Научная статья на тему 'Интеграция российского высшего образования в европейское образовательное пространство: опыт и проблемы'

Интеграция российского высшего образования в европейское образовательное пространство: опыт и проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2962
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ / НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / HIGHER EDUCATION / CHALLENGES OF INTEGRATION / TRENDS IN MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Динес В. А., Фролкин П. П.

Актуальность темы вызвана огромным желанием Российской Федерации вступить в общеевропейскую образовательную систему. Основное содержание статьи посвящено анализу отечественного и зарубежного опыта высшей школы. В своей статье авторы изучают глобальные тенденции развития высшего образования, проблемы и основные направления модернизации высшего образования Российской Федерации в европейское образовательное пространство. Авторы исследуют отечественный и зарубежный опыт интеграции национальных высших школ в европейское образовательное пространство. В заключение приводятся основные выводы по теме, констатируются проблемы и достижения в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Динес В. А., Фролкин П. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION IN THE EUROPEAN EDUCATIONAL SPACE: PRACTICE AND CHALLENGES

The relevance of the topic is reflected by the fact that the Russian Federation seeks to join into the European educational system. The paper deals with the analysis of Russian and foreign experience in higher education. The authors examine global trends in higher education development, its challenges and main trends of modernization of higher education in the Russian Federation for integration in the European educational space. The authors analyze Russian and foreign experience in integration of national higher education in the European educational space. The conclusion contains the main findings and highlights the challenges and achievements in this area.

Текст научной работы на тему «Интеграция российского высшего образования в европейское образовательное пространство: опыт и проблемы»

УДК 378 В. А. Динес,

П.П. Фролкин

ИНТЕГРАЦИЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ

Актуальность темы вызвана огромным желанием Российской Федерации вступить в общеевропейскую образовательную систему. Основное содержание статьи посвящено анализу отечественного и зарубежного опыта высшей школы. В своей статье авторы изучают глобальные тенденции развития высшего образования, проблемы и основные направления модернизации высшего образования Российской Федерации в европейское образовательное пространство. Авторы исследуют отечественный и зарубежный опыт интеграции национальных высших школ в европейское образовательное пространство. В заключение приводятся основные выводы по теме, констатируются проблемы и достижения в данной сфере.

Ключевые слова: высшее образование, проблемы интеграции, направления модернизации высшей школы.

V.A. Dines, P.P. Frolkin

INTEGRATION OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION IN THE EUROPEAN EDUCATIONAL SPACE: PRACTICE AND CHALLENGES

The relevance of the topic is reflected by the fact that the Russian Federation seeks to join into the European educational system. The paper deals with the analysis of Russian and foreign experience in higher education. The authors examine global trends in higher education development, its challenges and main trends of modernization of higher education in the Russian Federation for integration in the European educational space. The authors analyze Russian and foreign experience in integration of national higher education in the European educational space. The conclusion contains the main findings and highlights the challenges and achievements in this area.

Key words: higher education, challenges of integration, trends in modernization of higher education.

На рубеже веков четко прослеживается тенденция и роль любой страны в международном разделении

мирового развития, свидетельствующая о том, что место труда и ее конкурентоспособность на мировом рынке

определяются не столько наличием природных ресурсов, сколько другими важнейшими факторами. В качестве этих определяющих факторов выступают уровень образования и подготовки специалистов, а также те условия, которые конкретная страна создает для реализации их научного и интеллектуального потенциала. Перспективная система образования должна не только вооружать знаниями обучающегося, но и формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, а также способствовать развитию самостоятельного и творческого подхода к знаниям в течение всей активной жизни человека. Образование должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразный набор образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким слоям населения возможность получения послевузовского и дополнительного образования. Все это приводит к концепции непрерывного образования потенциала личности в течение всей жизни, организационно обеспеченной системой государственных институтов, в настоящее время повсеместно принятой в европейском сообществе.

Особенность современного образования заключается в том, что оно осуществляется на фоне глобализации общемирового развития. Важнейшая закономерность социально-экономического прогресса, свойственная развитым европейским странам, - это процесс интеллектуализации всех сфер общественной жизни, который протекает диалектически. Так, с одной стороны, возрастает роль таких социальных институтов, как образование и наука, с другой стороны, усиливается значение интеллектуальной деятельности внутри всех сфер общественной жизни. Информационное общество также требует новых идей и знаний, новых способов ускоренного получения и постоянного обновления знаний, а главное -предполагает формирование у каждого человека нового мышления и усвоение общезначимых моральных норм.

