7. Фокин A.M., Фетисова С.Л., Билаи C.B. Мониторинг функционального состояния баскетболистов 1517 лет в соревновательном периоде // Физическая культура в образовании: состояния и перспективы развития. Материалы межвузовской научно-практической конференции «Герценовские чтения» посвященной 70-летию факультета физической культуры РГПУ им. А. И. Герцена. 2016. С. 201-205.
Педагогика
УДК 37.03:17.022.1
кандидат педагогических наук, доцент Фурсенко Татьяна Фёдоровна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕЙ ЛИЧНОСТИ КАК
НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация. В статье рассматривается теоретический аспект формирования ценностных ориентаций подрастающей личности. Прослеживается становление понятий «ценности», «общечеловеческие ценности», «личностные ценности», «эстетические ценности» и «ценностные ориентации». Выявлены параметры, характеризующие ценностные ориентации личности.
Ключевые слова: ценности, эстетические ценности, ценностные ориентации, личность, формирование.
Annotation. The theoretical aspect of the formation of value orientations of the growing personality is considered in the article. The formation of the concepts of «values», «universal values», «personal values», «aesthetic values» and «value orientations» is traced. The parameters describing the person's value orientations are revealed.
Keywords: values, aesthetic values, value orientations, personality, formation.
Введение. Ценностное восприятие жизни, формирование правильных ценностных ориентации и отношений в обществе является одной из актуальных проблем, особенно в переходный период от одной системы ценностей к другой. Природа ценностей и ценностных ориентации дает возможность человеку индивидуально оценить всю систему существующих в обществе идеалов, потребностей, интересов, стремлений. Чтобы нагляднее проследить за ходом становления понятий «ценности», «эстетические ценности» и «ценностные ориентации», стоит обратиться к их анализу. Понятие «ценности» широко используется в философской, социологической, психологической и других научных дисциплинах для обозначения общечеловеческого социального и культурного значения явлений действительности, объектов человеческого восприятия и деятельности.
Существование и функционирование ценностей связано с особой способностью человеческого сознания отображать и фиксировать значение тех или иных духовных или материальных явлений или предметов для удовлетворения своих потребностей и реализации интересов. От того, как глубоко войдут в сознание человека ценности, зависит наполненность ее жизни действительно человеческим смыслом.
Формулировка цели статьи - рассмотрим сущность понятий «ценности», «эстетические ценности», «ценностные ориентации личности» в аспекте формирования ценностных ориентации подрастающей личности.
Изложение основного материала статьи. В современных исследованиях М. Кагана, Л. Столовича, В. Тугаринова, Н. Чавчавадзе определяется природа ценностей, их классификация, сущность оценки. В. Тугаринов в своей концепции рассмотрел ценности как предметы, явления и их качества, необходимые людям, как способ удовлетворения потребностей и интересов. К ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.
М. Каган в работе «Философская теория ценности» (1997 г.) выделяет основные, по его концепции, ценности: правовые, политические, религиозные (ценности социальных макрогрупп), эстетические и нравственные ценности, ценности экзистенциальные, характеризующие смысл жизни и ценности художественные. Автор исходит из устоявшегося в аксиологии понимания ценностей как феномена, возникающего «в объективно-субъективном отношении». Сама ценность и является «значением объекта для субъекта», а оценка - «эмоционально-интеллектуальное обнаружение этого значения субъектом» [3, с. 68]. В работе справедливо подчеркивается разница между ценностью и предметом как носителем ценности. Гармонизация социальных субъектов со средой осуществляется через комплекс параметров этих субъектов, связанных с ценностями среды, и обусловлено творческо-преобразовательной способностью сферы сознания личности, воспроизводящих эти субъекты. К ценностям среды относятся все субъекты и объекты, предназначенные удовлетворять потребности субъектов, то есть представляющих ценность.
