10. Gorokhova E.A. (2009) Osobennosti zemleustroitel'nogo proektirovaniya v sovremennykh uslovi-yakh [The features of land management design in modern conditions] The Russian economic online magazine. 2, 254-257. Availiable from: http://www.e-rej.ru/Articles/2009/Gorokhova.pdf [Accessed 20 February 2018]. (In Russian).
11. Pavlova V.A, Uvarova E.L. (2017) Novejshie tekhnologii v kadastrovoy deyatel'nosti [The newest technologies in cadastral activities] Zapiski Gornogo Instituta. 2, 313-319. DOI: 10.18454/PMI.2017.3.313 (In Russian).
12. Verburg P.H. et al. (2015) Land system science and sustainable development of the earth system: A global land project perspective. Anthropocene. Vol. 12, 29-41.
13. Jepsen M.R. et al. (2015) Transitions in European land-management regimes between 1800 and 2010. Land Use Policy. Vol. 49, 53-64.
14. Keesstra S. et al. (2018) The superior effect of nature based solutions in land management for enhancing ecosystem services. Science of the Total Environment. Vol. 610, 997-1009.
15. Mann C., Schgfer M. (2018) Developing sustainable water and land management options: reflections on a transdisciplinary research process. Sustainability Science. Vol. 13. 1, 205-217.
16. Liu C., Yu Z. (2017) Analysis and Research on Industrial Land Transfer in Hefei City Economic and Technological Development Zone of Anhui Province. Asian Agricultural Research. Vol. 9. 3, 40.
17. Meena V.S., Mondal T., Pandey B.M., Mukherjee A., Yadav R.P., Choudhary M., Singh S., Bisht J.K. and Pattanayak A. (2018) Land use changes: Strategies to improve soil carbon and nitrogen storage pattern in the mid-Himalaya ecosystem, India. Geoderma. Vol. 321, 69-78.
18. Gasanbekov S.K., Lubenets N.A. (2014) Setevoe planirovanie kak instrument upravleniya projektami [Network planning as an instrument of project management] Izvestiya MGTU. 1, 21-25. (in Russian).
19. Liang L., Lal R., Ridoutt B.G., Du Z., Wang D., Wang L., Wu W. and Zhao G. (2018) Life Cycle Assessment of China's agroecosystems. Ecological Indicators. Vol. 88, 341-350.
20. Sharon A., Dori D. (2017) Model-Based Project-Product Lifecycle Management and Gantt Chart Models: A Comparative Study. Systems Engineering. Vol. 20, 5, 447-466.
DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.05
УДК 378.14:902.9(07) ББК 74.480.28:63.2р30
С.А. Василенко
ORCID № 0000-0002-9642-4558, доцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры
Отечественной истории и права, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
средства оценки результатов обучения
студентов в рамках преподавания
курса «вспомогательные исторические
дисциплины»
Аннотация
Введение. В статье представлен обзор различных вариантов оценочных средств, предложенных в работах современных исследователей. Цель статьи - представить результаты исследовательской работы по формированию и оценке сформированности компетенций бакалавров, будущих учителей истории, в рамках дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины».
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме разработки и внедрения фондов оценочных средств в современный образовательный процесс в вузах, педагогический эксперимент, анализ динамики успешности прохождения студентами промежуточной аттестации.
Ре.зультаты. Были предложены такие продуктивные оценочные средства по оценке компетенций студентов по дисциплине «Вспомогательные исторические дисциплины», как практико-ориентированные задания (выполнение характеристики исторического документа, чтение палеографических текстов, перевод исторических дат и метрологических сведений на современные системы летоисчисления и метрологии, анализ гербов, имен и названий), комплексный анализ исторического источника, проекты. Организация работы с помощью предложенных нами оценочных средств способствовала положительной динамике результатов промежуточной аттестации по дисциплине.
Обсуждение. Подчеркивается, что внедрение продуктивно-ориентированных оценочных средств требует перестройки не только оценочной деятельности преподавателя, но и самого процесса формирования компетенций. Продуктивный характер оценочных средств требует изменения процесса обучения, усиления его практической, творческой направленности.
Заключение. Делается вывод о том, что предложенные оценочные средства отличаются такими характеристиками, как продуктивный характер, практико-ориентированная направленность, междисциплинарность, творческий характер. Организация работы с помощью предложенных нами оценочных средств способствовала положительной динамике результатов промежуточной аттестации по дисциплине.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, оценочные средства.
