Научная статья на тему 'АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ'

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО / АКСИОЛОГИЯ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ПОДРОСТКИ / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лидак Л. В., Тимошенко Т. А.

В статье раскрываются особенности социальной ситуации, сложившиеся в стране и мире в последние два года. Характеризуется специфика осознания базовых общечеловеческих ценностей - ценностей сохранения здоровья, взаимопомощи, личностной поддержки, нравственного взаимодействия между людьми. Осуществляется теоретический анализ ценностных ориентаций подростков и ценностно-ориентационного единства в детских коллективах. Использована методология педагогической антропологии, определены возможные методы исследования ценностных ориентаций подростков. Выбор аксиологического подхода в качестве методологической основы исследования ценностных ориентаций подростков позволил рассмотреть ценности как важный социально-педагогический феномен, который требует конкретного исследования, отражающего особенности современной социальной ситуации в сознании и поведении подростков. Сделан ряд выводов и намечены пути дальнейших исследований особенностей ценностных ориентаций подростков. Показано, что опора на терминальные ценности, отраженные в сознании и поведении подростков, раскрывает перспективы жизненных смыслов и ценностей общественного признания личности; инструментальные ценности определяют совершенствование нравственных характеристик, которые являются детерминантами повседневной жизни, совместной деятельности и межличностных отношений в детских коллективах. Предполагается представить в следующих публикациях авторов содержательную характеристику терминальных и инструментальных ценностей современных подростков и педагогические условия их формирования в современной социальной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AXIOLOGICAL APPROACH TO THE STUDY OF VALUE ORIENTATIONS OF ADOLESCENTS IN THE MODERN SOCIAL SITUATION

The article reveals the features of the social situation that have developed in the country and the world over the past two years. It characterizes the specificity of understanding the basic universal values - the values of maintaining health, mutual assistance, personal support, moral interaction between people. A theoretical analysis of the value orientations of adolescents and value-oriented unity in children's groups is carried out. The methodology of pedagogical anthropology is used, and possible methods for studying the value orientations of adolescents are identified. The choice of the axiological approach as the methodological basis for studying the value orientations of adolescents made it possible to consider values as an important socio-pedagogical phenomenon that requires specific research that reflects the features of the current social situation in the minds and behavior of adolescents. A number of conclusions have been made and ways for further research on the characteristics of adolescents' value orientations have been outlined. It is shown that reliance on terminal values reflected in the consciousness and behavior of adolescents reveals the prospects for life meanings and values of social recognition of the individual; instrumental values determine the improvement of moral characteristics, which are the determinants of everyday life, joint activities and interpersonal relationships in children's groups. It is planned to present in the following publications of the authors a meaningful description of the terminal and instrumental values of modern adolescents and the pedagogical conditions for their formation in the current social situation.

Текст научной работы на тему «АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ»

УДК 37.013

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

Л.В. Лидак, Т.А. Тимошенко

THE AXIOLOGICAL APPROACH TO THE STUDY OF VALUE ORIENTATIONS OF ADOLESCENTS IN THE MODERN SOCIAL SITUATION

L.V. Lidak, T.A. Timoshenko

Аннотация. В статье раскрываются особенности социальной ситуации, сложившиеся в стране и мире в последние два года. Характеризуется специфика осознания базовых общечеловеческих ценностей - ценностей сохранения здоровья, взаимопомощи, личностной поддержки, нравственного взаимодействия между людьми. Осуществляется теоретический анализ ценностных ориентаций подростков и ценностно-ориентаци-онного единства в детских коллективах. Использована методология педагогической антропологии, определены возможные методы исследования ценностных ориентаций подростков. Выбор аксиологического подхода в качестве методологической основы исследования ценностных ориентаций подростков позволил рассмотреть ценности как важный социально-педагогический феномен, который требует конкретного исследования, отражающего особенности современной социальной ситуации в сознании и поведении подростков. Сделан ряд выводов и намечены пути дальнейших исследований особенностей ценностных ориентаций подростков. Показано, что опора на терминальные ценности, отраженные в сознании и поведении подростков, раскрывает перспективы жизненных смыслов и ценностей общественного признания личности; инструментальные ценности определяют совершенствование нравственных характеристик, которые являются детерминантами повседневной жизни, совместной деятельности и межличностных отношений в детских коллективах. Предполагается представить в следующих публикациях авторов содержательную характеристику терминальных и инструментальных ценностей современных подростков и педагогические условия их формирования в современной социальной ситуации.