Существенными характеристиками информационного общества являются лавинообразный рост количества электронных информационных ресурсов, свободное распространение информации, свободный доступ к информации. Сейчас намечается переход от информационного общества к обществу, основанному на знании, в котором производство, приобретение, распространение и практическое применение знаний превращается в главную движущую силу социально-экономического развития.

Перед современным образованием стоят новые задачи, что инициирует создание все более совершенных средств, технологий обучения, способствующих их решению. Наиболее перспективными из них являются средства и технологии, связанные с информатизацией образования [1, с. 17].

Информатизация общества предъявляет качественно новые требования и к образованию, результатом которого должны стать развитие способностей к освоению, расширению и совершенствованию новых видов деятельности и соответствующих им новых знаний, умений и навыков. «В этих условиях, - как отмечается в Концепции информатизации сферы образования, - молодежь должна получать такое базовое профессиональное образование, которое будет позволять ей относительно легко осваивать новые профессии в будущем, профессиональное образование должно стать конвертируемым» [2, с. 12].

Несомненно, что на процессы реформирования отечественной вузовской системы наложил свой отпечаток общесистемный кризис, проявившийся во всех сферах общественной жизни. Указанное обстоятельство сыграло свою немалую негативную роль в эволюции российской высшей школы. Одна из кардинальных проблем заключается в том, что высшая школа, как любая сложная социальная и информационная система, обладает значительными инерционными свойствами. Отечественная высшая школа развивалась в рамках общественной системы, коренным образом отличавшейся от ныне формирующейся, поэтому возникли немалые трудности, связанные с адаптацией вузовской школы к новым социально-экономическим отношениям. Отрицательные явления в ее развитии объясняются сложностями адаптационного периода, трудностями вхождения масштабной и инерционной системы высшего образования в рыночные отношения. Процессы преобразования вузовской школы проходили трудно и не всегда успешно по некоторым причинам. Главная из них заключалась в слабом внимании со стороны властных структур к проблемам высшего образования и науки. Эти сферы потеряли былую приоритетность в политике государства, что проявилось, прежде всего, в значительном абсолютном и относительном снижении финансирования из федерального бюджета.

Другим актуальным вопросом российского высшего образования является переход на многоуровневую систему. Изучению аналогичного опыта высшего образования европейских стран посвящены многие исследования. Важным в этом отношении является сравнительный анализ по странам, подготовленный специалистами Высшей школы экономики в рамках проекта «Анализ проблем и перспектив интеграции российской высшей школы в общеевропейское пространство высшего социально-экономического образования» [3, с. 16]. Интересен анализ европейского опыта становления и понимания содержания квалификаций и структур степеней, включающий описание квалификаций, модели распределения нагрузки по типам курсов, уровням и модулям, основные принципы сотрудничества по разработке общеевропейской системы квалификаций и степеней [11, с. 12].

Укажем, что к концу 2000-х гг. в нашей стране был накоплен значительный практический опыт участия российских вузов в Болонском процессе, в том числе по переходу на многоуровневую систему высшего образования [4, с. 121-123]. К аргументам в пользу перехода российского образования на многоуровневую систему относятся следующие:

• признание российских дипломов в едином образовательном пространстве, что может привести к увеличению притока иностранных студентов, повышению конкурентоспособности российских вузов;

• удовлетворение массового социального спроса на высшее образование, с одной стороны, и формирование профессиональной элиты и научно-образовательных кадров высшего уровня, с другой;

• удовлетворение потребностей рыночной экономики, в том числе требований работодателей;

• совершенствование процесса управления информационными потоками в обучении;

• решение проблемы диверсификации методологии и методик обучения на разных стадиях профессионального развития и т.д. [4, с. 125].

Среди факторов, влияющих на эффективность перехода к многоуровневой системе высшего образования, особое значение имеет готовность профессорско-преподавательского и административно-управленческого персонала вузов перейти на новую парадигму подготовки специалистов по большой номенклатуре специальностей и направлений [5, с. 16].

