Научная статья на тему 'Обоснование физической тренировки оздоровительной направленности для женщин-преподавателей вузов'

Обоснование физической тренировки оздоровительной направленности для женщин-преподавателей вузов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
663
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ / ЖЕНЩИНЫ-ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ПИЛАТЕС / АКВААЭРОБИКА / WOMEN-LECTURERS OF THE SECOND PERIOD OF MATURITY / MOTION ACTIVITY / PHYSICAL SELFTRAINING / HEALTH-IMPROVING PT TECHNICS / PHYSICAL WORKING CAPACITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федорова О.Н., Смирнова Ю.В., Елисеева Т.П.

В статье представлен теоретический и практический материал по проблеме выбора оздоровительной программы занятий для женщин-преподавателей вузов. Изложены особенности состояния здоровья и факторы отрицательного влияния на физическое и психическое состояние женщин зрелого возраста и их работоспособность. Теоретически и практически обосновано сочетание различных двигательных режимов для обеспечения наиболее оптимального оздоровительного комплексного влияния на организм занимающихся. Разработаны практические рекомендации построения недельного двигательного режима самостоятельных и групповых занятий, адаптация средств пилатеса и аквааэробики для женщин-преподавателей второго периода зрелого возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федорова О.Н., Смирнова Ю.В., Елисеева Т.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a theoretical and practical material on the issue of the choice of health program activities for women-lecturers of the second period of maturity. The article sets out features of the health status and the factors which provoke negative impact on the physical and mental state of women-lecturers of the second period of maturity and their performance. Complex effects on the body have been proven by the combination of various motor regimes for the optimal wellnessby theoretical and practical means. Practical recommendations have been developed independently for individual motor mode and group lessons on the weekly basis. Adaptation of health-improving PT technics and aqua aerobics for women-lecturers of the second period of maturity have been made.

Текст научной работы на тему «Обоснование физической тренировки оздоровительной направленности для женщин-преподавателей вузов»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК 378.17 - 055.2

О. Н. Федорова, Ю. В. Смирнова, Т. П. Елисеева

Обоснование физической тренировки оздоровительной направленности для женщин-преподавателей вузов

В статье представлен теоретический и практический материал по проблеме выбора оздоровительной программы занятий для женщин-преподавателей вузов. Изложены особенности состояния здоровья и факторы отрицательного влияния на физическое и психическое состояние женщин зрелого возраста и их работоспособность. Теоретически и практически обосновано сочетание различных двигательных режимов для обеспечения наиболее оптимального оздоровительного комплексного влияния на организм занимающихся. Разработаны практические рекомендации построения недельного двигательного режима самостоятельных и групповых занятий, адаптация средств пилатеса и аквааэро-бики для женщин-преподавателей второго периода зрелого возраста.

The article presents a theoretical and practical material on the issue of the choice of health program activities for women-lecturers of the second period of maturity. The article sets out features of the health status and the factors which provoke negative impact on the physical and mental state of women-lecturers of the second period of maturity and their performance. Complex effects on the body have been proven by the combination of various motor regimes for the optimal wellnessby theoretical and practical means. Practical recommendations have been developed independently for individual motor mode and group lessons on the weekly basis. Adaptation of health-improving PT technics and aqua aerobics for women-lecturers of the second period of maturity have been made.

Ключевые слова: физическая культура; оздоровительные занятия; двигательная активность; здоровье; работоспособность; двигательный режим; женщины-преподаватели; пилатес; аквааэробика.

Key words: women-lecturers of the second period of maturity, motion activity, physical selftraining, health-improving PT technics, physical working capacity.

В современных социально-экономических и политических условиях нашего общества роль женщины сложно переоценить. Их функции очень многообразны: от политических до бытовых, от государственных до семейных, от социальных и производственных до репродуктивных и воспитательных. Основной контингент, занятый в

© Федорова О. Н., Смирнова Ю. В., Елисеева Т. П., 2016

102

производительном труде, это женщины зрелого возраста, которые в последние 50 лет составляют более 51 % населения, а в социальной сфере - 70 %. При этом женскими считаются профессии в области медицины и образования, где занятость женщин достигает 88 и 71 % соответственно [5].

