Научная статья на тему 'Управление преобразованиями в высшей школе в соответствии с принципами Болонского процесса'

Управление преобразованиями в высшей школе в соответствии с принципами Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К ДИПЛОМУ / ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА ПЕРЕВОДА КРЕДИТОВ / ДВУХУРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / BOLOGNA PROCESS / EUROPEAN DIPLOMA SUPPLEMENT / EUROPEAN CREDIT TRANSFER SYSTEM / TWOLEVEL EDUCATION / EDUCATION QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калугина Татьяна Григорьевна

Охарактеризованы преобразования в высшей школе, проводимые в соответствии с принципами Болонской декларации, определены и содержательно раскрыты направления включения российских вузов, в частности вузов Челябинской области, в Болонский процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of transformations in institutions of higher education under the Bologna process principles

The article reveals transformations in higher schools carried out into practice in accordance with the Bologna declaration principles; the identification of ways of the Russian institutes of higher education (particularly of the Chelyabinsk region institutes of higher education) joining into the Bologna process.

Текст научной работы на тему «Управление преобразованиями в высшей школе в соответствии с принципами Болонского процесса»

УДК 378.014

ББК Ч484(0)+Ч484(2)

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯМИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЦИПАМИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

Т. Г. Калугина

Министерство образования и науки Челябинской области

MANAGEMENT OF TRANSFORMATIONS IN INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION UNDER THE BOLOGNA PROCESS PRINCIPLES

T.G. Kalugina The Ministry of Education and Science of the Chelyabinsk Region

Охарактеризованы преобразования в высшей школе, проводимые в соответствии с принципами Болонской декларации, определены и содержательно раскрыты направления включения российских вузов, в частности вузов Челябинской области, в Болонский процесс.

Ключевые слова: Болонский процесс, общеевропейское приложение к диплому, европейская система перевода кредитов, двухуровневое образование, качество образования.

The article reveals transformations in higher schools carried out into practice in accordance with the Bologna declaration principles; the identification of ways of the Russian institutes of higher education (particularly of the Chelyabinsk region institutes of higher education) joining into the Bologna process.

Keywords: Bologna process, European diploma supplement, European credit transfer system, two-level education, education quality.

19 июня 1999 года в Болонье министрами образования 29 европейских стран (позже к ним присоединились еще 4) была принята Декларация, положившая начало так называемому Болонскому процессу. Он ориентирован на создание Европейского пространства высшего образования и закрепление за ним ведущих позиций в мире.

В настоящее время почти во всех странах, относящих себя к региону Европы, осуществляются или планируются структурные и качественные преобразования образовательных систем, ведется обсуждение различных аспектов реального и потенциального участия конкретных стран по этим вопросам, публикуется множество материалов информационного, аналитического и нормативно-рекомендатель-ного характер [1-4].

Большое внимание, уделяемое данной теме на вузовских конференциях и на страницах различных изданий, свидетельствует о глубокой заинтересованности академической обще-

ственности, руководства Министерства образования, отраслевых министерств в поиске наиболее эффективных путей дальнейшего развития российской высшей школы, оптимальных условий и возможностей её интеграции в европейское образовательное пространство.

Обилие публикаций на тему Болонского процесса создает иллюзию наличия единственно верной образовательной модели, следование которой автоматически обеспечит к 2010 году оптимальное развитие высшей школы в любой принявшей эту модель стране.

Такой подход, встречающийся, к сожалению, не только в отдельных публикациях, но и в материалах некоторых конференций, вводит иногда в заблуждение активную часть вузовской общественности, искренне стремящуюся внести свой вклад в модернизацию высшего образования. Стали проявляться эти тенденции с сентября 2003 года и в России, когда она оказалась в числе стран, подписавших Болонскую декларацию. Разумеется, речь

Теория и практика управления образованием

не идет о сомнениях в целесообразности для России следования общеевропейскому вектору развития. Речь идет о том, как это поддерживаемое всеми направление интерпретируется в общественном мнении и какие конкретные меры предпринимаются для реализации этого направления у нас в стране.

В связи с этим хотелось бы прокомментировать смысл основных компонентов преобразований, проводимых в соответствии с принципами Болонской декларации. Их шесть.

