Научная статья на тему 'Вхождение России в Болонский процесс'

Вхождение России в Болонский процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
837
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / МОДЕРНИЗAЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / УНИФИКАЦИЯ ДИПЛОМОВ / СИСТЕМА КРЕДИТОВ / BOLOGNA PROCESS / MODERNIZATION OF EDUCATION / UNIFICATION OF DIPLOMAS / CREDIT SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Автандилова Елена Михайловна

Статья рассматривает проблемы, связанные с вхождением россии в Болонский процесс, определяет требования к реформированию высшего образования, обрисовывает перспективы его модернизации в соответствии с евр.стандартами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia''s entry to the Bologna process

The article considers the problems related to the Russia's entry to the Bologna process, specializes requirements to high education reforming, describes the prospects of its modernization according to European standards.

Текст научной работы на тему «Вхождение России в Болонский процесс»

ВХОЖДЕНИЕ РОССИИ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

Автандилова Е.М.

Статья рассматривает проблемы, связанные с вхождением россии в Болонский процесс, определяет требования к реформированию высшего образования, обрисовывает перспективы его модернизации в соответствии с евр.стандартами.

Ключевые слова: Болонский процесс, модернизaция образования, унификация дипломов, система кредитов.

Процесс создания общеевропейского пространства высшего образования по праву носит название Болонского по имени первого в Европе университета, созданного в г.Болонье в 1088 г.

Болонскую декларацию ныне отождествляют с документом «Зона европейского высшего образования», принятого в 1998 г. Но с таким же правом можно говорить о Болонской декларации и по отношению ко «Всеобщей хартии университетов», провозглашенной в г. Болонье 18 сентября 1988 г. во время празднования 900-летия университета. Основанием для этого являются заявления о приверженности ее принципам практически во всех документах Болонского процесса. Наиболее полно это проявляется в совместном заявлении «Зона европейского высшего образования», в котором прямо указывается, что:

1) в третьем тысячелетии будущее человечества в большой мере зависит от культурного и научнотехнического развития, которое происходит в тех центрах знаний, исследований и культуры, коими являются университеты;

2) задача распространения знаний среди новых поколений, которая стоит перед университетами, означает, что в сегодняшнем мире они обязаны служить всему обществу, чье культурное, социальное и экономическое будущее требует, том числе, серьезных инвестиций в систему образования;

3) университеты должны обеспечить будущим поколениям такие образование и воспитание, которые научили бы с уважением относиться к великой гармонии окружающего мира и самой жизнью. Подписавшиеся ректоры университетов Европы

провозгласили перед государствами и народами основные принципы, которые отныне и всегда, по их мнению, должны руководствоваться университеты.

1. Университет представляет собой автономный институт, который действует внутри обществ организованных по-разному, из-за различия географических и исторических условий и создает, критически осмысливает и распространяет культуру путем исследования и преподавания.

Чтобы отвечать требованиям современного мира, в своей преподавательской и исследовательской деятельности университет должен быть морально и интеллектуально независим от экономической и политической власти.

2. Учебный процесс в университетах должен быть неотделим от исследовательской деятельности с тем, чтобы преподавание отвечало изменяющимся потребностям общества и соответствовало уровню развития научных знаний.

3. Поскольку свобода исследований, обучения и преподавания является основополагающим принципом университетской жизни, государства и университеты должны в рамках своей компетенции гарантировать соблюдение этого приоритетного требования.

Отвергая нетерпимость и будучи постоянно открытым для диалога, университет является идеальным местом встречи для преподавателей, обладающих способностью передавать знания и готовых углублять их через исследования и поиски нового, и студентов, имеющих право, способности и желание обогатить себя этими знаниями.

4. Являясь хранителем традиций европейского гуманизма и в постоянном стремлении к достижению универсальных знаний, университет, выполняя свою функцию, преодолевает политические и географические границы и утверждает насущную необходимость взаимного познания и влияния различных культур.

Во «Всеобщей хартии университетов» отмечается, что реализация задач и целей, стоящих перед уни-

верситетами в свете вышеизложенных принципов, требует наличия эффективных средств, отвечающих современным условиям.

1. Для обеспечения свободы исследований и преподавания всем членам университетского сообщества должны быть предоставлены необходимые средства для достижения этой цели.

2. Подбор преподавателей и регламентирование их статуса должны соответствовать принципу нераз-делимости преподавательской и исследовательской работы.

3. Каждый университет должен, с учетом конкретных обстоятельств, обеспечить своим студентам гарантии их свободы и создать необходимые условия для достижения ими того культурного и образовательного уровня, обладание которым является их целью.

4. Университеты, особенно европейские, рассматривают взаимный обмен информацией и документами, а также увеличение числа совместных проектов в качестве основы постоянного прогресса знаний.

Поэтому, как и в ранние годы своей истории, университеты поощряют мобильность преподавателей и студентов, так как считают, что всеобщая политика предоставления стипендий и равнозначности статуса, знаний и экзаменов (без предвзятого мнения о национальных дипломах) является необходимым условием их миссии в нынешних условиях.

