Научная статья на тему 'Физическая культура специалистов-преподавателей старших возрастов инженерно-технических вузов Министерства обороны'

Физическая культура специалистов-преподавателей старших возрастов инженерно-технических вузов Министерства обороны Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
88
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Османов Эседулла Маллаалиевич, Кораблев Юрий Юрьевич, Пугачев И. Ю.

The article defines the main conceptual theses which determine the orientation and content of physical culture of the specialist teachers of senior students in technical institutions of the Ministry of Defense. The theses include taking into account the nature and the extend of officers' illnesses; the most significant factors which influence the efficiency of the specialists' physical culture; taking into account the age dynamics of structural elements, their physical development, functional state of their constitution and physical preparedness; bases of theory and methods of sport training, adaptive and health-improving physical culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Османов Эседулла Маллаалиевич, Кораблев Юрий Юрьевич, Пугачев И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical culture of specialist teachers of senior students of technical institutions of higher education of the Ministry of Defense

The article defines the main conceptual theses which determine the orientation and content of physical culture of the specialist teachers of senior students in technical institutions of the Ministry of Defense. The theses include taking into account the nature and the extend of officers' illnesses; the most significant factors which influence the efficiency of the specialists' physical culture; taking into account the age dynamics of structural elements, their physical development, functional state of their constitution and physical preparedness; bases of theory and methods of sport training, adaptive and health-improving physical culture.

Текст научной работы на тему «Физическая культура специалистов-преподавателей старших возрастов инженерно-технических вузов Министерства обороны»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕИ СТАРШИХ ВОЗРАСТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ

Э.М. Османов, Ю.Ю. Кораблев, И.Ю. Пугачев

Osmanov E.M., Korablev Y.Y., Pugachev I.Y. Physical culture of specialist teachers of senior students of technical institutions of higher education of the Ministry of Defense. The article defines the main conceptual theses which determine the orientation and content of physical culture of the specialist teachers of senior students in technical institutions of the Ministry of Defense. The theses include taking into account the nature and the extend of officers’ illnesses; the most significant factors which influence the efficiency of the specialists’ physical culture; taking into account the age dynamics of structural elements, their physical development, functional state of their constitution and physical preparedness; bases of theory and methods of sport training, adaptive and health-improving physical culture.

Введение. На современном этапе демократического развития России все большую силу набирают реформы в армии и военноморском флоте. Совершенствуются планы и программы по различным образовательным дисциплинам военнослужащих, изменяются требования руководящих документов.

Физическая культура (подготовка) офицеров, которой сегодня уделяется особое внимание, является одним из основных предметов профессионально-боевой их подготовленности.

Наставлением по физической подготовке и спорту в вооруженных силах Российской Федерации [1] - (НФП-2001) определяется, что кроме учебных занятий по физической подготовке военнослужащий обязан принимать участие в спортивной работе, регулярно заниматься утренней физической зарядкой и самостоятельной физической тренировкой.

Профессиографический анализ деятельности офицеров, проведенный нами, свидетельствует, что в инженерно-технических вузах Министерства обороны (МО) существует довольно многочисленная группа офицеров старших возрастов, которая в связи с должностной спецификой не имеет возможности заниматься физической культурой в организованных формах. Прежде всего к ним относится профессорско-преподавательский состав (ППС).

Сложный напряженный эмерджентный труд по освоению и передаче учебной и научной информации, компьютеризация образовательного процесса, особенно в инженерно-технических вузах МО, отнимают у ППС старших возрастов много времени. И без того умственная интеллектуальная деятель-

ность (групповые занятия, семинары, лекции и т. п.) сопровождается выраженной гиподинамией и гипокинезией в связи с перманентным пропуском занятий по физической культуре. Следствием такого образа жизни становится прогрессирующее проявление различных заболеваний, особенно донозологические состояния пищеварительной, кардиореспира-торной систем и опорно-двигательного аппарата [2, 3].

Согласно медицинской классификации [4-6] указанные возрастные категории преподавателей относятся к лицам зрелого (старшего) возраста.

Таким образом, актуальность рассмотрения вопросов физической культуры специа-листов-преподавателей старших возрастов инженерно-технических вузов МО РФ обусловлена:

- во-первых, увеличением количества преподавательского состава вузов, входящего в группу лечебной физической культуры (ЛФК);

- во-вторых, необходимостью пересмотра содержания физических упражнений для лиц старшего возраста.

