Maltceva Svetlana Michailovna, Balashova Elena Sergeevna, Bogacheva Anna Valeryevna and others THE PROBLEM OF FORMATION OF SELF-CONTROL OF STUDENTS ...
pedagogical sciences
УДК 378.1
DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0004
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
© 2020
AuthorlD: 736254 SPIN: 9502-6593 ResearcherlD: V-1952-2018 ORCID: 0000-0002-7273-1852
Мальцева Светлана Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и теологии
AuthorlD: 268047 SPIN: 8259-9492 ResearcherlD: B-5818-2015 ORCID: 0000-0001-5900-0951
Балашова Елена Сергеевна, кандидат философских наук, доцент кафедры Всеобщей истории, классических дисциплин и права Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: [email protected]) AuthorID: 276389 SPIN: 7176-1526 ORCID: 0000-0002-6973-7372
Богачева Анна Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры преподавания русского языка как родного и иностранного Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова (603155, Россия, Нижний Новгород, ул. Минина 31а , e-mail: [email protected] Котова Алена Валерьевна, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, Ульянова, 1, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье рассматриваются некоторое особенности подготовки специалистов в ВУЗе, в частности формирование у студентов самоконтроля. Актуальность темы вызвана постоянным увеличением доли самостоятельной работы и сокращением аудиторной работы в учебных планах вызов. Как следствие такая интенсификация обучения ведет к необходимости формирования навыков самоконтроля уже в первых семестрах обучения. Самоконтроль рассматривается как важнейший метод и этап самостоятельной работы студента в процессе обучения, необходимый как как при аудиторных занятиях, так и при внеаудиторных. Новизной данной работы является описание и систематизация на основе анализа современной научной литературы по теме информации по основным аспектам рассматриваемой проблемы. Дано определение понятия «самоконтроля», описаны уровни и методы его формирования. Предложены и описаны этапы формирования самоконтроля студентов: от внешнего контроля к оценке и контролю одногруппников и, наконец, самоконтролю. Определена необходимость самоконтроля в процессе подготовки студента к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: самоконтроль, самооценка, самосовершенствование, формирование самоконтроля, уровни формирования самоконтроля.
THE PROBLEM OF FORMATION OF SELF-CONTROL OF STUDENTS IN THE PROCESS OF STUDYING AT THE UNIVERSITY
© 2020
Malteeva Svetlana Miehailovna, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy and Theology Balashova Elena Sergeevna, candidate of philosophy, associate Professor of the Department of universal history, classical disciplines and law Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: [email protected]) Bogacheva Anna Valeryevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of teaching Russian as a native and foreign language Nizhny Novgorod state linguistic University. N. A. Dobrolyubova (603155, Russia, Nizhny Novgorod, 31A Minina str., e-mail: [email protected]) Kotova Alena Valeryevna, student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: [email protected]) Abstract. The article deals with the main features of training specialists at the University, in particular the formation of students ' self-control. The relevance of the topic is caused by the constant increase in the share of independent work and the reduction of classroom work in the curricula of the University. As a consequence, this intensification of training leads to the need to develop self-control skills in the first semesters of training. Self-control is considered as the most important method and stage of independent work of the student in the learning process, necessary both in classroom and extracurricular activities. The novelty of this work is the description and systematization based on the analysis of modern scientific literature on the topic of information on the main aspects of the problem. The definition of "self-control" is given, the levels and methods of its formation are described. Stages of formation of self-control of students are offered and described: from external control to an assessment and control of classmates and, at last, self-control. The necessity of self-control in the process of preparing a student for professional activity is determined.
Keywords: self-control, self-esteem, self-improvement, the formation of self-control, the levels of self-control.
ВВЕДЕНИЕ ответствии с требованиями государственных образо-
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с вательных стандартов последнего поколения учебные важными научными и практическими задачами. В со- планы в университетах сегодня формируются с учетом
24
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 1(30)
педагогические науки
Мальцева Светлана Михайловна, Балашова Елена Сергеевна, Богачева Анна Валерьевна и другие ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ ...
