Научная статья на тему 'Концепция построения системы физической подготовки офицеров-преподавателей старших возрастов и офицеров, находящихся в запасе'

Концепция построения системы физической подготовки офицеров-преподавателей старших возрастов и офицеров, находящихся в запасе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ОФИЦЕР / СТАРШИЙ ВОЗРАСТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / THE CONCEPT / THE OFFICER / ADVANCED AGE / PHYSICAL PREPARATION / AN IMPROVING ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никулин Л. В., Бобровик А. П.

В статье приведена концепция физической подготовки офицеров-преподавателей старших возрастов и офицеров, находящихся в запасе, которая предназначена для офицеров - преподавателей вузов старших возрастных групп. Положенные в основу ее методологические позиции оздоровительной физической культуры раскрывают логику подбора содержания и методики занятий по физической подготовке с данной категорией офицеров и порядок управления ими. Проведенный педагогический эксперимент показал высокую эффективность данной концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никулин Л. В., Бобровик А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of construction of system of physical preparation of officers-teachers of advanced ages and being in a stock

In article is resulted the concept of physical preparation of officers-teachers of advanced ages and being in a stock which is intended for officers-teachers of high schools of the senior age groups. Its workings out taken as a principle methodological positions of improving physical training open logic of selection of the maintenance and a technique of employment on physical preparation with the given category of officers and an order of management of them. The made pedagogical experiment has shown high efficiency of the given concept.

Текст научной работы на тему «Концепция построения системы физической подготовки офицеров-преподавателей старших возрастов и офицеров, находящихся в запасе»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

Криминология, криминалистика и ОРД

Кадровое обеспечение ОВД

УДК 796.0

А.П. Бобровик*, Л.В. Никулин**

Концепция построения системы физической подготовки офицеров-преподавателей старших возрастов и офицеров, находящихся в запасе

В статье приведена концепция физической подготовки офицеров-преподавателей старших возрастов и офицеров, находящихся в запасе, которая предназначена для офицеров - преподавателей вузов старших возрастных групп. Положенные в основу ее методологические позиции оздоровительной физической культуры раскрывают логику подбора содержания и методики занятий по физической подготовке с данной категорией офицеров и порядок управления ими. Проведенный педагогический эксперимент показал высокую эффективность данной концепции.

Ключевые слова: концепция, офицер, старший возраст, физическая подготовка, оздоровительная направленность.

Nikulin L. V., Bobrovik A.P. The concept of construction of system of physical preparation of officers-teachers of advanced ages and being in a stock.

In article is resulted the concept of physical preparation of officers-teachers of advanced ages and being in a stock which is intended for officers-teachers of high schools of the senior age groups. Its workings out taken as a principle methodological positions of improving physical training open logic of selection of the maintenance and a technique of employment on physical preparation with the given category of officers and an order of management of them. The made pedagogical experiment has shown high efficiency of the given concept.

Keywords: the concept, the officer, advanced age, physical preparation, an improving orientation.

Физическая подготовка офицеров-преподавателей старших возрастов как прикладной аспект физического воспитания, составная часть физической культуры, культуры и социальной сферы общества переживает те же трудности, что и все общество, высшая школа, в т.ч. высшая военная школа в условиях реформирования. Именно это было положено в основу концепции построения

* Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России.

** Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России.

системы физической подготовки офицеров-преподавателей старших возрастов и офицеров, находящихся в запасе.

Концепция построения системы физической подготовки офицеров-преподавателей старших возрастов и офицеров, находящихся в запасе

Развитие физической подготовки и спорта в среде офицеров-преподавателей старших возрастов будет осуществляться успешно, если специалисты физической подготовки и ученые выберут правильную стратегию действий. Для выработки такой стратегии необходимо основываться на объективном, критическом анализе и интерпретации не только отечественного, но и зарубежного опыта, на оценке современных тенденций развития всей сферы физической культуры и ее отдельных направлений. На этом строится, а затем реализуется вся нормативная и программно-методическая база данной системы социального воздействия на телесную и духовную сферы офицера.

Основное предназначение системы физической подготовки - более широкое, чем было раньше, привлечение офицеров-преподавателей и офицеров запаса, в т.ч. и отнесенных к группе лечебной физической культуры, к систематическим занятиям физическими упражнениями, адекватными их возрасту и здоровью. При этом физическую подготовку необходимо рассматривать не только как совокупность физических упражнений, но и как средство закаливания. Физическая подготовка включает в себя также аутогенную тренировку и дыхательную гимнастику, массаж и использование природных факторов, полноценный сон и адекватное питание, а также отказ от вредных привычек, что в значительной степени является залогом здорового образа жизни и его движущей силой. Здоровый образ жизни - это не что иное, как комплекс поведенческих актов людей, обусловливающий сохранение и укрепление их здоровья.

