104584/645301001 ОКПО 43730890

Генеральный директор БОЛДЫРЕВ Сергей Александрович тел. (8452) 479-817, моб. тел. 772-885 Технический директор МИНЕНКОВА Ирина Фёдоровна тел. (8452) 479-655, факс. (8452) 479-076, моб. тел. 8-929-772-02-07 Начальник режимно-секретного отдела ИГНАТЬЕВА Светлана Юрьевна тел. (8452) 479-883, (8452) 479-075, моб. тел. 8-937-247-22-19 И. о. начальника отдела специальных экспертиз ДУДКО Дарья Алексеевна моб. тел. 8-937-020-92-34 Начальник отдела по технической защите информации ЛАРИОНОВ Александр Юрьевич тел. (8452) 479-834, моб. тел. 8-937-247-16-95

Предприятие создано в 1995 г. Решением Государственного комитета РФ по оборонным отраслям промышленности в виде Отраслевого аттестационного центра Нижневолжского региона. В 1996 г. по согласованию с Управлением ФСБ РФ по Саратовской области приобрело статус ГУП «Центр-Экспертиза». В настоящее время - ОАО «Центр-Экспертиза». На предприятии имеется соответствующая техническая база, а также квалифицированный персонал, прошедший специальную переподготовку по программе Гостехкомиссии, что позволяет проводить работы по аттестации автоматизированных систем, а также по комплексной защите помещений для ведения секретных и конфиденциальных переговоров и совещаний от прослушивания, утечки информации по (вибро-, электро-) акустическим каналам, каналам сотовой связи. При необходимости в помещениях устанавливаются сертифицированные средства защиты информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.