Результат успешного выполнения женщинами своих разносторонних функций во многом зависит от их высокой работоспособности, базирующейся на крепком соматическом и психическом здоровье, нормальном физическом развитии. Для большинства развитых стран вопрос сохранения, поддержания и восстановления физического и психического здоровья и работоспособности женщин становится тем острее, чем более заметны успехи цивилизации. Настоящим бичом нашего времени стал недостаток двигательной активности, провоцирующий возникновение нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной и дыхательной систем, а также появление избыточной массы тела, депрессий, нервно-психических расстройств [1]. В наибольшей степени перечисленные проблемы характерны для женщин, занимающихся различными видами интеллектуальной деятельности, в том числе преподавателей вузов. При этом, если в молодом возрасте отрицательные последствия гиподинамии и гипокинезии могут компенсироваться естественными резервами организма, то с возрастом их проявление будет усугубляться инволюционными изменениями, развитием климактерического синдрома, нарушениями пищевого и двигательного режима, стрессами и негативными привычками.

А.Я. Рыжов и С.В. Комин проанализировали физиолого-эргономические характеристики лекционной и других форм преподавательской деятельности согласно руководству Р 2.2. 75599 «Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» и пришли к выводу, что комплексная физиолого-гигиеническая оценка преподавательского труда позволяет в целом представить его как сверхнапряженный, оцениваемый третьей степенью 3 класса нервной напряженности, особенно по показателям интеллектуальных и сенсорных нагрузок [6].

Кроме того, профессиональная деятельность женщин-преподавателей, связана с формированием будущих специалистов, способных к саморазвитию. При этом от результатов деятельности и состояния здоровья участников образовательного процесса в огромной степени зависит возможность максимальной передачи знаний и опыта, способствующих воспитанию и обучению будущих специалистов [4].

Работа преподавателей сопровождается большими психологическими нагрузками, эмоциональными напряжениями, огромным количеством контактов с учениками, с необходимостью постоянного творческого обновления, роста педагогического мастерства. Однако исследования Е.Б. Одерышевой, А.Г. Фролова, М.А. Сорокиной, Т.А. Костаковой, Е.С. Трегубовой, по данной проблеме в основном затрагивали изучение психологических свойств личности преподавателей, особенностей их эмоционального реагирования и копинг-поведения. Было выявлено, что изменения, сопровождающие профессиональную деятельность типа «человек-человек» (астения, выгорание, пассивность, дезадаптация, стагнация), - то, что относится к профессиональной деформации личности педагога, приводят не только к регрессу профессионализма, но и к нарушениям здоровья педагога. Для принятия решений по укреплению физического и психического здоровья, повышения физической дееспособности и профессионального долголетия педагогов необходим научно обоснованный подход на основе социально-гигиенического анализа факторов, влияющих на состояние их здоровья [9].

Комплексная оценка состояния здоровья преподавателей вуза, по данным Д.А. Толмачева, показала низкий его уровень. Наличие хронических заболеваний при социологическом опросе выявлено более чем у половины (63,9±3,9) преподавателей, практически каждый (94,5±5,8) в течение года перенес острое респираторное заболевание. Наиболее распространёнными заболеваниями среди женщин-преподавателей были определены гипертония, атеросклероз, варикозное расширение вен, остеохондроз, артриты, ожирение, различные нарушения пищеварительной системы, а также снижение иммунитета, нарушение сна [10].

При оценке психологического статуса установлено, что большинство представителей данного контингента были подвержены нервно-психическому напряжению уже при стаже работы 5-10 лет, что требует проведения психологической коррекции.

