Научная статья на тему 'Концепция построения системы физического воспитания профессорско-преподавательского состава старших возрастных групп вузов'

Концепция построения системы физического воспитания профессорско-преподавательского состава старших возрастных групп вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТАРШИЙ ВОЗРАСТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / THE CONCEPT / THE TEACHER / ADVANCED AGE / PHYSICAL PREPARATION / AN IMPROVING ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никулин Л. В.

В статье приведена концепция физического воспитания профессорско-преподавательского состава старших возрастных групп вузов, которая предназначена для преподавателей вузов старших возрастных групп. Положенные в основу ее разработки методологические позиции оздоровительной физической культуры раскрывают логику подбора содержания и методики занятий по физическому воспитанию с данной категорией преподавателей и порядок управления ими. Проведенный педагогический эксперимент показал высокую эффективность данной концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никулин Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of construction of system of physical training of the faculty of the senior age groups of high schools

In article the concept of physical training of the faculty of the senior age groups of high schools which is intended for teachers of high schools of the senior age groups is resulted. Its workings out taken as a principle methodological positions of improving physical training open logic of selection of the maintenance and a technique of employment on physical training with the given category of teachers and an order of management of them.

Текст научной работы на тему «Концепция построения системы физического воспитания профессорско-преподавательского состава старших возрастных групп вузов»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

УДК 796.0 Л. В. Никулин*

Концепция построения системы физического воспитания профессорско-преподавательского состава старших возрастных групп вузов

В статье приведена концепция физического воспитания профессорско-преподавательского состава старших возрастных групп вузов, которая предназначена для преподавателей вузов старших возрастных групп. Положенные в основу ее разработки методологические позиции оздоровительной физической культуры раскрывают логику подбора содержания и методики занятий по физическому воспитанию с данной категорией преподавателей и порядок управления ими. Проведенный педагогический эксперимент показал высокую эффективность данной концепции.

Ключевые слова: концепция, преподаватель, старший возраст, физическая подготовка, оздоровительная направленность.

L.V. Nikulin*. The concept of construction of system of physical training of the faculty of the senior age groups of high schools. In article the concept of physical training of the faculty of the senior age groups of high schools which is intended for teachers of high schools of the senior age groups is resulted. Its workings out taken as a principle methodological positions of improving physical training open logic of selection of the maintenance and a technique of employment on physical training with the given category of teachers and an order of management of them.

Keywords: the concept, the teacher, advanced age, physical preparation, an improving orientation.

Физическая подготовка преподавателей старших возрастов как прикладной аспект физического воспитания, составная часть физической культуры, культуры и социальной сферы общества переживает те же трудности, что и все общество, высшая школа, в т.ч. высшая военная школа в условиях реформирования. Все это было положено в основу концепция построения системы физического воспитания профессорско-преподавательского состава старших возрастных групп вузов.

Развитие физического воспитания и спорта в среде преподавателей старших возрастов будет осуществляться успешно, если специалисты в области физического воспитания и ученые выберут правильную стратегию действий. Для выработки такой стратегии необходимо основываться лишь на объективном, критическом анализе и интерпретации не только отечественного, но и зарубежного опыта, на оценке современных тенденций развития всей сферы физической культуры и ее отдельных направлений. И только исходя из этого должна строиться, а затем реализоваться вся нормативная и программно-методическая база системы социального воздействия на телесную и духовную сферы преподавателя.

Основное предназначение системы физического воспитания — более широкое, чем было раньше, привлечение преподавателей, в т.ч. и тех, что отнесены к группе лечебной физической культуры, к систематическим занятиям физическими упражнениями, адекватными их возрасту и здоровью. При этом под физическим воспитанием следует понимать не только совокупность физических упражнений, но и закаливание, аутогенную тренировку и дыхательную гимнастику, массаж и использование природных факторов, полноценный сон и адекватное питание, а также отказ от вредных привычек.

Здоровый образ жизни — это не что иное, как комплекс поведенческих актов людей, обусловливающий сохранение и укрепление их здоровья в условиях труда, быта, свободного времени, учитывающий влияние экономики и экологии, а также включающий отказ от пагубных привычек.

Под концепцией в общем смысле понимается комплекс взглядов на сущность того или иного процесса (явления) и управление им, объединенных общим замыслом и определенной методологией.

