Научная статья на тему 'Формирование новой модели образования - основное требование неоиндустриального развития'

Формирование новой модели образования - основное требование неоиндустриального развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
727
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Область наук
Ключевые слова
НЕОИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / NEOINDUSTRIALIZATION ECONOMY / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ / EDUCATIONAL CYCLES / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сушкова Ирина Алексеевна

В статье анализируются объективные факторы, обуславливающие необходимость формирования новой модели профессионального образования в условиях формирования неоиндустриальной экономики. Такой моделью, безусловно, должна стать система непрерывного образования. Раскрывается процесс трансформации образовательной системы в условиях неоиндустриализации. Рассмотрены некоторые вопросы формирования и реализации системы непрерывного образования. Проведён анализ форм работы с различными целевыми группами, обеспечивающими мотивацию обучающихся к исследовательской инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF A NEW MODEL OF EDUCATION IS THE BASIC REQUIREMENT OF DEVELOPMENT NEOINDUSTRIALIZATION

The article analyses the factors driving the need for a new model of vocational education in the conditions of formation of neoindustrialization housekeeper. Such a model should be a system of continuous education. Expands to the process of transformation of the educational system in conditions of neoindustrializacii. Discusses some of the issues of formation and realization of the system of continuous education. The analysis of the forms of work with different target groups, providing motivation for students to research innovation.

Текст научной работы на тему «Формирование новой модели образования - основное требование неоиндустриального развития»



УДК 338.1

<

X

ш

s

^

о

ш

о со

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ -ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ НЕОИНДУСТРИАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ

THE FORMATION OF A NEW MODEL OF EDUCATION IS THE BASIC REQUIREMENT OF DEVELOPMENT NEOINDUSTRIALIZATION

© Сушкова Ирина Алексеевна

Irina A. Sushkova кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова.

PhD (Economics), associate Professor, associate professor of the department of economic security, Saratov Socio-Economic Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics.

И irinasushkova6o@mail.ru

Аннотация. В статье анализируются объективные факторы, обуславливающие необходимость формирования новой модели профессионального образования в условиях формирования неоиндустриальной экономики. Такой моделью, безусловно, должна стать система непрерывного образования. Раскрывается процесс трансформации образовательной системы в условиях неоиндустриализации. Рассмотрены некоторые вопросы формирования и реализации системы непрерывного образования. Проведён анализ форм работы с различными целевыми группами, обеспечивающими мотивацию обучающихся к исследовательской инновационной деятельности.

Ключевые слова: неоиндустриальная экономика, глобализация, инновации, образовательные циклы, непрерывное образование.

Abstract. The article analyses the factors driving the need for a new model of vocational education in the conditions of formation of neoindustrialization housekeeper. Such a model should be a system of continuous education. Expands to the process of transformation of the educational system in conditions of neoindustrializacii. Discusses some of the issues of formation and realization of the system of continuous education. The analysis of the forms of work with different target groups, providing motivation for students to research innovation.

Key words: neoindustrialization economy, globalization, innovation, educational cycles, continuing education.

На современном этапе развития мировой экономики чётко обозначились тенденции к развитию современного инновационного производства. «Наука реально становится непосредственной производительной силой, знания играют решающую роль, а их производство является основным источником экономического роста. Рост благосостояния определяется наличием и функционированием наукоёмких активов - знаний, опыта, ноу-хау. С увеличением знаний в обществе изменяются и экономические эффекты, и сам человек, как особая творческая личность» [1, с. 9].

Теория неоиндустриализации, которая нашла обоснование в переходе к новой модели экономического развития, становится отправной точкой в обосновании политики её реализации. Успех неоиндустриализации национальной экономики всецело зависит от наличия адекватной и эффективной экономической политики - политики неоиндустриализации.

«Критерием успешности политики неоиндустриализации становится эффективность функционирования механизма и результативность движущих сил неоиндустриализации в превращении интеллектуального продукта в промышленный, пригодный для удовлетворения потребностей общества. Формирование такой экономической политики - процесс сложный и не однозначный, в нем участвуют как мини-

мум три составляющие - наука (и образование), промышленность (и бизнес) и государство (с его властными институтами)» [1, с. 47].