Исходя из вышеизложенного, целью настоящей работы являлось обоснование концепции направленности и содержания физической культуры специалистов-преподавателей старших возрастов инженерно-технических вузов МО в современных социокультурных условиях.

Организация и методика исследования. Исследование проводилось на базе инженерно-технических вузов МО (Тамбовского ВВАИУ, Воронежского ВВАИУ, Ачинского ВАТУ, Ломоносовского ВАТУ, Став-

ропольского ВВАИУ, Калининградского ВАТУ, Иркутского ВВАИУ, Санкт-Петербургского ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского, Пушкинского ВВМИУ им. В.И. Ленина, Санкт-Петербургского Военного университета связи, Санкт-Петербургского военного инженерно-технического университета, Пет-родворцового ВМИРЭ им. А.С. Попова) в пролонгированный период с 1991 по 2006 г. На разных этапах исследований всего было привлечено 2260 специалистов-преподавателей старшего возраста, что обусловило репрезентативность результатов. Состояние здоровья оценивалось по данным медицинских книжек, а также в процессе бесед и опросов как медицинского персонала, так и старших офицеров.

Методику исследования составили следующие научные методы: логические общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, абстрагирование и конкретизация); теоретический анализ и обобщение; педагогическое наблюдение; беседа; профес-сиографическое исследование; устный и анкетный опрос; метод экспертных оценок; метод «пролонгированного исследования»; исследование здоровья и физического состояния; психологическое обследование; методы математической обработки экспериментального материала.

Результаты исследований. На первом этапе исследований нами изучалось состояние здоровья ППС инженерно-технических вузов МО. Результаты исследования позволяют констатировать следующее. На основании данных состояние здоровья, физического развития, степени тренированности и возраста все проходящие медицинское обследование военнослужащие подразделяются на три группы по состоянию здоровья. В первую зачисляются практически здоровые работоспособные люди, обладающие значительной для своего возраста физической подготовленностью. Возрастные изменения у пожилых людей этой группы, как правило, протекают нормально, в пределах физиологической и психофизиологической нормы. Во вторую группу зачисляются лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, физическом развитии и физической подготовленности, но без существенных функциональных изменений. К этой группе относятся также лица старшего возраста, у

которых возрастные изменения сопровождаются небольшими отклонениями функционального состояния организма, характеризующегося начальными формами заболеваний, часто свойственных процессу старения. К третьей группе относятся лица, имеющие отклонения состояния здоровья постоянного или временного характера со сниженной функциональной приспособляемостью к физическим нагрузкам, не являющейся однако препятствием к обычной трудовой деятельности. Возрастные изменения у лиц, отнесенных к данной группе, имеют более выраженный характер, с более существенными функциональными нарушениями.

Рост заболеваемости наблюдается уже с первой возрастной группы (до 30 лет), где процент офицеров-преподавателей с диагнозами в вузах составляет 1,6 %. Увеличение количества офицеров с хроническими диагнозами от общего числа офицерского состава значительно прослеживается, начиная с третьей возрастной группы (35-40 лет), где их процент составляет 29,9 %. Наибольший пик заболеваемости наблюдается в четвертой возрастной группе (40-45 лет) и составляет 34,1 %. Тенденция снижения заболеваемости происходит с 45 до 50 лет. Далее показатели также постепенно снижаются, однако необходимо заметить, что количество офицеров-преподавателей инженерно-технических вузов 50-ти лет незначительное. Более того, как показывают результаты анкетирования и анализа документальных материалов, на преподавательской должности остаются, как правило, наиболее здоровые и работоспособные офицеры шестой категории (50 лет и старше). Поэтому уровень заболеваемости у стабильно работающих в этом возрасте преподавателей приблизительно равен уровню 30-35 лет, т. е. достаточно невысокий, хотя, безусловно, общая тенденция соотношения лиц 30-35 лет и 50 лет и старше в обществе по уровню заболеваемости имеет линейную зависимость и онтогенезтически превалирует в сторону лиц старших возрастов. На наш взгляд, данная особенность связана с положительными установками и мотивацией к поддержанию здоровья у лиц, занимающихся преподавательским видом деятельности.

