Научная статья на тему 'Формирование ценностных ориентаций молодежи Томской области посредством использования технологии социального проектирования'

Формирование ценностных ориентаций молодежи Томской области посредством использования технологии социального проектирования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
87
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЦЕННОСТНАЯ ДИНАМИКА / VALUES / INSTRUMENTAL VALUES / TERMINAL VALUES / YOUTH / SOCIAL DESIGN / VALUE DYNAMICS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Власова Юлия Андреевна, Бузмакова Ксения Валериевна

В статье рассматривается проблема ценностного вакуума, в котором оказалась современная молодежь России. Предлагается один из путей ее решения использование социального проектирования в формировании ценностных ориентаций молодежи. Приводится анкета, с помощью которой исследовались наличие и степень выраженности инструментальных и терминальных ценностей подростков и молодых людей, участвующих в обучении. Описывается реализация технологии социального проектирования: подготовка тренеров по социальному проектированию, выезды тренеров в муниципальные образования для обучения молодежи и сопровождения процесса реализации социальных проектов. Сравниваются данные о ценностных ориентациях участников исследования на первом и завершающем этапах работы. Сделан вывод, что у молодежи в процессе обучения прослеживается переход от гедонистических ценностей к социальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Власова Юлия Андреевна, Бузмакова Ксения Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of youth values in Tomsk region through the social design technology

The paper deals with the problem of the “value vacuum” of the modern youth in Russia. It is proposed to use social design technology when developing youth values to address this issue. The study presents the diagnostic questionnaire for instrumental and terminal values of adolescents and young people involved in education. It describes the procedure for implementing the social design technology: the training of social design coaches, their visits to municipalities to train young people and assist in social designing. Data on the respondents’ values at the first and final design stages are compared. The author concludes that there is a shift from hedonic values to social ones among young people during their study.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностных ориентаций молодежи Томской области посредством использования технологии социального проектирования»

УДК 371.38:316.752-053.6(571.16)

https://doi.org/10.24158/spp.2018.10.17

Власова Юлия Андреевна

Vlasova Yulia Andreevna

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии Национального исследовательского Томского государственного университета

Бузмакова Ксения Валериевна

магистрант факультета психологии Национального исследовательского Томского государственного университета

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

PhD in Psychology, Associate Professor, General and Educational Psychology Department, Tomsk State University

Buzmakova Ksenia Valerievna

Master's Degree student, School of Psychology, Tomsk State University

THE DEVELOPMENT OF YOUTH VALUES IN TOMSK REGION THROUGH THE SOCIAL DESIGN TECHNOLOGY

Аннотация:

В статье рассматривается проблема ценностного вакуума, в котором оказалась современная молодежь России. Предлагается один из путей ее решения - использование социального проектирования в формировании ценностных ориентаций молодежи. Приводится анкета, с помощью которой исследовались наличие и степень выраженности инструментальных и терминальных ценностей подростков и молодых людей, участвующих в обучении. Описывается реализация технологии социального проектирования: подготовка тренеров по социаль-ному проектированию, выезды тренеров в муниципальные образования для обучения молодежи и сопровождения процесса реализации социальных проектов. Сравниваются данные о ценностных ориен-тациях участников исследования на первом и завершающем этапах работы. Сделан вывод, что у молодежи в процессе обучения прослеживается переход от гедонистических ценностей к социальным.

Summary:

The paper deals with the problem of the "value vacuum" of the modern youth in Russia. It is proposed to use social design technology when developing youth values to address this issue. The study presents the diagnostic questionnaire for instrumental and terminal values of adolescents and young people involved in education. It describes the procedure for implementing the social design technology: the training of social design coaches, their visits to municipalities to train young people and assist in social designing. Data on the respondents' values at the first and final design stages are compared. The author concludes that there is a shift from hedonic values to social ones among young people during their study.

Ключевые слова:

ценностные ориентации, инструментальные ценности, терминальные ценности, молодежь, социальное проектирование, ценностная динамика.

Keywords:

values, instrumental values, terminal values, youth, social design, value dynamics.

Постановка проблемы

Сегодня в обществе происходит процесс трансформации традиционных представлений и ценностей. Молодежь как социальная группа находится в центре переплетения различных временных ориентаций [1]. При этом быстроизменяющиеся реалии в мире технологий и информации опосредуют все более сложные связи поколений. Исследователи не вполне могут прогнозировать эти процессы, и становится все сложнее говорить о преемственности поколений, поскольку разрушаются традиционные формы социализации.