Первый - переход на образовательные профессиональные программы, выраженные формулой «3-5-8» (т.е. минимальная, необходимая и достаточная подготовка специалистов на всех уровнях) с учетом профилированного обучения в старших классах школы.

Второй - развитие механизмов и инструментов обеспечения качества образования. Систематическая «подстройка» образовательных программ под реальные требования рынка труда. Определение критериев степени готовности выпускников вузов к практической деятельности, их конкурентоспособности.

Третий - повышение ответственности вузов за свою деятельность при одновременном расширении их автономии. Достижение нового уровня самостоятельности обеспечивается увеличением прозрачности их деятельности не только для государственных органов, но и для общественности.

Четвертый - применение системы зачетных единиц (кредитов), позволяющей по-новому строить весь образовательный процесс, модульное построение учебных планов, их индивидуализация.

Пятый - возрастание роли «пожизненного» образования. Развитие двухступенчатой системы университетского образования, «коротких» программ неуниверситетского уровня и развитие структур дополнительного образования с целью непрерывного повышения квалификации.

И, наконец, шестой - развитие академической мобильности, которая откроет новые возможности не только для международного сотрудничества в области образования, но и создания единого технологического пространства. Признание зарубежных документов об образовании - введение Европейского приложения к диплому.

В чем причины появления Болонского процесса?

Их можно разделить на две группы. К пер-вой группе относятся факторы, которые вле-

кут за собой необходимость изменений в национальных системах образования в связи с общемировыми тенденциями. К ним можно отнести коренные изменения в экономике всех развитых стран, нарастание конкуренции в научной сфере, подготовка специалистов безотносительно к требованиям работодателей и рынка труда. Ко второй группе можно отнести ситуации, сложившиеся в Европе: низкий процент по отношению к проживающему населению специалистов, имеющих высшее образование, небольшое количество иностранных граждан, обучающихся в стране, отставание в развитии науки и интенсивности наращивания научного потенциала; стремление объединить разрозненные потенциалы европейских стран в единый экономический механизм.

Таким образом, Болонский процесс инициирован не для начала новых реформ, а для приведения к общему знаменателю уже существующих систем высшего образования в соответствии с общеполитическими и экономическими условиями формирования единой Европы.

Преобразования в высшее школе, разработка конкретных мер для включения российской высшей школы в Болонский процесс, создание необходимых условий и разработка требуемой нормативной базы на областном уровне, на уровне каждого региона, каждого города - задача областного управления образованием. Охарактеризуем конкретные направления включения российских вузов, а значит и Челябинской высшей школы в Болонский процесс.

1. Введение общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании в соответствии с формой, разработанной под эгидой ЭС

Предполагается, что каждому студенту-выпускнику, начиная с 2005 г., должны автоматически и бесплатно предоставлять такое приложение к диплому. Оно должно быть издано на одном из широко распространенных европейских языков. (В разработке и апробации предлагаемой формы на каком-то этапе принимал участие Челябинский государственный университет. Он признал разработанную форму удобной и в настоящее время выдает такие приложения своим выпускникам).

Перед введением приложения к диплому о высшем образовании на всей территории России целесообразно провести подготовительную работу:

- скорректировать и унифицировать Пе-

речень направлений и специальностей подготовки для их совместимости с европейскими критериями. Такую работу эффективнее проводить совместно со странами Европейского Союза - в направлении разработки не российского, а именно общеевропейского Перечня;

- унифицировать названия учебных дисциплин с целью повышения степени их узнаваемости в европейских странах после перевода на английский или другие европейские языки;

- перевести на английский язык Перечень направлений и специальностей подготовки и перечень учебных дисциплин с обязательным последующим утверждением данных переводов в Минобразовании России;

- официально утвердить форму приложения и схему системы образования в России, которая является необходимой частью приложения.

2. Введение единого для всей Европы механизма учета освоенного студентом содержания образования в виде Европейской системы перевода и накопления кредитов (ЕСТБ)

На конференции министров образования европейских государств в Берлине (сентябрь 2003 г.) подчеркивалась важность роли, которую играет ЕСТБ в продвижении мобильности и разработке международных образовательных программ. Было отмечено, что она становится общей основой для национальных кредитных систем и поставлена цель превращения ЕСТБ из переводной системы в накопительную, которую необходимо применять последовательно, по мере того как она развивается в рамках растущего общеевропейского пространства высшего образования.

