Научная статья на тему 'Формирование опытной программы по физическому воспитанию преподавателей вузов старших возрастных групп и ее экспериментальная проверка'

Формирование опытной программы по физическому воспитанию преподавателей вузов старших возрастных групп и ее экспериментальная проверка Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
107
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТАРШИЙ ВОЗРАСТ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / TEACHER / ADVANCED AGE / PHYSICAL TRAINING / AN IMPROVING ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Никулин Леонид Валерьевич

В статье приведено изучение состояния здоровья преподавателей старшего возраста вузов Санкт-Петербурга и экспериментальное обоснование программы по физическому воспитанию профессорско-преподавательского состава этих категорий. Проведенный педагогический эксперимент показал высокую эффективность данной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Никулин Леонид Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a pilot program for physical education university professors of older age groups and its experimental verification

In article dynamics of a state of health of teachers of advanced age and an experimental substantiation of the program on physical training of the faculty of the senior age groups of higher educational institutions are resulted. The made pedagogical experiment has shown high efficiency of the given program.

Текст научной работы на тему «Формирование опытной программы по физическому воспитанию преподавателей вузов старших возрастных групп и ее экспериментальная проверка»

УДК 796.0

Л. В. Никулин

Формирование опытной программы по физическому воспитанию преподавателей вузов старших возрастных групп и ее экспериментальная проверка

В статье приведено изучение состояния здоровья преподавателей старшего возраста вузов Санкт-Петербурга и экспериментальное обоснование программы по физическому воспитанию профессорско-преподавательского состава этих категорий. Проведенный педагогический эксперимент показал высокую эффективность данной программы.

In article dynamics of a state of health of teachers of advanced age and an experimental substantiation of the program on physical training of the faculty of the senior age groups of higher educational institutions are resulted. The made pedagogical experiment has shown high efficiency of the given program.

Ключевые слова: преподаватель, старший возраст, физическое воспитание, оздоровительная направленность.

Key words: the teacher, advanced age, physical training, an improving orientation.

Система физического воспитания профессорско-преподавательского состава старших возрастных групп вузов переживает те же трудности, что и все общество, высшая школа. Преподаватели вузов в процессе своей службы приобретают заболевания, связанные с малоподвижным образом жизни, высокими эмоциональными и нервно-психическим нагрузками и другими негативными факторами повседневной деятельности [3, 5, 6, 7]. Со временем эти заболевания (наиболее распространены заболевания сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения) приобретают все более острые формы [1, 2, 4]. Для преодоления вышеперечисленных негативных факторов была построена система физического воспитания профессорско-преподавательского состава старших возрастных групп. Основное предназначение системы физического воспитания - более широкое, чем было раньше - привлечение преподавателей вузов, в том числе имеющих физические недуги, к занятиям физическими упражнениями.

Главная цель физического воспитания преподавателей вузов старших возрастных групп - поддержание и укрепление здоровья,

© Никулин Л. В., 2015

профессионального долголетия, приобщение к здоровому образу жизни, а также профилактика наиболее распространенных среди данной категории заболеваний.

В основу опытной программы были включены циклические упражнения, выполняемые в режиме аэробного обеспечения (ускоренная ходьба, бег, бег на лыжах, плавание), упражнения на координацию, гимнастические упражнения с преодолением собственного веса для укрепления мышечного корсета, специальные комплексы упражнений для профилактики остеохондрозов, которые позволяют нейтрализовать повышенную нагрузку на опорно-двигательный аппарат, связанную с большим объемом беговых упражнений. Кроме этого, под руководством инструктора проводились занятия по скандинавской ходьбе на открытом воздухе в Буферном и Нижнем парках города Пушкина, занятия упражнениями из системы йоги.

Педагогический эксперимент был организован и проведен в июне -декабре 2010 г. на базе Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения и Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. В нем приняли участие 120 человек. Для этого были сформированы контрольные и экспериментальные группы.

Формирование групп осуществлялось по желанию профессорско-преподавательского состава кафедр, занимающихся в основном теоретической подготовкой обучаемых. Контрольные группы преподавателей вузов занимались по своей личной программе.

Экспериментальные группы привлекались к обучению следующим аспектам ведения здорового образа жизни:

1) отказ от вредных привычек;

2) ведение физически активного образа жизни, направленного на поддержание хорошего состояния здоровья;

3) профилактика наиболее распространенных заболеваний и уменьшение потерь служебного времени из-за них;

4) поддержание здорового климата в трудовых и семейных коллективах;

5) повышение эффективности и качества педагогической деятельности преподавателей как индивидуальной, так и коллектива в целом.

