а
«о
о ж
»а
SJ £
и
¡S3
со О
ж
»а
50
SJ £
«
50
0 -"О
50
1
го
а
I
С)
DOI 10.25588/CSPU.2020.158.5.019
УДК 159.9 ББК 88.6
Э. А. Пирмагомедова1, Р. Д. Гусейнов2, И. С. Гусейнова3
^RCID № 0000-0002-0978-2833 Доцент, кандидат психологических наук, Заведующий кафедрой психолого-педагогического образования, Дербентский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет», г. Дербент, Республика Дагестан, Российская Федерация. E-mail: elmira.pirmagomedova@yandex. ru
2ORCID № 0000-0001-9935-0243 Доцент, кандидат педагогических наук, директор, Дербентский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет», г. Дербент, Республика Дагестан, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
3ORCID № 0000-0001-9726 -0238 Доцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и права, Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ДИАГНОСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКА
Аннотация
Введение. Статья посвящена проблеме изучения и выявления элементов воспитания и формирования ценностных ориентаций личности подростка путем объективных психологических методов, приемов и диагностических элементов. Отражены и обоснованы фундаментальные, основополагающие методики диагностирования предпочтений подростка, закрепленных в ценностных паттернах этого возраста. Цель статьи — рассмотреть и раскрыть специфические стороны диагностических приемов и методов, используе-
мых в практике по выявлению особенностей ценностных ориента-ций подростков. Принципиально важно в этой связи — точный и корректный подбор самих диагностических приемов и методов, предпочтений (ценностей) подростка для дальнейшего изучения. Делается это с расчетом на дальнейшую коррекционную работу по формированию позитивных и гуманных общечеловеческих ценностей, при условии выявления определенных негативных факторов развития ценностных представлений подростка.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме формирования ценностных ориентаций личности подростка, а также е классические и современные диагностические методики, включа- Ы ющие наблюдение, описание, беседу, анкетирование, тестирование, р тренинговые элементы, методы статистической обработки данных. |
ы
Результаты. Разработана инновационная функциональная образовательная программа, способствующая созданию условий для выявления, поддержки, дальнейшего развития и формирования
Обсуждение. Подчеркивается, что своевременное выявление, дальнейшее развитие и формирование ценностных ориентаций личности подростка путем применения продуктивных методов и корректно подобранных диагностических приемов имеют огромное влияние на воспитание ребенка и развитие его ценностных ориентаций.
Заключение. Делается вывод о том, что необходимо корректно использовать диагностику изучения ценностной сферы, а при выявлении негативных факторов развития ценностных ориентиров проводить коррекционную работу и аккуратно направлять подрост-
и а г н о с
ценностных ориентаций личности подростка; представлена харак- а
теристика основных компонентов модели, технологий, работающих е практик; выявлены и описаны эффективные методы и приемы работы, направленной на формирование гуманных, позитивных об-
щечеловеческих ценностей. р
ГЪ
р о
№
а н
и
¡0 о
с ч
^ ч
с о о
№ ч
е
-К к
ен о
н г
оо си
ен
5 а к < К а о
ка на гуманные, позитивные общечеловеческие ценности. р а
Ключевые слова: общечеловеческие ценности; националь- с н
3 О
к г
ные ценности; подросток; методики диагностики; система ценностей.
а
«о
о ж
»а
SJ £
и
¡S3
со О
а
»а
50
SJ £
«
50
0 -"О
50
1
го
а
I
С)
Основные положения:
- определены составляющие формирования ценностных ориентаций личности подростка;
- показаны продуктивные психологические методы, приемы и диагностика элементов формирования общечеловеческого и национального в системе ценностей подростка;
- разработана инновационная функциональная образовательная программа, способствующая созданию условий для выявления, поддержки, дальнейшего развития и формирования ценностных ориентаций личности подростка; авторами представлена характеристика основных компонентов модели, технологий, работающих практик;
- представлены работающие практики по формированию гуманных, позитивных общечеловеческих ценностей.