Однако при переходе на многоуровневую систему обучения возникает проблема обоснованного структурирования уровней образования, которое должно быть объективным, универсальным, обеспечивающим образовательные потребности личности и общества. Организационное выделение в высшем профессиональном образовании двух образовательных уровней (бакалавриата и магистратуры) требует определения их содержательного наполнения, которое задается целями подготовки. Как правило, цели представляют собой рамочное определение требований к знаниям, умениям и навыкам, которые должны быть получены на соответствующем образовательном уровне. Создание таких требований в виде образовательных стандартов представляет собой крупную научно-методическую проблему, которая осознается европейской и отечественной высшей школой [6, с. 112-123]. В последние десятилетия практически во всех развитых странах Европейского Союза произошла переориентация содержания образования на освоение ключевых (базовых, универсальных) компетенций. Проект «Надстройка образовательных структур» (инициированный Европейской комиссией и Европейской ассоциацией университетов) представляет собой очередной шаг к реализации целей Болонской декларации на институциональном уровне, исходя из опыта, накопленного в рамках предыдущих программ [5, с. 18]. Задача проекта - создание содержания квалификаций по образовательным уровням в терминах компетенций и результатов обучения в целях общего понимания. В результате формируются наборы компетенций, включающие знания, понимание и навыки обучаемого, определяемые как для каждого блока (модуля) программы, так и для программы в целом [5, с. 16]. В реализации проекта приняли участие более 100 университетов из 16 стран. Результатом стало определение 30 согласованных общих компетенций, а также специальных компетенций по 7 направлениям подготовки [7, с. 45].

Предлагаемая формулировка целей образовательных уровней в высшем профессиональном образовании порождает не менее значимую проблему для европейского образовательного пространства - создание технологий, обеспечивающих достижение сформулированных целей на каждом образовательном уровне, а также средств надежного контроля качества на выходе. На эти образовательные технологии накладываются определенные требования: они должны быть эффективны, экономичны и технологичны при использовании в массовом высшем образовании [8, с. 34].

Таким образом, к учебно-методическим задачам, обеспечивающим реализацию двухуровневой системы высшего профессионального образования, сопряженной с процессами возникновения общеевропейского образовательного пространства, можно отнести:

• создание нового поколения национального образовательного стандарта, основанного на компетентном подходе в определении результатов обучения;

• создание нового поколения учебно-методических материалов, содержащих учебные задания, ориентированные на реализацию спектра основных мыслительных операций как психологической основы формирования компетенций;

• создание методики организации учебного процесса, использования предлагаемых образовательных технологий и ее экспериментальная апробация.

Учитывая комплексность, сложность возникающих на практике проблем, можно утверждать, что широкой перспективой в высшем образовании обладают междисциплинарные образовательные программы. Они могут быть ориентированы на конкретные области практической деятельности при сохранении фундаментального характера высшего образования. Междисциплинарные образовательные программы позволяют существенным образом диверсифицировать образовательные траектории и обеспечить ориентацию на потребности и интересы учащихся.

В современном обществе, в котором наиболее активно развивается малый бизнес и информационно-консультационные услуги, большое значение приобретает умение оценить ситуацию в целом, предложить комплексный подход к решению возникающих проблем с использованием фундаментальных и прикладных знаний, получаемых разными науками. Этим умениям естественнее всего обучать в рамках междисциплинарных образовательных программ.

В настоящее время в России с учетом государственных стандартов высшего профессионального образования формируется блок междисциплинарных образовательных программ. Однако он составляет малую часть от общего числа программ высшего образования и не имеет своей логики системного развития.

Технологии обучения в настоящее время переживают революционные изменения. Разработка и применение высокотехничных систем обучения продиктованы высоким уровнем технологий в передовых областях производства. Человек понимается сегодня как самообучающийся субъект, который активно использует информационные технологии в процессе обучения. В современных информационных системах применяются различные средства передачи информации: радио, двусторонняя спутниковая связь, видеоконференции с использованием синхронной компьютерной связи, виртуальная среда, голографические изображения и др.

Обычные методы передачи знания, основанные на традиционных формах учебной деятельности профессорско-преподавательского состава вуза в пределах дисциплин и функций, больше не подходят для различных социальных групп. В современном образовании все шире применяются методы активного обучения, использование которых зависит не только от профессиональных знаний, ораторских способностей, но и от богатства воображения, творческого потенциала преподавателей, умения моделировать ими ситуацию реального творчества для принятия решений. Помимо общего ознакомления с проблемой использования активных методов обучения современное высшее образование требует, чтобы педагоги чаще использовали активные формы преподавания в своей работе в зависимости от вида проводимых ими занятий, что, несомненно, способствовало бы совершенствованию профессиональных и личностных качеств студентов [9, с. 293-294].