Обучение проводилось в три этапа:

I - ознакомление с теоретическими основами ведения здорового

образа жизни и основными направлениями в современной педагогике и медицине, которые позволяют вести физически активный образ жизни и предотвращать наиболее распространенные заболевания.

II - проведение инструкторско-методических занятий с целью практического ознакомления с основными средствами физического воспитания, направленными на поддержание хорошего

состояния здоровья и профилактику наиболее распространенных заболеваний, а лицам, имеющим физические недуги, на реабилитацию.

III - ссамостоятельное проведение занятий по изученной методике с поддержанием прямой и обратной связи с использованием информационных технологий.

Содержание занятий экспериментальной группы включало: скандинавскую ходьбу, бег трусцой, общеразвивающие гимнастические упражнения, упражнения, направленные на развитие и поддержание на необходимом уровне гибкости и подвижности суставов, силы мышц рук, ног и туловища, профилактику остеохондрозов. Силовые упражнения выполнялись лишь с преодолением собственного веса.

В процессе прямой и обратной связи с использованием системы дистанционного обучения контролировалась методика проведения самостоятельных занятий с оздоровительной направленностью.

Задача, которая ставилась преподавателям экспериментальных групп - по возможности достичь минимального недельного объема физической нагрузки (табл. 1).

Таблица 1

Объем физической нагрузки на неделю

Упражнение Единица измерения Возрастные группы

IV (40-45 лет) V и VI (от 45 лет и старше)

1. Бег или передвижение: км 18 15

на лыжах км 24 20

или плавание км 1,2 0,9

2. Подтягивание на перекладине кол-во раз 48 42

или выполнение подъема переворотом, подъема силой, сгибания и разгибания в упоре на брусьях кол-во раз кол-во раз 24 21

или комплексное силовое упражнение кол-во раз (наклонов и отжиманий) 290 250

Лица, имеющие физические недуги временного или постоянного характера, проводили самостоятельные занятия с учетом особенностей состояния организма. Например, ходьба ускоренным шагом с пробеганием небольших отрезков трусцой, скандинавская ходьба и упражнение системы йоги. Необходимо отметить, что дозированные физические нагрузки одновременно сочетались с ограничением количества и качества пищи. Велся контроль за весом тела. Эти меры позволили за короткий промежуток времени как улучшить самочувствие преподавателей, их настроение, активность, так и повысить уровень физической подготовленности, функциональное состояние и работоспособность. Улучшилась атмосфера в служебных коллективах.

В проводимом эксперименте была соблюдена необходимая идентичность состава экспериментальных и контрольных групп. С целью определения эффективности предложенных нами средств и методов по результатам эксперимента был проведен сравнительный анализ показателей физического развития, функционального состояния и физической подготовленности (табл. 2 и 3).

Результаты сравнительного анализа приведены ниже.

Таблица 2

Показатели физического состояния профессорско-преподавательского состава старших возрастных групп вузов в контрольных и экспериментальных группах до начала эксперимента

