УДК 378.014
ББК Ч484(0)+Ч484(2)
УПРАВЛЕНИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯМИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЦИПАМИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА
Т. Г. Калугина
Министерство образования и науки Челябинской области
MANAGEMENT OF TRANSFORMATIONS IN INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION UNDER THE BOLOGNA PROCESS PRINCIPLES
T.G. Kalugina The Ministry of Education and Science of the Chelyabinsk Region
Охарактеризованы преобразования в высшей школе, проводимые в соответствии с принципами Болонской декларации, определены и содержательно раскрыты направления включения российских вузов, в частности вузов Челябинской области, в Болонский процесс.
Ключевые слова: Болонский процесс, общеевропейское приложение к диплому, европейская система перевода кредитов, двухуровневое образование, качество образования.
The article reveals transformations in higher schools carried out into practice in accordance with the Bologna declaration principles; the identification of ways of the Russian institutes of higher education (particularly of the Chelyabinsk region institutes of higher education) joining into the Bologna process.
Keywords: Bologna process, European diploma supplement, European credit transfer system, two-level education, education quality.
19 июня 1999 года в Болонье министрами образования 29 европейских стран (позже к ним присоединились еще 4) была принята Декларация, положившая начало так называемому Болонскому процессу. Он ориентирован на создание Европейского пространства высшего образования и закрепление за ним ведущих позиций в мире.
В настоящее время почти во всех странах, относящих себя к региону Европы, осуществляются или планируются структурные и качественные преобразования образовательных систем, ведется обсуждение различных аспектов реального и потенциального участия конкретных стран по этим вопросам, публикуется множество материалов информационного, аналитического и нормативно-рекомендатель-ного характер [1-4].
Большое внимание, уделяемое данной теме на вузовских конференциях и на страницах различных изданий, свидетельствует о глубокой заинтересованности академической обще-
ственности, руководства Министерства образования, отраслевых министерств в поиске наиболее эффективных путей дальнейшего развития российской высшей школы, оптимальных условий и возможностей её интеграции в европейское образовательное пространство.
Обилие публикаций на тему Болонского процесса создает иллюзию наличия единственно верной образовательной модели, следование которой автоматически обеспечит к 2010 году оптимальное развитие высшей школы в любой принявшей эту модель стране.
Такой подход, встречающийся, к сожалению, не только в отдельных публикациях, но и в материалах некоторых конференций, вводит иногда в заблуждение активную часть вузовской общественности, искренне стремящуюся внести свой вклад в модернизацию высшего образования. Стали проявляться эти тенденции с сентября 2003 года и в России, когда она оказалась в числе стран, подписавших Болонскую декларацию. Разумеется, речь
Теория и практика управления образованием
не идет о сомнениях в целесообразности для России следования общеевропейскому вектору развития. Речь идет о том, как это поддерживаемое всеми направление интерпретируется в общественном мнении и какие конкретные меры предпринимаются для реализации этого направления у нас в стране.
В связи с этим хотелось бы прокомментировать смысл основных компонентов преобразований, проводимых в соответствии с принципами Болонской декларации. Их шесть.
Первый - переход на образовательные профессиональные программы, выраженные формулой «3-5-8» (т.е. минимальная, необходимая и достаточная подготовка специалистов на всех уровнях) с учетом профилированного обучения в старших классах школы.
Второй - развитие механизмов и инструментов обеспечения качества образования. Систематическая «подстройка» образовательных программ под реальные требования рынка труда. Определение критериев степени готовности выпускников вузов к практической деятельности, их конкурентоспособности.
Третий - повышение ответственности вузов за свою деятельность при одновременном расширении их автономии. Достижение нового уровня самостоятельности обеспечивается увеличением прозрачности их деятельности не только для государственных органов, но и для общественности.
Четвертый - применение системы зачетных единиц (кредитов), позволяющей по-новому строить весь образовательный процесс, модульное построение учебных планов, их индивидуализация.
