Научная статья на тему 'Совершенствование процесса повышения квалификации преподавателей вуза (обмен опытом)'

Совершенствование процесса повышения квалификации преподавателей вуза (обмен опытом) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
507
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕ СКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PEDAGOGICAL PROFESSIONALISM / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / MODERN TECHNOLOGY OF IMPROVING UNIVERSITY TEACHER'S TRAINING / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION AND COMPUTER TECHNOLOGIES / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE EDUCATION / INNOVATION IN TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жолудова А. Н.

В статье идет речь о совершенствовании методики преподавания педагогики на курсах повышения квалификации преподавателей вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жолудова А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING UNIVERSITY TEACHER’S TRAINING (EXCHANGE OF EXPERIENCE)

The paper presents the ways of improving the teaching methods of pedagogy in courses for advanced training of teachers and professors of the University.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса повышения квалификации преподавателей вуза (обмен опытом)»

УДК 159.9.072.53 © Жолудова А.Н., 2015 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА (ОБМЕН ОПЫТОМ)

Аннотация. В статье идет речь о совершенствовании методики преподавания педагогики на курсах повышения квалификации преподавателей вуза.

Ключевые слова: педагогический профессионализм, инновационные подходы в обучении, современные технологии повышения квалификации, информационно-коммуникативные и ком-пъютерные технологии, дистанционное обучение.

© Zholudova A.N., 2015 IMPROVING UNIVERSITY TEACHER'S TRAINING (EXCHANGE OF EXPERIENCE)

Abstract. The paper presents the ways of improving the teaching methods of pedagogy in courses for advanced training of teachers and professors of the University.

Keywords: pedagogical professionalism, innovation in training, modern technology of improving university teacher's training, information and communication and computer technologies, distance education.

Преподавание в высшей школе как профессиональное занятие стоит перед проблемой решительных изменений, связанных с отказом от традиционной модели подготовки специалиста, поиском новых форм организации учебного процесса. Соответственно встает вопрос: каким требованиям сегодня должна отвечать система повышения квалификации преподавателей вуза? Какие технологии последипломного педагогического образования действительно обеспечивают профессиональное и личностное развитие, создают возможность реализации механизмов самообразования?

Функции преподавателя вуза расширяются и усложняются: это уже не только знающий своей предмет специалист, но и педагог-профессионал. Он не

может быть просто лектором, «носителем» информации, способным излагать основы научных знаний. В образовательной модели имеет место потребность в игротехниках, фасилитаторах, тьюторах, инструкторах, тренерах, консультантах, экспертах, научных руководителях, способных создавать условия, среды, ситуации, позволяющие осваивать способы и методы исследования собственных резервов для решения учебных, профессиональных, исследовательских и других личностно значимых проблем. Главным образовательным ресурсом становится не столько сам по себе объем знаний, сколько способность добывать знания, передавать его, отфильтровывать, инвентаризировать, интегрировать, превращать в новый тип знаний.

Готов ли к такой работе преподаватель вуза? К сожалению, до сих пор в высшем образовании господствующей является узкопрофессиональная подготовка специалистов. Сами преподаватели вуза «выросли» в традиционной системе образования, являются в основном «продуктом» узкопрофессиональной подготовки и носителями соответствующих образцов педагогической деятельности, характерных для конвейерной модели образования. Такое впечатление, что педагогический профессионализм преподавателя вуза растет «сам по себе». И каждый пытается разрешить эти вопросы по-своему, зачастую опираясь на образцы «своих» преподавателей, а часто путем проб и ошибок, ценой физических перегрузок, эмоционального напряжения, переутомления, приводящих к стрессам, хронической усталости, разочарованию. Отсутствие базового педагогического образования у определенной части преподавателей вуза также обусловливает слабую как теоретико-методологическую так и технологическую подготовку.