Abstract. The article reveals the features of the social situation that have developed in the country and the world over the past two years. It characterizes the specificity of understanding the basic universal values - the values of maintaining health, mutual assistance, personal support, moral interaction between people. A theoretical analysis of the value orientations of adolescents and value-oriented unity in children's groups is carried out. The methodology of pedagogical anthropology is used, and possible methods for studying the value orientations of adolescents are identified. The choice of the axiological approach as the methodological basis for studying the value orientations of adolescents made it possible to consider values as an important socio-pedagogical phenomenon that requires specific research that reflects the features of the current social situation in the minds and behavior of adolescents. A number of conclusions have been made and ways for further research on the characteristics of adolescents' value orientations have been outlined. It is shown that reliance on terminal values reflected in the consciousness

and behavior of adolescents reveals the prospects for life meanings and values of social recognition of the individual; instrumental values determine the improvement of moral characteristics, which are the determinants of everyday life, joint activities and interpersonal relationships in children's groups. It is planned to present in the following publications of the authors a meaningful description of the terminal and instrumental values of modern adolescents and the pedagogical conditions for their formation in the current social situation.

Ключевые слова: ценности, ценностно-ориентационное единство, аксиология, культурно-историческая теория, подростки, социальная ситуация, терминальные ценности, инструментальные ценности, методы исследования.

Keywords: values, value-oriented unity, axiology, cultural-historical theory, adolescents, social situation, terminal values, instrumental values, research methods.

Социальная ситуация, возникшая в период 2020-2022 годов XXI века, оказалась крайне тревожной для всего мирового сообщества в целом, и для России в частности. Это связано с тем, что все страны были охвачены массовым заболеванием - пандемией коронавируса. Вынужденная самоизоляция, экономическая неопределенность, страхи перед возможным заболеванием, сама болезнь и трудности восстановления после перенесенного заболевания - вот те факторы, которые оказались доминирующими в обществе, в семье и в жизнедеятельности каждого человека. Сложившаяся ситуация, способствовала изменению ценностных ориентаций и массового сознания населения. Произошло осознание того, что главной ценностью является ценность здоровья и человеческой жизни. В обществе стало формироваться заботливое отношение к каждому человеку, тревога о здоровье больных, милосердие и сострадание к семьям, потерявших родственников, уважение к медицинским работникам и волонтерам, оказывающим безвозмездную помощь нуждающимся. Таким образом, весь мир был справедливо обеспокоен ростом заболеваемости, а правительственные и общественные организации - поиском эффективных путей осуществления действенной помощи тем, кому она была необходима.

В связи с возникшей эпидемиологической катастрофой Правительством Российской Федерации был выдвинут комплекс важнейших задач перед учеными, медицинскими работниками, центрами социальной защиты, образовательными учреждениями по поддержке и сохранению жизни и здоровья каждого гражданина, по оказанию помощи слабым и немощным, по разработке противовирусных мер для формирования коллективного иммунитета. Для решения данных задач были организованы мобилизационные мероприятия, обеспечившие консолидацию усилий специалистов разного профиля. Были созданы условия для самоизоляции граждан и дистанционного взаимодействия при решении медицинских, социальных и образовательных задач.

Особые требования Правительство предъявляло образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим воспитательную работу с подрастающим поколением. Краткая оценка работы образовательных учреждений

в сложившейся социальной ситуации позволяет констатировать, что педагоги успешно справились с поставленными задачами. Во всех учреждениях массово предпринимались антивирусные меры: помещения были оснащены дополнительным медико-профилактическим оборудованием и средствами оперативной гигиены. В связи с тем, что в период карантина образовательные учреждения всех уровней достаточно быстро перешли в режим дистанционного обучения, учебно-воспитательный процесс не прерывался. Для учащихся были предложены различные образовательные платформы, которые оперативно наполнялись содержательным контентом, а для педагогов были организованы курсы повышения квалификации по овладению технологиями дистанционного образования.

Не оставались в стороне от беды и происходящих событий молодые люди. В стране развернулось массовое молодежное движение «Мы - вместе». Юноши и девушки проявляли инициативу, направленную на участие в добровольческом движении по оказанию помощи пенсионерам, семьям с детьми и гражданами, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Отряды волонтеров состояли из молодых граждан, которые проявляли активную помощь населению и собственную гражданскую позицию. Оценки журналистов, наблюдения родителей и педагогов позволяют констатировать, что этот сложный период также не оставил равнодушными к общей беде не только юношество, но и подростков.

