ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТЕХНИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ
Доткулова Анастасия Сергеевна,
МТУСИ, Москва, Россия, asoll05@inbox.ru
Мосева Марина Сергеевна,
МТУСИ, Москва, Россия, mmoseva@yandex.ru
Яшина Марина Викторовна,
МТУСИ, Москва, Россия, yash-marina@yandex.ru
Ключевые слова: образовательный процесс, автоматизация документооборота, информационные технологии, образовательный стандарт, информационная система.
Современное состояние образовательного процесса в университетах Российской Федерации характеризуется революционными изменениями как в организационно-материальной сфере, так и в учебно-методической. Это связано с государственными мероприятиями по переходу к "Менеджменту качества" [1] и интеграции системы образования России с образовательной системой Европы, которая привела к принятию ряда новых стандартов образования, обеспечивающих реформу национального высшего образования в соответствии с основными положениями и принципами Болонской декларации [2] для сближения и гармонизации стран с целью создания единого европейского пространства высшего образования. На сегодняшний день в процесс включены 48 стран-участниц. Запуск этих процессов требует стандартизации и унификации подходов к формированию методического обеспечения, единых форматов и структур данных в сложном процессе подготовки кадров высшего образования. В то же время различные области профессиональной инновационной деятельности имеют свои особенности, например, нельзя осуществлять подготовку медиков и журналистов по одинаковым схемам. Таким образом для обеспечения качественного образования в техническом вузе одним из важнейших аспектов является формирование учебно-методического комплекса документов. Учебно-методический комплекс дисциплины - совокупность документов, определяющих изучение конкретной дисциплины. Основным документом УМКД является рабочая программа дисциплины. Формирование УМКД является сложным процессом, требующим больших временных и трудовых затрат. Поэтому целесообразно автоматизировать процесс составления документации, являющийся неотъемлемой частью образовательного процесса, а также обеспечить контроль выполнения учебно-методической работы и оперативный доступ ко всей документации, составляющей учебно-методический комплекс дисциплины.
В работе обсуждаются основные проблемы высшего технического образования, возникшие в результате реформ российской системы образования, и представлена модель информационной системы сопровождения образовательного процесса, обеспечивающая автоматизированное формирование документов, регулирующих образовательный процесс. Представленная модель позволяет легко изменять структуру разрабатываемой документации в случае изменений нормативных актов, регламентирующих образовательный процесс и сопровождающую его документацию.
Информация об авторах:
Доткулова Анастасия Сергеевна, ^удент 3 курса аспирантуры, МТУСИ, Москва, Россия Мосева Марина Сергеевна, студент 2 курса магистратуры, МТУСИ, Москва, Россия Яшина Марина Викторовна, д.т.н., профессор, МТУСИ, Москва, Россия
Для цитирования:
Доткулова А.С., Мосева М.С., Яшина М.В. Особенности систем информационного сопровождения образовательного процесса в технических университетах // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. 2017. Том 11. №9. С. 58-64.
For citation:
Dotkulova A.S., Moseva M.S., Yashina M.V. (2017). Features of the information support of educational process at the technical university. T-Comm, vol. 11, no.9, рр. 58-64. (in Russian)
Основные направления реформы системы высшего
образования Российской Федерации 2005-2016 гг.
Для создания единой европейской системы образования Россия присоединилась к Болонскому процессу. Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации европейских стран с целью создания единого европейского пространства высшего профессионального образования. Официальной датой начала считается 19 июня 1999 г. - дата подписания Болонской декларации. На сегодняшний день в процессе участвуют 48 стран. Болонский процесс открыт для присоединения других стран.
Основными направлениями, намеченными Болонской декларацией являются:
- введение и применение системы кредитов; при этом Европейская система переноса кредитов (ECTS) считается общеевропейской системой;
- увеличение мобильности студентов, преподавателей, научных работников к управляющих;
- развитие сотрудничества по вопросам качества образования;
- введение европейских единиц измерения в высшем образовании;
- трехуровневая система образования: бакалавриат-магистрату ра-а с п 11 ра i пу ра;
- интеграция единого образовательного и единого исследовательского пространств;
- внедрение систем квалификаций высшего образования, которыя основываются на компетенгностпо-орнептнрованном подходе.
