педагогические науки
Кондаурова Инесса Константиновна, Чернявко Юлия Игоревна РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ...
УДК 378.016: 51
DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0097
РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
© 2020
SPIN-код: 8009-0935
AuthorlD: 349098
Кондаурова Инесса Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой математики и методики ее преподавания Чернявко Юлия Игоревна, магистрант 3 курса Саратовский национальный исследовательский государственный университет (410012, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: [email protected])
Аннотация. Условия жизни в современный период и продолжающаяся компьютеризация образовательных организаций диктуют необходимость развития у студентов важного для дистанционного образования качества - самоконтроля. В статье уточнены определение, виды, структура, специфика и уровни развития самоконтроля студентов колледжа. Охарактеризованы некоторые основные положения дистанционного обучения. Уточнены форматы, в которых возможна организация дистанционного обучения математике. Приводятся сервисы, в которых можно создавать и через которые можно передавать учебное содержание, а также сервисы, которые можно использовать для мониторинга процесса обучения. Сформулированы направления развития самоконтроля студентов колледжа в условиях дистанционного обучения математике. Среди возможных направлений развития самоконтроля мы выделили и описали: а) развивающие самоконтроль элементы учебного материала и рекомендации по их использованию в условиях дистанционного обучения математике; б) этапы развития самоконтроля в условиях дистанционного обучения математике (с позиций преподавателя и студента); в) приемы, которые можно использовать для развития навыков самоконтроля у студентов (в том числе, организация удаленной самостоятельной работы и онлайн тестирований).
Ключевые слова: развитие, самоконтроль студентов, колледж, дистанционное обучение математике.
DEVELOPMENT OF STUDENTS' SELF-CONTROL IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING: THEORETICAL ASPECT
© 2020
Kondaurova Inessa Konstantinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of mathematics and methods of teaching Chernjavko Yuliya Igorevna, 3th year student Saratov National Research State University (410012, Russia, Saratov, Astrakhanskaya str., 83, e-mail: [email protected])
Abstract. Living conditions in the modern period and the ongoing computerization of educational organizations dictate the need for students to develop an important quality for distance education-self-control. The definition, types, structure, specifics and levels of self-control development of College students are specified in the article. Some of the main provisions of distance learning are described. The formats in which distance learning in mathematics can be organized have been clarified. Services that can be used to create and transmit educational content, as well as services that can be used to monitor the learning process, are listed. The directions of development of self-control of College students in the conditions of distance learning in mathematics are formulated. Among the possible directions of self-control development, we have identified and described: a) elements of educational material that develop self-control and recommendations for their use in distance learning in mathematics; b) stages of development of self-control in the conditions of distance learning in mathematics (from the positions of the teacher and the student); c) techniques that can be used to develop self-control skills in students (including the organization of remote independent work and online testing).
Keywords: development, self-control of students, College, distance learning in mathematics.
ВВЕДЕНИЕ.
Дистанционное обучение в современном образовании становится все более популярным. С одной стороны, это связано с условиями жизни в пандемический период, с другой стороны, с продолжающейся компьютеризацией образовательных организаций. С переходом традиционного обучения на дистанционный формат происходит смена ролевых нагрузок преподавателя и студентов в образовательном процессе: преподаватель организует учебную деятельность обучающихся; студенты получают (из разных источников, не только от преподавателя) необходимые знания и умения, используют их для решения практических заданий, контролируют, оценивают и при необходимости корректируют свою учебную деятельность. Все вышесказанное указывает на необходимость развития у студентов такого важного элемента дистанционного образования, как самоконтроль.