Исходя из этого, наша концепция — это концепция личностно-ориентированного физического воспитания преподавателей старших возрастов, позволяющая оптимально сочетать интересы профессиональной деятельности и конкретной личности за счет активизации механизма ее социокультурного приобщения к процессу физического совершенствования на разных возрастных этапах индивидуального физического развития (в онтогенезе), последовательного формирования устойчивых мотивов, убеждений, интересов и привычек к систематическим занятиям физическими упражнениями, выработки для каждой из них собственного образовательного маршрута в приобщении к здоровому образу жизни.

Уровень научности концепции личностно-ориентированной системы физического воспитания профессорско-преподавательского состава старших возрастных групп вузов определялся обоснованным применением концептуальных основ в виде положений теорий деятельности, управления, культуры, адаптации, теории обучения и воспитания, психологии, системогенетики и т.д.

* Никулин, Л.В.Доцент кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России. 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. Тел. (812) 730-23-09.

L.V. Nikulin, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of chair of physical training and applied single combats of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Методологическими основами концепции явились:

а) управленческие основы в виде:

— эволюционных тенденций развития управления от технократических подходов к человеку и его месту в системах управления до повышения роли человеческого фактора в обеспечении эффективности функционирования системы;

— системно-управленческих основ как закономерностей изменения и дифференциации способов управления на этапе формирования и развития системы, перераспределения при ее совершенствовании;

б) культурологические основы в виде:

— общей теории культуры, рассматривающей физическую культуру и ее прикладной аспект — физическое воспитание преподавателей — не только как процесс и результат их физического совершенствования, но и как институт культуры, транслирующий социально значимый опыт и приобщающий объект управления к общечеловеческим ценностям;

— структурной морфологии культуры, позволяющей рассматривать физическую культуру и физическую подготовку как область не только телесного, но и духовного развития, в рамках которой происходит трансляция профессионального и социально значимого знания со специализированного на обыденный уровень;

— динамических составляющих понятия культуры в виде отражения в предлагаемых моделях элементов здорового образа жизни и предполагаемых социальных позиций, а также набора личностных качеств и профессиональных функций и отношений к ним;

в) психолого-педагогические основы в виде:

— положений концепции человека как активного субъекта, способного к результативной деятельности на основе необходимых достаточных потенциальных врожденных свойств, являющихся ее предпосылками;

— закономерностей формирования конкретной личностью возможных направлений собственного поля активности от освоения окружающей ее среды до получения желаемых результатов, опирающихся на фундаментальные свойства взаимодействия человека с окружающей средой, обеспечивающего его связи с миром;

— гуманистической психологии, рассматривающей личность как уникальную и неповторимую целостность и ценность, устремленную в будущее и потенциально готовую к непрерывному саморазвитию. При этом любое воздействие на личность в рамках данной теории исключает прямое внушение и внедрение во внутренний мир и опирается на косвенные формы реализации воспитательных воздействий;

— психологических основ формирования положительной мотивации к физкультурноспортивной деятельности на основе учета объективных закономерностей данного процесса и субъективных характеристик личности занимающихся;

— теории личностно-ориентированной физической культуры и спорта как специфического педагогического процесса и формы общения преподавателя и обучаемого, тренера и спортсмена, исключающего субъект-объектное ролевое доминирование в процессе педагогического взаимодействия и предполагающего сдвиг педагогической стратегии с формальных воздействий на создание благоприятных психолого-педагогических условий для самореализации личности.

Концепция включает в себя следующие структурные компоненты.

1. Сущность процесса физического совершенствования и приобщения к здоровому образу жизни различных категорий офицерского состава.

2. Цели и задачи различных подсистем системы физического воспитания профессорско-преподавательского состава старших возрастных групп вузов.

3. Специфические принципы разработки опытных программ для офицеров-преподавателей старших возрастов и находящихся в запасе.

4. Концептуальные подходы к обоснованию содержания и педагогических технологий физического совершенствования различных категорий офицеров.

5. Субъекты и объекты управления различных подсистем физического воспитания профессорско-преподавательского состава старших возрастных групп вузов.

6. Управление многоуровневой системой физического совершенствования в вузах.

1. Сущность процесса физического совершенствования и приобщения к здоровому образу жизниразличных категорий преподавателей

Физическое совершенствование преподавателей представляет собой процесс улучшения их физического состояния (физической подготовленности, функциональной дееспособности, физического развития). Физическое воспитание преподавателей — это процесс их физического совершенствования с учетом их профессиональной принадлежности. Основу специфического содержания физического воспитания составляет удовлетворение физических и духовных потребностей человека посредством целенаправленных занятий физическими упражнениями, усвоения и применения соответствующих знаний и навыков, а также участия в спортивных мероприятиях и проверках в качестве зрителя или выступающего. В условиях подлинно гуманного общества физическая культура и физическое воспитание являются одним из эффективных средств всестороннего гармонического развития личности, действенным социальным фактором продвижения каждого человека по пути физического совершенствования и приобщения к здоровому образу жизни.