болонский процесс в России
Основные положения и принципы Болонского процесса в России стали вводиться с 2003 г. с момента подписания берлинского коммюнике. Согласно приказу Министерства науки и образования Российской Федерации от 15 февраля 2005 г. <Ю реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы» система высшего образования России должна быть приравнена к европейским стандартам. В ходе его реализации все ВУЗы начали переход на двухуровневую систему образования (бакалавр - магистр!,
С 2011/12 учебного года наша страна полномасштабно вступила в Болонский процесс, введя в действие ФГОС высшего профессионального образования по направлениям подготовки квалифицированных магистров и бакалавров, которые основаны на компетентностно-ориентированном подходе и кредитной системе.
29 декабря 2012 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», (Закон был принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» заменил с 1 сентября 2013 г. два действующих до этого времени федеральных закона: Закон РФ «Об образовании» и ФЗ «О высшем н послевузовском профессиональном образовании».
Данный закон регулирует правовые, организационные и экономические аспекты образования а Российской Федерации, основные направления государственной политики Российской Федерации в образовательной сфере, общие правила функционирования системы образования России и осу-
ществления образовательной деятельности, определяет правовые отношения участников в сфере образования.
Согласно ФЗ №273-Ф3 в Российской Федерации существуют следующие уровни профессионального образовании:
1) среднее профессиональное образование:
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалнтет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Несмотря на попытку приведения образования Российской Федерации к европейским стандартам, оно существенно отличается от систем образования в Европе.
Закон предусматривает необходимость взаимодействия образования и научно-исследовательской деятельности в высшем образовании для повышения качества подготовки обучающийся по образовательным программам высшего образования, привлечения обучающихся к научным исследованиям под руководством научных работников, применения полученных знаний и открыт ий науки н техники в обра-зо в ате л ь н о й дс яте л ы I ост и.
Задачи, решения которых Требует внедрение Болонеких принципов в российскую систему образования:
- улучшение языковой подготовки сотрудников и студентов для осуществления мобильности и осуществления научно-исследовательской деятельности, признаваемой за рубежом (публикации в изданиях, индексируемых в международных библиографических базах данных и получение патентов в зарубежных организациях);
- усовершенствование образовательных программ и сопровождающей их документации (рабочие программы, фонды оценочных средств, системы н методы контроля успеваемости) в соответствии со спросом на международном рынке труда для осуществления качественной подготовки специалистов, в том числе и иностранных;
- увеличение финансирования научно-исследовательской деятельности для обеспечения известности российских исследований и разработок на международном уровне.
Стру ктура образовательного процесса
Образовательный процесс - направленный процесс организации деятельности обучающихся по получению ими знаний, умений, навыков. Овладению компетенциями, приобретению опыта практической деятельности и применения знаний в жизни, и формированию мотивации для получения образования в течение всей жизни. Рассмотрим основные компоненты регулирования образовательного процесса, которые необходимы для обеспечения качественного образования.
Основным документом, регламентирующим подготовку специалистов с высшим образованием, является Федеральный закон №27?-ФЗ от 21 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» |3]. Согласно данному закону обучение в настоящее время в ВУЗах осущест вляется по Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (ФГОС ВО), которые вступили в силу в 2014 г.
ФГОС является одним из самых главных документов, регламентарующих образовательный процесс. В настоящее время действующим стандартом является Федеральный государственный образовательный стандарт' высшего образо-
камин (ФГОС ВО или ФГОС 3+). ФГОС ВО определяет объем программы обучения (в зачетных единицах): срок: получения образования; область и объекты профессиональной деятельности; виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники* освоившие программу; требования к освоению программы обучения (перечень формируемых компетенций); структуру программы обучения (модули, из которых состоит программа и их объем в соответствии с типом программы образования); виды и типы практик; требования к кадровым условиям реализации программы обучения; требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы обучения.