Многие авторы подробно останавливаются на описании преимуществ активных методов обучения, отмечая, что «при использовании новых технологий преподавания учебных дисциплин мотивация к обучению становится не только личностно значимой, но и социально значимой» [9, с. 294]. По их мнению, активные формы обучения позволяют моделировать целостное содержание будущей профессиональной деятельности. Такое обучение вносит новое качество в традиционные формы вузовского учебно-воспитательного процесса: происходит смещение центра значимости с процессов передачи, переработки и усвоения информации на самостоятельный поиск ее обучаемым и на моделирование способов применения ее в будущей профессиональной деятельности. Определенные возможности в реализации новых форм преподавания предоставляет такая форма организации учебного процесса, как лабораторно-практические и семинарские занятия по любым предметам с применением видео- и компьютерных классов, с возможностью моделирования практически значимых ситуаций, требующих группового решения, когда наблюдается трансформация самостоятельной деятельности студентов путем включения их в новую систему группового общения. Среди преимуществ внедрения новых технологий преподавания называются: «высокая степень включенности обучаемых в процесс обучения; «вынужденная активность» - принудительная активизация мышления и деятельности обучающегося; повышение эмоциональной включенности обучаемых и творческий характер занятий; обязательность непосредственного взаимодействия обучаемых между собой, а также с преподавателем; коллективное форсирование усилий, интенсификация процесса обучения [9, с. 295-300].

Кроме того, каждый из методов наряду с обучением выполняет общую для всех методов обучения функцию - обеспечение перехода от организации всего учебного процесса преподавателем к самоорганизации и саморегуляции этого процесса студентами в контакте с преподавателем.

Разработка учебно-методических материалов, их стандартизация и применение занимают одно из основных мест в научно-методическом обеспечении российских научно-региональных комплексов в структуре международной образовательной индустрии.

Среди учебно-методических материалов особое значение имеют интернациональные учебно-методические комплексы (учебники), созданные совместно профессорами и преподавателями передовых отечественных и зарубежных образовательных организаций.

Мировой опыт подготовки специалистов в высших технических учебных заведениях свидетельствует о том, что квалификация и конкурентоспособность выпускников вузов существенно возрастает, если в период обучения они осваивают гуманитарные и специальные дисциплины не только на родном, но и на распространенных иностранных языках. В странах с разной языковой средой развиваются различные научно-педагогические школы и традиции. Развитая высшая школа страны имеет индивидуальное «лицо высшего образования», что позволяет студентам эффективно получать необходимые знания, умения и практические навыки [10, с. 56].

Высокая технологичность учебного процесса должна обеспечиваться модульным структурированием учебно-

го материала, т.е. представлением дисциплин блоками разделов, имеющими самостоятельное практическое применение. Объем каждого модуля имеет выражение в виде оценки (кредита), отражающей количество отводимых каждому модулю в неделю аудиторных часов в течение семестра. Такая организация учебного материала, с одной стороны, открывает возможность вариаций содержания образования в рамках заданного объема часов на дисциплину в целом, а с другой - позволяет легко согласовывать учебные планы различных высших учебных заведений, обеспечивая условия для целевой образовательной мобильности студентов.

Одной из новых форм профессионального образования, интенсивно распространяющейся во всем мире, является открытое дистанционное образование (ОДО). Эта форма организации образования основана на использовании персональных компьютеров, электронных учебников, функционального программного обеспечения и средств коммуникаций, представляющих новую технологию обучения. Учебный процесс - приобретение знаний - в основном проходит в режиме самостоятельной работы слушателя. Большая часть операций по организации учебного процесса проводится в автоматизированном режиме, который базируется на современных средствах телекоммуникаций [10, с. 60].

В России, по данным анкетирования вузов, проведенного ЦИАН Министерства образования России в начале 2000-х гг., 85 вузов заявили о том, что они ведут ДО или планируют освоение технологий ДО в ближайшем будущем. Более половины из них заявили о том, что уже в той или иной степени используют технологии ДО. В качестве примеров наиболее крупных центров ДО обычно называют Современный гуманитарный университет (СГУ), Институт дистанционного образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (ИДО МЭСИ) и Международный Институт Менеджмента «ЛИНК» (МИМ «ЛИНК»)» [11, с. 129-136]. Так, Институт дистанционного образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики координирует деятельность более 280 образовательных учреждений России, стран СНГ и Балтии, Германии, США, Кипра. Таким способом через ИДО МЭСИ учатся свыше 30 тыс. человек. Современный гуманитарный университет имеет филиалы в 150 городах России и СНГ, где обучается свыше 100 тыс. студентов. К открытию готовят представительства в Нью-Йорке, Тель-Авиве, странах Латинской Америки [11, с. 139-146].