Здоровье человека на 50-55% определяется его образом жизни. Важнейшими условиями здорового образа жизни являются: двигательная активность; рациональный режим труда и отдыха; закаливание организма; учет экологии окружающей среды; обеспечение полноценного питания;

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

исключение из жизни саморазрушающего поведения (табакокурения, алкоголизма, наркомании и т.д.); соблюдение правил личной гигиены; культура межличностного общения; психическая саморегуляция и т.д. Физическая культура и спорт во многом способствуют качественной реализации почти всех перечисленных положений здорового образа жизни.

2. Цели и задачиразличных подсистем системы физического воспитания профессорско-преподавательского состава старших возрастных групп вузов

Главной целью физического воспитания профессорско-преподавательского состава старших возрастных групп вузов являются поддержание и укрепление здоровья, профессионального долголетия, приобщение к здоровому образу жизни. Цель системы физического воспитания преподавателей находится в диалектическом единстве с ее результатом, предвосхищая его, и в существенной мере определяется качеством организации практической деятельности.

На основе главной (генеральной) цели формируется дерево целей, т.е. система подцелей для различных подсистем, отдельных периодов подготовки и т.д.

Личностные цели занимающихся. Эта деятельность предполагает трансформацию указанных целей из общественно значимых в личностные социально-ценностные ориентиры. Основные задачи обучения двигательным действиям и развития физических качеств у преподавателей, занимающихся физическими упражнениями, тесно связанны между собой и направлены на обеспечение заблаговременной адаптации к предстоящей учебной или профессиональной деятельности, применение технологий здоровьесберегающей направленности.

3. Специфические принципы разработки опытных программ для профессорско-преподавательского состава старших возрастных групп вузов

Процесс физического совершенствования преподавателей осуществляется в соответствии с дидактическими принципами обучения, принципами физического воспитания и спортивной тренировки.

Вместе с тем для военнослужащих — преподавателей старших возрастов — нами сформулированы специфические принципы, положенные в основу разработки опытных программ.

Специфические принципы для построения программы для профессорско-преподавательского состава старших возрастных групп вузов

1. Принцип возрастной адекватности физических нагрузок предполагает учет индивидуальных инволюционных изменений в организме занимающихся и постепенный переход от физических нагрузок поддерживающе-восстановительного характера к нагрузкам оздоровительно-развивающего характера.

2. Принцип заблаговременного предупреждения профессиональных заболеваний ориентирует специалистов физического воспитания на стимулирование преподавателей среднего и старшего возрастов на приобщение к здоровому образу жизни и высокой двигательной активности для профилактики наиболее распространенных профессиональных заболеваний.

3. Принцип формирования неспецифической устойчивости предполагает широкое использование в различных программах оздоровительной тренировки упражнений циклического характера, обеспечивающих нормализацию холестеринового обмена, деятельности центральной нервной системы и нейтрализацию психологического стресса, выработку неспецифического компонента адаптации к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

4. Принцип интеграции оздоровительной и лечебной направленности занятий обеспечивает за счет специального тестирования выявление субъективных и объективных причин самопроизвольного причисления себя некоторыми офицерами к группе лечебной физической культуры.

Специфические принципы для построения программы дистанционного обучения профессорско-преподавательского состава старших возрастных групп

1. Принцип интерактивности предполагает обеспечение педагогического взаимодействия между субъектом и объектом обучения через специфическую дидактическую среду как в синхронном, так и в асинхронном режимах.

2. Принцип базовых знаний — для эффективного усвоения новых знаний в дистанционном обучении необходим определенный уровень базовых знаний в качестве пользователя ЭВМ и других технических средств.

3. Принцип педагогической целесообразности использования новых информационных технологий является системообразующим педагогическим принципом и требует педагогической оценки каждого этапа проектирования, внедрения и функционирования системы дистанционного обучения.

4. Принцип открытости, гибкости обучения и профессионального совершенствования выражается в том, что в одних и тех же учебных группах могут находиться люди разных возрастов, разного начального уровня подготовки, для которых дистанционное обучение может служить своеобразным демпфером для выравнивания знаний.

5. Принцип педагогической приоритетности состоит в том, что дистанционное обучение необходимо начинать с проектирования и разработки теоретических концепций, создания практических моделей, которые предполагается реализовать на основе информационных технологий.