Разработанная нами концепция личностно-ориентированной физической подготовки офицеров-преподавателей старших возрастов и офицеров, находящихся в запасе, позволяет оптимально сочетать интересы профессиональной деятельности и конкретной личности за счет активизации механизма ее социокультурного приобщения к процессу физического совершенствования на разных возрастных этапах индивидуального физического развития (в онтогенезе), последовательного формирования устойчивых мотивов, убеждений, интересов и привычек к систематическим занятиям физическими упражнениями, выработки у каждого из них собственного образовательного маршрута в приобщении к здоровому образу жизни.

Уровень научности концепции личностно-ориентированной системы физической подготовки офицеров-преподавателей вузов старших возрастных групп и офицеров, находящихся в запасе, определялся обоснованным применением концептуальных основ в виде положений теорий деятельности, управления, культуры, физического воспитания, адаптации, теории обучения и воспитания, психологии, системогенетики и т.д.

Методологическими основами концепции явились:

а) управленческие основы в виде:

- эволюционных тенденций развития управления от «технократических подходов» к человеку и его месту в системах управления до повышения роли «человеческого фактора» в обеспечении эффективности функционирования системы;

- системно-управленческих основ как закономерностей изменения и дифференциации способов управления на этапе формирования и развития системы, перераспределения при ее совершенствовании;

б) культурологические основы в виде:

- общей теории культуры, рассматривающей физическую культуру и ее прикладной аспект -физическую подготовку офицеров - не только как процесс и результат их физического совершенствования, но и как институт культуры, транслирующий социально значимый опыт и приобщающий объект управления к общечеловеческим ценностям;

- структурной морфологии культуры, позволяющей рассматривать физическую культуру и физическую подготовку как область не только телесного, но и духовного развития, в рамках которой происходит трансляция профессионального и социально значимого знания со специализированного на обыденный уровень;

- динамических составляющих понятия культуры в виде отражения в предлагаемых моделях элементов здорового образа жизни и предполагаемых социальных позиций, а также набора личностных качеств и профессиональных функций и отношений к ним;

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

в) психолого-педагогические основы в виде:

- положений концепции человека как активного субъекта, способного к результативной деятельности на основе необходимых достаточных потенциальных врожденных свойств, являющихся ее предпосылками;

- закономерностей формирования конкретной личностью возможных направлений собственного поля активности от освоения окружающей ее среды до получения желаемых результатов, опирающихся на фундаментальные свойства взаимодействия человека с окружающей средой, обеспечивающего его связи с миром;

- гуманистической психологии, рассматривающей личность как уникальную и неповторимую целостность и ценность, устремленную в будущее и потенциально готовую к непрерывному саморазвитию. При этом любое воздействие на личность в рамках данной теории исключает прямое внушение и внедрение во внутренний мир и опирается на косвенные формы реализации воспитательных воздействий;

- психологических основ формирования положительной мотивации к физкультурно-спортивной деятельности на основе учета объективных закономерностей данного процесса и субъективных характеристик личности занимающихся;

- теории личностно-ориентированной физической культуры и спорта как специфического педагогического процессы и формы общения преподавателя и обучаемого, тренера и спортсмена, исключающего субъект-объектное ролевое доминирование в процессе педагогического взаимодействия и предполагающего сдвиг педагогической стратегии с формальных воздействий на создание благоприятных психолого-педагогических условий для самореализации личности.

Концепция включает в себя следующие структурные компоненты:

1. Сущность процесса физического совершенствования и приобщения к здоровому образу жизни различных категорий офицерского состава.

2. Цели и задачи различных подсистем системы физической подготовки офицеров-преподавателей старших возрастов и офицеров, находящихся в запасе.

3. Специфические принципы разработки опытных программ для офицеров-преподавателей старших возрастов и офицеров, находящихся в запасе.

4. Концептуальные подходы к обоснованию содержания и педагогических технологий физического совершенствования различных категорий офицеров.

5. Субъекты и объекты управления различных подсистем системы физической подготовки офицеров.

6. Управление многоуровневой системой физического совершенствования в вузах.

1. Сущность процесса физического совершенствования и приобщения к здоровому образу жизни различных категорий офицерского состава

Физическое совершенствование офицеров представляет собой процесс улучшения их физического состояния (физической подготовленности, функциональной дееспособности, физического развития).