Согласно ФГОС разрабатывается основная образовательная программа (ООП). ООП - это комплексный проект образовательного процесса в ВУЗе по определенному направлению, уровню и профилю подготовки, представляющий собой систему связанных документов (рис. i):
-учебный план, календарный график учебного процесса;
- рабочие программы дисциплин и фонды оценочных средств;
- учебно-методические материалы для изучения дисциплин;
- ресурсное обеспечение ООП (карта обеспеченности студентов учебной н методической литературой, перечень программного и технического обеспечения дисциплин и др.).
Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации обучающихся.
Дли осуществления компетентностно-орнснтироваиного подхода в соответствии с новыми образовательными стандартами необходимо разрабатывать методическое обеспечение образовательных программ с соблюдением соответствия компетенций и видов деятельности обучающегося, на которые направлен образовательный процесс. В связи с вступлением в силу ФГОС 3+ и в скором времени ФГ ОС четвертого поколения увеличилась нагрузка по составлению и актуализации документации, способствующей учебному процессу, такой как рабочий учебный план, рабочие программы дисциплин (РИД), фонды оценочных средств (ФОС). средства оценивания результатов освоения дисциплин. Так как они должны постоянно находиться в актуальном состоянии, и ВУЗ должен гарантировать преподавание дисциплины на современном уровне, выпускающие кафедры вузов вынуждены проводить их обновление ежегодно.
Основным документом учебно-методического комплекса дисциплины является рабочая программа дисциплины. Рабочая программа дисциплины имеет сложную структуру и состоит и з следующих элементов:
- цели н задачи освоения дисциплины;
- перечень приобретаемых компетенций и результаты освоения дисциплины;
- объем учебной нагрузки и содержание дисциплины согласно объему;
- средства контроля результатов освоения дисциплины;
- учебно-методическое обеспечение дисциплины;
- материально-техническое обеспечение дисциплины.
Рабочая программа должна быть составлена с учетом
требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению обу-
чении п рабочего учебного плана направления. Взаимосвязь вышеперечисленных документов при формировании рабочей программы дисциплины представлена на рис. 2.
РоЗрц|Гчл&| учебно-методически* интернатов
Л и.г;.: i yci.ir.KH ойразокшия i , н viil;>h: .-„и,
техническое обеспечение)
Актутшпитнг учебно, методической документации
Рис. I, Применение информационных систем в образован в в
Вюлиые да м шло
Наименование дисциплин!
ФГОС
^тяпы формирования рабочей программы
Определение целей п адвч изучения дне ¡111ПЛИИЫ
ФГОС'
Учебный ILJ11H
Перечень формируемы*
компетенции и результаты ПС во-.5 ни я дисциплины
ФГОС
Учебный план
ФГОС
Учебный план
Содержание дисциплины
Средетна им грили результатов <4inoeint«
Выходные данные
Цели и задачи
11CBOCHUH ДИСЦИПЛИНЫ
резулкга i ы освоения jHatt, уметь. fuiajert)
Темы занятий Ойьем дисциплины
Вопросы к экзамену (зачету)
Тестовые задания и
ЭБС
Библиотека ВУЗа
М m ери иль но- гс хничес ко? оиссш-чен не ка(|кдры
Условия реализации PiJ
практические задачи
Список литературы
Необходимое 110 и 1-»
материально-
техническое
обеспечение
Рас. 2. Процесс формирования рабочей программы
Вторым основным документом УМКД является фонд оценочных средств (ФОС). Фонд оценочных средств - комплект методических материалов, нормирующих процедуры оценивания результатов обучения, т.е. установления соответствия между учебными достижениями и запланированными результатами обучения и требованиями образовательных программ, рабочих программ дисциплин.