6. Принцип интегративности заключается в том, что вся информация дистанционного обучения сконцентрирована в одном месте, взаимосвязана и удобна для применения в образовательном процессе.

7. Принцип информационной безопасности заключается в необходимости принятия мер по поддержанию целостности информации, сохранению ее конфиденциальности, недопущению разглашения сведений закрытого характера.

4. Концептуальные подходы к обоснованию содержания и педагогических технологий физического совершенствования различных категорий преподавателей

Цели и задачи физического воспитания профессорско-преподавательского состава старших возрастных групп с учетом инволюционных процессов, протекающих в организме взрослого человека, определяют подбор содержания, которое включает в себя средства обучения, воспитания, духовного и телесного развития, морально-психологической подготовки, активного отдыха, аутогенной психомышечной тренировки, психической саморегуляции.

Процесс старения происходит на всех уровнях биологической организации: молекулярном, субмолекулярном, клеточном, системном, целостного организма. Подавляющее большинство исследователей сходятся во мнении, что первичные механизмы старения связаны со сдвигами в генетическом аппарате, и уже на основе этого наступают вторичные сдвиги на разных уровнях жизнедеятельности организма. Ухудшается пластичность нервной системы, баланс возбудительнотормозных процессов, скорость двигательных реакций, скорость восстановительных процессов. Возникает порочный круг: стареющий организм пытается «оградить» себя от физических нагрузок, а именно физические нагрузки через утомление стимулируют скорость процессов восстановления.

Поэтому для предотвращения заболеваний и замедления темпа механизмов старения, профессионального долголетия преподавателей разработаны различные подходы для увеличения продолжительности жизни. Среди них наиболее эффективными являются ограничение в количестве и качестве пищи; физическая активность в процессе труда и отдыха; избавление от вредных привычек; ведение здорового образа жизни; оптимистическая жизненная позиция; избегание стрессовых ситуаций. Каждый преподаватель должен предвидеть два пути своей жизни в преклонных годах: 1) здоровая, умственно и физически активная старость при условии систематической физически активной деятельности, ведения здорового образа жизни, соблюдения умеренности в еде, доброжелательного отношения к окружающим людям; 2) развитие в пожилом возрасте заболеваний, свойственных работникам умственного труда (заболеваний сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, ожирения и др.), при отсутствии физической активности, занятий физическими упражнениями, на фоне систематических излишеств в пище, злоупотреблений спиртными напитками, курения, несоблюдения режима отдыха, частых конфликтов с окружающими людьми.

Следовательно, основной целью физического воспитания профессорско-преподавательского состава старших возрастных групп должно стать получение необходимого количества физической нагрузки для предотвращения заболеваний и поддержания творческой активности на долгие годы.

В основу опытных программ были включены циклические упражнения, выполняемые в режиме аэробного обеспечения (ускоренная ходьба, бег, лыжные прогулки и бег на лыжах, плавание), упражнения на координацию, гимнастические упражнения в преодолении собственного веса для укрепления мышечного корсета, специальные комплексы упражнений для профилактики остеохондрозов, которые позволяют нейтрализовать повышенную нагрузку на опорно-двигательный аппарат, связанную с большим объемом беговых упражнений.

Физическая тренировка оказывает общий и специальный оздоровительный эффект. Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности. Важное значение имеет также повышение устойчивости организма к действиям неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм, гипоксии.

Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности. Кумулятивный эффект заключается в повышении сопротивляемости организма.

5. Субъекты и объекты управления различных подсистем

системы физического воспитания профессорско-преподавательского состава старших возрастных групп

Основными структурными единицами любой педагогической системы (в т.ч. системы физического воспитания преподавателей) являются подсистемы, состоящие из компонентов и элементов. Обязательным компонентом и функцией любой социальной системы является управление. Являясь прежде всего системой более низкого уровня, она состоит из двух подсистем: субъекта управления (управляющая подсистема) и объекта управления (управляемая подсистема).

Применительно к нашей системе, субъектом управления у преподавателей в вузах являются руководство вуза, спортивный комитет и кафедра физической подготовки и спорта.

Объектом управления являются преподаватели старших возрастов.

6. Управление многоуровневой системой физического совершенствования в вузах

Управление системой физического воспитания в вузах осуществляется на трех уровнях: институциональном — министры силовых структур, их заместители и другие руководители государственного уровня, осуществляющие прямое и косвенное управление физической подготовкой и спортом; управленческом — начальники вузов, их заместители, кафедры физической подготовки и спорта; организационном — руководители занятий по физическому воспитанию.

