Научная статья на тему 'О некоторых аспектах интеграции российского высшего образования в общеевропейское образовательное пространство'

О некоторых аспектах интеграции российского высшего образования в общеевропейское образовательное пространство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
613
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СФЕРЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / BOLOGNA PROCESS / THE GLOBALIZATION OF HIGHER EDUCATION / UNDERGRADUATE / GRADUATE / EDUCATION QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочанова Е. Н., Кочанов Н. П.

В статье анализируются процессы глобализации сферы высшего профессионального образования в свете вхождения Российской Федерации в систему единого образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of Russian Higher Education into European Educational Space

This paper analyzes the processes of globalization sphere of higher education in light of the occurrence of the Russian Federation into the unified educational space.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах интеграции российского высшего образования в общеевропейское образовательное пространство»

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования 220600 - «Инноватика» являются инновационные процессы страны, региона, территории и предприятия, включая:

• инновационные проекты создания конкурентоспособных производств товаров и услуг;

• инновационные проекты реинжиниринга бизнес-процессов;

• научно-техническое инновационное развитие предприятий малого бизнеса;

• проекты инновационного развития территорий;

• аппаратно-программное обеспечение всех фаз управления инновационными проектами;

• теоретические основы инноватики, развитие инноватики как науки и области научно-технической деятельности;

• инновационные технологии обучения.

Выпускники по направлению 220600 - «Инноватика» в соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

• производственно-управленческая;

• экспериментально-исследовательская.

Выпускники по направлению 220600 - «Инноватика» могут адаптироваться ко всем видам деятельности, базирующимся на системном анализе, моделировании, автоматизированном управлении и других видах информационных компьютерных технологий.

В результате выпускник МАГТУ «МАМИ», владеющий как конструкторско-технологическими, так и управленческо-экономическими знаниями, навыками и умениями, может выполнять не только функции инженера-технолога на производстве, но и участвовать в разработке инвестиционных проектов инновационного инжиниринга предприятий и организаций государственной и частной сферы.

О некоторых аспектах интеграции российского высшего образования в общеевропейское образовательное пространство

к.ф.н. доц. Кочанова Е.Н., Кочанов Н.П. филиал ГОУВПОМГТУ «МАМИ» в г. Ликино-Дулеве 8(496)414-56-11, Ы шаш1 [email protected]

Аннотация. В статье анализируются процессы глобализации сферы высшего профессионального образования в свете вхождения Российской Федерации в систему единого образовательного пространства.

Ключевые слова: болонский процесс, глобализация сферы высшего образования, бакалавриат, магистратура, качество образования.

В новом тысячелетии проблемы образования становятся приоритетными во всем мире, т.к. они, в конечном счете, определяют будущее каждой страны в отдельности и планеты в целом.

Как для развитых, так и для развивающихся стран актуальными остаются проблемы, связанные не только с качеством образования, которое сегодня воспринимается как современность образования и его востребованность в последующей деятельности человека, но и его доступностью, эффективностью образовательных систем, непрерывностью и открытостью образования. Открытость подразумевает способность национальной системы образования гибко реагировать на глобальные тенденции в образовании, на рынке труда, помогать решать глобальные проблемы средствами образования и таким образом развиваться самим.

Глобализация представляет собой процесс стремительного формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых технологий.

Глобализация влияет на все уровни образования, но, безусловно, сильнее всего ее воз-

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования действие на высшую школу. Высшее образование превращается в одну из отраслей экономики, когда университеты начинают функционировать как своеобразные рыночные институты, что влечет за собой сокращение объемов фундаментальных исследований, выдвижение на первые позиции рыночной и смещение на второй план академической функции университетов, превращение преподавателей из исследователей в предпринимателей, резкое сокращение времени на научные разработки в связи с увеличением учебной и административной нагрузки на профессорско-преподавательский состав.

Глобализация - фундаментальное изменение мирового порядка, при котором национальные границы утрачивают свое значение благодаря развитию высоких технологий и распространению массовой культуры. Глобализация напрямую затрагивает университеты, так как делает особенно актуальной задачу распространения национальных культур, способствует стандартизации обучения (под влиянием современных информационных технологий и появления глобальных исследовательских сетей), а также ограничивает бюджетные возможности развитых государств.

