ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Статья посвящена становлению ценностных ориентаций в контексте метапредметного, предметного и личностного уровней образования. Классификация ценностей и ценностных ориентаций поможет более дифференцированно и эффективно подойти к их формированию в школе.
Клепиков Валерий Николаевич
кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник лаборатории аксиологических основ воспитания, Институт семьи и воспитания РАО, заместитель директора по инновационной работе, МОУ «Лицей» г. Обнинск Калужской области.
E- mail: Klepikovvn@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Как формируются ценностные ориентации школьников?
Ключевые слова: ФГОС второго поколения, ценностные ориентации, метапредметный уровень, предметный уровень, личностный уровень, базовые общечеловеческие ценности, национальные ценности российского общества, предметные ценности, индивидуальные ценности, общая культура школьника.
Изменение мировоззренческих ориентиров в политической, социальной, экономической и духовной сферах российского общества влечёт за собой коррекцию ценностных ориентаций в образовании. Но в первую очередь это связано с радикальными трансформациями, происходящими в сознании современных школьников: противоречивое воздействие информационных технологий, интенсивные ритмы жизни, возрастающие требования к получаемым знаниям, умениям и навыкам, недостаток времени, отводимого на «проживание» транслируемых знаний и т. д., и как результат - бессистемное или даже хаотическое формирование ценностных ориентаций. Поэтому в сложившейся ситуации особую роль приобретает процесс формирования ценностных ориентаций школьников - устремлений, мотивов, побуждений, установок, интересов, потребностей, желаний, жизненных целей, направленных на важнейшие общечеловеческие гуманистические ценности.
Здесь важно сделать акцент на трёх моментах. Формирование ценностных ориентаций должно:
• отвечать развитию современного российского общества;
• осуществляться целенаправленно, систематически, непрерывно, на всех уроках, внеурочных и внешкольных мероприятиях;
• быть опережающим, т. е. нацеленным на завтрашний день.
Для уточнения отметим, что ценностную ориентацию мы рассматриваем как систему бинарных взаимосвязей установки и ценности, потребности и ценности, мотива и ценности и т. д., т. е. ценность входит в любые пары, поэтому она является системообразующим элементом. Данная система выступает в роли своеобразного «аттрактора», под которым в синергетике понимается относительно устойчивое состояние сложного объекта, которое как бы притягивает и собирает в себе множество траекторий системы, определяемых разными начальными условиями [2; с. 82].
Школьный возраст является периодом интенсивного формирования ценностных ориентаций, оказывающих влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: постепенное овладение понятийным
Муниципальное обр азование : инновации и эксперимент №4, 201 1
3
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
мышлением, повышенное внимание к внутреннему миру, накопление жизненного опыта, занятие определенного социального положения (статус школьника, лицеиста, гимназиста, гражданина школьной республики и т. д.), становление мировоззренческих позиций.
Именно ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений школьника с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют его поведение. При этом важно добавить, что творчески активная личность проявляется, прежде всего, в способности переосмысливать устаревшие знания, отказываться от стереотипных форм поведения, наполнять вечные ценности новыми смыслами, вырабатывать обновлённые ценностные ориентации.
В философском аспекте ценностные ориентации рассматриваются как важнейшие событийные элементы внутренней структуры личности, закреплённые жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний (О. Г. Дробницкий, В. П. Тугаринов,
С. Ф. Анисимов, А. И. Титаренко и др.).
В социологическом аспекте ценностные ориентации определяются как установка личности на те или иные общественные ценности и идеалы, значимые как для общества, так и для человека (М. Вебер, В. Т. Лисовский, Л. А. Вербицкая, Т. Н. Мальковская и др.).
Психологами ценностные ориентации рассматриваются как способ дифференциации индивидом объектов по их значимости, как идеологическое, политическое, этическое, эстетическое и другие основания для оценок субъектом окружающей действительности (И. С. Кон, И. В. Дубровина, И. С. Якиманская и др.).
В педагогике ценностные ориентации определяются через субъектное отношение к объективным ценностям общества, выражающиеся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее. Процесс освоения ценностных ориентаций представляет собой восхождение личности к общечеловеческим ценностям и идеалам (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков,
В. А. Караковский, А. И. Шемшурина, Н. Е. Щуркова и др.).
