Balashova Elena Sergeevna, Bogacheva Anna Valeryevna, Voronkova Anna Aleksandrovna and others ON THE QUESTION OF THE FORMATION OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL ...
pedagogical sciences
УДК 37.01
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ КРОССКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
© 2018
Балашова Елена Сергеевна, кандидат философских наук, доцент кафедры Всеобщей истории, классических дисциплин и права Мининский университет (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: [email protected]) Богачева Анна Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры преподавания
русского языка в других языковых средах Института филологии и журналистики Воронкова Анна Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры культуры и психологии предпринимательства Института экономики и предпринимательства
Университета им. Н.И. Лобачевского (603950, Россия, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23, e-mail: [email protected]) Мальцева Светлана Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры Философии и теологии
Мининский университет (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. В данной статье мы исследуем актуальные вопросы формирования предметных результатов образовательной деятельности студентов гуманитарных специальностей в контексте развития кросскультурных коммуникаций в образовательной среде, сложившейся в современном вузе. Процесс глобализации системы многоуровневого непрерывного образования в рамках Болонского процесса носит необратимый характер и все больше захватывает в свою орбиту систему образования Российской Федерации. Международная академическая мобильность студентов и преподавателей расширяет рамки познания, позволяет по-новому взглянуть на процесс обучения и преподавания, в значительной мере снять проблему эвалюации результатов обучения, расширить кругозор и закрепить ранее полученные знания в области иностранных языков, географии, культурологии и т.д. Вместе с тем среда кросскультурной коммуникации, которая складывается в современном вузе, активно включенном в стратегию развития болонского процесса, формирует специфический новый комплекс проблем, решение которых требует определенной трансформации стратегии и тактики учебного процесса со стороны преподавателя. Мы рассматриваем проблему на примере преподавания учебных дисциплин гуманитарного характера.
Ключевые слова: предметные результаты образовательной деятельности, образование, кросскультурная компетенция, общекультурные компетенции, многоуровневое образование, высшее образование, Болонский процесс, кросскультурные коммуникации, стратегия и тактика обучения.
ON THE QUESTION OF THE FORMATION OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF HUMANITARIAN SPECIALTIES IN THE CONTEXT OF CROSS-CULTURAL COMMUNICATION
© 2018
Balashova Elena Sergeevna, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of General History, Classical Disciplines and Law Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: [email protected]) Bogacheva Anna Valeryevna, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Teaching Russian in Other Linguistic Environments of the Institute of Philology and Journalism Voronkova Anna Aleksandrovna, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Culture and Entrepreneurship Psychology of the Institute of Economics and Entrepreneurship
National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Gagarin Ave., 23, e-mail: [email protected]) Maltseva Svetlana Mihailovna, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department
of Philosophy and Theology Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: [email protected])
Abstract. In this article, we explore the actual issues of the formation of objective results of the educational activities of students of humanitarian specialties in the context of the development of cross-cultural communications in the educational environment that has evolved in a modern university. The process of globalization of the system of multi-level education within the framework of the Bologna process is irreversible and increasingly captures in its orbit the education system of the Russian Federation. International academic mobility of students and teachers expands the scope of knowledge, allows us to take a fresh look at the process of teaching and learning, to a large extent remove the problem of the evaluation of learning outcomes, broaden our horizons and consolidate previously acquired knowledge in the field of foreign languages, geography, culturology, etc. At the same time, the environment of cross-cultural communication, which is formed in a modern university, actively included in the development strategy of the Bologna process, forms a specific new set of problems, the solution of which requires a certain transformation of the strategy and tactics of the teaching process on the part of the teacher. We consider the problem by the example of teaching humanitarian disciplines.
Keywords: substantive results of educational activity, education, cross-cultural competence, general cultural competences, multilevel education, higher education, Bologna process, cross-cultural communications, strategy and tactics of training.
Предметные результаты образовательной деятельности представляют собой измеряемые элементы социального опыта учащихся: знания, умения, навыки, опыт решения сложных междисциплинарных учебных и творческих задач, освоение материалов учебных дисциплин. Формирование заданных предметных результатов образовательной деятельности - одна из тактических задач высшего образования. Гарантированное дости-
жение заданных предметных результатов образовательной деятельности делает возможным достижение целей Болонского процесса, одной из которых является расширение академической мобильности студентов и преподавателей.
Академическая мобильность на базе внедрения двух-циклового обучения и европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости при возможности выбо-
12
Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)
педагогические науки
Балашова Елена Сергеевна, Богачева Анна Валерьевна, Воронкова Анна Александровна и другие К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ...
