Научная статья на тему 'Компетентностно-ориентированное обучение в деятельности преподавателя вуза'

Компетентностно-ориентированное обучение в деятельности преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
526
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФГОС 3+ / ОТКАЗ ОТ СТЕРЕОТИПОВ / СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / МОНИТОРИНГ / THE GEF 3+ / COMPETENCE BASED LEARNING / THE REJECTION OF STEREOTYPES / STUDENT IN FOCUS OF TRAINING / ACTIVE TEACHING METHODS / FUND OF ASSESSMENT TOOLS / MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусина Валентина Егоровна

Статья посвящена актуальной проблеме компетентностно ориентированного обучения в условиях требований федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС3 3+). Автор рассматривает ряд аспектов данной проблемы: проблему студентоцентрированности обучения; проблему проектирования целей обучения при разработке программ; проблему совершенствования форм и методов организации учебной деятельности; проблему оценивания результатов обучения. Он подчеркивает, что решение данной проблемы в деятельности преподавателя актуализирует его потребность переосмыслить опыт деятельности; отказаться от стереотипов; пересмотреть формы, методы, технологии и содержания деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусина Валентина Егоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE-ORIENTED EDUCATION IN THE ACTIVITIES OF A HIGH SCHOOL TEACHER

The article is devoted to the actual problem the competence oriented education in the face of new requirements of the federal educational standards of higher professional education (FGOS3 3+). The author examines a number of aspects of the problem: the problem of student in focus of training; the problem of designing the learning objectives in the development of programs; the problem of improving the forms and methods of educational activity; the problem of assessment of learning outcomes. He stresses that the solution to this problem in the activity of a high school teacher actualizes the need to rethink the experience; to refuse stereotypes; to reconstruct forms, methods and technologies of activity.

Текст научной работы на тему «Компетентностно-ориентированное обучение в деятельности преподавателя вуза»

Казанский педагогический журнал. 2015. №4

УДК 378.147

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

В.Е. Мусина

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме компетентностно - ориентированного обучения в условиях требований федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС3 3+) Автор рассматривает ряд аспектов данной проблемы: проблему студентоцентрированности обучения; проблему проектирования целей обучения при разработке программ; проблему совершенствования форм и методов организации учебной деятельности; проблему оценивания результатов обучения. Он подчеркивает, что решение данной проблемы в деятельности преподавателя актуализирует его потребность переосмыслить опыт деятельности; отказаться от стереотипов; пересмотреть формы, методы, технологии и содержания деятельности.

Ключевые слова: компетентностно - ориентированное обучение, ФГОС 3+, отказ от стереотипов, студентоцентрированность обучения, активные методы обучения, Фонд оценочных средств, мониторинг

COMPETENCE-ORIENTED EDUCATION

IN THE ACTIVITIES OF A HIGH SCHOOL TEACHER

V.E. Musina

Abstract. The article is devoted to the actual problem - the competence - oriented education in the face of new requirements of the federal educational standards of higher professional education (FGOS3 3+). The author examines a number of aspects of the problem: the problem of student in focus of training; the problem of designing the learning objectives in the development of programs; the problem of improving the forms and methods of educational activity; the problem of assessment of learning outcomes. He stresses that the solution to this problem in the activity of a high school teacher actualizes the need to rethink the experience; to refuse stereotypes; to reconstruct forms, methods and technologies of activity.

Keywords: competence - based learning, the GEF 3+, the rejection of stereotypes, student in focus of training, active teaching methods, Fund of assessment tools, monitoring

Российское научно-педагогическое сообщество активно обсуждает ход и перспективы реформирования высшего профессионального образования, результаты внедрения новых образовательных стандартов.

В центре внимания сегодня - проблема формирования у обучающихся профессиональных компетенций как главных целей и результатов образования. Анализ публикаций и опросов преподавателей позволяет выявить некоторые аспекты данной проблемы: проблему студентоцентрированности обучения; проблему проектирования целей обучения при разработке программ; проблему совершенствования форм и методов организации учебной деятельности; проблему оценивания результатов компетентностно-ориентированного обучения. Под компе-тентностно - ориентированным мы понимаем обучение, основанное на активных методах и технологиях обучения; высоком уровне мотивации в обучении и значительной доли самостоятельности; исследовательском и практико-ориентированном характере учебной деятельности; представлении результа- 1

тов обучения в виде выполнения обучающимся определенным образом составленного комплекса действий.