Традиционная форма организации обучения в достаточной мере обеспечена имеющимися теоретико-методическими наработками по развитию самоконтроля обучающихся. Так, например, А.С. Лында [1] разработал методику формирования самоконтроля у учащихся в процессе учебных занятий. Е.Г. Юрьева [2] занималась вопросами развития самоконтроля студентов профтехучилищ в условиях сочетания организационных
форм процесса обучения. М.Р. Мурадян [3] исследовал возможности формирования навыков самоконтроля студентов педагогического колледжа посредством организации самостоятельной работы на занятиях по математике. Подобные проблемы решались в работах М.В. Полянцевой [4], которая изучала пути формирования саморегуляции учебной деятельности школьников в процессе обучения математике. Применительно к дистанционному образованию, формированием самоконтроля как личностного качества обучаемого занималась О.А. Охлопкова [5].
Однако сложившиеся в настоящий период реальные условия и имеющиеся в распоряжении преподавателя технические средства не всегда позволяют в полной мере воспользоваться указанными наработками, требуют их адаптации к изменившимся условиям.
МЕТОДОЛОГИЯ.
Цель статьи: сформулировать и кратко охарактеризовать возможные направления развития самоконтроля студентов колледжа в условиях дистанционного обучения математике. Методы, использованные для достижения цели: анализ научно-методической литературы; систематизация имеющегося опыта дистанционного обучения, изучение нормативных документов.
РЕЗУЛЬТАТЫ.
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4(33)
265
Kondaurova Inessa Konstantinovna, Chernjavko Yuliya Igorevna DEVELOPMENT OF STUDENTS' SELF-CONTROL IN THE CONTEXT ..
pedagogical sciences
Самоконтроль студента колледжа - это способность человека в период ранней юности к выполнению учебной деятельности, включающая в себя умения самоцеле-полагания, самоанализа, самооценки и самопрогнозирования и обеспечивающая их эффективную реализацию в указанной деятельности. Самоконтроль проявляется на четырёх уровнях: недопустимом, критическом, допустимом и оптимальном. Классификации видов самоконтроля: 1) внешний (осознаваемый) произвольный и внутренний (автоматический) непроизвольный; 2) предварительный, пооперационный и заключительный.
Дистанционное обучение представляет собой совокупность технологий, обеспечивающих: а) доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, б) интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, в) предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала [6-12]. Перечислим возможные формы дистанционного обучения математике - веб-занятия; чат-занятия; видеоконференции; онлайн-тести-рование; дистанционные курсы и др. Ресурсы, которые можно использовать при дистанционном обучении математике студентов колледжа - «Российская электронная школа»; «ЯКласс»; «Учи.ру»; «Урок цифры»; и др. Дистанционное обучение студентов может проводиться в разных форматах: встречи в режиме реального времени (Discord; Zoom zoom.us/; Facebook Live; Instagram Live и др.); самостоятельное изучение студентом интерактивных учебных материалов, содержащих инструкции, учебный контент, задания для самопроверки и т.д. Сервисы, через которые можно создавать и передавать учебное содержание - Screencast-O-Matic; рабочие листы в документах Google; LearningApps и др. Сервисы, которые могут быть эффективно использованы для мониторинга процесса обучения - таблицы «Google»; Teacher.Desmos; Formative и др.
В качестве возможных направлений развития самоконтроля студентов колледжа в условиях дистанционного обучения математике можно использовать: а) развивающие самоконтроль элементы учебного материала и рекомендации по их использованию в условиях дистанционного обучения математике; б) этапы развития самоконтроля в условиях дистанционного обучения математике (с позиций преподавателя и студента); в) приемы развития навыков самоконтроля у студентов (в том числе, организация удаленной самостоятельной работы и использование онлайн тестирований).
Учебный материал, предлагаемый студентам для дистанционного обучения, состоит из трех частей: теоретической, практической, контрольной, в которые могут быть включены развивающие самоконтроль элементы (вопросы для самоконтроля по изученному материалу с возможностью возврата к исходному материалу; элементы удаленной самостоятельной работы по решению практических заданий с последующей самопроверкой; онлайн тесты для самопроверки и др.).
Этапы развития самоконтроля в условиях дистанционного обучения математике:
1-й этап. Студент понимает и принимает контроль преподавателя.