М.А. Сорокина отмечает, что неблагоприятные факторы профессиональной деятельности педагогов приводит к определенным функциональным изменениям, которые со временем начинают проявляться и на органическом уровне, вызывая декомпенсацию функционирования всего организма. Умственный труд в первую очередь оказывает влияние на центральную нервную систему и, как приходит к выводу автор, в конце учебного года многие преподаватели нуждаются в мероприятиях по предупреждению развития переутомления или перенапряжения, связанного с профессиональной деятельностью [9].

В отличие от мышечной работы, вовлекающей в целостную гармоничную деятельность все системы организма, интеллектуальная деятельность преподавателя вуза даёт одностороннюю нагрузку, оказывающую неблагоприятное воздействие на ряд физиологических систем организма. Профессиональная деятельность профессорско-преподавательского состава сопряжена со значительной преподавательской нагрузкой, связанной как с проведением, так и с подготовкой к учебным занятиям и характеризуется сочетанием нескольких видов деятельности - педагогической, научно-исследовательской, общественной и др.

Из установленных факторов риска возникновения хронической патологии ведущими являлись: стаж работы в вузе более 20 лет, наличие психоэмоционального напряжения, голосовая нагрузка при аудиторных занятиях свыше четырех часов, наличие вредных привычек, низкий уровень медицинской активности [3].

Кроме того, при анализе двигательной активности женщин-преподавателей в процессе трудовой деятельности установлено, что за время чтения одной лекции они в среднем делают 350-525 шагов; за время проведения контрольной работы - около 200 шагов, всего за рабочий день - в среднем, 2,2 тыс. шагов, а за месяц - порядка 36 тыс. шагов. Однако дневной физиологической нормой для поддержания функционального состояния человека считается - 1012 тыс. шагов. Полученные данные А.А. Горелова с соавт. [3] говорят о гиподинамическом характере трудовой деятельности представительниц данной профессии, что обусловливает ухудшение состояния их здоровья.

При этом следует особо отметить, что по данным Е.Т. Ермукашевой, численность женщин-преподавателей варьируется от 35,5 % в технических вузах до 68 % в педагогических вузах, а средний возраст женщин-преподавателей высших учебных заведений приходится на второй период зрелого возраста. Эти особенности предъявляют особые требования к состоянию здоровья, умственной и физической работоспособности женщин [2].

Исследования физического развития указанного контингента свидетельствуют об увеличении с возрастом избыточного веса. Ве-соростовой индекс у женщин-преподавателей всех возрастных групп значительно оказался выше нормы (более 0,4 кг/см) и имел тенденцию к повышению с возрастом (0,44 кг/см). Эти данные можно объяснить не только инволюционными изменениями, но и малой двигательной активностью.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) близка к норме только у ре-спонденток первого периода зрелого возраста и равна в среднем 3080 мл, с увеличением возраста ЖЕЛ снижается, что не может не сказываться на их физической и умственной работоспособности.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что современные данные геронтологии свидетельствуют о том, что инволюционный период развития человека начинается в 30-35 лет, когда осуществляется переход от первого периода зрелого возраста во второй. Процессы инволюции затрагивают все ткани, органы и системы, а также их регуляцию. Старение начинается с торможения высших нервных центров в головном мозге и всей эндокринной системы. Замедляются обменные процессы, меняется соотношение мышечной и жировой ткани в сторону последней, снижается функциональное состояние сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата.

Климактерический период, наступающий у женщин в зрелом возрасте, приводит к снижению надежности работы систем организма, ограничению адаптационных возможностей, нарушению регуляции внутренней среды организма, развитию различных заболеваний (сердечно-сосудистые, нарушение обмена веществ, ожирение, варикозное расширение вен, остеопороз, нарушения опорно-двигательного аппарата, геморрой и др.).