Характер заболеваний офицеров инженерно-технических вузов МО в различных возрастных группах весьма специфичен и ге-

терогенен. Представленные данные (табл. 1) свидетельствуют, что офицерский состав 3-6-ой возрастных групп в большей степени подвержен заболеваниям опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, органов дыхания и органов кровообращения.

На втором этапе исследования нами выявлялась степень значимости факторов, влияющих на эффективность физической культуры специалистов-преподавателей старших возрастов инженерно-технических вузов МО.

На основании анкетирования, профес-сиографического анализа, применения метода ранговой корреляции и экспертной оценки военно-специальной подготовленности 480 офицеров-преподавателей старших возрастов 12 инженерно-технических вузов МО, нами был сформулирован ряд факторов, оказывающих влияние на эффективность процесса их физической подготовки (рис. 1).

Анализ значимости данных факторов по влиянию на эффективность физической культуры преподавателей старших возрастов интегративно позволил нам разделить их на следующие основные компоненты: объективный, социальный и нормативный.

Детальное исследование выявленных факторов позволило нам определить концептуальные критерии построения содержания физической культуры специалистов-препода-вателей старших возрастов инженернотехнических вузов МО:

- возрастная динамика показателей физического состояния (физического развития,

функционального состояния организма и физической подготовленности) как критериальная основа обоснования контрольных нормативов и должного уровня тренированности;

- учет характера заболеваний, особенно у лиц, входящих в группу ЛФК, как критериальная основа ограничения и рекомендации подбора физических упражнений, а также степени переносимости интенсивности и объема нагрузок.

При этом концепция направленности и содержания физической культуры офицеров-преподавателей старших возрастов, на наш взгляд, должна учитывать следующие положения.

Во время выполнения любого физического действия происходит прежде всего реализация мысли. Запланированная деятельность достигается посредством включения и выключения необходимых органов (сердца, легких, мышц), которые нужны для выполнения намеченной задачи [7].

Если движение привычно, а тем более автоматизировано, человек не замечает, что перед его выполнением в сознании появляется мысленный образ. Головной мозг формирует программу будущего движения, которую осуществляет опорно-двигательный аппарат. Следовательно, от того насколько успешно функционирует программирующая и исполняющая система и от того, насколько хорошо они взаимосвязаны, зависит качество конечного результата.

Таблица 1

Структура основных хронических заболеваний офицеров-преподавателей инженерно-технических вузов Министерства обороны различных возрастных групп

(% преподавателей с диагнозами)

№ п/п Характер заболевания ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА

1 2 3 4 5 6

1 Заболевания опорно-двигательного аппарата 7,9 18,4 12,0 16,8 23,0 13,2

2 Заболевания нервной системы 1,1 1,3 2,3 1,9 1,1 2,1

3 Мочекаменная болезнь 10,4 0,1 3,8 3,0 2,1 1,3

4 Заболевания эндокринной системы 1,7 2,6 1,9 0,9 2,0 1,0

5 Заболевания органов пищеварения 5,6 26,0 41,2 37,1 30,2 21,9

6 Заболевания ЛОР органов 0,3 0,1 0,2 0,4 0,2 0,3

7 Хирургические заболевания 18,0 11,2 5,3 4,1 2,6 2,1

8 Заболевания органов кровообращения 9,4 21,1 13,8 21,3 28,1 52,0

9 Кожные заболевания 0,8 0,2 0,3 0,5 0,4 0,3

10 Глазные болезни 0,4 0,4 1,8 1,4 0,6 0,5

11 Болезни органов дыхания 26,6 10.7 12,9 7,2 6,3 3,2

12 Инфекционный полиартрит 1,2 1,4 1,3 1,5 1,2 0,2

13 Другие заболевания 16,6 6,5 3,2 3,9 2,2 1,9

Рис. 1. Факторы влияющие на эффективность физической подготовки специалистов - преподавателей старших возрастов инженерно-технических вузов МО

Анализ литературы и результаты исследований свидетельствуют о возможности целевого выбора средств и методов физической тренировки как со спортивной, так и с оздоровительной и рекреационной направленностью.

