3. Кислова, О.В. Психологические аспекты комплексного подхода к формированию здоровья дошкольников // Физкультурное образование детей и учащейся молодежи : международная научно-практическая конференция, посвященная 60-летию Победы в Великой отечественной войне (12-14 сентября 2005 г. Щелоково). - Шуя, 2005.
- 216 с. - С. 80-83.
4. Мухина, М.П. Рабочая программа физической культуры для детей среднего и старшего дошкольного возраста : учебно-методическое пособие / М. П. Мухина. -Омск : Изд-во Сибирского гос. ун-та физ. культуры, 2004. - 120 с.
5. Мухина, М. П. Физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях комплексного концентрированного обучения двигательным действиям / М.П. Мухина, А.И. Кравчук // Омский научный вестник. - 2006.
- № 5 (39). - С. 244-249.
6. Педагогический энциклопедический словарь. - М. : Большая Российская Энциклопедия, 2002. - 527 с. : ил.
7. Савенков, А.И. Путь к одаренности : исследовательское поведение дошкольников / А.И. Савенков. - СПб. : Питер, 2004. - 272 с. : ил.
8. Савенков, А.И. Одаренный ребенок дома и в школе / А.И. Савенков. - Екатеринбург : У-Фактория, 2004. - 272 с. - (Серия «Психология детства : Практикум»).
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ОПЫТНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ И МЕТОДИК ТРЕНИРОВКИ С
РАЗВИВАЮЩЕЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Леонид Валерьевич Никулин, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет МВД России
Аннотация
В статье разработана и экспериментально обоснована программа физической подготовки с развивающей и оздоровительной направленностью, предназначенная для офицеров запаса старших возрастных групп, ведущих преподавательскую деятельность в военных вузах. Проведенный педагогический эксперимент показал высокую эффективность данной программы.
Ключевые слова: офицер запаса, старший возраст, физическая подготовка, оздоровительная направленность.
EXPERIMENTAL CHECK OF THE SKILLED PROGRAM ON PHYSICAL PREPARATION AND TECHNIQUES OF TRAINING WITH A DEVELOPING AND IMPROVING ORIENTATION OF RESERVE OFFICERS OF THE SENIOR AGE
GROUPS
Leonid Valerevich Nikulin, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, The St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Abstract
In article the program of physical preparation with the developing and improving orientation, intended for reserve officers of the senior age groups leading teaching activity in military high schools is developed and experimentally proved. The lead pedagogical experiment has shown high efficiency of the given program.
Keywords: the reserve officer, advanced age, physical preparation, improving orientation.
Физическая подготовка офицеров-преподавателей старших возрастов как прикладной аспект физического воспитания, составная часть физической культуры, культуры и социальной сферы общества переживает те же трудности, что и все общество, высшая школа, в том числе высшая военная школа в условиях реформирования. Все вышеизложенное было положено в основу построения системы физической подготовки офицеров-преподавателей старших возрастов и находящихся в запасе.
Основное предназначение системы физической подготовки - более широкое, чем было раньше, привлечение офицеров-преподавателей и офицеров запаса, в том числе и отнесенных к группе лечебной физической культуры, к систематическим занятиям физическими упражнениями, адекватными их возрасту и здоровью. При этом физическую подготовку необходимо рассматривать не только как совокупность физических упражнений, но и как средств закаливания, аутогенную тренировку и дыхательную гимнастику, массаж и использование природных факторов, полноценный сон и адекватное питание, а также отказ от вредных привычек, что в значительной степени является стержнем здорового образа жизни и его движущей силой.
Главной целью физической подготовки офицеров-преподавателей старших возрастов являются поддержание и укрепление здоровья, профессионального долголетия, приобщение к здоровому образу жизни, а подсистемы физической подготовки офицеров, находящихся в запасе, наряду с поддержанием здоровья, - замедление инволюционных процессов в организме, профилактика заболеваний.
В основу опытных программ были включены циклические упражнения, выполняемые в режиме аэробного обеспечения (ускоренная ходьба, бег, лыжные прогулки и бег на лыжах, плавание), упражнения на координацию, гимнастические упражнения в преодолении собственного веса для укрепления мышечного корсета, специальные комплексы упражнений для профилактики остеохондрозов, которые позволяют нейтрализовать повышенную нагрузку на опорно-двигательный аппарат, связанную с большим объемом беговых упражнений.