Глобализация сферы высшего образования - относительно новое явление, характеризующее развитие западных стран с конца XX в. Она составляет органический элемент объективного, исторически прогрессивного процесса глобализации экономики и общественной жизни современного мира и вызвана, прежде всего, кардинально изменившимися условиями функционирования хозяйства передовых стран: радикальными структурными сдвигами в мировой экономике под влиянием технологического переворота, резким качественным повышением роли знаний (прежде всего научных) во всех сферах деятельности. В современных условиях общественный прогресс базируется, главным образом, на использовании нематериальных ресурсов (знаний, информации, инноваций, интеллекта), ставших важнейшими факторами конкурентоспособности, ключевыми источниками экономического роста и экономического развития.

Глобализация образования означает наступление качественно нового этапа международных отношений в данной сфере, главными признаками которого являются: интенсификация традиционных международных связей (мобильность человеческих и интеллектуальных ресурсов); унификация образовательных систем различных стран; новые формы образования, возникшие на базе использования информационных технологий (дистанционное обучение, виртуальные университеты); возникновение рынка образовательных услуг и рост конкуренции на нем; интеграционные процессы в образовании; мировое образовательное пространство; глобальные университеты.

Сфера высшего образования столь специфична и сложна, что применительно к ней до сих пор нет единства в характеристике таких явлений, как интернационализация и глобализация и оценке их влияния на развитие высшей школы.

Глобализация высшего образования существует в нескольких формах: мобильности студентов и преподавателей, интернационализации учебных планов, транснационального образования, совместных программ, программ двойного и тройного диплома; различных видов реализации образовательных услуг.

На развитие образования в Европе наиболее существенное влияние оказывают, с одной стороны, проводимая Европейским союзом образовательная политика (Болонский процесс), с другой стороны, стремление Всемирной торговой организации вовлечь образование в условия рынка (глобализация).

«Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. По сути, ставится задача децентрализации национальных образовательных систем, в основе которой лежат идеи и ценности рыночной экономики. При этом одновременно преследуются цели повышения эффективности использования бюджетных и иных источников финансирования образования, проявляется более утилитарный взгляд на значение образования как на институт формирования кадров для рынка.

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования

В Болонской декларации изначально были указаны шесть основных задач, решение которых, как предполагается, будет способствовать единению Европы в области образования. В частности, это введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на двухступенчатую систему высшего образования, введение оценки трудоемкости (курсов программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО, повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала (в идеале, каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно зарубежном), обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов. К настоящему времени принято говорить о десяти задачах: к ранее сформулированным добавляются введение аспирантуры в общую систему высшею образования (в качестве третьего уровня), придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования, реализация социальной роли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительного образования (так называемое «образование в течение всей жизни»). Кроме того, в настоящее время становится все более принятым говорить об общеевропейском образовательном и исследовательском пространстве.

Единство европейского пространства высшего образования обеспечивается, прежде всего, введением сходных периодов обучения и названий для них. Тем самым было признано целесообразным введение двухуровневого высшего образования (бакалавриата и магистратуры) с целью обеспечения права студентов на получение высшего образования разного качества и с различными сроками обучения. Кроме того, высший уровень европейского образования предполагает обучение в докторантуре.

По данным Совета Европы, децентрализованные системы успешно реализованы в Германии, Великобритании, Швеции, Швейцарии, Бельгии, Дании, Греции, Люксембурге, Норвегии, Венгрии. Находятся в процессе децентрализации Франция, Испания, Австрия, Финляндия, Польша, Чехия.

Организацию европейской модели учебного процесса по системе БСТБ (где перечень дисциплин измеряется в единицах трудоемкости) характеризует следующее: участие студента в формировании индивидуального учебного плана; свобода выбора дисциплин; наличие в учебном процессе тьютеров; использование балльно-рейтинговой системы оценки усвоения учебных дисциплин; обеспеченность учебного процесса методическими материалами. От старой системы учебных часов страны-участники Болонского процесса отказываются, т. к. считается что часы - это затратная категория, а зачетные единицы - категория результата, за ней должно стоять содержание учебного процесса, его качество, выраженное в знаниях, умениях, компетенциях.

Россия сделала серьезный шаг в деле интеграции в мировое сообщество в сфере высшего образования, присоединившись к Болонскому процессу в сентябре 2003 г., что означает серьезную перестройку всей высшей школы. Причем внутренние проблемы функционирования российского образования лишь обостряются в связи с процессами глобализации и европейской интеграции.

Вопрос о переходе на новую систему образования в России обсуждается уже много лет на разных уровнях и в различных аспектах и при этом остается весьма острым. Существует очень много как противников, так и сторонников перехода на двухуровневую систему высшего профессионального образования. Но и они едины в том, что влияние процессов глобализации на сферу высшего образования выявляет проблему разрыва между новыми требованиями и устаревшими структурами, которые призваны эти требования реализовывать.