Процесс старения значительно ограничивает приспособительные возможности организма и создает предпосылки для возникновения болезней. К старости болезни накапливаются, вновь возникают, приобретают качественные и количественные особенности течения и, благодаря снижению приспособительных возможностей организма, становятся причиной его гибели. Многочисленными исследованиями доказано, что всесторонняя функциональная тренировка органов и систем стареющего организма за счет поддержания высокого уровня двигательной активности не только препятствует процессам преждевременного старения, но и приводит к структурным и функциональным перестройкам тканей и органов, улучшению нейрогу-моральных механизмов регуляции организма. Налицо объективная закономерность: с одной стороны, старение ограничивает мышечную активность человека, а с другой -возрастная малоподвижность, в свою оче-

редь, способствует преждевременному старению. Поэтому высокий уровень жизнедеятельности может поддерживаться только за счет утомления в ходе выполняемой работы, так как без этого невозможна стимуляция восстановительных процессов.

Физическая тренировка способствует совершенствованию новых координационных механизмов, более экономично управляющих взаимодействием различных групп мышц, всех органов и систем, обеспечивающих функционирование опорно-двигательного аппарата, совершенствование функций центральной нервной системы. Ее оптимальное функционирование является обязательным условием для совершенствования адаптационных и регуляторных механизмов.

В результате систематической физической тренировки в организме происходят существенные изменения, приводящие к развертыванию механизма общей адаптации, к более качественному энергетическому и пластическому обеспечению специфических гомеостатических реакций, расширению функциональных возможностей различных органов и систем, а также совершенствованию регуляторных механизмов [8, 9].

Анализ литературы и результаты наших собственных исследований свидетельствуют о том, что главной задачей занятий физической культурой с оздоровительной направленностью для специалистов старших возрастов инженерно-технических вузов становится профилактика преждевременного старения, обеспечение активного долголетия.

Выводы. Таким образом, результаты проведенных исследований позволяют заключить, что, во-первых, целевая направленность, установки, методика, содержание и релевантная им система педагогического контроля профессорско-преподавательского состава старших возрастов инженернотехнических вузов Министерства обороны должны соответствовать сознательному соблюдению принципов и требований здорового образа жизни, гармоничного физического и духовного развития, повышению резистентности организма к воздействию неблагоприятных факторов профессионального труда и окружающей среды, отказу от вредных привычек; во-вторых, преподавательский состав 3-6-й возрастных групп преимущественно подвержен заболеваниям опорнодвигательного аппарата, органов пищеварения, органов дыхания и органов кровообращения, что требует ориентации содержания их физической культуры на совершенствование улучшения дееспособности этих функциональных систем; в-третьих, наиболее значимыми факторами, влияющими на эффективность процесса физической культуры специалистов старших возрастов, являются: объективный, социальный и нормативный компоненты; в-четвертых, критериями построения содержания физической культуры

специалистов-преподавателей инженерно-

технических вузов МО, определяющими концепцию ее направленности, являются: учет возрастной динамики структурных элементов физического состояния, а также учет характера и степени заболеваний офицеров.

1. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных силах Российской Федерации (НФП-2001). М., 2001.

2. Деянов М.И., Чихачев А.Ю. Индивидуальная физическая тренировка офицерского состава военно-морских учебных заведений. Пушкин, 1997.

3. Пугачев И.Ю. Обеспечение работоспособности и формирование физической готовности специалистов инженерно-технических вузов МО РФ к профессиональной деятельности: моногр. СПб., 2006.

4. Дембо А.Г. Причины и профилактика отклонений в состоянии здоровья спортсменов. М., 1981.

5. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М., 1990.

6. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. М., 1991.

7. Шмырев И.В., Башкирцев В.П. // Материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 210-летию РГПУ им. А.И. Герцена и 60-летию фак-та физ. культуры. СПб., 2006. С. 132-134.

8. Ендальцев Б.В. // Физическая подготовка к военно-профессиональной деятельности в мирное и военное время: Междунар. межвуз. сб. науч.-методич. ст. СПб., 2006. Ч. 1. С. 50-73.

9. Кадыров P.M., Калядин О. С., Рыжкин Ю.Е. // Там же. С. 34-42.

Поступила в редакцию 6.03.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.