Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования 220600 - «Инноватика» являются инновационные процессы страны, региона, территории и предприятия, включая:
• инновационные проекты создания конкурентоспособных производств товаров и услуг;
• инновационные проекты реинжиниринга бизнес-процессов;
• научно-техническое инновационное развитие предприятий малого бизнеса;
• проекты инновационного развития территорий;
• аппаратно-программное обеспечение всех фаз управления инновационными проектами;
• теоретические основы инноватики, развитие инноватики как науки и области научно-технической деятельности;
• инновационные технологии обучения.
Выпускники по направлению 220600 - «Инноватика» в соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
• производственно-управленческая;
• экспериментально-исследовательская.
Выпускники по направлению 220600 - «Инноватика» могут адаптироваться ко всем видам деятельности, базирующимся на системном анализе, моделировании, автоматизированном управлении и других видах информационных компьютерных технологий.
В результате выпускник МАГТУ «МАМИ», владеющий как конструкторско-технологическими, так и управленческо-экономическими знаниями, навыками и умениями, может выполнять не только функции инженера-технолога на производстве, но и участвовать в разработке инвестиционных проектов инновационного инжиниринга предприятий и организаций государственной и частной сферы.
О некоторых аспектах интеграции российского высшего образования в общеевропейское образовательное пространство
к.ф.н. доц. Кочанова Е.Н., Кочанов Н.П. филиал ГОУВПОМГТУ «МАМИ» в г. Ликино-Дулеве 8(496)414-56-11, Ы шаш1 [email protected]
Аннотация. В статье анализируются процессы глобализации сферы высшего профессионального образования в свете вхождения Российской Федерации в систему единого образовательного пространства.
Ключевые слова: болонский процесс, глобализация сферы высшего образования, бакалавриат, магистратура, качество образования.
В новом тысячелетии проблемы образования становятся приоритетными во всем мире, т.к. они, в конечном счете, определяют будущее каждой страны в отдельности и планеты в целом.
Как для развитых, так и для развивающихся стран актуальными остаются проблемы, связанные не только с качеством образования, которое сегодня воспринимается как современность образования и его востребованность в последующей деятельности человека, но и его доступностью, эффективностью образовательных систем, непрерывностью и открытостью образования. Открытость подразумевает способность национальной системы образования гибко реагировать на глобальные тенденции в образовании, на рынке труда, помогать решать глобальные проблемы средствами образования и таким образом развиваться самим.
Глобализация представляет собой процесс стремительного формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых технологий.
Глобализация влияет на все уровни образования, но, безусловно, сильнее всего ее воз-
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования действие на высшую школу. Высшее образование превращается в одну из отраслей экономики, когда университеты начинают функционировать как своеобразные рыночные институты, что влечет за собой сокращение объемов фундаментальных исследований, выдвижение на первые позиции рыночной и смещение на второй план академической функции университетов, превращение преподавателей из исследователей в предпринимателей, резкое сокращение времени на научные разработки в связи с увеличением учебной и административной нагрузки на профессорско-преподавательский состав.
Глобализация - фундаментальное изменение мирового порядка, при котором национальные границы утрачивают свое значение благодаря развитию высоких технологий и распространению массовой культуры. Глобализация напрямую затрагивает университеты, так как делает особенно актуальной задачу распространения национальных культур, способствует стандартизации обучения (под влиянием современных информационных технологий и появления глобальных исследовательских сетей), а также ограничивает бюджетные возможности развитых государств.
Глобализация сферы высшего образования - относительно новое явление, характеризующее развитие западных стран с конца XX в. Она составляет органический элемент объективного, исторически прогрессивного процесса глобализации экономики и общественной жизни современного мира и вызвана, прежде всего, кардинально изменившимися условиями функционирования хозяйства передовых стран: радикальными структурными сдвигами в мировой экономике под влиянием технологического переворота, резким качественным повышением роли знаний (прежде всего научных) во всех сферах деятельности. В современных условиях общественный прогресс базируется, главным образом, на использовании нематериальных ресурсов (знаний, информации, инноваций, интеллекта), ставших важнейшими факторами конкурентоспособности, ключевыми источниками экономического роста и экономического развития.