Бурные социальные потрясения: появление возможности самоуничтожения человечества, возникновение глобальных проблем, компьютерная революция - все это обострило традиционные проблемы духовных ценностей. На первый план выходят общечеловеческие проблемы, связанные с признанием абсолютной ценностью самой жизни человека и сохранения среды его существования. Общечеловеческие ценности порождены общечеловеческими интересами и идеалами. Попытки определить содержание общечеловеческих ценностей приводят к универсализации частных ценностей представителей определенной культуры, веры, традиции. Ядро общечеловеческих ценностей составляют следующие компоненты: стремление к истине, творчеству, красоте, ориентация на добро, сострадание, честь и достоинство, они конкретизируются и выступают основой для выбора целей и условий общечеловеческой деятельности. Изучение педагогической литературы по проблеме формирования общечеловеческих ценностей позволяет утверждать о наличии достаточно содержательной теоретической базы для педагогического анализа этого явления в аспекте воспитания молодежи. Проблема ценностей, в частности общечеловеческих, неразрывно связана с проблемой воспитания как процесса, в котором объект педагогического воздействия осознает вещи, явления, поступки ценными или неценных для себя и соответственно ориентирует свое поведение. Поэтому важно научить подрастающую личность отбирать истинные ценности, руководствоваться ими в своих поступках. Нравственные, познавательные и эстетические ценности - это духовные ценности. Они по праву считаются
высшими, так как во многом определяют поведение человека.
Большой интерес у исследователей (В. Болотина, Р. Скульский, Е. Черная, О. Щолокова) вызывает процесс формирования духовных, нравственных, нравственно-эстетических ценностей у подростков и учащейся молодежи. Духовные ценности имеют конкретное проявление в морально-эстетических идеалах, убеждениях, принципах, чувствах и не только осознаются, но и эмоционально переживаются личностью. Они выполняют в жизни личности ориентирующую, аксиологическую и гедоническую функции, с ведущим мотивом в выборе смысла жизни, социокультурной деятельности и поведения. Нравственный опыт является составной жизненного и социального опыта, усваивается личностью на определенном этапе ее развития. Нравственные потребности подростков проявляются в достаточно осознанной форме и приобретают характер мотивации поведения. Осознание норм и правил поведения достигает в них понятийного уровня (хотя и далеко не по всем вопросам), а многие моральные принципы и требования приобретают характер морально-этических убеждений. Достаточно высокого уровня развития у подростков достигают нравственные чувства, правила поведения, а также волевые качества. В то же время в их поведении и чувствах нередко не хватает устойчивости, они отличаются импульсивностью и недостаточным уровнем осмысления собственных помыслов, действий и поступков.
В психологии проблема ценностей рассматривается и в аспекте мотивации, сфере потребностей личности, а также структуре интересов (Л. Божович, Л. Выготский, С. Рубинштейн). Приоритетное значение получают личностные ценности, потому что только их совокупность может представлять собой ценности социальные, ценности всего общества, всего человечества. Иерархия личностных ценностей является своеобразным связующим звеном между отдельным человеком и обществом, его культурой. Понятие «личностные ценности» означает освоение конкретными индивидами общественных ценностей, которые становятся воспитательным фактором благодаря тому, что превращаются во внутренние побуждения (мотивы) поведения личности. Поэтому личностные ценности являются осознанными самоценностными смысловыми образованиями личности.
Потребность в познании предметов или явлений действительности является побудительной движущей силой активности человека. Каждый человек индивидуален и испытывает страсть к одним вещам и занятиям, но безразлично относится к другим, поэтому имеет свою систему познавательных ценностей. Под влиянием познавательных ценностей происходит переосмысление собственного «Я», познание личностью своей духовной сущности.
В педагогике понятие «ценности» начало использоваться сравнительно недавно такими учеными, как С. Алексеев, И. Жерносек, И. Зязюн, О. Рудницкая, О. Сухомлинская. Педагогические, как и любые другие духовные ценности, зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, а также мировоззрения, уровня развития культуры педагога.
В наше время основные направления научного поиска ценностей в педагогике заключаются в изучении противоречий между ценностями поколений, в выявлении ценностей различных социальных групп, в создании научно обоснованной прагматической шкалы воспитательных ориентиров. Большинство исследований ценностей в педагогике базируется на антропоцентрическом, педоцентрическом подходах, когда в центре процесса формирования ценностных ориентации находятся ребенок и его саморазвитие.