Пятый - возрастание роли «пожизненного» образования. Развитие двухступенчатой системы университетского образования, «коротких» программ неуниверситетского уровня и развитие структур дополнительного образования с целью непрерывного повышения квалификации.
И, наконец, шестой - развитие академической мобильности, которая откроет новые возможности не только для международного сотрудничества в области образования, но и создания единого технологического пространства. Признание зарубежных документов об образовании - введение Европейского приложения к диплому.
В чем причины появления Болонского процесса?
Их можно разделить на две группы. К пер-вой группе относятся факторы, которые вле-
кут за собой необходимость изменений в национальных системах образования в связи с общемировыми тенденциями. К ним можно отнести коренные изменения в экономике всех развитых стран, нарастание конкуренции в научной сфере, подготовка специалистов безотносительно к требованиям работодателей и рынка труда. Ко второй группе можно отнести ситуации, сложившиеся в Европе: низкий процент по отношению к проживающему населению специалистов, имеющих высшее образование, небольшое количество иностранных граждан, обучающихся в стране, отставание в развитии науки и интенсивности наращивания научного потенциала; стремление объединить разрозненные потенциалы европейских стран в единый экономический механизм.
Таким образом, Болонский процесс инициирован не для начала новых реформ, а для приведения к общему знаменателю уже существующих систем высшего образования в соответствии с общеполитическими и экономическими условиями формирования единой Европы.
Преобразования в высшее школе, разработка конкретных мер для включения российской высшей школы в Болонский процесс, создание необходимых условий и разработка требуемой нормативной базы на областном уровне, на уровне каждого региона, каждого города - задача областного управления образованием. Охарактеризуем конкретные направления включения российских вузов, а значит и Челябинской высшей школы в Болонский процесс.
1. Введение общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании в соответствии с формой, разработанной под эгидой ЭС
Предполагается, что каждому студенту-выпускнику, начиная с 2005 г., должны автоматически и бесплатно предоставлять такое приложение к диплому. Оно должно быть издано на одном из широко распространенных европейских языков. (В разработке и апробации предлагаемой формы на каком-то этапе принимал участие Челябинский государственный университет. Он признал разработанную форму удобной и в настоящее время выдает такие приложения своим выпускникам).
Перед введением приложения к диплому о высшем образовании на всей территории России целесообразно провести подготовительную работу:
- скорректировать и унифицировать Пе-
речень направлений и специальностей подготовки для их совместимости с европейскими критериями. Такую работу эффективнее проводить совместно со странами Европейского Союза - в направлении разработки не российского, а именно общеевропейского Перечня;
- унифицировать названия учебных дисциплин с целью повышения степени их узнаваемости в европейских странах после перевода на английский или другие европейские языки;
- перевести на английский язык Перечень направлений и специальностей подготовки и перечень учебных дисциплин с обязательным последующим утверждением данных переводов в Минобразовании России;
- официально утвердить форму приложения и схему системы образования в России, которая является необходимой частью приложения.
2. Введение единого для всей Европы механизма учета освоенного студентом содержания образования в виде Европейской системы перевода и накопления кредитов (ЕСТБ)
На конференции министров образования европейских государств в Берлине (сентябрь 2003 г.) подчеркивалась важность роли, которую играет ЕСТБ в продвижении мобильности и разработке международных образовательных программ. Было отмечено, что она становится общей основой для национальных кредитных систем и поставлена цель превращения ЕСТБ из переводной системы в накопительную, которую необходимо применять последовательно, по мере того как она развивается в рамках растущего общеевропейского пространства высшего образования.
В России использование ЕСТЭ (так же, как и в любой другой стране) возможно на двух уровнях. Первый уровень - формальное введение системы зачетных единиц (кредитов). На этом уровне никаких изменений в системе организации обучения не проводится, а трудоемкость освоения различных дисциплин, оцениваемая сегодня государственными образовательными стандартами в часах аудиторной нагрузки, пересчитывается в зачетные единицы. В документах (приложениях к диплому, академических справках и др.) при таком применении ЕСТБ трудоемкость может указываться как в часах, так и в зачетных единицах. Для проведения пересчета используется упрощенная методика, предложенная Министерством образования Российской Фе-
дерации (письмо Минобразования России от 28.11.2002 г. №14-52-988ин/13).