В заключение хотелось бы отметить, что анализ современных научных подходов к оценке феноменов «физическая культура» и «физическое воспитание» преподавателей позволяет сопоставить

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

их как целое и его важную часть. Физическая культура общества обеспечивает гармоничное развитие физической и духовной сфер различных категорий населения, укрепление здоровья и приобщение к здоровому образу жизни. Трансформируясь через индивидуальное сознание каждого человека, она как результат занятий физическими упражнениями обеспечивает физическую культуру личности, которая характеризуется соответствующим объемом специальных знаний, двигательных умений, физических качеств, убежденности в необходимости поддержания двигательной активности.

Физическое воспитание выражает деятельностный и прикладной аспекты физической культуры, является важным средством обеспечения физической готовности преподавателей к решению профессиональных задач.

Рассмотренные применительно к лицам старшего возраста морфологические, физиологические, биомеханические и биохимические закономерности поддержания двигательной активности дают уверенность в возможности поддержания уровня их умственной и физической работоспособности при выполнении ряда условий: ведение здорового образа жизни, ограничение качества и количества пищи, занятия физическим трудом или физическими упражнениями, поддержание оптимизма и благоприятного эмоционального фона на работе и в семье.

Физическое воспитание преподавателей старших возрастов в связи с частым пропуском ими плановых занятий по объективным и субъективным причинам носит зачастую авральный характер, особенно при подготовке к проверкам, что наносит непоправимый ущерб их здоровью. Фактически отсутствует профилактическая, оздоровительная направленность физического воспитания, предотвращающее развитие наиболее распространенных заболеваний среди преподавателей вузов старших возрастов.

Организация самостоятельной физической тренировки преподавателей запаса даже в вузах является весьма проблематичной, а при военкоматах и на сборах при решении задач мобилизационной подготовки руководящими документами предусмотрена, но реально не проводится.

Между тем имеется огромное количество несложных тестов, которые надежно характеризуют функциональное состояние и физическую работоспособность лиц старшего возраста, которые на случай военного времени могут быть мобилизованы на военную службу. Для разрешения данного противоречия и на основании собственных исследований нами и была сформулирована концепция построения системы физического воспитания профессорско-преподавательского состава старших возрастных групп вузов. Положенные в основу ее разработки методологические позиции оздоровительной физической культуры раскрывают логику подбора содержания и методики занятий по физическому воспитанию.

УДК 355.51

А. П. Шарухин, Е.М. Ермолов

Педагогическое общение преподавателя

В статье рассматриваются вопросы сущности, структуры и технологий педагогического общения преподавателя учебного заведения.

Ключевые слова: педагогическое общение; сущность, структура, технологии педагогического общения преподавателя военного учебного заведения.

A.P. Sharukhin1, E.M. Ermolov2. Pedagogical dialogue of the teacher.

In the article questions of essence, structure and technologies of pedagogical dialogue of the lecturer.

Key words: pedagogical dialogue, essence, structure, technologies of pedagogical dialogue of the lecturer.

Ввиду сложности и емкости феномена «общение» толкование педагогического общения преподавателя как понятия зависит от исходных теоретических взглядов.

В самом общем виде педагогическое общение преподавателя военного учебного заведения выступает как разновидность педагогического общения и форма проявления профессионального, делового общения и, в конечном счете, общения как способа жизнедеятельности3. В связи с этим нельзя определить сущность, структуру, характерные черты и особенности педагогического общения

* LUapyxHH, Ahstoahh neipoBHH — npo^eccop Ka^eApbi bochhoh neAarorHKH h ncHXOAorHH Cn6 BH BB MBA Pocchh, aoktop neAarorH^ecKHX HayK, npo^eccop, CaHKT-HeTep6ypr, yA. nnAWTOBa, a.1. (812) 730-16-10. E-mail: [email protected].

** EpMOAOB, EBreHHH MnxaHAOBH^ — HanaAbHHK CaHKT-neTep6yprcKoro KaAeTcKoro paKeTHO-apTHAAepHHcKoro Kopnyca, CaHKT-neTep6ypr, Mockobckhh np., a. 17 (812) 316-00-05

* Sharukhin, Anatoly Petrovich - the professor of the chair of military pedagogics and psychology of St.-Petersburg military institute of internal troops of Interior of Russia, doctor of pedagogical sciences, professor.

** Ermolov, Evgeniy Michajlovich — the chief of the St.-Petersburg cadet rocket artillery corps.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.