Молодежь позднее вступает в брак или даже отказывается от его регистрации, создает семьи с одним или двумя детьми, дети рано покидают семью - это давно развивающиеся в мире реалии. Культурные трансляторы на ценностном уровне во многом несут негативные тенденции: искусство дегуманизируется, ценность настоящей культуры подменяется стереотипами массовых видов «искусства», постулируется преимущество эгоистического сознания. О.В. Кучмаева отмечает, что смена ценностных ориентиров ведет к смене воспитательных стратегий у родителей [2]. Представители молодежных групп в большей степени ориентированы на воспитание «рыночных» качеств в своих детях.

Обзор литературы

Первое социологическое определение ценности в начале XX в. дали У. Томас и Ф. Знанец-кий. В советской психологии сложился целый ряд школ и направлений, в которых ценности рассматриваются в различных аспектах изучения свойств личности. Это концепции Б.Г. Ананьева,

Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Ратинова. Так, первоначально обозначая ценности термином «значение», С.Л. Рубинштейн указывал на их определяющую роль в мотивации личности [3].

Нам близко определение ценностей Д.А. Леонтьева [4], называющего их «консервированными» отношениями с миром, обобщенными и переработанными совокупным опытом социальной группы. Ценности - это социально одобряемые, разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п.

Особенности формирования и функционирования ценностей и ценностных ориентаций в юношеском возрасте раскрываются в работах ряда исследователей: М.И. Бобневой, Е.С. Волкова, Л.Г. Десфонтейнес, А.Н. Елизарова, В.Г. Калашникова, И.С. Кона, Б.С. Круглова, В.С. Мухиной и др.

Позитивное преображение молодежной среды, в которой происходит формирование ценностных ориентаций, может быть реализовано с помощью трансформирования системы, методов и форм проведения государственной молодежной политики в Российской Федерации [5]. Сегодня проблеме поиска продуктивных форм работы с молодежью уделяется больше внимания, чем в первые десятилетия постсоветской истории. Так, на государственном уровне происходит системное вовлечение молодежи в многообразные социальные практики, на первый план выходит задача развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых людей.

Эффективным методом формирования ценностных ориентаций молодежи может стать социальное проектирование. Проектная деятельность выступает подвидом инновационной, творческой деятельности, поскольку с ее помощью осуществляется преобразование действительности в меняющихся условиях, в ней используются технологии конструирования, проектирования и программирования объектов [6]. Мы будем руководствоваться определением В.А. Лукова, понимающего социальное проектирование как «конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам» [7].

В широком смысле социальное проектирование подразумевает любое социально значимое или полезное дело, с помощью которого удается улучшить жизнь человека [8]. Социальные проекты масштабны по задействованным ресурсам, целям и временным периодам. Для реализации проектов нужна команда. Это обстоятельство можно использовать в целях развития многих социальных компетенций: умений работать в команде, понять позицию другого, отстаивать собственную точку зрения и т. д. [9].

На региональном уровне обучение социальному проектированию активно применяется Департаментом по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области с 2011 г. Однако вопрос об эффективности данной технологии в части содействия формированию и развитию правовых, культурных и нравственных ценностей молодежи до сих пор остается открытым.

Организация исследования

Мы предположили, что реализация молодежью социальных проектов будет способствовать развитию их ценностных ориентаций при соблюдении следующих условий: 1) формирование группы активной молодежи в возрасте от 14 до 26 лет, 2) обеспечение сопровождения групп молодежи подготовленными тренерами, 3) обеспечение качественной связи каждого члена группы молодежи с тренерами.

Базу исследования составили участники молодежного проекта Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области «Школа активного действия». Проект реализовывался в период с 20 августа по 20 ноября 2017 г. в 5 муниципальных образованиях: Зырянский, Тегульдетский, Чаинский районы, города Кедровый и Стрежевой. Общая выборка составила 56 человек. Возрастной диапазон участников исследования - от 14 до 26 лет.

Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов: 1) подготовка тренеров по социальному проектированию, 2) обучение молодежи социальному проектированию, 3) сопровождение в реализации социальных проектов.