Педагогический эксперимент был организован и проведен в июне - декабре 2007 года на базах Военного инженерно-технического университета и Санкт-Петербургского университета МВД России, в нем приняли участие 120 человек. Для этого были сформированы контрольные и экспериментальные группы.
Формирование групп осуществлялось по желанию самих офицеров из профессорско-преподавательского состава кафедр, занимающихся в основном теоретической подготовкой курсантов. Контрольные группы офицеров обоих вузов занимались по обычной программе, основу занятий составляли спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол), в конце занятия осуществлялась силовая тренировка на тренажерах. Плановые занятия проводились 2 раза в неделю: по вторникам и пятницам в Военном инженерном техническом университете с 9:00 до 10:30, в Санкт-Петербургском университете МВД с 15:00 до 16:30.
Экспериментальные группы проводили плановые занятия в те же самые часы, но основу их составляли бег, общеразвивающие гимнастические упражнения, упражнения, направленные на развитие и поддержание на необходимом уровне гибкости и подвижности суставов, силы мышц рук, ног и туловища, профилактику остеохондрозов. Силовые упражнения выполнялись лишь с преодолением собственного веса.
В процессе плановых занятий по физической подготовке с офицерами экспериментальных групп проводилось обучение методике проведения самостоятельных занятий по физической подготовке с оздоровительной направленностью.
Задача, которая ставилась офицерам экспериментальных групп: по возможности достичь минимального недельного объема физической нагрузки (табл. 1). Объем физической нагрузки по бегу, передвижению на лыжах, плаванию и подтягиванию взят из Наставления по физической подготовке в Советской Армии и Военно-Морском Флоте (НФП-87). - М.: Воениздат, 1987. - С. 137.
Недостаток объема физической нагрузки восполнялся за счет самостоятельных занятий по физической подготовке (кроссы, бег на лыжах, плавание в бассейнах и т.д.).
С офицерами, входящими в группу лечебной физической культуры, а также имеющими значительный избыточный вес, занятия проводились по индивидуальному плану, но с обязательной тренировкой выносливости.
Таблица 1
Объем физической нагрузки на неделю__________________________
Ед. изм. Возрастные группы
Упражнение IV (40-45 лет) V и VI (после 45)
1. Бег или передвижение: км 18 15
на лыжах км 24 20
или плавание км 1,2 0,9
2. Подтягивание на перекладине кол-во раз 48 42
или выполнение подъема переворотом, подъема силой, сгибания и разгибания в упоре на брусьях кол-во раз кол-во раз 24 21
или комплексное силовое упражнение кол-во раз 290 250
Например, ходьба ускоренным шагом с пробеганием небольших отрезков трусцой. Постепенно вся дистанция ходьбы заменилась бегом. Необходимо отметить, что дозированные физические нагрузки одновременно сочетались с ограничением количества и качества пищи. Велся контроль за весом тела. Эти меры позволили за короткий промежуток времени улучшить как самочувствие офицеров, их настроение, активность, так и повысить уровень физической подготовки, функциональное состояние и работоспособность. Улучшилась атмосфера в служебных коллективах.
В проводимом нами эксперименте была соблюдена необходимая идентичность состава экспериментальных и контрольных групп. С целью определения эффективности предложенных нами средств и методов по результатам эксперимента был проведен сравнительный анализ показателей физического развития, функционального состояния и физической подготовленности (табл. 2).
Физическое развитие испытуемых значительно не изменилось, но представляет интерес существенное изменение веса тела офицеров в экспериментальных группах за счет ограничения количества и калорийности пищи и увеличения циклической двигательной активности, что привело к улучшению как функционального, так и психофизиологического состояния, а также физической подготовленности практически по всем показателям.
Анализ результатов экспериментальной работы позволяет говорить о том, что разработанная нами система физической подготовки оказала положительное влияние, как на функциональное, так и на психофизиологическое состояние, физическую подготовленность офицеров старшего возраста.
Необходимо отметить, что, рассматривая изменения силовых способностей по таким упражнениям, как подтягивание на перекладине, поднимание ног к перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, показатели в ЭГ возросли, соответственно, на 72,2%, 64,4%, 100%; в КГ - только на 2,4%, 2,4%, 3%. Базой для значительного улучшения силовых способностей офицеров ЭГ явилось уменьшение веса тела, вызванное ограничением количества и калорийности пищи в сочетании с большим объемом беговой нагрузки.