Среди основных положительных моментов введения в России двухуровневой системы

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования высшего профессионального образования обычно называют: 1) увеличение мобильности студентов и преподавателей (во время учебы есть возможность беспрепятственно изменять страну или университет; кроме свободы выбора вуза новая система дает свободу выбора собственно курса); 2) признании странами и вузами квалификаций, степеней и соответствующих документов об образовании.

Помимо положительных сторон, введение «двухуровнего» высшего образования имеет и определенные недостатки. Основной из них, по мнению противников перехода на двухуровневую систему высшего профессионального образования, - это существующая возможность утраты самобытности российского высшего образования. До сих пор не вполне понятно, что будет с системой среднеспециального профессионального образования, с послевузовским образованием (аспирантурой и докторантурой).

При этом аналитики отмечают, что вхождение России в единое образовательное пространство является не только очередным шагом в процессе общеевропейской интеграции, но также отвечает и ряду внутренних потребностей российского рынка образовательных услуг. В связи с подписанием Болонской декларации России предстоит решить ряд важных задач, которые потребуют значительных изменений и модернизации российского образования.

В России многоуровневая подготовка в системе высшего профессионального образования была введена в 1992 году, при этом она существенно отличалась от общеевропейской модели. В настоящее время в законодательные акты внесены изменения, устанавливающие следующие уровни высшего профессионального образования: бакалавриат, магистратура, специалитет.

В России кредитная европейская система (БСТБ) получила официальное название -система «зачетных единиц», хотя официально в нашей стране использование в области высшего профессионального образования системы, основанной на кредитных единицах, началось несколько раньше официального вступления в Болонский процесс. Так, в 2002 г. Министерство образования Российской Федерации приняло «Методику расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах» (письмо Минобразования РФ от 28 ноября 2002 г. № 14-52-988ИН/13).

Вместе с тем, необходимо учитывать, что изменения в организации учебного процесса, связанные с введением кредитной системы, зачастую требуют законодательной поддержки. В частности, это касается широкого распространения модульного подхода к изучению дисциплин, пропагандируемого болонскими документами. В целях дальнейшего внедрения кредитной системы в российское образование в настоящее время происходит разработка новых государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования на основе системы зачетных единиц.

В целом данный подход позволит учитывать образовательную нагрузку студента при аудиторных занятиях с преподавателем, при выполнении обучающимся самостоятельной работы вне аудиторий и получении профессионального опыта на практике.

Среди основных проблем, связанных с введением двухуровневой системы высшего профессионального образования, необходимо отметить также проблему содержания образовательных стандартов. В частности, предполагается значительное сокращение аудиторных часов в рамках преподавания отдельных дисциплин согласно учебным планам бакалавриата, а также перевод отдельных учебных дисциплин из числа основных в раздел дисциплин по выбору.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и в более поздних источниках, уже имеющих ссылки на Болонский процесс, речь идет о реализации системы мер с целью повышения конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг и обеспечения возможности участия российских студентов и выпускников образовательных учреждений в системе международного непрерывного образования.

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования

Как отмечает ООН, «специфика или парадокс реформ образовательной сферы в России состоит в том, что параметры российской системы образования во многом сходны с параметрами, достигнутыми в этой области передовыми странами, а показатели как экономики, так и системы образования - с показателями стран развивающихся».

Положения Конституции Российской Федерации в части, касающейся права на образование, а также законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» соответствуют лучшим мировым стандартам. Можно отметить, что современное российское образовательное законодательство обладает огромным потенциалом, который, к сожалению, остается пока недостаточно реализованным. Далеко не все декларированные нормы удалось осуществить в полном объеме. Основные причины такого положения общеизвестны: это неудовлетворительное финансирование системы образования, а также неотработанность механизма реализации законодательных норм.

Интеграция российского высшего образования в общеевропейское образовательное пространство предполагает следование формату преобразований, представленных в Болон-ской декларации, ведущими принципами которой стали: неразделимость учебного процесса и научных исследований, свобода исследований и образования, фундаментальность образования. На повестку дня выносится вопрос о необходимости интенсивного наращивания научной, инновационной и образовательной деятельности, отвечающей в полной мере международным стандартам качества в конкурентной среде. Современный студент должен видеть любой конкретный вопрос в свете структуры изучаемой им науки, владеть не только логикой научного знания, но и логикой исследования, в том числе логикой эксперимента.