1 Введение (Introduction)
Современное здоровое общество невозможно без воспроизводящейся и постоянно обновляющейся системы ценностных ори-ентаций. В свою очередь, главным условием благоприятного развития этого самого общества является четко выстроенная иерархия объективных и субъективных факторов развития общества, зависящих от воли, интереса и сознательной деятельности человека и различных социальных групп. Актуальность данного исследования заключается в изучении проблемы выявления элементов воспитания и формирования ценностных ориентаций личности подростка посредством правильно подобранных методов и диагностических элементов Отражены и обоснованны фундаментальные, основополагающие методики диагностирования предпочтений подростка, закрепленных в ценностных паттернах этого возраста. Основная цель исследования — рассмотреть и раскрыть специфические стороны диагностических приемов и методов, используемых в практике по выявлению особенностей ценностных ориентаций подростков. Принципиально важен в этой связи — точный и корректный подбор самих диагностических приемов и методов, для дальнейшего изучения предпочтений (ценностей) подростка. Делается это с рас-
четом на дальнейшую коррекционную работу по формированию позитивных и гуманных общечеловеческих ценностей, при условии выявления определенных негативных факторов развития ценностных представлений подростка.
Основную роль в формировании и воспитании личности как члена социального общества играют приоритеты (ценности) человека в целом. Ценностно-приоритетный фактор социализации имеет две основополагающие функции. Первая заключается в том, что
гу
о л о
индивид стремится занять определенное место и позицию, в про- §
е
о *
О №
цессе жизнедеятельности обретает собственную точку зрения и дает субъективную оценку, при этом сохраняя традиционное представление ценностей. Вторая функциональная особенность ценностей является неким мотиватором к стремлению человека самореализо-
мую связано с самой структурой личности.
Сегодня, как никогда, общечеловеческие ценности несут
альные ролики, флешмобы и прочие атрибутики социальных сетей, средств массовой информации, на телевидении, на страницах газет и журналов все чаще предполагают положительный эффект, несмотря на некую трансформацию приоритетов и подмену понятий.
о о*
►а
вываться, самоопределиться, достичь конкретную цель, это напря- №
О
а
глобальное значение, формирующее современное поколение. Соци- §
о
о
Современная действительность демонстрирует то, как часто ^
3
ценности деформируются под воздействием негативных явлений окружающей среды. Проблема осложнена и тем, что к общечеловеческим ценностям приобщились молодежные группировки с расистскими, псевдорелигиозными, инфернальными установками, готовыми к насилию, вандализму и правонарушениям. Примечательно, что подростковый возраст по своим психическим особенностям не обладает еще сформированным достаточно нравственным и социальным иммунитетом, отсюда и проблемы правильного ж
►5 3
о о а ж
£ о
о §
^ §
о о о
о №
к § №
* а
о §
о ж
и адекватного формирования ценностной сферы. Анализируя нара-
№ а
ботанные в современной педагогической психологии теоретиче- ^ < ж ские обоснования социологов, педагогов психологов-практиков, мы 3 §
о *
пришли к выводу, что психолого-педагогическими условиями пол- § о
а о
ноценного развития ценностной сферы личности и реализации ин-
а в о н
>s
е с
¿с
и
¡S3
в,
о н
«
е с
¿с
,а в о д е мео
г а
мари
С)
дивидуальных возможностей подростка являются:
- ориентация подростка на позитивную оценку и восприятие им способности к социальной самозащите как неотъемлемое качество современного человека,
- наличие знаний о своей личности, умений и навыков гибкого взаимодействия в образовательном пространстве;
- потребность творческих исканий, принятия адекватных решений, уверенности в своих силах и возможностях.
Исходя из цели данного научного исследования, мы поставили следующие задачи:
1. Провести теоретико-методологический анализ подходов к исследованию проблемы системы ценностей.