ра преподаваемых дисциплин сегодня - одна из самых заметных особенностей системы высшего образования. Вследствие развития процессов академической мобильности личный состав обучающихся и профессорско-преподавательский состав вуза больше не являются монокультурным и однородным ни по происхождению, ни по национальному составу. Причины и движущие силы академической мобильности - в самой сущности социально-экономических процессов глобализации, развивающихся в современном мире. Их система в целом с неизбежностью порождает обширное многомерное поле кросскультурной коммуникации, развивающейся как в реальном мире, так и в виртуальном пространстве. И одна из причин расширения этого поля - естественное человеческое любопытство и стремление к познанию в той или иной форме. «Интерес к другой культуре определяется потребностью человечества отыскать в иных культурных мирах зародыши стратегий выживания, выработать новый образ мира, способного обеспечить устойчивую идентификацию. Современные кросскуль-турные коммуникации являются следствием происходящего в мире процесса интеграции культур, вызванного естественным ходом развития информационной цивилизации» [1].
Мы предполагаем, что студенты высших учебных заведений обладают этим любопытством и стремлением к познанию в большей мере, чем участники трудовой и нетрудовой миграции. Так что их участие в процессе крос-скультурной коммуникации носит более глубокий и разносторонний характер. Можно также сделать вывод, что и вклад в развитие кросскультурных коммуникаций со стороны участников процессов академической мобильности может быть заметно более ценным.
Определение кросскультурной коммуникации - актуальный дискуссионный вопрос современной гуманитарной науки. Мы в рамках данного исследования придерживаемся определения, согласно которому, крос-скультурная коммуникация - это реальное взаимодействие разнокультурных субъектов коммуникации с целью обмена значимой информацией, знакомства с традициями друг друга, в т.ч. языковыми навыками, принятыми в разных культурах знаковыми системами и т.д.
Сфера кросскультурной коммуникации представляет собой чрезвычайно интересное с точки зрения социально-психологических характеристик поле. Во-первых этот процесс охватывает очень разные сферы жизни общества от политики до индустрии развлечения и общественного питания. Сегодня практически невозможно найти такую национальную или культурную общность, которая бы не испытала значительного культурного влияния других культурных традиций. Исключением из этого правила можно считать реликтовые племена охотников и собирателей в лесах Амазонии, Папуа-Новой Гвинеи и Шри-Ланки, чей быт, язык и другие элементы культуры находятся под охраной государства [2].
Мир стремительно объединяется на основе геополитических интересов, экономической, производственной, транспортной интеграции, и глобальной информатизации. В то же самое время развитие этих процессов вследствие появления возможности сравнивать собственную культуру с культурами других народов ведет к росту культурного самосознания и культурной самоидентификации. Национальное, традиционное начинает выноситься напоказ, делается демонстративным. [3] Вследствие этого даже в тех сферах, где ранее национальное своеобразие не играло заметной роли, местная культурная специфика начинает заметно влиять как на экономику, так и на все другие аспекты жизни общества. В этой ситуации чрезвычайно важно поддерживать определенный баланс, соотношение объемов кросскуль-турных и монокультурных коммуникаций таким образом, чтобы с одной стороны разница культур, возможность культурного шока не препятствовала развитию естественной любознательности обучающихся, что яв-
ляется сущностно-необходимым качеством для формирования предметных результатов образовательной деятельности. А с другой стороны, как показал кризис европейской политики мультикультурализма, замыкание в монокультурных социальных группах недопустимо с точки зрения достижения целей и задач обучения.
Исследование специфических аспектов формирования предметных результатов образовательной деятельности, возникающих в кросскультурной среде коммуникации сегодня - одно из наиболее актуальных направлений исследования как в России, так и за рубежом. Непосредственно кросскультурные коммуникации как предмет исследования входят в сферу научных интересов после Второй мировой войны, вследствие геополитических процессов и разрушений, которые она повлекла. Однако теоретическая база для исследований этой проблематики начала формироваться несколько раньше.
В отечественной традиции научных исследований росскультурные коммуникации как естественную среду развития и самоидентификации культуры исследовали в своих трудах М.М. Бахтин [4], П.А. Сорокин[5], В.С. Библер[6] и М. Бубер[7].
Сегодня невозможно найти академическое или популярное издание, где не поднималась бы тема исследования кросскультурных коммуникаций в том или ином аспекте. Современным проблемам исследования кросскультурных коммуникаций посвящены исследования О.Н. Недосеки[1], А.А. Ергазиной[8], Л.А. Семеновой[9], Камериловой Г.С. [10]и др.
Изучение различных аспектов формирования, реализации, методического и дидактического обеспечения предметных результатов образовательной деятельности в виду постепенной эволюции Федерального государственного образовательного стандарта также сегодня является одним из приоритетных направлений педагогических исследований. С разных точек зрения эта проблема рассматривается в трудах Д.М. Дмитриевой[11], А.В. Богачевой[12], М.В. Рыбаковой[13], Н.Н. Алиевой[14] и др.
