Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на эффективность физической подготовки специалистов-преподавателей старших возрастов инженерно-технических вузов Министерства обороны'

Факторы, влияющие на эффективность физической подготовки специалистов-преподавателей старших возрастов инженерно-технических вузов Министерства обороны Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
458
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ / PHYSICAL PREPARATION / THE TEACHER / ENGINEERING-TECHNICAL INSTITUTIONS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / THE MINISTRY OF DEFENSE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Османов Эседулла Маллаалиевич, Кораблев Юрий Юрьевич, Пугачев Игорь Юрьевич

Обоснована концепция направленности и содержания физической культуры специалистов-преподавателей старших возрастов инженерно-технических вузов МО в современных социокультурных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Османов Эседулла Маллаалиевич, Кораблев Юрий Юрьевич, Пугачев Игорь Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors which influence the efficiency of physical preparation of experts-teachers of advanced ages of engineering-technical institutions of higher education of the Ministry of Defense

The conception of orientation and content of physical training experts-teachers of senior ages of engineering-technical institutions of higher professional education of MD in modern conditions is proved.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на эффективность физической подготовки специалистов-преподавателей старших возрастов инженерно-технических вузов Министерства обороны»

но до 142,4±25,22 мс (р > 0,01), к 4 часам утра с 127,4±24,53 исходно до 140,6±18,14 мс (р > 0,01), к 6 часам утра с 127,4±24,53 исходно до 141,6±23,53 мс (р > 0,001).

Показатели теста САН проявляли схожую динамику, снижаясь на протяжении ночной смены, достигая минимума к 4-м часам утра.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о снижении возбуждения и развитии процессов торможения в функциональных структурах центральной нервной системы в ходе ночной смены, что соответствует литературным данным [4, 5].

ЛИТЕРАТУРА

1. Mark van A., SpallekM., Kessel R. Shift work and pathological conditions // J. of Occupational Medicine and Toxicology. 2006. V. 1(1). P. 25.

2. LaDou J. Health effect of shift work, in occupational disease - New vistas for medicine // West J. Med. 1982. Dec: 137. P. 525-530

3. Береза В.Я. Гигиенические аспекты питания при смеппом почпом труде // Гигиепа и санитария. 1985. №6. C. 52-55.

4. Лоскутова Т.Д. Оценка фупкциопальпого состояния ЦНС человека по параметрам простой двигательной реакции // Физиол. журн. СССР. 1975. Т. 61. № 1 .С. 3.

5. Маслов Н.Б., Блощинский И.А., Максименко В.Н. Нейрофизиологическая картипа гепеза утомлепия, хронического утомления и переутомления человека-оператора // Физиология человека. 2003. Т. 29. № 5. С. 123-133.

6. Медведев В.И., Леонова А.Б. Функциональное состояние человека в трудовой деятельности. М., 1982. 112 с.

7. Навакатикян А.О., Сытник Н.И., Кальниш В.В. Оптимизация сменного труда: графики сменности (Обзор литературы) // Медицина труда и промышленная экология. 1995. №1. C. 22-27.

Поступила в редакцию 15 ноября 2008 г.

Molokanov A.A. Accuracy and temporary features of sensormotor reactions among persons working in night-shift. It’s shown that over the course of night-shift, the reduction an accuracy and temporary factors of the execution sensor-motor reaction, factors of activeness, general well-being and moods takes place.

Key words: sensor-motor reaction, night-shift, time to reactions.

LITERATURE

1. Mark A. van, SpallekM., Kessel R. Shift work and pathological conditions // J. of Occupational Medicine and Toxicology. 2006. V. 1 (1). Р. 25.

2. LaDou J. Health effect of shift work, in occupational disease - New vistas for medicine // West J. Med. 1982. Dec. V. 137. Р. 525-530.

3. Bereza V.Ya. Hygienic aspects of nutrition in shift night labour // Hygiene and Sanitary Sciences. 1985. № 6. P. 52-55.

4. Loskutova T.D. Assessment of the functional state of human CNS by the parameters of simple motor reaction // Physiolog. Journ. USSR. 1975. V. 61. № 1. P. 3.

5. Maslov N.B., Bloshchinsky 1.А., Maksimenko V.N. Neurophysiological picture of genesis of tiredness, chronic tiredness and overstrain of a person-operator // Human Physiology. 2003. V. 29. № 5. P. 123-133.