Для осуществления эффективной неоиндустриализации национальной экономики на инновационной основе «...прежде всего, нужна новая идеология, главной идеей которой является российский человек, его уровень жизни, образованность, обустроенность, защищённость, уровень квалификации, обеспеченность работой. В этом случае новая индустриализация выступает средством реализации такой идеи, способом создания такой социально-экономической системы, в которой человек будет действовать и в своих интересах, и в интересах общества» [2, с. 17]

Необходимо отметить, что в начале формирования неоиндустриальной экономики практически все экономически развитые страны столкнулись с серьёзными системными проблемами в сфере профессионального образования, которые с достаточной долей уверенности можно охарактеризовать как кризис образования. Причиной такого кризиса, по мнению автора, явилось обострение противоречий между качественными изменениями современного общественного воспроизводства за счёт его инновационности основанной на экономике знаний, и эволюционно-экстенсивным развитием профессионального образования. Однако одновременно этот кризис послужил началом коренной модернизации системы образования на основе формирования новой модели, адекватной неоиндустриальной экономике, а именно - системы непрерывного образования, то есть образования в течение всей жизни.

С теоретической точки зрения понятие «непрерывное образование» наполнено определённым социально-экономическим содержанием:

- во-первых, непрерывное образование «рассматривается как перспективная образовательная модель в сфере профессионального образования, адекватная формирующейся неоиндустриальной экономике» [3];

- во-вторых, система непрерывного образования охватывает практически все уровни профессионального образования: среднее, высшее и подготовку кадров высшей квалификации, устанавливая согласованную и преемственную связь каждого из уровней;

- в-третьих, непрерывное образование является социальным институтом.

«Практика осуществления любых преобразований в экономике свидетельствует о том, что динамика этих преобразований в большей степени зависит от наличия источников и состава движущих сил их осуществления. В теории индустриализации обоснование выделения источников и определение движущих сил этого реального процесса имеет особое значение. По сути, при анализе этих вопросов раскрывается содержание самого процесса индустриализации в новых условиях» [4, с. 117]

Непрерывное образование является с одной стороны условием неоиндустриальной экономики, а с другой её следствием. Иными словами - с одной стороны в экономике, основанной на знаниях, непрерывные инновации в сфере общественного воспроизводства предполагают непрерывное профессиональное образование; с другой стороны - наиболее полное осуществление реализации модели непрерывного образования, возможно исключительно в экономике, основанной на знаниях, в условиях непрерывной востребованности знаний и умений личности.

В процессе формирования неоиндустриальной модели национальной экономики необходимо чётко представлять контуры социально-экономической системы, которая будет сформирована в итоге. Не вызывает сомнений, что это должна быть динамичная, способная к саморазвитию экономика, обеспечивающая эффективное использование всех производственных ресурсов (в том числе и знания), содействующая наиболее полной реализации интеллектуального потенциала, основанного на развитии науки и образования. Следовательно, в данном случае можно вести речь о выработке определённой стратегии социально-экономического развития, непременной составляющей которой является формирование и реализация новой образовательной модели - системы непрерывного образования.

Для точного определения сущности понятия «непрерывное образование» необходимо оценить объективные основы и механизмы модернизации образовательной системы в эпоху неоиндустриализации.

Следует понимать, что основные факторы вызывающие необходимость в постоянном пополнении и обновлении знаний лежат вне сферы образования (рис. 1).

Важнейшей закономерностью экономической системы является её цикличный характер. Большинство экспертов рассматривают цикличность в качестве формы движения национальных экономик и мировой экономики в целом. Поскольку профессиональное образование неразрывно связано с национальной экономикой можно утверждать, что его трансформация также осуществляется по законам циклической динамики. «Для неё характерно сочетание непрерывного и поступательного движения с дис-

Рис. 1. Главные факторы, вызывающие необходимость пополнения и обновления знаний

<

X ш

о

ш

о со

кретностью, скачкообразной сменой педагогических доктрин и парадигм, организационно-экономических механизмов образовательного производства» [5, с. 56].