В России использование ЕСТЭ (так же, как и в любой другой стране) возможно на двух уровнях. Первый уровень - формальное введение системы зачетных единиц (кредитов). На этом уровне никаких изменений в системе организации обучения не проводится, а трудоемкость освоения различных дисциплин, оцениваемая сегодня государственными образовательными стандартами в часах аудиторной нагрузки, пересчитывается в зачетные единицы. В документах (приложениях к диплому, академических справках и др.) при таком применении ЕСТБ трудоемкость может указываться как в часах, так и в зачетных единицах. Для проведения пересчета используется упрощенная методика, предложенная Министерством образования Российской Фе-

дерации (письмо Минобразования России от 28.11.2002 г. №14-52-988ин/13).

Второй уровень использования ЕСТБ, назовем его условно инновационным, принципиально отличается от первого. Если в первом случае основой организационного построения образовательного процесса выступали часы, то на втором уровне такой основой становятся кредиты. Уже простая смена единиц измерения приводит к достаточно серьезным изменениям. Значительно упрощается система учета деятельности преподавателей и студентов, порядок расчета заработной платы, стоимости обучения и ряд других важных процедур организации образовательного процесса в вузе. В результате у вуза проявляются новые возможности. Так, к примеру, при использовании системы зачетных единиц достаточно просто вводить асинхронную структуру организации образовательного процесса. Зачетные единицы становятся основой для создания гибкой и мобильной системы образования.

Введение ЕСТБ на первом уровне не потребует от вуза никаких изменений в организации образовательного процесса. Единственное, что необходимо будет сделать, - это открыть в вузе одну ставку для специалиста, который бы официально осуществлял формальный пересчет часов в зачетные единицы.

Использование ЕСТБ на втором уровне, который обещает значительно упростить систему организации деятельности вуза, приведет к следующему:

- созданию учебных планов «нового типа», построенных на новых правилах;

- разработке и введению новых программ по дисциплинам, в которых содержание представляется и контролируется по модулям -зачетным единицам;

- перестройке идеологии разработки учебных курсов (в ходе освоения зачетной единицы должны представляться знания, отрабатываться практические умения и проводиться контроль освоения содержания);

- более широкому использованию тестирования в ходе обучения, т.к. содержание значительного количества зачетных единиц в различных вузах будет совпадать (в силу соответствия ГОС) и удобно проводить контроль усвоения материала зачетной единицы по единым и отработанным тестам;

- изменению и упрощению механизма финансовых расчетов (системы оплаты труда преподавателей, стоимости обучения и др.).

Теория и практика управления образованием

3. Создание условий для значительного повышения мобильности студентов и преподавателей

Развитие академической мобильности в российских вузах поддерживается и имеет тенденцию к росту. Министерство образования Российской Федерации выделяет гранты для обмена студентами и прохождения стажировки за рубежом. Кроме того, часть студентов проходит стажировку за счет средств негосударственных российских и зарубежных фондов.

Вопрос резкого повышения мобильности студентов для России является непростым. На самом деле мы не можем поощрять все виды мобильности - например, отъезд за рубеж гражданина, получившего образование за счет российского бюджета. Поскольку в России значительная часть студентов обучается на бюджетной основе, высокий уровень направленной на Запад мобильности (открытая мобильность - переезд на постоянное место жительства или устройство на работу за рубеж, скрытая мобильность - работа на зарубежную организацию через сеть Интернет или другим способом) может стать серьезной проблемой оттока умов и капитала за рубеж.

4. Введение двухуровневого образования (бакалавр, магистр)

Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 год) было утверждено введение в России двухступенчатой системы обучения, обеспечивающей подготовку бакалавров и магистров, наряду с традиционной системой.

Ориентация на совмещение этой двухступенчатой национальной структуры образования (бакалавр, магистр) с общеевропейской системой, отвечающей целям Болонской декларации, потребует следующих изменений:

1) пересмотра Перечня направлений и специальностей подготовки для его сближения (или повышения степени узнаваемости) с проектируемым общеевропейским Перечнем. Он включает в себя три наиболее важных элемента:

- предварительную унификацию направлений и специальностей;

- участие в совместной (с Советом Европы) разработке обобщенной структуры квалификаций для общеевропейского пространства высшего образования;

- принятие решения о существовании в новом Перечне направлений подготовки по специальности;

2) разработки государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового типа, предполагающей:

- построение стандартов на основе зачетных единиц;

- приведение объема стандартов к единому значению;

- унификацию учебных дисциплин с целью сближения их с европейскими названиями;

- определение иного соотношения федеральных и вузовских компонентов;

- перевод названий дисциплин на английский язык.

