Научная статья на тему 'Информационные технологии в системе непрерывного професиионального образования работников здравоохранения'

Информационные технологии в системе непрерывного професиионального образования работников здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
873
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНЕ / INFORMATION TECHNOLOGIES IN MEDICINE / НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING MEDICAL EDUCATION / ОБУЧЕНИЕ МЕДРАБОТНИКОВ / TRAINING HEALTH-CARE WORKERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколина Е. Н., Федосова О. А.

В статье рассматриваются проблемы использования информационных технологий в системе здравоохранения. Компьютер является неотъемлемым рабочим инструментом и в медицинской деятельности. Умение использовать информационные технологии становится одним из важных профессиональных навыков медика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGY IN THE SYSTEM OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION FOR HEALTH WORKERS

The article deals with the problem of the use of information technology in the health system. The computer is an indispensable working tool in medical practice. The ability to use information technology is becoming an important medical skills.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в системе непрерывного професиионального образования работников здравоохранения»

УДК 331.108.45+004.9 © Соколина Е.Н., Федосова О.А., 2015 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы использования информационных технологий в системе здравоохранения. Компьютер является неотъемлемым рабочим инструментом и в медицинской деятельности. Умение использовать информационные технологии становится одним из важных профессиональных навыков медика.

© Sokolina E.N., Fedosova O.A., 2015 INFORMATION TECHNOLOGY IN THE SYSTEM OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION FOR HEALTH WORKERS

Annotation. The article deals with the problem of the use of information technology in the health system. The computer is an indispensable working tool in medical practice. The ability to use information technology is becoming an important medical skills.

Keywords. information

technologies in medicine, continuing medical education, training health-care workers.

Ключевые слова: информационные технологии в медицине, непрерыьвное медицинское образование, обучение медработников.

Модернизация здравоохранения является одним из приоритетных направлений концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Первоочередной задачей является повышение качества жизни населения: «Основной целью государственной по-

литики в области здравоохранения на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки» [3]. Основными направлениями развития здравоохранения в России является его технологическая модернизация, внедрение новых стандартов медицинской помощи и повышение уровня квалификации медицинских работников.

В современных условиях информатизации общества построение эффективно функционирующей системы здравоохранения, повышение качества и обеспечение доступности медицинской помощи для населения невозможны без широкого использования современных информационно-коммуникационных технологий. Компьютер является сегодня неотъемлемым рабочим инструментом в самых разных сферах медицинской деятельности. Поэтому умение использовать информационные технологии становится одним из самых важных профессиональных навыков медика [4].

Студенты медицинских вузов и колледжей осваивают компьютерные технологии в рамках курсов "Медицинская информатика", "Современные информационные технологии", но для того чтобы эти знания и умения отвечали требованиям времени, необходимо их регулярное обновление.

В жизнь медицинского сообщества прочно вошли термины "непрерывное медицинское образование", "непрерывное профессиональное развитие". Непрерывное медицинское образование можно определить, как обязательное для медицинских работников постоянное обучение по программам повышения квалификации, которое начинается после получения специальности и длится в течение всей профессиональной жизни. Понятие непрерывное профессиональное развитие несколько шире, чем непрерывное медицинское образование, и включает, кроме совершенствования профессиональных знаний и умений по своей

специальности, получение дополнительных компетенций, например, по управлению качеством медицинской помощи, управлению отделением и др.

Основная роль в непрерывном профессиональном развитии работников здравоохранения отводится системе последипломного образования.

В 2001 году в Рязанском государственном медицинском университете имени академика И.П. Павлова на факультете дополнительного профессионального образования была создана кафедра педагогики и психологии ФДПО с курсом ТСО под руководством доктора педагогических наук, профессора Островской Лидии Васильевны.

На кафедре с момента ее основания проходят повышение квалификации сотрудники образовательных учреждений и учреждений здравоохранения. Учитывая особую значимость развития новых медицинских технологий, наряду с тематическими курсами по педагогике и психологии проводятся курсы повышения квалификации по тематике "Информационные технологии" для медицинских работников. За 14 лет существования кафедры здесь прошли повышение квалификации более двух тысяч курсантов - сотрудников системы здравоохранения.

Задача преподавателей курса - сформировать у слушателей устойчивые навыки владения ПК, создания и обработки текстовых документов, электронных таблиц, умения находить профессионально значимую информацию в сети Интернет, пользоваться сервисами глобальной сети для осуществления взаимодействия с членами медицинского сообщества и др.

На курсах обучаются медработники разных возрастных категорий и разного уровня владения информационными технологиями. Очевидно, что курсанты более молодого возраста, которые используют ПК, Интернет, мобильные приложения, воспринимают учебный материал легче, чем люди старшего поколения, поэтому обучение на циклах "Информационные технологии" организовано в три этапа, с учетом различной степени подготовленности слушателей:

1 уровень - "Основы компьютерных технологий" - для начинающих пользователей. На этом этапе изучаются общая организация персонального компьютера, системное и прикладное программное обеспечение, принципы управления файловой системой, осваиваются базовые навыки работы пользователя ПК.