С точки зрения формы движения образования цикличность, вне всякого сомнения, включает определённый набор факторов отражающих уровни эволюции качественных параметров образовательной деятельности, а также её результативности. Переход к новому образовательному циклу обуславливается проникновением инновационной совокупности научных достижений от нескольких передовых секторов национальной экономики ко всей экономике в целом.

При этом инновационная совокупность научных достижений определяется как основополагающая область решения возникающих проблем, приложения преобладающих процедур и методов, определённую совокупность принципов, основанных на достигнутом уровне научных познаний и сопровождающаяся некоторой совокупностью инновационных технологий [6, с. 22].

Смена инновационных парадигм предполагает радикальное изменение способа жизнедеятельности человечества, смену типа экономической культуры совокупного работника (табл. 1).

В соответствии с предложенной структурой технологических укладов мировая экономика находится в начале формирования VI технологического уклада. Данный период характеризуется бурным развитием информационных технологий, созданием глобальных научно-исследовательских сетей, а, следовательно,

Периодизация технологических укладов мировой экономки

Таблица 1

Технологические уклады Состояние науки и образования

Временные рамки Характеристика

I 1770-1840 Основной ресурс: энергия воды Обучение на рабочем месте, появление университетов и научных сообществ

Основная отрасль: текстильная промышленность

Достижения: механизация фабричного производства

II 1830 1890 Основной ресурс: энергия пара, уголь Массовое начальное образование, появление первых технических вузов

Основная отрасль: транспорт, чёрная металлургия

Достижения: рост масштаба производства, развитие транспорта

III 1880 1940 Основной ресурс: электрическая энергия Первые исследовательские лаборатории в корпорациях, технические стандарты

Основная отрасль: тяжёлое машиностроение, электротехническая промышленность

Достижения: концентрация банковского и финансового капитала, появление радиосвязи, телеграфа, стандартизация производства

IV 1930-1980 Основной ресурс: энергия углеводородов, начало ядерной энергетики Бурный рост в корпорациях и государственном секторе, массовый доступ к высшему образованию

Основная отрасль: автомобилестроение, цветная металлургия, нефтепереработка, синтетические полимерные материалы

Достижения: массовое серийное производство

V 1970-2010 Основной ресурс: атомная энергия Глобальные информационные сети, массовый доступ к высшему образованию

Основная отрасль: электроника, микроэлектроника, информационные технологии, генная инженерия, телекоммуникации, освоение космоса

Достижения: индивидуализация производства и потребления

VI 2010-2060 Основной ресурс: знания Глобальные информационные сети, обеспечивающие доступ к научной и образовательной информации, непрерывное профессиональное образование

Основная отрасль: нано- и биотехнологии, клеточная и ядерная технологии, новая медицина

Достижения: индивидуализация производства и потребления, снижение энергоёмкости и материалоёмкости производства, создание материалов с заранее заданными свойствами

на базе VI технологического уклада формируется неоиндустриальная экономика, основой которой являются знания. Как следствие образовательная система приходит к принципам непрерывности получения знаний, обновления и расширения их в рамках инновационной образовательной модели, называемой на экспертном уровне -системой образования в течение всей жизни.

Неоиндустриальная экономика предполагает усиление неценовой конкуренции, то есть конкуренции новизны и качества. «Успех реализации политики перехода экономики России на неоиндустриальный путь развития в условиях действия противоречивых тенденций определяется набором инновационных факторов, способствующих установлению неоиндустриального порядка хозяйствования» [1, с. 147]. Эти факторы выдвигают на одну из ведущих ролей важнейший фактор развития национальной экономики - профессионализм и интеллект каждой личности.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что новому технологическому укладу, обуславливающему усложнение экономических отношений и системы социального взаимодействия в рамках неоиндустриальной экономической системы, основанной на знании, соответствует качественно новая модель образования, а именно - модель непрерывного образования.