До настоящего времени остаются мало изученными проблемы влияния социальных вызовов на динамику ценностей и изменение ценностных ори-ентаций у подростков. Остаются открытыми вопросы о том, как изменилась сфера ценностных ориентаций подростков в связи с пандемией, ставшей основной угрозой для человечества в 20-е годы XXI века. Представляет интерес вопрос о том, какие проявления общей беды получили наибольшее осознание у подростков, какие переживания и проблемы их тревожили, какие мероприятия они предлагали предпринять для преодоления возникших проблем? Перед нами возникла задача - осуществить объективную оценку социальных переживаний и приобретенных ценностей подростков, проживающих в современной социальной ситуации, возникших в последние два года в связи с массовыми заболеваниями. Это позволит осуществить рефлексивное осознание тех гуманистических достижений, которые сформировались в этот сложный период не только в коллективном сознании граждан Российской Федерации, но и в сознании каждого отдельного подростка. Оценка ценностных ориентаций подростков, переживших период пандемии, позволит обогатить современную психолого-педагогическую науку и практику новыми педагогическими идеями совершенствования воспитательного процесса и выхода из проблемных ситуаций. Вместе с тем такой вектор исследований обеспечит формирование стрессоустойчивости подростков, проживающих конкретный исторический период, будет способствовать воспитанию в детских коллективах взаимопомощи, гуманизма, отношений общей заботы, сострадания, сочувствия, синтонности между сверстниками.

Необходимость научного осознания тех социально-нравственных ценностей, которые позволят противостоять возникшим угрозам, а также обеспечат создание новых воспитательных механизмов, объединяющих усилия людей разных поколений, позволит направить исследовательский поиск на совершенствование ценностно-ориентационного единства в детских коллективах.

Категория ценностных ориентаций широко обсуждается в педагогике, психологии, культурологии, социологии, философии. В отечественной науке проблема ценностей и ценностных ориентаций стала широко обсуждаться во второй половине XX века, в связи с возрастающим интересом к проблемам личности и общечеловеческим проблемам социального бытия.

Об этом свидетельствуют исследования отечественных и зарубежных философов Н.А. Бердяева [1], М. Вебера [2], Э. Дюркгейма [3], А.Г. Здравомыслова [4], М.К. Мамардашвили [5], В.П. Тугаринова [6], Г.П. Щедровицкого [7], В.А. Ядова [8] и др.

Раскрывая методологические проблемы развития личности, авторы ориентируются на ее структуру и строение, выявляют место ценностных ориентаций в динамике жизненного пути человека и его личностного роста. Так, А.Г. Здравомыслов и В.А. Ядов отмечали, что ценностные ориентации складываются из установок личности на освоение тех или иных ценностей материальной или духовной культуры. В результате формирования ценностных ориентаций у человека складывается ось сознания, вокруг которой вращаются его помыслы и чувства.

Проблема ценностей и ценностных ориентаций является одной из самых дискуссионных в психолого-педагогической науке. Словарно-справочная литература свидетельствует о том, что понятие ценностей чаще используется в философии и социологии для обозначения объективных общественно значимых идеалов [9, с. 442]. В системе психолого-педагогического знания речь идет о субъективных идеалах и ценностях личности.

В системе гуманитарного знания сложилась традиция относить ценности к объектам культуры, а ценностные ориентации - к детерминантам развития личности. В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон, А.В. Петровский и др. подчеркивали, что ценностные ориентации представляют собой «стержневую особенность личности, ее структурный центр», определяющий направление и содержание социальной активности личности, «систему новых стремлений, переживаний и аффективных реакций» [10, с. 109]. Ценностные ориентации определяют особенности мотивационных установок, потребностей и интересов человека, влияют на его избирательное отношение к объектам материальной и духовной культуры, способствуют формированию предпочтений в выборе видов деятельности, партнеров по общению и взаимодействию.

Диалектический подход к научному осознанию ценностей и ценностных ориентаций послужил основанием для исследования динамики ценностных ориентаций в онтогенезе. К проблемам совершенствования ценностных ориен-таций у подрастающего поколения исследователи обращаются постоянно.

Примером классического подхода к формированию ценностно-ориента-ционного единства в детских коллективах явился опыт А.С. Макаренко, сложившийся в первой четверти XX века [11]. В его практическом опыте суть формирования ценностных ориентаций воспитанников детской колонии для беспризорников была основана на значимости совместной общественно полезной деятельности, на традициях коллективных отношений, основанных на принципах взаимного уважения, перспективных целей, постоянного развития, товарищеского соподчинения и требовательности к каждому члену коллектива. Ценности коллективных связей и отношений обеспечивали развитие сотрудничества юношей и девушек со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности, создавали атмосферу ценностно-ориентационного единства в детском воспитательном коллективе, совершенствовали богатство личностной культуры каждого представителя коллективного сообщества.

В 60-70-х годах XX века к изучению вопросов формирования ценностных ориентаций обратились сотрудники проблемной лаборатории Л.И. Божович [12]. Они осуществили глубокое исследование проблем развития личности и динамики ценностных ориентаций в онтогенезе подростков. В работах отечественных и зарубежных исследователей И.П. Иванова [13], Т.Е. Конниковой [14], Е.В. Титовой [15], Ф. Райса [16], Д. Шаффера [17] и др. были исследованы особенности воспитания ответственного поведения, условий формирования общей заботы субъектов взаимодействия, гуманизма и ценностно-ориентационного единства в детских коллективах.