2. Подобрать продуктивные и корректные психологические методы, приемы и диагностику элементов формирования общечеловеческого и национального в системе ценностей подростка.
3. Выявить путем применения подобранных диагностик, методов и приемов психологические условия развития ценностных ориентаций.
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Анализируя теоретический материал по данной проблеме, мы рассмотрели методику изучения ценностных ориентации (The value survey), разработанную М. Рокичем и основанную на приеме прямого ранжирования списков ценностей. Терминальные и инструментальные классы ценностей М. Рокича традиционно различают «ценности-цели» и «ценности-средства». По своему содержанию эта методика популярна в нескольких формах. [1; 2; 3]. По мнению В. И. Столярова, И. Н. Быховской, Л. И. Лубышевой, существующая в настоящее время система физического воспитания должна быть в корне перестроена на основе принципов гуманистической педагогики и психологии, важнейшим из которых является усиление внимания к личности каждого человека как к высшей социальной ценности. Методика Т. В. Дембо - С. Я. Рубинштейна в модификации Н. Г. Лускановой, И. А. Коробейникова, В. Г. Щур позволяет выявить уровень развития структурных компонентов самооценки, уровень притязаний личности. [4; 5; 6; 7].
«Этническая беседа» — не менее продуктивная методика, применяемая в работе с учащимися различных возрастных групп. Целесообразно в процессе этнических бесед активное участие ребят в обсуждении нравственных проблем, самостоятельный подход к определенным выводам, аргументированное отстаивание личного мнения, способность убеждать своих товарищей. Важно, чтобы педагог умел подобрать индивидуальную форму общения к подростку, проявлял уважение к его внутреннему миру. Убедительное слово педагога, который сделает вывод по обсуждаемому вопросу и даст практические рекомендации детям, должно быть своего рода подведение итога беседы. Надо отметить, что главная роль в этнических беседах отведена педагогу. Педагог, в свою очередь, должен хорошо владеть ораторским искусством, быть интересным собеседником и являться авторитетом среди своей аудитории. [8; 9].
Наработки в этом направлении были апробированы и успеш- и но внедрены в образовательный процесс МБОУ «Средняя общеоб- §
разовательная школа № 13» городского округа «город Дербент» и о
о
ты педагогов. Это яркое, эмоциональное изложение фактов. Обогащая нравственный опыт поведением и действиями героев расска-
о ^
сг
►а 3
и №
действительностью, пополняют свои знания о моральных понятиях и объективно оценивают личное поведение в жизни класса, семьи, социума. Применяя в своей практической деятельности рассказы, педагог может подчеркнуть достоинства, благородство, порядочность, доброту, добро и тому подобное, ровно так же как уличить и н
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» им. М. Ю. Лермонтова городского округа «город Дербент», Республики Дагестан, на базе которых была организована экспериментальная площадка.
Рассказ на этническую тему как один из вариантов методов нравственного воспитания широко используется в практике рабо- ^
и
и
3
о о
аж
зов, подростки анализируя и проводя аналогию с реальной |
о
ГЪ
§
ио №ло о
о № § №
* г
о о
показать негативные стороны, жадность, жестокость, предатель- § ° ство и другое. [10; 11; 12]. «< и
Природа играет колоссальную роль в духовном и нравствен- 3 а
о
ном воспитании обучающихся. Тут, в помощь педагогу приходит § о
ка го
коллективные посещения достопримечательностей, музеев и про-
чих мест с учебными или культурно-просветительскими целями, иными словами, — экскурсии. Как и любой вид развивающих занятий, экскурсия предполагает определенную подготовку. Готовясь к экскурсии, обучающийся пронизывается духовно-нравственными отношениями, связанными с трудом и индивидуальным вкладом людей. Природа является своеобразной школой духовного и нравственного формирования личности. Экскурсии на природу помогают педагогу построить правильный вектор развития и воспитания у обучающихся. Экскурсия вырабатывает чувство патриотизма, чувство хозяина Родины, гражданскую позицию через бережливое отношение к ее недрам, достоянию, к природе, при этом формируя гармоничную личность.