С возрастом существенно изменяются функциональное состояние и уровень физической подготовленности женщин. Происходят значительные изменения в двигательной сфере: ухудшается координация и точность движений, замедляется темп, амплитуда движений, снижается сила и скорость мышечных сокращений, уменьшается быстрота реакции, падает скорость освоения новых двигательных действий.

Процессом инволюционных изменений можно управлять, замедляя регресс организма с помощью рациональной двигательной деятельности, тренируя сердечно-сосудистую систему, развивая силу, гибкость и выносливость, способствуя гармоничной работе всех органов и систем организма. Характер возрастных изменений морфофункциональных свойств опорно-двигательного аппарата человека зависит от образа жизни, уровня и содержания его физической активности.

При сложившейся ситуации, как отмечают новейшие исследования, большинство женщин второго периода зрелого возраста не посещают организованные физкультурные занятия спортивной или оздоровительной направленности в фитнес-клубах, спортивных центрах. Причины женщины указывают самые разные: от нехватки времени и невозможности заставить себя, до материальных ограничений и несоответствия нагрузок в клубах своим физическим и возрастным возможностям.

В связи с этим остро встает вопрос разработки физкультурно-оздоровительных программ, методик, технологий для женщин-преподавателей второго периода зрелого возраста, предусматри-

вающих построение такого двигательного режима, в котором оптимально бы сочетались самостоятельные занятия, не предъявляющие повышенных требований к техническому оснащению и материальным затратам.

Оздоровительные занятия необходимо организовывать и проводить с учетом дидактических принципов: систематичности и последовательности, избирательного воздействия на организм занимающихся, оптимального сочетания средств оздоровительной тренировки и др. Важными особенностями оздоровительных занятий с женщинами являются опора на мотивы занимающихся (укрепление здоровья, улучшение внешнего вида, осанки, привлекательности, переключение на новый вид деятельности, развлечение и отдых, общение, улучшение физического развития, повышение работоспособности, эмоциональная разгрузка и т. д.); учет возрастных периодов жизни; типов темперамента; стиля общения; особенностей заболевания; функциональных возможностей; учет анатомо-физиологических особенностей и фаз овариально-менструального цикла.

В результате анализа опыта организации самостоятельных занятий с женщинами А.Н. Усатова [11], О.Г. Румбы [7] и групповых занятий Е.Т. Ермукашевой [1], О.Н. Федоровой [12] была сформулирована основная научно-педагогическая идея решения проблемы улучшения физического состояния женщин-преподавателей с использованием средств оздоровительной физической культуры.

Огромное многообразие таких средств представляет современная фитнес-индустрия за счет разных фитнес-программ, их доступности, эффективности и эмоциональности занятий [8]. Инновационные оздоровительные программы пользуются популярностью у женщин зрелого возраста, в частности йога, пилатес, стретчинг, аквааэробика, шейпинг, фитбол-аэробика и др. [12].

Для определения критериев оптимума двигательной активности в разные возрастные периоды необходим строго экспериментальный анализ многочисленных центральных и периферических звеньев обеспечения двигательных функций, а также всесторонняя оценка динамики функциональных параметров различных физиологических систем в процессе естественной двигательной деятельности.

Проведенный анализ наиболее популярных оздоровительных программ, предлагаемых фитнес-клубами, показал, что эффект оздоровительной тренировки связывают с применением упражнений аэробной направленности, в результате которой происходит увеличение активности аэробных ферментов и новообразование капилляров. Однако занятия, подобные аэробике и ее разновидностям (степ-аэробика, классическая, танцевальная и др.), являются нагрузочными и предъявляют к физическим способностям занимающихся

повышенные требования, могут вызывать негативные реакции со стороны сердечно-сосудистой системы, особенно на первых этапах тренировочного процесса. Альтернативой подобных занятий могут служить тренировки в воде. Определено, что аквааэробика - наиболее универсальное средство воздействия на организм занимающихся с целью повышения уровня их физического состояния, функционального состояния, коррекции фигуры и улучшения психоэмоционального состояния, так как обладает высоким тренировочным эффектом, является практически «лечебной физкультурой» для опорно-двигательного аппарата, способствуют снижению веса, укреплению сердечно-сосудистой системы, обладает массажным эффектом, не имеет противопоказаний, связанных с возрастными изменениями и заболеваниями женщин. Однако на показатели силы и выносливости основных групп мышц они не оказывают значительного влияния. Прекрасным дополнение к таким занятиям, по выбору женщин и согласно рекомендациям специалистов фитнес-клубов явились программы пилатеса [12].