Глобализация образования означает наступление качественно нового этапа международных отношений в данной сфере, главными признаками которого являются: интенсификация традиционных международных связей (мобильность человеческих и интеллектуальных ресурсов); унификация образовательных систем различных стран; новые формы образования, возникшие на базе использования информационных технологий (дистанционное обучение, виртуальные университеты); возникновение рынка образовательных услуг и рост конкуренции на нем; интеграционные процессы в образовании; мировое образовательное пространство; глобальные университеты.
Сфера высшего образования столь специфична и сложна, что применительно к ней до сих пор нет единства в характеристике таких явлений, как интернационализация и глобализация и оценке их влияния на развитие высшей школы.
Глобализация высшего образования существует в нескольких формах: мобильности студентов и преподавателей, интернационализации учебных планов, транснационального образования, совместных программ, программ двойного и тройного диплома; различных видов реализации образовательных услуг.
На развитие образования в Европе наиболее существенное влияние оказывают, с одной стороны, проводимая Европейским союзом образовательная политика (Болонский процесс), с другой стороны, стремление Всемирной торговой организации вовлечь образование в условия рынка (глобализация).
«Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. По сути, ставится задача децентрализации национальных образовательных систем, в основе которой лежат идеи и ценности рыночной экономики. При этом одновременно преследуются цели повышения эффективности использования бюджетных и иных источников финансирования образования, проявляется более утилитарный взгляд на значение образования как на институт формирования кадров для рынка.
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования
В Болонской декларации изначально были указаны шесть основных задач, решение которых, как предполагается, будет способствовать единению Европы в области образования. В частности, это введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на двухступенчатую систему высшего образования, введение оценки трудоемкости (курсов программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО, повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала (в идеале, каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно зарубежном), обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов. К настоящему времени принято говорить о десяти задачах: к ранее сформулированным добавляются введение аспирантуры в общую систему высшею образования (в качестве третьего уровня), придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования, реализация социальной роли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительного образования (так называемое «образование в течение всей жизни»). Кроме того, в настоящее время становится все более принятым говорить об общеевропейском образовательном и исследовательском пространстве.
Единство европейского пространства высшего образования обеспечивается, прежде всего, введением сходных периодов обучения и названий для них. Тем самым было признано целесообразным введение двухуровневого высшего образования (бакалавриата и магистратуры) с целью обеспечения права студентов на получение высшего образования разного качества и с различными сроками обучения. Кроме того, высший уровень европейского образования предполагает обучение в докторантуре.
По данным Совета Европы, децентрализованные системы успешно реализованы в Германии, Великобритании, Швеции, Швейцарии, Бельгии, Дании, Греции, Люксембурге, Норвегии, Венгрии. Находятся в процессе децентрализации Франция, Испания, Австрия, Финляндия, Польша, Чехия.
Организацию европейской модели учебного процесса по системе БСТБ (где перечень дисциплин измеряется в единицах трудоемкости) характеризует следующее: участие студента в формировании индивидуального учебного плана; свобода выбора дисциплин; наличие в учебном процессе тьютеров; использование балльно-рейтинговой системы оценки усвоения учебных дисциплин; обеспеченность учебного процесса методическими материалами. От старой системы учебных часов страны-участники Болонского процесса отказываются, т. к. считается что часы - это затратная категория, а зачетные единицы - категория результата, за ней должно стоять содержание учебного процесса, его качество, выраженное в знаниях, умениях, компетенциях.
Россия сделала серьезный шаг в деле интеграции в мировое сообщество в сфере высшего образования, присоединившись к Болонскому процессу в сентябре 2003 г., что означает серьезную перестройку всей высшей школы. Причем внутренние проблемы функционирования российского образования лишь обостряются в связи с процессами глобализации и европейской интеграции.
Вопрос о переходе на новую систему образования в России обсуждается уже много лет на разных уровнях и в различных аспектах и при этом остается весьма острым. Существует очень много как противников, так и сторонников перехода на двухуровневую систему высшего профессионального образования. Но и они едины в том, что влияние процессов глобализации на сферу высшего образования выявляет проблему разрыва между новыми требованиями и устаревшими структурами, которые призваны эти требования реализовывать.
Среди основных положительных моментов введения в России двухуровневой системы
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования высшего профессионального образования обычно называют: 1) увеличение мобильности студентов и преподавателей (во время учебы есть возможность беспрепятственно изменять страну или университет; кроме свободы выбора вуза новая система дает свободу выбора собственно курса); 2) признании странами и вузами квалификаций, степеней и соответствующих документов об образовании.