3 Результаты (Results)
Теоретическое и эмпирическое наше исследование позволило предложить модель управления развитием ценностно-ориентаци-онной сферы личности, включающая в себя все нам показавшиеся значимыми элементы, определяющие внешние и внутренние детерминации развития ценностных ориентаций подростка (рисунок 1).
Ценностные ориентации
Аксеологичность
Ригидность Пластичность
Направленность
7
Экстро — на мир Интро — на себя
Средообразующие Обществосохраняющие Эгоцентристские Здоровьесберегающие
Личностный ресурс
Образовательный ресурс
Рисунок 1 — Психолого-педагогическая модель организации ценностных ориентаций личности Figure 2 — Psychological and pedagogical model of organization of personal value orientations
Разработанная психолого-педагогическая модель представляет собой единый процесс образования, воспитания, социализации и индивидуализации, выполняющую регулятивную функцию в системе «Ценность» и включает в себя модель идеально сложившейся личности и ее отношений с конструктом мира и собой в нем.
Смело будет с нашей стороны назвать организацию ценностных ориентаций иерархией, скорее это пересечение множества сфер, так как логика их образований, на наш взгляд, не может поддаваться чёткому взвешенному анализу по принципу убывания или увеличения. Мы убеждены, что регулятивная функция психики организует ценности и их ориентирует в разных плоскостях приложения (рисунок 2).
Семья
Здоровье
любовь
Дружба
Мир
Материальное благополучие
Свобода
Рисунок 2 — Модель построения ценностей подростка Figure 2 — Model of building values of a teenager
Нравственная сфера при этом не испытывает угрызений совести и стыда, что можно считать свидетельством того, что нет внутриличностной конфликтности и дискомфорта. Ценностное отношение к родным и чужим людям проявляли все подростки из
экспериментальной группы. Данные математически обработаны и представлены в следующей гистограмме (рисунок 3).
120
100 80
6
40 20 -О
Рисунок 3 — Динамика ценностных ориентаций Figure 3 — Dynamics of value orientations
Были выявлены дополнительные категории ценностных ориентаций подростков (рисунок 4).
о д
кЙ 3
s
g
s а г ж о о S s а
а g
£
g
ж S
0 №
1
s
з
о
№ а
ж s
So о
g g
S g
S л
g
-К а g 0
№ , К
о
ож д а 3 §
§ ж
Потребность сотрудничать
10Q
Ощущение уюта. ______ Дружелюбие
Ощущение счастья L—-—' г I- -—Л Уд оел етв орённ ость
Стремление к успеху Гордость за успехи школы
Рисунок 2 — Динамика развития ценностных ориентаций подростков Figure 2 — Dynamics of development of value Orientations of teenagers
4 Обсуждение (Discussion)
Своевременное выявление и дальнейшее развитие в формировании ценностных ориентаций личности подростка путем применения продуктивных методов и корректно подобранных диагностических приемов имеет огромное влияние на воспитание и развитие ценностных ориентаций ребенка. Ценности служат основой
о
мировоззрения и сознания человека. О
о о
Л
№
о 0
полиэтническом среды как поля возможной ассимиляции, колони- &
Из проведённого анализа эмпирического исследования следует, что система ценностных ориентаций подростков в условиях
зации и интеграции определяется воспитательном традициеи и растянута во времени.
5 Заключение (Conclusion) Ц
Делая выводы по исследованию и изучению данноИ проблемы, мы убедились, что подростковый возраст является уникальной естественной лабораторией для психологических исследований. Следует отметить, что для этой возрастной категории большое значение имеют ценности и мнения, полученные непосредственно из семьи и взрослых, которые потом они переосмысливают и додумывают, делая субъективные выводы в кругу своих сверстников. [13-16]. §
Принципиально важно в этой связи — точный и корректный подбор самих диагностических приемов и методов для дальнейшего изучения предпочтений (ценностей) подростка. Делается это с
выявления определенных негативных факторов развития ценностных представлений подростка.