№ п\п Виды исследований ЭГ КГ Р

1 2 3 4 5

Физическое развитие

1. Средний возраст (лет) 44,2±0,5 44,2±0,5 >0,05

2. Рост стоя (см) 176,3±0,5 176,4±0,5 >0,05

3. Вес (кг) 82,5±0,1 82,2±0,1 >0,05

4. Окружность груди (см) 90,5±0,5 90,8±0,5 >0,05

5. Динамометрия силы кисти (кг): правая 52,7±0,5 53,0±0,5 >0,05

левая 50,8±0,5 51,2±0,5 >0,05

6. ЖЕЛ (см3) 4351±1 4350±1 >0,05

Функциональное состояние

1. АД max 133,2±0,5 133,3±0,5 >0,05

АД min 90,1 ±0,5 89,4±0,5 >0,05

2. ЧСС (уд./мин) 74,3±1 73,9±1 >0,05

3. Индекс Кетле (г/см) 468,0±1 466,4±1 >0,05

4. Ортостатическая проба (уд./мин) 17,5±1 16,9±1 >0,05

5. Проба Штанге (с) 48,5±1 49,0±1 >0,05

№ п\п Виды исследований ЭГ КГ Р

1 2 3 4 5

6. Проба Генче (с) 36,3±1 35,9±1 >0,05

7. ЧСС после подъема по лестнице на 4-й этаж (уд./мин) 129,4±1 132,0±1 >0,05

8. 12мин тест Купера (км) 2,0±0,1 1,9±0,1 >0,05

9. Общая гибкость при наклоне вперед -1,6±0,1 -1,7±0,1 >0,05

Психофизиологическое состояние

1. Самочувствие (балл) 2,21±0,2 2,3±0,2 >0,05

2. Активность (балл) 2,94±0,2 3,03±0,2 >0,05

3. Настроение (балл) 2,86±0,2 2,91±0,2 >0,05

Физическая подготовленность

1. Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 3,6±0,5 4,1 ±1 >0,05

2. Поднимание ног к перекладине (кол-во раз) 4,5±0,5 4,2±0,5 >0,05

3. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (кол-во раз) 3,5±1 3,3±1 >0,05

4. Комплексное силовое упражнение (кол-во раз) 35,2±1 36,5±1 >0,05

5. Бег 100 м (с) 16,9±0,1 17,0±0,1 >0,05

6. Челночный бег 10х10 (с) 36,0±0,1 36,1 ±0,1 >0,05

7. Бег 1 км (мин) 5,25±0,1 5,20±0,1 >0,05

8. Бег 3 км (мин) 17,01 ±0,1 17,05±0,1 >0,05

Физическое развитие испытуемых значительно не изменилось, но представляет интерес существенное изменение веса тела преподавателей в экспериментальных группах за счет ограничения количества и калорийности пищи, и увеличения циклической двигательной активности, что привело к улучшению как функционального, так и психофизиологического состояния, а также физической подготовленности практически по всем показателям (рис. 1-3).

Анализ результатов экспериментальной работы позволяет говорить о том, что разработанная нами система физического воспитания оказала положительное влияние как на функциональное, так и на психофизиологическое состояние, физическую подготовленность преподавателей старшего возраста.

Таблица 3

Показатели физического состояния профессорско-преподавательского состава старших возрастных групп вузов в контрольных и экспериментальных группах по окончании эксперимента

№ п\п Виды исследований ЭГ КГ Р

1 2 3 4 5

Физическое развитие

1. Средний возраст (лет) 44,7±0,5 44,8±0,5 >0,05

2. Рост стоя (см) 176,2±0,5 176,4±0,5 >0,05

3. Вес (кг) 76,2±0,1 82,3±0,1 <0,05

4. Окружность груди (см) 91,0±0,5 90,9±0,5 >0,05

5. Динамометрия силы кисти (кг): правая 53,7±0,5 53,6±0,5 >0,05

левая 52,4±0,5 52,0±0,5 >0,05

6. ЖЕЛ (см3) 4352±1 4350,5±1 >0,05

Функц иональное состояние

1. АД max АД min 129,8±0,5 88,0±0,5 133,5±0,5 90,1 ±0,5 <0,05

2. ЧСС (уд./мин) 67,1 ±1 73,1 ±1 <0,05

3. Индекс Кетле (г/см) 432,5±1 466,6±1 <0,05

4. Ортостатическая проба (уд./мин) 13,4±1 17,6±1 <0,05

5. Проба Штанге (с) 60,1 ±1 49,7±1 <0,05

6. Проба Генче (с) 49,4±1 36,0±1 <0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. ЧСС после подъема по лестнице на 4 этаж (уд./мин) 121,7±1 133,1 ±1 <0,05

8. 12мин тест Купера (км) 2,5±1 1,9±0,1 <0,05

9. Общая гибкость при наклоне вперед 2,0±0,1 -1,7±0,1 <0,05

Психофизиологическое состояние

1. Самочувствие (балл) 3,91±0,2 2,2±0,2 <0,05

2. Активность (балл) 6,46±0,2 4,12±0,2 <0,05

3. Настроение (балл) 6,97±0,2 4,01±0,2 <0,05

Физическая подготовленность

1. Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 6,2±0,5 4,2±0,5 <0,05

2. Поднимание ног к перекладине (кол-во раз) 7,4±0,5 4,3±0,5 <0,05

3. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (кол-во раз) 7,0±1 3,4±1 <0,05

