Л. В. Никулин, Р. М. Баймухаметов
Опытная программа по физическому воспитанию преподавателей вузов старших возрастных групп и её экспериментальная проверка
Система физического воспитания профессорскопреподавательского состава старших возрастных групп вузов переживает те же трудности, что и все общество, высшая школа, в том числе высшая военная школа в условиях реформирования. Преподаватели вузов в процессе своей службы приобретают заболевания, связанные с малоподвижным образом жизни, высокими эмоциональными и нервно-психическим нагрузками и другими негативными факторами повседневной деятельности. Со временем эти заболевания (наиболее распространены заболевания сердечнососудистой системы, опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения) приобретают все более острые формы. Для преодоления вышеперечисленных негативных факторов была построена психолого-педагогическая система физического воспитания профессорско-преподавательского состава старших возрастных групп вузов. Основное предназначение системы физического воспитания - более широкое, чем было раньше, привлечение преподавателей вузов, в том числе и отнесенных к группе лечебной физической культуры, к систематическим занятиям физическими упражнениями в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья.
Главные цели физического воспитания преподавателей вузов старших возрастных групп - поддержание и укрепление здоровья, профессионального долголетия, приобщение к здоровому образу жизни, а также профилактика наиболее распространенных среди данной категории заболеваний.
В основу опытной программы были включены циклические упражнения, выполняемые в режиме аэробного обеспечения (ускоренная ходьба, бег, бег на лыжах, плавание), упражнения на координацию, гимнастические упражнения с преодолением собственного веса для укрепления мышечного корсета, специальные комплексы упражнений для профилактики остеохондрозов, которые позволяют нейтрализовать повышенную нагрузку на опорнодвигательный аппарат, связанную с большим объемом беговых упражнений.
Формирование групп осуществлялось по желанию профессорско-преподавательского состава кафедр, занимающихся в основном теоретической подготовкой обучаемых. Контрольные группы преподавателей вузов занимались по обычной программе, основу занятий
311
составляли спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол), в конце занятия осуществлялась силовая тренировка на тренажерах. Плановые занятия проводились два раза в неделю.
Экспериментальные группы проводили плановые занятия в те же самые дни, но основу их составляли бег, общеразвивающие гимнастические упражнения, упражнения, направленные на развитие и поддержание на необходимом уровне гибкости и подвижности суставов, силы мышц рук, ног и туловища, профилактику остеохондрозов. Силовые упражнения выполнялись лишь с преодолением собственного веса.
В процессе плановых занятий по физическому воспитанию преподавателей экспериментальных групп (ЭГ) обучали методике проведения самостоятельных занятий с оздоровительной направленностью.
Задача, которая ставилась преподавателям экспериментальных групп: по возможности достичь минимального недельного объема физической нагрузки.
Недостаток объема физической нагрузки восполнялся за счет самостоятельных занятий (кроссы, бег на лыжах, плавание в бассейнах и т. д.).
С преподавателями, входящими в группу лечебной физической культуры, а также имеющими избыточную массу тела, занятия проводились по индивидуальному плану, но с обязательной тренировкой выносливости.
Например, ходьба ускоренным шагом с пробеганием небольших отрезков трусцой. Постепенно вся дистанция ходьбы заменилась бегом. Необходимо отметить, что дозированные физические нагрузки одновременно сочетались с ограничением количества и качества пищи. Велся контроль за массой тела. Эти меры позволили за короткий промежуток времени улучшить как самочувствие преподавателей, их настроение, активность, так и повысить уровень физической подготовки, функциональное состояние и работоспособность. Улучшилась атмосфера в служебных коллективах.
С целью определения эффективности предложенных нами средств и методов по результатам эксперимента был проведен сравнительный анализ показателей физического развития, функционального состояния и физической подготовленности.
Физическое развитие испытуемых значительно не изменилось, но представляет интерес существенное изменение массы тела преподавателей в экспериментальных группах за счет ограничения количества и калорийности пищи и увеличения циклической двигательной активности, что привело к улучшению как функцио-
312
нального, так и психофизиологического состояния, а также физической подготовленности практически по всем показателям.
Анализ результатов экспериментальной работы позволяет говорить о том, что разработанная нами система физической подготовки оказала положительное влияние как на функциональное, так и на психофизиологическое состояние, физическую подготовленность преподавателей старшего возраста.
Необходимо отметить, что, рассматривая изменения силовых способностей по таким упражнениям, как подтягивание на перекладине, поднимание ног к перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, показатели в ЭГ возросли, соответственно, на 72,2 %, 64,4 %, 100 %; в КГ - только на 2,4 %, 3 %. Базой для значительного улучшения силовых способностей преподавателей ЭГ явилось уменьшение массы тела, вызванное ограничением количества и калорийности пищи в сочетании с большим объемом беговой нагрузки.
По скоростным качествам (бег на 100 м, челночный бег) показатели ЭГ стали лучше (на 11,9 %, 11,1 %), результаты КГ остались на том же уровне.
Показатели выносливости (бег на 1 и 3 км), силовой выносливости (комплексное силовое упражнение) в ЭГ увеличились на 21,2 %, 10,9 %, 20,1 %, а в КГ стали даже несколько хуже.