Правильно подобранная диагностическая программа помогает расширить спектр анализируемых проблем и формирует синерге- ^ тический подход к их решению. У подростков из экспериментальной
s
о
№ £
расчетом на дальнейшую коррекционную работу по формированию § позитивных и гуманных общечеловеческих ценностей при условии ^
о
~ Л
^ Л
S § I §
S Л
№ I
S «
¥ О § г
О О
S
группы в сравнении с подростками из контрольной статистически ь § значимо преобладают данные независимого, доминирующего типа, о §
прямолинейного, альтруистического типа, что свидетельствует о правильно выбранной стратегии психологического воздействия экс-
S § s О
« г а о
а
со о Ä »s со
и
¡S3
50 О Ä
»S со
J
СО
0
-"О со
1
го
а
I
^
С)
периментатора. Об этом свидетельствуют результаты сопоставления показателей диагностики межличностных отношений по методике Рокича. У подростков экспериментальной группы преобладает тенденция к компромиссу между национальными, общечеловеческими и меркантильными ценностями, что отражает сравнительный анализ данных по проективной методике «Что мне нравится» Н. Г. Луска-новой для описания ценностных предпочтений. Наличие определенных ценностей у подростка рассматривается как один из аспектов социализации подрастающего поколения, которое, помимо всего прочего, должно ориентироваться на получение достойного образования, профессии, статуса, благополучной семьи и занять определенное место в социальной среде. Интересный факт, что ценности общества, ценности субъектов образовании, ценности объектов носителей культуры и ценности научных исследований зачастую находятся в прямой и взаимообратной зависимости.
Необходимо отметить, что полученные экспериментальные данные не претендуют на исчерпывающее раскрытие рассматриваемой проблемы, а показывают лишь один из возможных путей её реализации в конкретном возрастном аспекте и в определенных социокультурных условиях. Использованный пакет психологических методов, приемов и диагностических элементов формирования общечеловеческого и национального в системе ценностей подростка в дальнейшем можно использовать в практической деятельности психологов, социальных педагогов, работников социальных служб.
Библиографический список
1. Antonio Damasio (2018), "The Strange Order of Things: Life, Feeling, and the Making of Cultures", Evolutionary Studies in Imaginative Culture (ESIC), vol. 2, no. 2, pp. 119-124. DOI: 10.26613/esic.2.2.98.
2. Артёмов Г. П., Пинкевич А. Г. Опыт изучения взаимосвязи ценностных конфликтов и социальной напряженности на основе данных Всемирного исследования ценностей // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2018. T. 34. № 2. С. 251-263. (Философия и конфликтология). DOI: 10.21638/11701/spbu17.2018.209.
3. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособ. для студентов всех специальностей педагогичес-
ких вузов. - М. : Педагогическое общество России, 2003. - 205 с.
4. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодежной политики: результаты исследования / О. Л. Бегичева [и др.] : монография. М. : Издательский дом Государственного университета управления, 2017. - 113 с.
5. Дерябина А. В. Диагностика ценностей, методы и средства их формирования // Молодой ученый. 2017. № 41 (175). С. 157-159.
6. Зарипова И. Р. Экспериментальная психология и психодиагностика : учеб. пособие. Казань : Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2008. - 115 с.
7. Круглов Б. С. Роль ценностных ориентации в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника : сб. научных трудов. М., 2003. С. 4-11.
