Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ'

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценность / культурная и нравственная ценность / ценностные ориентации / подросток / личность / моральные нормы / value / cultural and moral value / value orientations / teenager / personality / moral standards

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамбетасан Ибраев

Статья посвящена проблеме формирования нравственных и культурных ценностей у современных подростков. Приведены факты отрицательно влияющие на ценностные ориентиры подростков связанные с трансформацией общественного сознания. Показана особая актуальность нравственных и культурных ценностей для подростков. Обучения и воспитания при формировании ценностных ориентаций у подростков являются жизненными ориентирами, целями и мотивами подрастающего поколения. Поэтому такой важной задачей психологов и педагогов школы является постоянная помощь подростку в самореализации и самораскрытий позитивного потенциала своей личности, духовно-нравственных ценностных ориентаций в рамках образовательного пространства, в процессе социально организованной учебной и воспитательной деятельности. У подростков культурная идентификация носит транзитный, переходной характер и имеет в меняющемся сознании новые формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE FORMATION OF MORAL AND CULTURAL VALUES IN THE VALUE SYSTEM OF MODERN ADOLESCENTS

The article is devoted to the problem of the formation of moral and cultural values among modern teenagers. The facts are presented that negatively influence the value orientations of adolescents associated with the transformation of social consciousness. The particular relevance of moral and cultural values for adolescents is shown. Training and education in the formation of value orientations in adolescents are the life guidelines, goals and motives of the younger generation. Therefore, such an important task of psychologists and school teachers is to constantly help a teenager in self-realization and self-disclosure of the positive potential of his personality, spiritual and moral value orientations within the educational space, in the process of socially organized educational and educational activities. In adolescents, cultural identification is transitive, transitional in nature and has new forms in the changing consciousness.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ»

- Психологические науки -

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Мамбетасан Ибраев, аспирант

Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-6-3-100-102

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования нравственных и культурных ценностей у современных подростков. Приведены факты отрицательно влияющие на ценностные ориентиры подростков связанные с трансформацией общественного сознания. Показана особая актуальность нравственных и культурных ценностей для подростков. Обучения и воспитания при формировании ценностных ориентаций у подростков являются жизненными ориентирами, целями и мотивами подрастающего поколения. Поэтому такой важной задачей психологов и педагогов школы является постоянная помощь подростку в самореализации и самораскрытий позитивного потенциала своей личности, духовно-нравственных ценностных ориентаций в рамках образовательного пространства, в процессе социально организованной учебной и воспитательной деятельности. У подростков культурная идентификация носит транзитный, переходной характер и имеет в меняющемся сознании новые формы.

Ключевые слова: ценность, культурная и нравственная ценность, ценностные ориентации, подросток, личность, моральные нормы.

В психологических науках категории «ценность» и «ценностные ориентации» исследуются через элементы сознания личности, интересы и убеждения, принципы и мировоззрения.

В последние годы часто декларируются сведения о том, что идет процесс ухудшения физического и психического состояния подрастающего поколения. Как следствие из этого феномена мы можем заключить, что одновременно происходят и трансформация ценностей, в частности отмечается кризис ценностей системы, проявляющийся в снижении морально-нравственных норм, отсутствие и четких правил, императивов и принципов, характеризующих направленность в действиях и поступках личности. Поэтому у значительной части подростков разрушены и утрачены такие традиционные нравственные черты, как самоотверженность, честность, добросовестность, вера в добро, справедливость, правда, поиск идеала, романтизм, готовность к подвигу, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов и целей.

У современных подростков весьма подвижные ценностные ориентации, дина-

мика которых зависит от многих факторов такие как от уровня социализации, политических, культурных, экономических внешних факторов. Многие приоритеты, которые ранее казались незыблемыми, сменяются другими, которые определяют сегодняшние жизненные реалии. Такими путями появляются новый спектр ценностных ориентаций, разрушаются старые идеалы, традиции и формируется новый тип личности со своим набором ценностей. Такой процесс не должен быть стихийным, а проектирован на соответствующей теоретико-методологической основе.

Таким образом, ценность и ценностные ориентации современного подростка формируются и развивается на основе познания идеалов и ценностей, процесс обучения и воспитания. Обучения и воспитания при формировании ценностных ориента-ций у подростков являются жизненными ориентирами, целями и мотивами подрастающего поколения. Поэтому такой важной задачей психологов и педагогов школы является постоянная помощь подростку в самореализации и самораскрытий позитивного потенциала своей личности, ду-

- Психологические науки -

ховно-нравственных ценностных ориента-ций в рамках образовательного пространства, в процессе социально организованной учебной и воспитательной деятельности.

В концепции воспитания школьников и учащейся молодежи Кыргызской Республики до 2020 года в качестве основных принципов воспитания приведены следующие принципы:

- воспитание формирует личность, востребованную обществом, что нацеливает на развитие у ребенка (подростка, молодого человека/девушки) таких качеств, как ответственность за свою жизнь, толерантность, социальная компетентность и т.д.;

- воспитание направлено на достижение двух важнейших задач социализации;

- освоение ребенком/подростком/юношей/девушкой норм поведения, принятых в обществе;

- построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям [1].

