Научная статья на тему 'Двигательная активность женщин – преподавателей вузов как фактор повышения уровня их здоровья'

Двигательная активность женщин – преподавателей вузов как фактор повышения уровня их здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
277
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — О. Н. Федорова, Т. П. Елисеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Двигательная активность женщин – преподавателей вузов как фактор повышения уровня их здоровья»

5. Мотивация занятий физической культурой должна иметь многоуровневый характер. Требования должны соответствовать индивидуальным возможностям занимающихся, только тогда включается в работу механизм внутренней мотивации. Поэтому разработанная и введённая в работу балльно-рейтинговая система оценки знаний и успехов студентов в полной мере отражает подготовленность студентов и стимулирует их к занятиям физической культурой.

В данном случае весь педагогический процесс строится по принципу: что хочет студент - что может студент - что в итоге должен сделать студент.

Такой подход к построению учебных занятий по физической культуре способствует повышению мотивации к занятиям. Теперь 89 % опрошенных студентов признают необходимость регулярных занятий по физической культуре, тогда как ранее они же видели необходимость в занятиях только в 57 %.

По результатам социологического опроса у занимающихся значительно вырос интерес к занятиям, что отразилось на их посещаемости (на 27 % больше), возросло и количество задаваемых вопросов по темам занятий, увеличилось посещение лекций и семинаров на 36 % от исходного уровня.

Список литературы

1. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 1990.

2. Васильева В.В. Физиология человека. - М.: Физкультура и спорт, 1984.

3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991.

4. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1986.

5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2001.

О. Н. Федорова, Т. П. Елисеева

Двигательная активность женщин - преподавателей вузов как фактор повышения уровня их здоровья

На сегодняшний день наибольшая доля профессионально занятых женщин находится в сфере образования (82 %) и здравоохранения (80 %). И конечно, качество выполнения ими своих обязанностей в первую очередь будет зависеть от их профессиональной подготовленности, психологических и функциональных составляющих состояния здоровья, опыта и желания повышать свое мастерство [7].

Исследование, проводимое на базе нашего вуза, позволило установить, что преподаватели в среднем работают по 16-40 ч в неделю в вузе и до 10-12 ч дома. При этом их трудовая деятельность в вузе в основном связана с проведением лекционных, семинарских, лабораторных, практических занятий, работой с документами. Трудовая деятельность дома преимущественно заключается в учебно-методической, научной и теоретической работе. Анализ физиолого-эргономических характеристик лекционной и других форм преподавательской деятельности согласно руководству Р. 2.2. 75599 «Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» показал, что комплексная оценка преподавательского труда позволяет в целом представить его как сверхнапряженный, оцениваемый третьей степенью нервной напряженности, особенно по показателям интеллектуальных и сенсорных нагрузок [2].

Выявлено, что изменения, сопровождающие профессиональную деятельность типа «человек-человек» - астения, выгорание, стагнация, пассивность - то, что относится к профессиональной деформации личности педагога, приводят не только к регрессу профессионализма, но и к нарушениям здоровья. Для принятия решений по укреплению физического и психического здоровья, повышению физической дееспособности и профессионального долголетия педагогов необходим научно обоснованный подход на основе социально-гигиенического анализа факторов, влияющих на состояние их здоровья [3].

Средний возраст женщин - преподавателей нашего вуза составляет сорок три года, который относится ко второму периоду зрелого возраста по определению ВОЗ. Этот период характеризуется возрастными инволюционными изменениями в организме женщин, сопровождающимися нарушениями в опорно-двигательном аппарате (ОДА), сердечно-сосудистой (ССС), дыхательной, эндокринной, пищеварительной системах, а также появлением избыточной массы тела, депрессий, нервно-психических расстройств, развитием климактерического синдрома, с одной стороны, а также ограничением двигательной активности, нерациональным питанием, вредными привычками, стрессами на работе, с другой стороны, в целом создаёт значительные физические и психоэмоциональные перегрузки на организм и психику женщин, что приводит к резкому ухудшению их здоровья, быстрой утомляемости и преждевременному старению [4].

Исследование физической активности женщин-преподавателей выявило гиподинамический характер профессиональной деятельности, при котором большинство женщин двигаются менее одного часа в день, добираются до работы преимущественно на транспорте, не занимаются физическими упражнениями и выполняют в среднем 4,2 тыс. локомоций в сутки (что в три раза меньше нормы). При равной загруженности на работе женщины - преподаватели гуманитарных наук обладают в три раза меньшими показателями величины двигательной активности, чем женщины этого же возрастного периода, преподающие дисциплину «Физическая культура». Двигательная активность женщин - преподавателей физической культуры составляет более двух часов в день. Они занимаются физическими упражнениями, в основном самостоятельно один-три раза в неделю и выполняют в среднем 15 тыс. локомоций в сутки, что превышает дневную норму.

Большинство женщин-преподавателей второго зрелого возраста с гиподинамическим характером профессиональной деятельности (62 % опрошенных) считают свою двигательную активность недостаточной и желали бы увеличить её объем.

Исследование цели и мотивов, которые приводят женщин к систематическим занятиям физическими упражнениями показало, что приоритетной являются оздоровительная составляющая регулярной двигательной деятельности. Кроме того, значимыми для женщин являются мотивы коррекции телосложения и снятие эмоционального напряжения, расслабление, переключение на другую деятельность. В качестве наиболее привлекательных видов двигательной активности указываются оздоровительная ходьба, аэробика, плавание, подвижные и спортивные игры.