Решение данной проблемы предполагает усиление студентоцентрированности процесса обучения. В рамках Болонского процесса студентоцентрированное обучение рассматривается как возможность активного реформирования учебного процесса с участием студентов. Поскольку данное понятие не имеет однозначного толкования, остановимся на некоторых общих характеристиках, обозначенных в основополагающих документах по развитию Европейского пространства высшего образования. Для студентоцен-трированного обучения характерны: повышенная мотивация к обучению; самостоятельность и ответственность обучающихся; опора на активное, а не на пассивное обучение. Взаимозависимость и взаимное уважение между обучающимся и преподавателем; удовлетворение различающихся потребностей студентов в их взаимодействии с учебными ресурсами; рефлексивный подход к

1

Казанский педагогический журнал. 2015. №4

учебному процессу со стороны и преподавателя, и учащегося [1, С.64-69; 3, С.29-41].

С целью выявления уровня мотивации к овладению профессиональными компетенциями мы провели анкетирование первокурсников. Оно показало, что только 30% опрошенных связывают выполнение различных видов контактной и самостоятельной работы с формированием профессиональных компетенций. Невысокая мотивация первокурсников к профессии может превратиться в мотивационную неготовность к ней, если повышение мотивации к обучению не станет важнейшей задачей деятельности преподавателя.

Многие исследователи считают важным мотивационным инструментом и оценочным средством Рабочую программу дисциплины, в которой определены результаты ее изучения в виде нескольких компетенций и представлена технологическая карта балльнорейтинговой системы. Ознакомление в начальный период изучения дисциплины с планом, содержанием изучаемой дисциплины; различными видами учебнопознавательной деятельности, по мнению ученых, стимулирует систематическую, активную и творческую работу обучающихся. Например, объяснение чего не смогут сделать студенты без изучения данной дисциплины, и какие компетенции у них не сформируются.

В практике американской высшей школы в этих целях широко используется «силла-бус» - учебный план для студентов [2, С.43-48]. Он представляет собой своеобразный план действий, который содержит основные характеристики изучаемого предмета и правила прохождения курса (посещаемость и опоздания, пропуск контрольных мероприятий, активность работы на занятиях, правила выставления оценок). Опыт работы в условиях балльно-рейтинговой системы показывает, что знакомство студентов с таким планом действий инициирует активность их участия в различных видах деятельности. При этом активности не всегда однозначны: присутствуют мотивы «беспроблемного» накопления кредитов, возможность получения «автомата», «прозрачность» процесса и др.

В условиях реализации принципа студентоцентрированности обучение не ограничивается определенным временем или местом -организуется удовлетворение различающихся образовательных потребностей в их взаимодействии с учебными ресурсами. Так использование современных компьютерных

образовательных технологий предоставляет большие возможности для совместного обучения студента и преподавателя в рамках вузовской дистанционной системы обучения (Пегас). Это создание и размещение в образовательном ресурсе вопросов для обсуждения, индивидуальных заданий с элементами новизны и практической значимости; выполнение их студентами в контенте ресурса; контроль преподавателем выполнения заданий, консультации, советы и рекомендации. Инициируется преподавателем и размещение студентом в образовательном ресурсе портфолио, включающего различные работы студента как свидетельства приобретения им опыта решения практико-ориентированных задач по педагогическим дисциплинам.

Решение проблемы актуализирует потребность переосмысления преподавателем опыта деятельности; отказа от стереотипов; пересмотра форм, методов, технологий и содержания деятельности по формированию у обучающихся профессиональных компетенций, что предполагает в первую очередь дальнейшее развитие умения проектировать цели обучения. Постановка диагностируемой (через результат) цели отличается повышенной инструментальностью и предполагает умение преподавателя формулировать цели в виде выполнения обучающимися определенных учебных действий - «что делает студент?» - «знает, умеет, владеет» в соответствии с идеей таксономии учебных целей в когнитивной сфере, разработанной Б. Блумом. [7, С. 124]. Достоинства таксономического подхода определяются возможностью любого эксперта распознать результат через наблюдаемые действия обучающегося в соответствии с заданным уровнем.

Отметим также, что проблема формирования у обучающихся профессиональных компетенций при реализации ФГОС 3+, инициирует пересмотр методов и форм учебной деятельности и видов самостоятельной работы в сторону увеличения доли поисковых и творческих (научно-исследовательской работы, участия в олимпиадах, конкурсах) в сравнении с репродуктивными видами.

Формированию профессиональных компетенций у бакалавров педагогического образования, с нашей точки зрения, способствует включение их в практико -ориентированную методическую деятельность в процессе изучения педагогических дисциплин - составление плана воспитательной работы, проектирование урока и воспитательного мероприятия, «заполнение»

2

Казанский педагогический журнал. 2015. №4

классного журнала. Участие в ролевых играх, имитирующих реальные профессиональные ситуации: организации и проведении воспитательного мероприятия с детьми, педагогического совета и родительского собрания, способствуют актуализации теоретических знаний и формированию практических умений. Как показывает практика, весьма продуктивными в данном контексте являются такие активные методы и технологии обучения как мозговой штурм, дискуссия, учебный проект, бизнес-план, деловая игра, кейс-стади и др. Названные технологии позволяют довести формируемую компетенцию от уровня знания и умения до уровня владения опытом деятельности в решении профессионально-ориентированных задач.