Несколько позже, на рубеже XX-XXI веков, в творческих разработках научного коллектива под руководством Л.А. Регуш было представлено обоснование психологических проблем российских подростков [18, c. 143]. Учеными было выявлено, что проблемные озабоченности подростков связаны с отсутствием ценностно-ориентационного единства со сверстниками, рассогласованием с друзьями и взрослыми в оценках общественных отношений, в возникновении противоречий по поводу правил общежития и развития общества, в ситуациях проявлений безнравственности между людьми, демонстрации равнодушия и безразличия по отношению друг к другу, проявлений потребительского отношения человека к экологическим проблемам; в несоблюдении его прав и свобод, в демонстрации национализма и отсутствии чувства защищенности личности в обществе.

На рубеже XX-XXI веков появились методологические разработки, уточняющие аксиологические основания для оценок ценностных ориентаций и исследования значимости накопления ценностей в культурно-историческом пространстве. Методология аксиологического поиска была направлена на определение принципов и категорий формирования ценностных ориентаций личности.

В категориальном аппарате современной педагогической аксиологии расширены представления о структуре ценностей обучающихся и содержательных характеристиках их компонентов. Понятие «ценность» раскрывает

характеристику личности как субъекта ценностных отношений, а также отражает комплекс категорий, включающих такие аксиологические понятия, как «оценка», «потребности человека», «мотивация достижений», «ценностные ориентации личности», «ценностно-ориентационное единство групп и коллективов» и др.

В.А. Сластенин и Е.Н. Шиянов - одни из первых обратились к педагогической аксиологии в контексте изучения гуманистических проблем современного образования. Педагогическая аксиология не только получила дальнейшее обоснование и развитие в их трудах, но и выступила в качестве теоретического основания для исследования особенностей ценностных ориентаций личности [19]. Авторами отмечено, что, несмотря на широкое использование категорий «ценность» и «ценностные ориентации» личности, они имеют не только личностный, но и общественно значимый смысл. При этом, в связи с постоянными изменениями, происходящими в социальной ситуации развития общественных отношений, они требуют уточнения и конкретизации, т. к. под их влиянием происходит изменение жизнедеятельности самого человека.

Диалектика ценностей состоит в преемственности их существования, как в мире, так и в сознании отдельного человека. Благодаря накоплению культурно-исторического опыта осуществляется появление общественно значимых событий и явлений, новых социальных достижений, обеспечивающих динамику социального прогресса. У человека, живущего в конкретной социальной ситуации, происходит формирование внутренних структур психики, которые, благодаря процессу интериоризации, способствуют присвоению им общественно значимых ценностей, входящих в копилку культурно-исторического опыта всего человечества.

В свою очередь, трансформация ценностных ориентаций каждой личности, каждого отдельного субъекта в систему социальных отношений, способствует обогащению и накоплению культурно-исторического опыта всего человечества, совершенствованию нравственного развития общества, социального прогресса в системе общественного взаимодействия. Эта мысль находит подтверждение в исследованиях Л.С. Выготского [20; 21], А.Н. Леонтьева [22] и др., посвященных методологическим проблемам развития психики. Характеризуя динамику и структуру развития личности подростка, Л.С. Выготский сформулировал два основных закона культурно-исторической теории развития высших психических функций, являющихся «основным ядром слагающейся личности».

Раскрывая первый закон культурно-исторической теории развития высших психических функций, Л.С. Выготский дает обоснование перехода «от непосредственных, природных, естественных форм и способов поведения к опосредованным, искусственным, возникшим в процессе культурного развития психическим функциям» человека. Автор отмечал, что культурное развитие поведения человека и освоение им ценностных ориентаций находится в преемственной связи с социально историческим развитием всего человечества. В работе «История развитие высших психических функций»

Л.С. Выготский писал: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва в социальном, потом -психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли».

Согласно второму закону культурно-исторической теории Л.С. Выготского «отношения между высшими психическими функциями было некогда реальным отношением между людьми; коллективные, социальные формы поведения в процессе развития становятся способами индивидуального приспособления, формами поведения и мышления». Для исследования сущностных характеристик формирования ценностных ориентаций подростков важен вывод Л.С. Выготского о том, что культурное развитие человека, способствующее освоению нравственных ценностей, формируется в двух планах: сначала в социальном плане, «интрапсихическом» в форме коллективного сотрудничества между людьми, а затем, в форме индивидуального бытия человека - в «интерпсихическом».