Помимо положительных сторон, введение «двухуровнего» высшего образования имеет и определенные недостатки. Основной из них, по мнению противников перехода на двухуровневую систему высшего профессионального образования, - это существующая возможность утраты самобытности российского высшего образования. До сих пор не вполне понятно, что будет с системой среднеспециального профессионального образования, с послевузовским образованием (аспирантурой и докторантурой).
При этом аналитики отмечают, что вхождение России в единое образовательное пространство является не только очередным шагом в процессе общеевропейской интеграции, но также отвечает и ряду внутренних потребностей российского рынка образовательных услуг. В связи с подписанием Болонской декларации России предстоит решить ряд важных задач, которые потребуют значительных изменений и модернизации российского образования.
В России многоуровневая подготовка в системе высшего профессионального образования была введена в 1992 году, при этом она существенно отличалась от общеевропейской модели. В настоящее время в законодательные акты внесены изменения, устанавливающие следующие уровни высшего профессионального образования: бакалавриат, магистратура, специалитет.
В России кредитная европейская система (БСТБ) получила официальное название -система «зачетных единиц», хотя официально в нашей стране использование в области высшего профессионального образования системы, основанной на кредитных единицах, началось несколько раньше официального вступления в Болонский процесс. Так, в 2002 г. Министерство образования Российской Федерации приняло «Методику расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах» (письмо Минобразования РФ от 28 ноября 2002 г. № 14-52-988ИН/13).
Вместе с тем, необходимо учитывать, что изменения в организации учебного процесса, связанные с введением кредитной системы, зачастую требуют законодательной поддержки. В частности, это касается широкого распространения модульного подхода к изучению дисциплин, пропагандируемого болонскими документами. В целях дальнейшего внедрения кредитной системы в российское образование в настоящее время происходит разработка новых государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования на основе системы зачетных единиц.
В целом данный подход позволит учитывать образовательную нагрузку студента при аудиторных занятиях с преподавателем, при выполнении обучающимся самостоятельной работы вне аудиторий и получении профессионального опыта на практике.
Среди основных проблем, связанных с введением двухуровневой системы высшего профессионального образования, необходимо отметить также проблему содержания образовательных стандартов. В частности, предполагается значительное сокращение аудиторных часов в рамках преподавания отдельных дисциплин согласно учебным планам бакалавриата, а также перевод отдельных учебных дисциплин из числа основных в раздел дисциплин по выбору.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и в более поздних источниках, уже имеющих ссылки на Болонский процесс, речь идет о реализации системы мер с целью повышения конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг и обеспечения возможности участия российских студентов и выпускников образовательных учреждений в системе международного непрерывного образования.
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования
Как отмечает ООН, «специфика или парадокс реформ образовательной сферы в России состоит в том, что параметры российской системы образования во многом сходны с параметрами, достигнутыми в этой области передовыми странами, а показатели как экономики, так и системы образования - с показателями стран развивающихся».
Положения Конституции Российской Федерации в части, касающейся права на образование, а также законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» соответствуют лучшим мировым стандартам. Можно отметить, что современное российское образовательное законодательство обладает огромным потенциалом, который, к сожалению, остается пока недостаточно реализованным. Далеко не все декларированные нормы удалось осуществить в полном объеме. Основные причины такого положения общеизвестны: это неудовлетворительное финансирование системы образования, а также неотработанность механизма реализации законодательных норм.
Интеграция российского высшего образования в общеевропейское образовательное пространство предполагает следование формату преобразований, представленных в Болон-ской декларации, ведущими принципами которой стали: неразделимость учебного процесса и научных исследований, свобода исследований и образования, фундаментальность образования. На повестку дня выносится вопрос о необходимости интенсивного наращивания научной, инновационной и образовательной деятельности, отвечающей в полной мере международным стандартам качества в конкурентной среде. Современный студент должен видеть любой конкретный вопрос в свете структуры изучаемой им науки, владеть не только логикой научного знания, но и логикой исследования, в том числе логикой эксперимента.
Таким образом, принцип Болонской декларации о неразделимости учебного процесса и научных исследований заключен в практической реализации совместной научной деятельности двух субъектов образования: обучаемого и обучающегося, которые в достижении поставленной исследовательской цели занимают свою специфическую нишу. Второй принцип, декларирующий свободу выбора научных исследований, проявляется не только в исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава, но и непосредственно детерминирует направленность аналитической работы обучающихся.