существенной доли самостоятельной работы студентов. Самообучение, самовоспитание, самореализация, самоконтроль, самооценка - необходимые условия успешного прохождения образовательного процесса [1]. Кроме того, направление профессиональной подготовки в вузе становится практико-ориентированным и, следовательно, возрастает роль самостоятельной деятельности сту-дентов[2-10]. Уровень самоконтроля становится основным критерием профессиональной грамотности специалиста. Без самоконтроля не может быть компетентности. Важным аспектом учебной деятельности студента является самоконтроль и самооценка, когда результаты обучения определяются и оцениваются им самим. Кроме того, в отличие от контроля, осуществляемого преподавателем для проверки знаний, умений и навыков, самоконтроль должен проводиться студентом в ходе всего процесса его обучения.
Задача современных высших учебных заведений состоит не только в том, чтобы создать основу для дальнейшего развития студента, научить принимать решения, развить способность самостоятельно оценивать себя, понимать содержание своей деятельности, но также находить пути, методы и средства её реализации для последующей передачи их другим[11-17].
Таким образом, современное высшее образование должно развивать у студентов способность к самоконтролю и самооценке в любой деятельности.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Целью работы является рассмотрение самоконтроля как важнейшего метода и этапа самостоятельной работы студента в процессе обучения, необходимой как как при аудиторных занятиях, так и при внеаудиторных.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Авторы стоят на позициях системного подхода и используют диалектико-метафизический принцип. Работа описывает и систематизирует на основе анализа современной научной литературы по теме данные по основным аспектам проблемы самоконтроля. Дано определение понятия «самоконтроля», описаны уровни и методы его формирования. Предложены и описаны этапы формирования самоконтроля студентов: от внешнего контроля к оценке и контролю одногруппников и, наконец, самоконтролю.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Необходимо начать развивать навыки самоконтроля и самооценки своей деятельности в университете с первого года обучения и выполнять эту работу в различных видах образовательной деятельности и на разных этапах образовательного процесса. Целенаправленная и систематическая работа по формированию самоконтроля положительно влияет на усвоение знаний, обеспечиваемых программой, активизирует творческую деятельность и независимость мышления, которая во многом определяет как осмысление программного материала, так и способности студентов регулировать самих себя и стимулирует их профессиональное развитие.
«Самоконтроль сложное и многогранное явление, что находит свое отражение в том многообразии подходов к определению его сущности, которое сейчас существует в научно-педагогической литературе» [18; С. 164]. Самоконтроль — это и проверка собственными средствами себя самого, своих компетенций, результатов собственной работы, и корректировка замеченных в результатах отклонений. Структуру самоконтроля можно представить следующим образом:
- постановка цели, выбор методов достижения предполагаемого результата;
- определение недостатков и причин их возникновения;
- внесение исправлений в дальнейший ход деятельности;
- самостоятельный анализ и оценка конечного ре-
зультата работы.
Думается, в структуру следовало бы добавить анализ оценки результата другими людьми, взгляда на работу со стороны. Умение трезво выслушать и здраво отреагировать на замечания также необходимо в процессе качественного самоконтроля.
Также Л.М. Алиева и З.Н. Измайлова в процессе осуществления самоконтроля предлагают учитывать: «психологическую готовность студентов к осуществлению самоконтроля; умение осознавать и конкретизировать конечную цель; владение приемами самопроверки; владение приемами самооценки; умение осуществлять анализ недостатков и определение мер по их устранению» [19;С. 49].
Действия самоконтроля, имеющие специфические функции, занимают особое место в структуре образовательной деятельности при подготовке специалистов в университете: они закрепляют отношение студентов к себе как к создателю этой деятельности, в результате чего их внимание к решению образовательной проблемы является профессиональным и всегда направлено на достижение конечного результата, к которому нужно стремиться. Сегодня итогом профессиональной подготовки в университете является профессионализм выпускника ВУЗа[20].