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского созвучна теории развития психики в системе человеческой деятельности А.Н. Леонтьева. Он отмечал, что в совершенствовании ценностных ориентаций субъекта огромную роль выполняют два ряда значений: «объективные значения» и «личностные смыслы».

Объективные значения ценностных ориентаций являются отражением действительности, выработанным человечеством и зафиксированным в форме знаний, умений, понятий, компетенций, способов деятельности, обобщенных образов действий и норм поведения. Объективные значения отражают действительность независимо от личностного отношения человека к ней. А.Н. Леонтьев констатировал, что человек попадает в мир культуры сразу после рождения. Он находится в готовой, исторически сложившейся системе общечеловеческих ценностей. Благодаря природной активности, познавательному интересу, социальной среде, воспитанию и образованию ребенок овладевает объективными значениями ценностей, созданных человечеством. Знакомство взрослеющего человека с базовыми ценностями способствует формированию собственных ценностных ориентаций личности в онтогенезе, обеспечивающих развитие личностной культуры и нравственной сферы субъекта. Таким образом, согласно теории А.Н. Леонтьева, значение представляет собой объективный элемент ценностей, существующих в культуре, а ценностные ориентации, представляют собой смыслы жизнедеятельности человека, выраженные в субъективном отношении человека к объективным ценностям и в принятии их.

Согласно гуманистической концепции Е.Н. Шиянова, ценностные ориентации представляет собой набор тех качеств, которые люди ценят и реализуют в практической деятельности. Такое понимание позволило автору разделить ценности на два класса: класс объективных ценностей, существующих независимо от человека, и класс субъектных, т. е. личностных ценностей [23, с. 164].

Класс объективных ценностей составляют природные, предметные и социокультурные явления. Класс субъективных ценностей складывается из этических норм и социальных стандартов, определяющих особенности деятельности, поведения, оценок, идеалов, принципов, нравственных установок конкретной личности. Если объективные ценности во многом изменчивы, динамичны и зависят от изменений в природных явлениях, от динамических процессов в научно-технической сфере, в социальной ситуации общественных отношений, то субъективные ценности стабильны, более устойчивы и проверены мировой историей существования человечества.

Методология аксиологического подхода к обоснованию ценностных ори-ентаций личности свидетельствует о том, что главные ценности, объединяющие народы и наполняющие жизнь каждого человека конкретными смыслами, одинаковы для всего человечества - любовь, труд, забота, доброта, здоровье, образование, гуманизм, мир на земле. Аксиологический подход получил широкое распространение в исследованиях современной воспитательно-образовательной практики. Он способствует конкретизации содержания целостного педагогического процесса и определяет задачи по формированию социально-нравственных качеств личности в условиях образовательной среды.

В центре педагогической аксиологии находится концепция взаимодействия человека и мира, обоснование ценности человеческой жизни, значимости и непрерывности процессов воспитания, обучения и образования человека на всех этапах его возрастного развития.

Стремление обосновать ценность непрерывного образования и развития личности в социальной ситуации современного Российского государства, позволит обеспечить формирование гуманистических отношений между людьми, будет способствовать совершенствованию чувства долга, гражданской позиции, общественной активности личности. Педагогическая аксиология, как методология формирования ценностных ориентаций личности, определяет ценностную и мировоззренческую систему в государстве, является основой культурного бытия общества и человека.

В исследованиях А.Г. Здравомыслова, Ю.А. Левады [24], В.А. Ядова [25] и др. представлено понятие социального времени, отражающего исторический контекст бытия человека и человечества. Обращенность ученых к социальному времени влияет на систему ценностных ориентации, связанных с настоящим и будущим как общества, так и конкретной личности.

Основой ориентации личности в социальном пространстве выступает комплекс социально-нравственных ценностей, который находится в основе системы гуманистических отношений между людьми. Все это делает ценностные ориентации одной из главных, «глобальных» характеристик личности, а их развитие, соответственно, одной из основных задач гуманистической педагогики и одним из путей гуманизации общественной жизни.

Выбор аксиологического подхода в качестве методологической основы исследования ценностных ориентаций подростка позволяет рассмотреть

ценности как важный социально-педагогический феномен, который требует конкретного исследования, отражающего особенности современной социальной ситуации в сознании и поведении подростков. Одним из наиболее эффективных методов изучения суждений подростков признано анкетирование.

Для изучения суждений подростков о значимости тех ценностей, которые для них особенно важны в сложившейся социальной ситуации, была разработана и апробирована анкета «Ценностные ориентации современных подростков». Основанием для разработки авторской анкеты послужила адаптированная методика М. Рокича «Ценностные ориентации» [26, с. 524].

Известно, что методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича основана на ранжировании испытуемыми представленного списка ценностей, предварительно разделенных автором на два класса: класс терминальных и класс инструментальных ценностей.