ФОС как система оценивания состоит из грех частей:
1) Структурированный перечень формируемых и оцениваемых компетенций к соответствующих результатов обучения и методов контроля их освоения;
60
T-Comm Том 11. #9-2017
2) Порядок контроля и оценивания осваиваемых компетенций (виды проводимых аттестации, уровень требований и критерии опенки);
3) Применяемые средства контроля (вопросы к зачету/экзамену, к о м п ете и стн ос тно- ор и е н т ¡ i ро ва н и ы е те сто в ые задания, тематика курсовых работ/проектов, практические задания и задачи, лабораторные работы, тематика рефератов/докладов).
При планировании и разработке ФОС используется следующий набор элементов:
- цели и результаты обучения:
- индикаторы и критерии оценивания;
- виды, методы и формы контроля;
- средства оценивания, учебные задания.
Таким образом, формирование учебно-методического комплекса дисциплины очень трудоемкий процесс, требующий больших временных затрат. Для его формирования целесообразно разработать информационную систему, позволяющую значительно снизить временные затраты на разработку основной документации, входящей в состав УМКД.
Предпосылки использования информационных
систем в образовательном процессе
В настоящее время существует тенденция к информатизации всех сфер деятельности человека. Современный мир немыслим без новейших цифровых технологий и Интернета, который проник во все сферы жизни.
Всё чаще в окружающем мире человеку начинают помогать компьютеры, роботы или специализированное программное обеспечение, ориентированное на продуктивность и качество выполнения работ. Технологии быстро и постоянно изменяются и довольно сложно уловить тенденции развития современной действительности.
Реализация рыночных реформ и ориентация российской экономики и образования на запад требует от России перехода на качестве!гно иной уровень развития, в котором значительная роль, отводится интернету, как основной части кульгуры, науки и образования.
Российский филиал исследовательского концерна GFK Group представил отчет «Тенденции развития Интернет-аудитории в России». Аудитория интернет-пользователей в России в возрасте от 16 лет и старше осталась на уровне 2015 г. - 70,4%, что составляет около 84 млн человек.
Кит)
7ÍI U< 60,01) 3.1,0)
ü7,sij
ГО id) JD.-10
».J,lu
'.J. Ml
4'I. DU
1(1 ill1
Si, Ml
I
37, IH
/них 1Ш Jinn ЛИТ Ж J il! 11 Í1I14 Л11Л /Ulli
Рис.}. Аудитория интернет-пользователей а России
Однако, использование мобильного Интернета для своих нужд с каждым годом всё возрастает. За 2016 год в России она выросла на 6 млн. В связи с этим информационные технологии всё больше и больше начинают ориентироваться на мобильный рынок и разраба тывать мул ьтиплат форменные приложения. Такие изменения затрагивают все сферы общества, образование является не исключением.
Основные направления использования информационных технологий в образовательном процессе;
- обучающие информационные системы, включающие в себя информапионную поддержку обучающегося;
- автоматизация контроля качества обучения посредством создания информационных систем, проверяющих объем и уровень знаний обучающихся;
- управляющие информационные системы, упрощающие организацию и контроль учебного процесса н связанной с НИМ документации;
- информационные системы, позволяющие автоматизировать составление методической документации.
Информационные технологии разбиваются па три основных компонента: цель и предмет изучения, способы и средства обучения и инструментарий для автоматизации учебного процесса. Смесь этих аспектов подразумевает в себе системный подход в образовании. Системный подход представляет собой тех и о лог изящно учебного процесса: у каждого обучающегося есть компьютеризированное рабочее место с необходимым программные обеспечением, непосредственный доступ к электронным учебным пособиям и презентационным материалам, общение с преподавателями происходит как с помощью интерактивных методов, гак и классических лекционно-практическнх занятий, ведется электронный журнал посещаемости и успеваемости н т.д.
В связи с переходом к рыночной экономике и нарастающим процессом глобализации все более явным стало несоответствие российской системы подготовки специалистов мировым тенденциям образовательных систем.