По скоростным качествам (бег на 100 м, челночный бег) показатели ЭГ стали лучше (на 11,9%, 11,1%), результаты КГ остались на том же уровне.
Показатели выносливости (бег на 1 и 3 км), силовой выносливости (комплексное силовое упражнение) в ЭГ увеличились на 21,2%, 10,9%, 20,1%, а в КГ стали даже несколько хуже.
Основное внимание на занятиях ЭГ было направлено на выполнение объемной нагрузки циклической направленности (бег, бег на лыжах, плавание и т.д.), укрепление мышечного корсета, развитие гибкости и подвижности суставов с помощью комплексов упражнений для профилактики остеохондрозов, которые позволили нейтрализовать повышенную нагрузку на опорно-двигательный аппарат, связанную с большим объемом беговых упражнений.
Результаты сравнительного анализа представлены ниже.
Таблица 2
Показатели физического состояния офицеров в контрольных и эксперименталь-____________ных группах до начала эксперимента и по его окончании________________
№ п\п Виды исследований До эксперимента После эксперимента
ЭГ КГ Р ЭГ КГ Р
Средний возраст (лет) 44,2+,5 44,2+,5 >0,05 44,7+,5 44,8+,5 >0,05
Рост стоя (см) 176,3±,5 176,4+5 >0,05 176,2+,5 176,4+,5 >0,05
Вес (кг) 82,5+1 82,2+,1 >0,05 76,2+,1 82,3+,1 <0,05
Окружность груди (см) 90,5±,5 90,8+,5 >0,05 91,0+,5 90,9+,5 >0,05
Динамометрия силы кисти (кг): правая левая 52,7±,5 50,8±,5 53,0+,5 51,2+,5 >0,05 >0,05 53,7+,5 52,4+,5 53,6+,5 52,0+,5 >0,05 >0,05
ЖЕЛ (см3) 4351+1 4350+1 >0,05 4352+1 4350,5+1 >0,05
Функциональное состояние
АД max АД min 133,2±,5 90,1±,5 133,3+,5 89,4+,5 >0,05 >0,05 129,8+,5 88,0+,5 133,5+,5 90,1+,5 <0,05
ЧСС (уд./мин) 74,3+1 73,9+1 >0,05 67,1+1 73,1+1 <0,05
Индекс Кетле (г/см) 468,0+1 466,4+1 >0,05 432,5+1 466,6+1 <0,05
Ортостатическая проба (уд./мин) 17,5+1 16,9+1 >0,05 13,4+1 17,6+1 <0,05
Проба Штанге (с) 48,5+1 49,0+1 >0,05 60,1+1 49,7+1 <0,05
Проба Генче (с) 36,3+1 35,9+1 >0,05 49,4+1 36,0+1 <0,05
ЧСС после подъема по лестнице на 4-й этаж (уд./мин) 129,4+1 132,0+1 >0,05 121,7+1 133,1+1 <0,05
12м™ тест Купера (км) 2,0+, 1 1,9+,1 >0,05 2,5+1 1,9+0,1 <0,05
Общая гибкость при наклоне вперед -1,6+,1 -1,7+,1 >0,05 2,0+, 1 -1,7+0,1 <0,05
Психофизиологическое состояние
Самочувствие (балл) 2,2+,2 2,3+,2 >0,05 3,9+0,2 2,2+0,2 <0,05
Активность (балл) 2,9+,2 3,0+,2 >0,05 6,4+0,2 4,1+0,2 <0,05
Настроение (балл) 2,8+0,2 2,9+,2 >0,05 6,9+0,2 4,0+0,2 <0,05
Физическая подготовленность
Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 3,6+,5 4,1+1 >0,05 6,2+0,5 4,2+0,5 <0,05
Поднимание ног к перекладине (кол-во раз) 4,5+,5 4,2+,5 >0,05 7,4+0,5 4,3+0,5 <0,05
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (кол-во раз) 3,5+1 3,3+1 >0,05 7,0+1 3,4+1 <0,05
Комплексное силовое упражнение (кол-во раз) 35,2+1 36,5+1 >0,05 42,3+1 35,4+1 <0,05
Бег 100 м (с) 16,9+,1 17,0+,1 >0,05 15,1+,1 17,0+0,1 <0,05
Челночный бег 10х10 (с) 36,0+,1 36,1+,1 >0,05 32,4+,1 36,1+0,1 <0,05
Бег 1 км (мин) 5,2+, 1 5,2+,1 >0,05 4,33+,1 5,21+0,1 <0,05
Бег 3 км (мин) 17,0+,1 17,0+,1 >0,05 15,3+,1 17,0+,1 <0,05
Следовательно, регулярные занятия физическими упражнениями по разработанной нами схеме позволяют, как повысить уровень физической подготовленности, так и способствуют поддержанию функционального состояния на необходимом уровне, предотвращению развития сердечно-сосудистых заболеваний, которые в результате предварительных исследований мы определили как основные причины смертности офицеров старшего возраста, как действующих, так и находящихся в запасе.
