Научная статья на тему 'Применение средств дистанционного обучения в физической подготовке офицеров старших возрастных групп и офицеров, находящихся в запасе'

Применение средств дистанционного обучения в физической подготовке офицеров старших возрастных групп и офицеров, находящихся в запасе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никулин Л. В.

Данная статья посвящена проблеме применения средств дистанционного обучения в физической подготовке офицеров старших возрастных групп и офицеров, находящихся в запасе. Самостоятельная физическая подготовка протекает более полноценно при наличии прямой и обратной связи с руководителем занятий. Этому помогают дистанционные средства обучения. Физическая подготовка офицеров старшего возраста, носящая оздоровительную направленность, помогает им поддерживать себя в хорошей форме и полноценно выполнять свои функциональные обязанности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никулин Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение средств дистанционного обучения в физической подготовке офицеров старших возрастных групп и офицеров, находящихся в запасе»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Педагогика, кадровое обеспечение ОВД

- включение студентов в различные виды деятельности;

- ознакомление с передовым опытом самосовершенствования;

- стимулирование деятельности студентов по самоформированию мотивации профессионального самообразования;

- постоянное оказание помощи студентам в организации процесса самоформирования.

Таким образом, формирование мотивации профессионального самообразования наряду с

деятельностью преподавателей предполагает в первую очередь и активную работу самих студентов по самоформированию профессиональных побуждений в учебной деятельности. Она включает четыре взаимосвязанных элемента: самопознание, самопланирование, целенаправленную деятельность по самоформированию, самоконтроль и самооценку.

Список литературы

1. Журавлева Т.Л. Активизация профессионального саморазвития слушателей в вузах МВД России: Дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1998. - 237 с.

2. Закирьянов К.К. Методологические и педагогические основы процесса профессионального становления студентов университета в условиях многоступенчатой системы образования: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Алматы, 1995. - 46 с.

3. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 1988. - 192 с.

4. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного

обучения. - М., 1990. - 119 с.

5. Медведев В.П. Особенности влияния комплексного применения технических средств обучения на результативность учебно-познавательной деятельности студентов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1979.

УДК 796.0 Л.В. Никулин*

Применение средств дистанционного обучения в физической подготовке офицеров старших возрастных групп и офицеров, находящихся в запасе

Данная статья посвящена проблеме применения средств дистанционного обучения в физической подготовке офицеров старших возрастных групп и офицеров, находящихся в запасе. Самостоятельная физическая подготовка протекает более полноценно при наличии прямой и обратной связи с руководителем занятий. Этому помогают дистанционные средства обучения. Физическая подготовка офицеров старшего возраста, носящая оздоровительную направленность, помогает им поддерживать себя в хорошей форме и полноценно выполнять свои функциональные обязанности.

The summary the given clause is devoted to a problem of application of means of remote training in physical preparation of reserve officers of engineering specialties.

Independent physical preparation of the given category of military men proceeds is more high-grade at presence of a straight line and a feedback with the head of employment. To it helps remote means of training. Physical preparation of officers of advanced age, carrying an improving orientation helps them to support itself in the good form and is high-grade to carry out the functional duties.

Введение

Анализ геополитической обстановки в мире, прогнозы военных аналитиков, дипломатов и ученых свидетельствуют о том, что угроза крупномасштабной войны с применением оружия

* Доцент кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербурского университета МВД России, кандидат педагогических наук.

массового поражения отодвинута в ближайшей перспективе на второй план. Вместе с тем нарастает количество локальных войн и межрегиональных конфликтов на религиозной, этнической и экономической почве. Только за последнее десятилетие в мире произошло свыше 150 значительных вооруженных столкновений. Определённую угрозу представляет международный терроризм, который до конца не искоренён и в пределах России - на Северном Кавказе. Наращивает свою мощь Североатлантический альянс, окружив со всех сторон нашу страну военными базами и элементами противоракетной обороны. Силовые структуры Российской Федерации являются гарантом стабильности в мире, пытающимися предотвратить эскалацию насилия. Вместе с тем они всё ещё находятся в стадии перманентного реформирования, что снижает их боеспособность. Ведь при проведении первой и второй Чеченских кампаний боеготовые подразделения Министерства обороны и Министерства внутренних дел России собирали по всей стране. Правда, речь не шла о мобилизации офицеров запаса и преподавательского состава учебных заведений силовых структур, но в условиях более крупномасштабной войны обеспечение мобилизационной готовности и развертывание стратегического резерва явятся одними из главнейших проблем Генерального штаба. По опыту Великой Отечественной войны мобилизации подлежали мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и старше. Исходя из этого, физическая готовность офицеров старших возрастов и офицеров, находящихся в запасе, как компонент индивидуальной боевой готовности приобретает особую актуальность.

Специфика физической тренировки офицеров запаса по сравнению с действующими офицерами заключается в отсутствии занятий физической подготовкой, запланированных на служебное время.

В связи с этим на первый план выходит самостоятельная физическая тренировка, организованная и контролируемая специалистом по физической подготовке - руководителем занятий.

В перечисленных выше условиях связь руководителя занятий с занимающимися, а также качественное, методически-грамотное проведение самостоятельной тренировки офицеров запаса затруднительно без применения информационно-педагогических технологий дистанционного обучения.

Особый акцент в дистанционном обучении делается на управлении самостоятельной деятельности обучаемого. Важно, чтобы обучаемый не только овладел определенной суммой знаний, но и научился самостоятельно приобретать их, работать с информацией, находить нужные источники информации1.

Дистанционное обучение позволяет реализовать практически все организационные формы '“'2

проведения занятий2.