Принятие НОВОЙ системы стандартов сопровождается усложнением системы контроля деятельности учебных учреждений. В условиях быстро изменяющихся законодательной базы и требований к документации, сопровождающей образовательный процесс и предоставляемой в качестве отчётных документов при проведении лицензирования специальностей и подтверждении аккредитации ВУЗов, увеличивается нагрузка на профессорско-преподавательский состав гю разработке и корректировке учеб но-метод и чес кой документации по дисциплинам специальностей, закрепленных за кафедрой. Ручная корректировка и разработка рабочих программ, фондов оценочных средств, связанная с необходимостью соответствия учебным планам и федеральным государственным образовательным стандартам, приводит к возникновению ошибок и несоответствий в формируемых документах. В связи с этим становится все более актуальной проблема внедрения систем автоматизированною формирования документации, сопровождающей учебный процесс.
Реализация рабочего места преподавателя до;! ж на предполагать возможност ь работы с документами как на рабочем месте, так и удаленно. Поэтому является целесообразным разработать информационную систему, позволяющую автоматизировать разработку документации, сопровождающей учебный процесс, как сервис в сети Интернет.
T-Comm Vol.ll. #9-2017
Обзор существующих информационных систем,
сопровождающих информационный процесс
В настоящее время на рынке информационных технологий представлено много программных продуктов, упрощающих и автоматизирующих работу пользователя. Образовательная сфера не исключение.
Хотелось бы рассмотреть основные фирмы, активно внедряющие свои компоненты в образовательную сферу,
В настоящее время на рынке информационных технологии представлено много программных продуктов, упрощающих и автоматизирующих работу пользователя. Образовательная сфера не исключение.
Фирма «1С» разработала программу ")С:Универентет". 1 С:У ннвсрситет" поддерживает многопользовательскую работу в локальной сети или через Интернет с использованием веб-браузеров или тонкого клиента и позволяет автоматизировать :
Работу приемной комиссии:
Планирование учебного процесса (учебные планы, нагрузка);
Управление информацией о студентах (личные дела, учет посещаемости и успеваемости, воинский учет); Работу с приказами;
Печать дипломов, приложений и справок;
* Учет последующего трудоустройства выпускников; Учет оплаты за обучение [9].
Вторым ведущим разработчиком программного обеспечения для автоматизации и управления учебным процессом является лаборатория математического моделирования и информационных систем (ММИС) 110].
Программные продукты, которые разработали специалисты в лаборатории ММИС, активно используются для сопровождения многих этапов образовательного процесса:
проектирование и проверка учебных планов специальностей по разным уровням подготовки;
формирование и распределение учебной нагрузки; автоматизация работы с документацией приемной комиссии с выгрузкой данных в ФНС ГИА:
управление контингентом студентов, учет оплаты, формирование отчетов и приказов;
* формирование электронной образовательной среды ООС) и электронного портфолио студента;
учет и анализ успеваемости студентов, оформление и печать документов об образовании;
* текущий и промежуточный контроль знаний с помощью компьютерных тестирований;
автоматическое составление расписания занятии;
Данные системы имеют ряд существенных недостатков, основным является высокая стоимость. Помимо этого, интерфейс этих систем не всегда является интуитивно понятным. Так же формат выходных данных часто не соответствует требованиям.
Поэтому всё чаще встаёт вопрос разработки собственных моделей для сопровождения образовательного процесса актуальных как для студентов, так л для и ре г года вате леи.
Описание разработанного модуля РПД-МКИИТ
Рассмотрим архитектуру разработанного модуля автоматизации генерации рабочих программ и фондов оценочных средств.
Разработанный модуль представляет собой веб-интерфейс. Это обеспечивает возможность доступа к нему в любое время и с любого устройства, имеющего доступ в Интернет (рис. 4).
В об- интерфейс
Интернет
Сервер баз лип мы \
Рис. 4, Архитектура модуля РПД-МКиИТ
Для разработанной системы, обеспечивающей автоматизированную разработку Документацию кафедры, можно выделить следующие роли и уровни доступа:
- заведующий кафедрой должен иметь возможность просматривать все имеющиеся в системе документы и при необходимости вносить корректировки:
- преподаватель формирует содержимое учебно-методических документов по своим дисциплинам, имеет возможность вносить корректировки только в свои документы до момента утверждения на текущий учебный год;
- администратор Просматривает все сформированные документы и действия пользователей, обеспечивает отсутствие противоречий в системе и ее работоспособность.