8. Kunitsyna V.N. (1986), "Value Orientations of University Students as Related to Their Professional Interests", in Strickland L.H., Trusov V.P., Lockwood E. (Eds.), Research in Soviet Social Psychology, Springer-Verlag Berlin Heidelberg, Springer-Verlag New York pp. 80-89. ISBN 978-1-4615- |
7746-1. DOI: 10.1007 / 978-1 -4615-7746-1. g
£
9. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. Москва : ^
Смысл, 1992. - 17 с. (Психодиагностическая серия). ^
а
10. Воронин В. М., Ицкович М. М. Понимание и ценности : монография: ж Екатеринбург : Изд. дом «Ажур», 2018. - 306 с. |
11. Петровский А. В. Методология и методы социальной психологии. М., а
£ £
g ж
«ПАРНАС», 2018. С. 106-112. - 448 с.
13. Андреева С. Л. Человеческие ценности как ценности науки и образования: обзор монографий 2019 года // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 1. С. 72-82.
система. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.
о д
1977. С. 136-147.
12. Пирмагомедова Э. А., Основные направления и особенности развития системы педагогических взглядов и сферы личности в подростковом возрасте // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения : сборник научных трудов I Международной научно-
практической конференции, 27 февраля 2018 года, г. Дербент. Москва : ООО Л
о
№ а
ж Л
о
о
№ £
14. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая £ |
3 о
№ №
2 л
15. Склярова Т. В., Битянова М. Р., Беглова Т. В. Ценности в современ- л £
-к
о
ном школьном образовании: опыт педагогического проектирования : моногра- § § фия. Пенза : РО - ДООВО «Пензенская духовная семинария Пензенской Епархии Русской Православной Церкви», 2017. - 328 с. - ISBN 978-5-9908754-7-0.
16. Евдокимова Т. Г. Теоретико-методологические основания изучения § §
5 ж
ценностных ориентаций // Вестник Российского государственного гуманитарно- ^ g
ж Й
о о
о к
§ ж
s а
№ < 4S
го университета. 2018. № 1 (11). С. 55-75. (Философия. Социология. Искусство- § о ведение). DOI: 10.28995/2073-6401-2018-1-65-75. а о
a >
0
1
to
Ls
to
>
0
1
to
Ls
Q
s
o
hq
E. A. Pirmagomedova1, R. D. Huseynov2, I. S. Huseynova3
^RCID No. 0000-0002-0978-2833 Docent, Candidate of Psychological Sciences, Head of the Department of Psychological and Pedagogical Education, Derbent branch of the Moscow state Pedagogical University, Derbent, the Republic of Dagestan, Russia. E-mail: [email protected]
2ORCID No. 0000-0001-9935 -0243 Docent, Candidate of Pedagogical Sciences, Director,
Derbent branch of the Moscow state Pedagogical University, Derbent, the Republic of Dagestan, Russia.
E-mail: [email protected]
3ORCID No. 0000-0001-9726 -0238 Docent, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the Department of State and Municipal Administration and law, Institute of social and Humanitarian Education, Moscow state pedagogical University, Moscow, Russia.
E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL METHODS, TECHNIQUES AND DIAGNOSTICS OF ELEMENTS OF THE FORMATION OF THE UNIVERSAL AND NATIONAL
IN THE SYSTEM OF VALUES OF A TEENAGER
Abstract
Introduction. The article is devoted to the problem of studying and identifying elements of upbringing and forming value orientations of a teenager's personality through objective psychological methods of techniques and diagnostic elements. The main, basic methods of diagnosing the value orientations of a teenager are considered. The purpose of the article is to reveal the features and specifics of diagnosis, as well as the essence of methods for identifying the level of value orientations of a teenager. It is fundamentally important to accurately and correctly diagnose the study of the value sphere, and when identifying negative factors in the development of value orientations, delicately correct and carefully direct to humane, positive universal values.
Materials and methods. The main research methods are the
analysis of scientific literature devoted to the problem of forming value orientations of a teenager's personality, as well as classical and modern diagnostic methods, including observation, description, conversation, questioning, testing, training, and methods of statistical data processing.