Поэтому повышение квалификации для преподавателей вузов является необходимостью, поскольку выступает показателем, характеризующим уровень развития образовательного учреждения. Важным фактором является то, что мир современных знаний развивается стремительно и, соответственно, дина-

мично должны развиваться те, кто их несёт в массы. Современный преподаватель это не только учитель и педагог, но и профессионал, эксперт в своей дисциплине, обладающий знанием современных информационных технологий, педагогики, психологии, организатор инновационной деятельности студентов, стимулирующий их творческие способности.

Знания по педагогике, теории обучения в вузе, полученные в рамках курсов «Преподаватель высшей школы», «Педагогика», «Педагогика и психология высшей школы», должны служить теоретической и концептуальной основой деятельности педагога. Обучение на кафедре педагогики, психологии и ТСО ФДПО Рязанский государственный медицинский университет имени И.П. Павлова включает лекции, семинары, проведение различных занятий, закрепляющих практические навыки. Курсы проходят в очной и дистанционной формах обучения.

Занятия преподавателей кафедры по планированию обучения, самому обучению, основанного на проектах, метода кейсов, практическому применению оценки компетенции, продуктивны и познавательны. Необходимым образовательным элементом программы повышения квалификации является наличие выездных занятий, практики, деловой игры, конференций. Основополагающим содержанием курсов является не только ознакомление с инновационными подходами в обучении, но и демонстрация при помощи обучающих тренингов возможности применения современных образовательных технологий в обучении.

Основными элементами деятельности выступают также дискуссии, выполнение творческих работ, круглые столы, конференции, устная и письменная рефлексии. Такая работа позволяет ее участникам разработать свои проекты инновационной деятельности в вузе, направленные на изменение образовательной ситуации, учебного процесса. Реализация проектов способствует развитию инновационной практики в вузе и совершенствованию качества образования.

Реализация разработанных преподавателями кафедры современных технологий повышения квалификации преподавателя вуза обеспечивает достижение поставленных целей - развитие способности к инновационной деятельности и самообразованию, новый уровень педагогического профессионализма.

Большой интерес в плане ознакомления с новыми информационно-коммуникативными и компьютерными технологиями представляют лекции преподавателей кафедры, которые знакомят слушателей с информационными и коммуникационными технологиями и демонстрируют методику их использования в процессе занятий. Владение информационными и коммуникационными технологиями преподавателями вузов является основой повышения качества образования. Использование средств ИКТ для создания учебно-методического обеспечения позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Компетентное использование ИКТ преподавателем увеличивает педагогическое воздействие на формирование творческого потенциала студента. По мере накопления образовательных информационных ресурсов инновационные технологии должны занять достойное место в образовательном процессе вуза, и сделать возможным формирование на их основе разного уровня программ подготовки и переподготовки специалистов.

В настоящее время использование дистанционного обучения как одной из инновационных технологий в системе подготовки специалистов способствуют как внешние, так и внутренние предпосылки. Внешние определяются социальным заказом, внутренние - потребностями самой системы подготовки специалистов. Мы полагаем, что внешние предпосылки являются одним из факторов формирования специального заказа, предъявляемого к системе дистанционного обучения. Внутренние предпосылки оказывают влияние на функционирование системы, перестройку её работы на основе использования технологий дистанционного обучения. Отмечается острота проблемы, связанной со специализированной подготовкой субъектов дистанционного учебного процесса как клю-

чевой. Необходимо обеспечить всеобщее курсовое обучение фасилитаторов: координаторов, кураторов, преподавателей, тьюторов, педагогов-технологов - с целью овладения современными методами, технологиями обучения, ознакомления с особенностями дистанционных учебных программ.