В рамках решения задачи подготовки тренеров производился сбор резюме претендентов на обучение. В процессе конкурсной процедуры претенденты проходили собеседование и решали предложенные кейсы по социальному проектированию, участвовали в имитации пробных занятий с молодежью по заданным ситуациям. После отбора обучение проходило в форме двухдневного интенсив-курса с занятиями по методике создания социального проекта, работе с методическими материалами, с ознакомлением с особенностями презентации проектов, а также с информационным блоком по психологии и педагогике подростков и юношей.

На следующем этапе тренеры приступили к обучению молодежи районов Томской области социальному проектированию. Этому предшествовала оценка актуальных ценностных ориентаций молодежи, осуществленная посредством анализа данных анкеты. За основу анкеты была взята методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича. Очевидно, что не все из 36 предложенных М. Рокичем ценностей могут формироваться и развиваться у молодых людей путем проектной деятельности. Они были подвергнуты экспертной оценке, в результате чего было сделано предположение, что участие в проектной деятельности может повлиять на ценности, представленные ниже (таблица 1).

Таблица 1 - Ценности, формируемые в ходе исследования

Терминальные Инструментальные

1. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) 2. Наличие хороших и верных друзей 3. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) 4. Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) 5. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) 1. Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) 2. Исполнительность (дисциплинированность) 3. Ответственность (чувство долга, умение держать слово) 4. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) 5. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

В анкете участникам предлагалось ответить, какие из ценностей они считают значимыми в своей жизни.

На первом этапе анкетирования, когда участники программы «Школа активного действия» приступали к обучению, приоритетность терминальных ценностей, как видно из рисунка ниже, распределилась следующим образом (в порядке убывания): развлечения (27 чел.), счастье других (21), наличие хороших и верных друзей (4), общественное признание (4), материально обеспеченная жизнь (0).

4 4 Счастье других

А ^ 21 Развлечения

27 Верные друзья

Общественное признание

Материально обеспеченная жизнь

Рисунок 1 - Иерархия терминальных ценностей молодежи на 1-м этапе опроса, чел.

Приоритетность инструментальных ценностей, как видно из рисунка 2, распределилась в следующем порядке: твердая воля (21 чел.), ответственность (12), высокие запросы (11), эффективность в делах (10), исполнительность (2 чел.).

С целью обучения молодежи социальному проектированию тренеры из Томска совершили два выезда в муниципальные образования.

Первый выезд тренера в муниципальное образование в соответствии с традиционными этапами технологии проектирования включал:

1) подготовку участников к работе над проектом. Тренер актуализировал свободное обсуждение молодыми людьми того, что такое проект, что означают термины «социальное проектирование», «социальная проблема» и т. д.;

2) выбор проблемы. Тренер предлагал обсудить важные для района проблемы, к которым были чувствительны участники. После формирования перечня проблем участники должны были найти для них точные формулировки, а также оценить с точки зрения вклада, который могли бы внести в их решение. Последнее было реализовано посредством работы микрогрупп;

3) сбор и анализ информации. От участников требовалось изучить различные источники, описывающие выделенную проблему, включая изучение сюжетов СМИ, проведение опроса экспертов и представителей администрации. Делались выводы о том, кто является заинтересованными лицами в решении данной проблемы, насколько она проработана, какие ресурсы можно привлечь для ее решения и т. д.;

4) разработку плана решения проблемы. Этап формализации процесса проектирования, когда молодые люди оформляли наработанные материалы в соответствии с разделами проекта, такими как актуальность, подходы к решению, программа действий команды, реализующей проект, построение пути реализации программы.

Программа действий команды в своем конечном виде должна была быть сформирована уже в отсутствие тренера, оформление проектов осуществлялось командой молодых людей самостоятельно.

Второй выезд тренера в муниципальное образование проходил в виде занятия, на котором участники презентовали друг другу, а также стейкхолдерам и СМИ программы своих проектов, получали обратную связь. В технологии проектирования данный этап называется «формирование общественного мнения в местном сообществе».

Формирование и развитие ценностных установок у молодежной группы достигалось при помощи:

1) системы компетенций и рейтинга. В нашей работе использовалась оценка компетенций. Основной целью и функцией оценки компетенций в рамках проекта «Школа активного действия» являлась актуализация осознанности участников по поводу занимаемой ими позиции. Была использована карта компетенций, имевшая вид таблицы для самооценки индивидуальной работы в команде. Оценку компетенций проводили непосредственно сами участники;

2) рефлексии, т. е. обращения человеком своего сознания на свое (или чужое) мышление и поведение, на приобретенные знания и совершенные поступки, понимания и анализа своих мыслей, чувств и мотивов.