6. Medvedev V.I., Leonova А.B. Functional state of a person in labour activity. М., 1982. 112 pp.

7. Navakatikyan А.О., Sytnik N.I., Kalnish V.V. Shift labour optimization: shift-working arrangement graphics (Review of literature) // Labour medicine and industrial ecology. 1995. № 1. P. 22-27.

УДК 613.67

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СТАРШИХ ВОЗРАСТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ

© Э.М. Османов, Ю.Ю. Кораблев, И.Ю. Пугачев

Ключевые слова: физическая подготовка, преподаватель, инженерно-технический вуз, министерство обороны. Обоснована концепция направленности и содержания физической культуры специалистов-преподавателей старших возрастов инженерно-технических вузов МО в современных социокультурных условиях.

ВВЕДЕНИЕ

Возросший в последнее время интерес государственной образовательной политики к физической культуре является осознанием значимости данного вида культуры в реализации потенциала личности и общества [8]. Наставлением по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации [9] - (НФП-2001) определяется, что кроме учебных занятий по физической подготовке военнослужащий обязан принимать участие в спортивной работе, регулярно заниматься утренней физической зарядкой и самостоятельной физической тренировкой.

Между тем профессионализм военнослужащего складывается из многих

составляющих, и, как отмечают [2, 7], в основе личности лежит идея целостности, и нарушение одной

из составляющих препятствует профессиональному росту и развитию личности. В полной степени это касается и физической культуры. Профессионализм военнослужащего формируется в ходе всей сознательной профессиональной деятельности личности, однако основные качества профессионализма «закладываются» в ходе профессионального образования, в рамках которого осуществляется целенаправленное обучение и воспитание будущего специалиста.

Недостаточно высокое качество организации изучения дисциплины «Физическая культура», связанное с практическим отсутствием в учебном процессе целенаправленного, системного и постоянного формирования знаний и интеллектуальных способностей в сфере физической культуры, не позволяет по окончании вуза будущим офицерам на высоком научно-методическом уровне использовать в полном объеме ее ценности и

средства в своей профессиональной деятельности и лично для себя [10, 11].

В исследованиях, посвященных воинскому профессионализму, в частности связанных с военными специалистами (И.В. Агапов, С.В. Алешин, О.А. Воробьев, А.А. Ворона, Д. В. Гандер, А.В. Каплин и др.), для определения профессиональной пригодности человека, как биологического и социального объекта, характеризующегося множеством врожденных и приобретенных особенностей и свойств, выделяют пять блоков профессионально-важных качеств (ПВК). К ним относятся: личностные, интеллектуальные, психофизиологические, физиологические и физические. Структура и содержание профессионально важных качеств личности офицера (табл. 1) представляют собой наиболее функционально задействованных в выполнении служебных обязанностей. Приведенная классификация в определенной мере условна и может быть значительно дополнена с учетом изменения специфики деятельности и степени разработанности динамично повышающего комплекса современных требований к офицеру.

Человек как организм и личность есть целостный объект, поэтому выделенные ПВК составляют единую систему, каждый элемент в ней может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на эффективность других элементов и всей системы в целом. Физическая культура (подготовка) офицеров, которой сегодня уделяется особое внимание, является одним из основных предметов профессионально-боевой их подготовленности. Если обратиться к показателям физической подготовленности военнослужащих, то можно вскрыть тенденцию к резкому снижению ее уровня, и в целом состояния их здоровья. Опрос показывает, что регулярно (более трех раз в неделю) занимаются самостоятельно физической подготовкой всего лишь около 15 % молодых офицеров, ведут здоровый образ жизни (не употребляют алкоголь и не занимаются табакокурением) менее 20 %.

Профессиографический анализ деятельности офицеров, проведенный нами, свидетельствует, что в инженерно-технических вузах Министерства обороны (МО) существует довольно многочисленная группа офицеров старших возрастов, которая в связи с должностной спецификой не имеет возможности заниматься физической культурой в организованных формах. Прежде всего к ним относится профессорско-преподавательский состав (ППС).