Физическая подготовка офицеров - это процесс их физического совершенствования с учетом их профессиональной принадлежности. Основу специфического содержания физической подготовки составляет удовлетворение физических и духовных потребностей человека посредством целенаправленных занятий физическими упражнениями, усвоения и применения соответствующих знаний и навыков, а также участия в спортивных мероприятиях и проверках в качестве зрителя или выступающего.

В условиях подлинно гуманного общества физическая культура и физическая подготовка являются одним из эффективных средств всестороннего гармонического развития личности, действенным социальным фактором продвижения каждого человека по пути физического совершенствования и приобщения к здоровому образу жизни.

Здоровье человека на 50-55% определяется его образом жизни. Важнейшими условиями здорового образа жизни являются:

- двигательная активность;

- рациональный режим труда и отдыха;

- закаливание организма;

- учет экологии окружающей среды;

- обеспечение полноценного питания;

- исключение саморазрушающего поведения (табакокурения, алкоголизма, наркомании и т.д.);

- соблюдение правил личной гигиены;

- культура межличностного общения;

- психическая саморегуляция и т.д.

Физическая культура и спорт во многом способствуют качественной реализации почти всех перечисленных положений здорового образа жизни.

2. Цели и задачи различных подсистем системы физической подготовки офицеров-преподавателей старших возрастов и офицеров, находящихся в запасе

Главной целью подсистемы физической подготовки офицеров-преподавателей старших возрастов является поддержание и укрепление здоровья, профессионального долголетия, приобщение к здоровому образу жизни, а подсистемы физической подготовки офицеров, находящихся в запасе, наряду с поддержанием здоровья, - замедление инволюционных процессов в организме, профилактика заболеваний.

Цель системы физической подготовки офицеров находится в диалектическом единстве с ее результатом, предвосхищая его, и в существенной мере определяется качеством организации практической деятельности.

На основе главной (генеральной) цели формируется дерево целей, т.е. система подцелей для различных подсистем, отдельных периодов подготовки и т.д.

Личностные цели занимающихся. Эта деятельность предполагает трансформацию указанных целей из общественно значимых в личностные социально-ценностные ориентиры. Основные задачи обучения двигательным действиям и развития физических качеств у офицеров, занимающихся физическими упражнениями, тесно связаны между собой и направлены на обеспечение заблаговременной адаптации к предстоящей учебной или профессиональной деятельности, применение технологий здоровьесберегающей направленности.

3. Специфические принципы разработки опытных программ для офицеров-преподавателей старших возрастов и офицеров, находящихся в запасе

Процесс физического совершенствования офицеров осуществляется в соответствии с дидактическими принципами обучения, принципами физического воспитания и спортивной тренировки.

Вместе с тем для специфического контингента нашего общества, для военнослужащих в лице офицеров-преподавателей старших возрастов и находящихся в запасе, нами сформулированы специфические принципы, положенные в основу разработки опытных программ.

Специфические принципы для построения программы

офицеров-преподавателей старших возрастов

1. Принцип возрастной адекватности физических нагрузок предполагает учет индивидуальных инволюционных изменений в организме занимающихся и постепенный переход от физических нагрузок поддерживающе-восстановительного характера к нагрузкам оздоровительно-развивающего характера.

2. Принцип заблаговременного предупреждения профессиональных заболеваний ориентирует специалистов физической подготовки на приобщение офицеров среднего и старшего возрастов к здоровому образу жизни и высокой двигательной активности для профилактики наиболее распространенных профессиональных заболеваний.

3. Принцип формирования неспецифической устойчивости предполагает широкое использование в различных программах оздоровительной тренировки упражнений циклического характера, обеспечивающих нормализацию холестеринового обмена, деятельности центральной нервной системы и нейтрализацию психологического стресса, выработку неспецифического компонента адаптации к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

4. Принцип интеграции оздоровительной и лечебной направленности занятий обеспечивает за счет специального тестирования выявление субъективных и объективных причин самопроизвольного причисления себя некоторыми офицерами к группе лечебной физической культуры.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

Специфические принципы для построения программы дистанционного обучения офицеров, находящихся в запасе

1. Принцип интерактивности предполагает обеспечение педагогического взаимодействия между субъектом и объектом обучения через специфическую дидактическую среду как в синхронном, так и в асинхронном режимах.

2. Принцип базовых знаний исходит из того, что для эффективного усвоения новых знаний в дистанционном обучении необходим определенный уровень базовых знаний в качестве пользователя ЭВМ и других технических средств.