Учитывая то, что личностно ориентированное воспитание основывается на самоценности личности, ее духовности и независимости, И. Бех подчеркивает, что в процессе формирования системы ценностей воспитанников педагогика должна опираться на такие постулаты личностно ориентированного подхода, как:
«1) воля, ответственность, справедливость, творчество, сотрудничество;
2) детская самодеятельность, ее активный характер;
3) свободный творческий производительный труд как базис воспитания;
4) развитие творческой индивидуальности (при этом индивидуальность не должна противоречить коллективизму и культуре, а наоборот, настоящий коллективизм и настоящая культура связанны с развитием индивидуальности);
5) воспитательная полисистемность (индивидуально-типологическая дифференциация воспитания соответствующих воспитательных систем)» [1, с. 9].
Среди философских понятий особое место занимают эстетические категории. Это такие, как гармония, мера, прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое, эстетическое - это духовные модели эстетической практики общества, образующие не только мир и богатство эстетических ценностей и потребностей, но и систему понятий и категорий, в которых закреплен опыт эстетического освоения мира человеком.
Особенность эстетического в том, что о нем нельзя рассуждать, не переходя к общечеловеческим проблемам. Прослушивая произведение музыкального гения, люди единодушны в своем переживании радости. Радость - награда за труд познания. Вследствие познания возникает эстетическое чувство -способность наслаждаться красотой, а проявляется эстетическое чувство в эстетическом суждении, в отношении к действительности.
Среди современных исследователей аксиологическую проблему разрабатывали: Е. Громов, А. Гулыга, Р. Ингарден, М. Каган, Л. Столович, Ф. Фишер. Они рассмотрели эстетическое в природе, жизни человека и искусстве, особенности эстетического как такового, проблемы классификации, систематизации и координации эстетических категорий, а также их отношение к соответствующим антикатегориям: прекрасное - безобразное, возвышенное - низменное, трагическое - комическое. Эстетические ценности связаны с эстетическим освоением человеком окружающей действительности, они складываются в результате специфической оценки, переживаний, преобразования мира, в процессе взаимодействия субъекта и объекта. Этот процесс протекает в разных формах и сферах жизнедеятельности людей.
Природа эстетической ценности двойственна: с одной стороны, она проявляется в том, что существует в виде мысленного образа (ассоциаций), для определенного объекта, а с другой - в виде чувственно-наглядных образов на стадии осуществления, создания реальных образов идеала. Определение эстетической ценности предмета проявляется в развитии интересов, потребностей, вкусов и идеалов субъекта. В результате общения с искусством и окружающей средой, под влиянием эстетической потребности формируется эстетическое сознание. Специфика эстетического сознания заключается в том, что оно является восприятием бытия и всех его форм и видов в понятиях эстетики через призму эстетического идеала. Эстетическое освоение мира, как правило, строится на представлении о ценности и антиценности, например, прекрасное - безобразное. Только
в результате сравнения человек может постичь истинную красоту объективной реальности. В красоте находят стимул не только к творчеству, но и к осмыслению его назначения.
Важнейшая эстетическая функция - воспитательная. Она заключается в формировании стремления человека к искусству и всему прекрасному, что существует в природе и в обществе. Культура каждой эпохи не только духовное пространство, в котором локализуется бытие людей, но и фундамент культуры будущего. Поэтому эстетическая оценка произведений искусства разных эпох должна представляться с точки зрения универсальных эстетических ценностей, но для этого надо обладать критериями оценки художественных образцов.
Критерием эстетического является общечеловеческое. Именно в общечеловеческом своем значении действительность выступает в искусстве, в нем она отражается эстетически. Можно согласиться с Ю. Боревым, когда он указывает на то, что отказ от общечеловеческого, то есть эстетического подхода в искусстве редуцирует его, утилитарно-практический подход к жизненному материалу ведет к потере специфики искусства. Такое искусство теряет все вечное и приобретает временное [2].
Категория «эстетическое» является универсальной категорией эстетики, она предусматривает художественное освоение действительности с позиции общечеловеческих ценностей. Эстетическое отношение человека к действительности и эстетическая деятельность проявляются наиболее ярко и полно в искусстве, ведь произведения высокого искусства несут в себе идейное содержание, эстетическое наслаждение, выражают мысли и чувства людей, способствуют духовному развитию личности. Именно поэтому эстетические ценности должны непосредственно влиять на процесс воспитания подрастающего поколения, формировать ценностное отношение личности к миру, менять духовные и нравственные связи людей в обществе, их ценностные ориентации. Опираясь на вышеуказанные положения об отношении потребностей, интересов, идеалов и вкусов человека к объективным свойствам явления или предмета, мы рассматриваем эстетические ценности как отношение потребностей, интересов, идеалов и вкусов личности к эстетическим свойствам явления или предмета.