Принимая во внимание деятельность, совершаемую студентом с целью самоконтроля, можно выделить следующие уровни сформированности самоконтроля:
1) Полное отсутствие контроля. Студент не замечает и не исправляет возникающие ошибки, вообще слабо понимает суть выполняемых действий. В таком случае он не способен исправить ошибку не только сам, но и даже при указании на нее преподавателя.
2) Непроизвольное внимание. Контроль неосознанный и прерывистый. Студент поверхностно понял схему действий, контролирует выполнение скорее бессознательно.
3) Добровольное внимание. Студент ошибается при выполнении нового задания, но при замечаниях способен устранить ошибки и объяснить их причины.
4) Актуальный контроль на уровне добровольного внимания. Студент следует четко осознаваемой схеме. Ошибки возникают очень редко и исправляются самим студентом часто уже в ходе выполнения. Однако, сталкиваясь с нестандартным заданием, требующим другого подхода, он беспомощен и не может отклониться от прежней схемы.
5) Потенциальный рефлексивный контроль. С помощью преподавателя студент регулярно безошибочно выполняет стандартные и нестандартные задания. Он контролирует свои действия непосредственно в ходе выполнения задания. Во время разговора с преподавателем он уверенно защищает результаты, используя в качестве аргументов научные и методы.
6)Актуальный рефлексивный контроль. Студент не только может контролировать соответствие осуществляемых по общему шаблону, но и изменять этот шаблон при изменении критериев задания. Часто он может вносить эти изменения до решения проблемы, опережая события в своей голове. Работа студента выполняется на высоком уровне без помощи преподавателя.
7) Диалектическое единство критического и творческого мышления. Студент может не только контролировать соответствие осуществляемой работы по общему шаблону, но и может воспринимать любую информацию творчески, а также критиковать её. Благодаря творческому мышлению создаются новые идеи, а через критическое мышление выявляются их недостатки [21, С. 137].
В самом начале обучения самоконтролю преподавателю следует ознакомить обучающихся с предлагаемыми методиками применения самоконтроля в своей работе. Затем следует обратить внимание на наиболее эффективные методики и приемы, на целесообразность
Maltceva Svetlana Michailovna, Balashova Elena Sergeevna, Bogacheva Anna Valeryevna and others pedagogical
THE PROBLEM OF FORMATION OF SELF-CONTROL OF STUDENTS ... sciences
выбора варианта в определённых случаях, на активность их применения[22]. Стимулируют развитие самоконтроля студентов комплексное использование разнообразных методов и приемов:
- «передача дополнительной информации об изучаемом материале в виде исторических ссылок, фактов, связанных с другими науками;
- моделирование нестандартных ситуаций;
- сочетание практических заданий в педагогике, частных методах психологии, философии, социологии, с целью создания целостности и логической гармонии;
- проведение студенческих конференций и олимпиад;
- подготовка и представление рефератов, докладов на семинарах;
- проведение деловых игр;
- ознакомление с искусством, благодаря которому можно развить умение и желание заменить несколько понятий одним;
- внедрение в процесс обучения электронных консультаций и пособий» [19, С. 50].
Во время обучения в университете студенты должны иметь возможность постоянно улучшать свои навыки самоконтроля, поскольку конечной целью организации системы самоконтроля является передача этой функции студентам, чтобы самоконтроль не был назван «угрозой» педагогического контроля, но стал нормой в учебном процессе.