Распределение ролей важно при составлении и работы с большими объемами документов, требующих аккуратность, внимательность и компетентность от каждого участника. Например, заведующим кафедр важно следить за продуктивностью Преподавателей при работе с документами и при необходимости скорректировать или помочь при возникших трудностях. Преподавателям важно иметь возможность редактировать составленные программы и сопутствующие материалы, ведь преподавание сложный и довольно творческий процесс, требующих актуальных корректировок материалов для подготовки качественных специалистов. После рассмотрения ролей в системе, хочется перейти к самому процессу формирования рабочих программ, возможности хранения и обработки сопутствующих материалов.
Разработанный модуль взаимодействует с такими документами, как учебный план специальности, образовательный стандарт специальности, обеспечивает оперативный доступ к этим документам при необходимости.
Учебный план - это документ, который показывает график учебного процесса со всеми временными затратами, список дисциплин и разделение их на циклы, базовые и вариативные или факультативные части, устанавливает очередность и разделение по курсам и семестрам для каждой дисциплины, показывает общую трудоемкость дисциплины,
Т-Сотт Том 11. #9-2017
виды и типы замятий, промежуточные и итоговые аттестации, виды практик и время на подготовку выпускных работ. Учебный план составляется согласно Стандартам и с учетом примерной основной образовательной программы специальности (ФГОС). В соответствии со Стандартом учебный план должен содержать количество учебных занятий за четыре года (у бакалавров) в объеме от 7992 до 9288 ч, но у большинства технических специальностей данная цифра фиксирована (8640 ч у бакалавров и 4320 ч у магистров) и в объеме от 4212 до 4428 ч и двух лет у магистров. Учебный план подготавливается учреждением самостоятельно, осуществляется и одобряется согласно порядку, который определяется её уставом. Обучение в рамках Учебного плана является бесплатным. Учебный план осуществляется с помощью расписания и является обязательным документом. Учреждение отвечает за выполнение Учебного плана в полном объеме и за качество его выполнения.
Образовательный стандарт
]) Виды деятельности
2) Компетенции
3) Обы;м учебно» программы (н ичошшн* в мое модулей)
Рис, 5. Процесс формирования рабочей программы и модуле РПД-МКиИТ
Для взаимосвязи документов со структурой вуза была разработана база данных, в которой содержатся необходимые данные о подразделениях вуза, специальностях, кадровом составе, дисциплинах и др. Таким образом, данные о специальности, раечасовке дисциплины, перечне и описании компетенций по направлению берутся автоматически из соответствующего источника. Это значительно сокращает количество ошибок и время на составление документации.
Достоинства использования разработанного модуля при составлении рабочих программ я фондов оценочных средств дисциплин:
- существенно сокращается время, затрачиваемое преподавателем на разработку рабочей программы дисциплины;
- исключаются ошибки при заполнении раечасоики, перечня компетенций н связанных дисциплин;
- формируется выходной файл, оформленный с учетом требований ФГОС;
- все разработанные программы и фонды оценочных средств сохраняются в системе, что обеспечивает оперативный доступ к ним в любое время;
- поддерживается возможность редактирования уже созданных рабочих прог рамм н фондов оценочных средств.
1. Национальный Стандарт Российской Федерации ((Системы менеджмента качества. руководящие указания но применению ГОСТ Р И СО 9001-2001 в сфере образования». [Электронный ресурс] - Режим доступа: htip://www.goctss.ru/doc/15.GOST_R_ 52614Ji-2006.pdf (доступ свободный).
2. The Bologna Declaration of 19 June 1999. [Электронный ресурс] - Режим доступа: li Ир; //www. с li са, i п Го/I1 р I oads/Declarations/ B0L0GNA_DECLARAT10N.pdf (доступ свободный}.