Основные положения:
• определена структура фонда оценочных средств сформированности компетенций бакалавров, будущих учителей истории;
• представлено авторское видение не только оценочной деятельности преподавателя, но и самого процесса формирования компетенций;
• представлен анализ динамики результатов промежуточной аттестации по дисциплине.
1. Введение (Introduction)
В современном нормативно-методическом обеспечении реализации ОПОП введен фонд оценочных средств (ФОС) как важная часть рабочей программы учебной дисциплины. Это поставило перед преподавательским сообществом важную методическую проблему разработки заданий фонда оценочных средств. Многие авторы отмечают, что решение этой проблемы требует не только теоретического осмысления и практической работы, но и совершенствования оценочной компетентности преподавателей вузов [1-3]. Большинство авторов отмечают следующие особенности, которыми должны обладать современные оценочные средства в рамках компетент-ностного подхода:
•нацеленностьна оценкуструктурных компонентов компетенций [4, с. 117], • практическая направленность, приближенность заданий к будущей
профессиональной деятельности обучающихся [5-7],
• продуктивный характер, т.е. нацеленность на оценку способности обучающихся создавать на основе полученных знаний и умений самостоятельный творческий продукт [8, с. 85],
• активный и интерактивный характер, т.е. нацеленность на оценку способности обучающихся использовать информацию в действии, в том числе в процессе взаимодействия [8, с. 86],
• междисциплинарный характер, использование не только преподавательской, но и других видов оценки (самооценка, взаимное оценивание, групповая оценка и др.) [9, с. 156],
• динамичный характер, способность учитывать динамику развития различных компонентов компетенции в течение всего процесса обучения [10, с. 9],
• стандартизация и объективность оценивания, использование стандартизиро-
X
го са го Ч о
с
ф
^ с
X
го
ГО
а. «
ш ^ m Ц
у
о ч к ф
li <и о Т Ф >>Т Ю S
0 О.
а ° го s
Ь з с;
со -О Ф ^ av
s Is
1 о « s Jo
О П.
юШ
I- » £ «
^ ft
ф
о
о ^
0
1
Ф
с; s о го
ш
<
О
ванных оценочных процедур и шкал уровней достижений обучающихся [11, с. 9].
Спектр предлагаемых в литературе оценочных средств очень широк. К нему относят: стандартизированные тесты
[12], курсовые и выпускные квалификационные работы, междисциплинарный экзамен, практику, опрос работодателей
[13], портфолио студента [14, с. 107], ролевые игры, дебаты [15; 16], профессионально-ориентированные задачи, тесты, контрольные работы [17, с. 61], решение типовых и нестандартных задач, проверку терминов [18, с. 329], выполнение и защиту проектов [14, с. 108; 18, с. 329].
В настоящей статье мы поставили цель - представить результаты исследовательской работы по формированию и оценке сформированности компетенций бакалавров, будущих учителей истории, в рамках дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины».
Задачи исследовательской работы:
Разработать комплекс оценочных средств, направленных на оценку результатов обучения по дисциплине «Вспомогательные исторические дисциплины».
Провести апробацию предложенного комплекса оценочных средств, выявить динамику успешности промежуточной аттестации по дисциплине.
2. Материалы и методы (Materials and Methods)
Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме разработки и внедрения фондов оценочных средств в современный образовательный процесс в вузах, педагогический эксперимент, а также анализ динамики успешности прохождения студентами промежуточной аттестации.
Работа проводилась в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете, в ней участвовали студенты первого курса бакалавриата, обучающиеся по направлению 44.03.05 - Педагогическое образование, профильная направленность -«История. Обществознание», «История. Право», «История. Английский язык». Динамика успешности промежуточной
аттестации студентов по дисциплине отслеживалась в течение 4 лет, в ней были использованы результаты промежуточной аттестации 226 студентов.
Охарактеризуем более подробно содержание работы по внедрению комплекса оценочных средств и организации обучения. Дисциплина «Вспомогательные исторические дисциплины» участвует в формировании компетенции ОК-2 - способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции. На материале данной дисциплины эта компетенция раскрывается через формирование следующих конкретизированных целей:
• Знать: основные методы исторического исследования, работы с историческими источниками,
• Уметь: анализировать исторические источники, соотносить общие исторические процессы и отдельные факты,
• Владеть: навыками работы с историческими источниками, их критического анализа.