Современный этап развития мировой экономики характеризуется усилением гло-бализационных процессов. С точки зрения экономической науки процесс глобализации целесообразно рассматривать как явление, которое объединяет политические, экономические, технологические и культурные процессы происходящие в мире [7, с. 10]. Глобализация отражает достигнутый мировой экономикой уровень взаимозависимости основанной на:

- интеграции и нарастающего перемещения факторов производства в мировом экономическом пространстве;

- формировании экономики знаний и технологической интеграции на основе инноваций;

- информационно-коммуникационной революции, основанной на информационно-коммуникационных технологиях.

Можно с уверенностью утверждать, что обязательным условием глобализации мировой экономики являются глобализация знаний и формирование глобального информационного пространства. Развитие информационно-коммуникационных технологий обеспечивает возможность практически неограниченного оперативного доступа к мировым базам данных неограниченного количества пользователей. В данном случае наиболее выгодные позиции занимают отдельные личности и сообщества способные к эффективному поиску и восприятию информации, извлечению из неё необходимого, и рациональному применению полученного знания. Формирование таких способностей

должно стать одной из важнейших целей новой образовательной модели.

Важнейшим фактором, оказывающим влияние на формирование системы непрерывного образования, является наука. Развитие образования в общем смысле не может рассматриваться в отрыве от развития науки, в условиях глобализации именно она в решающей степени задаёт темп, определяет характер и результат развития экономики в целом. «Новое знание приводит к возникновению новой технологии, что, в свою очередь, приводит к экономическим изменениям, что, в свою очередь, приводит к социально-политическим изменениям, что в итоге приводит к созданию новой парадигмы, или нового видения мира» [8, с. 4]

Результатом ускорения темпов развития науки, по мнению автора, следует считать несоответствие между жизненным циклом науки и жизненным циклом образовательного знания. Такая ситуация означает, что у личности игнорирующей повышение уровня своей квалификации, не предпринимающей усилий к расширению своих знаний наступает так называемый «износ человеческого капитала». Для оценки такого явления в США разработан и используется специальный индикатор, получивший название «период полураспада компетентности». Этот индикатор определяет период времени с момента окончания учебного заведения, в течение которого компетенции и профессионализм специалистов снижается на 50% ввиду возникновения нового знания [9, с. 10].

Период полураспада компетентности постоянно сокращается: если в 60-е годы прошлого столетия этот промежуток времени составлял около 10 лет, то в условиях неоиндустриальных преобразований он находится в промежутке 3-5 лет, и, безусловно, будет сокращаться по мере перехода экономики на VI технологический уклад. Сокращение сроков периода полураспада компетентности обуславливается не только скоростью обновления знаний, но и структурой сформированного в образовательном учреждении «запаса знаний» специалиста. Можно с уверенность утверждать, что существуют знания как с длинным, так и с коротким «периодом полураспада»:

- к первым относятся фундаментальные знания, более устойчивые к воздействию факторов морального устаревания;

- ко вторым - прикладные знания, имеющие сравнительно короткий «жизненный период».

По оценкам некоторых экспертов «ежегодно обновляется 5% теоретических и 20% прикладных знаний» [10, с. 12].

Не вызывает споров тот факт, что универсальной закономерностью которая в определённой степени определяет направление развития как отдельной личности, так и общества в целом следует считать процесс удовлет-

< X

ш

о ш

о со

ворения постоянно повышающихся потребностей. В данном случае термин «повышение потребностей» целесообразно рассматривать с точки зрения количественно-качественных характеристик их поступательного движения. Количественные изменения потребностей определяются как увеличение объёма предыдущих потребностей, а качественные аспекты повышения потребностей определяются, с одной стороны как исчезновение старых и формирование новых потребностей, а также изменение структуры самих потребностей.

Важнейшей чертой происходящих в условиях неоиндустриализации структурных сдвигов в системе потребностей можно считать серьёзное расширение области образовательных потребностей. По мере эволюции общественного воспроизводства, ускорения темпов научно-технического прогресса происходит повышение потребностей общества в высокообразованных, культурных, социально-активных личностях и высококомпетентных специалистах. Безусловно, повышение образовательных потребностей требует формирования системы непрерывного образования как инновационной образовательной модели. Чем выше экономический потенциал личности, тем более необходимым для неё является потребность в собственном развитии и реализации, которые не представляется возможным реализовать без образования. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что в механизме повышения потребностей ключевая роль отводится развитию личности, предполагающей удовлетворение её потребностей в формировании, пополнении и обновлении знаний и навыков на протяжении всей жизни.