Для целенаправленного использования дистанционного обучения в системе подготовки офицеров запаса важно рассмотреть основные дидактические составляющие этой формы обучения, а именно: принципы, методы, формы и наиболее передовые технологии.

Анализ показывает, что в дистанционном обучении средства можно подразделить на три группы.

К первой группе относятся следующие средства организации дистанционного обучения: электронная почта, телеконференцсвязь, Интернет-телефония и аудиконференцсвязь, конференцсвязь. Конечно, не исключаются и такие средства, как факс, телефон, обычная почта, а также новые -короткие текстовые сообщения, передаваемые на цифровой телефон через Интернет, космическая глобальная связь и др.

Во вторую группу входят средства обеспечения доступа к учебной информации: учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронные варианты учебников, учебнометодических пособий, справочников и т.д.), автоматизированные обучающие системы (сетевые, локальные, компакт-диски), аудио- и видео- учебно-информационные материалы.

В третью группу входят средства контроля обучаемых (полностью или частично автоматизированные) и системы автоматизированной психодиагностики обучаемых.

Такое деление является весьма условным, т.к. методы и технологии дистанционного обучения предполагают комплексное использование различных средств3.

Методы обучения являются важным элементом дидактической системы дистанционного обучения. При их выборе следует руководствоваться не только соображениями о том, насколько современен, нетрадиционен и нов метод обучения, но и тем, насколько он рационален при решении данной практической задачи по выбранным критериям.

В результате анализа педагогического опыта нами отмечено, что при проведении дистанционного обучения с офицерами запаса эффективными являются методы активизации деятельности обучаемых и методы стимулирования интереса по классификации Ю.К. Бабанского4.

Наиболее приемлемыми формами дистанционного обучения для офицеров запаса являются самостоятельная работа и консультации.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Педагогика, кадровое обеспечение ОВД

1. Самостоятельная работа для офицеров запаса представляет собой один из видов организации физической тренировки в дистанционном обучении. Ее особенностью является организация поддержания постоянной обратной связи обучаемого с преподавателем, что достигается предоставлением разнообразных возможностей взаимодействия и строгой регламентацией процесса обучения.

2. Консультации - одна из основных форм руководства физической тренировкой офицеров запаса. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми. В дистанционном обучении используются в основном консультации с применением телефона, электронной почты. Как показали исследования, наиболее часто для этих целей используется электронная почта (80%). Для связи с офицерами запаса и их текущей консультации могут использоваться СМС- и ММС-сообщения мобильной связи телефонов.

Среди наиболее интересных и эффективных форм обучения для_офицеров запаса также можно выделить сетевые проекты, которые отличаются повышенной активностью обучаемых и масштабностью взаимодействия участников образовательного процесса5. Они позволяют оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим вопросам, формировать у обучаемых коммуникативные навыки, культуру общения, формулируя при этом общие интересы и цели, главной из которых является поддержание здорового состояния организма и продление творческого долголетия.

Экспериментальная часть

Нами проведены педагогические эксперименты с офицерами запаса. Экспериментальные группы занимались физическими упражнениями по разработанной нами системе, основной упор делался на циклические упражнения (спортивная ходьба, бег трусцой, ходьба на лыжах, плавание и т.д.), упражнения для развития подвижности суставов и общей гибкости. Всё это сочеталось с жёстким ограничением в количестве и калорийности пищи. Занятия носили характер профилактической лечебной физической культуры и проводились в основном в форме самостоятельных занятий.

Научная новизна заключается в том, что впервые с офицерами запаса проводятся занятия физической культурой, носящие оздоровительный характер, с широким использованием средств дистанционного обучения. Этим достигалось наличие устойчивой прямой и обратной связи между руководителем и занимающимися. До начала эксперимента и по его окончании через шесть месяцев были проведены исследования функционального состояния занимающихся. Результаты улучшились по всем показателям.

Результаты и их обсуждение

Артериальное давление занимающихся, частота сердечных сокращений уменьшились соответственно на 3,8% и 7,5%. Уменьшился вес тела занимающихся, в связи с чем индекс Кетле улучшился на 2,9%. Улучшились показатели работы сердечно-сосудистой и дыхательных систем (проба Штанге - на 20,7%; проба Генче - на 33,8%; ортостатическая проба - на 27,5%). При подъёме на четвёртый этаж жилого дома пульс стал более спокойным, чем до начала эксперимента, пропали отдышка, потливость. Показатели теста Купера улучшились на 21,1%, улучшилось состояние общей гибкости.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

1. Занятия офицеров запаса в группах физической культуры под руководством специалиста по физической подготовке и спорту с использованием средств дистанционного обучения позволяют повысить функциональное состояние организма, оказывают оздоровительное воздействие на организм занимающихся и являются средством профилактики преждевременного старения и ранней смертности.

2. Повышается физическая подготовленность офицеров запаса, их работоспособность. Продлевается их активное долголетие, а в связи с этим повышается боеспособность Вооружённых сил Российской Федерации в случае начала войны.

1 См.: Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. М., 1998. С. 51-54; Бордовский В.А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и в вузе. СПб., 2001.

2 См.: Кашицин В.П. Система дистанционного обучения, модели и технологии. М., 1996.

3 См.: Карпухин Н.В. Особенности создания системы повышения квалификации в форме дистанционного обучения

(СПКДО) // Дистанционное образование. 2000. № 5; Кофтан Ю.Р. Программно-инструментальное обеспечение сетевых систем дистанционного обучения // Дистанционное образование. 2000. № 1.

4 См.: Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989.

5 См.: Кинелев В.Г. Контуры системы образования XXI века // Информатика и образование. 2000. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.