3. Принцип педагогической целесообразности использования новых информационных технологий является системообразующим педагогическим принципом и требует педагогической оценки каждого этапа проектирования, внедрения и функционирования системы дистанционного обучения.

4. Принцип открытости, гибкости обучения и профессионального совершенствования выражается в том, что в одних и тех же учебных группах могут находиться люди разных возрастов, разного начального уровня подготовки, для которых дистанционное обучение может служить своеобразным демпфером для выравнивания знаний.

5. Принцип педагогической приоритетности состоит в том, что дистанционное обучение необходимо начинать с проектирования и разработки теоретических концепций, создания практических моделей, которые предполагается реализовать на основе информационных технологий.

6. Принцип интегративности заключается в том, что вся информация дистанционного обучения сконцентрирована в одном месте, взаимосвязана и удобна для комплексного применения в образовательном процессе.

7. Принцип информационной безопасности заключается в необходимости принятия мер по поддержанию целостности информации, сохранению ее конфиденциальности, недопущению разглашения сведений закрытого характера.

4. Концептуальные подходы к обоснованию содержания и педагогических технологий физического совершенствования различных категорий офицеров

Цели и задачи физической подготовки офицеров-преподавателей старших возрастов и офицеров, находящихся в запасе, с учетом инволюционных процессов, протекающих в организме взрослого человека, определяют подбор содержания, которое включает в себя средства обучения, воспитания, духовного и телесного развития, морально-психологической подготовки, активного отдыха, аутогенной психомышечной тренировки, психической саморегуляции.

Процесс старения происходит на всех уровнях биологической организации: молекулярном, субмолекулярном, клеточном, системном, целостного организма. Подавляющее большинство исследователей сходятся во мнении, что первичные механизмы старения связаны со сдвигами в генетическом аппарате, и уже на основе этого наступают вторичные сдвиги на разных уровнях жизнедеятельности организма. Ухудшается пластичность нервной системы, баланс возбудительнотормозных процессов, скорость двигательных реакций, скорость восстановительных процессов. Возникает порочный круг, стареющий организм пытается «оградить» себя от физических нагрузок, а именно физические нагрузки через утомление стимулируют скорость процессов восстановления.

Поэтому для предотвращения заболеваний и замедления темпа механизмов старения, профессионального долголетия офицеров разработаны различные подходы для увеличения продолжительности жизни. Среди них наиболее эффективными являются:

- ограничение в количестве и качестве пищи;

- физическая активность в процессе труда и отдыха;

- избавление от вредных привычек;

- ведение здорового образа жизни;

- оптимистическая жизненная позиция;

- избегание стрессовых ситуаций.

Каждый офицер должен предвидеть два пути своей жизни в преклонных годах: 1) здоровая умственно и физически активная старость при условии систематической физически активной деятельности, ведения здорового образа жизни, соблюдения умеренности в еде, доброжелательного отношения к окружающим людям; 2) развитие в пожилом возрасте заболеваний, свойственных работникам умственного труда (заболеваний сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, ожирения и др.), при отсутствии физической активности, занятий физическими упражнениями, на фоне систематических излишеств в пище, злоупотреблений

спиртными напитками, курения, несоблюдения режима отдыха, частых конфликтов с окружающими людьми.

Поэтому основной целью физической подготовки офицеров-преподавателей должно стать получение необходимого количества физической нагрузки для предотвращения заболеваний и поддержания творческой активности на долгие годы.

В основу опытных программ были включены циклические упражнения, выполняемые в режиме аэробного обеспечения (ускоренная ходьба, бег, лыжные прогулки и бег на лыжах, плавание), упражнения на координацию, гимнастические упражнения в преодолении собственного веса для укрепления мышечного корсета, специальные комплексы упражнений для профилактики остеохондрозов, которые позволяют нейтрализовать повышенную нагрузку на опорно-двигательный аппарат, связанную с большим объемом беговых упражнений.

Физическая тренировка оказывает общий и специальный оздоровительный эффект. Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности. Большое значение имеет также повышение устойчивости организма к действиям неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм, гипоксии.

Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности. Кумулятивный эффект заключается в повышении сопротивляемости организма.

5. Субъекты и объекты управления различных подсистем системы физической подготовки офицеров

Основными структурными единицами любой педагогической системы (в т.ч. системы физической подготовки офицеров) являются подсистемы, состоящие из компонентов и элементов. Обязательным компонентом и функцией любой социальной системы является управление. Являясь прежде всего системой более низкого уровня, она состоит из двух подсистем: субъекта управления (управляющая подсистема) и объекта управления (управляемая подсистема).