Критерием качества научно-исследовательской деятельности студентов является их участие в научных конференциях, которое приобретает особую важность в рамках внешних конференций различных рангов - от региональных до международных , а также публикация их статей в научно-методических сборниках. Именно результативность такого плана способна предоставить студенту возможность понимания его профессионального рейтинга, которое способствует формированию конкурентоспособности студента, его готовности к динамичной социальной и профессиональной мобильности.
Новое время требует разумного сочетания в учебном процессе классического просветительского подхода с инновационным, создания условий для развития индивидуально-личностных способностей студента: его самоидентификации, самоактуализации и самореализации.
Только совместный научный поиск двух субъектов образования (преподавателя и студента) и технологии межличностного взаимодействия в образовательном пространстве могут сегодня создать условия для формирования свободной, развитой и образованной личности, способной жить и трудиться в наступившем тысячелетии. Принципы Болонского процесса отражают современное состояние интеллектуального пространства.
Вовлеченность России в этот процесс, несомненно, послужит дополнительным стимулом для развития вузовской науки, а значит и высшего образования.
Находясь в русле общеевропейского образовательного пространства, отечественная высшая школа должна принять единые требования качества образования: фундаментом образовательного процесса признается формирование личности на базе компетентностного подхода, личности, способной адекватно реагировать на огромное количество информации:
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования анализировать и интерпретировать ее. Все это создало новый класс исследовательских задач, ранее не рассматриваемых отечественной педагогикой. Понимание термина «компетентность» как «профессиональная готовность» требует решения задач максимальной реализации когнитивного аспекта личности, связанного с получением сведений о мире (опирается на тезис о важности фундаментального характера вузовского образования), операционального аспекта личности, связанного с формированием готовности личности к осуществлению различных способов деятельности (опирается на тезис о необходимости обучения в совместной научной деятельности преподавателя и студента), аксиологического аспекта личности, связанного с формированием у нее определенных ценностных ориентиров (опирается на тезис о свободе выбора научных исследований).
Таким образом, необходимость модернизации системы образования в России определяется как внешними, так и внутренними факторами. В свете этого усиливается внимание государства к обозначенной сфере, на высшем государственном уровне стимулируется интеграция отечественной системы высшего образования в общеевропейское образовательное пространство. В то же время необходимо помнить, что в Болонской декларации не предусмотрена ломка национальных систем высшего образования.
Литература
1. Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой — Москва: Орг-сервис-2000, 2006. - 208 с.
2. Диалог организационных культур в создании общеевропейского пространства высшего образования: Реализация принципов Болонского процесса в международных образовательных программах с участием России / С.В. Луков (руководитель), Б.Н. Гайдин, В.А. Гневашева, К.Н. Кислицын, Э.К. Погорский ; Моск. гуманит. ун-т, Ин-т фундамент. и приклад. исследований; Междунар. акад. наук, Отд. гуманит. наук Рус. секции — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. — 260 с.
3. Иванова В.И. О некоторых нормативных противоречиях в связи с реализацией Болонских идей в России // Международное публичное и частное право. - 2006. - № 4. - С. 39-41.
4. Иванова В.И. Реализация Болонских идей в России: нормативные противоречия // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 70-74.
5. Сенашенко В., Ткач Г. О структуре современного высшего образования // Высшее образование в России. - 2004. - №4. - С. 22-26.
6. Трайнев В.А., Мкртчян С.С., Савельев А.Я. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. - М.: Дашков и К, 2007. - 392 с.
Конкурентные преимущества вуза, их классификация
Чулкова О. О.
МГТУ «МАМИ» 8 (495) 223-05-35, [email protected]
Аннотация. Автор статьи рассматривает классификацию конкурентных преимуществ вуза в зависимости от внутренних и внешних факторов окружающей среды, по видам функциональных потенциалов. Также в статье представлена классификация конкурентных преимуществ, основанных на материальных и нематериальных ресурсах.
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентные преимущества, материальные ресурсы, нематериальные ресурсы, международная конкуренция, образовательные услуги
«Управление конкурентным потенциалом вуза тесно связано с управлением его конкурентоспособностью, которая в свою очередь обеспечивает национальную конкурентоспособ-