.Г Мультимедийны!" учебник МУМУ-2002. Грант Минобразования РФ № 2.7,6.(43.0)99.072, руководитель проекта д.ф.-м.и.. Проф. академик РАЕН Тихомиров В.В.
4. Буслаев Л.П., Магарш-Ильяее Г.Г. Тихомиров В.М.. Селезнев О.В,. Фаркоь- /О.А., Голъдман МЛ. Осипенко К.Ю., Яшина М.В Развитое курса математики в технических вузах (проблемы и перспективы) U Padagogrsche Problem с if) der Ingenicrausbildung, int. Symp. IGIP-98. - AIsbach/Bergtrasse, 1998.
5. Yushinu Ml'., Dotkutcva A.S.. Nakottechny I.I. The method of cloud services using for lesting in mathematical education, proceedings of the 16th International Conference oil Computational and Mathematical Methods on Science and Engineering, CMMSE 2014, 3-7 July. 2014, vol, 4. pp. 5309- 1327. ISBN 978-84-608-6082-2.
6. Yashltia M. Г. Nakonechnyy 1.1. WEB Service for Data Extraction from Semi-structured Data Sources. Proceedings of the Ninth International Conference on Dependability and Complex Systems Dt-pCoS-RELCOMEX. June 30 -July 4, 2014, Brunow, Poland. Advances in Intelligent Systems and Computing Volume 286, 2014, pp 499-510, URL:DOI 10.1007/978-3-319-07013-1 48.
7. Буслаев А.П. Буриыоиа Т.А.. Деза H.B.. Пасицельекая Jl.H, , Яшина М.В, Применение информационно-вычислительных сетей для мониторинга сложных социально-технических процессов на примере системы сопровождения оценивания качества знаний по математике в нуче. Часть ]. ЕГЭ для баканам ров. Методическое пособие, 2013. Техпо.кп рафпентр. 110 с.
Н. Буслаев Л П., Бурикова Т.Л., Гусева А С.. Наконечный ПИ.. Яшина МЛ Применение информационно-вычислительных сетей для мониторинга сложных социально-технических процессов на примере системы сопровождения оценивания качества знаний по математике в вузе. Часть 2. Технология аттестации. Методическое пособие, 2013. Тйх поли граф центр. 72 с.
9. Официальный сайг фирмы «1С» [https://1c.ru],
10. Официальный сайт Лаборатории ММИС [httpv/w ww.mmis.ru J.
.1 и те pa ту pa
T-Comm Vol.11. #9-2017
MANAGEMENT
FEATURES OF THE INFORMATION SUPPORT OF EDUCATIONAL PROCESS
AT THE TECHNICAL UNIVERSITY
Anastasia S. Dotkulova, graduate student of Moscow University, Moscow, Russia, asoll05@inbox.ru Marina S. Moseva, 2nd year student of Moscow University, Moscow, Russia, mmoseva@yandex.ru Marina V. Yashina, Doctor of Technical Sciences, Professor, MTUCI, Moscow, Russia, yash-marina@yandex.ru
Abstract
The current state of the educational process in the universities of the Russian Federation is characterized by revolutionary changes both in the organizational and material sphere, and in the educational and methodological field. This is due to the state measures for the transition to "Quality Management" [1] and the integration of the Russian education system with the educational system of Europe, which led to the adoption of a number of new educational standards that support the reform of the national higher education in accordance with the main provisions of the Bologna Declaration [2] for Rapprochement and harmonization of countries in order to create a single European space for higher education. To date, the process includes 48 member countries. The launch of these processes requires standardization and unification of approaches to the formation of methodological support, uniform formats and data structures in the complex process of training higher education personnel. At the same time, different areas of professional innovation have their own peculiarities, for example, it is impossible to train doctors and journalists on the same schemes.