Совокупность воздействия всех исследованных выше факторов способствует формированию двух взаимосвязанных и взаимообусловленных тенденций в развитии неоиндустриальных экономических систем:

- увеличение сложности, при этом сложность системы находится в нелинейной зависимости от числа элементов и связей такой системы;

- прогресс знаний и стремительное расширение потока информации.

Формирование системы непрерывного образования достаточно сложный и продолжительный процесс, предполагающий не только создание конкретной взаимосвязанной структуры из ранее разрозненных компо-

нент - образовательных подсистем различного уровня, не только создание организационного механизма, но и институализацию непрерывного образования.

В последние десятилетия в отечественном высшем образовании происходят процессы модернизации, основанные на серьёзных изменениях, как в структуре высших учебных заведений, так и в содержании основных направлений деятельности.

В контексте формирования неоиндустриальной экономики наряду с образовательной и научной составляющей деятельности ВУЗов должна быть включена инновационная составляющая, направленная на укрепление связи образования, фундаментальной и прикладной науки с реальной экономикой, а также на подготовку инновационных кадров для экономики нового типа - экономики знаний.

В рамках реализации такой задачи целесообразно было бы использовать определённую систему под условным названием «инновационная система образования». Такая система представляет собой определённую последовательность, на входе которой знания и компетенции, научные идеи и разработки, а на выходе - конечный инновационный продукт. При этом функционирование системы позволяет охватить три стадии деятельности (рис. 2):

- образование на всех уровнях;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- фундаментальная и прикладная наука;

- инновационно-производственная деятельность (внедрение инновационных разработок, наукоёмкое производство и инвестиции).

Сама концепция непрерывного образования на основе «инновационной системы образования» включает в себя три основные составляющие:

1) довузовский уровень образования - опережающая подготовка школьников в инновационных областях на базе подготовки к олимпиадам, соревнованиям, участия в учебных проектах;

2) вузовский и послевузовский уровень -подготовка студентов и аспирантов в инновационных областях в сочетании с осуществлением научных исследований и участием в реализации научно-производственных проектов;

СТАДИИ

РЕЗУЛЬТАТЫ

Образование

Фундаментальные исследования

Приданные исглмовэннт ННОКР

Инновационная деятельность

-4"

Инвестиционная деятельность

Начальный этап -этап формирования идеи

Венчурный этап

Этап самоокупаемости

Знания и компетенции

Научная разработка

Опытный образец, патент

Конечный продукт малой _серии_

Серийное производство

Рис. 2. Структура непрерывности инновационной системы образования

Довузовское образование

Вузовское образование

Послевузовское образование

Дополни тельное образование

Проблемно-орнентнро^апные компетенции

Б2

и*

С

и*

м

п

1 ^ и ULJL

Пр з ктн к о- ор н ентир о е 4 в а ы < ком пет ен дин

К

Lrt*

Б1

Б2

£_tt

о--1 -

м

П

Преаметно-ор

tii'HTiipo^aHu ы

компета :инн

Li*

и?

Б1

Lr

Б2

г

м ■ .tt [

п

Б:

шеыс ком I« гевцнн

Lf*

Ui*

Б1

_f*

Б2

Lf*

Li*

м

и

Рис. 3. Многоуровневый подход в системе непрерывного обучения

3) уровень дополнительно профессионального образования - с одной стороны опережающая подготовка профессорско-преподавательского состава, с другой стороны повышение квалификации и переподготовка специалистов различных отраслей экономики с реализацией бизнес-проектов.

Функционирование инновационной системы образования можно продемонстрировать на обобщённой модели обучения на принципах непрерывного обучения.

Предлагаемый в рамках такой модели многоуровневый подход является сквозным в системе непрерывного образования. Его основная идея заключается в создании определённой системы роста компетенций; обеспечении непрерывности образовательного процесса в сочетании с тесной интеграцией науки и производства.