В Болонской декларации, как уже отмечалось, подчеркивается приверженность принципам «Всеобщей хартии университетов». Развивая эти принципы, декларация обратила внимание на необходимость увеличения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования, исходя из уверенности, что она приобретет всемирный уровень притяжения, соответствующий экстраординарным культурным и научным традициям Европы.

Государства, подписавшие Болонскую декларацию, приняли обязательство - координировать свою политику с тем, чтобы достичь в ближайшей перспективе следующих целей, которые рассматриваются как первостепенные для создания Зоны европейского высшего образования и продвижения европейской системы высшего образования по всему миру.

1. Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Приложения к диплому, для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

2. Принятие системы, основанной, по существу, на двух основных циклах - достепенном и послесте-пенном. Доступ ко второму циклу требует успешного завершения первого цикла обучения продолжительностью не мене трех лет. Степень, присуждаемая

после первого цикла, должна быть востребована на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и/или степени доктора, как это принято во многих европейских странах.

3. Внедрение системы кредитов по типу БСТБ-европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Кредиты могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, если они признаются принимающими заинтересованными университетами.

4. Содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее: учащимся должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовке. А также к сопутствующим услугам; преподавателям, исследователям и административному персоналу должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском регионе, без внесения ущерба их правам, установленным законом.

5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.

6. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

В декларации подчеркивается, что в основе достижения этих целей лежит полное уважение «к разнообразным культурам, языкам, национальным системам образования и университетской автономии».

Этот основополагающий принцип прослеживается во всех последующих документах, развивающих и дополняющих Болонскую декларацию. В частности, было подчеркнуто, что европейское высшее образование всегда было разнообразным в отношении языков, национальных систем, типов институтов, ориентации профилей подготовки и учебных планов. В тоже время его будущее зависит от способности организовать это ценное разнообразие так эффективно, чтобы получить положительные результаты, а не трудности, гибкость, а не непрозрачность. Высшие учебные заведения хотят пользоваться конвергенцией - в частности, в общих понятиях, общедоступных в дано предметной области вне границ - иметь дело с разнообразием как с активом, а не с причиной для непризнания или исключения.

Указывая на свою приверженность «Всеобщей хартии университетов», представители европейских вузов заявили о том, что «университеты должны иметь право формировать свою стратегию, выбирать свои приоритеты в обучении и проведении научных исследований, расходовать свои ресурсы, профилировать свои программы и устанавливать свои критерии для приема профессоров и учащихся. Европейские высшие учебные заведения готовы к конкуренции дома, в Европе и мире, но для этого они нуждаются в необходимой организационной свободе, ясных и благожелательных рамках регулирования и достаточном финансировании. В противном случае они не будут иметь возможности сотрудничать и соревноваться. Планы завершения создания Зоны европейского высшего образования останутся невыполненными или приведут к неравной конкуренции, если во многих странах будут осуществляться непосредственное регулирование, детальный административный и финансовый контроль, касающийся высшего образования».

В связи с принятием Болонской декларации конфедерацией Союза европейских университетов и ассоциацией ректоров Евросоюза (СРБ), были подготовлены пояснения, которые заслуживают отдельного внимания. В них отмечается, что в основе программ действий, предложеной в декларации лежат: -четко определенная общая цель: создать в Европе пространство высшего образования с целью улучшения мобильности граждан, расширения возможностей их трудоустройства, а также повышения международной конкурентоспособности европейского высшего образования;

-сроки: создание европейского пространства высшего образования должно быть завершено в 2010 году;

-поставленные задачи:

-принятие единой структуры точно определенных и сопоставимых степеней, в том числе «через выдачу дипломов»;

-введение во всех странах базового и последипломного уровней образования, с продолжительностью первого этапа обучения не менее трех лет и с учетом потребностей рынка труда; -совместные с БСТБ системы кредитных часов, в том числе и для непрерывного образования и обучения;

-европейский аспект контроля качества с использованием совместных критериев и методов; -устранение остающихся препятствий к свободному перемещению студентов, аспирантов и преподавателей.

Вместе с тем отмечается: «каждая из стран участниц декларации добровольно приняла обязательство реформировать собственную систему или системы высшего образования с целью их сближения на

европейском уровне. Болонская декларация не является реформой, навязываемой правительствам или учреждениям высшего образования. Любое давление, ощущаемое отдельными странами или учреждениями высшего образования, является единственно следствием того, что они игнорируют общие тенденции сближения или остаются в стороне от основных перемен».

Болонский процесс направлен на сближение, а не на «стандартизацию» или «унификацию» высшего образования в Европе. Проявляется глубокое уважение к основополагающим принципам автономности и многообразия.