Thus, to ensure quality education in a technical university, one of the most important aspects is the formation of a educational and methodological complex of documents. Educational-methodical complex of discipline is a set of documents that determine the study of a specific discipline. The main document of the educational and methodological complex of documents is the work program of the discipline. The formation of the educational and methodological complex of documents is a complex process, requiring large time and labor costs. Therefore, it is advisable to automate the process of drawing up documentation, which is an integral part of the educational process, as well as to ensure control over the implementation of educational and methodological work and prompt access to all the documentation that constitutes the educational and methodological complex of the discipline.
The paper discusses the main problems of higher technical education that arose as a result of the reforms in the Russian education system, and presents a model of an information system for the support of the educational process, which ensures the automated formation of documents regulating the educational process. The presented model allows to easily change the structure of the developed documentation in case of changes in normative acts regulating the educational process and accompanying its documentation.
Keywords: educational process, automation of document circulation, information technologies, educational standard, information system. References
1. The National Standard of the Russian Federation "Quality Management Systems. Guidelines for the application of GOST R ISO 9001-2001 in the field of education". [Electronic resource] - Access mode: http://www.gociss.ru/doc/l5.G0ST_R_526l4.2-2006.pdf (access is free).
2. The Bologna Declaration of June 19, 1999. [Electronic resource] - Access mode: http://www.ehea.info/Uploads/Declarations/BOLOGNA_DECLA-RATION.pdf (access is free)
3. Multimedia textbook MUMU-2002. Grant of the Ministry of Education of the Russian Federation № 2.7.6. (43.0) 99.072, the project manager is Doctor of Physics and Mathematics, prof. Academician of the Russian Academy of Natural Sciences Tikhomirov V.V.
4. Buslaev A.P., Magaril-Iliyaev G.G., Tikhomirov V.M., Seleznev O.V., Farkov Yu.A., Goldman M.L., Osipenko K.Yu., Yashina M.V. (1998). Course Development Mathematics in technical universities (problems and prospects). Padagogische Probleme in der Ingenierausbildung. Int. Symp. IGIP-98. -Alsbach / Bergtrasse.
5. Yashina M.V., Dotkulova A.S., Nakonechny I.I. (2014). The method Of cloud services. Proceedings of the 16th International Conference on Computational and Mathematical Methods on Science and Engineering, CMMSE 2014, July 3-7, 2014, vol. 4, pp. 1309-1327. ISBN 978-84-608-6082-2
6. Yashina M.V., Nakonechnyy I.I. (2014). WEB Service for Data Extraction from Semi-structured Data Sources. Proceedings of the Ninth International Conference on Dependability and Complex Systems DepCoS-RELCOMEX. June 30 - July 4, 2014, Brunow, Poland. Advances in Intelligent Systems and Computing Vol. 286, pp. 499-510, URL: DOI 10.1007 / 978-3-319-07013-1 48
7. Buslaev A.P., Burikova T.A., Deza N.V., Positsel'skaya L.N. , Yashina M.V. (2013). Application of information and computer networks for monitoring complex social and technical processes using the example of a system for tracking the quality of knowledge in mathematics in a university. Part 1. Unified State Examination for Bachelors. The methodical grant. Tehpoligratsentr, 110 p. (In Russian)
8. Buslaev A.P., Burikova T.A., Guseva A.S., Nakonechny I.I., Yashina M.V. (2013). Application of information and computer networks for monitoring complex social and technical processes using the example of a system for tracking the quality of knowledge in mathematics in a university. Part 2. Technology of attestation. The methodical grant. Tehpoligratsentr. 72 p. (In Russian)
9. Official website of the company "lC" [https://lc.ru].
10. The official site of the MIIS Laboratory [http://www.mmis.ru].
Information about authors:
Dotkulova Anastasia Sergeevna, graduate student of Moscow University, Moscow, Russia Moseva Marina Sergeevna, 2nd year student of Moscow University, Moscow, Russia Yashina Marina Victorovna, Doctor of Technical Sciences, Professor, MTUCI, Moscow, Russia
T-Comm Tom 11. #9-2017