Второй уровень использования ЕСТБ, назовем его условно инновационным, принципиально отличается от первого. Если в первом случае основой организационного построения образовательного процесса выступали часы, то на втором уровне такой основой становятся кредиты. Уже простая смена единиц измерения приводит к достаточно серьезным изменениям. Значительно упрощается система учета деятельности преподавателей и студентов, порядок расчета заработной платы, стоимости обучения и ряд других важных процедур организации образовательного процесса в вузе. В результате у вуза проявляются новые возможности. Так, к примеру, при использовании системы зачетных единиц достаточно просто вводить асинхронную структуру организации образовательного процесса. Зачетные единицы становятся основой для создания гибкой и мобильной системы образования.
Введение ЕСТБ на первом уровне не потребует от вуза никаких изменений в организации образовательного процесса. Единственное, что необходимо будет сделать, - это открыть в вузе одну ставку для специалиста, который бы официально осуществлял формальный пересчет часов в зачетные единицы.
Использование ЕСТБ на втором уровне, который обещает значительно упростить систему организации деятельности вуза, приведет к следующему:
- созданию учебных планов «нового типа», построенных на новых правилах;
- разработке и введению новых программ по дисциплинам, в которых содержание представляется и контролируется по модулям -зачетным единицам;
- перестройке идеологии разработки учебных курсов (в ходе освоения зачетной единицы должны представляться знания, отрабатываться практические умения и проводиться контроль освоения содержания);
- более широкому использованию тестирования в ходе обучения, т.к. содержание значительного количества зачетных единиц в различных вузах будет совпадать (в силу соответствия ГОС) и удобно проводить контроль усвоения материала зачетной единицы по единым и отработанным тестам;
- изменению и упрощению механизма финансовых расчетов (системы оплаты труда преподавателей, стоимости обучения и др.).
Теория и практика управления образованием
3. Создание условий для значительного повышения мобильности студентов и преподавателей
Развитие академической мобильности в российских вузах поддерживается и имеет тенденцию к росту. Министерство образования Российской Федерации выделяет гранты для обмена студентами и прохождения стажировки за рубежом. Кроме того, часть студентов проходит стажировку за счет средств негосударственных российских и зарубежных фондов.
Вопрос резкого повышения мобильности студентов для России является непростым. На самом деле мы не можем поощрять все виды мобильности - например, отъезд за рубеж гражданина, получившего образование за счет российского бюджета. Поскольку в России значительная часть студентов обучается на бюджетной основе, высокий уровень направленной на Запад мобильности (открытая мобильность - переезд на постоянное место жительства или устройство на работу за рубеж, скрытая мобильность - работа на зарубежную организацию через сеть Интернет или другим способом) может стать серьезной проблемой оттока умов и капитала за рубеж.
4. Введение двухуровневого образования (бакалавр, магистр)
Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 год) было утверждено введение в России двухступенчатой системы обучения, обеспечивающей подготовку бакалавров и магистров, наряду с традиционной системой.
Ориентация на совмещение этой двухступенчатой национальной структуры образования (бакалавр, магистр) с общеевропейской системой, отвечающей целям Болонской декларации, потребует следующих изменений:
1) пересмотра Перечня направлений и специальностей подготовки для его сближения (или повышения степени узнаваемости) с проектируемым общеевропейским Перечнем. Он включает в себя три наиболее важных элемента:
- предварительную унификацию направлений и специальностей;
- участие в совместной (с Советом Европы) разработке обобщенной структуры квалификаций для общеевропейского пространства высшего образования;
- принятие решения о существовании в новом Перечне направлений подготовки по специальности;
2) разработки государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового типа, предполагающей:
- построение стандартов на основе зачетных единиц;
- приведение объема стандартов к единому значению;
- унификацию учебных дисциплин с целью сближения их с европейскими названиями;
- определение иного соотношения федеральных и вузовских компонентов;
- перевод названий дисциплин на английский язык.