Участники совместного проекта Европейского союза студентов и организации «Education International» - «Время новой парадигмы в образовании: Студентоцентриро-ванное обучение» утверждают, что виды активного обучения обеспечивают более высокий показатель запоминаемости материала по сравнению с традиционными формами обучения [5, С.124]. Инновационные методы обучения, которые стимулируют субъект -субъектное взаимодействие между преподавателем и обучающимися, способствуют их превращению в активных участников своего собственного обучения, формируют такие важные умения как решение проблем, критическое мышление и рефлективное мышление.

Особую роль в развитии профессиональных компетенций по профилю подготовки

«Педагогическое образование» играет производственная (педагогическая) практика. Она способствует развитию разнообразных умений, дает обучающемуся бесценный опыт профессиональной деятельности и общения -создания ситуации успеха, коллективного творчества, решения конфликтных ситуаций, создает мотивацию к будущей профессии.

Обозначенная выше диада «цель-результат» предполагает формирование адекватной системы оценивания и овладение преподавателем умением создавать Фонд оценочных средств дисциплины - комплект методических материалов, предназначенных для установления факта соответствия подготовки обучающихся целям и требованиям образовательных программ, рабочей программе дисциплины [4, С. 23]. Наш опыт работы по реализации ФГОС ВПО показал практическую необходимость создания кодификатора учебной дисциплины как проекта системы контроля результатов обучения, представленной в виде структурированного перечня дидактических единиц, подлежащих контролю. Создание кодификатора предполагает следующий алгоритм проектировочных действий: содержание (тема) - дидактическая единица - результат обучения -уровень усвоения - вид контроля - форма, метод контроля. В каждой теме преподаватель выделял дидактические единицы, для которых проектировался результат в виде действий, связанных с проверкой усвоения знаний по уровням. Структура кодификатора содержания учебной дисциплины представлена в таблице 1. [4, С.72-73].

Таблица 1. Структура кодификатора содержания учебной дисциплины

Тема Дидактическая единица Конкретизированная цель (Р.о) - результат обучения Уровень усвоения Вид контроля Форма, метод контроля

Название темы 1. 1.1. 1.1.1.

1.1.2.

1.1.3.

Дальнейшее развитие компетентностно-ориентированного образования в условиях реализации ФГОС 3+ актуализирует создание кодификатора контролируемых конкретных компетенций, формирующихся у студентов: «что должен делать студент?» -«знать, уметь, владеть», «каков уровень результата?».

Сегодня востребован иной алгоритм проектировочных действий: компетенция -контролируемый элемент - период обучения

- вид контроля - оценочное средство (форма, метод) - ответственный за оценивание. Такой способ представления цели позволяет любому эксперту (преподавателю, аудитору, студенту) отслеживать процесс и результат формирования компетенции. Под конкретную компетенцию отбирается содержание дисциплины.

В таблице 2. представлена примерная структура кодификатора компетенции.

3

Казанский педагогический журнал. 2015. №4

Таблица 2. Структура кодификатора формируемой компетенции

Компетенция (код) Контролируемый элемент (результат деятельности - Р.д) Период обучения (номер недели) Критерии и показатели Вид контроля Форма, метод контроля Ответственный за оценивание

Уровень усвоения

1-й Рд.1.

2-й

3-й

1-й Рд.2

2-й

3-й

Декомпозируя компетенцию на составляющие (Р.д.), преподаватель планирует сроки ее формирования (недели) и результат деятельности за период обучения, формы и методы аудиторной и самостоятельной работы студентов, формы и методы контроля, ответственных за оценивание и конечный результат.

Процесс формирования компетенции отслеживается посредством мониторинга. О мониторинге говорят, когда в процессе какой-либо инновации постоянно отслеживаются происходящие в реальной предметной педагогической среде процессы и явления, чтобы немедленно включить результаты текущих наблюдений в управленческую деятельность [6, С.6]. Он позволяет осуществлять непрерывный контроль выполнения учебного плана, устанавливать обратную связь, выявлять как именно данная тема «работает» на формирование компетенции, оценивать не только готовый продукт, но и промежуточный результат деятельности. Средством оценивания процесса и результата достижения цели является балльнорейтинговая система.

Фонд оценочных средств дисциплины включает в себя базу контрольных учебных

Литература:

1. Болонский семинар «Высшее образование на базе результатов обучения - Шотландский опыт» [Текст]: Эдинбург, 21-22 февраля 2008 г. В кн. «Болонский процесс: итоги десятилетия» / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. Изд. 2-е дополн. - М.: Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» Институт качества высшего образования, 2011.- 446 с.