В ходе исследования следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и кросскультурный анализ литературы отечественных и зарубежных авторов; моделирование; перенос специфики межкультурной деятельности на конкретную предметную область (психология, педагогика, философия, правоведение, и.т.д.);
- эмпирические: контент-анализ профессиональных функций специалистов-гуманитариев; работа с носителями иностранного языка; обобщение передового опыта обучения и воспитания.
С нашей точки зрения сегодня, в сложившейся в высших учебных учреждениях страны ситуации, рассматривать формирование предметных результатов образовательной деятельности в отрыве от контекста кросскуль-турных коммуникаций не имеет практического смысла. Следует учитывать также формирующее воздействие кросскультурных коммуникаций на духовный мир человека и все сферы жизни общества.
В данной статье мы рассматриваем проблемы формирования предметных результатов образовательной деятельности студентов гуманитарных специальностей как своего рода индикатор того кризиса российской образовательной системы, в котором она оказалась в результате социально-экономических изменений в стране и во всем мире.
Развернувшийся процесс модернизации системы образования ориентирует нас на создание единого образовательного пространства. Вступление в 2003 г. в Болонский процесс заставляет искать качественно новые подходы к приоритетам образования [15]. Россия здесь может быть не только полноправным соавтором новой интегрирующей среды, но и стать посредником между Европейской и Азиатской моделью образования. Многолетний опыт работы со студентами в многона-
Balashova Elena Sergeevna, Bogacheva Anna Valeryevna, Voronkova Anna Aleksandrovna and others pedagogical
ON THE QUESTION OF THE FORMATION OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL ... sciences
циональном государстве отчасти подготовил РФ к происходящим изменениям. Однако увеличившийся в последнее время поток студентов не только ближнего, но и дальнего зарубежья выявил определенные трудности, как, например, определенные противоречия между требованиями глобально-ориентированной цивилизации и монокультурным сознанием индивида.
С нашей точки зрения, неотъемлемой частью современного образования должна стать подготовка таких специалистов, которые, независимо от профессиональной направленности, будут способны реализовывать себя в условиях мультикультурного пространства.
Одним из решений проблем формирования предметных результатов образовательной деятельности может стать, с нашей точки зрения, формирование кросскуль-турной компетенции как таковой. Сегодня в числе образовательных компетенций существует своего рода ее эквивалент, общекультурная компетенция ОК-4 -«Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия». Сложившаяся на сегодняшний день картина реализации ОК-4 [16] показывает, что эта компетенция указывается в основном в учебно-методическом обеспечении гуманитарных учебных дисциплин со сравнительно небольшой долей интерактивной аудиторной нагрузки. В то же время практика показывает, что при формировании подобных навыков решающее значение имеет групповая работа в аудитории, во время которой происходит поэтапное включение всех участников в групповой творческий процесс решения учебных задач [11, 12]. Групповая творческая работа и усвоение материала творческого характера активизирует соревновательные тенденции, стремление к развитию процесса коммуникации, желание высказаться и внимание, если не уважение к чужому мнению [17].
Формирование кросскультурной компетенции как активатора формирования предметных результатов образовательной деятельности в целом требует разработки как тактики, так и стратегии обучения, включая постановку перспективных целей исследования, этапов достижения цели, ответственных за их достижение и т.д. [18-20].
Организация и проведения аудиторных занятий подобной целевой направленности требует тщательной методической подготовки. Преподаватель должен заранее определить то общее, что объединяет представителей различных культур и наиболее яркие или болезненные их различия. В начале занятия педагог должен дать экспозицию исследуемой темы в виде кейса, раскрывающего ее место в общемировом процессе, важность для развития каждой культуры и т.п. Далее необходимо вовлечь обучающихся в дискуссию посредством стимула, носящего естественный дискуссионный характер - им может стать как то общее, что есть у представителей обеих культур, так и то, что их разделяет, способы отвечать вызовам новейшего времени и т.д.. Для выявления наиболее актуальных дискуссионных вопросов необходимо заранее составить вопросы, которые их выявят, как вариант - в форме анкетирования. Также имеет смысл подготовить примеры страноведческих и культурных реалий, отвечающих теме занятия.
Все это требует, в первую очередь, от современного преподавателя сложной кросскультурной подготовки, развития имеющихся навыков интерактивного взаимодействия, языковых коммуникативных навыков, толерантности, широких взглядов и обширной гуманитарной подготовки.