В соответствии с моделью многоуровневого подхода целевыми группами обучающихся систем непрерывного обучения являются:

1) довузовское образование: «Д» (школьники 9-11 классов); «К» (студенты колледжа);

2) вузовское и послевузовское образование: «Б1» (студенты 1-2-го курса); «Б2» (студенты 3-4-го курса); «С» (студенты 5-го курса); «М» (студенты 5-6-го курса по программе магистратуры); «А» (аспиранты и соискатели);

3) дополнительное образование: «П» (профессорско-преподавательский состав ВУЗов, специалисты государственных и частных компаний).

Достижение гарантированно высокого качества результатов образования в рамках предлагаемой модели предусматривает переход на более высокие уровни компетенций в определённой последовательности: базовые ^ предметно-ориентированные ^ практико-ори-ентированные ^ проблемно-ориентированные. В этом случае возникает возможность создания гибких, быстро перестраиваемых модульных «траекторий» обучения на всех уровнях образования в зависимости от стартового уровня компетенций обучаемого и его конечных запросов (рис. 3).

Развитие компетенций обучаемых, в соответствии с представленной моделью, предполагает создание и внедрение в программы подготовки образовательных модулей созданных с учётом содержания компетенций соответствующего уровня для различных целевых групп.

Реализация инновационной системы образования, безусловно, требует определённых принципов организации образовательного процесса, а именно:

?ffMP"

< X

ш

о ш

о со

■ SISH^'

- опережающее повышение квалификации профессорско-преподавательского состава;

- подготовку специалистов в наиболее значимых инновационных областях;

- агрегирование всех имеющихся ресурсов ВУЗа и его партнёров;

- трасграничность и интернационализацию образования;

- ориентацию на мировые образовательные стандарты;

- экспорт образовательных услуг, в том числе и дистанционных.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что рассматриваемая система непрерывного образования направлена на создание инновационной системы обучения, её интеграцию

в условия неоиндустриализации национальной экономики.

Современная инновационная модель непрерывного обучения предусматривает структуризацию системы образования в целом, и высшего образования в частности ориентированную на создание высокотехнологичного конечного продукта совместно с компаниями и научными организациями различных секторов национальной экономики.

Положительным результатом формирования системы непрерывного образования является то, что современные ВУЗы включаются в инновационную систему развития экономики, становясь при этом своеобразным ядром интегрированных научно-образовательных комплексов, выполняя значительную часть современных исследований.

Материалы поступили в редакцию 20.11.2017 г.

Библиографический список (References)

1. Сушкова И. А. Неоиндустриальная политика: основы формирования, факторы развития: монография / И. А. Сушкова. Саратов : Наука, 2013. 238 с. ISBN 978-5-9999-1861-1.

2. Сушкова И. А. Стратегическое управление как способ реализации политики неоиндустриализации России / И. А. Сушкова / / Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 2(25). С. 16-20. ISSN 1994-5094.

3. Филатов С. А. Непрерывное профессиональное образование в контексте формирующейся экономики, основанной на знаниях / С. А. Филатов, Н. Г. Сухорукова. Новосибирск : НГУЭУ, 2005. 241 с. ISBN 5-7014-0379-6.

4. Сушкова И. А. Неоиндустриализация России: становление и ресурсное обеспечение: монография / И. А. Сушкова, И. Б. Калашников. Саратов : Наука, 2013. 288 с. ISBN 978-5-9999-1659-4.

5. Филатов С. А. Формирование новой модели образования - императив постиндустриального развития / С. А. Филатов, Н. Г. Сухорукова, Т. Н. Дудина // Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 54-62. ISSN 0869-3617.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Иванова Н. И. Инновационная сфера: итоги столетия / Н. И. Иванова // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 8. С. 22-34. ISSN 0131-2227.

7. Giddens A. Runaway world: how globalization is reshaping our lives. London : Profile, 1999. 198 p. ISBN 9780415944878.

1. Sushkova I. A. (2013). Neoindustrial'naja politika: osnovy formirovanija, faktory razvitija [Neo-industrial policy: the fundamentals of formation, development factors]. Saratov. Nauka. 238 p. ISBN 978-5-9999-1861-1.