В рамках третьего этапа опытно-экспериментальной работы по сопровождению в реализации социальных проектов был совершен третий выезд тренера в муниципальное образование на занятие, совпадающее с реализацией проектов молодежью. Данный выезд включал в себя два итоговых этапа социального проектирования: 1) реализация программы действий команды (через практическую деятельность членов молодежной команды реализуется разработанный вариант решения проблемы); 2) презентация результатов реализации.

Тренер оценивал работу, давал обратную связь, консультировал. Для успешного логического завершения программы, подводя итоги, тренеры выделяли среди всех проектов лучшие, награждали участников.

Эффективность работы на данном этапе достигалась благодаря проведению заключительной рефлексии, консультированию тренерами участников по вопросам реализации их социальных проектов, применению методики «Тропа экспертов», в которой каждой команде необходимо было презентовать итоги своего проекта приглашенным экспертам.

Результаты исследования и их анализ

В результате второго этапа анкетирования также были выделены особенности иерархии ценностей молодежи. Приоритетность терминальных ценностей распределилась следующим образом (в порядке убывания): развлечения (23 чел.), счастье других (23), наличие хороших и верных друзей (5), общественное признание (5 чел.).

На рисунке 3 отражено сопоставление ценностных предпочтений на первом и втором этапах. Частота выбора варианта ответа «развлечения» как основной ценности снизилась с 27 до 23 чел., «счастье других» увеличилась с 21 до 23 чел. Число выборов ответов «наличие хороших и верных друзей» и «общественное признание» увеличилось с 4 до 5 чел., ответ «материально обеспеченная жизнь» остался на том же уровне (0). 30

25

20

15

10

5

0

Счастье других Развлечения Верные друзья Общественное Материально

признание обеспеченная

жизнь

Рисунок 3 - Сравнение терминальных ценностей молодежи на 1-м и 2-м этапах опроса, чел.

Таким образом, молодежь, приступая к обучению социальному проектированию, изначально была в большей степени ориентирована на приятный, необременительный досуг. В процессе работы над проектами у молодых людей заметна динамика в направлении осознания значимости дружбы (возможно, благодаря появлению новых друзей), важности вклада в счастье незнакомых людей, роли уважения окружающих, коллектива, товарищей.

Что касается инструментальных ценностей, с одной стороны, молодые люди в конце обучения продемонстрировали повышение значимости ответственности (с 12 до 27 ответов), что, безусловно, можно трактовать как положительную ценностную динамику. С другой стороны, ценности «твердая воля» и «эффективность в делах», наоборот, показали снижение значимости (с 21 до 17 ответов и с 10 до 2 ответов соответственно) (рисунок 4).

30

25 20 15 10 5 0

|1-й этап

21 1 2-й этап

17 1

11 10

Ö

2 2 2

Ответственность Твердая воля Высокие запросы Эффективность в Исполнительность

делах

Рисунок 4 - Сравнение инструментальных ценностей молодежи на 1-м и 2-м этапах опроса, чел.

Предположим, что инструментальные ценности «твердая воля» и «эффективность в делах» в сознании обучающихся отражали ориентацию на результат проекта (который, по оценкам тренеров, на первом этапе представлялся молодежи лишь в обобщенном виде). В процессе ознакомления с последовательностью шагов проектной деятельности и погружения в проблематику проектов обучающиеся начали понимать проектирование как ряд последовательных этапов, не всегда связанных с целью проекта очевидным образом. Они увидели, что многое зависит от качества взаимодействия участников на каждом отдельном этапе. Таким образом, в определении ценностей стала акцентироваться важность процессуальной стороны проектирования и личной ответственности каждого участника.

Заключение

Обучение социальному проектированию расширяет горизонты личности у молодых людей, которые благодаря этому начинают включаться в социально значимые виды деятельности, приносящие практические результаты. Это особенно важно для молодежи из глубинки, у которой зачастую имеется меньше возможностей для самореализации. Юноши и девушки учатся ответственному отношению к общему делу, получают опыт взаимодействия в команде, расширяют образ «я» за счет получения новой информации о своих личных качествах и приобретенных умениях. Данный практический опыт может быть задействован в проектах школьников при переходе на ступень получения профессионального образования.