4. Комплексное силовое упражнение (кол-во раз) 42,3±1 35,4±1 <0,05

5. Бег 100 м (с) 15,1 ±0,1 17,0±0,1 <0,05

6. Челночный бег 10х10 (с) 32,4±0,1 36,1 ±0,1 <0,05

7. Бег 1 км (мин) 4,33±0,1 5,21 ±0,1 <0,05

8. Бег 3 км (мин) 15,34±0,1 17,07±0,1 <0,05

Сила

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

количество движении

□ КГ до эксперимента

□ ЭГ до эксперимента

□ КГ после эксперимента

□ ЭГ после эксперимента

Подтягивание

Поднимание ног к перекладине

Сгибание рук

Быстрота

25 20 15 10 5

секунды □КГ до эксперимента □ ЭГ до эксперимента □КГ после эксперимента

Бег на 100 м

0

Выносливость

25 20 15 10 5 0

минут □ КГ до эксперимента □ ЭГ до эксперимента □ КГ после эксперимента □ ЭГ после эксперимента

Бег на 3 км

Рис. 1. Динамика показателей физической подготовленности профессорско-преподавательского состава старших возрастных групп вузов в контрольных и экспериментальных группах в процессе

эксперимента

Частота сердечных сокращений

76 -74 -72 -70 -68 -66 64 62

Артериальное давление

150 130 110 90 70 50

Рис. 2. Показатели функционального состояния профессорско-преподавательского состава старших возрастных групп вузов в контрольных и экспериментальных группах в процессе эксперимента

Необходимо отметить, что, рассматривая изменения силовых способностей по таким упражнениям, как подтягивание на перекладине, поднимание ног к перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, показатели в ЭГ возросли соответственно на 72,2 %, 64,4 %, 100 %; в КГ - только на 2,4 %, 2,4 %, 3 %. Базой для значительного улучшения силовых способностей преподавателей ЭГ явилось уменьшение веса тела, вызванное ограничением количества и калорийности пищи в сочетании с большим объемом беговой нагрузки.

уд. /мин

□ До эксперимента

□ После эксперимента

КГ

ЭГ

мм. рт. ст. □АДшах до эксперимента

—1_1АТ □А цшах после эксперимента Цшт после эксперимента

КГ ЭГ

Самочувствие

4,5 4

3,5 3

2,5 2 1,5 1

0,5 0

баллы □ До эксперимента □После эксперимента

Активность

баллы

7 6 5 4 3 2 1 0

□До эксперимента □После эксперимента

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

Настроение

баллы □ До эксперимента

КГ

ЭГ

Рис. 3. Показатели психофизиологического состояния профессорско-преподавательского состава старших возрастных групп вузов в контрольных и экспериментальных группах в процессе эксперимента

По скоростным качествам (бег на 100 м, челночный бег) показатели ЭГ стали лучше (на 11,9 %, 11,1 %), результаты КГ остались на том же уровне.

Показатели выносливости (бег на 1 и 3 км), силовой выносливости (комплексное силовое упражнение) в ЭГ увеличились на 21,2 %, 10,9 %, 20,1 %, а в КГ стали даже несколько хуже.

Результаты антропометрии свидетельствуют о том, что показатели роста и веса в КГ существенно не изменились, а также не изменился индекс Кетле, а в ЭГ вес уменьшился на 8,3%, вследствие этого изменился индекс Кетле на 8,3 %.

Вместе с тем отмечается незначительное улучшение показателей жизненной емкости легких в ЭГ на 0,2 %, в КГ - на 0,1 %.

Считаем необходимым обратить внимание на результаты динамометрии, являющейся основным показателем проявления динамической силы рук, очень важной для преподавателей (Е.Н.Захаров, А.А. Карасев, А.А. Сафронов, 1994). Так, в ЭГ они возросли на доминантную руку на 1,9%, в КГ - на 1,1 %.

Данные результаты свидетельствуют о положительных изменениях, произошедших в физическом развитии обследуемых преподавателей. Материалы исследования характеристик функционального состояния показывают, что частота сердечных сокращений в ЭГ снизилась на 10,7 %, а в КГ - на 1,1 %. Систолическое артериальное давление в ЭГ уменьшилось на 2,6%, а диастолическое - на 2,4 %. В КГ систолическое давление увеличилось на 0,2 %, диастолическое -на 0,8 %. Пробы Штанге, Генче, ортостатическая показывают положительные изменения в кровеносной и дыхательной системах преподавателей ЭГ по окончании эксперимента, их показатели улучшились, соответственно, на 23,9 %, 36 %, 30,6 %; в КГ эти показатели практически не изменились. Тесты с подъемом на 4 этаж, Купера, гибкости подтвердили улучшение работы кровеносной и дыхательной систем, общей гибкости и подвижности в суставах преподавателей ЭГ, соответственно, на 6,3 %, 25 %, 180 %; в КГ они изменились незначительно.

