УДК 378.126 © Жолудова А.Н., Полякова О.В., 2016
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования психолого-педагогической компетенции преподавателей, аспирантов и магистров высшей медицинской школы. Определена компетенция преподавателя, как совокупность профессиональных знаний, умений, навыков, ценностей, а также готовность их использовать для эффективного осуществления деятельности, и критерии оценки ее сформиро-ванности. На основании этого обоснован уровень теоретической и практической подготовки слушателей, на котором рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности. Изложены и обобщены выводы по внедрению в образовательный процесс вуза инновационных педагогических технологий, с целью формирования психолого-
©Zholudova A.N., Polyakova O.V., 2016
PROBLEM OF FORMATION OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL COMPETENCE OF TEACHERS IN HIGHER EDUCATION
Abstract. The problem of the formation of psycho-pedagogical competence of teachers, graduate students and masters of higher medical school. Determined the competence of the teacher, as a set of professional knowledge, skills, values, and the willingness to use them for the effective implementation of activities and the criteria for assessing its formation. On the basis of the justified level of theoretical and practical training of students, which addresses the problem of formation of communicative competence. Presented and summarized the conclusions for the implementation of the educational process of the university innovative educational technologies, with a view to the formation of psycho-pedagogical competence of the teacher, one of the indicators of which is communicative compe-
педагогической компетенции преподавателя, одним из показателей которой является коммуникативная компетентность.
Ключевые слова:преподаватель,
психолого-педагогическая компетентность, педагогическая деятельность, система повышения квалификации, коммуникативная компетентность.
tence.
Keywords: teacher, psycho-pedagogical training, pedagogical activity, system training, communicative competence.
В последнее время постоянно повышаются требования к психолого-педагогической компетентности преподавателя высшей школы. В первую очередь это зависит от социального заказа на подготовку кадров высшей квалификации, способных развивать инновационную экономику и обеспечивать конкурентоспособность государства. А это, в свою очередь, требует всестороннего совершенствования образовательного процесса в вузе, значительного повышения его качества; внедрение инновационных подходов к подготовке студентов; повышение требований к компетентности вузовских преподавателей.
Информатизация образования расширяет возможности преподавателей в передаче учебного знания, заставляет их осваивать современные информационные технологии, в том числе, технологии дистанционного обучения; использовать образовательные технологии, в которых упор делается на самостоятельную работу студентов. Все это меняет позицию и роль преподавателя в дидактическом процессе вуза, характер коммуникативного взаимодействия со студентами. И, наконец, компетентностный подход к подготовке современных специалистов, предусмотренный реформой высшего образования, ставит в число первоочередных не только проблему формирования социально-
профессиональных компетенций студентов, но и развитие психолого-педагогической компетентности самого преподавателя.
Под компетентностью преподавателя высшей школы мы понимаем совокупность профессиональных знаний, умений, навыков, ценностей, а также готовность их использовать для эффективного осуществления деятельности. Критериями оценки сформированности компетентности вузовского преподавателя являются, таким образом, совокупность его профессиональных знаний, умений, навыков, ценностей, которыми он руководствуется в своей деятельности, и мо-тивационная готовность квалифицированно, с высоким уровнем качества выполнять профессиональные функции.
В последние годы усиливается тенденция к обязательности психолого-педагогической подготовки вузовских преподавателей в системе дополнительного профессионального образования. С этой целью кафедра педагогики, психологии и ТСО ФДПО РязГМУ осуществляет обучение магистров по курсу «Технологии профессионально-ориентированного обучения», аспирантов -«Профессиональная педагогика и методика преподавания в высшей школе», «Педагогическая риторика» и преподавателей - «Преподаватель высшей школы», «Педагогика и психология высшей школы». Особое внимание уделяется новым требованиям к компетентности преподавателя, связанным с процессами реформирования, интернационализации, информатизации высшей школы. Практический курс включает продуманную систему занятий, в основе которых разнообразные проблемные, игровые, дискуссионные, эвристические методы обучения, овладев которыми, преподаватели, аспиранты и магистранты смогут впоследствии применять их в собственной педагогической деятельности.