Можно сделать вывод о том, что современная система образования должна соответствовать таким принципам, как:

• междисциплинарный подход к обучению;

• непрерывность образования в течение всего периода деловой активности человека;

• совершенствование режима опережающего образования.

Достижение Россией приемлемого экономического роста невозможно без решения проблемы модернизации образовательной системы и расширения охвата ею всех возрастных и социальных слоев населения. Сегодня российская высшая школа продолжает сохранять многовековые традиции, обеспечивая своим выпускникам достойно высокий уровень фундаментальных естествен-

нонаучных знаний, общепрофессиональных умений и практических навыков. В результате развития новой экономической модели в России спрос на высшее образование существенно увеличился, что может способствовать созданию широкомасштабной системы дистанционного обучения. Это требует внимания и к таким вопросам, как технология дистанционного обучения, выбор средств передачи информации, составление специальных учебных и методических материалов, организация соответствующей системы обучения преподавателей.

Кроме того, интегрирование российских образовательных комплексов в мировое образовательное пространство невозможно без четкой стандартизации определения качества образования в дистанционном обучении, а эффективность наметившихся интеграционных процессов невозможна без надлежащего обмена опытом (и его изучения) как между российскими образовательными центрами, так и в рамках международного сотрудничества.

1. Филатов О.К. Информатизация технологии обучения в высшей школе. М., 2001.

2. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации // Проблемы информатизации высшей школы: бюллетень 3 - 4 (13 - 14). М., 2008.

3. Формирование общеевропейского пространства высшего образования: задачи для российской высшей школы. М., 2010.

4. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс. М., 2005.

5. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М., 2006.

6. Томилин О.Б., Бриттов А.В., Демкина С.И. Образовательные технологии формирования компетенций в системах высшего профессионального образования // Университет, управление: практика и анализ. 2005. № 1 (34).

7. Глобализация и конвергенция образования: технологический аспект / под общ. ред. Ю.Б. Рубина. М., 2004.

8. Байденко В.И. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов). М., 2002.

9. Голубкова О.А. Ценностные ориентации в системе высшего образования. Инновации и образование: сборник материалов конференции. СПб., 2003. Вып. 29.

10. Анализ стратегии развития российских вузов: международный опыт (опыт стран ОЭСР) и российская практика. М., 2006.

11. Овсянников В.И., Тустырь А.В. Введение в дистанционное образование. М., 2001.

УДК 94(47) а.В. Захаров

ВКЛАД ГОРОДСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАЗВИТИЕ МЕЛИОРАЦИИ в 1965 - 1985 годах (на материалах областей Поволжья)

Цель настоящей статьи - рассмотреть участие городских организаций и промышленных предприятий в развитии гидромелиорации.

Объектом исследования являются городские организации, научно-исследовательские институты и промышленные предприятия, оказывавшие поддержку гидростроительным организациям, колхозам и совхозам. Предметом исследования стала деятельность городских предприятий и организаций, участвующих в развитии мелиорации. Регионом исследовательского интереса стали Астраханская, Волгоградская и Саратовская области. Методологическую основу исследования составил диалектический подход к изучению явлений и закономерностей различных сторон и аспектов функционирования социально-экономических систем в социалистической экономике, а также основополагающие принципы научного исследования - принцип объективности и историзма. При написании работы по теме исследования основными методами изучения материалов были выбраны проблемно-хронологический, системный и ретроспективный.

Практическая значимость работы в том, что материалы настоящей статьи могут быть использованы студентами-историками на семинарских занятиях по спецкурсу, при написании учебных пособий по истории советского периода.

В результате проведенного исследования следует вполне закономерный вывод, что благодаря усилиям центральной и местной власти была налажена регулярная шефская помощь со стороны города в адрес предприятий и организаций, участвующих в гидромелиоративном строительстве.

Ключевые слова: шефство, помощь, гидромелиорация, промышленные предприятия, мелиоративная техника.

A.V. Zakharov

CONTRIBUTION OF MUNICIPAL ORGANIZATIONS AND INDUSTRIAL ENTERPRISES TO THE DEVELOPMENT OF LAND IMPROVEMENT in 1965 - 1985 (based on the data from the Volga area)

The purpose of the paper is to consider the participation of municipal bodies and industrial enterprise to the development of land improvement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.