Анализ показателей функционального состояния свидетельствует о том, что в процессе занятий физической подготовкой по экспериментальной программе в организме преподавателей произошли положительные сдвиги, стабилизировалась деятельность кровеносной и дыхательной систем, значительно улучшились окислительно-восстановительные процессы, общая гибкость и подвижность суставов, повысились адаптационные способности организма.

При рассмотрении показателей психофизиологического состояния преподавателей старших возрастных групп после тестирования было установлено, что по таким показателям, как самочувствие результаты в ЭГ увеличились на 77,7 %, а в КГ - остались на прежнем уровне; активность - в ЭГ увеличилась на 12,07 %, в КГ - на 35,9 %; настроение -в ЭГ и КГ улучшилось, соответственно, на 143,7 % и 37,8 %. Это свидетельствует о том, что любые физические упражнения, а особенно наша система, носящая оздоровительную направленность, по которой работала ЭГ, положительно влияют на психофизиологическое состояние. Ведь здоровое состояние организма улучшает и самочувствие, и настроение, а также активизирует жизнедеятельность преподавателей в практической и научной сферах.

Исследования психофизиологического состояния профессорско-преподавательского состава старших возрастных групп вузов показало, что преподаватели, поддерживающие себя на высоком уровне развития физических качеств (особенно выносливости), у которых адап-

тационные возможности организма находятся на необходимом уровне, в процессе профессиональной деятельности будут значительно меньше испытывать на себе отрицательные воздействия старения организма, психологических стрессов, вредных факторов окружающей среды, а значит, будут психически более устойчивыми. При выполнении своих функциональных обязанностей они будут иметь больший запас прочности, чем преподаватели, имеющие слабую физическую подготовленность и подверженные различным заболеваниям (особенно сердечно-сосудистым).

Список литературы

1. Аносов Н.Н., Виленский Б.С. Инфаркт мозга. - Л., 1978. - С. 24.

2. Бабенкова С.В. Клинические синдромы поражения правого полушария мозга при остром инсульте. - М., 1971. - С. 42-43.

3. Гасилин В.С., Сидоренко Б.А. Стенокардия. - М., 1981. - С. 71.

4. Геронтология и гериатрия // Опорно-двигательная система при старении / под ред. Д. Ф. Чеботарева. - Киев, 1980. - С. 24-29.

5. Егоров М.Н., Левитский Л.М. Ожирение. - М., 1964. - С. 44.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Педагогика, 1975. -С. 183-188.

7. Певзнер М.И. Язва желудка и двенадцатиперстной кишки. - М., 1946. - С.

32.

УДК 37.02

В. Ю. Шевелёв Проблема категории «идеала» в педагогической науке

В статье рассматривается основные этапы становления категории «идеал». Прослеживаются пути трансформации его значения с течением времени и доказывается, что данный термин имеет непосредственное значение в педагогической науке. Раскрывается многогранность понятия «идеал» и намечаются направления его дальнейшего исследования.

The article considers the main stages of formation of the category of «ideal». Traced the path of transformation of its meaning over time and it is proved that this term has implications in the pedagogical science. Reveals the many facets of the concept of «ideal» and suggests areas for further research.

Ключевые слова: идеал, педагогика, поведение, мысли, общество.

Key words: ideal, education, behavior, thoughts, society.

Идеал, как понятие имеет достаточно широкое значение социологического, философского и психологического характера. Являясь формой целеполагающей деятельности, «идеал» имеет ключевое значение для многих областей общественной жизни: нравственной, политической, религиозной, социальной, научной, эстетической и т. д. Термин «идеал» играет значительную роль в процессах, формирующих общественное сознание людей, следовательно, он является первостепенным в таких понятиях, как деятельность человека, мотив этой деятельности, его поведение, его мысли. Общественный идеал, в свою очередь, является ориентиром для формирования идеалов отдельных людей, являющихся частью данного общества. Так как идеал и деятельность человека неразрывно связаны между собой, можно сделать вывод о том, что для каждого вида деятельности правомерно говорить о своем виде идеала. Из этого следует, что и педагогическая деятельность должна быть наделена своим идеалом.

Изучением данного термина занимались философы, социологи, психологи и, конечно, педагоги. Идеал вбирает в себя множество определений, но все они так или иначе связаны с деятельностью человека по изучению, анализу и изменению окружающей действительности. Педагогика как наука изучает закономерные процессы воспитания и обучения людей: изменение характеристик человека, приближе-

© Шевелев В.Ю., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.