Результаты антропометрии свидетельствуют о том, что показатели роста и веса в КГ существенно не изменились, а также не изменился индекс Кетле, а в ЭГ вес уменьшился на 8,3%, вследствие этого изменился индекс Кетле на 8,3%.
Вместе с тем отмечается незначительное улучшение показателей жизненной емкости легких в ЭГ на 0,2%, в КГ - на 0,1%.
Данные результаты свидетельствуют о положительных изменениях, произошедших в физическом развитии обследуемых нами офицеров.
Результаты исследования характеристик функционального состояния показывают, что частота сердечных сокращений в ЭГ снизилась на 10,7%, а в КГ - на 1,1%. Систолическое артериальное давление в ЭГ уменьшилось на 2,6%, а диастолическое -на 2,4%. В КГ систолическое давление увеличилось на 0,2%, диастолическое - на 0,8%. Пробы Штанге, Генче, ортостатическая показывают положительные изменения в кровеносной и дыхательной системах офицеров ЭГ по окончании эксперимента, их показатели улучшились, соответственно, на 23,9%, 36%, 30,6%; в КГ эти показатели практически не изменились. Тесты с подъемом на 4 этаж, Купера, гибкости подтвердили улучшение работы кровеносной и дыхательной систем, общей гибкости и подвижности в суставах офицеров ЭГ, соответственно, на 6,3%, 25%, 180%; в КГ они изменились незначительно.
Анализ показателей функционального состояния свидетельствует о том, что в процессе занятий физической подготовкой по экспериментальной программе в организме офицеров произошли положительные сдвиги, стабилизировалась деятельность кровеносной и дыхательной систем, значительно улучшились окислительновосстановительные процессы, общая гибкость и подвижность суставов, повысились адаптационные способности организма.
При рассмотрении показателей психофизиологического состояния офицеров старших возрастных групп после тестирования мы установили, что по таким показателям, как самочувствие - результаты в ЭГ увеличились на 77,7%, а в КГ - остались на прежнем уровне; активность - в ЭГ увеличилась на 12,07%, в КГ - на 35,9%; настроение - в ЭГ и КГ улучшилось, соответственно, на 143,7% и 37,8%. Это свидетельствует о том, что любые физические упражнения, а особенно наша система, носящая оздоровительную направленность, по которой работала ЭГ, положительно влияют на психофизиологическое состояние. Ведь здоровое состояние организма улучшает и самочувствие, и настроение, а также активизирует жизнедеятельность офицеров-преподавателей в практической и научной сферах.
Подводя итог исследованиям психофизиологического состояния офицеров-преподавателей старшего возраста, мы пришли к выводу, что офицеры, поддерживающие себя на высоком уровне развития физических качеств (особенно выносливости), у которых адаптационные возможности организма находятся на необходимом уровне, в процессе военно-профессиональной деятельности значительно меньше испытывают на себе отрицательные воздействия старения организма, психологических стрессов, вредных факторов окружающей среды, а, значит, будут психически более устойчивыми. При выполнении своих функциональных обязанностей и действий в экстремальных ситуациях они, как следствие, будут иметь больший запас прочности, чем офицеры, имеющие силовые способности на низком уровне и подверженные различным заболеваниям (особенно сердечно-сосудистым).
СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Татьяна Юрьевна Основина, старший преподаватель,
Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия,
г. Нижний Тагил
Аннотация
В статье в рамках изучения проблемы подготовки к управленческой деятельности специалистов по социальной работе рассматривается образовательное содержание дисциплины «Менеджмент социальной работы». Анализируются принципы и критерии его отбора. Выделя-