ЦЕННОСТЬ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ:
АКЦЕНТЫ ТРАНСФОРМАЦИЙ
М. Ибраев, аспирант
Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева (Кыргызстан, г. Бишкек)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-4-212-215
Аннотация. В статье рассматривается процессы трансформации категорий «ценность» и «ценностные ориентиры» предлагается при формировании ценностных ориентиров современных подростков изучение в системе ценностей: интеллектно-образовательных, нравственно-культурных, гуманистических и семейных ценностей. Категория «ценность» и «ценностные ориентации» являются объектами исследования различных социальных и гуманитарных наук-психологии, педагогики, культурологии, социологии, философии, политологии и других. С одной стороны, ценности функционируют как объективные нормы и регуляторы социального поведения, а с другой - являются субъективными концепциями чего-то желанного для индивида или группы. Наряду с вечными ценностями идеального мира начинают выступать локальные ценности «ценности одного дня», «ложные ценности» не имеющие значения.
Ключевые слова: ценность, ценностные ориентиры, ценностные системы, подросток, системный анализ, трансформация.
Развития рыночной экономики в нашей стране обусловила необходимость во многих случаях признания новых видов и форм особых ценностей, и значительно расширились, изменялись материальные и идеальные формы ценностей. Такая динамика особо влияла на сознания при формировании этих понятий у подростков. Таким образом, в последние годы категории «ценность» и «ценностные ориентиры» претерпели значительные изменения.
Существуют различные определения категории ценности. Обычно под ценностью понимают относительно устойчивое, социально обусловленное избирательные отношения человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.
Проблема изучения формирования ценностных ориентаций подростков особенно динамично изменяющем обществе остается неизменно актуальной проблемой современности. Оттого, какой ценностный ориентир формировался у подростков во многом зависит будущее состояния, социально-экономическое и социокультурное развитие общества.
Динамичные социальные и политические трансформации, переходящие в современном мире, приводят к появлению
новых социальных форм и моделей поведения. Наряду с вечными ценностями идеального мира начинают выступать локальные ценности «ценности одного дня», «ложные ценности» не имеющие значения. Находясь в конкретном месте с географическими координатами, человек испытывает давление разнополярных культурных традиций: справа - церковь, слева - мечеть, прямо - рынок с утилитарными ценностями экономической выгоды [1 ].
Мы видим, что в аксиологическая картина мира разновекторная и разнополяр-ная, ценностные ориентиры зачастую не зависят от народных традиций, географии проживания. Такая динамичная трансформация аксиологической картины мира делает проблему исследования ценностей, а особенно формирования ценностных ори-ентаций подростков особенно актуальной ценности, ценностные ориентации и ценностные системы определяют устойчивая развития общества. Особо повышается интерес к изучения ценностной тематики в кризисные или переходные периоды развития общества.
Классификация ценностей происходит по разным основаниям, например по сферам общественной жизни (выделяются ма-
териальные, духовные, нравственные, религиозные ценности и т.д.); предметному содержанию (экономические, политические, эстетические и т.д.); по характеру ориентиров поведения человека (терми-
нальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства их достижения)). Условно структурную систему категории «ценность» можно представить следующем виде:
Рисунок.
Категория «ценность» и «ценностные ориентации» являются объектами исследования различных социальных и гуманитарных наук-психологии, педагогики, культурологии, социологии, философии, политологии и других. С одной стороны, ценности функционируют как объективные нормы и регуляторы социального поведения, а с другой - являются субъективными концепциями чего-то желанного для индивида или группы. Поэтому структурный и функциональный анализ ценностей делается как на микро или социально-культурном уровне, так и микро- или индивидуально-психологическом уровне [2].
К методологическим основам исследования категории, «ценность», «ценностные ориентиры» требует реализации системного подхода. При реализации системного подхода в исследовании ценностей соблюдаются общие требования системного анализа психических явлений:
1. Психические явления многомерны и рассматриваются в разных системах измерения.
2. Система психических явлений исследуется как многоуровневая, строится, как иерархическая.