Общим в приведённых определениях является включённость в ориентации ценностей и идеалов, их регулятивная функция в выборе тех или иных форм и способов поведения, способность отражать внутреннюю основу отношения человека к различным объектам мира.
Какие же ценностные ориентации заявлены в ФГОС второго поколения?
Важно сразу же отметить, что в ФГОС (далее Стандарт) обозначены не просто некие отвлечённые и умозрительные цели, установки, ценности и т. д., которые можно интерпретировать двояко и по-разному. Здесь заявлены вполне ясно ориентированные позиции в соответствии с законом «Об образовании».
В первую очередь, это направленность педагогов и учащихся на:
• освоение общечеловеческих, гуманистических, демократических, нравственных, эстетических и других ценностей; базовых национальных ценностей российского общества; духовных традиций народов России;
культурных ценностей своей этнической и социокультурной группы;
• воспитание основ правовой, эстетической, физической, экологической, нравственной и других культур, а также общей культуры;
• формирование таких личностных качеств учащихся, как образованность, патриотизм, гуманизм, доброжелательность и т. д., гражданской идентичности;
• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
• выполнение нравственных норм, элементарных правил нравственного поведения, правил здорового образа жизни и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
• духовно-нравственное развитие, нравственное самосовершенствование, выстраивание конструктивных отношений в семье и обществе.
Как видно, в Стандарте заявлено достаточно большое количество ценностных ориентаций. Поэтому не случайно, что приобщение к общечеловеческим и базовым национальным ценностям должно происходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Отсюда программы отдельных учебных предметов и курсов должны содержать ценности, на которые будет ориентироваться в своей деятельности педагог.
Системообразующим компонентом Стандарта является ориентация на результаты образования, где развитие личности обучающегося составляет цель и основной результат образования. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся на личностном, предметном и метапредметном уровнях.
Как же соотносятся данные уровни и освоение учащимися ценностных ориентаций?
На наш взгляд, формирование ценностных ориентаций в контексте Стандарта необходимо рассматривать в соответствии с уровнями освоения основной образовательной программы.
Метапредметный уровень подразумевает освоение базовых (универсальных) общечеловеческих и национальных ценностей российского общества, например,таких, как «человек», «жизнь», «знания», «культура», «природа», «творчество» «истина», «добро», «красота» и др. Приобщение к данным ценностям происходит в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Базовые ценности как бы пронизывают все школьные уроки и мероприятия и обогащают ценности, находящиеся на других уровнях.
Предметный уровень подразумевает освоение предметных ценностей. В Стандартах говорится, что программы должны содержать «описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета». Каждый предмет имеет ведущие ценности, на которые может ориентироваться педагог. Например, на уроках истории происходит приобщение к таким ценностям, как «память», «патриотизм», «отечество»
4
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011
ОТ ТЕОРИИ К ПРА КТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПО КО ЛЕНИЯ
и др., на уроках физкультуры - «здоровье», «воля», «сила» и др., на уроках биологии - «<жизнь», «природа», «здоровый образ жизни» и т.д. При этом наиболее существенные ценности на различных предметах «пересекаются», совпадают. Чаще всего это осуществляется спонтанно. По для создания полноценного образовательного пространства школы необходимо, чтобы это происходило сознательно, с участием всех педагогов школы.
Какие же ценности «работают» на всех уроках? Это, например, такие ценности, как «добро», «истина», «красота». Данные ценности важны и с методической точки зрения.
Под истиной можно понимать:
• создаваемую модель урока (мероприятия), когда она суть то, чем она должна быть в соответствии с реалиями урока;
• наиболее эффективные пути, методы, приёмы, приводящие к искомому результету, а таеже сак верн ый результат, в том числе и Истина целого урока;
• детские переживания и состояния, которые сопровождают процесс познания, т.е . чувство радости, наслаждения, удовлетворения.