К числу терминальных ценностей личности М. Рокич и его последователи отнесли комплекс установок, направленных на осознание личностью того факта, что поставленные ею дальние цели и дальние перспективы жизнедеятельности представляет общую глобальную ценность к которой нужно стремится. К числу инструментальных ценностей относятся конкретные установки личности, отражающие ее базовые предпочтения и ближние цели. Ценностные ориентации и мотивационные установки, связанные с ними, носят нравственно-утилитарный характер. Инструментальные ценности, заданные ближними целями, достигаются традиционными средствами. Они являются стандартными, повседневными, влияющими на формирование ценностно-ориентационного единства в группах и классных коллективах подростков.

Терминальные ценности складываются таких показателей, как активная и насыщенная жизнь, бережное отношение к здоровью, стремление к выбору интересной профессии и значимой работы, установка на материально-обеспеченную жизнь, желание любить и быть любимым, ценность общественного признания, свободы, создания счастливой семьи, пожелание счастья другим и стремление к личному счастью, ориентация на творчество и др.

Инструментальные ценности складываются из таких качественных характеристик, которые являются детерминантами повседневной жизни человека. К инструментальным ценностям относятся такие показатели, как аккуратность, воспитанность, жизнерадостность, исполнительность, ответственность, терпимость, честность, чуткость, самоконтроль, уважительность и др.

Достоинство методики, предложенной М. Рокичем, состоит в том, что она раскрывает два класса ценностей, сформированных в сознании и поведении испытуемых, а также позволяет определить перспективные линии развития личности. Эффективность авторской анкеты М. Рокича состоит в том, что она может быть модифицирована другими исследователями в соответствии с динамикой и особенностями общественных событий, что позволяет изучать трансформацию ценностных ориентаций подростков,

живущих в конкретной или изменяющейся социальной ситуации. При анализе иерархии ценностных ориентаций подростков их можно объединять в конкретные блоки, отражающие ценности самоутверждения, конформизма или альтруизма личности в системе коллективных отношений.

Изложенное выше позволяет сделать ряд выводов и наметить пути дальнейших исследований особенностей ценностных ориентаций подростков:

- Социальная ситуация, сложившаяся в стране и мире в начале 20-х годов XXI века, оказала влияние на совершенствование ценностных ориентаций как взрослого населения, так и подрастающего поколения. Мировое сообщество пришло к осознанию важности ценностей сохранения здоровья, взаимопомощи, поддержки, нравственного взаимодействия между людьми.

- Ценностные ориентации подростков являются отражением тех настроений и тревог, которые доминируют в обществе. Под ценностными ориен-тациями следует понимать комплекс доминирующих качеств, определяющий социальные установки личности, выраженные в стремлениях, переживаниях и эмоциональных реакциях. Ценностные ориентации влияют на мотивационные установки, потребности, интересы человека, определяют его избирательное отношение к объектам культуры, к выбору видов деятельности и партнеров по взаимодействию.

- Методологическим основанием для исследования ценностных ориен-таций личности является педагогическая аксиология - область междисциплинарных исследований, которая выступает смыслообразующим основанием человеческого бытия; она позволяет конкретизировать комплекс категорий, включающих такие аксиологические понятия, как «ценность», «оценка», «потребности», «мотивация достижений», «ценностные ориентации личности», «ценностно-ориентационное единство групп и коллективов» и др.

- Педагогическая аксиология находится в преемственной связи с философским и психологическим обоснованием гуманистической концепции, согласно которой ценностные ориентации делятся на два класса: класс объективных ценностей, существующих независимо от человека, и класс субъектных, т. е. личностных ценностей, которые человек осваивает и трансформирует в совместной деятельности и общении с другими людьми.

- Опора на методологию аксиологического подхода позволяет рассмотреть ценности как педагогический феномен, который требует выбора эффективных методов изучения взглядов и установок подростков. Основанием для разработки авторской анкеты «Ценностные ориентации современных подростков» послужила адаптированная методика М. Рокича «Ценностные ориентации личности», которая предполагает ранжирование суждений испытуемых в рамках двух классов ценностей, имеющих важное воспитательное значение: терминальных и инструментальных.

- Терминальные ценности, отраженные в сознании и поведении подростков, раскрывают перспективы жизненных смыслов и ценностей общественного признания личности. Инструментальные ценности определяют

совершенствование нравственных характеристик, которые являются детерминантами повседневной жизни, совместной деятельности и межличностных отношений в детских коллективах. Содержательная характеристика терминальных и инструментальных ценностей современных подростков и педагогические условия их формирования в современной социальной ситуации будут представлены в следующих публикациях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бердяев, Н. А. Об иерархии ценностей. Цели и средства / Н. А. Бердяев. -Текст : непосредственный // Судьба России. - М. : Советский писатель, 1990.