2-й этап. Студент наблюдает и анализирует учебную деятельность своих товарищей.
3-й этап. Студент осуществляет наблюдение за своей учебной деятельностью, проводит ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.
В качестве приемов для развития навыков самоконтроля у студентов, можно использовать следующие.
1. Составление (на основе изученного учебного материала) практических заданий для однокурсников.
2. Решение заданий на нахождение и исправление специально допущенных ошибок.
3. Объяснение доказательства теоремы или решения задачи.
4. Решение заданий с недостающими/избыточными 266
данными.
5. Выбор практических заданий для выполнения (из предложенного набора заданий).
6. Регулярное выполнение заданий самостоятельной работы.
7. Проведение онлайн тестирований (с обязательной самопроверкой).
8. Использование приемов рефлексии (« Сегодня на занятии я научился ...», « Мне не понравилось...» и др.).
ВЫВОДЫ.
Указанные направления развития самоконтроля были апробированы в реальных условиях дистанционного обучения математике студентов Самарского государственного колледжа. Результаты статьи могут быть использованы преподавателями математики в системе среднего профессионального образования для эффективного развития самоконтроля студентов колледжа в условиях как традиционного, так и дистанционного обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лында, A. C. Методика формирования самоконтроля у учащихся в процессе учебных занятий / А. С. Лында. М. : Изд-во МОПИ им. Н.К. Крупской, 1973. 137 с.
2. Юрьева, Е. Г. Развитие самоконтроля студентов в условиях сочетания организационных форм процесса обучения в учреждениях среднего профессионального образования : дис. ...канд. пед. наук : 13.00.08 : защищена 11.12.08 /Елена Георгиевна Юрьева ; науч. рук. Л. А. Шипилина; Омский гос. пед. ун-т. Омск, 2008. 221 с.
3. Мурадян, М. Р. Формирование навыков самоконтроля и подготовка студентов к самообразованию через организацию самостоятельной работы на уроках математики в педагогическом колледже / М. Р. Мурадян. Тверь : Тверской педагогический колледж, 2012. 37 с.
4. Полянцева, М. В. Формирование саморегуляции учебной деятельности школьников в процессе обучения математике : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : защищена 18.01.06 / Марина Викторовна Полянцева ; научн. Рук. Г. А. Клепиков. Самара : Самарский филиал Московского городского педагогического университета. — Самара, 2005. 219 с.
5. Охлопкова, O. A. Формирование самоконтроля как личностного качества обучаемого в дистанционном образовании : на основе немецкого языка: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 ; защищена 03.09.2002 / Оксана Андреевна Охлопкова; науч. рук М.А. Фомин : Якутский государственный ун-т. Якутск, 1996. 196 с.
6. Картузова Т.В., Мерлина Н.И., Селиверстова Л.В. Использование некоторых элементов системы moodle в работе со студентами заочного отделения при изучении математических дисциплин //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 34-36.
7. Татаринов К.А. Проблемы и возможности дистанционного обучения студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 285-288.
8. Denysenko S.M. Using of quest-technology in the professional préparation of bachelors of Publishing and printing in higher éducation // Balkan Scientific Review. 2018. № 1. С. 29-33.
9. Yarmolchuk T.M. Synchronous and asynchronous online tools, learning a foreign language in the process of professional training of specialists in information technology // Humanitarian Balkan Research. 2018. № 1. С. 75-79.
10. Ситникова В.В., Полевая Н.М. Дистанционная форма обучения по дополнительным образовательным программам в вузе: проблемы реализации // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 82. С. 95-98.
11. Попова Н.В. О повышении качества математической подготовки экономистов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 272-274.
12. Куликова И.В. Управление в учебном процессе, использующем технологии видеоконференций //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2016. № 5 (33). С. 135-139.
Статья поступила в редакцию 11.08.2020
Статья принята к публикации 27.11.2020
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 4(33)