Огромный потенциал развития кросскультурных компетенций как для профессорско-преподавательского состава, так и для студентов на наш взгляд кроется в освоении учебных дисциплин гуманитарного профиля благодаря их специфике, т.к. аудиторные занятия при изучении гуманитарных учебных дисциплин сами по 14
себе - коммуникативное поле, в котором можно и нужно устно и письменно выражать свои мысли, свое мнение и отношение, что практически неосуществимо в ходе аудиторных занятий по изучению естественно-научных или технических дисциплин.
По видимому, вся перспектива выживания человечества в третьем тысячелетии зависит от способности адекватного решения проблем кросскультурной коммуникации в текущий момент времени, что ставит задачу исследования в один ряд с основными стратегическими задачами высшего образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Недосека О.Н. Понятие кросскультурная коммуникация в современном гуманитарном знании. - Тольятти, Вектор науки ТГУ 4(7). Серия: Педагогика, психология, 2011. - С. 201 - 203.
2. Баканова М. Последние австралоиды Шри-Ланки
- Ведды // Информационное агентство "REX" URL: http://www.iarex.ru/articles/51550.html
3. Балашова Е.С. Современные проблемы восприятия произведений искусства в контексте крос-скультурных коммуникаций и художественной критики // Культура и образование. - Февраль 2014.
- № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi. ru/2014/02/1402
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М., Искусство, 1986. - 445 с.
5. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. М: Издательство политической литературы, 1992. - 413 с.
6. Библер, В. От наукоучения к логике культуры / В. Библер. - М.: Издательство политической литературы, 1991. - 414 с
7. Бубер М. Проблема человека / М. Бубер. - К.: Ника-Центр, Вист-С, 1998. - 403 с.
8. Ергазина, А.А. Формирование опыта интеркультурной деятельности студента в образовательной среде вуза: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Оренбург. гос. пед. ун-т. - Оренбург, 2006. - 23 с.
9. Семенова, Л.А. Содержание и методы обучения студентов туристского вуза кросскультурным коммуникациям: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Л.А. Семенова. - М., 2001. - 22 с.
10. Камерилова Г.С., Картавых М.А. Коммуникативная компетентность бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности: концептуальные подходы и циклическая модель формирования // Вестник мининского университета, 2017, №1 (18). -Н.Новгород, НГПУ им. К. Минина, 2017. С. 9.
11. Дмитриева Д.М. Учебная дискуссия как средство преодоления языкового барьера у иностранных студентов-медиков на занятиях по русскому языку // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 37-40.
12. Богачева А.В., Макарова М.Д. К вопросу о социально-культурной адаптации иностранных студентов в РФ // Великие реки 2017 труды конгресса 19-го Международного научно-промышленного форума: в 3 томах. ННГАСУ, 2017. - С. 387-389.
13. Рыбакова М.В., Зернова Л.П., Матраева А.Д. Гуманитарные дисциплины как средство формирования общекультурных компетенций студентов // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXXVII между-нар. науч.-практ. конф. № 5(37). - Новосибирск: СибАК, 2014.
14. Алиева, Н.Н. Лингвокультурология, межкультурная коммуникация и кросскультурная лингвистика [Электронный ресурс] / Н.Н. Алиева. - Режим доступа: http://gendocs.ru/v22938/ - Дата обращения - 13.02.2018.
15. Пискунова Е.С. Зарубежный опыт реализации образовательных программ // Universum: Вестник Герценовского университета. - СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. С. 19-21.
16. Федеральный государственный образовательный
Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)
педагогические науки
Балашова Елена Сергеевна, Богачева Анна Валерьевна, Воронкова Анна Александровна и другие К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ...
стандарт основного общего образования ФГОС / Под ред. Гончарова Н.В. - М.: Просвещение, 2018. - 61 с.
17. Балашова Е.С., Пшеничнова А.Ю. К вопросу о современных особенностях восприятия художественного текста: кросскультурный аспект // Сборник статей XIV международной научно-практической конференции «Российская наука в современном мире». - М.: «Научно-издательский центр «Актуальность.РФ», 2018. С. 170-172.
18. Недосека О.Н., Науменко А.В. Исследование кросскультурной компетентности педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - Тольятти, ТГУ, 2011. С. 219 - 223.
19. Кутепова Л.И., Сидякова В.А. Требования к разработке оценочных средств образовательных результатов // Сборник статей «Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования». - Н. Новгород, НГПУ им. К. Минина, 2017. С. 22-25.
20. Ершова М.Р. Кросскультурный диалог в массовом музыкальном образовании второй половины XIX - начала XX века // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - М.: МПГУ, 2015. С. 146-154.
Статья поступила в редакцию 02.02.2018
Статья принята к публикации 26.03.2018