Таблица 1

Структура и содержание профессионально важных качеств личности офицера

Наименование ПВК Основные составляющие

1.Личностные 1.Психологические качества (свойства) 2.Социальные качества

2.Интеллектуальные 1. Конвергентные способности 2. Дивергентные способности (креативность) 3. Обучаемость 4. Познавательные стили

3.Психофизиологические 1.Нервно-эмоциональная устойчивость 2.Устойчивость к утомлению

4.Физиологические 1. Адаптационная способность 2.Работоспособность

5.Физические 1.Общее физическое развитие 2. Физическая подготовленность

Сложный напряженный эмерджентный труд по освоению и передаче учебной и научной информации, компьютеризация образовательного процесса, особенно в инженерно-технических вузах МО, отнимают у ППС старших возрастов много времени. И без того умственная интеллектуальная деятельность (групповые занятия, семинары, лекции и т.п.) сопровождается выраженной гиподинамией и гипокинезией в связи с перманентным пропуском занятий по физической культуре. Следствием такого образа жизни становится прогрессирующее проявление различных заболеваний, особенно донозологические состояния пищеварительной, кардиореспираторной систем и опорно -

двигательного аппарата [1, 3].

Согласно медицинской классификации [4-6] указанные возрастные категории преподавателей относятся к лицам зрелого (старшего) возраста.

Таким образом, актуальность рассмотрения вопросов физической культуры специалистов-препо-

давателей старших возрастов инженерно-технических вузов МО РФ обусловлена:

- во-первых, увеличением количества преподавательского состава вузов, входящего в группу лечебной физической культуры (ЛФК);

- во-вторых, необходимостью пересмотра содержания физических упражнений для лиц старшего возраста.

Исходя из вышеизложенного, целью настоящей работы являлось обоснование концепции направленности и содержания физической культуры специалистов-преподавателей старших возрастов инженерно-

технических вузов МО в современных социокультурных условиях.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе инженернотехнических вузов МО (Тамбовского ВВАИУ, Воронежского ВВАИУ, Ачинского ВАТУ, Ломоносовского ВАТУ, Ставропольского ВВАИУ, Калининградского ВАТУ, Иркутского ВВАИУ, Санкт-Петербургского ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского, Пушкинского ВВМИУ им. В. И. Ленина, Санкт-Петербургского Военного университета связи, Санкт-Петербургского военного инженерно-технического университета, Пет-родворцового ВМИРЭ им. А.С. Попова) в пролонгированный период с 1991 по 2006 гг. На разных этапах исследований всего было привлечено 2260 специали-стов-преподавателей старшего возраста, что обусловило репрезентативность результатов. Состояние здоровья оценивалось по данным медицинских книжек, а также в процессе бесед и опросов как медицинского персонала, так и старших офицеров.

Методику исследования составили следующие научные методы: логические общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, абстрагирование и конкретизация); теоретический анализ и обобщение; педагогическое наблюдение; беседа; профессиографи-ческое исследование; устный и анкетный опрос; метод экспертных оценок; метод «пролонгированного исследования»; исследование здоровья и физического состояния; психологическое обследование; методы математической обработки экспериментального материала.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

На первом этапе исследований нами изучалось состояние здоровья ППС инженерно-технических вузов МО. Результаты исследования позволяют констатировать следующее. На основании данных состояния здоровья, физического развития, степени тренированности и возраста все проходящие медицинское обследование военнослужащие подразделяются на три группы. В первую зачисляются практически здоровые работоспособные люди, обладающие значительной для своего возраста физической подготовленностью. Возрастные изменения у пожилых людей этой группы, как правило, протекают нормально, в пределах физиологической и психофизиологической нормы. Во вторую группу зачисляются лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, физическом развитии и физической подготовленности, но без существенных функциональных изменений. К этой группе относятся также лица старшего возраста, у которых возрастные изменения сопровождаются небольшими отклонениями функционального состояния организма, характеризующегося начальными формами заболеваний, часто свойственных процессу старения. К третьей группе относятся лица, имеющие отклонения состояния здоровья постоянного или временного характера со сниженной функциональной приспособляемостью к физическим нагрузкам, не являющейся однако препятствием к обычной трудовой деятельности. Возрастные изменения у лиц, отнесенных к данной группе, имеют более выраженный характер, с более существенными функциональными нарушениями.