Занятия пилатесом направлены на оздоровление всего организма, травмобезопасны, плавные движения без пауз и резких переходов, малая амплитуда движений, небольшое количество повторений и медленный темп позволяют начинающим легко включиться в занятие, статодинамический режим упражнений пилатеса приводит в результате к физиологическим и биохимическим процессам, характерным для традиционной силовой тренировки с применением отягощений, не предъявляя особых требований к ОДА и ССС занимающихся.

Исследование влияния разнонаправленных занятий на организм женщин и их комплексного использования показало, что грамотное сочетание в оздоровительной программе аэробных и силовых упражнений позволит решить задачу укрепления мышц туловища, коррекции осанки, повышения работоспособности, снятия болевого синдрома при функциональных нарушениях позвоночника, а также укрепления ССС, уменьшения избыточного веса, т. е. добиться максимального оздоровительного эффекта [12].

В результате внедрения методики комплексного применения средств аквааэробики и пилатеса в оздоровительную программу женщин второго периода зрелого возраста эффективность занятий возросла, а улучшения были достигнуты по 44 показателям физического и психического состояния из 50 исследованных в течение года занятий. Комплексность оздоровительного влияния средств пилатеса и аквааэробики обеспечивалась подбором разных по направленности упражнений (аэробных и силовых), их сопряженным воздействием на занимающихся, целесообразным чередованием их в тренировочном процессе, что обеспечило более эффективное

решение оздоровительных задач, наиболее широкое воздействие на показатели физической подготовленности, функционального и психического состояния, физического развития и состава массы тела женщин второго периода зрелого возраста.

Практические рекомендации

1. Составляя индивидуальную программу для женщин-преподавателей вуза второго периода зрелого возраста, необходимо учитывать состояние здоровья, вид заболевания, возраст, физическую и функциональную подготовленность, мотивы, побудившие к началу оздоровительных занятий и др.; целевую направленность каждого занятия в воде и на суше.

2. Недельная программа двигательной активности включала:

• 2-3 самостоятельных занятия по выбору (ходьба, велопрогул-ки, скандинавская ходьба, ходьба на лыжах, волейбол и др.) не менее 30 мин в зависимости от личных пристрастий, состояния здоровья, наличия свободного времени и рекомендациям врача. Занимающимся давались рекомендации наиболее оптимальных темпа движения, формы контроля за самочувствием, длительности занятия;

• 2 групповых занятия (пилатес и аквааэробика), продолжительностью 45-50 мин, где желательно формировать группы по уровню физической подготовленности;

3. Комплексы упражнений пилатеса необходимо выполнять под музыку, медленно, непрерывно, соразмеряя движения с дыханием, компонуя упражнения по анатомическому принципу, затрачивая не менее 15 мин на работающую мышечную группу. Физическую нагрузку следует регулировать количеством повторений каждого упражнения, темпом, паузами активного отдыха, по частоте сердечных сокращений. Если для женщин первого периода зрелого возраста физическая нагрузка должна быть в смешанном режиме аэробно-анаэробного энергообеспечения (ЧСС 150-170 уд/мин), то для женщин второго периода зрелого возраста - физические нагрузки должны быть поддерживающего и развивающего характера в режиме аэробного энергообеспечения (ЧСС 130-150 уд/мин). После выполнения блока силовых упражнений следует выполнить упражнения на растягивание работавших мышц; завершать занятие следует упражнениями на растягивание и расслабление.