В сознании каждого человека личностные ценности отражаются в форме ценностных ориентации. С детских лет человек приобщается к различным ценностям, осознает для себя их сущность и содержание. Далее, в процессе обучения, всестороннего развития, накопления жизненного опыта, личность вырабатывает способность самостоятельно выбирать системообразующую ценность, то есть ту, которая в данный момент представляется ей наиболее значимой.
В психологической литературе Б. Ананьевым, А. Бодалёвым, Л. Божовичем, В. Мухиной, В. Мясищевым, С. Рубинштейном ценностные ориентации рассматриваются как взаимосвязь элементов психологической направленности личности, ее интересов, потребностей, вкусов, установок, способностей. В данных исследованиях можно выделить два подхода в изучении ценностных ориентации личности. Первый -основным предметом исследования являются психологические процессы, обусловливающие формирование у личности той или иной системы ценностей и соответствующей ей ряда ценностных ориентации. Второй -предметом исследования рассматртвает непосредственно содержание системы ценностей, ее иерархическую структуру, регулятивную функцию в общественном поведении. На динамику развития ценностных ориентации влияют как объективные, так и субъективные детерминанты. К объективным относятся условия жизнедеятельности социально-экономического строя; к субъективным - весь комплекс средств, вовлеченных в процесс воспитания.
В педагогической науке категория «ценностные ориентации» начала активно использоваться в исследованиях В. Анненкова, В. Дряпики, И. Зязюна, М. Казакиной, В. Шахрай. Педагогический аспект изучения этого феномена основывается на философском и социально-психологическом содержании ценностных ориентации и рассматривается как результат привлечения личности воспитанника к общественной жизни. Рассмотрение этой проблемы дает нам возможность выявить несколько важных параметров, характеризующих сущность ценностных ориентации. Они составляют взаимосвязь элементов психологической направленности личности, ее интересов, потребностей, способностей, вкусовых установок и проявляются как отражение определенного вида ценностно ориентационной деятельности, являются элементом его сознания.
Ценностные ориентации наиболее тесно связаны с поведением субъекта, с регулировкой этого процесса как осознанного действия. Согласно концепции воспитания, разработанной Е. Подольской, человек во всех процессах своей жизнедеятельности определенным образом относится к объекту восприятия и тем самым оценивает его. В любом взаимодействии присутствует познавательное и оценочное отношение субъекта к объекту [4].
Воспитание личности определяется с учетом ценностных ориентации, содержание которых характеризует мотивационная структура отношений и направленность ее деятельности. Ценностные ориентации, утверждаясь в сознании человека, являются руководящим мотивом поведения в повседневной жизнедеятельности. Категория «ценностная ориентация» является как бы фокусом, в котором сходятся различные точки зрения на личность. С ней переплетаются все основные понятия, которые разрабатываются в философии, социологии, психологии, педагогике.
Выводы. Таким образом, опираясь на анализ научных работ можно определить, что ценности существуют в диалектическом отношении субъект -объект, они стимулируют поведение и поступки личности, направляют ее развитие; общечеловеческие ценности - это общезначимые для всего человечества ценности, к ним относятся познавательные, нравственные и эстетические ценности, они несут в себе значительный воспитательный потенциал, а личностные ценности являются осознанными самоценностными смысловыми образованиями личности, которые становятся воспитательным фактором благодаря тому, что превращаются в мотивы поведения человека.
Ценностные ориентации - это система установок личности, содержание которой определяется потребностями, интересами, способностью к восприятию и оценке явлений или предметов, готовностью к избирательной деятельности во всех сферах жизни и культуры. Отражая изменения в системе собственного внутреннего мира и общества, они включают в себя широкий качественный спектр: являются свидетельством реального потенциала личности, ее отношений с обществом, социальной группой к которой она принадлежит; способности личности руководствоваться принципами и нормами нравственности, гуманизма, эстетического творчества, свободы и ответственности.