Одним из видов контроля является взаимоконтроль. Это ситуация, когда оба партнера по коммуникации заинтересованы в обратной связи (преподаватель - студент, студент - студент). Во время взаимного контроля каждый из участников процесса может вносить изменения в дальнейшую работу, изменяя ранее использованные действия новыми, более продуктивными[23,24]. Взаимоконтроль и контроль являются фундаментом при формировании самоконтроля как механизма саморегуляции человека в ситуации взаимодействия и совместной образовательной и педагогической деятельности. Формирование реального самоконтроля студентом своих результатов возможностей наиболее эффективно, когда они сами участвуют с преподавателями в совместных образовательных и оценочных мероприятиях. Процесс перехода от внешних форм контроля к самоконтролю обычно состоит из 3-х этапов:
1) ведущая роль внешнего контроля, когда критерии оценочной деятельности определяет преподаватель.
2) привлечение студентов к самостоятельному формулированию критериев оценки, а затем и оценочной работе в условиях их совместной учебной деятельности, когда студент выполняет контрольно-оценочные функции вместо преподавателя по отношению к своим одно-группниками.
3) взаимный контроль студентов становится базой для перехода к самоконтролю.
В результате навыки, сформированные у студента при учете единых критериев, норм и требований, заранее известных всем участникам образовательного процесса, создают адекватную самооценку[25,26], стимулирует рост доверия и взаимопонимания всех заинтересованных лиц[27], вырабатывает навыки планирования и согласованных действий[28], а также способствует установлению дружеских и профессиональных отношений друг с другом и с преподавателем[29].
Целенаправленная организация обучения, включение самоконтроля, взаимоконтроля, контроля одногруп-пников в общую учебную и педагогическую деятельности способствуют повышению образовательной активности и росту успеваемости студентов, их побуждений и профессиональной направленности, формированию их профессионализма и социально значимых качеств личности.
Выводы исследования. Таким образом, привлечение студентов к самоконтролю и его развитие вносит пози-26
тивный вклад в становление профессионализма будущих специалистов. Важной формой проявления активности индивида в процессе обучения является самоконтроль, который занимает главное место среди обязательных условий для формирования навыков. Способность контролировать свою собственную работу и, на этой основе, корректировать ее, является одним из проявлений независимости, которая нужна студентам для приобретения, углубления и расширения знаний.
На сегодняшний день накоплен огромный опыт в изучении психологических основ самоконтроля, его физиологической природы, педагогических проблем самоконтроля, места и роли самоконтроля в развитии способностей студентов, возможности для улучшения самообразовательной деятельности студентов, влияние на активацию студентов, способы использования самоконтроля в процессе обучения программе[30,31].
Изучение психолого-педагогической литературы показывает, что проблема самоконтроля за приобретением знаний, умений и навыков возникла вместе с потребностью в получении новых умений и знаний. Эта проблема не утратила своей актуальности и продолжает заострять внимание психологов и педагогов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Сундеева М.О., Татаренко М.А., Гнетова Л.В. Конституция российской федерации о признании прав и свобод человека и гражданина // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2015. № 5-2. С. 202-204.
2. Meteleva L.A., Bogacheva A.V., Vaganova O.I., Maltseva S.M., Mironov G.S., Aleshugina E.A. Development of educational services in additional education // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. Т. 8. № 8. С. 2507-2511.
3. Третьякова Е.М. Организация самостоятельной работы студентов с применением новых информационных технологий // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 329-333.
4. Стрекалова Н.Б. Средства управления качеством самостоятельной работы студентов // Самарский научный вестник. 2016. № 4 (17). С. 228-232.
5. Колодезникова С.И., Тарасов А.Е. Организация самостоятельной работы студентов в контексте реализации компетентностного подхода //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 122-124.
6. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42.
7. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Трутанова А.В. Электронное обучение как средство организации самостоятельной работы студентов //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 100-102.
8. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.
9. Макаров С.И., Бунтова Е.В. Организация самостоятельной работы студентов в рамках компетентностного подхода обучения // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 231-234.
10. Железнякова Г.А. Особенности самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 41-44.
11. 3Мальцева С.М., Воронкова А.А., Бушуева А.А. Формирование методологической культуры педагога-исследователя в процессе изучения дисциплины «основы научно-исследовательской деятельности» // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 7-2. С. 140-144.
12. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3 (28). С. 4.