Рост заболеваемости наблюдается уже с первой возрастной группы (до 30 лет), где процент офицеров-преподавателей с диагнозами в вузах составляет 1,6 %. Увеличение количества офицеров с хроническими диагнозами от общего числа офицерского состава значительно прослеживается, начиная с третьей возрастной группы (35-40 лет), где их процент составляет 29,9 %. Наибольший пик заболеваемости наблюдается в четвертой возрастной группе (40-45 лет) и составляет 34,1 %. Тенденция снижения заболеваемости происходит с 45 до 50 лет. Далее показатели также постепенно снижаются, однако необходимо заметить, что количе-

ство офицеров-преподавателей инженерно-технических вузов 50-ти лет незначительное. Более того, как показывают результаты анкетирования и анализа документальных материалов, на преподавательской должности остаются, как правило, наиболее здоровые и работоспособные офицеры шестой категории (50 лет и старше). Поэтому уровень заболеваемости у стабильно работающих в этом возрасте преподавателей приблизительно равен уровню 30-35 лет, т.е. достаточно невысокий, хотя, безусловно, общая тенденция соотношения лиц 30-35 лет и 50 лет и старше в обществе по уровню заболеваемости (в %) имеет линейную зависимость и онтогенезтически превалирует в сторону лиц старших возрастов. На наш взгляд, данная особенность связана с положительными установками и мотивацией к поддержанию здоровья у лиц, занимающихся преподавательским видом деятельности.

Характер заболеваний офицеров инженернотехнических вузов МО в различных возрастных группах весьма специфичен и гетерогенен. Представленные данные (табл. 2) свидетельствуют, что офицерский состав 3-6-й возрастных групп в большей степени подвержен заболеваниям опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, органов дыхания и органов кровообращения.

На втором этапе исследования нами выявлялась степень значимости факторов, влияющих на эффективность физической культуры специалистов-

преподавателей старших возрастов инженернотехнических вузов МО.

На основании анкетирования, профессиографиче-ского анализа, применения метода ранговой корреляции и экспертной оценки военно-специальной подготовленности 480 офицеров-преподавателей старших возрастов 12 инженерно-технических вузов МО нами был сформулирован ряд факторов, оказывающих влияние на эффективность процесса их физической подготовки (рис. 1).

Анализ значимости данных факторов по влиянию на эффективность физической культуры преподавателей старших возрастов интегративно позволил нам разделить их на следующие основные компоненты: объективный, социальный и нормативный.

Таблица 2

Структура основных хронических заболеваний офицеров-преподавателей инженерно-технических вузов Министерства обороны различных возрастных групп (% преподавателей с диагнозами)

№ п/п Характер заболевания Возрастная группа

1 2 3 4 5 6

1 Заболевания опорно-двигательного аппарата 7,9 18,4 12,0 16,8 23,0 13,2

2 Заболевания нервной системы 1,1 1,3 2,3 1,9 1,1 2,1

3 Мочекаменная болезнь 10,4 0,1 3,8 3,0 2,1 1,3

4 Заболевания эндокринной системы 1,7 2,6 1,9 0,9 2,0 1,0

5 Заболевания органов пищеварения 5,6 26,0 41,2 37,1 30,2 21,9

6 Заболевания ЛОР органов 0,3 0,1 0,2 0,4 0,2 0,3

7 Хирургические заболевания 18,0 11,2 5,3 4,1 2,6 2,1

8 Заболевания органов кровообращения 9,4 21,1 13,8 21,3 28,1 52,0

9 Кожные заболевания 0,8 0,2 0,3 0,5 0,4 0,3

10 Глазные болезни 0,4 0,4 1,8 1,4 0,6 0,5

11 Болезни органов дыхания 26,6 10,7 12,9 7,2 6,3 3,2

12 Инфекционный полиартрит 1,2 1,4 1,3 1,5 1,2 0,2

13 Другие заболевания 16,6 6,5 3,2 3,9 2,2 1,9

Рис. 1. Факторы, влияющие на эффективность физической подготовки специалистов - преподавателей старших возрастов инженерно-технических вузов МО

Детальное исследование выявленных факторов позволило нам определить концептуальные критерии построения содержания физической культуры специа-листов-преподавателей старших возрастов инженернотехнических вузов МО:

- возрастная динамика показателей физического состояния (физического развития, функционального состояния организма и физической подготовленности) как критериальная основа обоснования контрольных нормативов и должного уровня тренированности;

- учет характера заболеваний, особенно у лиц, входящих в группу ЛФК, как критериальная основа ограничения и рекомендации подбора физических упражнений, а также степени переносимости интенсивности и объема нагрузок.

При этом концепция направленности и содержания физической культуры офицеров-преподавателей старших возрастов, на наш взгляд, должна учитывать следующие положения.