3. При изучении субъект-объектных отношений необходимо иметь в виду их множественность, задающую разнопоряд-ковость свойств.
4. Многомерность и многоуровневость психических явлений с необходимостью предполагают систему их детерминант.
5. Психические явления должны изучаться в развитии, в ходе развития происходит изменение его детерминант, смена системных оснований [3].
При исследовании психологических ценностей в качестве основы выступают принципы общенаучной методологии, а именно: субъективно-деятельностный подход, культурно-историческая методология и системный подход к анализу психических явлений [4].
В рамках субъективно-деятельностного подхода человек понимается как субъект способный превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.
В результате анализа проведенных научных исследований относительно современных подростков можно сделать следующие заключения по их физическому и психологическому состоянию:
1) У современных подростков значительно снизился умственный и творческий потенциал, а также ухудшения их физическое и психологические состояния;
2) Результаты социологических исследований свидетельствуют снижения у современных подростков интеллектуальных, и творческих способностей;
3) У современных подростков снижены ценность умственного труда, образования и знаний;
4) В связи с усилением социального и имущественного неравенства возрастает и неравенство образовательное, сужается социальная база развития интеллектуального потенциала;
5) Сегодняшнее поколение оказываются в сложной ситуации: различные перевороты в социально-экономическом укладе сопровождается кризисом ценностного сознания. Социальные ценности меняются, какие-то из них остаются, а какие-то утратили практическое значение;
6) Особо следует отметить отличительную особенность игровой компьютерной онлайн-зависимости современных под-
ростков, которые «уходят» в виртуальную реальность вследствие чего нарушается социальная связь личности вследствие чего возникают проблемы в семье и школе, чрезмерная агрессивность и различные виды ассоциального поведения, невозможность самовыражения [5].
Как было отмечено, что категории «ценность» и «ценностные ориентации» являются объектом и предметом исследования различных социально-гуманитарных, этико-культурологических дисциплин: философии, социологии, психологии, культурологии, этики, эстетики и др. Без понимания содержания понятий «ценность», «системы ценностей», «ценностные ориентации», а также их механизмов трансформаций, процессов их формирования и изменений невозможно полноценно изучать ценностных ориентиров современных подростков. Поэтому возник особая необходимость изучения условий формирования интеллектно-образовательных, нравственно-культурных, гуманистических и семейных ценностей в современного мира.
Библиографический список
1. Горькая Ж.В. Психология ценностей: учебное пособие. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. - С. 5.
2. Гарванова М.З., Гарванов И.Г. Исследование ценностей в современной психологии // Современная психология: материал III междунар.науч.конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). -Казань: Бук.2014. - С. 5.
3. Горькая Ж.В. Психология ценностей: учебное пособие. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. - С. 55.
4. Елишев С.О. Теоретико-методологические подходы к изучению понятий «Ценность», «Ценностные ориентации» / Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. - 2010. - №3. - С. 74-90.
5. Теоретико-методологические основы исследования проблем ценностей и ценностных ориентаций. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Studbooks.net/preload/13/136116.
VALUES AND VALUE ORIENTATIONS OF MODERN TEENAGERS: EMPHASIS OF
TRANSFORMATIONS
M. Ibraev, Postgraduate Student
Kyrgyz State University named after I. Arabaev
(Kyrgyzstan, Bishkek)
Abstract. The article examines the processes of transformation of the categories "value" and "value guidelines"; in the formation of value guidelines of modern adolescents, it is proposed to study in the system of values: intellectual-educational, moral-cultural, humanistic and family values. The category "value" and "value orientations" are the objects of research in various social and human sciences - psychology, pedagogy, cultural studies, sociology, philosophy, political science and others. On the one hand, values function as objective norms and regulators of social behavior, and on the other hand, they are subjective concepts of something desirable for an individual or group. Along with the eternal values of the ideal world, local values of "the value of one day", "false values" that have no meaning, begin to appear.
Keywords: value, value guidelines, value systems, teenager, system analysis, transformation.