Одним из современных проблем подростков наших дней являются игровая компетенция онлайн-зависимость, «уход» подростка в виртуальную реальность. Последствием таких нарушений являются нарушение социальных связей личности, проблемы в семье и школе, чрезмерная агрессивность, различные виды социального поведения и невозможность самоконтроля. Происходит переоценка традиционных ценностей и определенная потеря ценностных ориентаций подростков. Психологические особенности подростков с развивающейся компьютерной онлайн-зависимостью предполагает им оказания психолого-педагогической помощи.

В таких почти экстремальных ситуациях возникают особое состояния общества имеющие характерные черты следующего порядка:

- современное общество находится в состояние конфликта поколений;

- различные перевороты, кризисное состояния в социально-экологической сфере;

- кризис ценностного сознания, переоценка социальных ценностей.

В моральных нормах общества наблюдается определенная

неопределенность и такое состояние современного общество поставляет задачу необходимости исследования

регулирующие отношения между личностей во всех сферах социальной жизни. Поскольку необходимая согласованность моральных норм общества и нравственных ориентиров его членов обеспечивает высокий уровень удовлетворенности людей и

эффективность решения социальных вопросов.

При формировании ценностных ориентаций подростков необходимо уделяет особое внимание на системные процессы образования и воспитания, а также следующие составляющие в системе ценностей:

1. Интеллектуально-образовательные ценности;

2. Нравственные и культурные ценности.

В данной работе мы намерены обсуждать проблему формирования нравственных и культурных ценностей у современных подростков.

Следствием социального и

имущественного неравенство зачастую является сужение социальной базы развития интеллектуального потенциала подростков и происходит

интеллектуальное оскудения общества. Этот характерный признак и является индикатором обесценивания ценностей в том числе нравственных и культурных ценностей.

Нравственные ценности не абстрактное понятие и она генетически связана с нравственным воспитанием подростков в школе и семье, а также всей социальной пространстве.

Для каждого человека, личности их личные принципы, профессиональные мотивы, экономические интересы имеют нравственную природу, где

нравственность выступает основой базового отношения субъекта к окружающему миру, людям и самому себе [2]. Таким образом, нравственные установки субъекта определяют выборы образа

Психологические науки

жизни, принципов социального распределения и экономического поведения, способов решения возникающих вопросов и проблем [3].

Нравственные ценности побуждает подростка совершать добрые поступки, терпимость к недостаткам и ошибкам окружающий, способность просить прощения и прощать, не отвечать злом на зло, и таким образом создать естественную преграду к агрессивным помыслам. С другой стороны нравственные ценности позволяют подросткам иметь такие качества как человеколюбие, уважение личностей, учитывать мнения окружающих, отвечать за свое решения, быть правдивым и справедливым, честным и ответственным, способным видеть свои недостатки и признавать свои ошибки, обладать чуткостью к людям. Трудолюбие, сострадание, совестливость, также являются компонентами нравственных ценностей.

Суть самоидентификации заключается в понимании себя как целостности в процессе определения границ собственной культурной идентичности. Этот процесс носит характер полного или частного отождествления себя с той или иной культурой или субкультурой.

У подростков культурная идентификация носит транзитный, переходной характер и имеет в меняющемся сознании новые формы.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Формирование ценностных ориента-ций, в частности, нравственных и культурных ценностей является особо актуальной в период трансформации общественного сознания переходной экономике страны;

2. Формирование нравственно-культурных ценностей у современных подростков должна осуществляться системно и во всех сферах жизнедеятельно-

сти людей.

Библиографический список

1. Концепция воспитания школьников и учащейся Кыргызской Республики до 2020 года.

2. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Нравственные проблемы современной России / Нравственность современного российского общества. - М.: ИП РАН, 2012. -С. 5-20.

3. Горькая Ж.В., Романенко С.В. Честность как нравственная ценность личности / Психологические исследования, сборных научных трудов. Выпуск 11. - Самара: «Самарский университет» 2015. - С. 122-126.

THE PROBLEM OF THE FORMATION OF MORAL AND CULTURAL VALUES IN THE VALUE SYSTEM OF MODERN ADOLESCENTS

Mambetasan Ibraev, Postgraduate Student Kyrgyz State University named after I. Arabaev (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. The article is devoted to the problem of the formation of moral and cultural values among modern teenagers. The facts are presented that negatively influence the value orientations of adolescents associated with the transformation of social consciousness. The particular relevance of moral and cultural values for adolescents is shown. Training and education in the formation of value orientations in adolescents are the life guidelines, goals and motives of the younger generation. Therefore, such an important task of psychologists and school teachers is to constantly help a teenager in self-realization and self-disclosure of the positive potential of his personality, spiritual and moral value orientations within the educational space, in the process of socially organized educational and educational activities. In adolescents, cultural identification is transitive, transitional in nature and has new forms in the changing consciousness.

Keywords: value, cultural and moral value, value orientations, teenager, personality, moral standards.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.