Под красотой можно понимать:
• выразительную модель уроеа, которая последовательно и искусно создаётся педагогом т у которой проявляются следующие признаки: симметричность, иерархичность, объёмность, гармоничность, целостность, устойчивость, пластичность, лаконичность, диалогичность, органичность,жтзненностт;
• профессиональный облик самого учителя, которому не чужды тайны актёрского маете рства, а также одухотворённый облик детей, когда они соприкакаютсо с Красотой;
• само разворачивающееся действо утр ока во всей его неумолимой логике и во всех его диалектических противоречиях.
Под добротой можно понимать:
• предоставление учителем париативного и разноуровневого материала, в котором каждыо ученик иможет найти себя, применить свои способности;
• адекватность реакций у учителя и детнй, уривень их взаимопонимания, взаимоуважения (понимание с полувзгляда, полуслова);
• общий позитивный настрой присутствующих на уроке, когда возникает оеобое духовное поле, в пространстве которого царит Доброта .
Важно добавить, что ценностью может стать, например, закон Ньютона, если учащи°ся сформирует своё личностное отношение к нему, открпет для себя обоек-тивные и субъективные смыслы. И далее он к понятию «закон» будет относиться как общечеловеческой, предметной, личностной ценности и продуктивно применять его в различных сферах своей жизни.
Личностный уровень подразумевает обогащение и углубление индивидуальных ценностей за счёт базовых и предметных ценностей в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Индивидуальные ценности образуют иерархию, в которой высшими являются ценности гуманистической направленности. Рассмотрение ценностей через призму их иерархичности позволяет относительно быстро диа-
гностировать их текущее состояние во внутреннем мире школьника.
Иорархию ценеостей во внутреннем мире чоловека можно схематично представить с помощью следующего рисенка (в центре находятся наиОолее значемые ин-диеидуальные ценности,затем идут тсталнные).
Очевидно, что оптимальной является горизонтальнее и вертикеньнак взримoобусловленность заявленных цеиноскей, которая придаёт осваиваемой системе ценностей е цело м устойчивость и стабильность. Горизонтальная составляющая обеспечивает постоянную встречу ученикое с одной и той же ценностью на рвзличных предметах и вн еурочных мероприятиях. Вертикальная составляющая позволяет на метить тннденцию углубле ник и обогащения одной и той же цекности от младшего школьниго возраста к старшему.
Стандарт предполагает, что на всех уроках и мероприятиях имеются свои спецкфоческие цели и задачи, которые должны быть достигнуты. И очень важно не урезать драгоценное учебное время в условиях непрерыв ной подготовки детвй н аттестации и и того-вым экзаменчм. Поэтому вознинает закономерный вн-прос: за счёт чего же может быть освобождено время на общеоброзовательном уроне дл я сознательного и целенаправленного приобщения учащегося к ценностям и создания ценн остно-ориенти ровамных ситу< аций?
Во-первых, за вчёт укрупнеоие дидактических единиц инфырмаоки. Согласно П. М. Эрдоиеву: «Изучая на малом интервале времени, чаще всего в п ределах одного уроко, группы взаимосвязанных понятий, связанных друг с деугом формальни и по содержавио, мы онуществляем птредачу ин формации как бы законченными фразами, что должно по-вр|шать надёжность передаваемой информации, т. е. сохраннвсть в памяти и дейотвенность знаний» [d; с. 125]. Это продуктивно и с точки зрения освоения ценностей, так как именно группа взаимосвязанных понятий обладает повышенными интегративными возможностями. В процессе погружения понятий в диалоговое поле возникают различные точки зрения и взгляды, являющиеся эффективным механизмом, способствующим возникновению личностных смыслов.
Во-вторых, за счёт моделирование опорных сигналов, которые создаются с помощью информационно-коммуникационных технологий в цвете, графике, с привлечением символов и музыки, приёмов мультипликации, в результате чего возникает целостный динамичный насыщенный информативный образ. В наше время рождаются новые языки, схемы, модели
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011
5
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
понимания и усвоения знаний, менее связанные с говорением и более - со зрительным рядом, образом, формой, цветом. Важно создавать опорные сигналы вместе с детьми, формируя визульно-образную копилку наиболее приемлемых для конкретного класса «узелков» информации. И тогда, по прошествии времени, воспринятые знания гораздо легче восстанавливаются и воспроизводятся1.