Литература:
1. БехИ. Д. Личностно ориентированное воспитание : научно-методическое пособие / И. Д. Бех. - К.: ИЗМН, 1998. - 204 с.
2. Борев Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. - 4-е изд. доп. - М.: Политиздат, 1988. - 496 с.
3. Каган М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. - СПб. : Петрополис, 1997. - 205 с.
4. Подольская Е. А. Ценностные ориентации и проблема активности личности / Е. А. Подольская. -Харьков: Основа при ХГУ, 1991. - 164 с.
Педагогика
УДК 372.881.1
учитель истории Чилингарова Диана Нораировна
Школа интернат №74 (г. Ростов-на-Дону);
кандидат педагогических наук, доцент Оганнисян Лариса Арамовна
Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону)
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ, КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Аннотация. В статье рассматривается изучение методики организации интегрированных уроков в современных образовательных учреждениях и ее значение в развитии и активизации познавательных способностей обучающихся.
Ключевые слова: интегрированный урок, межпредметная связь, познавательная деятельность, активные методы.
Annotation. The article deals with the study of methods of organization of integrated lessons in modem educational institutions and its importance in the development and activation of cognitive abilities of students. Keyword: integrated lesson, interdisciplinary communication, cognitive activity, active methods.
Введение. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся всегда остается актуальной. Всем хорошо известно, что какими бы высокими ни были замыслы педагога, они не будут осуществимы, если у детей нет желания учиться. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы, используя новые технологии и методы, обеспечить положительную мотивацию учащихся к учебно-познавательной деятельности на своих уроках и во внеклассной работе.
Эту задачу в своей работе, мы решаем путем применения таких технологий, которые соответствуют реальным возможностям учебного процесса и побуждают учащихся к активной познавательной деятельности. Это такие технологии, как:
■ технология развивающего обучения;
■ игровые технологии;
■ технология проблемного обучения;
■ информационно-коммуникативные технологии.
В процессе обучения стараемся, чтобы учащиеся во время урока не были пассивными слушателями, а активно участвовали в учебном процессе.
Поэтому в своей работе мы используем следующие активные методы:
■ работа в малых группах,
■ творческие задания,
■ дидактическая игра,
■ работа с документами,
■ мозговой штурм,
■ проблемные задания,
■ метод проектов.
Формулировка цели статьи. Целью работы является изучение методики организации интегрированных уроков в современных образовательных учреждениях и ее значение в развитии и активизации познавательных способностей обучающихся.
Изложение основного материала статьи. Главное в работе учителя- научить учащихся, развить их речь, ум, воображение. Сегодняшний ученик должен быть творческим, самостоятельным, ответственным. Он должен уметь ставить перед собой цель, самостоятельно организовывать свою деятельность, планировать, анализировать, действовать в нестандартных ситуациях, решать разнообразные проблемы, обладать творческим и критическим мышление.
Интеграция мотивирует обучающихся, активизирует их учебно-познавательную деятельность. Интеграция на уроке снимает напряженность и утомляемость детей, от которой они страдают. Тем самым дети становятся активными участниками образовательного процесса. С помощью данной методики ученики могут применять полученные знания в реальных условиях [1].
Интеграция учебных дисциплин и междисциплинарных курсов в образовательном учреждении, сегодня является одним из перспективных направлений решения проблемы поиска новых педагогических решений, способствующих улучшению и развитию творческого потенциала педагогического коллектива и отдельных педагогов, с целью более эффективного воздействия на обучающихся.
Идея межпредметных связей впервые в истории педагогики получила воплощение в созданных на их основе комплексных программах, которые представляли собой не что иное, как межпредметную систему, объединяющую знания из разных основ наук о том или ином объекте действительности.
Уже в 50-60-е годы XX века M. Н. Скаткин, Э. И. Моносзон, Ш. И. Ганелин, С. Е. Драпкина говорили о необходимости осуществления межпредметных связей (межпредметной интеграции).
Предмет «История» - едва ли не самая «интегрированная» школьная дисциплина, поскольку позволяет более тесно связать учебный материал с жизнью, вызвать интерес к познанию окружающей действительности, расширить словарный запас и кругозор школьников, повысить их уровень воспитанности.