2. Вебер, М. Мотивы социальной действительности / М. Вебер. - Текст : непосредственный // Избранные произведения. - М. : Прогресс, 1990.

3. Дюркгейм, Э. Ценностные и реальные суждения / Э. Дюркгейм ; пер. с фр.

A. Б. Гофмана. - Текст : непосредственный // Социологические исследования. -1991. - № 2. - С. 106-114.

4. Здравомыслов, А. Г. Потребности, интересы, ценности / А. Г. Здравомыслов. -М. : Политиздат, 1986. - Текст : непосредственный.

5. Мамардашвили, М. К. Философия и личность / М. К. Мамардашвили. -Текст : непосредственный // Человек. - 1994. - № 5. - С. 9-15.

6. Тугаринов, В. П. Философия и ценностные формы отражения /

B. П. Тугаринов. - М., 1978. - Текст : непосредственный.

7. Щедровицкий, Г. П. Теория деятельности и ее проблемы / Г. П. Щедровицкий. -Текст : непосредственный // Философия. Наука. Методология. - М : Школа культуры политики, 1997. - 641 с.

8. Ядов, В. А. Социология труда : словарь / В. А. Ядов. - СПб. : Наука, 2006. -Текст : непосредственный.

9. Психология : словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -2-е изд. - М. : Политиздат, 2000. - 442 с. - Текст : непосредственный.

10. Возрастная и педагогическая психология / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон [и др.] ; под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1979. - Текст : непосредственный.

11. Макаренко, А. С. Коллектив и воспитание личности / А. С. Макаренко. -М. : Педагогика, 1972. - 262 с. - Текст : непосредственный.

12. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - Текст : непосредственный.

13. Иванов, И. П. Созидание: теория и методика воспитания / И. П. Иванов. -СПб. : Аверс, 2003. - 504 с. - Текст : непосредственный.

14. Конникова, Т. Е. Организация и воспитание ученического коллектива / Т. Е. Конникова // Очерки педагогики. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1963. - Текст : непосредственный.

15. Педагогика общей заботы / ред.: Т. В. Трухачева, И. Д. Аванесян, Е. В. Титова. - СПб. : Образование, 1996. - 102 с. - Текст : непосредственный.

16. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. -СПб. : Питер, 2000. - 656 с. - Текст : непосредственный.

17. Шаффер, Д. Дети и подростки: психология развития / Д. Шаффер. - 6-е изд. -СПб. : Питер, 2003. - 976 с. - Текст : непосредственный.

18. Психологические проблемы российских подростков (1993-2013 гг.) / под ред. Л. А. Регуш. - СПб. : ЭЛВИ-ПРИНТ, 2015. - Текст : непосредственный.

19. Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2013. - 576 с. - Текст : непосредственный.

20. Выготский, Л. С. Динамика и структура личности подростка / Л. С. Выготский. - Текст : непосредственный // Педагогическая психология : собр. соч. : в 6 т. Т. 4. - М. : Педагогика, 1978. - 221 с.

21. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. - Текст : непосредственный // Педагогическая психология : собр. соч. : в 6 т. Т. 3. - М. : Педагогика, 1978. - 145 с.

22. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - М. : Наука, 1979. - 210 с. - Текст : непосредственный.

23. Шиянов, Е. Н. Педагогика: общая теория образования : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Е. Н. Шиянов. - Ставрополь : Изд-во СКСИ, 2007. - 636 с. - Текст : непосредственный.

24. Левада, Ю. А. Лекции по социологии / Ю. А. Левада. - М. : Вече, 2008. -Текст : непосредственный.

25. Ядов, В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция / В. А. Ядов. - 2-е изд., расшир. - М. : ЦСПиМ, 2013. - 376 с. - Текст : непосредственный.

26. Практикум по возрастной психологии : учебное пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб. : Речь, 2010. - 694 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Berdyaev N. A. Ob ierarhii tsennostey. Celi i sredstva [On the Hierarchy of Values. Goals and Means]. Sud'ba Rossii = Fate of Russia. M., Sovetskiy pisatel, 1990.

2. Veber M. Motivy sotsial'noy dejstvitelnosti [Motives of Social Reality]. M., Progress,

1990.

3. Durkheim D. E. Tsennostnye i real'nye suzhdeniya [Valuable and Real Judgments]. Sociologicheskie issledovaniya = Sociology Research, 1991, No. 2, pp. 106-114. (In Russian).

4. Zdravomyslov A. G. Potrebnosti, interesy, tsennosti [Needs, Interests, Values]. M., Politizdat, 1986.

5. Mamardashvili M. K. Filosofiya i lichnost' [Philosophy and personality]. Chelovek = Human, M., 1994, No. 5, pp. 9-15. (In Russian).