2. Sushkova I. A. (2015). Strategicheskoe upravlenie kak sposob realizacii politiki neoindustrializacii Rossii [Strategic management as a way of implementation of the policy of neoindustrialization of Russia]. No 2(25). P. 16-20. ISSN 1994-5094.

3. Filatov S. A., Suhorukova N. G. (2005).

Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie v kontekste formirujushhejsja jekonomiki, osnovannoj na znanijah [Continuing professional education in the context of an emerging economy based on knowledge]. Novosibirsk. 241 p. ISBN

5-7014-0379-6.

4. Sushkova I. A., Kalashnikov I. B. (2013).

Neoindustrializacija Rossii: stanovlenie i resursnoe obespechenie [Neoindustrialization of Russia: formation and resource support]. Saratov. 288 p. ISBN 978-5-9999-1659-4.

5. Filatov S. A., Suhorukova N. G., Dudina T. N.

(2013). Formirovanie novoj modeli obrazovanija - imperativ postindustrial'nogo razvitija [The Formation of a new model of education - the imperative of post-industrial development]. No 10. P. 54-62. ISSN 0869-3617.

6. Ivanova N. I. (2001). Innovacionnaja sfera: itogi stoletija [Innovation: the end of the century]. Mirovajajekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija. No 8. P. 22-34. ISSN 0131-2227.

7. Giddens A. (1999). Runaway world: how globalization is reshaping our lives. London. Profile. 198 p. ISBN 978-0415944878.

8. Crawford R. In the era of human capital: the emergence of talent, intelligence, and knowledge as the worldwide economic force and what it means to managers and investors. N. Y. : Harper Business, 1999. 197 p. ISBN 978-0887305061.

9. Ушакова М. На пути к обучающему обществу / М. Ушакова // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2000. № 4. С. 9-15. ISSN 1026-955X.

10. Садовничий В. А. Высшая школа России: традиции и современность / В. А. Садовничий // Высшее образование сегодня. 2002. № 12. С. 1016. ISSN 1726-667X.

8. Crawford R. (1999). In the era of human capital: the emergence of talent, intelligence, and knowledge as the worldwide economic force and what it means to managers and investors. N. Y. Harper Business. 197 p. ISBN 978-0887305061.

9. Ushakova M. (2000). Na puti k obuchajushhemu obshhestvu [Towards a learning society]. Alma Mater (Vestnik vysshej shkoly). No 4. P. 9-15. ISSN 1026-955X.

10. Sadovnichij V. A. (2002). Vysshaja shkola Rossii: tradicii i sovremennost' [Higher school of Russia: traditions and modernity]. Vysshee obrazovanie segodnja. No 12. P. 10-16. ISSN 1726-667X.

РУК«

IKllllKui iMtfUf»

Поволжский кооперативный институт

Среднее профессиональное образование [на базе 9 11 класса)

■ Прикладная инфориоткка (по отраслям)

■ Огцфэииоинач деятельность в логистике

■ Товароведение и экспертиза качества потребительских шеарсо

- Право и oprawsaunn Ссшиаяьмаго Обеспечение

- Экономика и бухгалтерски* умет

■ Более ТО тецлельнитен

Без ЕГЭ Отсрочка От армии

Беэ вступительных »пламенна из колледжу н вУЗ

Высшее образование:

Прикладная информатика

nJHl Экономика

Менеджмент: ^Ц? Товароведение IСоциальная работа 0 Юриспруденция (Аз? Сервис

Вступительные испытания:

Пог -упптниг МЛ безе tp^inrro oiuirn образования ■ па р*1ул»гйтйм ЕГЭ

WITOWd т,| р. :1 (па афрлцкая}, pyTCKHVh ШЛ,

(ншкткфммне

noctynfltwN! H-d 601t профйсална/ънат

660oiCMantrn (iwitef. чопмга/к -ехы'vyv)

no pi ¡умают cobctr&oa sw»

Иногородним студентам предоставляется общежитие

г Энгельс, ул, Красноармейская, 24 8(8453) 5&8S-66

ENGEL5.RUCSU

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.