Применительно к нашей системе субъектом управления у офицеров-преподавателей и офицеров запаса в вузах являются командование вуза, спортивный комитет и кафедра физической подготовки и спорта. Для других офицеров запаса субъектом управления являются военкоматы и командование частей, на базе которых проводятся сборы специалистов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объектом управления являются офицеры-преподаватели старших возрастов и офицеры, находящиеся в запасе.

6. Управление многоуровневой системой физического совершенствования в вузах

Управление системой физической подготовки в вузах осуществляется на трех уровнях:

- институциональном - министры силовых структур, их заместители и другие руководители государственного уровня, осуществляющие прямое и косвенное управление физической подготовкой и спортом;

- управленческом - начальники вузов, их заместители, кафедры физической подготовки и спорта;

- организационном - руководители занятий по физической подготовке.

В заключение хотелось бы отметить, что анализ современных научных подходов к оценке феноменов «физическая культура» и «физическая подготовка» офицеров позволяет сопоставить их как целое и его важную часть. Физическая культура общества обеспечивает гармоничное развитие физической и духовной сфер различных категорий населения, укрепление здоровья и приобщение к здоровому образу жизни. Трансформируясь через индивидуальное сознание каждого человека, она как результат занятий физическими упражнениями обеспечивает физическую культуру личности, которая характеризуется соответствующим объемом специальных знаний, двигательных умений, физических качеств, убежденности в необходимости поддержания двигательной активности.

Физическая подготовка выражает деятельностный и прикладной аспекты физической культуры, является важным средством обеспечения физической готовности офицеров к решению профессиональных задач.

Рассмотренные применительно к лицам старшего возраста морфологические, физиологические, биомеханические и биохимические закономерности поддержания двигательной активности дают

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

уверенность в возможности поддержания уровня их умственной и физической работоспособности при выполнении ряда условий: ведение здорового образа жизни, ограничение качества и количества пищи, занятия физическим трудом или физическими упражнениями, поддержание оптимизма и благоприятного эмоционального фона на работе и в семье.

Физическая подготовка офицеров-преподавателей старших возрастов в связи с частым пропуском ими плановых занятий по объективным и субъективным причинам носит зачастую авральный характер, особенно при подготовке к проверкам, что наносит непоправимый ущерб их здоровью. Фактически отсутствует профилактическая, оздоровительная направленность физической подготовки, предотвращающая развитие наиболее распространенных заболеваний среди преподавателей вузов старших возрастов.

Организация самостоятельной физической тренировки офицеров запаса даже в вузах является весьма проблематичной, а при военкоматах и на сборах при решении задач мобилизационной подготовки руководящими документами предусмотрена, но реально не проводится.

Между тем имеется огромное количество не сложных по организации тестов, которые надежно характеризуют функциональное состояние и физическую работоспособность лиц старшего возраста, которые в случае военного времени могут быть мобилизованы на военную службу.

Для разрешения данного противоречия и на основании собственных исследований нами и была сформулирована концепция построения системы физической подготовки офицеров-преподавателей старших возрастов и находящихся в запасе.

Положенные в основу ее разработки методологические позиции оздоровительной физической культуры раскрывают логику подбора содержания и методики занятий по физической подготовке с данной категорией военнослужащих и порядок управления ими.

УДК 316.6 А.С. Петрова*

К вопросу о гражданственности сотрудника органов внутренних дел как основе нравственно-правового воспитания

Статья посвящена исследованию вопроса формирования гражданственности сотрудника органов внутренних дел как основы его нравственно-правового воспитания. Рассматриваются понятия нравственности, морали и гражданственности сотрудника органов внутренних дел. Включая в себя единую систему нравственных и правовых норм, гражданственность выступает непосредственным регулятором деятельности сотрудника.

The article is devoted to the research of the question of the formation of civilization of a law-enforcement worker as the bases of his moral-legal education. Concepts of morals and civilization of the law-enforcement worker are examined. Including indispensable system of moral and legal norms, civilization acts as a direct regulator of activity of the worker.

Ключевые слова: гражданственность, нравственность, правосознание, мораль, законность, поведение, воспитание, личность, общество.

Ученик и последователь Сократа Платон впервые обосновал идею гражданского воспитания. Он исходил из представлений о тесном взаимодействии нравственного и правового начал, законов и добродетелей. Его государство строится на этической основе и в нем осуществляется справедливость. Идея тесной взаимосвязи законов и добродетели, позитивного влияния законов на добродетель красной нитью проходит через всю концепцию государственного устройства

* Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры криминологии, психологии и педагогики ТЮИ МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.