Помимо серьёзной теоретической подготовки, слушатели приобретают реальный практический опыт. Весь процесс обучения на курсах повышения квалификации построен на формировании коммуникативной компетентности преподавателя вуза и применении полученных знаний в образовательном про-
цессе с использованием инновационных технологий. Благодаря компетентности в общении человек способен точно понимать и оценивать поведение окружающих людей, способен выбирать наиболее продуктивный способ взаимодействия с ними, избегать психотравмирующих ситуаций[2]. Коммуникативная компетентность предполагает ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, умение быстро и адекватно ориентироваться в многочисленных и разнообразных коммуникативных ситуациях, овладение эффективной техникой общения.
Следует отметить, что достижение желаемых коммуникативных целей предполагает наличие адекватного коммуникативного поведения. Неэффективен будет профессионал, желающий установить с оппонентом близкие, положительно окрашенные эмоциональные отношения и в то же время демонстрирующий доминирующее, конкурирующее поведение (поскольку только ему и был обучен) [5]. Преподаватель должен быть способным к диалогическому, не-манипулятивному общению. Н. Бехтерева считает, что «когда работаешь с человеком, имеешь право работать с ним только в том случае, если под ним видишь либо близкого человека, либо самого себя, кто дороже, и тогда можешь идти. А если представлять, что это объект исследования, так нельзя» [3].
Оценка показателей коммуникативной компетентности преподавателей вуза проводилась при обучении педагогике, методике обучения и педагогической риторике в процессе следующих взаимодействий со слушателями:
- защита рефератов, научно-исследовательских проектов и выпускных квалификационных работ;
- выступления на семинарах или круглых столах по результатам прохождения циклов;
- проведения лекционных, практических или семинарских занятий, воспитательных мероприятий со студентами во время педагогической практики;
- посещение учебных занятий своих коллег.
Именно коммуникативная компетентность преподавателя позволяет успешно решать новые педагогические задачи.Уровень развития коммуникативной компетентности определяетпсихологический климат в коллективе, стимулирует деятельностьпреподавателя и учащихся, повышает мотивацию и интерес к предстоящей учебной деятельности, побуждает к творческой активности. Можно определить критерии эффективности обучения:
- оценка качества занятий;
- мнение студентово качестве занятий у данного преподавателя;
- количество выступлений на семинарах, конференциях по вопросам совершенствования учебного процесса;
- количество статей, тезисов по вопросам научной организации учебного процесса.
В процессе экспериментальной проверки эффективности технологии развития коммуникативной компетентности были исследованы 110 преподавателей Рязанского государственного медицинского университета имени И.П. Павлова и Рязанского высшего воздушно десантного командного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова, обучающихся на курсах повышения квалификации на кафедре педагогики, психологии и ТСО ФДПО РязГМУ. Результаты исследования показали, что обучение в аспирантуре и на курсах повышения квалификации, активная научно-исследовательская работа по проблемам педа-гогикии психологии приводит к снятию затруднений, стереотипов в деятельности, особенно в аналитических умениях и исследованиях деятельности, что положительно сказывается как на дальнейшей самообразовательной работе, так и на профессиональной деятельности[5].
Коммуникативная компетентность оценивалась экспертами-преподавателями кафедры педагогики, психологии и ТСО ФДПО и студентами. Преподаватели-эксперты посещали занятия преподавателей, чьядеятельность должна была совершенствоваться во время педагогической практики. Мы отме-
тили, что количество непродуктивных воздействий уменьшилось, а продуктивные приемы удвоились. Многие преподаватели переключили свое внимание на организацию деятельности, а не поведения, 40 % преподавателей, не использовавших оценивание деятельности до обучения, ввели ееобязательнымэлемен-том в свою деятельность. В деятельности большинства преподавателей возросло использование такихприемов, как одобрение, подбадривание, создание обстановки доверия и др. Не стало отрицательных оценок личности студентов, нотаций, угроз и т.д. Преподаватели стали активнее использовать интерактивные методы обучения: деловые игры, кейс-методы, групповую, парнуюи индивидуальную работу и др. [4].