Основное внимание на занятиях в ЭГ было направлено на выполнение объемной нагрузки циклической направленности (бег, бег на лыжах, плавание и т. д.), укрепление мышечного корсета, развитие гибкости и подвижности суставов с помощью комплексов упражнений для профилактики остеохондрозов, которые позволили нейтрализовать повышенную нагрузку на опорно-двигательный аппарат, связанную с большим объемом беговых упражнений.
Следовательно, регулярные занятия физическими упражнениями по разработанной нами схеме позволяют как повысить уровень физической подготовленности, так и способствуют поддержанию функционального состояния на необходимом уровне, предотвращению развития сердечно-сосудистых заболеваний, которые в результате предварительных исследований мы определили как основные причины смертности профессорско-преподавательского состава старших возрастных групп вузов.
Результаты антропометрии свидетельствуют о том, что показатели роста и массы тела в КГ существенно не изменились, а также не изменился индекс Кетле, а в ЭГ масса тела уменьшилась на 8,3 %, вследствие этого изменился индекс Кетле на 8,3 %.
313
Вместе с тем отмечается незначительное улучшение показателей жизненной емкости легких в ЭГ на 0,2 %, в КГ на 0,1 %.
Данные результаты свидетельствуют о положительных изменениях, произошедших в физическом развитии обследуемых нами преподавателей.
Результаты исследования характеристик функционального состояния показывают, что частота сердечных сокращений в ЭГ снизилась на 10,7 %, а в КГ - на 1,1 %. Систолическое артериальное давление в ЭГ уменьшилось на 2,6 %, а диастолическое - на 2,4 %. В КГ систолическое давление увеличилось на 0,2 %, диастолическое - на 0,8 %. Пробы Штанге, Генче, ортостатическая показывают положительные изменения в кровеносной и дыхательной системах преподавателей ЭГ по окончании эксперимента, их показатели улучшились, соответственно, на 23,9 %, 36 %, 30,6 %; в КГ эти показатели практически не изменились. Тесты с подъемом на 4 этаж, Купера, гибкости подтвердили улучшение работы кровеносной и дыхательной систем, общей гибкости и подвижности в суставах преподавателей ЭГ, соответственно, на 6,3 %, 25 %, 180 %; в КГ они изменились незначительно.
Анализ показателей функционального состояния свидетельствует о том, что в процессе занятий физической подготовкой по экспериментальной программе в организме преподавателей произошли положительные сдвиги, стабилизировалась деятельность кровеносной и дыхательной систем, значительно улучшились окислительно-восстановительные процессы, общая гибкость и подвижность суставов, повысились адаптационные способности организма.
При рассмотрении показателей психофизиологического состояния преподавателей старших возрастных групп после тестирования мы установили, что по таким показателям, как самочувствие, результаты в ЭГ увеличились на 77,7 %, а в КГ остались на прежнем уровне; активность в ЭГ увеличилась на 12,07 %, в КГ на 35,9 %; настроение в ЭГ и КГ улучшилось, соответственно, на 143,7 % и 37,8 %. Это свидетельствует о том, что любые физические упражнения, а особенно наша система, носящая оздоровительную направленность, по которой работала ЭГ, положительно влияют на психофизиологическое состояние. Ведь здоровое состояние организма улучшает и самочувствие, и настроение, а также активизирует жизнедеятельность преподавателей в практической и научной сферах.
Подводя итог исследованиям психофизиологического состояния профессорско-преподавательского состава старших возрастных
314
групп вузов, мы пришли к выводу, что преподаватели, поддерживающие себя на высоком уровне развития физических качеств (особенно выносливости), у которых адаптационные возможности организма находятся на необходимом уровне, в процессе профессиональной деятельности будут значительно меньше испытывать на себе отрицательные воздействия старения организма, психологических стрессов, вредных факторов окружающей среды, а значит, будут психически более устойчивыми. При выполнении своих функциональных обязанностей и действий в экстремальных ситуациях они будут иметь больший запас прочности, чем преподаватели, имеющие уровень развития физических качеств на низком уровне и подверженные различным заболеваниям (особенно сердечнососудистым).
Ю. Е. Рыжкин, В. Д. Гетьман Гуманистический компонент физической рекреации
Глубокая общая перестройка, которая особенно на рубеже XX-XXI вв. коснулась сферы образования, неизбежно выдвигает на первый план идеи гуманизма, призванные обеспечить социальное благополучие и здоровье каждого человека. Все наше познание по своим мотивам, объему и целям всегда является только человеческим, гуманистическим. Термин «гуманизм» (лат. humanus - человечный) употребляется в двух значениях. Первое - прогрессивное движение эпохи Возрождения. Второе - гуманность, человечность в общественной жизни, в отношениях к людям. Гуманизм - это основной предмет исследования гуманитарных наук, т. е. всех видов знаний, имеющих отношение к человеку, его общественному бытию и сознанию. Сущность гуманизма заключается в ориентации на человека: развитие его физических и духовных способностей, максимальное удовлетворение материальных и культурных потребностей, расширение культурного кругозора.
Гуманитарная психология - одно из основных направлений гуманизма. Она ориентирована на личность, характеризующуюся целостностью и уникальностью, оригинальностью и неповторимостью, относительной независимостью от внешнего мира, её стремлением к реализации своего творческого потенциала. Наблюдающийся повышенный интерес ученых к гуманитарной психологии связан с обращением последней к «человеческому в человеке» (Зинченко В.П., 2008). Проблема развития человека - центральная проблема исследований гуманистической психологии.
315