Благодаря проектной технологии обучающиеся осваивают многоэтапную работу, разнообразную по формам деятельности и включающую различные виды анализа информации, коммуникацию внутри и вне группы (в том числе с внешними организациями), долгосрочное планирование, формирование навыка прогнозирования, а также презентацию своего продукта.

Исследование необходимо продолжить, расширив выборку участников, проанализировав механизмы эффективности технологии социального проектирования. При этом на данный момент можно говорить об эффективности использования социального проектирования в качестве инструмента формирования ценностных ориентаций молодежи в рамках реализованной программы.

Ссылки:

1. Галлямова Д.И. Социокультурные проблемы формирования ценностных ориентаций молодежи в современном обществе // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. 2014. № 7. С. 122-127 ; Huseynova G.G., Gojayeva S.A. Peculiarities of Value Orientations of Young People in Modern Society // Europaische Fachhochschule. 2014. No. 7. P. 38-41 ; Tilley J. Is Youth a Better Predictor of Sociopolitical Values than is Nationality? // Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2002. Vol. 580, iss. 1. P. 226-256. https://doi.org/10.1177/000271620258000110.

2. Кучмаева О.В. Дифференциация и тенденции ценностных ориентаций российской молодежи // Культурное наследие России. 2013. № 2. С. 32-38.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2013. 713 с.

4. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 2007. 512 с.

5. Галлямова Д.И. Указ. соч. ; Цыбулька А.М. Проблемы поиска новых общечеловеческих ценностей в контексте аксиологической парадигмы и современного духовного кризиса // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». 2015. № 1. С. 131-135.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Шлейкова Н.Ю. Проблемы и перспективы использования технологий социального проектирования в образовании // Евразийский союз ученых. 2014. № 6-2. С. 142-144.

7. Луков В.А. Социальное проектирование : учеб. пособие. 7-е изд., перераб. и доп. М., 2007. 240 с.

8. Панова О.В. Подготовка учителя к социальному проектированию в школе // Высшее образование в России. 2012. № 6. С. 127-129.

9. Петровский В.С. Подготовка будущих социальных педагогов к социальному проектированию: актуальность проблемы // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 46-1. С. 313-318.

References:

Gallyamova, DI 2014, 'Social and Cultural Issues of Developing Youth Values in Modern Society', Nauchnyye trudy Tsentra perspektivnykh ekonomicheskikh issledovaniy, no. 7, pp. 122-127, (in Russian).

Huseynova, GG & Gojayeva, SA 2014, 'Peculiarities of Value Orientations of Young People in Modern Society', Europaische Fachhochschule, no. 7, pp. 38-41.

Kuchmaeva, OV 2013, 'Value Differentiation and Trends of the Russian Youth', Kul'turnoye naslediye Rossii, no. 2, pp. 3238, (in Russian).

Leontiev, DA 2007, Psychology of Meaning, Moscow, 512 p., (in Russian). Lukov, VA 2007, Social Design, manual, 7th ed., Moscow, 240 p., (in Russian).

Panova, OV 2012, 'Training Teachers in Social Design at School', Vyssheye obrazovaniye v Rossii, no. 6, pp. 127-129, (in Russian).

Petrovsky, VS 2015, 'Training Future Social Teachers in Social Design: the Relevant Issue', Problemy sovremennogo ped-agogicheskogo obrazovaniya, no. 46-1, pp. 313-318, (in Russian).

Rubinstein, SL 2013, Fundamentals of General Psychology, St. Petersburg, 713 p., (in Russian).

Shleikova, NYu 2014, 'Problems and Prospects of Using Social Design Technology in Education', Yevraziyskiy soyuz uchenykh, no. 6-2, pp. 142-144, (in Russian).

Tilley, J 2002, 'Is Youth a Better Predictor of Sociopolitical Values than is Nationality?', Annals of the American Academy of Political and Social Science, vol. 580, iss. 1, pp. 226-256. https://doi.org/10.1177/000271620258000110.

Tsybulka, AM 2015, 'The Problematic Search for New Human Values in the Context of the Axiological Paradigm and the Modern Spiritual Crisis', Nauchno-analiticheskiy zhurnal "Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvennoy pro-tivopozharnoy sluzhby MCHS Rossii", no. 1, pp. 131-135, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.