Анкетный опрос выявил, что женщины-преподаватели, понимая значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья, повышения работоспособности, профилактики возрастных изменений, указали следующие причины, которые не позволяют им посещать занятия физическими упражнениями: на первое место респонденты поставили - нехватку времени, на второе - неудобно добираться или далеко от дома расположение спорт или фитнес-клуба. И в убывающей последовательности - нет опыта занятий, неуверенность в своих силах, неумение выбрать нужную программу упражнений, нет компании и т. д.

Разработка программы физических упражнений для увеличения двигательной активности, профилактики и коррекции структурно-функциональных нарушений позвоночника женщин - преподавателей является актуальной в силу того, что профессия педагога обя-

зывает большую часть рабочего времени проводить на ногах, при этом с низкой физической активностью. Уменьшение физических нагрузок при повышении эмоциональной напряженности труда создали условия для распространения сердечно-сосудистых заболеваний [6].

Поэтому включение упражнений для профилактики и коррекции структурно-функциональных нарушений позвоночника, заболеваний ССС у женщин - преподавателей вуза требует научного обоснования их влияния на сохранение и восстановление отдельных двигательных функций, функциональных реакций организма.

Анализ наиболее популярных оздоровительных программ, предлагаемых фитнес-клубами, показал, что эффект оздоровительной тренировки специалисты связывают с применением упражнений аэробной направленности, в результате которой происходит увеличение активности аэробных ферментов и новообразование капилляров. Занятия, подобные аэробике и ее разновидностям (степ-аэробика, классическая, танцевальная и др.), являются нагрузочными, предъявляют повышенные требования к физической подготовленности женщин и могут вызывать негативные реакции со стороны ССС, особенно на первых этапах тренировочного процесса. Альтернативой подобных занятий могут служить тренировки в воде.

Определено, что аквааэробика - наиболее универсальное средство воздействия на организм занимающихся для повышения уровня их физического, психоэмоционального и функционального состояния, коррекции фигуры, так как обладает высоким тренировочным и массажным эффектом, является практически «лечебной физкультурой» для ОДА, способствует снижению веса, укреплению ССС, не имеет противопоказаний, связанных с возрастными изменениями и заболеваниями женщин. Однако на показатели силы и выносливости основных групп мышц аквааэробика не оказывают значительного влияния. Прекрасным дополнением к таким занятиям, по выбору женщин и согласно рекомендациям специалистов фитнес-клубов, является программа пилатеса [5].

Занятия пилатесом направлены на оздоровление всего организма, травмобезопасны. Малая амплитуда движений, небольшое количество повторений и медленный темп позволяют начинающим легко включиться в занятие. Статодинамический режим упражнений пилатеса приводит в результате к физиологическим и биохимическим процессам, характерным для традиционной силовой тренировки с применением отягощений, не предъявляя особых требований к ОДА и ССС занимающихся.

Нами предложена недельная программа двигательной активности для женщин - преподавателей вуза: два занятия упражнениями пилатеса по пятьдесят минут в режиме рабочего дня (на большом перерыве) и самостоятельное занятие (прогулка с семьей, посещение бассейна вуза, пешие экскурсии и т. п.), продолжительностью не менее одного часа в выходной день.

Наше дальнейшее исследование связано с определением влияние предложенной программы на организм занимающихся, их работоспособность, уровень физической подготовленности и состояние здоровья, а также с дальнейшей коррекцией двигательной активности женщин-преподавателей с целью восполнения дефицита движений и решения значимых для женщин оздоровительных задач.

Список литературы

1. Ермукашева Е.Т. Оздоровительная физическая культура женщин-преподавателей, имеющих структурно-функциональные нарушения позвоночника. - URL: http://www.dissercat.com/content/ ozdorovitelnaya-fizicheskaya-kultura-zhenshchin-prepodavatelei-imeyushchikh-strukturno-funkt#ixzz4awt439Xi (дата обращения: 11.03.2017).

2. Рыжов А.Я., Комин С.В. Копкарева О.О. Физиологогигиеническая характеристика труда преподавателей вуза. - URL: http://www.fesmu.ru/e1ib/search.aspx7author.

3. Сорокина М.А. Особенности функционального состояния центральной нервной системы у преподавателей высшей школы // Фундаментальные исследования. - №11. - 2008. - С. 28-32. - URL: www.rae.ru/fs/section=content&op=show_article&article_id=7781340.

4. Стефанович И.В., Малкина-Пых И.Г. Женские проблемы: зачем тебе болеть? - СПб.: БХВ - Петербург, 2006. - 127 с.

5. Федорова О.Н. Влияние оздоровительного комплекса «Пилатес и аквааэробика» на составляющие здоровья женщин среднего возраста // Адаптивная физическая культура. - №4 (48). - 2011 (декабрь). - С. 36-38.

6. Харитонов В.И. Ким В.В., Ненашева А.В. Совершенствование физического воспитания как ценности здорового образа жизни и здоровья учащихся. -М.: ТПФК, 2002. - №1. - С. 19-23.

7. Хоткина З. Страна умниц: гендерные аспекты карьеры. - URL: http://polit.ru/article/2014/08/23/career/ С. 113, 117, 118, 122, 127).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.