В-третьих, за счёт проблематизации знаний, благодаря которой обостряется интерес, мотивация учащихся и тем самым подтягиваются дополнительные когнитивные, эмоциональные и эвристические ресурсы школьника. В начальных классах проблемность аккумулируется в точках удивления (точка удивления - это неожиданный взгляд на обычное, на общепринятое), в средних классах - в антиномиях (антиномия - это противоречащие друг другу высказывания об одном и том же, но делаемые в дополнительных ситуациях и с разных точек зрения), в старших - в парадоксах (парадокс - это необычное, даже невероятное сочетание различных точек зрения, реализуемое в суждениях и доказательствах).
В-четвёртых, за счёт более эффективного подхода к отбору образовательного материала и продуктивных методов обучения. Содержание должно быть структурировано таким образом, чтобы выявлялись и проявлялись аксиологические составляющие знания. Сейчас популярны интерактивные методы (игры, диалоги, диспуты и т. д.) обучения, которые позволяют находить время и форму для создания на уроке ценностно-ориентированных ситуаций. Для учителя важно научиться выходить на ценностно-ориентированные ситуации органично, естественно, без искусственных натяжек.
В-пятых, за счёт привлечения потенциала внеурочной деятельности, т. е. через систему клубов, НОУ, секций, студий, кружков, организации общественно полезной школьной и внешкольной деятельности, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей. Во внеурочной деятельности учащийся может спокойно и в соответствующей его внутреннему миру форме заняться творческой, поисково-исследовательской деятельностью.
Формирование ценностных ориентаций предполагает в конечном итоге становление общей культуры школьника, включающей этическую, эстетическую, интеллектуальную, физическую, экологическую и другие культуры. Органичную взаимосвязь между отдельными культурами обеспечивают интегративные механизмы. К последним можно отнести ключевые компетенции2, межпредметные понятия, общечеловеческие ценности, базовые национальные ценности.
С точки зрения возрастного аспекта, может быть, есть смысл различать ценностные ориентации, цен-
1 Как известно, с помощью визуальных каналов человек получает до 90% информации. Опорные сигналы можно легко распечатать и размножить.
2 Формирование ключевых компетенций происходит на основе становления универсальных учебных умений (познавательных, регулятивных, коммуникативных и др.).
ностные позиции и ценностные отношения. Ценностные ориентации преимущественно формируются в младшем школьном возрасте, когда в них ещё много интуитивного, бессознательного, наивного. Ценностные позиции находят свою выраженность в оценке, самооценке, анализе и самоанализе, поэтому их становление наиболее интенсивно происходит в подростковом возрасте. Ценностные отношения подразумевают выработку философской рефлексии, мировоззренческого взгляда на мир, самого себя, окружающих людей, поэтому они начинают формироваться в старшем школьном возрасте.
Итак, ценностные ориентации - сложный социальный и психолого-педагогический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление образованию, самосовершенствованию, поведению, поступкам. Для учителя, который будет нацелен на актуализацию и формирование гуманистически направленных ценностных ориентаций школьников, откроется принципиально новый подход к образовательному процессу - аксиологический. Чёткое выделение и целенаправленное формирование ценностных ориентаций в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности позволит достигнуть ощутимых успехов в деле воспитания, обучения и развития учащихся.
Литература
1. Дубровина И. В. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся // Ценностные ориентации и интересы школьников. М., 1983.
2. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. СПб., 2002.
3. Мальковская Т. Н. Некоторые проблемы формирования ценностных ориентаций учащихся // Социальнопедагогические аспекты развития современной школы: тезисы научно-практической конференции, 1988. Вологда, 1988.
4. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 4.
5. Социология молодежи. Отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1996.
6. Тугаринов В. П. Избранные философские труды. Л.,1998.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2010.
8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М., 2011.
9. Человек и образование в современной России. Под ред. Л. А. Вербицкой, В. Т Лисовского, В. Т. Пуляева. СПб. -1998.
10. Шемшурина А. И. Аксиологический подход в воспитании школьников // Этическое воспитание. № 2. - 2011.
11. Эрдниев П. М., Эрдниев Б. П. Обучение математике в школе / Укрупнение дидактических единиц. Книга для учителя. 2 изд. М.: АО «Столетие». - 1996.
6
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011