Следовательно, Россия может и должна входить в Болонский процесс, не разрушая своего образования, а развивая его, учитывая свою самобытность. Как говорил на VII съезде ректоров России В.А. Садовничий, «противников интеграции системы образования России в международное образовательное пространство нет. Но есть разница в подходах к ее осуществлению. Далее следует ключевая фраза, с которой, по нашему мнению нельзя не согласиться: «Это процесс двусторонний. Мы можем не менее настойчиво предлагать партнерам на вооружение наш опыт. Мы должны защищать интересы системы образования России».

Можно сказать, что эти слова В.А. Садовничего являются своего рода продолжением мысли К.Д. Ушинского, что « нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив он не был».

Вхождение России в единое образовательное пространство является не только очередным шагом в процессе общеевропейской интеграции, но также отвечает внутренней потребности российского рынка образовательных услуг. В связи с подписанием Болонской декларации России предстоит решить ряд важных задач, которые потребуют значительных изменений и модернизации российского образования.

Первой из таких задач является создание многоуровневой системы высшего образования: «Бакалавриат - магистратура». В российской высшей школе внедрение двухступенчатой подготовки специалистов, началось в 1992году и по сравнению с некоторыми другими странами Болонского процесса Россия находится значительно ближе к ее полной реализации. Сегодня перед Россией стоит вопрос о развитии системы образования, о ее распространении на все формы подготовки, о ее введение для всех специальностей. Принятый в конце октября 2007 года закон о двухуровневом образовании является ключевым этапом в данном сложном процессе, недостатки юридического характера и ряд других проблем удастся устранить, надеются в правительстве, так как предусмотрен переходный период на новую систему обучения до 1 сентября 2009 года.

Одна из первоочередных задач,- внедрение системы зачетных единиц «credit system», разработка и внедрение «Приложения к диплому» (Diplome Supplement), создание системы аттестации и контроля качества обучения. Следует отметить, что в настоящее время проводится эксперимент по внедрению системы зачетных единиц в ряде вузов России, но повсеместно ввести систему «Кредитов» в российской высшей школе и изменить российский диплом о высшем образовании, пока не представляется возможным, по ряду объективных причин. Прежде всего, должна быть выработана модель, совместимая с европейской системой кредитных единиц, при этом учитывающая традиционные особенности российского образования.

Одной из проблем в окончательном освоении двухступенчатой системы подготовки специалистов является поиск и принятие соответствующих решений относительно признания квалификации бакалавра, после четырех лет обучения, на рынке труда. Другая проблема связана с разработкой нового поколения государственных стандартов и их внедрение, которое запланировано на 2006-2008 годы.

В связи с этим было предложено обратить внимание на совмещение программ обучения по содержанию и количеству часов, разработки методического инструментария по дистанционным формам обучения.

Проблема признания иностранных документов об образовании в Российской Федерации и российских документов в государствах, участниках Болонской декларации непосредственно связана с разработкой системы оценки и признания качества образования, которую предстоит создать до 2010года. В ее основу положены ряд общих принципов, признанных в других странах европейского сообщества, но предстоит также выработать собственную систему сопоставимых показателей.

Россия, дав свое согласие на вступление в Болонский процесс, должна принимать активное участие в этом общеевропейском процессе и развивать российское законодательство в направлении как сохранения фундаментального характера образовательных программ российской высшей школы, так и создания новой системы контроля и качества в сфере высшего образования.

Оценки современной системы многоцикловой подготовки далеко не однозначны. Но, тем не менее, по мнению большинства деятелей высшего образования, введение в России многоуровневой системы правомерно. Она дает возможность студенту более верно определить траекторию своего последующего образования, тем более, что в настоящее время первое высшее образование все более становится той базой, которая дает возможность человеку определиться в своем видении мира, в своих профессиональных интересах.

Одним из основных выводов, который неоднократно выявлялся в процессе дискуссий за последние годы, это то, что процесс интеграции России в единое образовательное пространство должен проходит не только на уровне государств и менталитетов. Чтобы стать успешным, он должен быть поддержан всеми российскими образовательными услугами. В него должны включиться все научно-образовательное сообщество - студенты, аспиранты, преподаватели и ученые в России. Членство России в Болонском клубе будет содействовать развитию российского высшего образования, что позволит повысить конкурентоспособность отечественного образования, а также может оказаться одним из факторов вступления Российской Федерации в во Всемирную торговую организацию.

литература

1. Апкарова Е.Б. Реформирование системы высшего образования Франции в рамках Болонского процесса // Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. -2007. - № 12. - С. 1-54.

2. Аржанова И.В. Россия в Болонском процессе и Болонский процесс в России // Аккредитация в образовании. - 2007. - № 18. - С. 20-22.

3. Бермус А.Г. Российское педагогическое образование в контексте Болонского процесса // Педагогика. - 2005. - № 10. - С. 102.

4. Миронов В. Болонский процесс и национальная система образования // Ученый совет. - 2007. -№ 2. - С. 17-19.

5. Шаронова С. Болонский процесс: взгляд из Европы // Высшее образование в России. - 2005. -№ 12. - С. 142-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.