13. Недвецкая М.Н., Кардович И.К. Теоретико-методологические основы организации исследовательской деятельности студентов в процессе формирования предметных компетенций будущего специалиста //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 347-350.
14. Чернова В.Ю. Роль международного научно-технического сотрудничества в формировании тенденций миграции научных кадров // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 257-260.
15. ЯрыгинаН.А., Залалетдинов А.Р. Психолого-педагогическиеус-ловия формирования исследовательской компетенции в вузе как фундаментальная основа повышения качества образования магистров // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 124-126.
16. Бражник О.Ю., Батраченко Е.А. Проблемы, сущность и формы организации научно-исследовательской деятельности студентов в системе высшего образования // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 230-234.
17. Люсев В.Н. Особенности организации научно-исследовательской работы в высших технических учебных заведениях, интегрированных с производством // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 219-222.
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 1(30)
педагогические науки
Мальцева Светлана Михайловна, Балашова Елена Сергеевна, Богачева Анна Валерьевна и другие
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ ...
18. Гасанова С.Г., Кабардиева Ф.А., Агарагимова В.К. Самообразование как средство повышения профессиональной компетентности будущих педагогов в процессе профессионального обучения// Вестник Академии права и управления. 2015, № 41. С. 164-167.
19. Алиева Л.М., Исмаилова З.Н. Психолого-педагогический потенциал формирования умений студентов осуществлять самоконтроль// Мир науки, культуры, образования. 2016. №2. С. 48-51.
20. Балашова Е.С., Богачева А.В., Мальцева С.М. «Философия» как мировоззренческая основа правового сознания студента вуза // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. № 2-2. С. 74-78.
21. Баширова М.А., Гасанова О.Э. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе подготовки студентов-экономистов в ВУЗе//Мир науки, культуры, образования. 2017. № 4. С. 134138.
22. Самоконтроль и самооценка в учебной деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materi-aly-mo/2014/09/30/samokontrol-i-samootsenka-v-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 18.10.2019).
23. Халперн Дайана. Психология критического мышления. [Электронный ресурс]. URL:http://www.ereading.by/bookreader.
php/110655/Halpern_Psihologiya_kriticheskogo_myshleniya. html (дата
обращения 18.10.2019)
24. Матвиенко Ю.А. Использование самоконтроля учебной деятельности студентов экономических специальностей в процессе психолого-педагогической подготовки с целью повышения качества усвоения знаний //Молодой ученый. 2013. №5. С. 744-748. URL: https:// moluch.ru/archive/52/6894/ (дата обращения: 09.11.2019).
25. Боев Я.Н., Назарчук Н.В., Юдина Н.М. Самоконтроль студентов на занятиях физической культуры в ВУЗах // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-3. С.25-36.
26. Linkov A.Y., Klinkov G.T. Control-diagnostic studies as part of the vocational training of future teachers in technology and entrepreneurship // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 41-44.
27. Формирование умений самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности у студентов вузов [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/formirovanie-umenij-samoorganizacii-i-samokontrolja-uchebnoj-dejatelnosti-u.html (дата обращения 20.10.2019).
28. Грязнова Е.В., Мальцева С.М., Азолова Ю.В., Ларинина Т.В. Современные трактовки понятия «воспитание»: семья, патриотизм и социализация //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 30-32.
29. Богачева А.В., Мальцева С.М., Лужкова Е.А. Влияние семейного климата на развитие личности современного студента // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 5 (39). С. 11-17.
30. Мальцева С.М., Воронкова А.А., Бушуева А.А. Формирование научного мировоззрения студентов в процессе преподавания социогу-манитарных дисциплин // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. № 2-2. С. 121-125.
31. Грязнова Е.В., Гончарук А.Г. Теология как научная специальность магистратуры: проблемы и перспективы их решения // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С. 1. DOI: 10.26795/23071281-2019-7-3-1.
Статья поступила в редакцию 11.10.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020