Results. An innovative functional educational program has been developed that contributes to creating conditions for identifying, supporting and further developing and forming the value orientations of a teenager's personality; the characteristics of the main components of the model, technologies, and working practices are presented; effective methods and techniques of work aimed at the formation of humane, positive universal values are S identified and described.
h h o
<—1 o
S
Discussion. It is emphasized that timely identification and ^ further development in the formation of value orientations of a
o
s
Co
C6 hh
teenager's personality through the use of productive methods and S
s №
a §
d
correctly selected diagnostic techniques has a huge impact on the upbringing and development of a child's value orientations. |
s
s
Conclusion. It is concluded that it is necessary to correctly use the diagnostics of the study of the value sphere, and when identifying negative factors in the development of value orientations, to carry out corrective work and carefully direct it to humane, positive universal values.
Keywords: Universal values; National values; Teenager; Diagnostic methods; Value system.
Highlights:
The components of the formation of value orientations of a teenager's personality are determined; s §
Shows productive psychological methods, techniques and
№ №
h
№
3
s- S o
s № o
diagnostics of elements of the formation of the universal and na- ^ §
a
S 3 № s
tional in the system of values of a teenager;
An innovative functional educational program has been de- . &
veloped that helps create conditions for identifying, supporting, . 1
and further developing and forming the value orientations of a &
teenager's personality; the authors describe the main components ^ S
of the model, technologies, and working practices;
Working practices on the formation of humane, positive universal values are presented.
a >
0
1
to ts
fi
>
0
1
to ts
Q
a
S o
ÛH
hq
References
1. Antonio Damasio (2018), "The Strange Order of Things: Life, Feeling, and the Making of Cultures", Evolutionary Studies in Imaginative Culture (ESIC), vol. 2, no. 2, pp. 119-124. DOI: 10.26613/esic.2.2.98.
2. Artomov G.P. & Pinkevich A.G. (2018), Opyt izucheniya vzai-mosvyazi tsennostnykh konfliktov i sotsial'noy napryazhennosti na osnove dannykh Vsemirnogo issledovaniya tsennostey [Experience in studying the relationship between value conflicts and social tension on the basis of data from the World Research of Values]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universi-teta. Filosofiya i konfliktologiya, 34, 2, 251-263. DOI: 10.21638/11701/spbu17.2018.209. (In Russian).
3. Gamezo M.V., Petrova Ye.A. & Orlova L.M. (2003), Vozrastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya (uchebnoe posobie dlya studentov vsekh spetsial'nostey pedagogicheskikh vuzov) [Age and educational psychology: textbook. manual. for students of all specialties of pedagogical universities]. Pedagogicheskoye obshchestvo Rossii, Moscow, 205 p. (In Russian).
4. Begicheva O.L., Grishaeva S.A., Polyakov M.B., Timlokhovich A.N. & Chuev S.V. (2017), Tsennostnyye oriyentatsii rossiyskoy molodezhi i realizatsiya gosudarstvennoy molodezhnoy politiki: rezul'taty issledovaniya [Value orientations of Russian youth and implementation of state youth policy: research results]. Monografiya, Izdatel'skiy dom Gosudarstvennogo uni-versiteta upravleniya, Moscow, 113 p. (In Russian).
5. Deryabina A. V. (2017), Diagnostika tsennostey, metody i sredstva ikh formirovaniya [Diagnostics of values, methods and means of their formation]. Molodoy uchenyy, 41 (175), 157-159. (In Russian).
6. Zaripova I.R. (2008), Eksperimental'naya psikhologiya i psikhodi-agnostika (uchebnoye posobiye) [Experimental psychology and psychodiagnostics (A textbook)]. Izdatel'stvo Kazanskogo gosudarstvennogo tekhnolog-icheskogo universiteta, Kazan', 115 p. (In Russian).