Работа по оцениванию результатов обучения в значительной степени проходит в рамках текущего контроля в течение семестра. При этом оценка неразрывно связана с самим процессом формирования компетенций, во многом проистекает из него. Внедрение компетентностно-ориентированных оценочных средств потребовало усилить практическую направленность занятий, и это касается не только практических и лабораторных занятий, но и лекционного курса. На каждой лекции акцент делается на практическую значимость дисциплины в работе с историческими источниками, особенно с такими, с которыми студенты начнут работу на первых же занятиях по отечественной истории. Необходимо, чтобы студенты поняли, что каждое теоретическое положение лекции необходимо им не для теоретического ответа, а для сугубо практических целей - для прочтения исторического документа или решения хронологической, метрологической задачи, т.е., в конечном счете, правильного понимания исторического документа.
На практических и лабораторных занятиях студентам предлагаются конкретные исторические документы, фотокопии которых имеются в кабинете истории. Эти документы, написанные русской скорописью, нужно не только прочитать, но и определить все их хронологические, метрологические и прочие данные, например, определить количество земли, передаваемое завещателем XIV века в современных мерах измерения площади. По существу, выполнение этого задания является фрагментом исследовательской деятельности ученого-историка, изучающего средневековую историю России, т.е. частью будущей профессиональной деятельности студентов. Оценка деятельности студентов на занятии производится по успешности выполнения ими этих фрагментов будущей профессиональной деятельности - определением удельного веса текста, правильно прочитанного студентом.
При выполнении задания студенты могут использовать разнообразные средства - справочные и учебные пособия, а также вспомогательные материалы (таблицы русских скорописных знаков, метрологические и хронологические таблицы и пр., генеалогические схемы и пр.), которые они должны были заранее приготовить к занятию. Возможность же использования справочной и иной литературы мы связываем с необходимостью подготовки профессионала, который не обязательно должен помнить всю необходимую информацию, но должен уметь эффективно решить профессиональную задачу, используя справочную литературу, методические разработки и прочие средства. Все вышесказанное реализует практическую направленность организации занятий по «Вспомогательным историческим дисциплинам».
Практическая направленность занятия тесно связана и практико-ориен-тированным характером оценочных средств, используемых на занятии, а затем на зачете. На зачете студентам нужно будет выполнить практико-ориентированные задания - провести такую же работу с историческими документами, как и на занятии, используя
справочные и учебные пособия, а также приготовленные ими самими вспомогательные материалы. Это позволяет оценить их практические умения и владение способами работы с историческими документами.
Еще одна особенность занятий по вспомогательным историческим дисциплинам - их тесная связь с материалом основного курса истории, как отечественной, так и всеобщей. Студенты должны увидеть, как каждая вспомогательная историческая дисциплина развивается на общем историческом фоне, какую роль она вносит в понимание исторического процесса. Это достигается акцентированием связи развития каждой вспомогательной исторической дисциплины с узловыми моментами истории, а также использованием реальных исторических примеров на каждом занятии. Во время решения хронологических задач, например, студентам предлагается определить день недели, в который произошли Куликовская битва или Ледовое побоище. При этом на занятии всегда уделяется внимание тому, чтобы восстановить исторический контекст, в котором данное событие произошло, чтобы студенты ненадолго погрузились в данный момент исторического процесса. Каждый исторический документ можно использовать как «окно», через которое можно заглянуть в изучаемую эпоху. Такая практика позволяет обеспечить междисциплинарный характер формируемых в ходе преподавания дисциплины компетенций, сформировать мотивацию изучения не только вспомогательных исторических дисциплин, но и отечественной и всеобщей истории. Практический характер заданий неизбежно влечет за собой и тесную связь с основным курсом отечественной и всеобщей истории.
Таким образом, основу фонда оценочных средств по дисциплине «Вспомогательные исторические дисциплины» составляют практико-ориентированные задания, связанные с анализом исторических документов, воспроизведением деятельности ученого-историка. Однако это не единственный вид оценочных
X
го ш го ч о
с
ф
^ с
X
го ¡£
го
а. «
ш 3
у ^
о ч к ф
И
ф о Т Ф >>т ю ^
О О. О
13
ш
0 н го
¡5
со -О
ф ц
аи
§ 1Ё
1 о
О П.
5 & £ 8 о ^
о
X
ф
с; ^
о го
ш
<
С)
средств, используемых при оценке сфор-мированности компетенций по данной дисциплине.
Помимо практико-ориентированных заданий в числе оценочных средств мы начали активно использовать различные виды творческих заданий. Творческие задания позволяют развить способности к самостоятельному поиску и осмыслению информации, формированию общего профессионального мировоззрения, что является одним из принципов реализации компетентностного подхода в образовании [19, с. 52]. К ним относятся:
• выполнение рефератов, посвященных наиболее проблемным и малоисследованным аспектам истории вспомогательных исторических дисциплин,
• подготовка презентаций, наглядно представляющих некоторые виды исторических источников, редких и малодоступных (монеты, фрагменты рукописей, книжные миниатюры, гербы и пр.),
• самостоятельное выполнение описаний источников, имеющихся в научной литературе или интернете,
• реализация и защита исследовательских проектов.
Хочется уделить особое внимание последнему из перечисленных видов оценочных средств - выполнению проектов, который можно отнести к продуктивным и интерактивным оценочным средствам [8, с. 85-86]. Проектный метод представляет собой такую организацию деятельности обучающихся, которая должна привести к собственному творческому нестандартному решению какой-либо проблемы [20, с. 118]. Исследователи подчеркивают такие достоинства проектного метода, как творческий, интенсивный характер учебной деятельности, активизация познавательного и личностного потенциала обучающихся, их способности самостоятельно планировать, регулировать, анализировать и осмысливать свою деятельность [21; 22].
При изучении дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины» студенты выполняют такие проекты, как:
• создание генеалогического древа известных княжеских родов с подготовкой и защитой презентации (генеалогический проект),
• создание генеалогического древа собственной семьи (генеалогический проект),
• «Поиск забытых названий» (топонимический проект),
• «Поиск забытых имен» и «Секреты имени» (антропонимические проекты),
• «Загадки монет» (нумизматический проект).
Проекты представляют собой микроисследование, для выполнения которого студентам необходимо найти информацию из разных источников, объединить и осмыслить ее, представить в наглядном виде, создать мультимедийную презентацию и подготовиться к публичному представлению и защите. Проекты выполняются подгруппами студентов, что стимулирует их взаимодействие, совместное творчество, расширение исторического кругозора. Каждая подгруппа готовит презентацию и защищает свой проект, который оценивают все присутствующие студенты, а также преподаватель. К критериям оценивания относятся: корректность информации, полнота информации, информативность и наглядность презентации, качество представления информации и защиты. Средний балл студенческой оценки и оценка преподавателя учитываются в итоговой рейтинговой оценке студента.
Подводя итог обзору оценочных средств, отметим, что включают в себя также и более традиционные средства: тесты, контрольные работы, терминологические словари, проверку выполнения заданий самостоятельной работы студентов, позволяющие оценить, в первую очередь, знания студентов по материалу курса. Все результаты деятельности студентов учитываются благодаря использованию модульнорейтинговой системы оценки знаний студентов, которая позволяет отследить сформированность компетенции в целом и ее составляющих и соотнести количественные результаты со стандартизированной шкалой уровня достижений студентов.
Подытоживая вышесказанное, представим структуру фонда оценочных средств по дисциплине «Вспомогательные исторические дисциплины» (см. табл. 1).
Табл. 1. Структура фонда оценочных средств по дисциплине «Вспомогательные исторические дисциплины»
Tab. 1. Structure of the assessment tools collection for the subject «Auxiliary Sciences of History»
№ Конкретизированные цели дисциплины Оценочные средства
1 Знать: основные методы исторического исследования, работы с историческими источниками Тест
Реферат
Терминологический словарь
Контрольные работы
2 Уметь: анализировать исторические источники, соотносить общие исторические процессы и отдельные факты Палеографическая характеристика документа
Чтение текстов ХШ-ХУШ вв.
Решение хронологических задач - перевод древнерусских дат на современное летоисчисление
Решение метрологических задач - перевод сведений из источников на современные меры длины, веса, площади и пр.
Выполнение описания монеты (нумизматический анализ)
Анализ дворянского герба (генеалогический анализ)
Анализ названия, имени (топонимический, антропоними-ческий анализ)
3 Владеть: навыками работы с историческими источниками, их критического анализа Комплексный анализ источника (палеографический, хронологический, метрологический, генеалогический, топонимический, антропонимический и т.д.)
Проект (генеалогический, топонимический, антропонимический)
3. Результаты (Results)
Апробация и внедрение всего комплекса представленных в таблице оценочных средств происходило в течение 2015-2017 гг. Результативность их использования быстро проявилась при проведении промежуточной аттестации по дисциплине. Если раньше
значительная часть студентов на зачете испытывали выраженные трудности и сдавали зачет не с первого раза, то после внедрения описанной системы оценочных средств количество таких студентов значительно снизилось. Это иллюстрирует информация, представленная на рис. 1.
Рис. 1. Динамика успешности промежуточной аттестации студентов по дисциплине Fig. 1. Dynamics of the students' midterm assessment on the discipline
i го m
го ^
о с CD
С
х го
го С^ :
I 1=
CD S
15 È|
К CD
CD О T CD ^Т Ю S О Œ m g
0 k fe s
!ô ®
и 00 -0
CD q
d. CD
1 Ë
X о ffi-S
og
s &
s m
CD U
О ^
4. Обсуждение (Discussion)
Проведенная нами исследовательская работа показала, что внедрение продуктивно-ориентированных оценочных средств требует перестройки не только оценочной деятельности преподавателя, но и самого процесса формирования компетенций. Практико-ориен-тированный, продуктивный характер оценочных средств требует изменения процесса обучения, усиления его практической, творческой направленности.
Нами были предложены продуктивные оценочные средства по оценке компетенций студентов по дисциплине «Вспомогательные исторические дисциплины». Организация работы с помощью предложенных нами оценочных средств способствовала положительной динамике результатов промежуточной аттестации по дисциплине.
5. Заключение (Conclusion)
Итак, нами были предложены та-
кие продуктивные оценочные средства по оценке компетенций студентов по дисциплине «Вспомогательные исторические дисциплины», как практико-ориентированные задания (выполнение характеристики исторического документа, чтение палеографических текстов, перевод исторических дат и метрологических сведений на современные системы летоисчисления и метрологии, анализ гербов, имен и названий), комплексный анализ исторического источника, проекты.
Предложенные нами оценочные средства отличаются такими характеристиками, как продуктивный характер, практико-ориентированная направленность, междисциплинарность, творческий характер. Результаты апробации и внедрения доказывают, что их применение способствует положительной динамике результатов промежуточной аттестации по дисциплине.
Библиографический список
1. Гитман, Е.К. Разработка и использование ФОС в компетентностном формате для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине [Текст] / Е.К. Гитман, М.К. Гитман, В.Ю. Столбов, И.Д. Столбова // Высшее образование в России. - 2016. - № 8-9. - С. 74-83.
2. Зак, Г.Г. Становление, развитие и модернизация высшего специального (дефектологического) образования в России: исторический анализ [Текст] / Г.Г. Зак, Д.Я Зак // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - № 8. - С. 59-69.
3. Исаева, Т.Е. Оценочная компетенция вузовского преподавателя: содержание и смысл [Текст] // Высшее образование в России. - 2014. - № 10. - С. 106-112.
4. Федотова, А.Д. Система оценочных средств как инструмент подтверждения сформированно-сти компетенции [Текст] / А.Д. Федотова // Учёные записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. - 2013. - № 6 (53). -С.117-124.
5. Антюхов, А.В. Разработка фонда оценочных средств в контексте ФГОС ВПО [Текст] / А.В. Ан-тюхов, Н.В. Фомин // Вестник Брянского государственного университета. - 2014. - № 1. - С. 112-117.
6. Rooch, A.A , Junker, P.B , H;rterich, J.C , Hackl, K.B (2016) Linking mathematics with engineering applications at an early stage - implementation, experimental set-up and evaluation of a pilot project. Euro-peanJournal ofEngineeringEducation. 41 (2), 172-191. DOI: 10.1080/03043797.2015.1056095
7. Shibata, J.A , Okuhara, K.B , Mohri, S.A , Shiode, S.C (2016) A study on teaching methods of mathematics subject in the faculty of Economics ICICExpress Letters. 10 (2), 363-369.
8. Болтунова, Л.М. Типология оценочных средств, предназначенных для оценки компетенций [Текст] / Л.М. Болтунова, И.Н. Емельянова // Педагогическое образование в России. - 2014. -№11. - С. 84-87.
9. Караваева, Е.В. Принципы оценивания уровня освоения компетенций по образовательным программам ВПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения [Текст] / Е.В. Караваева, В.А. Богословский, Д.В. Харитонов // Вестник Челябинского государственного университета. -2009. - №18 (156). - С. 155-162.
10. Структура профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования в области гуманитарных технологий [Текст]: методическое пособие / Н.И. Анисимова, В.В. Барабанов, В.Н. Бредихин и др. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 179 с.
11. Смирнов, Я.Ю. Оценочные средства правовых компетенций студентов бакалавриата // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2014. - № 3(29). - С. 323-326.
12. Mongkuo M., Lucas N., Walsh K. (2013) Initial Validation of Collegiate Leaming Assessment Performance Task Diagnostic Instrument for Historically Black Colleges and Universities. BritishJournal of Education, Society & Behavioural Science. Vol. 3, Issue 3, 282-299. DOI: 10.9734/BJESBS/2013/5005.
13. Минин, М.Г. Фонд оценочных средств в структуре образовательных программ [Текст] / М.Г. Минин, Е.А. Муратова, Н.С. Михайлова // Высшее образование в России. - 2011. - N° 5. - С. 112-118.
14. Кручинин, М.В. Формирование правовой компетенции студентов вуза с использованием метода проектов в условиях информатизации высшего профессионального образования [Текст] / М.В. Кручинин, Г.А. Кручинина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер. Педагогика, психология. - 2014. - N1 (16). - С. 107-111.
15. Дамир, С.Х. Формирование социокультурной компетенции студентов-лингвистов в условиях модернизации российского образования [Текст] / С.Х. Дамир // Новые технологии. - 2011. -N 1. - С. 168-171.
16. Раздобарова, М.Н. Межкультурная коммуникативная компетенция студентов в условиях модернизации профессионального образования [Текст] / М.Н. Раздобарова // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2008. - N 2. - С. 121-123.
17. Левандовская, Н.В. Разработка и формирование фонда оценочных средств в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку (Авиационный английский язык) [Текст] / Н.В. Левандовская // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. -N3-2. - С. 59-62.
18. Коваленко, Е.С. Оценка уровня формирования профессиональных компетенций студентов -будущих учителей математики [Текст] / Е.С. Коваленко, Н.М. Кузуб // Вестник Иркутского государственного университета. - 2015. - N11 (106). - С. 327-329.
19. Христолюбова, Л.В. Реализация компетентностного подхода в подготовке бакалавров направления «Специальное (дефектологическое) образование» [Текст] / Л.В. Христолюбова // Специальное образование. - 2016. - N 4. - С. 50-55.
20. Баева, Ю.В. Метод проекта как современная педагогическая технология [Текст] / Ю.В. Баева // Вестник Томского государственного педагогического университетата. - 2012. - N 2. - С. 117-120.
21. Горобец, Л.Н. «Метод проекта» как педагогическая технология [Текст] // Вестник Адыгейско- а> го государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2012. - N 2. - С. 112-128. з
22. Курылёв, А.С. Проектирование как основа формирования и оценки компетенций студентов ° [Текст] / А.С. Курылев, М.Д. Ильязова, В.Л. Битюк // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2010. - N 2. - С. 112-116.
S.A. Vasilenko
Introduction. The paper provides an overview of various sets of evaluation tools proposed in
та с 'jz
о
го ф
ORCID No 0000-0002-9642-4558, Academic Title of Associate Professor, Candidate of Sciences я
(History), Associate Professor at the Department of Russian History and Law, South Ural State <g Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
3
(Л Ф
tools for assessing students' results | ¡г
<u
(Л
as part of teaching the course | f
"auxiliary sciences of history" |«
Abstract £ £
CD CD
(Л '
(Л
ГО
the modern researchers' works. The purpose of the article is to present the results of the research ^ ^ work concerning developing future History teachers' various competencies and Bachelor's degree ^ = competency assessment, as part of the subject «Auxiliary Sciences of History». § <
Materials and, methods. The main methods of the research include analysis of scientific literature devoted to the problem of developing and implementing various assessment tools in modern educational process; the method of educational experiment; analysis of the dynamics of students' midterm assessment.
Results. The author proposes productive assessment tools for students' competency assessment as part of discipline «Auxiliary Sciences of History», such as: practice-oriented tasks (characterizing historical documents, reading paleographic texts, translating historical dates and metrological data into the modern system of chronology and metrology, analyzing and describing various coats of arms, names and titles), complex analysis of the historical source, project activities. The proposed assessment tools contributed to the positive results of the midterm assessment on the subject.
Discussion. It is emphasized that introducing productive tasks and assessment tools requires restructuring not only the teacher's evaluation activities, but also the process of competency development itself. It is urgent to make education more practice-oriented and creative.
Conclusion. It is concluded that the proposed assessment tools are productive, practice-oriented, interdisciplinary, and creative.
Keywords: competence approach, competence, assessment tools.
Highlights:
• The structure of the assessment tools collection for the Bachelor's degree students' competency development is determined;
• The paper presents the author's approach to the teacher's evaluation activity and the process of competency development;
• The research also contains analysis of dynamics of the results of the midterm assessment on the subject.
References
1. Gitman E.K., Gitman M.K, Stolbov V.Yu., Stolbova I.D. (2016) Razrabotka i ispolzovanie FOS v kom-petentnostnom formate dlya provedeniya promezhutochnoy attestatsii po uchebnoy distsipline [Designing and using of FOS in competence format for carrying out intermediate on assessment educational discipline] Vyisshee obrazovanie v Rossii. 8-9, 74-83. (In Russian).
2. Zak, G.G., Zak D.Ya (2012) Stanovlenie, razvitie i modernizatsiya vyisshego spetsialnogo (defekto-logicheskogo) obrazovaniya v Rossii: istoricheskiy analiz [Formation, development and modernization of higher special (defectological) education in Russia: historical analysis] Vestnik Chelyabinskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta. 8, 59-69. (In Russian).
3. Isaeva T.E. (2014) Otsenochnaya kompetentsiya vuzovskogo prepodavatelya: soderzhanie i smyisl [The lecturer's assessment competency: the concept and its meaning] Vyisshee obrazovanie v Rossii. 10, 106112. (In Russian).
4. Fedotova A.D. (2013) Sistema otsenochnyih sredstv kak instrument podtverzhdeniya sformirovan-nosti kompetentsii [The system of assessment tools as a mean to confirm the formation of competence] Uchyonyie zapiski Zabaykalskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Professionalnoe obrazovanie, teoriya i meto-dika obucheniya. 6 (53), 117-124. (In Russian).
5. Antyuhov A.V., Fomin N.V. (2014) Razrabotka fonda otsenochnyih sredstv v kontekste FGOS VPO [Designing of a Fund of assessment means in the context of FGOS VPO] Vestnik Bryanskogo universiteta. 1, 112-117. (In Russian).
6. Rooch, A.A.,Junker, P.B., Hgrterich, J.C., Hackl, K.B. (2016) Linking mathematics with engineering applications at an early stage - implementation, experimental set-up and evaluation of a pilot project. Euro-peanJournal ofEngineeringEducation. 41 (2), 172-191. DOI: 10.1080/03043797.2015.1056095
7. Shibata J.A., Okuhara K.B., Mohri S.A., Shiode S.C. (2016) A study on teaching methods of mathematics subject in the faculty of Economics ICICExpress Letters. 10 (2), 363-369.
8. Boltunova L.M., Emelyanova I.N. (2014) Tipologiya otsenochnyih sredstv, prednaznachennyih dlya otsenki kompetentsiy [Typology of assessment tools for competency assessment] Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 11, 84-87. (In Russian).
9. Karavaeva E.V., Bogoslovskiy V.A., Haritonov D.V. (2009) Printsipyi otsenivaniya urovnya osvoeniya kompetentsiy po obrazovatelnyim programmam VPO v sootvetstvii s trebovaniyami FGOS novogo poko-leniya [Assessment competence of a University professor: content and meaning] Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 18 (156), 155-162. (In Russian).