4. Эффективность физкультурно-оздоровительных занятий в воде может быть обеспечена за счет повышения интенсивности занятий аквааэробикой, где можно использовать специальное оборудование в воде (перчатки, нудлсы, гантели, утяжелители для рук и ног и др.) и включение блоков упражнений в основную часть занятия, в которых задействовано максимальное количество мышечных групп.

5. Проведение комплексного контроля не реже одного раза в два месяца путем тестирования физического развития, двигательной подготовленности, функционального состояния, самочувствия, активности и настроения занимающихся женщин.

6. Предложенная методика самостоятельных и групповых оздоровительных занятий в воде и на суше может быть использована с женщинами других специальностей интеллектуальной сферы труда.

Таким образом, учитывая особенности контингента, низкий уровень состояния здоровья, занятость, ограничения, связанные с имеющимися заболеваниями и недостаточный опыт физкультурной деятельности, необходимо привлекать женщин преподавателей вузов к регулярным групповым и самостоятельным занятиям физической культуры, здоровому образу жизни. А также регулярно проводить тестирование с целью контроля динамики физического и психического состояния, самочувствия, активности, настроения преподавателей.

Для обеспечения комплексного воздействия на организм занимающихся нужно составить недельный двигательный режим из 4-5 занятий (групповые занятия аквааэробикой и пилатесом, 2-3 самостоятельных занятия по выбору), которые используют упражнения, наиболее соответствующие особенностям контингента. Такая двигательная активность позволит удовлетворить так называемый физ-культурно-общеподготовительный минимум, который способствует решению задач укрепления здоровья, гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности женщин.

Список литературы

1. Байтлесова Н.К. Двигательная активность как фактор повышения работоспособности женщин второго периода зрелого возраста, работающих преподавателями вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2012. - 26 с.

2. Ермукашева Е.Т. Комплексное оздоровительное воздействие на физическое и психическое состояние женщин-преподавателей вуза, имеющих заболевания позвоночника // Учен. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 2. -С. 19-24.

3. Горелов А.А., Румба О.Г., Байтлесова Н.К. Двигательная активность как фактор повышения работоспособности женщин второго периода зрелого возраста, работающих преподавателями вузов // Учен. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9(91). - С. 50-56.

4. Густелева А.Н. Особенности эмоционального выгорания у учителей общеобразовательных школ. - СПб.: Изд-во СОИПиПКК 2007. - С. 43-45.

5. Ильин Е.П. Физическая культура как составная часть здорового образа жизни // Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - С. 337-360.

6. Рыжов А.Я., Комин С.В., Копкарева О.О. Физиолого-гигиеническая характеристика труда преподавателей вуза. -иКЬ: http://www.fesmu.ru/e1ib/search.aspx7author.

7. Румба О.Г. Системные механизмы регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп: моногр. - Белгород: Лит-КараВан, 2011. - 460 с.

8. Сайкина Е.Г. Концептуальные основы подготовки специалистов по фит-несу в современных социокультурных условиях: моногр.; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 394 с.

9. Сорокина М.А. Особенности функционального состояния центральной нервной системы у преподавателей высшей школы // Фундаментальные исследования. - №11. - 2008. - С. 28-32URL:www.rae.ru/fs/section=content&op=show_article&article_id=7781340

10. Толмачев Д. А. Комплексная оценка здоровья и качества жизни преподава телей медицинского вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 2012. - 24 с.

11. Усатов А.Н. Самостоятельная физическая тренировка как средство повышения двигательной активности студенческой молодёжи: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - Белгород, 2010. - 160 с.

12. Федорова О.Н. Влияние оздоровительного комплекса «Пилатес и аквааэробика» на составляющие здоровья женщин среднего возраста // Адаптивная физ. культура № 4 (48). - 2011 (дек.). - С. 36-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.