2. Гитман М., Г итман Е. План-проспект курса для студентов, или что такое sillabus / М. Гитман, Е. Гитман // Высшее образование в России . -2007.- № 10.- С.43-48.

3. Гребнев Л.С. Болонский процесс и «четвертое поколение» образовательных стандартов

заданий с критериями оценки, а также методические материалы, определяющие процедуру контроля в критерии оценки результатов. Содержание фонда оценочных средств постоянно совершенствуется: преодолеваются ошибки оценивания; увеличивается число его субъектов (преподаватель, участники аудита, работодатели, обучающиеся); расширяется круг оценочных средств (активные методы формирования компетенций используются с целью контроля); отбираются эффективные формы опроса (включая опрос самих студентов об их достижениях). В структуру кодификатора компетенции включается описание уровней знания, умения, владения ею. Это способствует более объективной оценке и самооценке процесса формирования компетенций.

Обобщая сказанное, отметим, что преподаватель высшей школы сегодня - ключевая фигура в реализации целей компетентност-но-ориентированного обучения. Его теоретическая, практическая и мотивационная готовность к деятельности в новых условиях определяют успешность реформ.

[Текст] / Л.С. Гребнев // Высшее образование в России.- 2011. -№ 11. -С. 29-41.

4. Михайлова Н.С., Муратова Е.А. Рабочая тетрадь по разработке фонда оценочных средств при проектировании образовательных программ: методическое пособие /Н.С. Михайлова, Е.А.Муратова.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009.- 90с.

5. Студентоцентрированное обучение [Электронный ресурс]: Справочное руководство для студентов, сотрудников и высших учебных заведений Европейский союз студентов. Брюссель, октябрь, 2010 - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles /bolonsk/prilozh.pdf

4

Казанский педагогический журнал. 2015. №4

6. Третьяков, П. И. Школа: управление по результатам [Текст]: практика пед. менеджмента / П. И. Третьяков. - М.: Новая шк., 2001. - 313 с.

7. Bloom, B. S. Handbook on formative and summative evaluation of student learning / B. S. Bloom, J. T. Hastings, G. F. Madaus. - New York : McGraw-Hill, 1971. - 923 s.

References:

1. Bolonskij seminar «Vysshee obrazovanie na

baze rezul'tatov obuchenija - Shotlandskij opyt» [Tekst]: Jedinburg, 21-22 fevralja 2008 g. V kn. «Bolonskij process: itogi desjatiletija» / Pod nauch. red. d-ra ped. nauk, prof. V.I. Bajdenko. Izd. 2-e dopoln. - M.: Nacional'nyj issledovatel'skij

tehnologicheskij universitet «MISiS» Institut kachestva vysshego obrazovanija, 2011.- 446 s.

2. Gitman M., Gitman E. Plan-prospekt kursa dlja studentov, ili chto takoe sillabus / M. Gitman, E. Gitman // Vysshee obrazovanie v Rossii . - 2007. № 10. S.43-48.

3. Grebnev L.S. Bolonskij process i «chetvertoe pokolenie» obrazovatel'nyh standartov [Tekst] / L.S.

Grebnev // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2011. №

11. S. 29-41.

4. Mihajlova N.S., Muratova E.A. Rabochaja

tetrad' po razrabotke fonda ocenochnyh sredstv pri proektirovanii obrazovatel'nyh programm: metodicheskoe posobie /N.S. Mihajlova,

E.A.Muratova.- Tomsk: Izd-vo Tomskogo

politehnicheskogo universiteta, 2009.- 90s.

5. Studentocentrirovannoe obuchenie [Jelektronnyj resurs]: Spravochnoe rukovodstvo dlja studentov, sotrudnikov i vysshih uchebnyh zavedenij Evropejskij sojuz studentov. Brjussel', oktjabr', 2010 - Rezhim dostupa: http://fgosvo.ru/uploadfiles /bolonsk/prilozh .pdf

6. Tret'jakov, P. I. Shkola: upravlenie po

rezul'tatam [Tekst]: praktika ped. menedzhmenta / P. I. Tret'-jakov. - M.: Novaja shk., 2001. - 313 s.

7. Bloom, B. S. Handbook on formative and sum-mative evaluation of student learning / B. S. Bloom, J. T. Has-tings, G. F. Madaus. - New York : McGraw-Hill, 1971. - 923 s.

Сведения об авторе:

Мусина Валентина Егоровна (г.Белгород, Россия), кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры педагогики Педагогического института ФГАОУ НИУ «Белгородский государственный университет», e-mail: [email protected]

Data about the author:

Musina V.E. (Belgorod, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor; professor of pedagogy Pedagogical Institute FGAOU National research university "Belgorod state university", e-mail: [email protected]

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.