7. Kruglov B.S. (2003), Rol' tsennostnykh oriyentatsii v formirovanii lichnosti shkol'nika [The role of value orientations in the formation of a student's personality]. Sbornik nauchnykh trudov "Psikhologicheskiye osoben-nosti formirovaniya lichnosti shkol'nika " [A collection of scientific papers "Psychological features of the formation of a student's personality"]. Moscow, pp. 4-11. (In Russian).
8. Kunitsyna V.N. (1986), "Value Orientations of University Students as Related to Their Professional Interests", in Strickland L.H., Trusov V.P., Lockwood E. (Eds.), Research in Soviet Social Psychology, Springer-Verlag Ber-
16. Yevdokimova T.G. (2018), Teoretiko-metodologicheskiye osnovani-
h h o
lin Heidelberg, Springer-Verlag New York pp. 80-89. ISBN 978-1 -4615-77461. DOI: 10.1007 / 978-1-4615-7746-1.
9. Leont'yev D.A. (1992), Metodika izucheniya tsennostnykh ori-yentatsiy [Methodology for studying value orientations]. Psikhodiagnostich-eskaya seriya, Smysl, Moscow, 17 p. (In Russian).
10. Voronin V.M. & Itskovich M.M. (2018), Ponimaniye i tsennosti [Understanding and values]. Monografiya, Izdatel'skiy dom "Azhur", Yekaterinburg, 306 p. (In Russian).
11. Petrovsky A.V. (1977), Metodologiya i metody sotsial'noy psikhologii [Methodology and methods of social psychology]. Moscow, pp. 136-147. (In Russian).
12. Pirmagomedova E.A. (2018), Osnovnyye napravleniya i osoben-nosti razvitiya sistemy pedagogicheskikh vzglyadov i sfery lichnosti v po- g drostkovom vozraste [Main directions and features of development of system l of pedagogical views and sphere of personality in adolescence]. Sbornik | nauchnykh trudov I Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 0
ss
"Psikhologo-pedagogicheskiye problemy sovremennogo obrazovaniya: puti i g
sposoby ikh resheniya", 27 fevralya 2018 goda, g. Derbent. [A collection of h
s
scientific papers of the I International scientific and practical conference
"Psychological and pedagogical problems of modern education: ways and g
means of solving them", February 27 2018, Derbent]. PARNAS, Moscow, pp. ^
106-112, 448 p. (In Russian). 1
13. Andreyeva S.L. (2020), Chelovecheskiye tsennosti kak tsennosti °§ nauki i obrazovaniya: obzor monografiy 2019 goda [Human values as values of science and education: a review of monographs in 2019]. Gumanitarno-pedagogicheskiye issledovaniya, 4, 1, 72-82. (In Russian).
14. Yanitskiy M.S. (2000), Tsennostnyye oriyentatsii lichnosti kak dinamicheskaya sistema [Value orientations of the individual as a dynamic system]. Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu Avtorskoye iz- g datel'stvo Kuzbassvuzizdat, Kemerovo, 204 p. (In Russian). g
15. Sklyarova T.V., Bityanova M.R. & Beglova T.V. (2017), Tsennos- § ti v sovremennom shkol'nom obrazovanii: opyt pedagogicheskogo proyektiro- ee vaniya [Values in modern school education: experience of pedagogical de- SS 0 sign]. Monografiya, RO-DOOVO "Penzenskaya dukhovnaya seminariya § hh Penzenskoy Yeparkhii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi", Penza, 328 p. ISBN gg g
978-5-9908754-7 -0. (In Russian). 1 |
e S
e
¿a
ya izucheniya tsennostnykh oriyentatsiy [Theoretical and methodological foun- g n
dations for the study of value orientations]. Vestnik Rossiyskogo gosudarstven- e n
e a
s a
»0 s
1 (11), 55-75. DOI: 10.28995/2073-6401-2018-1-65-75. (In Russian). !§ l
nogo gumanitarnogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedeniye,