УДК 616.74
ПРОБЛЕМА ГИПОДИНАМИЧЕСКОГО РЕЖИМА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВВУЗА
© Э.М. Османов, Ю.Ю. Кораблев
Osmanov Е.М., Korablev Y.Y. Problem of hypodynamic routine of university teachers. On the basis of engineering-technical higher institutions of Ministry of Defense work on studying influence of hypodynamic routine on an organism of a university teacher is carried out. The structure and a level of illness rate of officers-teachers of industrial-technical higher institutions of various age groups are revealed.
Гиподинамия - снижение нагрузки на мышцы и ограничение общей двигательной активности организма. В ряде случаев вместо понятия «гиподинамия» употребляют термин «гипокинезия».
При гиподинамии в организме человека возникают существенные изменения со стороны основных жизненно важных систем (преимущественно центральной нервной системы, кровообращения, опорно-двигательного аппарата, обменных процессов). Под влиянием гиподинамии вначале снижается потребность организма в энергозатратах, затем редуцируются энергообразующие структуры (митохондрии) мышечных волокон скелетных мышц и сердца, появляются признаки разобщения процессов окислительного фосфорилирова-ния, нарушается микроциркуляция, создаются условия, способствующие развитию кислородного голодания жизненно важных органов. Гиподинамия вызывает детренированность сердечно-сосудистой системы,
снижение ортостатической устойчивости человека, ухудшает переносимость физических нагрузок [1-4].
Сложный напряженный эмерджентный труд по освоению и передаче учебной и научной информации, компьютеризация образовательного процесса, особенно в инженерно-технических вузах МО, отнимают у профессорско-преподавательского состава (ППС) старших возрастов много времени. И без того умственная интеллектуальная деятельность (групповые занятия, семинары, лекции и т.п.) сопровождается выраженной гиподинамией.
Целью исследования являлось изучение влияния гиподинамического режима деятельности на организм преподавателей вуза.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе инженернотехнических вузов МО (Тамбовского ВВАИУ, Воронежского ВВАИУ, Ачинского ВАТУ, Ломоносовского ВАТУ, Ставропольского ВВАИУ, Калининградского ВАТУ, Иркутского ВВАИУ, Санкт-Петербургского ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского, Пушкинского ВВМИУ им. В.И. Ленина, Санкт-Петербургского военного университета связи, Санкт-Петербургского военного инженерно-технического университета, Петрод-ворцового ВМИРЭ им. А.С. Попова) в пролонгированный период с 1991 по 2006 гг. На разных этапах иссле-
дований всего было привлечено 2260 специалистов-преподавателей старшего возраста, что обусловило репрезентативность результатов. Состояние здоровья оценивалось по данным медицинских книжек, а также в процессе бесед и опросов как медицинского персонала, так и старших офицеров.
На основании данных состояние здоровья, физического развития, степени тренированности и возраста все проходящие медицинское обследование военнослужащие подразделяются на три группы по состоянию здоровья. В первую зачисляются практически здоровые работоспособные люди, обладающие значительной для своего возраста физической подготовленностью. Возрастные изменения у пожилых людей этой группы, как правило, протекают нормально, в пределах физиологической и психофизиологической нормы. Во вторую группу зачисляются лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, физическом развитии и физической подготовленности, но без существенных функциональных изменений. К этой группе относятся также лица старшего возраста, у которых возрастные изменения сопровождаются небольшими отклонениями функционального состояния организма, характеризующегося начальными формами заболеваний, часто свойственных процессу старения. К третьей группе относятся лица, имеющие отклонения состояния здоровья постоянного или временного характера со сниженной функциональной приспособляемостью к физическим нагрузкам, не являющейся однако препятствием к обычной трудовой деятельности. Возрастные изменения у лиц, отнесенных к данной группе, имеют более выраженный характер, с более существенными функциональными нарушениями.
Рост заболеваемости наблюдается уже с первой возрастной группы (до 30 лет), где процент офицеров-преподавателей с диагнозами в вузах составляет 1,6 %. Увеличение количества офицеров с хроническими диагнозами от общего числа офицерского состава значительно прослеживается, начиная с третьей возрастной группы (35-40 лет), где их процент составляет 29,9 %. Наибольший пик заболеваемости наблюдается в четвертой возрастной группе (40-45 лет) и составляет 34,1 %. Тенденция снижения заболеваемости происходит с 45 до 50 лет. Далее показатели также постепенно снижаются, однако необходимо заметить, что количество офицеров-преподавателей инженерно-технических
Таблица 1
Структура основных хронических заболеваний офицеров-преподавателей инженерно-технических вузов Министерства обороны различных возрастных групп (% преподавателей с диагнозами)
№ п/п Характер заболевания ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА
1 2 3 4 5 6
1 Заболевания опорно-двигательного аппарата 7,9 18,4 12,0 16,8 23,0 13,2
2 Заболевания нервной системы 1,1 1,3 2,3 1,9 1,1 2,1
3 Мочекаменная болезнь 10,4 0,1 3,8 3,0 2,1 1,3
4 Заболевания эндокринной системы 1,7 2,6 1,9 0,9 2,0 1,0
5 Заболевания органов пищеварения 5,6 26,0 41,2 37,1 30,2 21,9
6 Заболевания ЛОР органов 0,3 0,1 0,2 0,4 0,2 0,3
7 Хирургические заболевания 18,0 11,2 5,3 4,1 2,6 2,1
8 Заболевания органов кровообращения 9,4 21,1 13,8 21,3 28,1 52,0
9 Кожные заболевания 0,8 0,2 0,3 0,5 0,4 0,3
10 Глазные болезни 0,4 0,4 1,8 1,4 0,6 0,5
11 Болезни органов дыхания 26,6 10.7 12,9 7,2 6,3 3,2
12 Инфекционный полиартрит 1,2 1,4 1,3 1,5 1,2 0,2
13 Другие заболевания 16,6 6,5 3,2 3,9 2,2 1,9
вузов 50-ти лет незначительное. Более того, как показывают результаты анкетирования и анализа документальных материалов, на преподавательской должности остаются, как правило, наиболее здоровые и работоспособные офицеры шестой категории (50 лет и старше). Поэтому уровень заболеваемости у стабильно работающих в этом возрасте преподавателей приблизительно равен уровню 30-35 лет, т. е. достаточно невысокий, хотя, безусловно, общая тенденция соотношения лиц 30-35 лет и 50 лет и старше в обществе по уровню заболеваемости (в %) имеет линейную зависимость и онтогенезтически превалирует в сторону лиц старших возрастов. На наш взгляд, данная особенность связана с положительными установками и мотивацией к поддержанию здоровья у лиц, занимающихся преподавательским видом деятельности.
Характер заболеваний офицеров инженернотехнических вузов МО в различных возрастных группах весьма специфичен и гетерогенен. Представленные данные (табл. 1) свидетельствуют, что офицерский состав 3-6-й возрастных групп в большей степени подвержен заболеваниям опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, органов дыхания и органов кровообращения.
Процесс старения значительно ограничивает приспособительные возможности организма и создает предпосылки для возникновения болезней. К старости болезни накапливаются, вновь возникают, приобретают качественные и количественные особенности течения и, благодаря снижению приспособительных возможностей организма, становятся причиной его гибели. Многочисленными исследованиями [1-6] доказано, что всесторонняя функциональная тренировка органов и систем стареющего организма за счет поддержания высокого уровня двигательной активности не только препятствует процессам преждевременного старения, но и приводит к структурным и функциональным перестройкам тканей и органов, улучшению нейрогумо-ральных механизмов регуляции организма. Налицо объективная закономерность: с одной стороны старение ограничивает мышечную активность человека, а с другой - возрастная малоподвижность, в свою очередь, способствует преждевременному старению. Поэтому высокий уровень жизнедеятельности может поддержи-
ваться только за счет утомления в ходе выполняемой работы, т. к. без этого невозможна стимуляция восстановительных процессов.
Таким образом, результаты проведенных исследований позволяют заключить, что, во-первых, целевая направленность, установки, методика, содержание и релевантная им система педагогического контроля профессорско-преподавательского состава старших возрастов инженерно-технических вузов Министерства обороны должны соответствовать сознательному соблюдению принципов и требований здорового образа жизни, гармоничного физического и духовного развития, повышению резистентности организма к воздействию неблагоприятных факторов профессионального труда и окружающей среды, отказу от вредных привычек; во-вторых, преподавательский состав 3-6-й возрастных групп преимущественно подвержен заболеваниям опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, органов дыхания и органов кровообращения, что требует ориентации содержания их физической культуры на совершенствование улучшения дееспособности этих функциональных систем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дембо А.Г. Причины и профилактика отклонений в состоянии здоровья спортсменов. М.: ФиС, 1981.
2. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М.: Медицина, 1990.
3. Ендальцев Б.В. Адаптация к мышечной работе - основа здоровья и работоспособности человека // Физическая подготовка к военнопрофессиональной деятельности в мирное и военное время: Между-нар. межвуз. сб. науч.-метод. ст. СПб.: МО РФ, ВИФК, 2006. Ч. 1. С. 50-73.
4. Кадыров Р.М., Калядин О.С., Рыжкин Ю.Е. Физическая рекреация в аспекте функционального анализа // Физическая подготовка к военно-профессиональной деятельности в мирное и военное время: Междунар. межвуз. сб. науч.-метод. ст. СПб.: МО РФ, ВИФК, 2006. Ч. 1. С. 34-42.
5. Деянов М.И., Чихачев А.Ю. Индивидуальная физическая тренировка офицерского состава военно-морских учебных заведений: метод. пособие. Пушкин: ВВМИУ, 1997.
6. Пугачев И.Ю. Обеспечение работоспособности и формирование физической готовности специалистов инженерно-технических вузов МО РФ к профессиональной деятельности: моногр. СПб.: Нестор, 2006.
Поступила в редакцию 14 мая 2007 г.