10. Anisimova N.I., Barabanov V.V., Bredihin V.N. [et all] (2008) Strukturaprofessionalnoy kompetentnosti bakalavrov i magistrov obrazovaniya v oblasti gumanitarnyih tehnologiy: Metodicheskoe posobie [Structure of professional competence of bachelors and magisters in the field of humanitarian technologies: Handbook] Saint Petersburg, Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena (In Russian).
11. Smirnov Ya.Yu. (2014) Otsenochnyie sredstva pravovyih kompetentsiy studentov bakalavriata [Assessment tools of legal competences of undergraduate students] Vektor nauki Tolyattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 3(29), 323-326. (In Russian).
12. Mongkuo M., Lucas N., Walsh K. (2013) Initial Validation of Collegiate Learning Assessment Performance Task Diagnostic Instrument for Historically Black Colleges and Universities. British Journal of Education, Society & Behavioural Science. Vol. 3, Issue 3, 282-299. DOI: 10.9734/BJESBS/2013/5005.
13. Minin, M.G., Muratova E.A., Mihaylova N.S. (2011). Fond otsenochnyih sredstv v strukture obra-zovatelnyih programm [Fund of assessment means in the structure of educational programs] Vysshee obrazo-vanie v Rossii. 5, 112-118. (In Russian).
14. Kruchinin M.V., Kruchinina G.A. (2014) Formirovanie pravovoy kompetentsii studentov vuza s ispolzovaniem metoda proektov v usloviyah informatizatsii vyisshego professionalnogo obrazovaniya [Formation of legal competence of University students using the project method in the conditions of Informatization of higher education] Vektor nauki Tolyattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 1 (16), 107-111. (In Russian).
15. Damir S.H. (2011) Formirovanie sotsiokulturnoy kompetentsii studentov-lingvistov v usloviyah modernizatsii rossiyskogo obrazovaniya [Formation of socio-cultural competence of students-linguists in the modernization of Russian education] Novyie tehnologii. 1, 168-171. (In Russian).
16. Razdobarova M.N. (2008) Mezhkulturnaya kommunikativnaya kompetentsiya studentov v uslovi-yah modernizatsii professionalnogo obrazovaniya [Intercultural communicative competence of students in the conditions of modernization of professional education] Izvestiya Saratovskogo universiteta. 2, 121-123. (In Russian).
17. Levandovskaya N.V. (2015) Razrabotka i formirovanie fonda otsenochnyih sredstv v obuchenii professionalno-orientirovannomu inostrannomu yazyiku (Aviatsionnyiy angliyskiy yazyik) [Designing and formation of Fund of assessment means in training professionally-oriented foreign language (English for aviation)] Gumanitarnyie, sotsialno-ekonomicheskie i obschestvennyie nauki. 3-2, 59-62. (In Russian).
18. Kovalenko E.S., Kuzub N.M. (2015) Otsenka urovnya formirovaniya professionalnykh kompetentsiy studentov - buduschih uchiteley matematiki [Assessment of the level of formation of professional competences of students, future teachers of mathematics] Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 11 (106), 327-329. (In Russian).
19. Hristolyubova L.V. (2016) Realizatsiya kompetentnostnogo podhoda v podgotovke bakalavrov napravleniya «Spetsialnoe (defektologicheskoe) obrazovanie» [Realization of competence approach in training of bachelors of the direction «Special (defectological) education»] Spetsialnoe obrazovanie. 4, 50-55. (In Russian).
20 . Baeva Yu.V. (2012) Metod proekta kak sovremennaya pedagogicheskaya tehnologiya [Project method as a modern pedagogical technology] Vestnik Tomskogogos. ped universiteta. 2, 117-120. (In Russian).
21. Gorobets L.N. (2012) «Metod proekta» kak pedagogicheskaya tehnologiya ["Project method" as a pedagogical technology] Vestnik Adyigeyskogo gosudarstvennogo universiteta. 2, 112-128. (In Russian).
22. Kuryllov A.S. Ilyazova M.D., Bityuk V.L. (2010) Proektirovanie kak osnova formirovaniya i otsenki to
<u £ и о о
та с
JZ
о
го ф
•с. го
(Л
го
3
(Л
'ЛИ Ъ
с о ■8.!»
о
kompetentsiy studentov [Designing as a basis of formation and assessment of students' competences] Vest-nik Astrahanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2, 112-116. (In Russian).
(Л с ф Ф
о
(Л
(Л ■ (Л
го
(Л ^
15 Ё