Во время выполнения любого физического действия происходит прежде всего реализация мысли. Запланированная деятельность достигается посредством включения и выключения необходимых органов (сердца, легких, мышц), которые нужны для выполнения намеченной задачи [7].

Если движение привычно, а тем более автоматизировано, человек не замечает, что перед его выполнением в сознании появляется мысленный образ. Головной мозг формирует программу будущего движения, которую осуществляет опорно-двигательный аппарат. Следовательно, оттого, насколько успешно функционирует программирующая и исполняющая система, и оттого, насколько хорошо они взаимосвязаны, зависит качество конечного результата.

Анализ литературы и результаты исследований свидетельствуют о возможности целевого выбора средств и методов физической тренировки как со спортивной, так и с оздоровительной и рекреационной направленностью.

Процесс старения значительно ограничивает приспособительные возможности организма и создает

предпосылки для возникновения болезней. К старости болезни накапливаются, вновь возникают, приобретают качественные и количественные особенности течения и, благодаря снижению приспособительных возможностей организма, становятся причиной его гибели. Многочисленными исследованиями доказано, что всесторонняя функциональная тренировка органов и систем стареющего организма за счет поддержания высокого уровня двигательной активности не только препятствует процессам преждевременного старения, но и приводит к структурным и функциональным перестройкам тканей и органов, улучшению нейрогумо-ральных механизмов регуляции организма. Налицо объективная закономерность: с одной стороны, старение ограничивает мышечную активность человека, а с другой - возрастная малоподвижность, в свою очередь, способствует преждевременному старению. Поэтому высокий уровень жизнедеятельности может поддерживаться только за счет утомления в ходе выполняемой работы, т. к. без этого невозможна стимуляция восстановительных процессов.

Физическая тренировка способствует совершенствованию новых координационных механизмов, более экономично управляющих взаимодействием различных групп мышц, всех органов и систем, обеспечивающих функционирование опорно-двигательного аппарата, совершенствование функций центральной нервной системы. Ее оптимальное функционирование является обязательным условием для совершенствования адаптационных и регуляторных механизмов.

В результате систематической физической тренировки в организме происходят существенные изменения, приводящие к развертыванию механизма общей адаптации, к более качественному энергетическому и пластическому обеспечению специфических гомеостатических реакций, расширению функциональных возможностей различных органов и систем, а также совершенствованию регуляторных механизмов [8, 9 и др.].

Анализ литературы и результаты наших собственных исследований свидетельствуют о том, что главной задачей занятий физической культурой с оздорови-

тельной направленностью для специалистов старших возрастов инженерно-технических вузов становится профилактика преждевременного старения, обеспечение активного долголетия.

ВЫВОДЫ

Таким образом, результаты проведенных исследований позволяют заключить, что, во-первых, целевая направленность, установки, методика, содержание и релевантная им система педагогического контроля профессорско-преподавательского состава старших возрастов инженерно-технических вузов Министерства обороны должны соответствовать сознательному соблюдению принципов и требований здорового образа жизни, гармоничного физического и духовного развития, повышению резистентности организма к воздействию неблагоприятных факторов профессионального труда и окружающей среды, отказу от вредных привычек; во-вторых, преподавательский состав 3-6-й возрастных групп преимущественно подвержен заболеваниям опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, органов дыхания и органов кровообращения, что требует ориентации содержания их физической культуры на совершенствование улучшения дееспособности этих функциональных систем; в-третьих, наиболее значимыми факторами, влияющими на эффективность процесса физической культуры специалистов старших возрастов, являются: объективный, социальный и нормативный компоненты; в-четвертых, критериями построения содержания физической культуры специалистов-преподавателей инженерно-технических вузов МО, определяющими концепцию ее направленности, являются: учет возрастной динамики структурных элементов физического состояния, а также учет характера и степени заболеваний офицеров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М.: Медицина, 1990. 191 с.

2. Белов А.К. Влияние образования в сфере физической культуры на формирование профессионально важных качеств курсантов военного вуза: дис ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Дембо А.Г. Причины и профилактика отклонений в состоянии здоровья спортсменов. М.: ФиС, 1981. 120 с.

4. Деянов М.И., Чихачев А.Ю. Индивидуальная физическая тренировка офицерского состава военно-морских учебных заведений: метод. пособие. Пушкин: ВВМИУ, 1997. 11 с.