Таким образом, принцип Болонской декларации о неразделимости учебного процесса и научных исследований заключен в практической реализации совместной научной деятельности двух субъектов образования: обучаемого и обучающегося, которые в достижении поставленной исследовательской цели занимают свою специфическую нишу. Второй принцип, декларирующий свободу выбора научных исследований, проявляется не только в исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава, но и непосредственно детерминирует направленность аналитической работы обучающихся.

Критерием качества научно-исследовательской деятельности студентов является их участие в научных конференциях, которое приобретает особую важность в рамках внешних конференций различных рангов - от региональных до международных , а также публикация их статей в научно-методических сборниках. Именно результативность такого плана способна предоставить студенту возможность понимания его профессионального рейтинга, которое способствует формированию конкурентоспособности студента, его готовности к динамичной социальной и профессиональной мобильности.

Новое время требует разумного сочетания в учебном процессе классического просветительского подхода с инновационным, создания условий для развития индивидуально-личностных способностей студента: его самоидентификации, самоактуализации и самореализации.

Только совместный научный поиск двух субъектов образования (преподавателя и студента) и технологии межличностного взаимодействия в образовательном пространстве могут сегодня создать условия для формирования свободной, развитой и образованной личности, способной жить и трудиться в наступившем тысячелетии. Принципы Болонского процесса отражают современное состояние интеллектуального пространства.

Вовлеченность России в этот процесс, несомненно, послужит дополнительным стимулом для развития вузовской науки, а значит и высшего образования.

Находясь в русле общеевропейского образовательного пространства, отечественная высшая школа должна принять единые требования качества образования: фундаментом образовательного процесса признается формирование личности на базе компетентностного подхода, личности, способной адекватно реагировать на огромное количество информации:

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования анализировать и интерпретировать ее. Все это создало новый класс исследовательских задач, ранее не рассматриваемых отечественной педагогикой. Понимание термина «компетентность» как «профессиональная готовность» требует решения задач максимальной реализации когнитивного аспекта личности, связанного с получением сведений о мире (опирается на тезис о важности фундаментального характера вузовского образования), операционального аспекта личности, связанного с формированием готовности личности к осуществлению различных способов деятельности (опирается на тезис о необходимости обучения в совместной научной деятельности преподавателя и студента), аксиологического аспекта личности, связанного с формированием у нее определенных ценностных ориентиров (опирается на тезис о свободе выбора научных исследований).

Таким образом, необходимость модернизации системы образования в России определяется как внешними, так и внутренними факторами. В свете этого усиливается внимание государства к обозначенной сфере, на высшем государственном уровне стимулируется интеграция отечественной системы высшего образования в общеевропейское образовательное пространство. В то же время необходимо помнить, что в Болонской декларации не предусмотрена ломка национальных систем высшего образования.

Литература

1. Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой — Москва: Орг-сервис-2000, 2006. - 208 с.

2. Диалог организационных культур в создании общеевропейского пространства высшего образования: Реализация принципов Болонского процесса в международных образовательных программах с участием России / С.В. Луков (руководитель), Б.Н. Гайдин, В.А. Гневашева, К.Н. Кислицын, Э.К. Погорский ; Моск. гуманит. ун-т, Ин-т фундамент. и приклад. исследований; Междунар. акад. наук, Отд. гуманит. наук Рус. секции — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. — 260 с.

3. Иванова В.И. О некоторых нормативных противоречиях в связи с реализацией Болонских идей в России // Международное публичное и частное право. - 2006. - № 4. - С. 39-41.

4. Иванова В.И. Реализация Болонских идей в России: нормативные противоречия // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 70-74.

5. Сенашенко В., Ткач Г. О структуре современного высшего образования // Высшее образование в России. - 2004. - №4. - С. 22-26.

6. Трайнев В.А., Мкртчян С.С., Савельев А.Я. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. - М.: Дашков и К, 2007. - 392 с.

Конкурентные преимущества вуза, их классификация

Чулкова О. О.

МГТУ «МАМИ» 8 (495) 223-05-35, [email protected]

Аннотация. Автор статьи рассматривает классификацию конкурентных преимуществ вуза в зависимости от внутренних и внешних факторов окружающей среды, по видам функциональных потенциалов. Также в статье представлена классификация конкурентных преимуществ, основанных на материальных и нематериальных ресурсах.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентные преимущества, материальные ресурсы, нематериальные ресурсы, международная конкуренция, образовательные услуги

«Управление конкурентным потенциалом вуза тесно связано с управлением его конкурентоспособностью, которая в свою очередь обеспечивает национальную конкурентоспособ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.