Мы учитывали и мнение студентов о коммуникативной деятельности преподавателей. Опрос мнения студентов был проведен по специально разработанной анкете «Преподаватель глазами студентов».Результаты опроса студентов показали, что студенты стали охотнее задавать вопросыпреподавателю, чаще обращались к нему за консультацией. Не стало преподавателей, у которых отсутствует оценочная деятельность. Количество студентов, которым было затруднительно и трудно устанавливать взаимоотношения с этой группой препо-давателей,уменьшилось в 3 раза. Почти в 2 раза сократилось число студентов, которые стеснялись обратиться с вопросомк преподавателю. То есть наметилось облегчение в общении преподавателей со студентами на занятии [1].
Результаты эксперимента позволили сделать вывод о том, данный курс способствует совершенствованию своей педагогической деятельности и коммуникативной компетентности преподавателей назанятиях по всем предложенным критериям:
1) студентам стало легче строить с ними общение; сократилось число конфликтов; студенты в два раза чащестали обращаться с вопросами за консультацией к преподавателю;чаще задавали вопросы на занятии;
2) более 92 % слушателей оценивают обучение как «очень полезное», остальные как «полезное», 95 % слушателей отметили большую практическую значимость обучения;
3) у преподавателей, прошедших повышение квалификации по предложенной программе, и у аспирантов, возрос интерес к психолого-педагогическим проблемам, а именно, они стали чаще выступать на конференциях и семинарах по научной организации труда, научились видеть новые психолого-педагогические проблемы и успешно их решать, повысили интерес кса-мообразовательной работе.
Эти результаты были достигнуты при проведении таких видов и форм учебной деятельности, которые активизируют самостоятельное мышление слушателей, соответствуют диалогической сущности общения, ориентируют преподавателей вузов на достижение более высокого уровня профессиональной коммуникативно-речевой компетентности.
Итак, в ходе обучения по программам дополнительного профессионального образования происходит коррекция коммуникативной деятельности преподавателей и совершенствование коммуникативной компетентности. Проведенное исследование позволяет сделать главный вывод: педагогическая деятельность многих преподавателей медицинского и других вузов недостаточно совершенна, поэтому перестройка педагогической деятельности преподавателей, в частности, формирование психолого-педагогической компетенции возможна при совершенствовании технологий обучения на курсах повышения квалификации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Жолудова, А.Н. Поликультурное образование в системе повышения квалификации преподавателей медицинского вуза / А.Н. Жолудова, О.В. Полякова // II Международная научно-практическая конференция «Поликультурное
образовательное пространство Поволжья: интеграция регионального и международного опыта». - Казань: КФУ, 30 октября 2014. - С. 178 - 181.
2. Жолудова, А.Н. Современные образовательные технологии в высшей медицинской школе / А.Н. Жолудова, О.В. Полякова // Вестник Московского университета МВД России. - Рязань: РФ МосУМВД России, 2014. - С. 56 - 59.
3. К 90-летию со дня рождения Натальи Бехтеревой [Электронный ресурс] // Портал психологических новостей. URL:http://psypress.ru/media/ 26953^Ыш1 (дата обращения 15.07.2014)
4. Полякова, О.В. Методы организация учебного процесса на циклах повышения квалификации преподавателя-врача с использованием индивидуального образовательного маршрута / О.В. Полякова, А.Н. Жолудова// IV Всероссийская научно-методическая конференция «Методы обучения и организация учебного процесса в вузе». - Рязань: РГРТУ, 4 февраля 2015. - С. 44 - 46.
5. Полякова, О.В. Социокультурные системно-ценностные основы в профессионально-этической подготовке преподавателей / О.В. Полякова, А.Н. Жолудова // Современная высшая школа: инновационный аспект. - №2 (32), 2016. - С. 64 - 70.
6. Жолудова А.Н. Совершенствование процесса повышения квалификации преподавателей вуза (обмен опытом) [Электронный ресурс] / А.Н. Жолудова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2015. № 3 (10). Режим доступа:http://humjoumaLrzgmu.ra/art&id=152 (дата обращения: 30.08.2016).