5. Ендальцев Б.В. Адаптация к мышечной работе - основа здоровья и работоспособности человека // Физическая подготовка к военнопрофессиональной деятельности в мирное и военное время: Меж-дунар. межвуз. сб. науч.-метод. ст. Ч. 1. СПб.: МО РФ, ВИФК, 2006. С. 50-73.

6. Кадыров Р.М., Калядин О.С., Рыжкин Ю.Е. Физическая рекреация в аспекте функционального анализа // Физическая подготовка к военно-профессиональной деятельности в мирное и военное время: Междунар. межвуз. сб. науч.-метод. ст. Ч. 1. СПб.: МО РФ, ВИФК, 2006. С. 34-42.

7. Кравцов Ф.Е. Профессионализм как ценность: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2001.

8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин-тов физ. культуры. М.: ФиС, 1991. 543 с.

9. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных силах Российской Федерации (НФП-2001). М.: Редакционноиздательский центр ГШ ВС РОФ, 2001. 224 с.

10. Пугачев И.Ю. Обеспечение работоспособности и формирование физической готовности специалистов инженерно-технических вузов МО РФ к профессиональной деятельности: монография. СПб.: Нестор, 2006. 532 с.

11. Шмырев И.В., Башкирцев В. П. Физическая подготовка как объективный критерий успешности обучения и резерв профессионального совершенствования // Материалы всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 210-летию РГПУ им. А.И. Герцена и 60-летию факультета физической культуры. СПб.: НП «Стратегия будущего», 2006. С. 132-134.

Поступила в редакцию 15 ноября 2008 г.

Osmanov Е.М., Korablev Yu.Yu., Pugachev I.Yu. Factors which influence the efficiency of physical preparation of experts-teachers of advanced ages of engineering-technical institutions of higher education of the Ministry of Defense. The conception of orientation and content of physical training experts-teachers of senior ages of engineering-technical institutions of higher professional education of MD in modern conditions is proved.

Key words: physical preparation, the teacher, engineering-technical institutions of higher professional education, the Ministry of Defense.

LITERATURE

1. Aulik I. V. Determination of physical capacity for work in clinic and in sport. М.: Medicine, 1990. 191 pp.

2. Belov Â.K. Influence of education in the field of physical culture on formation of professionally significant features of military institution students: Thesis of. ... Cand. Ped. Scien. Stavropol, 2004.

3. Dembo Â.G. Reasons and prophylaxis of deviations in the stat of sportsmen’s health. М.: PhiS, 1981. 120 pp.

4. Deyanov М.1., Chikhaev Â.Yu. Individual physical training of officer staff of military-sea educational institutions: methodic training. Pushkin: VVMIU, 1997. 11 pp.

5. Endaltsev B.V. Adaptation to muscular work - the basis of health and human capacity for work // Physical training for military-professional activity in peaceful and military time: International Inter-University Coll. Scient.-Method. Pap. SPb.: MO RF, VIFK, 2006. Pr. 1. P. 50-73.

6. Kadyrov R.М., Kalyadin О.&, Ryzhkin Yu.Е. Physical recreation in the aspect of functional analysis // Physical training for military-professional activity in peaceful time: International Inter-University Coll. Scient.-Method. Pap. SPb.: MO RF, VIFK, 2006. Pr. 1. P. 34-42.

7. Kravtsov F..Е. Professionalism as a value: Author’s Abstract of the

Thesis of ... Cand. Philos. Scienc. Stavropol, 2001.

8. Matveev L.P. Theory and methods of physical culture: textbook for

institutes of physical culture. М.: PhiS, 1991. 543 pp.

9. Instructions on physical training and sport in the Armed Forces of the

Russian Federation (NPhP-2001). М.: Edit.-Publ. Centre GSh AF ROF, 2001. 224 pp.

10. Pugachev I. Yu. Provision of capacity for work and formation of physical preparedness of specialists of engineering-technical institutions of higher education МО RF for professional activity: Monograph. SPb.: Nestor, 2006. 532 pp.

11. Shmyrev I.V., Bashkirtsev V.P. Physical preparedness as an objective criterion of successful studying and reserve of professional improvement // Papers of the All-Russian Scient.-Pract. Conf., Dedicated to 210th Anniversary of RSPU named after A.I. Gerzen and 60th Anniversary of Physical Training Faculty. SPb.: NP «Future Strategy», 2006. P. 132134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.