3) расширения возможностей введения нелинейного (асинхронного) обучения как на уровне бакалавриата, так и на уровне магистратуры, что осуществимо в результате следующих основных мер:

- снижения требований государственного образовательного стандарта, унификации дисциплин на всех направлениях подготовки;

- отказа от рассмотрения студенческих групп как основных единиц организации учебного процесса и формирования их по специальностям;

- создания временных студенческих групп на время изучения одной дисциплины.

4) возрастания самостоятельности вуза в вопросах выбора содержания обучения. Оно является обязательным условием, если мы переходим на организацию учебного процесса по нелинейной схеме.

5. Повышение качества образования и установление совместимых (общеевропейских) критериев его оценки

Механизмы и способы повышения качества - это проблема по большей мере внут-ривузовская, поэтому их направления не определены на уровне Болонского процесса. Болонская декларация намечает только разработку общих критериев оценки качества. Дальнейшая работа в этом направлении остается вузу.

Европейские страны стремятся создать свою зону высшего образования, где будет самое качественное образование в мире. Об этом заявлено в Болонской декларации. Однако они не стали рассматривать реальные пути и механизмы повышения такого качества -формы работы в вузах, методы организации учебного процесса, содержание обучения, которое дается студентам. Основных причин тому несколько.

Во-первых, уровень вузовской автономии стран, входящих в Совет Европы, значительно выше уровня автономии вузов в России, и государство не может заметным образом влиять на организацию образовательного процесса. Таким образом, министры не принимают решения по тем областям деятельности, которые не входят в сферу их ответственности. В России в этом отношении ситуация несколько лучше. Наличие централизованной власти в руках Минобразования России открывает возможности для целенаправленной работы по совершенствованию организационной структуры вузов.

И, во-вторых, вопросы качества обойдены в силу того, что это отдельная область и работа в этой сфере должна носить также глобальный характер. Внесение таких ориентиров сильно утяжелит процесс болонской реорганизации, удлинит сроки его достижения и, следовательно, поставит под угрозу всю реформу. Европейские страны облегчили реформу и оставили для себя только самое главное. Из того, что осталось, видно, что приоритетным на данном этапе они посчитали не достижение высокого качества, а вопрос структурной перестройки национальных систем для их сближения и создание единого образовательного пространства Европы.

России необходимы преобразования, но в силу внутренних причин концентрация финансовых средств для этого крайне затруднена. Включение в Болонский процесс помогает сосредоточить внимание на проблемах укрепления позиций российской системы образования в мире. Создание структуры образования, совместимой со структурами образования европейских стран, позволяет выстроить в России систему образования, более понятную для

иностранных граждан. Предлагаемые в статье меры решения этой задачи обладают признаком системности, поскольку выстроены по основанию реализации положений Болонской декларации.

Литература

1. Байденко, В.И Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы /В.И Байденко. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов: Российский новый университет, 2002. -128 с.

2. Болонский процесс: нарастаюгцая динами-

ка и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. - М.: Исследовательский

центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 408 с.

3. Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании и заседание Рабочей группы по изучению аспектов Болонского процесса: Рекомендации Всероссийского совещания, г. Москва, Российский университет дружбы народов, 23 апреля 2003 г. // Интернет: сайт Государственного НИИ информационных технологий и телекоммуникаций. - http://www. informika.ru

4. International Seminar on Crédit Accumulation and Transfer Systems, Leiria, Portugal, 24-25 November 2000: Conclusions (Extract from the General Report) // Интернет: сайт Берлинского саммита по Болонскому процессу. - http://www. bologna-berlin2003.de. - Международный семинар по кредитным накопительным и перезачетным системам, Лейриа, Португалия, 24-25 ноября 2000 года: Выводы (извлечение из общего сообщения).

Поступила в редакцию 29 апреля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.