2 уровень - "Информационные технологии в медицине" - посвящен освоению навыков обработки профессиональной информации средствами Microsoft Word, Microsoft Excel, ознакомлению с общими принципами организации сети Интернет, изучению приемов поиска профессионально значимой информации в глобальной сети, знакомству с медицинскими ресурсами Интернет.

На 3 уровне - "Информационные технологии в здравоохранении" - слушатели учатся использовать сервисы Интернет для коммуникаций с участниками медицинского сообщества - электронную почту, ICQ, Skype; продолжают знакомиться с медицинскими Интернет-ресурсами.

В рамках каждого цикла проводятся лекции, семинары, практические занятия. Основные темы закрепляются проведением промежуточной аттестации в форме тестирования, устного опроса. Каждый этап обучения завершается итоговой аттестацией: слушатели выполняют и защищают курсовую работу по тематике цикла.

В процессе обучения преподаватели кафедры стремятся не только восполнить профессиональные знания и умения специалиста, но и побудить его к личностному развитию, к овладению базовыми компетенциями.

Учебно-методическое обеспечение циклов по информационным технологиям разработано сотрудниками кафедры: профессором, к.т.н. Григорьевым В.Л., доцентом Федосовой О.А., ст. преподавателем Соколиной Е.Н. и включает учебные пособия:

• Самоучитель по Excel [5],

• Медицинские ресурсы Internet [2],

• Телемедицина,

• Информационные технологии высшей медицинской школы [1],

• Методические указания по проведению практических занятий по тематике циклов и др.

Эти материалы доступны слушателям курсов как в электронном, так и в печатном вариантах.

По окончании курса проводится анкетирование слушателей. В анонимных анкетах мы просим оставить свои отзывы о курсах, о преподавателях, проводивших занятия, о качестве учебно-методических материалов и др. Анализ анкет позволяет нам выявить и учесть в дальнейшей работе пожелания курсантов. Подавляющее большинство обучающихся оставляют положительные отзывы, отмечают, что приобрели необходимые знания и навыки и готовы применять их в профессиональной деятельности.

Лечебно-профилактические учреждения Рязани оснащаются современным оборудованием, медицинскими информационными системами, осуществляется переход на электронный документооборот. Реальность такова, что современный врач, медицинская сестра, организатор здравоохранения не смогут эффективно выполнять свои профессиональные обязанности без использования информационных технологий. Поэтому циклы, связанные с изучением информационных технологий, были и остаются очень востребованными. Преподаватели, участвующие в проведении занятий на циклах информационных технологий, регулярно повышают квалификацию, обновляют теоретические и практические знания, осваивают современные методы решения профессиональных задач, новые педагогические приемы и технологии, активно используют современные технические средства обучения.

Кафедра педагогики, психологии и ТСО ФДПО развивается, и одним из перспективных направлений ее работы является использование в учебном про-

цессе новых методов и форм обучения - дистанционных образовательных технологий.

Рязанский государственный медицинский университет - современный вуз, активно внедряющий инновационные методы и средства обучения, новейшие технологии образовательной деятельности: Интернет-тестирование, программы дистанционного обучения. В университете функционирует система управления обучением Moodle - программное обеспечение для организации дистанционной формы обучения, дополнительной поддержки учебного процесса, электронного документооборота, для создания электронных обучающих материалов, администрирования и оценки успеваемости в рамках изучаемой дисциплины, проведения консультаций. Речь идет не о замене преподавателя компьютером, но о разумном использовании новых технологий.

На кафедре разработан обучающий курс для преподавателей университета по использованию в учебном процессе возможностей системы управления обучением Moodle. Этот курс проводится на кафедре в традиционном очном формате, а также размещен в системе Moodle и доступен для самостоятельного дистанционного освоения.

Выводы. Целью информатизации системы здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи населению на основе автоматизации процессов информационного взаимодействия между участниками. Кафедра педагогики и психологии с курсом ТСО ФДПО Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова активно способствует реализации государственной политики в области информатизации здравоохранения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

2. Информационные технологии в высшей медицинской школе : учеб. пособие / В.Л. Григорьев [и др.]. - Рязань: РязГМУ, 2007. - 110 с.

3. Григорьев В.Л. Медицинские ресурсы Internet: учеб. пособие / В.Л. Григорьев, Л.В. Островская, О.А. Федосова. - Рязань: РязГМУ, 2009. - 170 с.

4. Кутузов А.И. Проблемы формирования организационно-экономической модели российских университетов с учетом задач повышения международной конкурентоспособности. [Электронный ресурс] / А.И. Кутузов, Э.Д. Мирзоев // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2015. № 1 (8). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=125. (дата обращения 20.03.2015)

5. Островская Л.В. Самоучитель по Excel: учебник / Л.В. Островская, В.Л. Григорьев, О.А. Федосова. - Рязань: РязГМУ, 2008. - 184 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.