Дистанционная часть курса является продолжением очных занятий. Обучение педагогов проходит в дистанционном режиме в отложенном времени и с практическими занятиями в режиме реального времени по согласованному и утвержденному расписанию. Слушатели переходят к самостоятельной работе с учебными материалами: знакомятся с обязательной и дополнительной литературой, выполняют практические и проектные работы. Используя интернет, слушатели находятся в постоянном контакте друг с другом и с преподавателями:

- задают свои вопросы преподавателю и друг другу в форумах;

- сдают выполненные работы;

- делятся своим практическим опытом, в том числе знакомят остальных со своей методической или учебной деятельностью в Интернете, публикуя в форумах ссылки.

Преподаватели курса обучения:

- рецензируют работы;

- отвечают на вопросы;

- информируют слушателей о прохождении отдельных модулей и курса в целом;

- поддерживают дискуссию в форумах - побуждают слушателей высказываться и реагировать на высказывания друг друга;

- проводят индивидуальные и коллективные консультации в режиме телеконференций.

Таким образом, обучение на курсах основано на актуальном сегодня компетентностном подходе с использованием активных методов и технологи-

ческих ресурсов поддержки для получения знаний. Результаты повышения квалификации преподавателей вузов, как правило, очевидны. Они проявляются в новых возможностях карьерного роста, в получении новых знаний и полезной информации, в систематизации уже имеющегося опыта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гетман Н.А. Формирование профессионально-педагогической компетентности преподавателя медицинского вуза с помощью гуманитарных технологий / Н.А. Гетман // Педагогическое образование в России .- 2012. - № 3. -С.3-6.

2. Жолудова А.Н. К вопросу об оценке качества деятельности преподавателя медицинского вуза / Реализация непрерывного профессионального образования как основа повышения качества подготовки медицинских кадров: материалы Всероссийской конференции студентов и молодых специалистов // А.Н. Жолудова, Т.А. Болобонкина, Н.В. Шатрова. - Рязань: РИО РязГМУ, 2015. - С. 66 - 68.

3. Жолудова А.Н. Медико-педагогические основы подготовки специалистов в высшей медицинской школе / Aktualne problemy nowoczesnych nauk -2014: materialy X miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. Vol. 12. Pe-dagogiczne nauki // А.Н. Жолудова, О.В. Полякова. - Przemysl, 2014. - S. 65-68.

4. Жолудова А.Н. Основы интерактивного обучения специалистов в высшей медицинской школе // Материалы Межрегиональной научной конференции РГМУ с международным участием / А.Н. Жолудова. - Рязань: РязГМУ, 2014. - С. 112 - 115.

5. Жолудова А.Н. Перспективы дистанционного обучения в системе повышения квалификации преподавателей вуза / Современные подходы к формированию образовательного процесса в медицинском вузе: опыт, проблемы, перспективы: материалы Межрегиональной научно-методической конференции с

международным участием // А.Н. Жолудова. - Рязань: РязГМУ, 2013.- С. 237 -240.

6. Жолудова А.Н. Профессионально-коммуникативная компетентность врача-педагога как критерий качества подготовки специалистов / Модернизация образования: история и современность: материалы международной научно-практической конференции // А.Н. Жолудова. - Рязань, РГУ им. С.А. Есенина, 2014. - С. 95-98.

7. Жолудова А.Н. Роль педагогической риторики в повышении профессиональной компетентности преподавателей медицинских вузов / Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы гетерогенных групп и инклюзивного образования: материалы международной научно-практической конференции // А.Н. Жолудова. - Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2014. - С. 24 - 28.

8. Жолудова А.Н. Современные образовательные технологии в высшей медицинской школы / Вестник Рязанского филиала МосУ МВД России. Рязань: Рязанский филиал МосУ МВД России // А.Н. Жолудова, О.В. Полякова. - № 8. -2014. - С. 56-59.

9. Мандриков В.Б., Краюшкин А.И., Перепелкин А.И. Роль личности преподавателя в реализации интерактивных форм обучения в образовательном пространстве медицинского университета // Медицинское образование и вузовская наука. 2013. № 3 (1) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.movn.ru/electronnoe-obrazovanie/rol-lich. (дата обращения 17.04.2015)

10. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2006. - 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.