3) расширения возможностей введения нелинейного (асинхронного) обучения как на уровне бакалавриата, так и на уровне магистратуры, что осуществимо в результате следующих основных мер:
- снижения требований государственного образовательного стандарта, унификации дисциплин на всех направлениях подготовки;
- отказа от рассмотрения студенческих групп как основных единиц организации учебного процесса и формирования их по специальностям;
- создания временных студенческих групп на время изучения одной дисциплины.
4) возрастания самостоятельности вуза в вопросах выбора содержания обучения. Оно является обязательным условием, если мы переходим на организацию учебного процесса по нелинейной схеме.
5. Повышение качества образования и установление совместимых (общеевропейских) критериев его оценки
Механизмы и способы повышения качества - это проблема по большей мере внут-ривузовская, поэтому их направления не определены на уровне Болонского процесса. Болонская декларация намечает только разработку общих критериев оценки качества. Дальнейшая работа в этом направлении остается вузу.
Европейские страны стремятся создать свою зону высшего образования, где будет самое качественное образование в мире. Об этом заявлено в Болонской декларации. Однако они не стали рассматривать реальные пути и механизмы повышения такого качества -формы работы в вузах, методы организации учебного процесса, содержание обучения, которое дается студентам. Основных причин тому несколько.
Во-первых, уровень вузовской автономии стран, входящих в Совет Европы, значительно выше уровня автономии вузов в России, и государство не может заметным образом влиять на организацию образовательного процесса. Таким образом, министры не принимают решения по тем областям деятельности, которые не входят в сферу их ответственности. В России в этом отношении ситуация несколько лучше. Наличие централизованной власти в руках Минобразования России открывает возможности для целенаправленной работы по совершенствованию организационной структуры вузов.
И, во-вторых, вопросы качества обойдены в силу того, что это отдельная область и работа в этой сфере должна носить также глобальный характер. Внесение таких ориентиров сильно утяжелит процесс болонской реорганизации, удлинит сроки его достижения и, следовательно, поставит под угрозу всю реформу. Европейские страны облегчили реформу и оставили для себя только самое главное. Из того, что осталось, видно, что приоритетным на данном этапе они посчитали не достижение высокого качества, а вопрос структурной перестройки национальных систем для их сближения и создание единого образовательного пространства Европы.
России необходимы преобразования, но в силу внутренних причин концентрация финансовых средств для этого крайне затруднена. Включение в Болонский процесс помогает сосредоточить внимание на проблемах укрепления позиций российской системы образования в мире. Создание структуры образования, совместимой со структурами образования европейских стран, позволяет выстроить в России систему образования, более понятную для
иностранных граждан. Предлагаемые в статье меры решения этой задачи обладают признаком системности, поскольку выстроены по основанию реализации положений Болонской декларации.
Литература
1. Байденко, В.И Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы /В.И Байденко. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов: Российский новый университет, 2002. -128 с.
2. Болонский процесс: нарастаюгцая динами-
ка и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. - М.: Исследовательский
центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 408 с.
3. Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании и заседание Рабочей группы по изучению аспектов Болонского процесса: Рекомендации Всероссийского совещания, г. Москва, Российский университет дружбы народов, 23 апреля 2003 г. // Интернет: сайт Государственного НИИ информационных технологий и телекоммуникаций. - http://www. informika.ru
4. International Seminar on Crédit Accumulation and Transfer Systems, Leiria, Portugal, 24-25 November 2000: Conclusions (Extract from the General Report) // Интернет: сайт Берлинского саммита по Болонскому процессу. - http://www. bologna-berlin2003.de. - Международный семинар по кредитным накопительным и перезачетным системам, Лейриа, Португалия, 24-25 ноября 2000 года: Выводы (извлечение из общего сообщения).
Поступила в редакцию 29 апреля 2009 г.