6. Tugarinov V. P. Filosofiya i tsennostnye formy otrazheniya [Philosophy and Value Forms of Reflection]. M., 1978.

7. Shchedrovickiy G. P. Teoriya deyatel'nosti i ee problem [The theory of activity and its problems]. Filosofiya. Nauka. Metodologiya = Philosophy. Science. Methodology, M., School of culture of politics, 1997. 641 p.

8. Yadov V. A. Sociologiya truda: slovar' [Sociology of Labor: a Dictionary]. SPb., Nauka, 2006.

9. Psihologiya. Slovar' [Psychology. Dictionary]. Ed. by A. V. Petrovskiy, M. G. Yaroshevskiy. M., Politizdat, 2000. 442 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Davydov V. V., Dragunova T. V., Itelson L. B. et al. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psihologiya [Age and Pedagogical Psychology]. Ed. by A. V. Petrovskiy. M., Prosveshchenie, 1979.

11. Makarenko A. S. Kollektiv i vospitanie lichnosti [Collective and Personality Education]. M., Pedagogika, 1972. 262 p.

12. Bozhovich L. I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. M., Prosveshchenie, 1968.

13. Ivanov I. P. Sozidanie: teoriya i metodika vospitaniya [Creation: Theory and Methods of Upbringing]. SPb., Avers, 2003. 504 p.

14. Konnikova T. E. Organizaciya i vospitanie uchenicheskogo kollektiva [Organization and education of the student team]. Ocherki pedagogiki = Essays on Pedagogy, L., LSU, 1963.

15. Pedagogika obshchey zaboty [Pedagogy of Common Care]. Ed. by T. V. Trukhachev, I. D. Avanesyan, E. V. Titov. SPb., Obrazovanie, 1996. 102 p.

16. Rays F. Psihologiya podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta [The Psychology of Adolescence and Youth]. SPb., Piter, 2000. 656 p.

17. Shaffer D. Deti i podrostki: psihologiya razvitiya [Children and Adolescents: Developmental Psychology]. SPb., Piter, 2003. 976 p.

18. Psihologicheskie problemy rossiyskikh podrostkov (1993-2013 gg.) [Psychological Problems of Russian Teenagers (1993-2013)]. ed. by L. A. Regush. SPb., ELVI-PRINT, 2015.

19. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy [Pedagogy: a Textbook for Students of Higher Education Pedagogical Institutions]. Ed. by V. A. Slastenin. M., Akademiya, 2013. 576 p.

20. Vygotskiy L. S. Dinamika i struktura lichnosti podrostka [Dynamics and structure of a teenager's personality]. Pedagogicheskaya psihologiya. Sobr. soch. v 61. = Pedagogical Psychology. A Collection of Essays in 6 volumes, M., Pedagogika, 1978, vol. 4. 221 p.

21. Vygotskiy L. S. Istoriya razvitiya vysshikh psihicheskikh funktsiy [The history of the development of higher mental functions] Pedagogicheskaya psihologiya. Sobr. soch. v 6 t. = Pedagogical Psychology. A Collection of Essays in 6 volumes, M., Pedagogika, 1978, vol. 3. 145 p.

22. Leontyev A. N. Problemy razvitiya psikhiki [The Problems of the Development of Psyche]. M., Nauka, 1979. 210 p.

23. Shiyanov E. N. Pedagogika: obshchaya teoriya obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy [Pedagogy: General Theory of Education: a Textbook for Students of Pedagogical Institutions]. Stavropol, NCSI, 2007. 636 p.

24. Levada Yu. A. Lektsii po sotsiologii [Lectures on Sociology]. M., Veche, 2008.

25. Yadov V. A. Samoregulyaciya i prognozirovanie sotsial'nogopovedeniya lichnosti: Dispozicionnaya kontsepciya [Self-Regulation and Prediction of the Social Behavior of the Individual: Dispositional Concept]. M., CSPiM, 2013. 376 p.

26. Praktikum po vozrastnoj psihologii: uchebnoe posobie [Workshop on Developmental Psychology: a Textbook]. Rd. by L. A. Golovey, E. F. Rybalko. SPb., Rech, 2010. 694 p.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Лидак, Л. В. Аксиологический подход к исследованию ценностных ориентаций подростков в современной социальной ситуации / Л. В. Лидак, Т. А. Тимошенко. -Текст : непосредственный // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2022. - № 2. -С. 26-38.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Lidak L. V., Timoshenko T. A. The Axio-logical Approach to the Study of Value Orientations of Adolescents in the Modern Social Situation / L. V. Lidak, T. A. Timoshenko / / The Bulletin of Armavir State Pedagogical University, 2022, No. 2, pp. 26-38. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.